Научная статья на тему 'Стратегия социальной поддержки безработных на региональном уровне'

Стратегия социальной поддержки безработных на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СТРАТЕГИЯ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / UNEMPLOYMENT / LABOUR MARKET / SOCIAL PROTECTION / STRATEGY / EMPLOYMENT POLICY / EMPLOYMENT SERVICE / ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарская Нинель Михайловна, Змановский Илья Сергеевич

Рассмотрена концепция социальной поддержки безработных граждан на региональном уровне. Предложены стратегические меры по регулированию регионального рынка труда. Дан анализ развития в динамике безработицы и потребности в рабочей силе в период между двумя экономическими кризисами с 1999 по 2009 гг. (на примере г. Иркутска).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Токарская Нинель Михайловна, Змановский Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF SOCIAL SUPPORT OF THE UNEMPLOYED AT THE REGIONAL LEVEL

The article deals with the concept of social support of unemployed citizens at the regional level. The author suggests strategic measures to regulate the regional labour market, and analyses the dynamics of unemployment development and the demand for labour force in the period between the two economic crises of 1999 and 2009 (by the example of Irkutsk city).

Текст научной работы на тему «Стратегия социальной поддержки безработных на региональном уровне»

О

УДК 331.526(47)

ББК 65.240.51(2 Рос)

Н.М. Токарская И.С. Змановский

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ БЕЗРАБОТНЫХ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Рассмотрена концепция социальной поддержки безработных граждан на региональном уровне. Предложены стратегические меры по регулированию регионального рынка труда. Дан анализ развития в динамике безработицы и потребности в рабочей силе в период между двумя экономическими кризисами с 1999 по 2009 гг. (на примере г. Иркутска).

Ключевые слова: безработица, рынок труда, социальная защита, стратегия, политика занятости, служба занятости, экономический кризис.

N.M. Tokarskaya I.S. Zmanovskiy

STRATEGY OF SOCIAL SUPPORT OF THE UNEMPLOYED AT THE REGIONAL LEVEL

The article deals with the concept of social support of unemployed citizens at the regional level. The author suggests strategic measures to regulate the regional labour market, and analyses the dynamics of unemployment development and the demand for labour force in the period between the two economic crises of 1999 and 2009 (by the example of Irkutsk city).

Keywords: unemployment, labour market, social protection, strategy, employment policy, employment service, economic crisis.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию говорится: «Очевидно, что усилия государства и бизнеса должны быть направлены на дальнейшее увеличение занятости — особенно в регионах с застойной безработицей». Занятость является одним из приоритетов государственной политики. Главная стратегическая цель социальной защиты незанятых категорий граждан — определение направлений действий, которые позволят смягчить социальные, психологические последствия безработицы, будут содействовать трудоустройству населения, расширению спроса на рабочую силу и обеспечению поддержки ее эффективного использования в соответствии с требованиями рынка труда. Концептуальные задачи и направления социальной под© Н.М. Токарская, И.С. Змановский, 2010

©

-О!

держки безработных определяются федеральной и региональной политикой занятости, а также общей ситуацией в сфере занятости населения на уровне территорий.

Проведем сравнение динамики основных показателей, характеризующих состояние и развитие рынка труда г. Иркутска в периоды двух кризисов 1998-1999 гг. и 2008-2009 гг.. На протяжении рассматриваемого периода можно будет отследить три этапа социальноэкономического развития страны (региона) и его влияние на сферу труда и занятости. Первый этап (1999-2000 гг.) связан с последствиями отечественного финансового кризиса 1998 г.; второй этап (20012007 гг.) представляет стадию экономического подъема; третий этап (2008-2009 гг.) включает развитие и последствия мирового экономического кризиса. Все три этапа экономического развития оказывают непосредственное влияние на социально-трудовые отношения, усугубляя проблемы занятости и безработицы. Согласно анализу основных показателей развития рынка труда наиболее благоприятным является период с 2005 г. до середины 2008 г. Он характеризуется устойчивым ростом потребности в рабочей силе и спадом уровня безработицы, увеличением уровня и оперативности трудоустройства, снижением потребности в переподготовке.

Важнейший относительный индикатор состояния рынка труда — это уровень безработицы. Необходимо учитывать, что уровень безработицы может быть определен двумя методами. На представленном рис. 1 отражена динамика «зарегистрированного» уровня безработицы в городе, рассчитанного на основе методики федеральных органов по труду и занятости населения (в которой основным критерием отнесения человека к безработным является факт его регистрации в службе занятости). Официальный уровень безработицы является относительно заниженным и не отражающим фактической ситуации на рынке труда. Итоги регулярных статистических обследований населения по проблемам занятости («бюджетные обследования домохозяйств»), проводимые региональными органами статистики отражают более реальные показатели уровня безработицы. Такие обследования проводятся по методике МОТ (Международная организация труда), которая является альтернативной официальной методике учета численности безработных. Так, на начало апреля 2010 г. среднероссийский уровень безработицы, рассчитанный по соответствующим методам, составил 3,1 и 9,2%. Следовательно, доля зарегистрированных безработных в общем числе незанятых и ищущих работу граждан составляет только треть.

Высокая динамика зарегистрированной безработицы в конце

2008 г. — первом квартале 2009 г. явилась следствием высвобождения занятых практически во всех секторах, кроме финансируе-

©

мых из бюджета. По словам экспертов, можно ожидать замедления к концу апреля прироста численности зарегистрированных безработных до уровня 6-8% (по методике МОТ) [2; 3]. В перспективе возможна стагнация зафиксированного уровня.

Уровень безработицы

■ Линейный (Уровень безработицы)

Рис. 1. Динамика уровня безработицы в г. Иркутске за период 1999-2009 гг., %

В период экономических кризисов (1998-1999 гг. и 2008-

2009 гг.) безработица имеет тенденцию к увеличению не только по уровню (размеру), но и по продолжительности (рис. 2). На рынке труда г. Иркутска к началу 2000 г. (после первого кризиса) продолжительность безработицы в среднем достигла почти 6 месяцев, стала приближаться к своему «застойному» состоянию. В период экономического роста и стабилизации социально-экономического развития происходит постепенное снижение среднего срока незанятости до 2-3 месяцев. Резкое увеличение периода безработицы наблюдается с 2008-2009 гг. — как последствие экономического кризиса второй волны.

Потребность в рабочей силе — важнейший показатель спроса на рынке труда, который определяется отраслевой спецификой территории и состоянием экономического развития. Существует прямая линейная зависимость между экономическим ростом (спадом) и увеличением (снижением) потребности в рабочей силе. Данную закономерность можно проследить на рис. 3. С 1999 по 2001 гг. наблюдается снижение и незначительный рост потребности в новых кадрах на предприятиях г. Иркутска. Такая тенденция является следствием финансового кризиса 1998 г., который негативно от-

©

ражался на сфере занятости еще в течение нескольких лет после кризиса, что подтверждают данные анализа. Интенсивный рост потребности в рабочей силе наблюдается с 2002 по 2006 гг. — этап экономического подъема и восстановления производства после длительного периода реформ и перехода к рыночной экономике, финансового кризиса на протяжении 90-х гг.

Продолжительность безработицы на конец отчетного периода

Линейный (Продолжительность безработицы на конец отчетного периода)

Рис. 2. Динамика продолжительности зарегистрированной безработицы в г. Иркутске за период 2001-2009 гг., %

* о\

Потребность в рабочей силе на 1 января

рабочих

" Линейный (Потребность в рабочей силе на 1 января)

Рис. 3. Динамика потребности в рабочей силе в г. Иркутске в 1999-2009 гг., чел.

©

Резкое снижение потребности в новой рабочей силе, возобновление высвобождений персонала и практики «вынужденных административных отпусков» на большинстве предприятий и организаций наблюдается в период 2008-2009 гг. — новая волна экономического кризиса и его последствий. Как известно, спрос на труд в отличие от предложения рабочей силы характеризуется большей инертностью, отдаленной во времени реакцией на следствия экономического цикла (спада или подъема). Данное обстоятельство можно проследить на графике 2, где отражается постепенное незначительное снижение потребности в рабочей силе уже в предкризисные годы — 2006-2007 гг.

Стратегические направления политики занятости и социальной поддержки безработных на уровне территорий должны определяться и периодически пересматриваться в зависимости от изменения конъюнктуры регионального рынка труда, а также на основе оценки эффективности реализации отдельных мер региональной Программы содействия занятости населения.

Проведенный анализ основных показателей конъюнктуры рынка труда свидетельствует о сохраняющемся напряжении в социально-трудовой сфере и о необходимости поддержки безработных категорий граждан. В связи с этим выделим основные приоритетные направления развития социальной поддержки безработных граждан и содействия обеспечению эффективной занятости населения на уровне региона и крупного города:

- создание новых рабочих мест в производственном секторе и сфере социальных услуг, в том числе путем содействия развитию малого бизнеса;

- оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите; создание рабочих мест для социально уязвимых категорий граждан, включая квотирование рабочих мест;

- разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей дифференцированный подход в области социально-экономической поддержки незанятого населения, относящегося к социально уязвимым категориям граждан;

- расширение и внедрение новых мероприятий активной политики занятости; развитие общественных и временных работ для безработных граждан;

- усилить работу по улучшению условий для профессионального самоопределения молодежи; проводить ярмарки вакансий, деловые игры, лекции, анкетирования, тестирования, семинары для выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

©

-О!

- повышение уровня социальной защищенности безработных граждан путем повышения уровня их доходов (в частности пособия по безработице) на период вынужденной незанятости;

- внедрение механизмов регулярной отчетности незанятых лиц о поиске новой работы, устанавливающих более жесткую зависимость между активностью поиска работы и получением пособия по безработице;

- следует продолжить расширять использование технологии трудоустройства, основанной на использовании компьютерной и информационной техники;

- распространение нестандартных форм и режимов занятости для отдельных категорий работников; стимулирование создания социально застрахованных рабочих мест надомного труда; расширение возможности по реализации вторичной и неполной занятости населения;

- усиление контроля соблюдения социально-трудовых гарантий работников на предприятиях; восстановление социальных гарантий занятости молодежи без опыта работы, в том числе выпускников профессиональных учебных заведений;

- создание внутрифирменных бирж труда и развитие их сотрудничества с государственными службами занятости;

- создание комплексов внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, возможностей для профессионального роста и повышения квалификации работников;

- развитие новых форм сотрудничества с работодателями, предусматривающих создание баз данных высококвалифицированных рабочих и специалистов из числа не только безработных, но и занятых граждан, обратившихся в службу и желающих сменить место работы;

- согласование деятельности государственных органов занятости с кадровыми агентствами в плане совместного регулирования городского рынка труда;

- создание единой информационной базы о вакансиях и незанятых лицах в рамках области и города, развитие технологии трудоустройства, основанной на использовании компьютерной и информационной техники;

- согласование объема и структуры подготовки специалистов системой профессионального образования с потребностями рынка труда с созданием соответствующей нормативно-правовой основы;

- развитие и повышение качества системы профессионального обучения безработных граждан; реализация специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повы-

О

шения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы;

- разработка законодательной основы для внедрения международной системы учета незанятых граждан согласно методике Международной организации труда.

Список использованной литературы

1. Гусев М.С. Два кризиса. Сравнительный анализ последствий 1998 и 2008-2009 годов / М.С. Гусев, А.А. Широв // Проблемы прогнозирования. — 2009. — № 5. — С. 3-20.

2. Служба занятости населения Иркутской области. — URL: http:// irkzan.ru/.

3. Федеральная служба государственной статистики. — URL: http:// www.gks.ru/wps/portal/OSI_N/ZAN.

Bibliography (transliterated)

1. Gusev M.S. Dva krizisa. Sravnitel’nyi analiz posledstvii 1998 i 2008-2009 godov / M.S. Gusev, A.A. Shirov // Problemy prognozirova-niya. — 2009. — № 5. — S. 3-20.

2. Sluzhba zanyatosti naseleniya Irkutskoi oblasti. — URL: http:// irkzan.ru/.

3. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. — URL: http:// www.gks.ru/wps/portal/OSI_N/ZAN.

Информация об авторах

Токарская Нинель Михайловна — доктор экономических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск.

Змановский Илья Сергеевич — аспирант кафедры социологии и социальной работы Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: nei10@mail.ru.

Authors

Tokarskaya Ninel Mikhailovna — Doctor of Economics, Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk.

Zmanovskiy Iliya Sergeyevich — post-graduate student, Chair of Sociology and Social Work, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: nei10@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.