Научная статья на тему 'Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Мирный Архангельской области'

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Мирный Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Какушкина М. А.

The strategic aim of the development of the municipal formation of Mirny of the Archangelsk Region is the achievement of the stable functioning and development of its economic system, the improvement of life level. The strategy of the development of Mirny is concentrated on the most perspective directions and is destined to solve the task of combining efforts and resources of all subjects of the economic activity. The strategy consists of ideas and principles that give reference points for legislative and executive authorities, business structures, for potential investors and the population of the municipal formation. They contribute to the social-economic development of the town-satellite, the First State Trial Cosmodrome "Plesetsk".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Какушкина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of social-economic development of the municipal formation of Mirny of the Archangelsk Region

The strategic aim of the development of the municipal formation of Mirny of the Archangelsk Region is the achievement of the stable functioning and development of its economic system, the improvement of life level. The strategy of the development of Mirny is concentrated on the most perspective directions and is destined to solve the task of combining efforts and resources of all subjects of the economic activity. The strategy consists of ideas and principles that give reference points for legislative and executive authorities, business structures, for potential investors and the population of the municipal formation. They contribute to the social-economic development of the town-satellite, the First State Trial Cosmodrome "Plesetsk".

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Мирный Архангельской области»

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИРНЫЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

М.А. Какушкина

Kakushkina М.А. The strategy of social-economic development of the municipal formation of Mirny of the Archangelsk Region. The strategic aim of the development of the municipal formation of Mirny of the Archangelsk Region is the achievement of the stable functioning and development of its economic system, the improvement of life level. The strategy of the development of Mirny is concentrated on the most perspective directions and is destined to solve the task of combining efforts and resources of all subjects of the economic activity. The strategy consists of ideas and principles that give reference points for legislative and executive authorities, business structures, for potential investors and the population of the municipal formation. They contribute to the social-economic development of the town-satellite, the First State Trial Cosmodrome “Plesetsk”.

ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ И ДИНАМИКА ЕЕ РАЗВИТИЯ

Принятый в стране курс на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях обусловил решительный переход к программно-целевому методу как основному направлению, обеспечивающему прямую связь между распределением ресурсов и результатами их использования.

Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) Мирный в силу национальной значимости градообразующего объекта относится к центрам стратегической ответственности государства. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.

Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных Законом «О

закрытом административно-территориальном образовании».

Порядок осуществляемого по категории специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработанная в соответствии с протоколом заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по решению проблем закрытых административно-территориальных образований от 9.12.2003 г. № 1 программа «Социально-экономическое развитие ЗАТО Мирный Архангельской области на 2006-2009 годы» (далее - Программа) направлена на повышение эффективности государственного регулирования базовых направлений факторов жизнедеятельности города и, прежде всего, в сфере его безопасного и устойчивого функционирования, обеспечения финансовых и социальных гарантий (социальные компенсации, своевременное отселение граждан, утративших связь с вооруженными силами).

Настоящая Программа предназначена для интеграции основных мероприятий и работ, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития и безопасного функционирования ЗАТО Мирный, и ориентирована на эффективное решение задач, связанных с реформированием системы межбюджетных отношений и местного самоуправления и повышением резуль-

тативности социальной политики. Эти задачи определены в качестве приоритетных в Правительственной программе социальноэкономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Решение задач региональной социальноэкономической политики и развития местного самоуправления достигается выполнением комплекса мероприятий настоящей Программы, которая нацелена на решение приоритетных задач развития муниципальной экономики ЗАТО Мирный, на ее структурный разворот в сторону активизации предпринимательства, повышения объема и качества оказываемых услуг населению, подъема городского хозяйства на основе интенсификации инвестиционного процесса в увязке с программой социально-экономического развития Архангельской области.

В ЗАТО Мирный и градообразующем оборонном опытно-испытательном научноисследовательском комплексе космодрома «Плесецк» реализуются мероприятия федеральных целевых программ, а также целевых программ, разработанных Администрацией города, которые, формируют программное поле целевой программы «Социально-экономическое развитие ЗАТО Мирный Архангельской области на 2006-2009 годы». При формировании Программы намечаются прогнозные значения основных показателей социально-экономического развития города Мирный на перспективу до 2013 г.

Концептуальная модель программы социально-экономического развития ЗАТО Мирный на период 2006-2009 гг. и до 2013 г. представлена на рис. 1.

В модели отражены основные проблемы развития ЗАТО Мирный:

■ Обеспечение стабильности энергоснабжения и эффективности энергопользования (энергосбережения).

Объекты энергохозяйства находятся в эксплуатации без капитального ремонта свыше 35 лет.

Годовая суммарная потребность в теплоснабжении г. Мирного составляет 500000 Гкал. В настоящее время г. Мирного и муниципальные предприятия г. Мирного обеспечиваются тепловой энергией от городских ко-

тельных, введенных в эксплуатацию в 19591967 гг. Сильная изношенность оборудования котельных ставит под угрозу теплоснабжение г. Мирный.

Необходимы срочные меры по замене и капитальному ремонту электроэнергетического оборудования электросетей и инженерных коммуникаций.

■ Старение жилищного фонда города. Износ жилого фонда (178 домов) составляет: до 30 % - 151 дом, свыше 30 % -10 домов, свыше 65 % - 17 домов.

■ Экологическая ситуация в ЗАТО Мирный требует проведения неотложных мероприятий. Экологические проблемы накапливались в течение многих лет и особенно обострились в результате передачи городского хозяйства от Минобороны России в муниципальную собственность в условиях недостаточного финансирования.

Особо остро стоит вопрос завершения строительства новых очистных сооружений и создания (строительство и оборудование) нового полигона ТБО.

■ Жилищная проблема, недостаточная развитость культурного и оздоровительного секторов. Жилищная проблема в городе является достаточно острой. В городской очереди остронуждающихся в жилье и в улучшении жилищных условий на 01.04.2006 г. состоит 1311 семей, из них по льготным спискам - 280 семей.

Сеть культурно-просветительных, физкультурных и спортивных учреждений не в полной мере удовлетворяет запросы населения.

■ Прогнозируется возможное усиление роста общей безработицы.

Успешная реализация Программы приведет к повышению уровня жизни населения ЗАТО Мирный, улучшению экологической ситуации, развитию налогооблагаемой базы и дальнейшему устойчивому развитию г. Мирного и в целом ЗАТО. Социальноэкономический подъем города Мирный во многом будет способствовать стабильному и безопасному функционированию оборонного опытно-испытательного объекта - 1 Государственного испытательного космодрома «Плесецк».

Рис. 1. Концептуальная модель развития ЗАТО Мирный на период до 2013 года

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Закрытое административнотерриториальное образование Мирный Архангельской области

Решение о создании военного объекта в районе поселка Плесецк Архангельской области с условным наименованием «Ангара» было принято Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1957 г. Весной 1958 г. территория поселка была переведена в ведение Министерства обороны. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 сентября 1960 г. и решения Архангельского облисполкома от 23 ноября 1960 г. был образован поселок Мирный. В феврале 1966 г. поселок Мирный преобразован в закрытый город областного подчинения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. № 2077 образован 1-й Государственный испытательный космодром (1 ГИК) «Плесецк» в составе Военно-космических сил Министерства обороны РФ, который является градообразующим объектом ЗАТО Мирный. На территории города Мирный расположены управления космодрома, военных строителей, ряд воинских частей, вычислительный центр, узел связи, военный госпиталь.

Территория

Границы территории ЗАТО Мирный установлены в соответствии с Указом Президента РФ от 14.01.03 г. № 37 «Об утверждении границ закрытого административно -территориального образования города Мирного Архангельской области». Площадь территории ЗАТО Мирный составляет 1762 км2, протяженность территории с севера на юг на 46 км и с востока на запад на 82 км.

Общая площадь городских земель в пределах черты г. Мирного 5312 га, площадь зеленых насаждений 10,8 га. Жилой фонд города составляет 9137 квартир, из них более 8,5 тыс. - муниципальных, в личной собственности граждан около 600 квартир. Планировка города прямоугольная. Дома кирпичные, панельные, деревянные: 2-12-этажные. Улицы широкие, прямые имеют твердое покрытие. Общая протяженность улиц и меж-квартальных проездов - 32,5 км.

На юго-западе г. Мирного расположено озеро «Плесцы», имеющее ледниковое происхождение. Ширина озера достигает 100 м, длина - 2,6 км, глубина - до 4 м.

Население

Численность населения ЗАТО Мирный по состоянию на 01.01.2004 г. составляет 30,2 тыс. чел. На изменение численности населения города значительное влияние имеют процессы миграции, естественная убыль населения не компенсируется миграционным приростом (табл. 1). Численность граждан, покинувших Мирный в течение 2000-2003 гг., была устойчиво выше числа прибывших. Численность экономически активного населения в 2003 г. возросла и составила 6,7 тыс. чел. Занятых в экономике 6,26 тыс. чел., в том числе градообразующая группа 6,26 тыс. чел. При проведении учета в численность населения территории не включается численность военнослужащих срочной службы.

Коэффициент соотношения численности мужского и женского населения в течение трех последних лет стабилен и составляет 1,5-1,4.

Средний размер семьи - 3,3 человека. Число браков на 1000 жителей - 7,8, разводов

- 7,3. Средний возраст жителей - 34 года. За последние годы наблюдается тенденция роста рождаемости. Росту числа родившихся способствует увеличение числа женщин в возрастных группах, характеризующихся наиболее интенсивным деторождением. Увеличивается численность детей дошкольного возраста. Общая численность детей в возрасте до 18 лет составляет 5,9 тыс. чел., что составляет 19,3 % от общей численности населения города. Возросло количество детей, которым требуется социальная помощь.

Численность пенсионеров составляет: 2000 г. - 13,6 %, 2001 г. - 15,7 %, 2002 г. -15,6 %, 2003 г. - 15,6 %, от общей численности населения. Численность пенсионеров, проживающих в городе, по состоянию на 01.01.2004 г. составила 4,6 тыс. чел., из них состоят на учете в органах социальной защиты населения свыше 2,5 тыс. чел.

Общая численность детей и пенсионеров в Мирном составляет 10,5 тыс. чел. или около 34,9 % от общей численности населения.

В последние годы наметилась тенденция к снижению соотношения средней заработной платы к прожиточному минимуму и от-

ставанию темпа роста заработной платы от темпа роста прожиточного минимума.

Климат

Умеренно-континентальный с чертами морского влияния. Зима (ноябрь - март) умеренно-холодная, с преобладанием пасмурной погоды. Относительная влажность воздуха 85-87 %. Для зимы характерны магнитные бури, связанные с полярным сиянием. Весна (апрель-май) прохладная, с неустойчивой погодой, частными туманами. Лето умеренно-теплое, дождливое. Температура воздуха от 16 до 19° С (максимум 34° С). В период с конца мая и до середины июля стоят белые ночи. Осень характеризуется пасмурной, сырой погодой. С середины октября начинают-

ся ночные заморозки. Ветры преобладают юго-западные, северные и южные.

Транспорт

ЗАТО Мирный имеет выход к федеральной автотрассе Архангельск-Москва (габарит М8). Связь с железной дорогой - через станцию Плесецкая Северной железной дороги (расстояние до Москвы 918 км, до Архангельска 180 км). Между городом Мирным и поселком Плесецкий регулярное автобусное сообщение. Аэродром «Плесецк», который используется исключительно для нужд Минобороны России, в настоящее время реконструируется для приема тяжелой авиационной техники для будущих космических программ.

Таблица 1

Соотношение численности мужского и женского населения в ЗАТО Мирный

2001 г. 2002 г. 2003 г.

Население всего 30502 30409 30163

Численность мужчин (человек, %) 18197 40,3 % 18151 40,3 % 18027 40,2 %

Численность женщин (человек, %) 12305 59,7 % 12258 59,7 % 12258 59,8 %

Таблица 2

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума

Годы

2000 2001 2002 2003 2004

Среднемесячная заработная плата без учета работающих на градообразующем объекте, руб. 1983 2909 4623 5255 5669

Темпы роста, % 146,3 158,9 113,7 107,9

Прожиточный минимум, руб. 1800 2201 2471 2800

Темпы роста, % - 122,3 112,3 115,0

Соотношение зарплаты и прожиточного минимума 1,6 2,1 2,1 2,0

Таблица 3

Расходы бюджета ЗАТО Мирный (млн. руб.)

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Расходы всего, в том числе: 397,393 395,106 579,161 653,836 651,742

текущие 296,954 332,886 420,240 404,028 466,152

капитальные 100,429 62,220 158,921 249,808 185,590

Экономика

Градообразующим объектом ЗАТО Мирный является 1 Государственный испытательный космодром космодром «Плесецк» Минобороны России, основной задачей которого является обеспечение безопасности государства и его национальных интересов. В обслуживании объектов космодрома задействованы практически все проживающие в ЗАТО Мирный военнослужащие и специалисты. Крупных промышленных предприятий на территории ЗАТО Мирный не имеется.

В 2001-2002 гг. в муниципальную собственность от Минобороны России был принят жилой фонд, комплексы теплового, водопроводного, канализационного, энергетического хозяйства и 8 детских садов. Высокий процент износа принятого жилого фонда, аварийное состояние объектов теплового комплекса (износ свыше 60 %) и водопроводного хозяйства, а также отсутствие необходимой производственной и материальной базы требуют дополнительных капитальных затрат на восстановление городского хозяйства.

Отсутствие крупных промышленных предприятий на территории ЗАТО Мирный, его закрытость и удаленность, а также частые изменения в законодательстве, регламентирующем деятельность ЗАТО, отталкивают потенциальных производителей от осуществления здесь своей производственной деятельности, что в свою очередь делает низкой наполняемость местного бюджета за счет собственных средств. Мелкорозничный торговый бизнес полностью зависит от заработной платы бюджетников (в том числе и военнослужащих), т. е. от бюджетного финансирования ЗАТО. Основным источником пополнения местного бюджета является подоходный налог с военнослужащих и гражданских лиц и налог на вмененный доход. Этих средств крайне недостаточно для решения вопросов, связанных с восстановлением и эксплуатацией жилого фонда и объектов инженерных коммуникаций, а также развитием городской инфраструктуры.

Главной целью социально-экономической политики Администрации Мирного на долгосрочную перспективу являются обеспечение устойчивого развития ЗАТО, последовательное повышение уровня жизни населения и развитие инфраструктуры.

Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост. Экономическая политика будет направлена на создание в городе благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Отсутствие крупных промышленных предприятий на территории ЗАТО Мирный, и вследствие этого низкая наполняемость местного бюджета за счет собственных средств, структура населения Мирного, в которой экономически активное население составляет 6,7 тыс. чел. (22,2 %), а пенсионеры и дети до 18 лет составляют 35,1 % от общей численности населения, а также прогнозируемое снижение соотношения средней заработной платы и прожиточного минимума и увеличение уровня регистрируемой безработицы делают необходимым увеличение бюджетных субвенций для того, чтобы обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие ЗАТО Мирный и градообразующего объекта 1 ГИК «Плесецк».

Усилия Администрации Мирного сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций. В Программе разработаны мероприятия по развитию экономики и активизации инновационной деятельности, реализация этих мероприятий обеспечит расширение налогооблагаемой базы муниципального бюджета.

ЦЕЛИ И РЕСУРСЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Приоритетное развитие социального комплекса, определяющее главные цели развития экономики ЗАТО Мирный как системы и его отдельных подсистем: население, трудовые отношения, доходы, занятость, социально-психологический климат, образование, здоровье и окружающая среда, жилье, - позволяет в интегральном виде сформулировать программные задачи.

Основными направлениями обеспечения достижения поставленных целей в рамках Программы являются организационно-инсти-

туционные и производственно-технологические преобразования, требующие решения следующих основных задач:

1. Создание условий для развития экономики и предпринимательства, в том числе в области наукоемкого бизнеса, развитие инфраструктуры инновационной и научнотехнической деятельности.

2. Развитие новых производств, их техническое и технологическое оснащение с целью обеспечения конкурентоспособности продукции и выхода на рынки сбыта.

3. Формирование привлекательного инвестиционного климата в ЗАТО Мирный.

4. Интеграция академической, отраслевой и вузовской науки Архангельской области и ЗАТО Мирный в целях активизации инновационной деятельности.

5. Развитие внешнеэкономической деятельности и создание условий для привлечения зарубежных инвестиций.

6. Создание современной социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями обеспечения высоких стандартов уровня и качества жизни граждан города.

7. Развитие систем обеспечения безопасности жизнедеятельности и окружающей среды.

8. Создание единой информационной среды - основы полноправного включения в региональные, федеральные и международные хозяйственные связи и соответствующего повышения эффективности производства.

Выбор путей достижения поставленных целей и решения намеченных задач должен опираться на конкурентные преимущества ЗАТО Мирный, наличия в нем научно -технического потенциала градообразующего объекта 1-ого ГИК «Плесецк», который способен обеспечить разработку и внедрение современных наукоемких технологий мирового уровня на создаваемых малых предприятиях ЗАТО.

С точки зрения технологического потенциала ЗАТО Мирный, в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологии и техники Российской Федерации, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. («Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу»), наиболее пер-

спективными областями развития являются развитие 1Т (информационных технологий).

В концентрированном виде главной стратегической задачей муниципального образования Мирный является переход его экономики на инновационный путь развития, обеспечение конкурентоспособности результатов научных исследований и разработок, ускорение их использования в интересах развития экономики и обеспечения высокого жизненного уровня населения ЗАТО, поддержание необходимого уровня энергетической и экологической безопасности и социальной стабильности.

Для ЗАТО Мирный решение указанных задач возможно только на основе идеологии инновационного развития. Инновационное развитие включает пять приоритетных направлений, на основе которых осуществляется планирование развития ЗАТО Мирный:

1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инноваций.

2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий.

3. Привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу).

4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Повышение уровня инновационной культуры в ЗАТО Мирный.

Ресурсное обеспечение Программы

включает в себя материально техническое, кадровое, информационное и финансовое обеспечение. Степень достижения целей Программы и возможность выполнения комплекса поставленных задач определяются прежде всего достаточностью и равномерностью поступления финансовых ресурсов для реализации намеченных программных мероприятий.

Финансовое обеспечение Программы ориентировано на финансирование из средств федерального бюджета.

Финансирование мероприятий программы за счет средств местного и внебюджетных фондов не предусмотрено. Внебюджетные источники для финансирования реализации мероприятий Программы в настоящее время на территории ЗАТО Мирный отсутствуют.

Источниками финансирования Программы являются субвенции, безвозмездно представляемые из федерального бюджета целе-

вые средства, предусмотренные для перечисления в бюджет ЗАТО в соответствии с законом «О федеральном бюджете на соответствующий год» на:

- программу социально-экономического развития;

- капитальные вложения;

- отселение граждан, утративших связь с деятельностью градообразующего объекта.

Объемы, структура затрат и источники финансирования мероприятий Программы на

1-м этапе (2006-2009 гг.) будут определяться интенсивностью мероприятий реформирования системы межбюджетных отношений в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 05.08.03 г. № 1163-р.

Администрацией ЗАТО Мирный разработаны (разрабатываются) и введены в действие планы мероприятий и программ по основным направлениям и видам хозяйственной деятельности, в социальной сфере и экологии. Весь комплекс мероприятий и программ образует иерархическое программное поле, в вершине которого находится целевая программа «Социально-экономическое развитие ЗАТО Мирный Архангельской области на 2006-2009 годы». Общий объем необходимых финансовых средств для реализации мероприятий и программ настоящей Программы на 2006-2009 гг. соответствует суммарному объему финансирования по всему комплексу мероприятий и программ, реализуемых по конкретным направлениям социально-экономического развития ЗАТО Мирный в период 2006-2009 гг.

Объемы, структура затрат и источники финансирования мероприятий Программы на

2-м этапе - 2010-2013 гг. будут корректироваться в соответствии с результатами выполнения программ и мероприятий первого этапа с учетом их приоритетности и финансовых возможностей. Долевое участие региональной и муниципальной администраций является необходимым условием успешного формирования и реализации проектов и в целом Программы. Возможной формой долевого участия администраций являются инвестиционные налоговые кредиты, предоставляемые энергопотребителям и создаваемым энергоснабжающим организациям для технического оснащения в соответствии с требованиями рынка.

ОТТЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ожидаемые социально-экономические результаты

В результате выполнения Программы и достижения программных целей экономика и социальная сфера ЗАТО Мирный выйдут на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивое развитие ЗАТО в долгосрочной перспективе. Будет создана база для реализации основных стратегических направлений социально-экономического развития ЗАТО, в том числе:

• создание механизмов реализации имеющегося потенциала, конкурентных преимуществ и сильных сторон ЗАТО Мирный;

• создание основы для решения задач обеспечения безопасности ЗАТО Мирный (энергетической, экологической, информационной и др.);

• решение ряда приоритетных задач социальной сферы (оптимизация расходов и повышение качества бюджетных услуг);

• создание благоприятных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности;

• решение ряда принципиальных вопросов развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры региона;

• создание основы структурной перестройки экономики;

• повышение эффективности системы управления государственной собственностью;

• оптимизация и упорядочение бюджетного процесса, системы межбюджетных отношений и бюджетных обязательств;

• создание условий для ускоренного развития межрегиональной и международной деятельности.

В результате реализации Программы будут осуществлены:

- активизация экономического развития и инвестиционной деятельности, увеличение налогооблагаемой базы муниципального бюджета: 1) строительство деревообрабатывающего завода - поступление налога на доходы физических лиц в размере 0,78 млн. руб. в год, при реализации готовой продукции в полном объеме расчетная прибыль за год со-

ставит 12,0 млн. руб., что обеспечит поступление в местный бюджет налога на прибыль в размере 2,1 млн. руб. в год; 2) строительство крытого рынка на 300 торговых мест -расчетная величина налогооблагаемой базы (дохода) в год увеличится на 1,7 млн. руб., дополнительно поступление налогов в бюджет составит 0,844 млн. руб. - результате реализации данных мероприятий планируемое ежегодное поступление налогов в местный бюджет по сравнению с 2003 г. увеличится на 3,724 млн. руб. в год, в том числе налог на прибыль предприятий и организаций увеличится на 2,944 млн. руб. в год, или на 24,6 %, также планируется создание не менее 350 новых рабочих мест;

- обеспечение населения жильем и

объектами соцкультбыта в соответствии с социальными стандартами: строительство

4-х 100-квартирных жилых домов общей площадью 24 тыс. м2, завершение строительства гостиничного корпуса на 520 мест с переоборудованием под малосемейное общежитие общей площадью 10,7288 м2, реконструкция казармы на 10-й площадке под общежитие общей площадью 4,6179 м2, строительства «Дома детского творчества» («Дом юных космонавтов») общей площадью 6591,8 м2, окончание строительства средней школы на 1256 учащихся общей площадью 10732 м2, строительство детского сада на 250 мест общей площадью 2295 м2;

- развитие инженерной инфраструктуры: сети теплоснабжения (на 2005 г. запланировано реконструировать и капитально отремонтировать 2552 м теплосетей, планирование работ по ремонту и реконструкции тепловых сетей на последующие годы будет проводиться по мере износа и наличия аварий на тепловых сетях в течение отопительного сезона), сети водоснабжения и канализации, городские котельные, база хранения топлива на 10,0 тыс. т;

- обеспечение городского хозяйства природным газом - позволит снизить расходы муниципального бюджета в объеме

15-35 млн. руб. в год и уменьшить уровень загрязненности окружающей среды;

- развитие транспортной инфраструктуры, строительство автотранспортного виадука;

- ремонт отделений городской больницы позволит обеспечить приведение эпидемиологического, светового и теплового режимов в отделениях больницы в соответствии с санитарными нормами, улучшить условия лечения пациентов и работы медицинского персонала; приобретение и монтаж оборудования центральной городской клинической больницы позволит расширить перечень оказываемых населению медицинских услуг и повысить их качество;

- развитие культуры, создание городского «Центра культуры»;

- развитие физической культуры и спорта, реконструкция и оборудование спортивных сооружений;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности, охраны и обороны контролируемой зоны ЗАТО Мирный, строительство бетонного ограждения по периметру города;

- строительство комплекса городских очистных сооружений - позволит обеспечить степень очистки сточных вод до рыбохозяйственных норм (проектная мощность действующих очистных сооружений 16,6 тыс. м3/сутки, фактический объем сточных вод составляет 25,0 тыс. м3/сутки, срок лицензии заканчивается в 2004 г.);

- реализация программы отселения граждан, утративших связь с деятельностью градообразующего объекта - 150-200 семей в год, ежегодное приобретение в различных регионах РФ 10 тыс. м2 жилой площади -всего 40 тыс. м2.

Развитие экономики ЗАТО Мирный окажет положительное влияние на улучшение социально-экономической ситуации в расположенном рядом районном центре -поселке Плесецк.

Поступила в редакцию 11.01.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.