Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития экономики как основной фактор конкурентоспособности в условиях глобализации'

Стратегия инновационного развития экономики как основной фактор конкурентоспособности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
891
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТОЧЕЧНАЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБГОНЯЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION STRATEGY / TECHNOLOGICAL INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS / ADVISORY DEMOCRACY / GLOBAL TRANSFORMATION / COMMERCIALIZATION POINT / OVERTAKING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Елена Анатольевна

Приведены основные проблемы, препятствующие развитию стратегии инновационного развития экономики России, анализируются основные факторы, мешающие развитию инноваций. Рассмотрена и предложена в качестве примера модель инновационной стратегии Китая, которая показала свою эффективность даже в условиях мирового экономического кризиса, развернув последовательную, масштабную, комплексную программу, став мировой фабрикой и мировой лабораторией по производству инноваций. Стратегическое направление поможет умножить конкурентоспособность нашей страны и перейти от экономики использования природных богатств к экономике, основанной на инновационном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AS THE MAIN FACTOR OF COMPETITIVENESS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

This article summarizes the main problems hindering the development of the strategy of innovative development of Russian economy. The main factors impeding the development of innovation are analysed. The model of China’s innovation strategy was considered and proposed as an example. This model has proven its effectiveness even in the face of the global economic crisis by launching a sustained, large-scale, complex program, becoming the world’s factory and world laboratory for the production of innovations. Strategic direction will increase the competitiveness of the economy of our country and help to move from the use of natural resources, to an economy based on innovative development.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития экономики как основной фактор конкурентоспособности в условиях глобализации»

УДК 338 (06.52.01)

Е. А. Жукова

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Приведены основные проблемы, препятствующие развитию стратегии инновационного развития экономики России, анализируются основные факторы, мешающие развитию инноваций. Рассмотрена и предложена в качестве примера модель инновационной стратегии Китая, которая показала свою эффективность даже в условиях мирового экономического кризиса, развернув последовательную, масштабную, комплексную программу, став мировой фабрикой и мировой лабораторией по производству инноваций. Стратегическое направление поможет умножить конкурентоспособность нашей страны и перейти от экономики использования природных богатств к экономике, основанной на инновационном развитии.

Ключевые слова: инновационная стратегия, технологические инновации, инновационная активность, организационно-управленческие инновации, консультативная демократия, глобальная трансформация, точечная коммерциализация, обгоняющее развитие.

Переход к инновационному пути развития стал стратегической позицией России на сегодняшний день. Поскольку роль инноваций в экономике велика, поэтому каждому государству необходимо уделять большое внимание активизации своей инновационной стратегии. Ее разработка и внедрение позволяют не только повысить конкурентоспособность товаров, но и имидж государства, а также обеспечить устойчивость экономического роста и на этой основе - высокий уровень жизни граждан. Инновационная стратегия - это оружие конкурентной борьбы в XXI в. Овладевший этим оружием в совершенстве неизбежно превзойдет всех остальных [1, 2].

В настоящий момент инновации становятся гораздо чем-то большим, чем просто изобретение простых идей или предложений простых решений. Вот для этого должен быть управляемый процесс, решающий ряд фундаментальных проблем, связанных с инновациями.

Главной предпосылкой инновационной стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. Организационноуправленческие инновации - это тот фундамент, на котором естественным образом начинается строительство блоков технологических инноваций [3].

Существует ряд проблем, препятствующих развитию инновационной стратегии: медленное развитие системы малых и средних инновационных предприятий; слабое развитие правовых и административных барьеров, ограниченный доступ к финансированию, слабая исследовательская база, а также сложности в обеспечении правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, высокий уровень правонарушений в этой области, а также недобросовестная конкуренция в научно-технической сфере. Чаще основной сферой деятельности малого бизнеса стано-

вится торговля (90 %), в то время как доля малых фирм, реально соответствующих облику инновационного предприятия, не превышает в России 2 % [4].

Главная причина низкой инновационной активности субъектов хозяйствования в стране связана с недостатком финансовых ресурсов и, соответственно, ограниченным доступом к ним. Данное обстоятельство убедительно свидетельствует о том, что в монетарной, кредитно-денежной и фискальной системах страны содержатся значительные неиспользованные резервы для стимулирования инновационной активности отечественных предприятий и экономики в целом.

Недостаточная эффективность взаимодействия между бизнесом и исследовательскими институтами является общей проблемой [5].

К типичным проблемам инновационной инфраструктуры можно отнести:

- несовершенство законодательных основ их деятельности;

- отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения их деятельности, особенно на начальном этапе;

- отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры;

- недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами;

- недостаточная инновационная активность научных организаций;

- низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий.

Существует ряд факторов, которые препятствуют развитию инноваций на предприятиях [6]:

а) экономические:

- нехватка собственных денежных средств;

- недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

- низкий платежеспособный спрос на новые продукты;

- высокая стоимость нововведений;

- экономический риск;

- длительные сроки окупаемости нововведений;

б) производственные:

- низкий инновационный потенциал организаций;

- нехватка квалифицированного персонала;

- недостаток информации о новых технологиях;

- отсутствие сведений о рынках сбыта;

- невосприимчивость организаций к нововведениям;

- слабая возможность для кооперирования с другими организациями, предприятиями и научными учреждениями;

в) прочие:

- низкий спрос у потребителей на инновационную продукцию;

- неопределенность сроков инновационного процесса;

- неразвитость инновационной инфраструктуры;

- ограниченный рынок технологий.

Существует необходимость в организации системы прогнозирования и планирования подготовки кадров для инновационных и научных организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу [7]. В целом преодоление недостатков развития научно-инновационной сферы позволит объединить усилия академической, вузовской и отраслевой науки в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции на основе интенсификации инновационной деятельности [8].

Хотелось бы привести пример модели инновационной стратегии Китая, поскольку грамотное управление инновациями стало их национальной стратегией и показало свою эффективность даже в условиях кризиса, поскольку гениально использовался мировой кризис для выгодной скупки инноваций и инновационных кадров по всему миру.

Китай уже пережил хаос культурной революции, поэтому обеспечение стабильности в его политике стоит на первом месте, на втором месте стоит постепенное развитие, в этих условиях успех реформ неизбежен, поскольку осуществляется в условиях социальной стабильности и логично обусловлен постепенным развитием [9].

Основным условием развития любой страны является сильное государство и соответствующая ему мобилизационная стратегия. Продуманность действий и постепенность проведения реформ позволят создать систему многоукладности при ведущей роли общественного сектора и государствен-

ного регулирования, ввести принцип распределения по труду и увеличить степень открытости экономики. Эта стратегия реформирования уже вошла в историю как социалистическая рыночная экономика [10, 11]. Она полностью опровергла западный миф, что экономическая реформа должна сопровождаться падением производства, уменьшением капиталовложений, ухудшением социально-экономического положения в стране. Вторым заблуждением эпохи глобализации было мнение, что в основе экономического успеха лежит свободное предпринимательство.

В Китае первыми осознали, что такое инновации, какими свойствами они обладают, по каким законам развиваются. Даже США и Евросоюз, рассматривая в первую очередь технические и технологические инновации, проигрывают целостной инновационной стратегии развития Китая. Долгое время было не принято употреблять термин «инновации», но говоря принятым в мире языком, Китай развернул последовательную, масштабную, комплексную программу инновационного развития. Это целостное видение было достигнуто в результате осознания катастрофических результатов культурной революции. То есть необходимо было сначала восстановить утраченное, т. е. сформировать фундамент или, как сейчас говорят, необходимую инновационную среду. В первую очередь государством формировались государственно-правовые и социально-политические экономические инновации, т. е. управленческие [12].

Примерами таких инноваций являются введение консультативной демократии, принятие закона об образовании, восстановление профессиональной деятельности вузов и НИИ, составление и неуклонное выполнение государственной программы развития науки и техники, определение ключевых направлений в области развития высокотехнологического сектора, восстановление технической базы науки и создание специальных экономических зон (СЭЗ). Этот переход осуществлялся под руководством государства постепенно в четком соответствии с национальными и социально-экономическими вызовами.

Только восстановив утраченное, Китай перешел к глобальной трансформации управления научнотехнической сферы. Был введен новый порядок организации сотрудничества между НИИ университетами и предприятиями в области развития высоких технологий и коммерциализации их результатов. Был создан государственный фонд по финансированию фундаментальных и прикладных исследований и государственная программа развития высокой науки и техники, что позволило уже в 1995 г. зарегистрировать более 1000 научных достижений, причем из них больше половины полу-

чили мировое признание. Только завершив этап глобальной трансформации, Китай перешел к этапу точечной коммерциализации. Суть его в том, что начинается постепенный отход от жесткой централизации планирования и государственного финансирования исследований в пользу рыночных потребностей и запросов на разработку. Эта новая государственная политика привела к созданию зон по развитию высоких технологий, бизнес-инкубаторов, росту числа наукоемких изделий, созданию и развитию технопарков. Можно только поражаться дальновидностью и мудростью Китая, который с 1992 по 2001 г. проводил политику догоняющей регионализации, используя ресурсы преуспевающих стран. Это позволило уже в 2001 г. перейти к фазе обгоняющего развития.

Вера в свою исключительность и мировое господство Запада привела к утрате контроля над инновационными технологиями. Китай перестал быть мировой фабрикой и стал мировой лабораторией. В 1992 г. Китай провозгласил политику открытости внешнему миру. Проанализируем, что она означала на деле для Китая и преуспевающих стран Запада.

В Китае создавались условия для максимального использования ресурсов лидеров глобализации производства финансов, привлечения зарубежных инноваций. Здесь очень важно отметить создание порядка 60 специальных экономических зон, с которых и начался приток зарубежных инвестиций. Эти инвестиции послужили источником создания и развития современных производств, инноваций в области технологий и методов ведения бизнеса, впоследствии для привлечения зарубежных инвестиций, технологий и кадров в Китае были созданы зоны высоких технологий, где иностранные инвесторы получили беспрецедентные в мире налоговые льготы и земельные участки.

Государственная политика Китая препятствовала импорту в страну устаревших технологий и одновременно стимулировала создание иностранными корпорациями совместных производственных, научно-исследовательских центров на своей территории. Это привело к тому что, начиная с 90-х гг., создавалось производство ведущих высокотехнологичных транснациональных компаний. И, конечно, на этих производствах работали и обучались десятки тысяч китайских рабочих инженерных и научных кадров. Это сформировало основу для создания собственных продуктовых и технологических инноваций. Китай на время добровольно согласился изобразить безотказную массовую рабочую силу и на начальном этапе демонстрировал максимальную восприимчивость и копирование технологий, стандартов, методов позитивного опы-

та мировых лидеров в области управления инновациями [13].

Но дальше произошло неизбежное осмысление и перевоплощение, а также создание собственных продуктов иногда на грани плагиата. В последние годы Китай все больше создает собственные инновации, создается собственная система патентования [14]. И если раньше Китай обучал своих студентов за рубежом и поощрял участие своих ученых и квалифицированных рабочих за границей, то теперь действует программа возвращения своих ученых и привлечения лучших специалистов в Китай.

В погоне за сверхприбылью Запад стал терять контроль над новыми технологиями, отсутствие коррупционной составляющей, жесткие и выполняемые законы, дешевая рабочая сила, обучаемость и предоставление достойных условий для лучших специалистов всего мира вызвали, в конце концов, волну инноваций в самом Китае [15, 16]. Национальная стратегия Китая показала свою эффективность в условиях кризиса, поскольку гениально использовался мировой кризис для выгодной скупки инноваций и инновационных кадров по всему миру. Именно кризис предоставил уникальную возможность развития многих отраслей промышленности [17].

Россия же в последние 20 лет позволила уничтожить и предала забвению опыты правления СССР. Как страшный сон вспоминается бессмысленное следование западным рекомендациям. Были произведены действия в точности до наоборот, т. е. сначала в нашей стране была разрушена социально-политическая стабильность, в этих условиях неизбежно прекращается развитие и происходит неприятие реформ. Впоследствии стали очевидными совершенные ошибки. Легенда о свободном предпринимательстве как основе экономического успеха себя не оправдала. Западные мифы о необходимости приватизации, о ресурсной зависимости и, самое главное, о самоустранении государства от власти привели к тому, что имеет место быть в нашей экономике.

Ведущая роль государства в Китае - это четкое, а порой и весьма жесткое соблюдение законодательства, его прозрачность, отсутствие коррупционной составляющей позволили обеспечить опережающий рост промышленного производства, науки и образования, поступательное сокращение бедности (с чем сейчас активно борется Россия). Здесь необходимо отменить четкое соблюдение приоритетов -социальная стабильность, развитие и реформа.

Из всего вышесказанного целесообразно сделать вывод, что экономический прогресс напрямую зависит от инноваций, Китай это хорошо понимает. Провозглашает, что способность к само-

стоятельному инновационному развитию является основой китайской национальной стратегии.

Инновационная политика должна четко формулироваться, только так она будет выполнять свои функции. Как правило, декларирование инновационной политики не обеспечивает ее практической реализации. Поэтому управление инновационной деятельностью следует понимать и выстраивать как единую совокупность процессов, где результат предыдущего процесса является основой для осуществления следующего.

Ниже предлагается комплекс мероприятий, которые позволили бы создать действующую национальную инновационную стратегию (рисунок).

В основе любой политики, направленной на поиск инновационных механизмов решения проблем экономики должна лежать разработка эффективной стратегии развития, направленной на создание гибких инструментов реагирования на новые требования экономики знаний, стратегии, способной зажечь инвесторов, стратегии, обеспечивающей устойчивое плавание бизнеса в так быстро меняющемся рынке [18].

Интеллектуальный капитал в России огромный, необходимо начать следовать законам управления и применить законы управления инновациями в парадигме России, используя успешный опыт

Китая. ного развития российской экономики

Список литературы

1. Балашов Е. Б. Развитие инновационной системы в России // Экономика и управление. 2010. № 5. С. 42-45.

2. Дробышевская Л. Н. Инновационная система России в глобальном контексте (Материалы методологического семинара ИМЭМО РАН) // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 7. С. 13-18.

3. Дынкин А. А. Национальная инновационная система России в международном контексте // Безопасность Евразии, 2009. № 2. С. 3-5.

4. Кузнецова С. А. Инновации в рыночной экономике. Вопросы экономического образования // Экономика. 2010. № 2. С. 49-54.

5. Нестеренко Ю. А. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и возможности России // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 1. С. 23-28.

6. Посталюк М. П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде (Россия, Казань) // Проблемы современной экономики. 2009. № 3-4. С. 33-36.

7. Семенова А. П. Проблемы инновационной системы России // Вопросы экономики. 2011. № 11. С. 8-13.

8. Лапин Н. С. Стратегия инновационного развития: национальная инновационная система // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С. 10-13.

9. Летников В. Б. Функционирование инновационных механизмов в условиях глобализации // Инновационный менеджмент. 2011. № 1. С. 15-18.

10. Gerguri Sh., Rexhepi G., Ramadani V. Innovation strategies and competitive advantage // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2013. Вып. 8 (1). С. 10-26.

11. Маркова О. В. От инноваций к инновационным системам с целью развития национальной экономики // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. Вып. 3. С. 62-64.

12. Koshcheev S. V., Lopatina N. V., Levchenko K. K. Territorial units’ innovative attractiveness monitoring // European journal of economic studies. 2013. No. 2. С. 90-96.

13. Im H. Regionalism, globalization, and economic development of the world // Journal of globalization studies. 2013. No. 2. С. 21-31.

14. Muhammad Zubair Khan, Ijaz Shafi Gilani, Amanullah Khan Miankhel. Contemporary globalization and polity transformation // Journal of globalization studies. 2013. No. 2. С. 60-73.

15. Long Ch., Ping Ya. China model in globalization process // Journal of globalization studies. 2012. No. 167-78.

16. Pohl K. H. Chinese and western values: reflections on the methodology of a cross-cultural dialogue // Journal of globalization studies. 2012. No. 1. С. 125-134.

Направления

Определение целевых ориентиров инновационной стратегии развития

Анализ инновационных возможностей экономики

Л

Прогнозирование возможных вариантов развития

технологии

Л

г

Определение приоритетных инновационных проектов

Ресурсное обеспечение инновационного развития

Ожидаемые результаты

Л

Достижение экономического, научно-технического и социального эффекта. Эффективное использование ресурсов.

И

Определение целесообразности инновационной деятельности и выбор направлений инновационного развития

ТГ

Определение приоритетных направлений инновационных стратегий развития

Формирование портфеля инновационных проектов, реализуемых в рамках стратегии развития

Повышение отдачи на инвестиции в инновационные проекты

Методические рекомендации по разработке стратегии инновацион-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ромахина И. А. Вопросы совершенствования стимулирования инновационной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 12. С. 88-90.

18. Яроцкая Е. В., Криворучко Е. П. Проблемы и специфика коммерциализации инноваций в России на современном этапе развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 4. С. 190-195.

Жукова Е. А., аспирант.

Самарский государственный экономический университет.

Ул. Советской Армии, 141, Самара, Россия, 443090.

E-mail: shukova_81@mail.ru

Материал поступил в редакцию 30.04.2014.

E. A. Zhukova

THE STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AS THE MAIN FACTOR OF COMPETITIVENESS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

This article summarizes the main problems hindering the development of the strategy of innovative development of Russian economy. The main factors impeding the development of innovation are analysed. The model of China’s innovation strategy was considered and proposed as an example. This model has proven its effectiveness even in the face of the global economic crisis by launching a sustained, large-scale, complex program, becoming the world’s factory and world laboratory for the production of innovations. Strategic direction will increase the competitiveness of the economy of our country and help to move from the use of natural resources, to an economy based on innovative development.

Key words: innovation strategy, technological innovation, innovative activity, organizational and managerial innovations, Advisory democracy, global transformation, commercialization point, overtaking development.

References

1. Balashov E. B. Development of the innovation system in Russia. Economics and Management, 2010, no. 5, pp. 42-45 (in Russian).

2. Drobyshevskaya L. N. Russian innovation system in a global context (Materials methodological seminar IMEMO). World Economy and International Relations, 2012, no. 7, pp. 13-18 (in Russian).

3. Dynkin A. A. The National Innovation System of Russia in the international context. Security of Eurasia, 2009, no. 2, pp. 3-5 (in Russian).

4. Kuznetsova S. A. Innovation in a market economy. Issues of economic education. Economics, 2010, no. 2, pp. 49-54 (in Russian).

5. Nesterenko Yu. A. World experience of formation of national innovation systems and the possibilities of Russia. Theory and Practice of Management, 2010, no. 1, pp. 23-28 (in Russian).

6. Postalyuk M. P. Influence of different factors on the economic system of innovative relationships in a competitive environment (Kazan, Russia). Problems of Modern Economics, 2009, no. 3-4, pp. 33-36 (in Russian).

7. Semenova A. P. Problems of the Russian innovation system. Problems of Economics, 2011, no. 11, pp. 8-13 (in Russian).

8. Lapin N. S. Innovative development strategy: national innovation system. Problems of Theory and Practice of Management, 2010, no. 5, pp. 10-13 (in Russian).

9. Letnikov V.B. Operation of innovative mechanisms in the context of globalization. Innovation Management, 2011, no. 1, pp. 15-18 (in Russian).

10. Gerguri Sh., Rexhepi G., Ramadani V. Innovation strategies and competitive advantage. Modern Economy: Challenges, Trends, Prospects, 2013. no. 8 (1), pp. 10-26.

11. Markov O. V. From innovation to innovation systems in order to develop the national economy. Economy and Management: New Challenges and Perspectives, 2012, no. 3, pp. 62-64 (in Russian).

12. Koshcheev S. V., Lopatina N. V., Levchenko K. K. Territorial units’ innovative attractiveness monitoring. European journal of economic studies, 2013, no. 1, pp. 90-96.

13. Im H. Regionalism, globalization, and economic development of the world. Journal of globalization studies, 2013, no. 4, pp. 21-31.

14. Muhammad Zubair Khan, Ijaz Shafi Gilani, Amanullah Khan Miankhel. Contemporary globalization and polity transformation. Journal of globalization studies, 2013, no. 5, pp. 60-73.

15. Long Ch., Ping Ya. China model in globalization process. Journal of globalization studies, 2012, no. 1, pp. 67-78.

16. Pohl K. H. Chinese and western values: reflections on the methodology of a cross-cultural dialogue. Journal of globalization studies, 2012, no. 1, pp. 125-134.

17. Romakhina I.A. The problems of improving stimulation of the innovational activity. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 12, pp. 88-90 (in Russian).

18. Yarotskaya E. V., Krivoruchko E. P. Specific problems and commercialization of innovations in Russia of today. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 4, pp. 190-195 (in Russian).

Samara State University of Economics.

Ul. Sovetskoy Armii, 141, Samara, Russia, 443090.

E-mail: shukova_81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.