Научная статья на тему 'Стратегия конкурентоспособности интеллектуально-инновационного развития экономики'

Стратегия конкурентоспособности интеллектуально-инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ / ПЛАТФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / іНТЕЛЕКТУАЛЬНО-іННОВАЦіЙНИЙ РОЗВИТОК / ДИСТАНЦіЙНА ОСВіТА / КВАЛіФіКОВАНі ФАХіВЦі / іНФОРМАТИЗАЦіЯ / НАВЧАЛЬНИЙ ПРОЦЕС / СТРАТЕГіЯ КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТі ОСВіТИ / СУЧАСНі МЕТОДИКИ НАВЧАННЯ / ПЛАТФОРМИ ДИСТАНЦіЙНОГО НАВЧАННЯ / INTELLIGENT AND INNOVATIVE DEVELOPMENT / DISTANCE EDUCATION / PROFESSIONALS / INFORMATION / EDUCATIONAL PROCESS / COMPETITIVE STRATEGY OF EDUCATION / MODERN TEACHING METHODS / DISTANCE LEARNING PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайковская М.П., Гилодо А.Ю.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы интеллектуально-инновационного развития экономики Украины в условиях интеграции в мировое образовательное сообщество. Работа выполнена с целью определения перспектив и условий внедрения дистанционного обучения в Украине, определения приоритетов и критичных факторов данного процесса; выработке стратегии конкурентоспособного развития. В статье проведен анализ современных концепций дистанционного образования; осуществлена классификация основных видов дистанционного обучения, выделены их преимущества и ограничения. Проведен анализ состояния отечественного рынка дистанционных образовательных услуг, сформулированы основные проблемы по категориям (техническим, технологическим, инфраструктурным, психологически, квалификационным). Проведена сравнительная характеристика технологических платформ практической реализации дистанционной формы обучения и их активности в Украине, выделены актуальные тренды развития. Предложен концептуальный механизм устойчивого развития экономики на принципах совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов путем внедрения современных технологий обучения. Разработана стратегия конкурентоспособности интелектуально-инновационного развития экономики на базе внедрения современных технологий дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайковская М.П., Гилодо А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems and prospects of the intellectual and innovative development of the economy of Ukraine in terms of integration into the global educational community. Work was carried out to determine the prospects and conditions of implementation of distance learning in Ukraine, setting priorities and critical factors in the process, and developing a strategy of competitive development. The article analyzes the modern concepts of distance education and the classification of the main types of distance learning, highlighting their advantages and limitations. The analysis of the domestic market of distance education services is formulated by the basic problem categories (technical, technological, infrastructural, psychologically, qualification). The comparative characteristics of the practical implementation of the technological platforms of distance learning and their activity in Ukraine highlight current trends of development. We propose a conceptual framework for sustainable development of the economy on the principles of improving the training of highly qualified professionals by introducing modern teaching technologies; a strategy for competitive, intellectually innovative economic development on the basis of introduction of modern technologies of distance learning.

Текст научной работы на тему «Стратегия конкурентоспособности интеллектуально-инновационного развития экономики»

УДК 37.015.6

СТРАТЕГ1Я КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТ1 1НТЕЛЕКТУАЛЬНО-1ННОВАЦ1ЙНОГО РОЗВИТКУ ЕКОНОМ1КИ

Чайковська М.П., Гилодо О.Ю.

Кпючов'1 слова: нтелектуальночнновац1йний розвиток, дистанц1йна oceima, квал1фкован1 фах1в1у, ¡нформатизац1я, навчальний процес, cmрamегiя конкурентоспроможноcmi oceimu, сучасн методики навчання, платформи дистанц1йного навчання.

СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Чайковская М.П., Гилодо А.Ю.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы интеллектуально-инновационного развития экономики Украины в условиях интеграции в мировое образовательное сообщество. Работа выполнена с целью определения перспектив и условий внедрения дистанционного обучения в Украине, определения приоритетов и критичных факторов данного процесса; выработке стратегии конкурентоспособного развития. В статье проведен анализ современных концепций дистанционного образования; осуществлена классификация основных видов дистанционного обучения, выделены их преимущества и ограничения. Проведен анализ состояния отечественного рынка дистанционных образовательных услуг, сформулированы основные проблемы по категориям (техническим, технологическим, инфраструктурным, психологически, квалификационным). Проведена сравнительная характеристика технологических платформ практической реализации дистанционной формы обучения и их активности в Украине, выделены актуальные тренды развития. Предложен концептуальный механизм устойчивого развития экономики на принципах совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов путем внедрения современных технологий обучения. Разработана стратегия конкурентоспособности интелектуально-инновационного развития экономики на базе внедрения современных технологий дистанционного обучения.

Ключевые слова: интеллектуально-инновационное развитие, дистанционное образование, квалифицированные специалисты, информатизация, учебный процесс, стратегия конкурентоспособности образования, современные методики обучения, платформы дистанционного обучения.

Chaikovska M.P., Gilodo A.Yu.

The article deals with the problems and prospects of the intellectual and innovative development of the economy of Ukraine in terms of integration into the global educational community. Work was carried out to determine the prospects and conditions of implementation of distance learning in Ukraine, setting priorities and critical factors in the process, and developing a strategy of competitive development. The article analyzes the modern concepts of distance education and the classification of the main types of distance learning, highlighting their advantages and limitations. The analysis of the domestic market of distance education services is formulated by the basic problem categories (technical, technological, infrastructural, psychologically, qualification). The comparative characteristics of the practical implementation of the technological platforms of distance learning and their activity in Ukraine highlight current trends of development. We propose a conceptual framework for sustainable development of the economy on the principles of improving the training of highly qualified professionals by introducing modern teaching technologies; a strategy for competitive, intellectually innovative economic development on the basis of introduction of modern technologies of distance learning.

Key words: intelligent and innovative development, distance education, professionals, information, educational process, competitive strategy of education, modern teaching methods, distance learning platform.

Актуальность темы исследования и постановка проблемы. Начало XXI века характеризуется мощными трансформационными процессами в экономических системах, технологических укладах, динамизме инновационного развития, обусловленными объективными тенденциями глобализации, информатизации, интеллектуализации, что предъявляет новые требования к качеству подготовки современных специалистов, к системной оптимизации образовательного процесса на базе более эффективных форм, средств и методов обучения.

Внедрение дистанционного обучения является в настоящих условиях одним из основных рычагов ускорения экономического и социального развития страны. В основе современного экономического роста лежит высокий уровень образования населения. Те страны, которые приняли этот факт как руководство к действию, сегодня процветают, а остальные фактически вынуждены платить обладателям новых знаний и технологий растратой своих природных ресурсов.

Анализ публикаций последних лет, выделение нерешенной части. Вопросы данной тематики изучались многими учеными различных школ и направлений. Основой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, изучавших направления, факторы, стратегии конкурентоспособности инновационного развития экономики Украины, влияние интеллектуальных факторов на формирование инновационного потенциала национальной экономики; роль стратегии дистанционного образования в процессе повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

Вопросы формирования знаниеориентированной экономики поднимаются в работах Федуловой Л. И., Цибульской Л. [1], Илляшенко С.М, Чухрай Н., Пашуты М.Т, Микитюк П.П.; управления интеллектуальным капиталом - Богдана В.С. [2], Пригожина А., Саблука П., Михайловой Л.И., Турчины С.Г.; концептуальной проработке организационно - экономических механизмов управления интеллектуальным капиталом - труды Кендюхова А.В., Цвирко И., Левина И.В.

Тематике дистанционного образования в рамках экономики знаний посвящены работы таких зарубежных ученых, как Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Кан, М. Кастельс, Я. Корнаи, И. Масуда, Ф.Махлуп, Д. Рисмен, Т. Сакайя, Р. Солоу, Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, Т. Стюарт, Т.Умесао, Д. Форэ, Д. Шнайдер,. Абалкина Л.И., Бузгалина А.В., Добрынина А.И. и др. Среди отечественных исследователей следует выделить вклад Гееца В.М., Кваснюка Б.Е., Семиноженка В.П. [3].

Вместе с тем проблемы повышения конкурентоспособности интелектуально-инновационного развития экономики, ориентированной на знания, остаются не достаточно исследованными и требуют дальнейшей проработки.

Целью работы является анализ проблем и перспектив дистанционного обучения в системе образования Украины, разработка стратегии повышения конкурентоспособности интелектуально-инновационного развития экономики на базе использования современных технологий качественного массового образования.

Изложение основных результатов исследования. Термин «экономика знаний» был введен в научный оборот американским ученым австрийского происхождения Фрицем Махлупом (1962) в применении к высокотехнологическому сектору

© Чайковська М.П., Гилодо О.Ю., 2015

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 26/1

55

экономики. В настоящее время этот термин, наряду с термином «экономика, базирующаяся на знаниях», используется для определения такого типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником экономического развития и роста.

Выход из экономического кризиса, который переживает наше государство, требует ответственных и хорошо спланированных действий. Положительное решение данной проблемы в первую очередь зависит от правильно выбранной стратегии, определения приоритетов. В мире накопилось достаточное количество «рецептов лечения» больных экономик многих государств, но слепое копирование заведомо обречено на провал. Для успеха необходимо учитывать не только цифры статистики, курсы валют и коэффициенты инфляции. Главное, чтобы принятые меры были поддержаны большинством населения. И при этом надо учитывать традиции, особенности и привычки нашего многонационального народа. Необходимо во главу угла поставить нечто общее, не вызывающее ни у кого сомнений, обладающее абсолютным авторитетом. Таким локомотивом экономики должно стать образование. В силу многих причин образованные люди в нашем обществе нынче не в чести. Индикатором такого состояния стали крайне низкие зарплаты в первую очередь учителей, в широком смысле слова, речь идет не только о средней школе, но и о вузовских работниках.

Современным молодым людям навязывается в качестве единственного критерия успешности количество заработанных денег, причём независимо от уровня образования и квалификации. И результат не замедлил сказаться. Заинтересованность студентов в получении реальных знаний снизилась, научная работа аспирантов всё больше формализуется, а их интеллектуальный уровень, зачастую, не позволяет решать серьёзные научные задачи, не говоря уже об эффективной преподавательской работе.

В чём причины столь плачевного состояния? Может нет умной молодёжи? Или что-то неладное с генотипом? В последнее время часто можно услышать сетования старшего поколения на инфантильных потребителей интернета. Мол ничего им не нужно, работать не хотят и требуют высокой оплаты своего труда. Однако реальная картина совершенно иная. В качестве критерия предлагается рассматривать иностранные источники. Например, результаты известнейшего международного конкурса научно-технического творчества школьников Intel International Sciense and Engineering Fair, проводящегося ежегодно в США корпорацией Intel, называемого конкурсом будущих нобелевских лауреатов. При современном дефицитном государственном финансировании, украинские школьники уже 10 лет подряд одерживают победы. Причём география победителей самая разнообразная: от Карпат до Чёрного моря. Такие же впечатляющие результаты получают наши химики, физики, математики, изобретатели, юные поэты и экономисты. Не секрет, что и в передовых международных корпорациях по IT технологиям наши земляки занимают ведущее положение. Проблема в том, что за лучшими нет мощного среднего звена, нет тех, кто «не хватает звёзд», но своим качественным трудом и высокой квалификацией создаёт национальный продукт любой успешной страны.

Такое происходит из-за ряда негативных факторов, главными из которых являются отсутствие материально-технической базы, проблемы финансирования (в бюджет-2011 отмечалось сокращение расходов на образование на 7,5%, в бюджете-2015 сокращение расходов на науку и образование достигло 28% - на 6,4309 млрд. грн.), низкий престиж и популярность науки, высокий уровень коррупции.

Определённые позитивные сдвиги для обеспечения равных возможностей в образовании наметились при переходе к внешнему независимому тестированию при поступлении в ВУЗы - в целом поступают те, кто показал лучшие знания.

Повышение динамичности, нестабильности экономической и политической ситуаций ведет к изменению характера инноваций, требуют более эффективного использования интеллектуального потенциала общества: повышения качества образования и использования современных организационных форм инновационной деятельности в учебных заведениях на базе развитые информационной инфраструктуры.

Одной из особенностей развития современного общества является процесс информатизации, который приобрел в настоящее время глобальный характер. Под воздействием информатизации в настоящее время происходят изменения во всех сферах жизни. Одним из элементов информатизации являются новые информационные технологии, применение которых позволяет находить новые подходы в решении различных проблем. Следствием общей информатизации общества является информатизация образования, одной из форм которой является дистанционное обучение.

Дистанционное образование - это система образования, которая предусматривает активное общение студента с преподавателем при помощи современных информационных технологий и дает свободу выбора места, времени и темпа обучения [4].

Дистанционное образование имеет достаточно длинную историю развития.

В европейских странах основы дистанционного образования закладывались в 1970-х годах в Великобритании, где впервые появились открытые университеты, в которых студенты обучались по книгам самостоятельно; контролировали процесс «тьютеры» (англ.: tutor - наставник), которые проводили воскресные семинары и разъясняли проблемные вопросы, средством коммуникации выступало радио.

С 70-х годов в Финляндии при 10 университетах начинают создаваться Центры дистанционного образования, в Турции с 1974 года работает Открытый университет, призванный помочь получить образование жителям отдаленных районов.

В США в 1984 году образовался Национальный Технологический Университет (National Technological University, NTU), превратившийся к 1991 году в консорциум из 40 инженерных школ, обеспечивающих подготовку более 1100 студентов-магистров с помощью дистанционных методов обучения.

Сегодня в мире в системе дистанционного обучения насчитывается более 6 млн. студентов. В США обучается около 1 миллиона человек, в более, чем половине университетов США используется технологии дистанционного обучения [4].

Национальный Центр дистанционного обучения во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35000 пользователей в 120 странах мира.

Национальный Университет дистанционного обучения (UNED) в Испании включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом.

В ФРГ открытый университет в г. Хагене (основан в 1976) позволяет дистанционно получать образование и повышать квалификацию. Университет выдает дипломы и присуждает степени включая доктора наук. Институт дистанционного обучения в г. Тюбинген разрабатывает программы для обучения с использованием радио и телевидения. В подготовке 2500 учебных курсов принимает участие 5000 преподавателей.

Балтийский Университет в Швеции объединяет в дистанционную сеть более пятидесяти университетов балтийского региона (Уасалы, Лунда, Гетеборга, Умео, Линчепинга). Все учебные задания выполняются вне университета на основе специальных разработок и с консультацией преподавателей.

Предложение современной дистанционной формы образования на мировых образовательных рынках стремительно растет. Китайский телеуниверситет (Китай), Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Пайнам Hoop (Иран), Корейский национальный открытый университет (Корея), Университет Южной Африки, Открытый

Университет Сукотай Тампариат (Таиланд), «Университет в эфире».(Японии). По прогнозам специалистов, в ближайшие пять лет две трети студентов в развитых странах будут учиться дистанционно [5].

На сегодняшний день не существует единой общепринятой концепции дистанционного образования. Предлагается большое количество различных технологий формирования курсов дистанционного обучения, претендующих на максимальную эффективность, но ни серьезного анализа, ни нормативной базы таких методик пока нет. Новые информационные технологии открывают совершенно иные возможности в системе обучения. Дистанционное обучение приводит к более демократичным отношениям ученика и преподавателя, высвобождает массу времени, предполагает индивидуальный подход, возможность возвращаться к пройденному материалу бесчисленное количество раз и пр.

Однако преимущества дистанционного обучения в ряде случаев оборачиваются его недостатками. К их числу можно отнести:

- избыточное количество информации, проблемы с её систематизацией и выделения главного;

- чрезмерная детализация, концентрация внимания учеников на мелочах в ущерб принципиальным вопросам;

- отсутствие возможности мгновенного контакта с преподавателем и получения дополнительного разъяснения сложных фрагментов лекции.

Существуют три основных вида дистанционного обучения.

1. Первый в какой-то степени может называться традиционным. Он основан на интерактивном телевидении. Его преимущество заключается в возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. При таком обучении практически тиражируется обычное занятие, построенное по традиционной методике. Это особенно актуально для заочной формы либо демонстрации лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов.

2. Второй вид основан на компьютерных телекоммуникационных сетях, с различными возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций).

3. Третий способ, предполагает использование компакт-дисков в качестве базового электронного учебника. Он заключает в себе большие возможности для вузовского, школьного образования и для повышения квалификации специалистов. Преимущество компакт-диска в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

При помощи широкого внедрения дистанционных методов обучения можно за короткий срок решить насущные социально-экономические задачи. По одним и тем же программам в одном и том же учебном заведении могут обучаться одновременно тысячи людей.

Дистанционное образование позволяет решить задачу оперативной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров без отрыва персонала от производства и с меньшими расходами на обучение. Если посчитать затраты времени, сил, транспортную составляющую и жизнь вдали от дома, то дистанционное образование можно назвать одним из самых недорогих видов образования. Появляется также возможность учиться по зарубежным учебным программам и курсам, не покидая место жительства.

Безусловно, такое обучение не бесплатно (в ВУЗах Украины: 3-5,5 тыс.грн.в год - бакалаврский уровень, 5-10 тыс.грн.в год - магисторский уровень) однако если сделать его по-настоящему массовым, то при соответствующей государственной поддержке, затраты для граждан на него будут значительно меньше, чем на очном обучении и тем более при обучении по этим программам за рубежом.

Однако в отечественных ВУЗах внедрение дистанционного обучения заметно отстает от развития дистанционного обучения в других странах и регионах.

Такую возможность комплексно предоставляют около 10 ВУЗов (не по всем специальностям). Это такие ВУЗы как КНУ технологий и дизайна, Киевский международный университет финансов, Национальный технический университет ХПИ, Полтавский университет экономики и торговли, Сумской государственный университет, Хмельницкий национальный университет, Национальный университет водного хозяйства и природопользования (Ровно), Тернопольский национальный технический университет.

Большее количество ВУЗов использует элементы дистанционного обучения на отдельных специальностях и видах работ. Усиление процессов глобализации в образовании в целом требует от национальных ВУЗов решение стратегических задач сохранения своей конкурентоспособности в новых условиях.

1. Эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от уровня квалификации тех преподавателей, кто ведет работу с учащимися в Интернет. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе с учащимися в новой учебно-познавательной сетевой среде. К сожалению, в нашей стране не ведётся подготовка специалистов подобного рода.

2. Другая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остаётся открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен так же вопрос организации и проведения оценки знаний «дистанционных» учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

3. Технологии обучения должны быть адекватны моделям дистанционного образования. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления системы дистанционного обучения могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.

4. Серьёзной помехой быстрого внедрения новых образовательных технологий является необходимость перестройки сознания преподавателя. И дело не только в присущем старшему поколению консерватизме. Революционные изменения касаются самой сути процесса обучения. До последнего времени между учеником и знаниями существовал единственный посредник - учитель. Однако с развитием техники кроме учителя и ученика появляется нечто новое. Это новое можно тоже считать посредником, либо помощником, своеобразным инструментом обучения. Под таким инструментом понимают компьютер, но фактически речь идёт о бесконечном источнике знаний - интернете, работающем в режиме мгновенного получения любой информации.

5. Выбор адекватной технологической платформы практической реализации дистанционного образования. Мировой рынок программных решений в области дистанционного образования превышает $1.5 млрд., однако более 50% общемирового рынка

приходится на США. Среди наиболее популярных платформ следует назвать Blackboard, WebCT, Moodle, Angle, Desire2Leam, Educator, Etudes, Sakai [4]. На долю украинского рынка приходится не более 1,5% общемирового.

Актуальными трендами последних лет являются

- корпоративные слияния, следствием которых явилось сокращение численности и перераспределение долей пользователей платформ;

- сокращение числа российских коммерческих платформ («Прометей», «Гиперметод», которые последние годы в основном использовалась в банках и институтах повышения квалификации);

- диверсификация предложений компании IBM ( Lotus LearningSpace 5.0, ASP-услуги); Mindspan Planning (разработка стратегии обучения на основе начального анализа уровня студента); Mindspan Design (создание структуры курсов); Mindspan Content (создание и размещение контента); Mindspan Technologies, Macromedia's Web Learning Studio ( интеграция с мобильными устройствами и системами).

- появление и активное развитие открытых платформ (массовых открытых онлайн-курсов - MOOC), как особого типа образовательных интернет-ресурсов, предполагающих массовое участие и бесплатный кроссязыковый доступ для всех желающих учиться, независимо от их географического положения (Таблица).

Таблица. Характеристики популярных MOOC-платформ

Платформа Khan Academy Coursera EdX Lynda.com Udacity

Тип Некоммерческая Коммерческая Некоммерческий Коммерческая Коммерческая

Особенности Массовость -предоставление высококачественного образования каждому, всюду. Широкая сеть взаимодействия - более 80 партнеров, более 4,5 млн студентов со всего мира. Аналитическая составляющая -исследования того, как учатся студенты и каким образом новые технологии могут трансформировать образование. Клиенториентированность -предоставление большого количества востребованных образовательных сервисов Диффиренцированный подход - несколько уровней сложности -для начинающих, базовых и продвинутых слушателей.

Контент Курсы по математике, истории, здравоохранению, финансам, физике, химии, биологии, астрономии, экономике видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты итоговые экзамены курсы, разработанным университетами Беркли, Остина, Джорджтауна, Гарвардом, MIT онлайн-тренинги от десятков действующих профессионалов из различных сфер деятельности. курсы, разработанные не только университетскими профессорами, но и ведущими отраслевыми экспертами (ИТ, дизайн, математика, технологический бизнес)

Объемы Более 3600 Более 420 Более 60 Более 200 Более 30

Финансирования Пожертвованиями (Google, Фонд Гейтс). $65 млн $1 млрд. Более $103 млн. $20 млн венчурных инвесторов

История создания 2006г. (С.Хан) 2012 г. Э.Нг, Д. Келлер 2012 г. Гарвард, MIT 1995 г. (Стэнфорд) 2012 г. (Себастьян Стэнфорд)

Источник: Систематизировано авторами на основе [4, 5].

В Украине практическое использование платформ зачастую носит директивный характер. Так из официально зарегистрированных более чем 90 Moodle-сайтов, только около 40 реально обеспечивают дистанционное обучение.

К основным преимуществам дистанционного обучения относятся:

1. Высокая эффективность профессиональной подготовки при более низкой стоимости образовательных услуг.

2. Динамизм и гибкость форм обучения, возможность сокращения сроков обучения, постоянное развитие, реализация концепции перманентного образования.

3. Возможности параллельного обучения в нескольких вузах.

4. Независимость студента от географического расположения, международное сотрудничество, возможность приобщится к лучшим мировым практикам ВУЗов.

5. Повышение заинтересованности и творческой мотивации студентов, вовлечение студентов в практическую и научную работу.

6. Информационная прозрачность, ответственное управление и контроль.

7. Стратегические возможности использования конкурентных преимуществ современных информационно-коммуникационных технологий.

Качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения.

Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в традиционных системах обучения.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства.

Одной из типовых схем дистанционного образования является следующая: Студенческую группу закрепляют за конкретным преподавателем с которым можно общаться с помощью Интернета: по электронной почте или же в режиме специальной коммуникативной программы (через чат - то есть в реальном времени).

«Чатовые» встречи всегда записываются, так что если вы пропустили занятие, можете потом в записи узнать, о чем преподаватель рассказывал другим студентам, что спрашивал, какие задания выдал. В течение одного курса нужно поучаствовать в определенном количестве таких встреч. Студенты присылают преподавателю письменные контрольные задания, некоторые из которых он может тут же, в чатовом режиме, попросить защитить. В чате можно общаться не только с преподавателем, но и со студентами, проходящими этот курс дистанционного обучения.

Второй преподаватель - виртуальный, чьи лекции вы можете в удобное для вас время смотреть с помощью CD-ROM с видеороликом. CD-ROM, как и комплект учебных и методических пособий, специально разработанных для самостоятельного изучения, выдается каждому студенту. Процесс обучения можно и прерывать, и растягивать, и совмещать одновременно несколько курсов.

Цифровые технологии заняли определяющее положение во всех областях жизни. Особенно активно они внедряются в образование. Если лет десять назад подобные методики считались экзотикой, применимой только к заочной форме, то сегодня это необходимость и для студентов стационара.

Фактически вся подготовительная работа многими преподавателями уже проделана. В электронном виде детально разработаны учебные курсы, конспекты лекций, методические материалы по курсовым работам и проектам, практическим и лабораторным занятиям, вопросы к экзаменам, задачи, тесты и пр. Необходимо, после соответствующей доработки, переместить все эти материалы в интернет сеть вуза и отработать методику дистанционного обучения.

Если проанализировать учебные планы по всем дисциплинам за 15-20 лет, то одна из главнейших тенденций -сокращение контактных часов преподавателей и студентов, а если проще, то меньше аудиторных занятий и больше самостоятельной работы. Ну а курсовое проектирование вообще вне сетки расписания.

Кроме того, всем известно, что в каждой группе есть активные, хорошо подготовленные и мотивированные студенты и есть те, кому учёба даётся нелегко. А преподаватель на занятии в аудитории ориентируется на какой-то средний уровень и при этом не всегда успевает уделить дополнительное время лучшим студентам, поскольку необходимо подтянуть отстающих. Дистанционное обучение решает эту задачу.

Современное дистанционное обучение это равноправная с аудиторной работой форма преподавания, которое ведётся в соответствии с индивидуальным учебным планом студента. Содержание дистанционных курсов соответствует рабочим программам по изучаемым дисциплинам и обязательно включает всю нормативную документацию курса: непосредственно рабочую программу, тематические планы лекций и занятий, перечень рекомендуемой литературы, вопросы к экзамену и перечень практических навыков по дисциплине. Это является преимуществом дистанционного курса, поскольку предоставляет всем заинтересованным студентам доступ к учебной документации, что не всегда возможно при традиционной организации учебного процесса. В системе дистанционного обучения могут быть размещены тексты курса лекций в любом удобном преподавателям и/или администрации формате: в формате документов Word, презентаций PowerPoint, в виде текстовых документов PDF. Современные технические возможности позволяют размещать аудио и видео фрагменты лекций или другие учебные материалы в аудио/видео формате. Видео может находиться на видеосервере или на внешних медиахранилищах свободного пользования. Например, на сайте youtube.com могут бесплатно размещаться и храниться видеоролики длительностью до десяти минут.

При работе в сети Интернет положительным аспектом также является возможность использования внешнего контента по отношению к курсу, например ссылок на литературу и материалы (журнальные статьи, электронные ресурсы, онлайн-справочники и руководства, интернет-энциклопедии), находящиеся в свободном доступе в сети Интернет. Организация активности студентов в интерактивной среде дистанционного курса позволяет расширить спектр форм учебной работы. Использование форума позволяет организовать различные варианты сетевого общения преподавателя со студентами - от онлайн-консультации до сетевого семинара или конференции. Возможность обмена сообщениями внутри системы дистанционного обучения позволяет студенту получать индивидуальные консультации по интересующим вопросам.

Отдельно стоит рассмотреть различные контрольные мероприятия, которые можно организовать в курсе. Система дистанционного обучения позволяет создавать тесты с различными типами ответов - открытого и закрытого, с множеством вариантов выбора, вопросами на соответствие. Возможно, ограничение количества попыток прохождения теста и времени на прохождение всех вопросов, что позволяет организовать как тренировочные тесты для самоподготовки без ограничения времени и количества попыток, так и контрольные тесты с любым количеством вопросов с фиксированным числом попыток.

Для творческих работ студентов, рефератов, отчетов, электронных историй болезни возможно применение такой формы контроля, как оцениваемое задание в виде файла. Студент отправляет ответ в виде файла (например документа Microsoft Word). После проверки преподаватель выставляет оценку, которая может сопровождаться подробной рецензией на выполненную работу. И студент, и преподаватель имеют доступ к средствам статистического анализа учебной деятельности в курсе. Студент имеет возможность просматривать свои оценки, полученные в ходе прохождения контрольных мероприятий. Преподаватель имеет доступ к отчету об активности всех студентов, а также может получить таблицы успеваемости студентов по группам и сохранить их в любой удобной для дальнейшей статистической обработки форме, включая формат Microsoft Excel.

В современном, быстро меняющемся мире, социально защищённым может считаться человек, способный гибко перестраивать направление своей деятельности в связи с изменением социально-экономической обстановки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дистанционная форма обучения способна обеспечить постоянный образовательный рост личности. Она предоставляет свободу выбора преподавателя, возможность подбора учебного материала в зависимости от информационной потребности обучающегося.

Дистанционное обучение развивается быстрыми темпами, этому способствует и развитие сети Интернет, и рост её информационных и коммуникационных возможностей. Дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют тщательной отработки методик усвоения знаний.

При помощи широкого внедрения дистанционных методов обучения можно за короткий срок решить насущные социально-экономические задачи. По одним и тем же программам в одном и том же учебном заведении могут обучаться одновременно тысячи людей.

Развивающейся экономике требуются высококвалифицированные специалисты, отвечающие требованиям современного производства, но достаточного времени и соответствующих производственных технологий и мощностей на их подготовку и переподготовку нет. Дистанционное образование позволяет решить такую задачу без отрыва персонала от производства и с меньшими расходами на обучение.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. В Украине созданы условия для развития инновационной деятельности, сформированы основы нормативно-правовой базы и механизмы осуществления инновационной политики, а также создание условий для развития соответствующей инфраструктуры. Качественное и доступное образование обеспечит быстрый и стабильный рост экономики нашей страны.

Концептуальный механизм интелектуально-инновационного развития экономики на принципах совершенствования подготовки высококвалифицированных специалистов должен обеспечить конвертацию знаний в высокие экономические показатели при внедрении современных технологий обучения.

Миссия стратегии интелектуально-инновационного развития экономики Украины заключается в реализации качественно нового подхода к образованию как основе обеспечении устойчивого развития национальной экономики на принципах глобализации, информатизации и конкурентоспособной мировой интеграции.

Стратегия интелектуально-инновационного развития экономики должна включать формирование институциональной, технической, технологической инфраструктуры системы качественного массового образования; поддержку и развитие существующего конкурентного интеллектуального потенциала; создание условий для стимулирования процессов технологической модернизации, внедрения современных технологий дистанционного обучения.

Список использованной литературы

1. Федулова Л., Цибульська Л. ТенденцИ' становления новтнього технолог1чного укладу ceimoeöi економки // Економка УкраГни, 2011. №12. - С. 23-25.

2. Богдан В.С., Кендюхов А.В. Интеллектуальный капитал /Экономика и маркетинг в 21ст./ ДонНТУ, - И.1, 2005,с.37-39.

3. Геець В.М., Семиноженко В.П. 1нновац1йн1 перспективи Украни. -Харкв: Константа,2006. - 272 с.

4. Fila N., Misnevs B., Dunjashkins A., Abasheva E. Simulation Model of Distance Learning Planning and Implementation on the Basis of ECTS Credits // Proc. of the 35st International Convention «Computers in Education», MIPRO 2012. - Opatija, Croatia, May 21 - 25, 2012. - P. 1215 - 1219.

5. Voronkin A.S. Problems of implementation of distance education as a self-learning in higher education institutions of ukraine / A.S.Voronkin//Informational Technologies in Education. - 2010. - № 8. - P. 199-201.

References

1. Fedulova L., Tsyibulska L., (2011) «Tendentcii stanovlenna novitnogo tekxnologihcnogo uklady svitovoi ekonomiki» [Trends of modern technological structure of the world economy] Economy of Ukraine. 2011. vol.12, pp. 23-25.

2. Bogdan V.S., Kendyukhov A.V., (2005), «Intellektual'nyj kapytal» [Intellectual capital]// Economics and Marketing in 21s., 2005. vol. 1, pp. 37-39.

3. Heets VM, Seminozhenko VP., (2006) «Innovatiini perspektivi Ykraini» [Innovative perspectives of Ukraine]. Kxarkiv, 2006. 272 pp.

4. Fila N., Misnevs B., Dunjashkins A., Abasheva E., (2012) «Simulation Model of Distance Learning Planning and Implementation on the Basis of ECTS Credits» // Proc. of the 35st International Convention «Computers in Education», MIPRO 2012. Opatija, Croatia, May 21-25, 2012. pp. 1215-1219.

5. Voronkin A.S., (2010) «Problems of implementation of distance education as a self-learning in higher education institutions of Ukraine». // Informational Technologies in Education, 2010. vol. 8, pp. 199-201.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Чайковская Марина Петровна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента и математического моделирования рыночных процессов, Одесский Национальный университет имени И.И. Мечникова, ул. Дворянская 2, г. Одесса, 65082, Украина e-mail: Chmp@ukr.net

Гилодо Александр Юрьевич, к.т.н., доцент Одесской государственной академии строительства и архитектуры. Одесса, 65026,ул. Гаванная, 7/26 e-mail: gil@sobOrka.net

DATA ABOUT THE AUTHORS

Chaikovska Maryna, Ph.D, Associate Professor of Department of Management and mathematical modeling of market processes, Odessa I.I. Mechnikov National University

2, Dvoryanskaya street, Odessa, 65082, Ukraine e-mail: Chmp@ukr.net

Gilodo Alexander, Ph.D., Associate Professor of Odessa State Academy of Civil Engineering and Architecture. Odessa, 65026, st. Gavannaya, 7/26 e-mail: gil@soborka.net

НОВ1 ШЛЯХИ: ВИЩА ОСВ1ТА В 21 СТОЛ1ТТ1

Мiхаель Шефер

Ключов'1 слова: глобал1зац1я, м1жнародний ринок, виховання I осв!та, 1нновац1йн1 концепци, конкурентоспроможнсть, ринок пращ, теор1я I практика.

НОВЫЕ ПУТИ: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 21 ВЕКЕ

Михаэль Шефер

Мы живем в 21 веке, веке общения! Международная глобализированная экономика, путешествия и образование становятся все более и более важными в настоящее время. Чтобы идти в ногу со временем, с новыми и инновационными возможностями, обмениваться опытом, а также повышать профессиональные способности и совершенствовать навыки, необходима их интеграционная модель развития в глобальном экономическом и научном мире. Мы считаем, что инновационное развитие должно осуществляться на всех уровнях одновременно, однако не ограничивается по отраслям, тенденциям и направлениям деятельности. Застой означает регрессию, вот почему не стоит останавливаться на достигнутом уровне, необходимо показать перспективы развития инновационных идей, чтобы найти новые способы их реализации. Современное образование требует новых методов и современных форм, которые должны быть адаптированы к современным коммуникациям и образу жизни. Поиск новых путей реализации инноваций становится все более и более трудным. Однако профессиональное обучение, классическое образование и исследования должны основываться на высоком уровне научных исследований и отвесать практическому спросу инновационных современных рынков.

Ключевые слова: глобализация, международный рынок, воспитания и образование, инновационные концепции, конкурентоспособность, рынок труда, теория и практика.

NEUE WEGE: HOCHSCHULBILDUNG IM 21. JAHRHUNDERT

Schaefer Michael

We are living In the 21st Century, the century of communication! International economy, travelling and éducation become more and more important nowadays. To keep pace with the time, with new and innovative possibilities, to exchange experiences as well as

60

Економiчний вюник уыверситету j Випуск № 26/1

© Miхаель Шефер, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.