Научная статья на тему 'Стратегия продвижения современного музея как культурно-социального феномена и одного из факторов развития территории'

Стратегия продвижения современного музея как культурно-социального феномена и одного из факторов развития территории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1935
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / КОЛЛЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калядина И.С.

В статье разработан новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Предложена идея создания современного музея, который рассматривается как уникальный культурнопросветительский центр, направленный на развлекательный аспект своей деятельности. Автором представлены варианты влияния современного музея на ареал его месторасположения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия продвижения современного музея как культурно-социального феномена и одного из факторов развития территории»

международный научный журнал «инновационная наука»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

№10/2015

ISSN 2410-6070

УДК 908

И.С. Калядина

К.и.н., ст. преподаватель Факультет экономики и управления Воронежский государственный университет инженерных технологий г. Воронеж, РФ

СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ КАК КУЛЬТУРНО-СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА И ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация

В статье разработан новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Предложена идея создания современного музея, который рассматривается как уникальный культурнопросветительский центр, направленный на развлекательный аспект своей деятельности. Автором представлены варианты влияния современного музея на ареал его месторасположения.

Ключевые слова

музей, объекты культурного и исторического наследия, коллекция.

В настоящее время мир переживает явление, названное в прессе, музейным бумом. Как показывает практика, недавно открывшиеся музеи являются очень востребованными. В чем причина такого успеха? Что нужно сделать сотрудникам музея, для того чтобы привлечь миллионы посетителей, а сама территория попала в рейтинги популярнейших туристических направлений? Для того чтобы заинтересовать современную искушенную публику, необходимо предложить такую идею музея, которая будет действительно уникальной как по содержанию, так и по материальному воплощению и сделает музей примером высокого профессионализма и творчества.

Попробуем разобраться в том, что представляет собой современный музей как культурно-социальный феномен и один из факторов развития территории, города и целого региона. На протяжении длительного периода истории музеи в России рассматривались преимущественно как учреждения, преследующие цель: накопление, сохранение и изучение культурного наследия, а работа с посетителями являлась одним из важных, но равнозначных другим видов деятельности. Анализ опыта современных зарубежных музеев свидетельствует о том, что их персонал уделяет огромное внимание работе с аудиторией, маркетинговой функции и иным вопросам, связанным с популяризацией своей деятельности и реализуемых инициатив. Для современных российских музейных учреждений вопрос привлечения посетителей также приобретает первостепенное значение. Во многом именно зарубежный музейный опыт и современные тенденции развития в глобальном мире музеев подтолкнули российских коллег активизироваться в этом направлении.

Современные музеи в отличие от традиционных, во-первых, должны создаваться как культурнопросветительские центры, выступающие площадкой для диалога широкого круга специалистов: дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, ученых. Необходимо проведение брифингов, пресс-конференций, «круглых столов», публичных дискуссий, презентаций.

Во-вторых, современные музеи должны ориентироваться на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем. В настоящее время музей приобретает все больше черт аттракциона. Это выражается как в облике зданий, спроектированных под нужды новых музеев, и в особенностях современных экспозиций, так и в многообразных формах музейной активности, а также количестве и качестве оказываемых услуг. Новые музейные здания, если они не являются памятниками историко-культурного

224

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

наследия, из «вместилища экспозиционных предметов» превращаются в объекты экспозиции. Дополнительные услуги, такие как тематическое кафе, кинозал, детская комната, позволят музеям стать альтернативой иным местам проведения досуга [2, с. 111]. По мнению директора ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой: «сейчас важно не пытаться наполнить музеи шедеврами, а искать и развивать новые виды и формы культурной деятельности» [3].

Рассмотрим варианты влияния современного музея на развитие территории:

1. Отличие внешнего вида здания музея от общего архитектурного облика данной территории, выгодно влияет как на развитие музея, так и местности. В данном случае речь идет о музее как об инородном элементе в среде со сформированным архитектурным стилем. Например, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже (Франция), музей-аквариум Ozeaneum в Штральзунде (Германия).

2. Знаковость. Музей - визитная карточка города (территории), его символ. В качестве примеров можно назвать Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (Россия), Музей современного искусства С. Гуггенхайма в Бильбао (Испания) [1, с. 34].

3. Третьим вариантом влияния музейного учреждения на развитие территории является размещение экспозиций и других служб музея в объектах исторического и культурного наследия (дворцы и усадьбы, замки). Часто такие сооружения требуют частичной или полной реставрации, реконструкции. Решение разместить в этих объектах музей становится стимулом к их восстановлению. Очевидно, что музей в этой связи выступает в качестве инструмента воссоздания исторического облика и культурно-исторического наследия места. Примерами таких музеев являются Тракайский замок (Литва), музей Магритта в Брюсселе (Бельгия).

4. Размещение музея в неиспользуемых индустриальных зданиях, складских сооружениях, бывших объектах военного назначения. Важной особенностью таких музеев является их способность вдохнуть новую жизнь в устаревшие по каким-либо причинам объекты урбанистической среды, а также включить их в современное окружающее пространство в обновленном качестве. Музей в данном контексте выступает инструментом сохранения промышленного и военного наследия, хотя сам объект приобретает при этом совершенно новые функции. Примеры: Can Framis Museum в Барселоне (Испания), Музей Варшавского восстания (Польша) [3].

Музеи всех типов влияют на восприятие территории местными жителями, гражданами своей страны и других государств. Музеи, организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них не только достойную, но и интеллектуально нагруженную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. Такие культурные объекты притягивают в регион потоки туристов, положительно влияют на показатели экономического развития в целом. В сочетании с обустройством территории и развитием других элементов городской среды, таких как транспортная и туристическая инфраструктура, объекты деловой, гостиничной и торгово-развлекательной недвижимости, они меняют имидж города, привлекая инвестиции и стимулируя развитие новых форм экономической активности. Таким образом, современные музеи не только влияют на общий уровень культуры, но и становятся одним из факторов урбанистического, экономического, социального роста региона.

Список использованной литературы

1. Романчук А. В. Музейный туризм: учебно-методическое пособие / А. В. Романчук. - С-П., 2010. - 46 с.

2. Нагайцева Н. Д. Музейная анимация как ресурс развития современного музея // Музеи и этнокультурный туризм: Сборник материалов III Ежегодного международного симпозиума Комитета музеологии Сибири / под ред. О. Н. Труевцевой, О. Н. Шелегиной. - Новосибирск, 2010. - С. 111-113.

3. http://bujet.ru/artide/222913.php

© И.С. Калядина, 2015

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.