Научная статья на тему 'Стратегия инвестиционного развития региона'

Стратегия инвестиционного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия инвестиционного развития региона»

СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

О.В. Захарова, асп. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления

в сельском хозяйстве

Стратегия инвестиционного развития рассматривает выбор курса действий, либо проникновение на рынок, а под стратегией инвестиционной деятельности понимают долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера и считают, что стратегия -это сознательная и обдуманная разработка для достижения определенной цели.

Сущность аспекта стратегии инвестиционной деятельности применительно к агропромышленному комплексу рассматривается как некий вид планирования, основанный на последовательности в поведении организаций или хозяйствующих субъектов, подкомплексов агропромышленного комплекса для привлечения потенциальных инвесторов к реализации приоритетных направлений.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любая сельскохозяйственная организация имеет ограниченную величину свободных финансовых ресурсов, которые доступны для инвестирования. Поэтому всегда актуальна задача оптимизации инвестиционных источников и правильного их использования.

Инвестиционная деятельность, во-первых, всегда связана с иммобилизацией финансовых ресурсов организаций, во-вторых, осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно изменяться в рыночных условиях. Так, в момент приобретения новых основных средств нельзя точно предопределить экономический эффект от операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе, что в несколько раз увеличивает степень риска. Однако ошибочный прогноз в отношении целесообразности приобретения того или иного объекта или актива может вызвать неприятные последствия нескольких типов:

- ошибка в инвестировании в сторону занижения выражается в неполучении ожидаемого дохода;

- вложение излишних финансовых ресурсов в инвестирование приведет к неполной загрузке производственных мощностей.

Разработка инвестиционной деятельности на предприятии (в организации) предполагает:

- формулирование долгосрочных целей ее деятельности;

- поиск новых перспективных сфер приложения свободного капитала;

- разработку инженерно-технологических, маркетинговых и финансовых прогнозов;

- подготовку бюджета капитальных вложений;

- оценку альтернативных проектов;

- оценку последствий реализации предшествующих проектов.

С позиций государства наблюдается переход от распределения весьма ограниченных бюджетных средств между отраслями и регионами к избирательному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурентной основе.

Важнейшим фактором инвестиционного развития аграрного сектора являются целевые программы экономического, социального и иного разви-

тия регионов. Каждая программа - согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных или финансово-экономических, других целевых мероприятий, реализуемых с участием бюджетных средств. Они способствуют эффективному решению региональных задач в области экономического, научно-технического, социальнокультурного и экологического развития.

Одна из основных проблем, поставленных перед оценкой инвестиционных проектов, - добиться поставленных целей. Эффективность любого проекта неотъемлемо связана с инвестиционной политикой, проводимой государством и регионом (областью), а также от выбранных приоритетов. Для оценки проекта необходимо рационально соотнести имеющиеся альтернативы всех составляющих инвестиционного процесса, иначе реализация проекта будет нецелесообразна.

Региональные программы отличаются от других резко выраженным территориальным аспектом: содержанием состава участников, источников информации, экономическими эффектами и т.д. Однако особенностью федеральных программ является государственная значимость проблем. Их цель - реализация социально-экономической политики развития регионов при поддержке государства. Эти программы весьма распространены, и с каждым годом их количество возрастает. За годы реформ такими программами была охвачена примерно половина субъектов Федерации, включая Тамбовскую область.

Основная задача - определение цели региональной программы. Четко выраженный целевой характер региональной программы проявляется в строгой ориентации любого мероприятия (задания) с использованием любого доступного инвестиционного ресурса. При этом субъект хозяйствования должен быть заинтересован в реализации региональной программы, чтобы получить экономический эффект.

Результативность программы зависит от своевременного финансирования основных мероприятий по ее созданию и эффективного контроля за целевым использованием выделяемых бюджетных средств. Формирование и реализация инвестиционных проектов рассматриваются в качестве стратегии области. Это способствует увеличению рентабельности сельскохозяйственных предприятий.

В Тамбовской области разработано много долгосрочных программ. Некоторые будут рассмотрены ниже.

Оценка инвестиционных процессов, происходящих в Тамбовской области, показала недостаточность информационного обеспечения всех субъектов хозяйственной деятельности, функционирующих в регионе.

Отсутствие или недостаточность информационного обеспечения препятствуют не только улучшению инвестиционного климата, но и эффективному перераспределению ресурсов в регионе, которое

является необходимым инструментом структурной перестройки экономики. Ведь для перераспределения ресурсных потоков системе управления развитием региона требуется диагностическая информация экономического характера, переработанная для принятия управленческих решений.

Оптимальное сочетание методов государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования будет способствовать развитию аграрного сектора.

1. Программы социально-экономического развития Тамбовской области, млн р.

Наименование Период Источники финансирования целевых программ

Всего В том числе

Бюджет РФ Бюджет субъекта РФ Внебюджетн ые источники (с.-х. предприятий)

ОЦП «Социальное развитие села до 2010 года» 2004-2010 8 201,25 3 170,26 2 285,92 2 745,07

Подпрограмма «Газификация села» 2004-2010 2 385,94 347 308,1 1 730,84

Подпрограмма «Жилищное строительство в сельской местности». 2004-2010 420,43 92,6 85,6 242,23

Подпрограмма «Общеобразовательные учреждения» 2004-2010 378,18 136 242,8 -

Подпрограмма «Развитие учреждений культуры» 2004-2010 37,51 18,84 18,67 -

Подпрограмма «Медико-санитарная помощь» 2004-2010 55,2 13,6 37,0 4,6

Подпрограмма «Автомобильные дороги» 2004-2010 1134,7 567,35 567,35

Подпрограмма «Телекоммуникации» 2004-2010 471 31 - 440

Подпрограмма «Электрические сети» 2004-2010 39,37 7 - 32,37

Подпрограмма «Развитие торгового и сбытового обслуживания» 2004-2010 38,129 - - 38,129

Подпрограмма «Водоснабжение» 2004-2010 262,9 88,6 145,3 5,1

ФЦП «Зерно»-2 2002-2005 1789 1459 330

РЦП «МТС»

ФЦП «Плодородие» 1996-2000 37 7 30 -

ФЦП «Плодородие» 2002-2005 198 56 142 -

ФЦП «Реализация мероприятий по содержанию и ремонту внутрихозяйственных мелиоративных систем» 2002-2006 4 2,018 1,982

РЦП «Программа по восстановлению семеноводства в хозяйствах Тамбовской области на 2001-2003 годы» 2001-2003 8,6 - 6,45 2,15

РЦП «Подворье»

ОЦП «Государственная поддержка развития страхования урожая сельскохозяйственных культур в Тамбовской области» 2005-2007 368 184 20 (164)

Таблица составлена на основе данных управления инвестиций и управления сельского хозяйства и продовольствия Тамбовской области.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А.А.Шакирова, зам. нач. отд. Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан

Агропромышленный комплекс является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики республики. Башкортостан - крупнейший аграрный регион страны. Располагая более чем 7 млн га сельскохозяйственных угодий (3,7% от общероссийского объема), в том числе 3,7 млн га пашни, республика производит 4,1% продукции сельского хозяйства России. На Российской агропромышленной выставке «Золотая осень - 2005» Башкортостан стал обладателем Большого Кубка - главного приза выставки, товаропроизводители республики были удостоены 153 дипломов и медалей, в том числе 62 золотых.

В 2005 г., как и в предыдущем, аграрная политика правительства республики была направлена на обеспечение устойчивого производства сельскохозяйственной продукции, обеспечение потребности населения в основных продуктах питания местного производства, и пищевой и перерабатывающей промышленное™, в сельскохозяйственном сырье, повы-

шение уровня доходов сельского населения, формировании развитых агропродовольственных рынков.

Республика Башкортостан как один из опорных регионов России с успешно функционирующим агропромышленным комплексом в числе первых приступил к реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», направленного на ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве.

Объем государственной поддержки села из бюджета республики в 2005 г. вместе с капиталовложениями составил более 5,9 млрд р., без капитальных вложений с учетом возвратных средств - 2,4 млрд р.

При весомой государственной поддержке крупные и средние сельскохозяйственные предпри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.