Научная статья на тему 'Стратегия сохранения инвестиционной привлекательности города в условиях санкций'

Стратегия сохранения инвестиционной привлекательности города в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИМИДЖ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / СТРАТЕГИЯ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTMENT CLIMATE / IMAGE / INVESTMENT POTENTIAL / INVESTMENT RISK / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черняков М.К., Чернякова М.М.

Изучены факторы инвестиционной привлекательности города Новосибирска в условиях санкций, обоснованы современные антикризисные механизмы ее сохранения и устойчивого развития. Основными проблемами, негативно влияющими на имидж города и его инвестиционный потенциал, в кризисных ситуациях являются проблемы демографии, бедности и угроза углубления социального неравенства из-за неэффективного управления рынком труда. Предложены антикризисные меры, которые следует реализовать с учетом основных приоритетов социально-экономического роста города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черняков М.К., Чернякова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintaining strategy of investment attractiveness of the city in conditions of sanctions

Factors of investment attractiveness of the city of Novosibirsk under the conditions of sanctions have been studied, modern anticrisis mechanisms of its maintenance and stable development have been provided. In the crisis conditions, the main problems, having a negative impact on the image of the city, are demographic problems, poverty and threat of deepening social inequality due to ineffective management of labor market. Anti-crisis measures are offered, which should be realized with due consideration of the main priorities of social and economic growth of the city

Текст научной работы на тему «Стратегия сохранения инвестиционной привлекательности города в условиях санкций»

Наука

УДК 338.27

М. К. ЧЕРНЯКОВ

Доктор экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, ЧОУВО «Сибирский университет потребительской кооперации». Область научных интересов: управление бюджетом и инвестициями.

E-mail:

chjneneg&sibupk. risk, su

¡учены факторы инвестиционной привлекательности города Новосибирска в условиях санкций, обоснованы современные антикризисные механизмы ее сохранения и устойчивого развития. Основными проблемами, негативно влияющими на имидж города и его инвестиционный потенциал, в кризисных ситуациях являются проблемы демографии, бедности и угроза углубления социального неравенства из-за неэффективного управления рынком труда. Предложены антикризисные меры, которые следует реализовать с учетом основных приоритетов социально-экономического роста города.

вштешш»

инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, имидж, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, стратегия.

Стратегия сохранения

инвестиционной привлекательности города в условиях санкций

М. М. ЧЕРНЯКОВА

Кандидат экон. наук, доцент кафедры экономической теории. Сибирский институт управления — филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации». Область научных интересов: управление бюджетам и инвестициями.

E-mail: maria@mail.ru

Введение

Привлекательность города следует рассматривать как геотовар, который обладает определенной ценностью для его «потребителей», различных субъектов социальных взаимодействий. Следовательно, очевидна проблема формирования положительного имиджа города в представлении различных социальных групп.

Положительный имидж является одним из основных условий для привлечения инвестиций. До сих пор в научной литературе практически не рассматривалось влияние социального пространства на имидж города и его инвестиционную привлекательность в условиях перекрест-

ных санкций. Последние можно считать фактором кризиса. В таких условиях основными проблемами являются проблемы демографии, бедности и угроза углубления социального неравенства, неэффективного управления рынком труда, остро реагирующего на кризисные ситуации.

Формирование положительного имиджа города является главным условием для привлечения инвестиций и туристов, что будет способствовать преодолению кризисных ситуаций и повышению привлекательности Новосибирска.

Новосибирск является самым крупным муниципальным образованием, крупнейшим си-

20161№ 4 (97)

бирским городом, административным центром Новосибирской области. Здесь находится представительство Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Город разделен на десять административных районов. В городе проживает более 55% населения Новосибирской области. Телефонный опрос 596 абонентов «Имидж города Новосибирска», проведенный нами в 2015 году, показал, что жители

воспринимают его как крупный научный центр (около 91%), столицу Сибири (89%), культурный центр (71%), спортивноориентированный город (67%). К положительным отличиям Новосибирска респонденты отнесли развитую сеть торговли (24%), развитую промышленность (21%), большое количество образовательных учреждений (19%), развитый транспортный узел (11%).

В результате 8\¥ОТ-анализа были установ-

_гффективное Антикризисное 'правление

Таблица 1

Внутренние резервы и ограничения перспектив развития города Новосибирска и области

Сильная сторона Слабая сторона

• Крупнейший культурный, промышленный, транспортный и деловой центр; • научный и образовательный центр России: СО РАН, СОРАМН,СОРАСХН, 25 высших учебных заведений, самая крупная в Сибири ГПНТБ СО РАН; • самый крупный транспортный узел Сибири (аэропорт «Толмачево», четыре железнодорожных вокзала, речной порт, две автодороги федерального значения: М-51 «Байкал» и М-52 «Чуйский тракт», связывающий Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию с европейской частью России; • удачное географическое расположение для установления внешнеэкономических связей с Китаем и Монголией; • развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства; • крупнейший потребительский рынок с высокой концентрацией сетевой торговли; • развитая инфраструктура муниципальных учреждений социальной сферы; • высокие темпы в жилищном строительстве; • наличие кадров высокой квалификации; • материальная база для подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе рабочих; • высокая активность пожилого населения, имеющего высокую квалификацию; • центр притяжения для внутренней миграции в пределах Сибири • Высокая ресурсная зависимость из-за отсутствия добывающей промышленности в области; • значительный физический и моральный износ основных фондов; • присутствие в городе депрессивных территорий на окраинах города как анклавов с традиционно плохим транспортным сообщением; • отсутствие мусороперерабатывающих заводов; • высокая доля аварийного, ветхого и не соответствующего санитарным нормам жилья; • изношенность парка техники и коммунальных сетей городской инфраструктуры; • значительно изношены здания, системы жизнеобеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной сферы; • низкая доля молодежи в структуре занятости; • система подготовки трудовых ресурсов ориентируется на спрос абитуриентов, а не на потребности рынка

Таблица 2

Возможности и угрозы перспектив развития города Новосибирска и области

Возможности Угрозы

• Возможность экономического роста в России в целом и Новосибирской области в частности в результате снятия санкций и притока инвестиций; • участие в федеральных и региональных целевых программах, в том числе в рамках реализации национальных проектов; • возможность модернизации Обской ГЭС; • возможность путем реализации научно-исследовательских разработок ученых города развития инновационных процессов и производств при условии привлечения необходимых инвестиций; • использование механизма государственно-частного партнерства для сооружения социально значимых объектов (детских садов, четвертого моста через Обь, площадки по переработке отходов, медицинских центров); • возможность использовать объекты культурного наследия Обь-Томскош междуречья в рекреационно-туристских целях • Демографические проблемы: сокращение доли трудоспособного населения; • возможность ухудшения экологической ситуации из-за задержек со строительством в Новосибирске мусороперерабатывающих предприятий вследствие недостатка инвестиций; • угроза техногенных аварий в силу изношенности основных производственных фондов, в том числе в сфере ЖКХ; • проблемы бедности и угроза углубления социального неравенства; • отсутствие стимула развивать производство у собственников из-за неопределенности дальнейших перспектив

Наука

Таблица 3

История кредитных рейтингов города Новосибирска

Дата присвоения рейтинга Национальная шкала (Россия) Международная шкала Прогноз

в долларах в рублях

81апс1агс1&Роог'$

23.03.2006 гиА В в Позитивный

26.03.2007 гиА+ в+ в+ Позитивный

21.03.2008 гиАА- вв- вв- Стабильный

15.04.2009 гиАА- вв- вв- Негативный

28.05.2010 гиАА- вв- вв- Стабильный

29.10.2010 гиАА- вв- вв- Позитивный

30.03.2011 гиАА вв вв Стабильный

11.11.2011 гиАА вв вв Позитивный

30.04.2012 гиАА вв вв Позитивный

25.04.2013 гиАА вв вв Позитивный

29.10.2013 гиАА+ ВВ+ ВВ+ Стабильный

04.04.2014 гиАА+ ВВ+ ВВ+ Стабильный

26.09.2014 гиАА+ ВВ+ ВВ+ Стабильный

29.01.2015 гиАА+ ВВ+ ВВ+ Негативный

27.03.2015 гиАА+ ВВ+ ВВ+ Негативный

Л'с/?

25.02.2016 гиАА- вв вв Стабильный

Таблица 3

Динамика кредитных рейтингов и уровня безработицы города Новосибирска за 2006-2015 годы

Год Национальная шкала (см. табл. 2) Безработица

Прогноз изменения Рейтинг Прогноз изменения Уровень

2006 П гиА П 7,4

2007 П гиА+ П 7,1

2008 СгиАА- П 7,3

2009 Н гиАА- Н 10,0

2010 П гиАА- п 7,7

2011 П гиАА п 6,8

2012 П гиАА С 5,6

2013 С гиАА+ С 5,9

2014 С гиАА+ С 4,0

2015 Н гиАА+ П 6,5

Примечание: С - стабильный, П - позитивный, Н - негативный.

лены сильные (внутренние резервы) и слабые (ограничения) стороны (табл. 1), а также внешние возможности и угрозы (табл. 2) перспектив развития города, которые были выявлены на основе диагностики состояния и динамики социально-экономического развития Новосибирска [Центр 2016; ЧерняковМ.К., 2012; Чер-няковМ. К., ЧерняковаМ. М., 2014] при помощи методов экспертных оценок и управления по целям [Черняков М. К., Черняков В. М., 2015].

Кредитные рейтинги играют важную роль с точки зрения компаний и органов власти, позволяя им привлекать инвестиции с рынков капитала. Кредитный рейтинг упрощает процесс выпуска и размещения облигаций и других долговых обязательств администрацией города и области, поскольку обеспечивает эффективную, всеми признанную и давно используемую меру измерения кредитного риска. Наибольшим доверием инвесторов пользуются международные рейтинговые агентства. 27 марта 2015 года международное рейтинговое агентство 81апс1агс1&Роог'8 (табл. 3) подтвердило рейтинг города Новосибирска на страновом уровне (ВВ+), такие же рейтинги присвоены двум выпускам муниципальных облигаций, находящимся в обращении ^апаага&Роог'в ( [б. г.]); ЧерняковМ.К., 2012]. Прогноз изменения рейтинга остается негативным в связи с аналогичным прогнозом по рейтингу России после введения санкций. Прогноз по рейтингам Новосибирска может быть пересмотрен на «Стабильный» только после того, как изменится в лучшую сторону рейтинг Российской Федерации в целом и показатели города будут соответствовать положительным рейтинговым факторам (стабильному или позитивному).

Основными проблемами, негативно влияющими на имидж города и его инвестиционную привлекательность являются, по нашему мнению, проблемы демографии, бедности и угроза углубления социального неравенства из-за неэффективного управления рынком труда в условиях кризиса [ЧерняковМ.К., ЧерняковаМ.М., 2015].

Относительный индикатор занятости, характеризующийся уровнем безработицы (табл. 3) [ЧерняковМ.К., ЧерняковаМ.М., 2014], хорошо коррелирует с аналитической информацией международных рейтинговых агенств, поэтому и учитывается при назначении рейтингов [Чер-няковМ. К. (2012)]. 27 марта 2015 года международное рейтинговое агентство 81апс1агс1&Роог'8 [81апс1агс1&Роог'8 ( [б. г.])] утвердило рейтинги Новосибирска: гиАА+ по российской национальной шкале и ВВ+ по международной шкале на уровне 29 октября 2013 года (табл. 3). Хотя рейтинги остались на прежнем уровне, прогноз

20161№ 4 (97)

изменился на негативный, как и прогноз по рейтингу России.

В отчете агентства 81апс1агс1&Роог'8 среди факторов, которые поддерживают высокий уровень рейтингов Новосибирска (по международным и национальным шкалам), выделяют «взвешенную политику по долгу и ликвидности, высочайший уровень финансового управления и жесточайший контроль над расходами» ^апаага&Роог'в ([б. г.])].

Постановка задачи

Для разработки стратегии повышения имиджа города Новосибирска необходимо учитывать факторы, влияющие на инвестиционный потенциал:

• новый уровень управления модернизацион-ными и инновационными проектами, соответствующими современной глобальной экономике знания;

• сохранение высококвалифицированной рабочей силы в качестве необходимого ресурса для решения инновационных и модернизаци-онных задач;

• конкурентная борьба между Новосибирском, Иркутском, Красноярском и Томском за инвестиции федерального уровня;

• наличие делового, интеллектуального и культурного потенциала;

• инвестиционные риски.

Факторы, оказывающие решающее влияние на имидж и инвестиционную привлекательность города, показаны на рис. 1.

Основная идея проекта - формирование имиджа Новосибирска, где управление модерни-зационными и инновационными проектами осуществляется на принципиально новом уровне, есть высококвалифицированная рабочая сила, высокий деловой, интеллектуальный и культурный потенциал при низком инвестиционном риске.

эффективное Антикризисное 'правление

Рис. 1. Дерево факторов имиджа города в разрезе роста инвестиционной привлекательности

Наука

Анализ параметров инвестиционной привлекательности города

В качестве целевой аудитории следует рассматривать прежде всего инвесторов, туристов и, конечно, постоянных жителей. Стратегической целью является формирование положительного имиджа в глазах инвесторов. Стратегия стимулирования инвестиционной привлекательности предполагает проектный подход, т. е. сосредоточение усилий на достижении конкретных целей с учетом потребностей города.

Антикризисные меры должны реализовы-ваться с учетом основных приоритетов социально-экономического роста в Новосибирске: • стабильный рост экономики за счет эффективного использования наукоемких промыш-

ленных производств и развития сферы услуг, максимально полная занятость населения и значительное повышение доходов жителей;

• улучшение демографической ситуации;

• качественное улучшение здоровья населения и, как следствие, увеличение работоспособности и продолжительности жизни;

• формирование благоприятной социальной атмосферы на основе принципов гражданского общества и социального партнерства.

Для реализации стратегии повышения инновационного потенциала города на основе метода управления по целям [ЧерняковМ. К., Черня-ковВ.М., 2015] было разработано дерево целей, оказывающих положительное влияние на инвестиционную привлекательность города (рис. 2). Метод управления по целям и метод суженного

70

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20161№ 4 (97)

подхода, предложенный Н.В.Игошпным, целесообразно использовать при оценке динамики основных показателей инвестиционной привлекательности города.

Метод «Управление по целям» [Черня -ковМ. К., ЧерняковВ.М., 2015] включает модель пяти сил конкуренции М. Портера, адаптированной для оценки инвестиционной привлекательности города /:

1 = Лу-С+ВУ-Р, (1)

где А, В - средневзвешенные коэффициенты, отражающие долю С и Р в инвестиционной привлекательности города, которые были определены экспертным путем по балльной шкале; С - эффективность функционирования города в краткосрочном периоде; Р - способность эффективного функционирования (конкурентный потенциал или сила конкурентной позиции) города в перспективе, который характеризуется факторами привлечения и удержания потенциальных инвесторов [ЧерняковМ. К., ЧерняковВ.М., 2015].

Данный подход отличается относительной простотой расчетов и анализа, не требует больших затрат и дополнительных статистических исследований. Однако при этом нарушается баланс интересов, потому что не отражена связь инвестиционного климата с типом инновационного развития и экономической устойчивостью. Полностью игнорируются объективные связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами развития [ЧерняковМ. К., Черняко-ваМ.М.,2015].

Город можно будет считать привлекательным для инвесторов, если удастся достигнуть ряда

критериев (табл. ваМ.М.,2015].

4) [ЧерняковМ. К., Черняко-

_гффективное Антикризисное 'правление

Заключение

Для динамично устойчивого движения к привлечению инвестиций необходимо разработать проект повышения инвестиционной привлекательности и его технико-экономическое обоснование. Только в случае полноценной реализации антикризисного проекта отдельные инвестиции могут превратиться в поток. Реализовать эту возможность позволит предложенная стратегия управления процессом повышения инвестиционной привлекательности.

Таблица 4

Целевые критерии инвестиционной привлекательности города

Критерий Характеристика

Географическое положение Выгодное

Обеспеченность природными ресурсами и их доступность Высокая

Экологическая обстановка Нормальная

Структура экономики Разнообразна и адекватна требованиям рынка

Системы рыночной инфраструктуры Надежные

Социально-политическая стабильность Высокая

Экономическая стабильность Высокая

Информационное и коммуникационное взаимодействие администрации города с предприятиями Высокий уровень

Культура и образование населения Высокий уровень

I

1. Центр занятости города Новосибирска (2016). URL: http://www.gczn.nsk.su/rinok/2010-12-02-10-57-07/

2. ЧерняковМ.К. (2012) Инвестиционная привлекательность Новосибирска: рейтинговая оценка // Сибирская финансовая школа. Вып. 2. С. 136-140.

3. ЧерняковМ.К. (2012) Статистика инвестиционных вложений муниципальных образований //Вестник Читинск. гос. ун-та. Вып. 4 (83). С. 126-129.

4. ЧерняковМ.К., ЧерняковВ.М. (2015) Совершенствование системы управления организацией методом «Управление

по целям» // Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков: Сб. матер. Всерос. науч.-пракг. конф. (10-11 декабря 2015 г, г. Уфа). В 2 ч. / Отв. ред. И. У Зулькарнай. Уфа: Аэтер-на. 4.1. С. 129-132.

5. ЧерняковМ.К., ЧерняковаМ М (2014) Статистический анализ рынка труда Новосибирской области // Вестник Сибирск. ун-та потреб, кооперации. Вып. 3 (10). С. 28-31.

6. ЧерняковМ.К., ЧерняковаМ М (2015) Управление занятостью на рынке труда // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2 (81). С. 139-144.

7. Standard & Poor's ([б. г.]). URL: http://www.standardandpoors.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.