Научная статья на тему 'Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и основные направления деятельности полиции'

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и основные направления деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1880
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY / ACTIVITIES / POLICE / PRIORITIES / THREATS TO NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова С.И., Микаилов С.М.

Исследуется Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Определяются основные направления деятельности полиции в сфере обеспечения национальной безопасности и обозначаются приоритетные из них в зависимости от наличия угроз различным видам национальной безопасности в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой. Констатируется, что роль полиции в противодействии обозначенным в анализируемом документе угрозам национальной безопасности и их нейтрализации на современном этапе существенно возрастает. При этом подчеркивается способность полиции мобилизовать на нейтрализацию и устранение конкретных угроз национальной безопасности с учетом их масштаба и локализации не только собственные ресурсы, но и ресурсы других субъектов системы обеспечения национальной безопасности, а также институты гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванова С.И., Микаилов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MAIN DIRECTIONS OF POLICE ACTIVITIES

The national security strategy of the Russian Federation is being investigated. The main directions of police activities in the sphere of ensuring the national security are defined and the priority areas are identified, depending on the presence of threats to various types of national security in accordance with the current operational conditions. It is stated that the role of police in countering the threats to national security, identified in the national security strategy of the Russian Federation, and neutralizing them is substantially increasing at the present stage. The authors also emphasize that, in case it is necessary to neutralize and eliminate specific threats to national security, taking into account their scale and localization, the police is able to mobilize not only its own resources, but also the resources of other subjects of the system of ensuring the national security, as well as the civil society institutions.

Текст научной работы на тему «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и основные направления деятельности полиции»

Раздел 7. Правоохранительная политика

МИКАИЛОВ С.М., кандидат юридических наук, smm45@mail.ru Кафедра государственного права; Курганский государственный университет, 640020, г. Курган, ул. Советская, 63/4

ИВАНОВА С.И., кандидат юридических наук, доцент, ivanova-svetaa@mail.ru Кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

MIKAILOV S.M.,

Candidate of Legal Sciences,

smm45@mail.ru

Chair of state law; Kurgan State University, Sovetskaya St. 63/4, Kurgan, 640020, Russian Federation

IVANOVA S.I.,

Gandidate of Legal Sciences, associate professor, ivanova-svetaa@mail.ru Chair of administrative activities of the internal affairs bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Исследуется Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Определяются основные направления деятельности полиции в сфере обеспечения национальной безопасности и обозначаются приоритетные из них в зависимости от наличия угроз различным видам национальной безопасности в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой. Констатируется, что роль полиции в противодействии обозначенным в анализируемом документе угрозам национальной безопасности и их нейтрализации на современном этапе существенно возрастает. При этом подчеркивается способность полиции мобилизовать на нейтрализацию и устранение конкретных угроз национальной безопасности с учетом их масштаба и локализации не только собственные ресурсы, но и ресурсы других субъектов системы обеспечения национальной безопасности, а также институты гражданского общества.

Ключевые слова: национальная безопасность; деятельность; полиция; приоритетные направления деятельности; угрозы национальной безопасности.

THE NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MAIN DIRECTIONS OF POLICE ACTIVITIES

Annotation. The national security strategy of the Russian Federation is being investigated. The main directions of police activities in the sphere of ensuring the national security are defined and the priority areas are identified, depending on the presence of threats to various types of national security in accordance with the current operational conditions. It is stated that the role of police in countering the threats to national security, identified in the national security strategy of the Russian Federation, and neutralizing them is substantially increasing at the present stage. The authors also emphasize that, in case it is necessary to neutralize and eliminate specific threats to national security, taking into account their scale and localization, the police is able to mobilize not only its own resources, but also the resources of other subjects of the system of ensuring the national security, as well as the civil society institutions.

Keywords: national security; activities; police; priorities; threats to national security.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является социальным государством, и вся ее деятельность направлена на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

По мнению многих исследователей, наиболее отвечающий потребностям общества уровень безопасности личности, общества и государства достигается посредством реализации комплекса мер, направленных на предупреждение и нейтра-

лизацию различных угроз ее нормальному состоянию [1; 2; 3; 4].

В декабре 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации (далее -Стратегия)*, определившую национальные приоритеты Российской Федерации на современном этапе, а также цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности. При этом под обеспечением национальной безопасности, как указано в п. 6 Стратегии, понимается «реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов».

В связи с этим, на наш взгляд, актуализируются вопросы деятельности всех государственных и негосударственных структур, участвующих в обеспечении национальной безопасности страны, в части выделения и реализации в первоочередном порядке тех приоритетных направлений деятельности, которые напрямую связаны с выполнением задач в данной сфере. Следовательно, конкретизация функций элементов государственного механизма управления системой обеспечения национальной безопасности становится важным фактором совершенствования всей политической системы страны.

В статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности»**, определившего государство основным субъектом обеспечения безопасности в стране, сформулированы основные принципы деятельности по обеспечению безопасности государства, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государ-

* О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. N 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 1. Ст. 212.

** О безопасности: федер. закон от 28 дек. 2010 г. N 390-ФЗ / / Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 1. Ст. 2.

ственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, закреплен статус Совета Безопасности Российской Федерации, а также содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, в данном законе предусмотрено, что свою деятельность по обеспечению безопасности государство будет осуществлять через уполномоченные институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти). Определив компетенцию каждого из органов власти, государство конкретизирует тем самым свойственные только им задачи и функции.

Стратегия предполагает также, что «реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения».

Представляется, что указанные выше закон и Стратегия, определяя контуры современной системы обеспечения национальной безопасности страны, подразумевают широкий спектр институтов государства и общества, участвующих в обеспечении национальной безопасности, исходят из сфер деятельности общества и государства. При этом важно заметить, что в обеспечении безопасности принимают участие не только государственные органы, но и негосударственные организации и частные лица. Однако в этот механизм включены специально созданные государством институты, непосредственно призванные обеспечивать национальную безопасность.

К органам обеспечения национальной безопасности принято относить вооруженные силы страны, воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена воинская служба, федеральную службу безопасности (включая пограничные войска), органы внешней разведки, федеральную службу охраны, органы внутренних дел (включая полицию), налоговые органы, органы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и фор-

мирования гражданской обороны, органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в различных сферах, природоохранные органы, органы обеспечения безопасности систем связи и коммуникаций, органы охраны здоровья и другие [5, с. 55; 6].

Деятельность каждого из вышеперечисленных субъектов регламентирует специальный закон или подзаконный нормативный правовой акт, который определяет их административно-правовой и организационно-правовой статус, компетенцию, полномочия и ответственность в соответствующей сфере деятельности, в том числе в сфере деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Направления деятельности органов внутренних дел (полиции) Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности в основном определены в ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»* и в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации**, а также в ряде других нормативных правовых актов федерального уровня.

Анализ данных нормативно-правовых источников, а также научной литературы [1; 7; 3; 8] позволяет констатировать, что, действуя в целях обеспечения национальной безопасности, органы внутренних дел (полиция) непосредственно реализуют деятельность по обеспечению личной безопасности граждан, общественной безопасности, охране собственности и общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан и организаций от преступных и иных противоправных посягательств, осуществляют предупреждение и пресечение преступлений, их расследование и раскрытие, а также розыск и установление виновных лиц.

Данная деятельность актуализируется в связи с тем, что в качестве одной из целей общественной безопасности в Стратегии определена защита основных

* О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. N З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.

** Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел РФ и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ: указ Президента РФ от 21 дек. 2016 г. N 699 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 52. Ст. 7614.

прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации реализация указанных направлений деятельности возложена на все без исключения службы и подразделения. Однако основным субъектом, реализующим функции по обеспечению различных видов национальной безопасности, является полиция.

В то же время представляется, что с учетом требований новой Стратегии указанная деятельность должна быть более конкретизирована, а механизм ее реализации усовершенствован.

Это обусловлено прежде всего тем, что для достижения обозначенных целей в сфере обеспечения национальной безопасности полиция реализует ряд обязанностей, прямо или опосредованно имеющих отношение к обеспечению национальной безопасности. К обеспечению национальной безопасности в целом и отдельных ее видов относятся в первую очередь следующие направления:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- обеспечение безопасности граждан и общественного порядка;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

- пресечение экстремистской деятельности и участие в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- участие в мероприятиях по контролю за оборотом оружия;

- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- участие в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима;

- участие (по решению Президента Российской Федерации) в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения*.

Представляется, что ни одно направление не должно оставаться без внимания, но ряд из них, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, наличия ресурсов и иных причин, периодически выходит на первый план в процессе деятельности и требует повышенного внимания, перегруппировки сил и средств и принятия дополнительных мер по их оперативной реализации.

Иными словами, возникает необходимость корригирования целей, конкретизации направлений деятельности и выделения из совокупности различных направлений деятельности основных из них в конкретно складывающейся оперативной обстановке.

Утверждение Президентом Российской Федерации новой Стратегии связано прежде всего с появлением «новых угроз национальной безопасности, связанных с ростом глобальной и региональной нестабильности, появлением новых форм противоправной деятельности (связанных с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий), оказанием на Россию, проводящую независимую внешнюю и внутреннюю политику, политического, экономического, военного и информационного давления»**. Экономический кризис в стране с высокой долей вероятности ведет к ухудшению материального положения части населения, вследствие чего прогнозируется рост так называемых имущественных преступлений (краж, грабежей, разбоев, мошенничества и т.п.). Следует также учитывать непростые реалии современности, когда участились террористические атаки и в борьбу с терроризмом вовлечен практически весь цивилизованный мир. При этом в п. 20 Стратегии указано, что критическое состояние физической сохранности опасных

* См.: Статья 2, главы 3-5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции».

** См.: Пункты 12, 13 Стратегии.

объектов и материалов повышает вероятность их попадания в руки террористов.

Обозначенные факторы требуют новых подходов к содержанию и реализации направлений деятельности всей системы обеспечения национальной безопасности в целом и ее элементов в частности. При этом выделение из них первостепенных и основных в складывающейся политической, экономической и прогнозируемой криминогенной ситуации становится условием эффективности их функционирования.

Соответственно, роль полиции в противодействии и нейтрализации обозначенных в Стратегии угроз национальной безопасности существенно возрастает и требует также концентрации сил и ресурсов для решения первостепенных задач в рассматриваемой сфере.

Представляется, что в настоящее время первостепенными задачами полиции в сфере обеспечения национальной безопасности станут направления деятельности, связанные с защитой личности, общества, государства от противоправных посягательств, обеспечением безопасности граждан и общественного порядка, а также с пресечением экстремистской деятельности и участием в мероприятиях по противодействию терроризму.

В качестве аргумента в пользу данного вывода приведем п. 115 Стратегии, согласно которому одним из основных показателей оценки состояния национальной безопасности является «удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств».

С учетом реалий современности и в свете реализации требований новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации решение данных задач, на наш взгляд, актуализируется.

Указанные задачи становятся приоритетными в связи с тем, что Стратегия одной из главных целей общественной безопасности определяет «совершенствование правового регулирования предупреждения терроризма и экстремизма» (п. 44 Стратегии) с учетом противодействия таким обозначенным в Стратегии угрозам общественной безопасности, как «деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная

на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения населения» и «преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности», а также коррупция и экстремистская деятельность (п. 43 Стратегии).

Важная роль полиции в рассматриваемой сфере деятельности заключается, на наш взгляд, в том, что по вопросам обеспечения национальной безопасности в целом и отдельных видов она взаимодействует с другими субъектами системы ее обеспечения и использует их возможности.

Учитывая, что «состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности» (п. 32 Стратегии), возрастает необходимость результативности взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления в сфере обеспечения национальной безопасности и ее компонентов. Наиболее плодотворно данное взаимодействие должно проявляться в разработке и осуществлении региональных мер по противодействию преступности и обеспечению общественной безопасности и общественного порядка.

При этом, как представляется, полиция должна использовать любые правовые и организационные механизмы, ориентированные на обеспечение удовлетворяющего потребности общества уровня общественной безопасности и общественного порядка, с целью обеспечения национальных интересов Российской Федерации в целом (п. 6 Стратегии).

В этом контексте особую значимость представляют особенности организации и управления в различных подразделениях полиции, которые могут позволить им на основе анализа различных видов преступлений и общего состояния оперативной обстановки своевременно выявлять угрозы национальной безопасности, определять их масштаб, возможные негативные

последствия, вырабатывать меры по их нейтрализации и организовывать адекватное реагирование. Данные особенности уже, как правило, закладываются в практике планирования деятельности полиции, определении задач и приоритетов, основанной на мониторинге и анализе информации о состоянии оперативной обстановки.

Соответственно, деятельность полиции в рассматриваемой области становится важным фактором стабилизации правоотношений в сфере обеспечения национальной безопасности, а также стабилизации правовой системы в целом, поскольку она (деятельность) органично связана с основными элементами правовой системы, а именно с правотворчеством, правоприменением, праворазъяснением, профилактикой правонарушений и правовым контролем, обеспечением законности и правопорядка. При этом важнейшее правозащитное направление деятельности полиции, связанное с реагированием на нарушения, посягающие на общезначимые интересы в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, - будет возрастать.

Многофункциональная деятельность полиции по обеспечению различных видов безопасности в современных условиях придает ей большой превентивный и регулирующий потенциал в целях обеспечения национальной безопасности в пределах тех рамок, которые определило ей государство. В таком случае выделение ряда задач полиции в данной сфере как приоритетных (с учетом реализации требований Стратегии) и воздействие полиции на процесс обеспечения национальной безопасности создаст дополнительные предпосылки для осуществления ею мониторинга угроз национальной безопасности как одной из основных функций полиции, что будет способствовать принятию своевременных мер по нейтрализации и устранению возникающих угроз.

При этом полиция способна адекватно мобилизовать на нейтрализацию и устранение конкретных угроз национальной безопасности с учетом их масштаба и локализации не только собственные ресурсы, но и ресурсы других субъектов системы обеспечения национальной безопасности (например, иных силовых струк-

тур, обеспечивающих различные виды безопасности), а также самые широкие слои общественности и институты гражданского общества.

Соответственно, объективная необходимость в использовании возможностей полиции в сфере обеспечения национальной безопасности (в первую очередь в части обеспечения общественной безопасности и общественного порядка) станет более очевидной и результативной. При этом значительные используемые и потенциальные возможности полиции в части нейтрализации либо устранения угроз национальной безопасности страны путем обеспечения различных видов безопасности указывают и на то, что ее роль в данном направлении деятельности будет не только сохраняться, но и возрастать.

Таким образом, проведенный анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, нормативно-правовых источников, научной литературы и практических аспектов современного состояния полиции позволяет сделать вывод о том, что она конкретизирует основные приоритетные направления ее деятельности в современных условиях, отнеся к ним прежде всего направления деятельности, связанные с защитой личности, общества, государства от противоправных посягательств, обеспечением безопасности граждан и общественного порядка, а также с

пресечением экстремистской деятельности и участием в мероприятиях по противодействию терроризму.

Поскольку, как указано в п. 32 Стратегии, «состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности», а обеспечение национальных интересов осуществляется посредством реализации такого стратегического национального приоритета, как общественная безопасность, то можно предположить, что роль полиции как органа, предназначенного «для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности»*, существенно возрастает.

Возложение на полицию задач по обеспечению различных видов национальной безопасности с применением присущих ей методов и средств, на наш взгляд, есть адекватное проявление воли государства по обеспечению национальной безопасности в целом.

* См.: Статья 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

Список литературы

1. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Ю.Н. Авдеев [и др.]. М.: Юнити-Дана, 2010. 512 с.

2. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2011. 640 с.

3. Микаилов С.М. Национальная и имущественная безопасность: соотношение понятий и аспекты обеспечения вневедомственной охраной полиции: монография. М.: Перо, 2013. 266 с.

4. Шергин А.П. Научное обеспечение борьбы с административными правонарушениями. М.: Ин-т административного права России, 1999. 315 с.

5. Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: МОДУЛЬ, 2000. 240 с.

6. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности. М.: РАГС, 2002.

7. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 494 с.

8. Фомин С.А. Обеспечение национальной безопасности: курс лекций. М.: Флинта, 2014. 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.