Научная статья на тему 'Стратегия и цель развития предпринимательской деятельности предприятия'

Стратегия и цель развития предпринимательской деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3191
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / СТРАТЕГИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗРАБОТКА / THE PURPOSE / STRATEGY / ENTERPRISE ACTIVITY / WORKING OUT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боженко Татьяна Александровна

В статье ведется речь о взаимосвязи цели и стратегии развития предпринимательской деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article speech about interrelation of the purpose and strategy of development of enterprise activity of the enterprise is conducted.

Текст научной работы на тему «Стратегия и цель развития предпринимательской деятельности предприятия»

УДК 334 Боженко Татьяна Александровна,

ст. преподаватель Филиал Российского заочного института текстильной и легкой промышленности в г.Омске

e-mail: tbo genko @,rambler.m 664010, г.Омск, ул. Пушкина, д. 63 р.т. 8 (3812) 31-79-77

СТРАТЕГИЯ И ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье ведется речь о взаимосвязи цели и стратегии развития предпринимательской деятельности предприятия.

Ключевые слова: цель; стратегия;

предпринимательская деятельность; разработка.

В настоящее время для России одной из основных задач становится повышение конкурентоспособности экономики страны, ее регионов, предприятий. Современные тенденции развития экономики страны характеризуются многообразием форм предпринимательства, имеющих различный организационно-правовой статус и тип собственности. Для цивилизованного предпринимательства, ориентированного на инновации, актуальным становится изучение

предпринимательства как объекта управления.

Предпринимательство представляет собой особый вид экономической деятельности, осуществляемой на инновационной и рисковой основе. Инновационные цели охватывают процесс воспроизводства в целом или отдельную часть этого процесса, при этом они направлены на получение предпринимательского дохода [3].

Развитие предпринимательской деятельности предприятия представляет собой последовательный и целенаправленный процесс изменения ее качества [2].

Современные тенденции и проблемы развития предпринимательской деятельности предприятия определяют необходимость и возможность совмещения целей и стратегий при решении существующих проблем, особенно если стоит задача сохранения и повышения конкурентоспособности.

Цель развития предпринимательской деятельности предприятия - это достижение такого состояния будущей

реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями.

Стратегия развития предпринимательской деятельности предприятия - это комплекс политических и экономических установок и перспективных программ действий, в рамках которого планируется достижение цели развития.

Цель и стратегия развития предпринимательской деятельности предприятия представляют собой единый

комплекс, т.к. не только цель определяет стратегию, но и стратегия в значительной степени влияет на определение цели. Так, достижение неких конкретных целей может быть осуществлено некоторыми определенными стратегиями, но применить эти стратегии предприятию не всегда позволяет собственный потенциал. Если потенциал предприятия не позволяет создать необходимые условия для развития

предпринимательской деятельности, то должна быть

пересмотрена не только стратегия, но и цель.

Теоретически каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его предпринимательскую деятельность. Стратегическо-целевой комплекс задает основные направления поиска рыночных возможностей для развития предпринимательской деятельности, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цель развития предпринимательской деятельности, проработанная и принятая на предприятии стратегия, заставляют персонал приспосабливать личные цели к общей цели, личные стратегии - к общей стратегии [1].

Внедрение адекватной разработанной стратегии развития предпринимательской деятельности высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.

На практике для многих российских предприятий характерна «размытость» стратегическо-целевого комплекса для развития предпринимательской деятельности. Обычными целями являются получение «хорошей» прибыли и развитие предпринимательской деятельности предприятия, стратегиями, сложившихся традициями либо удобной для конкретной ситуации. Такие стратегии теряют свой направляющий и стабилизирующий эффект, позволяют любое творчество

персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств.

Иногда цель развития предпринимательской деятельности достаточно четко сформулирована руководством, но служит в основном только для «внутреннего» пользования. Отдельные аспекты стратегии достижения определенной цели доводятся от случая к случаю до среднего руководящего звена. Такая политика объясняется соображениями конфиденциальности, а чаще -неумением руководителя делегировать полномочия или недооценкой возможностей «автоматической» координации деятельности всего персонала, которые предоставляет принятая стратегия. Как следствие персонал имеет собственные (и различные) представления о цели и стратегии развития предпринимательской деятельности предприятия, которыми руководствуется в своих действиях.

Отсутствие адекватной стратегии развития предпринимательской деятельности даже при наличии четко сформулированной цели провоцирует получение на рынке тактических преимуществ в ущерб стратегическим. Максимальная прибыль «сегодня» не всегда полезна предприятию. Например, иногда выгодно ограничивать продажи крупным оптовикам, которые могут стать конкурентами, предоставлять «лишние» льготы покупателям, чтобы повысить барьер входа конкурентов на рынок. Долгосрочные преимущества выпадают из поля зрения линейного персонала, если метод их достижения не задан программно.

Комплексная разработка стратегии развития предпринимательской деятельности должна осуществляется предприятием в следующих основных случаях:

- резкого изменения рыночной ситуации, например, при появлении на рынке мощного конкурента и т.п. ;

- изменения собственных возможностей предприятия -ограничения в результате реструктуризации, расширения возможностей финансирования;

- смены владельцев или руководства;

- приобретения действующего и создания нового бизнеса;

- достижения предприятием ранее намеченных целей (на современном этапе многие фирмы «как-то вдруг» осознают, что намеченное в целом выполнено, необходимы новые ориентиры - это тоже своего рода кризис).

Стратегия развития предпринимательской деятельности предприятия не должна быть навязана со стороны, скопирована

из «умной книги», «подарена» консультантом. Только руководитель в состоянии решить, устраивает ли его конкретная цель, применима ли для него конкретная стратегия, так как именно руководитель несет полную ответственность за эффективность разработанной стратегии.

В то же время использование профессиональной помощи в проработке отдельных аспектов стратегии и стратегии в целом тоже весьма полезно. Применение консультирования может помочь избежать многих ошибок, а иногда - выявить дополнительные возможности.

Стратегической целью развития предпринимательской деятельности должна стать политика создание современного, высокоэффективного и конкурентоспособного хозяйствующего субъекта.

В современных рыночных условиях достижение поставленной цели предопределяет необходимость использования в предпринимательской деятельности стратегического подхода, что и объясняет тесную взаимосвязь цели и стратегии развития предпринимательской деятельности предприятия.

Литература

1. Бабко А.Т. Генезис организационной сущности предпринимательской структуры//Вестн. ИНЖЭКОНА. Сер.: Экономика. 2006. Вып. 2(11).

2. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2004. 896 с.

3. Семенов В.П. Предпринимательство - основной субъект

инновационно-инвестиционного прогресса//Вестн.

ИНЖЭКОНА. Сер.: Экономика. 2004. Вып. 4(5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.