Научная статья на тему 'Стратегия США в АТР и отношения с Китаем'

Стратегия США в АТР и отношения с Китаем Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2457
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная стратегия / военно-морская стратегия / стратегическая ситуация / угрозы и вызовы / соперничество США и Китая / зоны напряженности. / national strategy / maritime strategy / strategic situation / threats and challenges / regional zones of tension / US-China rivalry.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Болятко Анатолий Викторович

В статье анализируются состояние и перспективы китайско-американских отношений. Особое внимание уделено тенденциямразвития стратегической ситуации в Азиатско-Тихоокеанскомрегионе в связи с изменением государственной и военно-морскойстратегии США в АТР. Отмечается, что США, настаивая на сохранениисвоего мирового лидерства, ныне особо остро ставят вопрос о Китае как о своем главном противнике в региональном и глобальном масштабах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE US STRATEGY IN THE ASIA-PACIFIC AND CHINESE-AMERICAN RELATIONS

The article analyzes current situation in the AP as well as Chinese-American relations' prospects. The emphasis is made on trends in the development of the regional situation caused by changes in the American strategy there. China has been declared the main probable adversary of the USA.

Текст научной работы на тему «Стратегия США в АТР и отношения с Китаем»

Стратегия США в АТР и отношения с Китаем

135

А.В. Болятко

СТРАТЕГИЯ США В АТР И ОТНОШЕНИЯ С КИТАЕМ

Аннотация. В статье анализируются состояние и перспективы китайско-американских отношений. Особое внимание уделено тенденциям развития стратегической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе в связи с изменением государственной и военно-морской стратегии США в АТР. Отмечается, что США, настаивая на сохранении своего мирового лидерства, ныне особо остро ставят вопрос о Китае как о своем главном противнике в региональном и глобальном масштабах.

Ключевые слова: национальная стратегия, военно-морская стратегия, стратегическая ситуация, угрозы и вызовы, соперничество США и Китая, зоны напряженности.

В начале февраля 2015 г. Белым домом была обнародована новая Стратегия национальной безопасности США, которая заменила предыдущий документ, действовавший с мая 2010 г.

Уже в преамбуле к документу американский президент и верховный главнокомандующий вооруженными силами США Барак Обама ставит перед всем американским военно-политическим истеблишментом стратегическую задачу — сохранить в глобальном масштабе перманентное «лидерство США». При этом он убежден: американцев «объединяет общенациональная уверенность в том, что глобальное лидерство Америки остается непреложным»1. И в этом контексте Б. Обама делает акцент, что деятельность его страны на международной арене должна подкрепляться полной и безоговороч-

136

Международные отношения КНР

ной поддержкой со стороны других государств, являющихся союзниками и партнерами США.

В обновленной стратегии уточнено, что американская внешняя политика не концентрируется на какой-то одной угрозе или одном регионе мира. При этом подчеркивается, что на всех «фронтах» Соединенные Штаты лидируют и должны лидировать «с позиции силы». Кредо Б. Обамы так и сформулировано: «Мы будем лидировать с позиции силы». А в другом месте документа обещано: «Мы будем лидировать, используя все инструменты американской мощи». Новым элементом стратегии стала провозглашенная задача обеспечения некоего «международного порядка», опять-таки основанного на «американском лидерстве».

В оставшийся до завершения своего президентства срок Барак Обама пообещал настаивать на принятии таких военных бюджетов, которые сохранят «силы и преимущества» Америки, а также заявил о готовности убедить конгресс положить конец сокращению и без того непомерных военных расходов, поскольку, мол, «секвестр бюджета «ослабляет национальную безопасность страны». По словам президента, Соединенные Штаты продолжат выделение значительных средств для усиления военного потенциала в целом, в том числе направляя денежные ресурсы на развитие сил ядерного сдерживания, противоракетной обороны, обеспечение кибербезопасности, создание космических систем и проведение активных разведывательных операций.

В стратегии указывается, что американские вооруженные силы будут и впредь использоваться для проведения «глобальных антитеррористических операций», «выполнять свои обязательства перед союзниками» и «сдерживать агрессию посредством развертывания сил передового базирования и совместных действий». А в случае неэффективности стратегии сдерживания американские вооруженные силы «будут готовы применять военную силу в любой точке мира, воспрещая и останавливая агрессию на многих театрах военных действий».

Из обновленной Стратегии национальной безопасности 2015 г. следует, что Соединенные Штаты станут применять военную силу в одностороннем порядке, в том числе и без санкции Совета Безопасности ООН, когда этого потребуют их «национальные интересы», если кто-то будет угрожать американскому народу, если в опасности окажутся жизнь и благосостояние американцев, а также когда воз-

Стратегия США в АТР и отношения с Китаем

137

никнут угрозы безопасности их союзников. По мнению авторов стратегии, национальная безопасность США не ограничивается только их территорией: необходимость ее защиты и укрепления проецируется на весь мир без исключений. В стратегии заметное внимание уделено дальнейшему усилению военного потенциала НАТО и военных структур с участием Соединенных Штатов не только в Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также на Ближнем Востоке.

В разделе, касающемся проблематики распространения оружия массового поражения, утверждается, что США привержены идее построения безъядерного мира. Одновременно с этим Вашингтон заявляет о необходимости сохранения «эффективных сил ядерного сдерживания». Странным выглядит заявление актуализированной военно-стратегической установки, что американское военно-политическое руководство будет и впредь «настаивать» на претворении в жизнь Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, одобренного мировым сообществом еще в 1996 г. и проваленного американскими законодателями на стадии его ратификации в 1999 г.

Стратегия 2015 г. не содержит конструктивных идей и предложений по предотвращению размещения оружия в космическом пространстве. Вновь повторяются основные положения космической стратегии США, которая предусматривает военное доминирование Америки в космосе. Нет в обновленном документе и каких-то намеков на возможность введения ограничений на развертывание американской глобальной системы противоракетной обороны, проявление сдержанности в размещении крупных группировок американских ВМС в Мировом океане, сокращение программ по разработке новых гиперзвуковых и высокоточных систем в рамках стратегии «Молниеносный глобальный удар».

Соединенные Штаты, уверовав в свою «исключительную роль, ответственность и уникальность», еще раз показали в директивно закрепленной форме намерение действовать агрессивно и напористо практически во всех частях света, добиваясь достижения своих узкокорыстных целей любыми средствами: дипломатическими, финансово-экономическими и, самое главное, военными.

Предъявляя необоснованные и оторванные от реальности претензии к Российской Федерации и Китайской Народной Республике, а также искажая их внешнюю политику на международной аре-

138

Международные отношения КНР

не, обновленная Стратегия национальной безопасности 2015 г. несет в себе активный антироссийский и антикитайский заряд. Она, по сути дела, призывает к сколачиванию против Москвы и Пекина трансатлантического и трансазиатско-тихоокеанского альянса.

Утвержденный Б. Обамой документ показывает, что нынешнее американское военно-политическое руководство намерено и впредь вмешиваться во внутренние дела суверенных государств, использовать военную силу далеко за пределами США в любое время и по своему усмотрению, настроено в амбиционном порыве утвердить свое глобальное «лидерство»2.

Более конкретно задачи США по отношению к Китаю сформулированы в опубликованной в марте 2015 г. военно-морской стратегии («Стратегия военно-морского взаимодействия для XXI века». CS-21R). В ней обновлены концепции и стратегические подходы предыдущего варианта документа от 2007 г. (CS-21) в соответствии с изменившейся обстановкой на морях и океанах. В особенности отчетливо прозвучала трактовка военно-морской активности Китая как угрозы, ибо, по мнению США, китайцы ведут агрессивную политику в регионе и имеют территориальные претензии к соседям. В свете ситуации в Азии документ опубликован своевременно: не только США расширили масштаб своих операций в прибрежных зонах, но и военно-морские силы стран АТР создают оборонные комплексы для противостояния возможным вызовам на море. В целях предотвращения этих вызовов положения новой военно-морской стратегии составлены с учетом широкого спектра морских проблем и мнений, таких, как позиции различных стран в АТР, нетрадиционные вызовы безопасности в контексте реалий множества прибрежных стран, новые технологические трудности в обеспечении безопасности и даже вопросы финансирования как ключевого фактора в планировании военно-морских операций будущего.

Как и предыдущий вариант военно-морской стратегии, новый документ подчеркивает значение военно-морского взаимодействия в качестве фундаментального принципа эффективной военно-морской безопасности. Однако в отличие от ранней версии новый документ представляет военно-морское сотрудничество и международное партнерство как стратегический императив для долгосрочных целей обеспечения безопасности.

Стратегия США в АТР и отношения с Китаем

139

Наиболее отличительный аспект CS-21R — прямое признание Китая как основного вызова. В новом документе, в отличие от предшествующего, прямо указывается на китайские военно-морскую экспансию и территориальные притязания как источники региональных «беспорядков». Другим возможным источником «беспорядков» в Азиатско-Тихоокеанском регионе называется Россия.

В силу того, что, по мнению авторов стратегии, традиционные угрозы в перспективе будут расти, в документе опорой действий ВМС США называется передовое присутствие в регионе, а условием успешного проведения операций в области безопасности — создание коалиционных сил, поскольку только такой подход (гибкость, адаптивность и требуемое объединение сил) необходим для обеспечения эффективности военно-морских действий.

В документе указано, что, несмотря на то, что США экспортируют больше энергоресурсов, чем импортируют, они остаются привязанными к конъюнктуре глобальной экономики, которая в свою очередь всецело зависит от бесперебойной поставки нефти и газа из Ближнего Востока и Центральной Азии. ВМС США будут продолжать играть важную роль в обеспечении безопасности потоков нефти путем передового развертывания в ключевых районах мира. Однако упор на задействование передовых позиций требует особой подготовленности ВМС. Авторы стратегии исходят из того, что бюджет Пентагона позволит обеспечить к 2020 г. 300-корабельный состав сил флота, из которых силы передового развертывания будут включать 120 кораблей3.

Военно-морская стратегия выдвигает ряд новых предложений в области оперативных императивов и тенденций. Упор сделан на разработку концепции электромагнитных маневренных боевых действий, космических и киберопераций для достижения желаемого эффекта: в настоящее время кибер-электромагнитная среда является основой для проведения военных операций. В документе подчеркивается, что в условиях финансовых ограничений ВМС должны использовать все доступные инновации для отражения как традиционных, так и нетрадиционных вызовов и угроз.

Авторами стратегии вводится термин «Индо-Азиатско-Тихоокеанский регион», в котором предполагается дислоцировать примерно 60 % кораблей и самолетов ВМС США. Однако это не означает, что

140

Международные отношения КНР

они будут распределены равномерно в западной части Тихоокеанской зоны и в Индийском океане. С ростом военного потенциала Японии, Сингапура и Австралии внимание американских ВМС будут по-прежнему сфокусировано на Тихоокеанском театре военных действий.

Создатели новой стратегии уделили внимание регионам, которые в предыдущих вариантах военно-морской стратегии США не упоминались: Европа и Средний Восток ныне включаются в зону стратегического внимания США. В то же время неясно, как США намереваются обеспечить безопасность вокруг Евразийского континента, в то время как основные силы передового базирования намечено разместить в Тихоокеанской зоне.

Документ предусматривает развертывание ВМС как форму «мягкой силы», особенно в случае таких чрезвычайных ситуаций, как землетрясение 2010 г. на Гаити, цунами в Японии в 2011 г. или тайфун 2013 г. на Филиппинах. Примечательно, что повышенное внимание в вопросе обеспечения безопасности на море в стратегии уделяется Береговой обороне. Более того, авторы объявили, что Береговая оборона США — главное ведомство, ответственное за безопасность в Западном полушарии. Совершенствование Береговой обороны повышает вероятность того, что она сможет обеспечить конвенциональные операции в восточной части Тихоокеанской зоны во время конфликта с Китаем.

Численность флота НОАК увеличивается и скоро он будет крупнейшим в АТР. Китайские ВМС смогут перейти от стратегии ограничения доступа к стратегии доминирования в регионе, причем не только в Тихоокеанской зоне, но и в Индийском океане. Это означает, что США будет необходимо противостоять китайской стратегии ограничения доступа в своих прибрежных водах и быть готовым противодействовать ВМС НОАК в дальней морской зоне. Однако при существующем уровне американских военно-морских сил в регионе представляется маловероятным, что ВМС США будет иметь возможность как контроля ближней морской зоны, так и активных действий в дальней.

В этом смысле нет более вероятной зоны конфликта, чем Южно-Китайское море, где США и их союзники вовлечены в силовое столкновение с Китаем. Вашингтон осознает ограниченность своих

Стратегия США в АТР и отношения с Китаем

141

возможностей, поэтому концепция «авиационно-морского сражения» (Air-Sea Battle — ASB) ныне признана устаревшей, и ей на смену 9 января 2015 г. была призвана «Объединенная концепция доступа и маневра к глобальным театрам» (Joint Concept for Access and Maneuver in the Global Commons — JAM-GC)4, что позволит Америке выглядеть менее конфронтационной по отношению к Китаю. В действительности ВМС США не только понизили уровень риторики по противостоянию китайскому курсу на предотвращения доступа, но и налаживают более тесное взаимодействие с ВМС Китая. Новая военно-морская стратегия США рассматривает действия Пекина как ответственного игрока в области ВМС, участника контртеррористической операции в Сомали и многонациональных учений на море, подписанта Кодекса поведения при случайных столкновениях на море, что служит снижению градуса подозрительности на морских пространствах Азиатско-Тихоокеанского региона. Авторы новой стратегии видят положительные стороны в продвижении ВМС КНР в районы Индийского и Тихого океанов. КНР участвует в антипиратских операциях в Аденском заливе, оказывает гуманитарную помощь, госпитальное судно вносит свой вклад при устранении последствий ЧС.

Как бы то ни было, но тот факт, что теперь американцы открыто называют Китай источником угрозы, будет стимулом для других стран АТР провести ревизию своих собственных военно-морских стратегий. В регионе, да и в мире в целом, растет осознание того, что США — не единственный арбитр в области военно-морской безопасности.

Примечания

1 Цит. по: Красная звезда. 16.02.2015. URL: http://www.redstar.ru/index.php/ daty/item/21815-strategiya-sily

2 т

1ам же.

3

НГ. Независимое военное обозрение. 03.04.2015. URL: http://nvo.ng.ru/ concepts/2015-04-03/1_usa.html

4 См. URL: http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/navy/2015/0114/ 202715031/print.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.