Научная статья на тему 'Стратегия охраны здоровья населения как основа социальной политики государства'

Стратегия охраны здоровья населения как основа социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2678
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PUBLIC HEALTH / HEALTH CARE / POPULATION / HEALTH CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хабриев Р. У., Линденбратен Александр Леонидович, Комаров Ю. М.

Подавляющее большинство основополагающих документов, принятых в области охраны здоровья в последние годы, относится прежде всего к развитию системы здравоохранения, т. е. той важнейшей отрасли, основной целью которой является оказание медицинской помощи, направленной на восстановление утраченного здоровья. В то же время отсутствие федеральной стратегии охраны здоровья населения препятствует достижению поставленных перед страной целей, разработке региональных стратегий, что в целом существенно снижает эффективность государственной политики в этой сфере деятельности. Представлены основные направления стратегии, целью которой является государственный межведомственный подход к сохранению и улучшению здоровья населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of health care of population as a background of public social policy

The overwhelming majority of underlying documents adopted during last years in area of health care first of all relate to development ofpublic health system i.e. that most important branch targeted to rendering medical care and restoring lost health. At the same time, absence of the Federal strategy of health care ofpopulation hinders both achievement of goals stated for country and development of regional health strategies. Overall, this situation significantly decreases effectiveness ofpublic policy in this sphere of activity. The main directions of strategy are presented. The major purpose of strategy as a public intersectoral approach to health care and health promotion of population is discussed.

Текст научной работы на тему «Стратегия охраны здоровья населения как основа социальной политики государства»

Здоровье и общество

© Коллектив авторов, 2014 УДК 614.2:616-084

Хабриев Р.У.1, Линденбратен А.Л.1, Комаров Ю.М.2 СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1ФГБУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко", 105064, Москва, Россия; 2ФГУП "Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены" Роспотребнадзора, 113064, Москва, Россия

Подавляющее большинство основополагающих документов, принятых в области охраны здоровья в последние годы, относится прежде всего к развитию системы здравоохранения, т. е. той важнейшей отрасли, основной целью которой является оказание медицинской помощи, направленной на восстановление утраченного здоровья. В то же время отсутствие федеральной стратегии охраны здоровья населения препятствует достижению поставленных перед страной целей, разработке региональных стратегий, что в целом существенно снижает эффективность государственной политики в этой сфере деятельности. Представлены основные направления стратегии, целью которой является государственный межведомственный подход к сохранению и улучшению здоровья населения.

Ключевые слова: состояние здоровья населения; охрана здоровья; здравоохранение. THE STRATEGY OF HEALTH CARE OF POPULATION AS A BACKGROUND OF PUBLIC SOCIAL POLICY KhabrievR.U.', LindendratenA.L.1, Komarov Yu.M.2

1The The N.A. Semashko national research institute of public health of the Russian academy of medical sciences, 105064 Moscow, Russia; 2The all-Russia research institute of railway hygiene, 113064 Moscow, Russia

The overwhelming majority of underlying documents adopted during last years in area of health care first of all relate to development ofpublic health system i.e. that most important branch targeted to rendering medical care and restoring lost health. At the same time, absence of the Federal strategy of health care ofpopulation hinders both achievement of goals stated for country and development of regional health strategies. Overall, this situation significantly decreases effectiveness ofpublic policy in this sphere of activity. The main directions of strategy are presented. The major purpose of strategy as a public intersectoral approach to health care and health promotion of population is discussed. Keywords: population; health condition; health care; public health.

Несмотря на предпринимаемые меры по развитию социальной политики и разработанную концепцию демографического развития Российской Федерации, страна по-прежнему стоит перед лицом серьезных демографических и социально-экономических вызовов. К ним относятся ежегодное сокращение на 1 млн численности населения трудоспособного возраста (зафиксированный незначительный прирост населения в 2012 г. не компенсировал потери за предыдущие годы); ожидаемое значительное сокращение числа рождений (до 700—800 тыс. в год) из-за резкого снижения начиная с 2017 г., числа лиц детородного возраста (малочисленное поколение родившихся в 90-е годы прошлого века); старение населения: доля лиц старше трудоспособного возраста увеличится к 2020 г., в том числе за счет родившихся в начале 50-х годов (послевоенная компенсаторная волна рождаемости), и соответственно возрастет число умерших, что в совокупности значительно повысит естественную убыль населения страны до 500 тыс. и более в год.

Отмечается существенное недовольство населения качеством и доступностью бесплатной медицинской помощи (по данным специальных исследований, более 2/3 недовольных), что связано как с недостаточным финансированием бесплатной медицинской помощи, так и с неспособностью большинства населения самостоятельно платить за эту помощь (у 50% населения ежемесячные доходы не достигают 15 тыс. руб.). Эта ситуация вследствие постоянного роста расходов по важнейшим статьям семейного бюджета (ЖКХ, продукты питания,

транспорт, образование детей и др.) только усугубляется. По данным ВОЗ, перенос даже части платежей на население значительно ограничивает доступность медицинской помощи с последующим увеличением затрат на нее. Более того, в РФ растет неравенство в доходах самых обеспеченных и самых малообеспеченных граждан: соотношение между этими составляющими 10% группами населения только по данным далеко не полной официальной статистики в 2011 г. превысило 16 (в 1999 г. — 13,5). По данным Global Wealth Report (2012), имущественное неравенство в России является практически самым высоким в мире, поскольку на 10% состоятельных граждан приходится почти 90% всего личного богатства страны.

Во многих основополагающих документах и научных публикациях отмечены неблагополучная ситуация с состоянием здоровья населения Российской Федерации и существенное отставание в этом плане от развитых стран [1—4].

При сравнении со странами Европейского Союза (ЕС) ожидаемая продолжительность жизни граждан России (оба пола) в 2011 г. составила 70,3 года, что на 5 лет меньше, чем в"новых" странах ЕС, и на 10,7 года меньше, чем в "старых" странах ЕС. При этом основную долю в структуре смертности (почти 80%) составляют потенциально предотвратимые методами профилактики, своевременного выявления и лечения причины преждевременной смерти. Смертность населения от предотвратимых причин в России почти в 2 раза выше, чем в странах ЕС.

Для корреспонденции: Линденбратен Александр Леонидович (lindenbraten13@rambler.ru)

Высокие показатели ранней преждевременной смертности (особенно среди мужчин), заболеваемости и инвалидизации населения влияют на жизнеспособность страны, ограничивают доходы семей и истощают возможности социального обеспечения.

По-прежнему не может не беспокоить существенное распространение факторов риска в нашей стране. Так, распространенность табакокурения среди взрослого населения составляет 40%, что практически в 2 раза выше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (21,2%). Потребление алкоголя на душу населения в пересчете на чистый спирт в России в 1,7 раза выше, чем в этих странах (16 и 9,5 л соответственно). Число потребляющих наркотики, по неполным данным действующей системы мониторинга, достигло 8,5 млн человек, при этом ежегодно синтезируются почти 50 новых наркотиков, по токсическому эффекту значительно превосходящих героин.

На первый взгляд государство уделяет первостепенное внимание этим проблемам. Приняты Федеральные законы "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Утверждена Госу -дарственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", целью которой является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки. Действует национальный проект "Здоровье" и осуществляется Программа модернизации здравоохранения. Подготовлена Концепция программы развития санаторно-курортного лечения в Российской Федерации. Разработана и утверждена Стратегия лекарственного обеспечения населения страны.

Однако нетрудно заметить, что подавляющее большинство этих документов относится прежде всего к развитию системы здравоохранения, т. е. той важнейшей отрасли, основным предметом деятельности которой является оказание медицинской помощи, направленной на восстановление утраченного здоровья, и которая практически в одиночестве противостоит множеству негативных факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья населения.

Хотя справедливости ради надо отметить, что в Го -сударственной программе "Развитие здравоохранения" содержится большой раздел, посвященный профилактике и формированию здорового образа жизни, представляется необходимым уделить первостепенное внимание вопросам охраны здоровья населения в целом с разработкой соответствующей стратегии и программы ее реализации.

Отсутствие федеральной Стратегии охраны здоровья населения препятствует достижению поставленных перед страной целей, разработке региональных стратегий, что в целом существенно снижает эффективность государственной политики в этой сфере деятельности.

В настоящее время коллективом специалистов подготовлен проект стратегии [5], особенность которой состоит в том, что она предусматривает комплекс мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения: прежде всего создание условий для ведения здорового образа жизни (благоприятная среда проживания, здоровое и качественное питание, безопасные условия труда на производстве, мотивация населения к сохранению своего здоровья), а также предоставление доступной высококачественной медицинской помощи нуждающимся в ней. В связи с этим в этом документе охрана здоровья, за которую несет от-

ветственность государство в соответствии со статьей 7 Конституции РФ, отделена от традиционного понимания здравоохранения как системы оказания медицинской помощи (медицинская профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и медицинский уход), за которую ответственно отраслевое министерство. Иными словами, система охраны здоровья и система здравоохранения рассматриваются как разные, хотя и связанные между собой понятия с разными уровнями управления и разной ответственностью.

Рассматриваемая стратегия должна предусматривать меры, направленные на улучшение условий жизни и снижение влияния факторов риска:

— улучшение экологических и жилищно-коммунальных условий;

— обеспечение населения качественным питанием и водоснабжением;

— обеспечение безопасности граждан;

— снижение уровня бедности;

— дальнейшее совершенствование системы санитарно-эпидемиологического надзора;

— повышение ответственности работодателей за сохранение и укрепление здоровья работников;

— создание условий для полноценной рекреации граждан;

— обеспечение доступности медицинских и детских учреждений;

— усиление социально-экономической мотивации населения к ведению здорового образа жизни;

— реализация целевых программ по борьбе с вредными привычками, предусматривающих наряду с запретительными и ограничительными поощрительные и воспитательные меры, а также меры по лечению и реабилитации пациентов, страдающих зависимостью от табака, алкоголя и наркотиков;

— массовое медико-санитарное просвещение населения, в том числе по вопросам профилактики, самообследования и самопомощи в простейших случаях;

— осуществление мер по стимулированию роста числа рождений и охране здоровья детей путем обеспечения потребности в детских дошкольных учреждениях, увеличения пособий на детей, предоставления льготных кредитов на приобретение жилья и автомобилей, на воспитание и образование детей, бесплатных земельных наделов при рождении второго и последующих детей, создание условий для духовного и физического развития детей и подростков. Именно эти факторы имеют наибольший вес в плане влияния на здоровье населения, а задачей медицинской помощи, как говорилось выше, является в основном восстановление утраченного здоровья и трудоспособности.

Естественно, эффективность системы охраны здоровья зависит от активных и согласованных действий всех заинтересованных сторон: законодательной и исполнительной власти на всех уровнях (муниципальном, региональном и федеральном), общественных организаций и медицинских работников, работодателей и представителей бизнеса, пациентов и всех граждан. При этом Министерство здравоохранения РФ должно выполнять инициирующую и контролирующую роль по критерию здоровья, а обеспечить для этого необходимые условия — прерогатива органов государственной и муниципальной власти.

Из обоснования и представления перспективных направлений стратегии вытекают следующие итоги.

1. Несмотря на некоторые взаимосвязи, следует раздельно рассматривать систему охраны здоровья и систему традиционного здравоохранения, предусма-

тривающую оказание медицинской помощи, включая медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию, медицинский уход, паллиативную медицинскую помощь. Ответственность за сохранение и укрепление здоровья населения и создание условий для здорового образа жизни лежит на государстве и органах власти всех уровней, за восстановление (полное или частичное) утраченного здоровья и трудоспособности по медицинским причинам — на всех уровнях отрасли здравоохранения. Это означает необходимость осуществления разных по целям, задачам и ресурсам мероприятий. Человек с его желанием быть здоровым и не болеть должен быть в фокусе внимания государства, а пациент с его факторами риска и больной с его надеждами на выздоровление — в центре внимания здравоохранения.

2. Низовой основой этих взаимосвязей является правильно организованная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), в которой аккумулируются социальная профилактика и традиционное здравоохранение, ориентируемые на компактно проживающих граждан.

3. Без учета системы охраны здоровья необходимо увеличить в 2 раза финансирование традиционного здравоохранения, сделав акцент на предупреждении и как можно более раннем выявлении болезней, на преимущественном развитии доступной и высококачественной медицинской помощи общего типа, наиболее приближенной к населению. Целесообразно широкое внедрение информационных технологий, включая системы мониторинга здоровья.

4. Необходимо отказаться от недостаточно эффективного бюджетно-страхового гибрида при оплате медицинской помощи и перейти на менее затратную и более результативную государственно-бюджетную модель финансирования здравоохранения.

5. Следует постепенно (по мере роста финансирования) ликвидировать возможность оказания платной для пациентов медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

6. Необходимо воссоздать преемственность и этап-ность медицинской помощи в интересах пациентов путем организации взаимодействия между ПМСП (включая скорую медицинскую помощь), специализированной амбулаторной, общей и специализированной стационарной, дорогостоящей медицинской помощью, а также медицинской реабилитацией, интегрированным уходом и паллиативной помощью.

7. Не следует пытаться одновременно развивать все службы здравоохранения и решить все проблемы охраны здоровья и организации медицинской помощи. Поэтому роль приоритетов на каждый временной период существенно возрастает.

8. Поскольку клиническая медицина в стране достаточно развита, а основные проблемы здравоохранения лежат в плоскости его организации, лидирующая роль в реализации Стратегии охраны здоровья должна принадлежать специалистам по общественному здоровью и организации территориального здравоохранения. У нас же почему-то считается, что любой врач и кли-

ницист может руководить здравоохранением. Однако даже не любой главный врач, считаясь организатором здравоохранения, может стать успешным руководителем территориального здравоохранения. Это разные и далекие друг от друга виды деятельности, которые требуют различных личностных и деловых качеств, навыков и профессиональных знаний, сопоставимых с микро- и макроэкономикой.

9. Необходимо внести существенные коррективы в подготовку и усовершенствование медицинских кадров (врачей, фельдшеров, медицинских сестер, акушерок, санитарок), определить их необходимые соотношения по уровням медицинской помощи, специальностям и т. д., а также установить для них достойную дифференцированную оплату исключительно важного и полезного труда.

10. Для реализации стратегии необходимо при Президенте РФ создать Национальный совет по охране здоровья, ввести практику ежегодного отчета о состоянии здоровья нации, привести нормативную и законодательную базу в соответствие с основными положениями Стратегии охраны здоровья.

Все изложенное позитивно отразится на моральном климате в стране, единении, патриотизме, общей и санитарной культуре, а главное на здоровье. Кроме того, это будет способствовать сближению населения и медицины (смещение акцентов с кастовой медицины на медицину народную), разрешению возможных конфликтных ситуаций, повышению авторитета медицинских работников и престижности медицинских профессий, развитию государственно-общественного управления здравоохранением и в итоге становлению в стране гражданского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прохоров Б.Б. Общественное здоровье и экономика. М.; 2007.

2. Стародубов В.И. Тенденции в состоянии здоровья населения и перспективы развития здравоохранения в России: Актовая речь. М.; 2012.

3. Щепин О.П., Купеева И.А., Щепин В.О., Какорина Е.П. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России. М.; 2007.

4. Щепин О.П., Коротких Р.В., Щепин В.О., Медик В.А. Здоровье населения — основа развития здравоохранения. М.; 2009.

5. Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013—2020 гг. и последующие годы. М.; 2013.

Поступила 26.02.14

REFERENCES

1. Prokhorov B.B., Public Health and Economics. M.; 2007 (in Russian).

2. Starodubov V.I., Public health trends and healthcare development prospects in Russia. Commencement address. M.; 2012 (in Russian).

3. Schepin O.P., Kupeeva I.A., Schepin V.O., Kakorina E.P. Contemporary regional specific features of public health in Russia. M.; 2007 (in Russian).

4. Schepin O.P., Korotkich R.V., Schepin V.O., Medic V.A. Public health is the basis of healthcare development. M.; 2009 (in Russian).

5. Substantive provisions of Health Strategy of the Russian population for the period 2013—2020, and subsequent years. M.; 2013 (in Russian).

Received 26.02.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.