Научная статья на тему 'Стратегия развития экономического туристического кластера в Челябинской области'

Стратегия развития экономического туристического кластера в Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркова Ю.А.

В статье рассматривается развитие туристической сферы бизнеса как возможности диверсификации экономики многих регионов, в том числе монопрофильных. Показана разработка возможной модели развития предприятий и регионов при формировании туристического кластера в Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития экономического туристического кластера в Челябинской области»

34 (217) - 2011

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 330.101

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ю. А. МАРКОВА, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических наук E-mail: citron3@yandex.ru Южно-Уральский государственный университет (филиал в г. Сатка)

В статье рассматривается развитие туристической сферы бизнеса как возможности диверсификации экономики многихрегионов, в том числе монопрофильных. Показана разработка возможной модели развития предприятий и регионов при формировании туристического кластера в Челябинской области.

Ключевые слова: туристические кластеры, стратегия развития, экономика туризма, экономика региона, монопрофильные города.

В последнее время в Российской Федерации много внимания уделяется развитию и совершенствованию туристской сферы. Туризм становится тем недостающим звеном или даже способом диверсификации экономики многих регионов, относящихся ранее к категории монопрофильных. Именно благодаря развитию сопутствующих, смежных и альтернативных отраслей хозяйствования, в том числе и туризма, данные регионы имеют шанс получить реальные возможности для совершенствования экономической системы.

В Челябинской области сконцентрировано большое количество монопрофильных поселений, состояние градообразующих предприятий в которых не всегда устойчиво. Данное обстоятельство свидетельствует о нестабильности экономики в общем и об упущенных возможностях в плане эко-

номического роста и развития региона. Тем не менее довольно много вариантов альтернативного развития региональной экономики и перехода ее от монокомпонентной к диверсифицированной. Одним из направлений совершенствования экономической системы дестинаций представляется развитие туристской сферы. Но развитие туризма должно носить не случайный характер, а быть представлено в виде экономических моделей и, желательно, с учетом взаимосвязей по типу экономических кластеров.

Челябинская область обладает богатыми ресурсами для развития туризма. Во-первых, в регионе имеется множество природно-рекреационных объектов. Во-вторых, здесь имеются уникальные памятники истории и культуры. В-третьих, достаточно активно развивается туристская инфраструктура, которая накопила определенные трудовые, организационные и информационные ресурсы. При анализе имеющихся возможностей становится очевидной целесообразность построения туристско-рекреационного кластера на территории Челябинской области.

В настоящее время многие регионы ориентированы на развитие кластерных связей в туристской сфере. В Федеральную целевую программу по развитию туризма в 2011—2016 гг., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 19.07.2010 № 1230-р, включены несколько проектов по

развитию туркластеров, в том числе по созданию санаторно-курортных зон в Ивановской и Рязанской областях, Алтайском крае и других субъектах Российской Федерации.

Ядром предлагаемого проектируемого кластера в области может стать Саткинский район, так как имеет хорошую базу для развития туристической деятельности. Здесь в течение нескольких лет достаточно активно ведется работа в туристской сфере, данное экономическое направление выбрано в качестве приоритетного при проектировании стратегии развития района. Здесь сосредоточено большое количество памятников природы и культуры, в том числе великолепные объекты для спелеотуризма, национальный парк «Зюраткуль» с горными хребтами и самым высокогорным озером в Европе, природно-исторический памятник Урочище «Пороги» и иные рекреационные объекты.

В данном контексте Саткинский район может получить выигрыш по сравнению с основными конкурентами за счет реализации активной опережающей стратегии развития. Основой стратегии развития является создание благоприятных условий для отдыха туристов при взаимодействии с другими районами Челябинской области. Наличие развитой инфраструктуры делает Сатку важнейшим звеном туристического кластера Челябинской области.

Наиболее перспективная ниша — обслуживание туристов, предоставление мест для отдыха, организация туристических экскурсий. Саткинский и другие районы области должны опережать другие регионы по качеству предоставляемых услуг. Это позволит создать условия для развития кластера. Сложности реализации могут возникнуть на стартовом этапе, так как необходимо доказать свои конкурентные преимущества в предоставлении услуг.

Для привлечения в область туристов должно быть выбрано ведущее туристическое агентство (возможно, в форме ассоциации). Оно будет взаимодействовать с другими туристическими фирмами области и обслуживающим комплексом (транспортом, местами для размещения туристов, предприятиями общественного питания), направляя туристов по местам их размещения.

На стартовом этапе должна быть создана управляющая компания (координационный центр), которая возьмет на себя роль получателя заказов и распределения их между турфирмами, а также будет нести ответственность перед заказчиками.

Наличие других звеньев, т. е. малых компаний, позволит управляющей компании не отягощать себя. Это будет мотивировать малый бизнес к ак-

тивной работе по поиску новых заказов. Данная структура также создаст конкурентную основу, которая заставит малые предприятия стремиться к повышению качества предоставляемых услуг.

С учетом того, что в настоящее время предоставляются отдельные услуги предприятиями кластера, каждое малое предприятие выделится в отдельное юридическое лицо. При этом они останутся на тех же территориях, где и были, будут продолжать осуществлять те же работы, что осуществляли ранее, но к данным работам (услугам) будут добавляться следующие заказы. Новые предприятия будут выполнять функции по построению новой структуры отношений без разрушения уже существующей. Переход к новой управленческой структуре будет происходить без резких изменений и, более того, позволит улучшить состояние бизнеса каждого из участников данной программы развития Саткинского района и Челябинской области. Малые предприятия получат устойчивый рынок, который будет гарантироваться заказами управляющей компании. Гарантированный рынок сделает их привлекательными для инвесторов.

Привлечение инвестиций в одно-два малых предприятия позволит в дальнейшем повышать инвестиционную привлекательность других малых предприятий. Инвестиции будут формироваться по мере роста заказов с учетом возможностей по закреплению сегмента рынка и по расширению бизнес-деятельности. Наличие небольших устойчивых предприятий с возможностями инвестировать в дальнейшем для развития всего комплекса создаст условия для привлечения стратегических инвесторов.

Основой финансово-кредитной системы должна стать страховая компания. Она будет выполнять несколько функций. С одной стороны, страховать от непредвиденных случаев, с другой стороны, если страховые случаи не произошли, то накапливаемые средства могут быть использованы в качестве кредитного ресурса, что позволит привлекать дополнительные инвестиции на предприятия Челябинской области. Также страховая компания будет гарантировать финансовое обеспечение для предприятий. Каждый из участников будет брать на себя те риски, которые свойственны его типу деятельности. Суммарные риски бизнеса и всей структуры при этом минимизируются финансово-кредитной системой. Окончательную модель предполагаемого проектируемого кластера можно представить в виде схемы, показанной на рисунке.

Использовать стратегию развития туристического кластера в Челябинской области, по мнению автора, целесообразно и экономически выгодно.

__

сз

- другие районы Челябинской области

Район может получить множество плюсов, в частности:

• формирование новых рабочих мест;

• развитие ключевых инфраструктур;

• улучшение благосостояния населения вследствие притока денежных средств в регион;

• приток туристов вследствие грамотно проведенного маркетинга;

• формирование особой экономической зоны на территории Челябинской области;

• развитие малого и среднего бизнеса и т. д. Кроме того, развитие данного бизнеса позволит

быстрее искоренить проблемы, которые на данный момент являются основными факторами, тормозящими развитие туриндустрии региона. В первую очередь это отсутствие налаженной кооперации между предприятиями и районами области, сезонность туристического бизнеса и отсутствие комплексного подхода к развитию туризма. Отметим также, что предложенные схема и модель кластерных взаимосвязей могут быть применимы при проектировании туристской сферы любого региона.

Список литературы

1. Ю. В. Громыко. Что такое кластеры и как их создавать. URL: http://www.situation.ru/app/ j_art_1178.htm.

Ведущее туристическое агентство

Предлагаемая схема проектируемого туристического кластера

2. Козырев В. Ф. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Академия, 2004.

4. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1994. № 132-Ф3.

5. Прохорова Н. Г. Кластеры в национальной экономике. URL: http://journal.vlsu.ru/index. php?id=685.

6. Якобс Д. Меры по развитию инновационных процессов // Сайт государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций. URL: http://www. informika. ru.

7. URL: http://www. 4plus5.ru/7_4.htm.

8. URL: klasterov.html#text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.