Научная статья на тему 'Стратегия и деятельность организации Договора о коллективной безопасности в оценках государств-членов'

Стратегия и деятельность организации Договора о коллективной безопасности в оценках государств-членов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1087
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ / МИРОТВОРЧЕСТВО / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL SECURITY / POST-SOVIET SPACE / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION / TERRORISM AND EXTREMISM / PEACEKEEPING / ANTI-DRUG POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Клевакина Евгения Владимировна

В статье проводится анализ адекватности интерпретации стратегии и тактики Организации Договора Коллективной Безопасности со стороны участников организации. Также автор выявляет основные тенденции в оценках степени влияния ОДКБ на постсоветском пространстве в основополагающих направлениях деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY AND ACTIVITIES OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION BY ASSESSMENT OF THE PARTICIPATING STATES

The article analyzes adequacy of the interpretation of the Collective Security Treaty's strategy and tactics by the participating states. The author studies the main trends in the assessment of the CSTO’s efficiency in the former Soviet Union republics considering its principle activities.

Текст научной работы на тему «Стратегия и деятельность организации Договора о коллективной безопасности в оценках государств-членов»

УДК 327.3 Клевакина Евгения Владимировна

аспирант кафедры истории России Северо-Кавказского федерального университета dom-hors@mail.ru

СТРАТЕГИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОЦЕНКАХ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ

Klevakina Evgenia Vladimirovna

PhD student of the Russian History Department, North-Caucasian Federal University dom-hors@mail.ru

STRATEGY AND ACTIVITIES OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION BY ASSESSMENT OF THE PARTICIPATING STATES

Аннотация:

В статье проводится анализ адекватности интерпретации стратегии и тактики Организации Договора Коллективной Безопасности со стороны участников организации. Также автор выявляет основные тенденции в оценках степени влияния ОДКБ на постсоветском пространстве в основополагающих направлениях деятельности организации.

Ключевые слова:

региональная безопасность, постсоветское пространство, Организация Договора Коллективной Безопасности, терроризм и экстремизм, миротворчество, антинаркотическая политика.

Summary:

The article analyzes adequacy of the interpretation of the Collective Security Treaty's strategy and tactics by the participating states. The author studies the main trends in the assessment of the CSTO’s efficiency in the former Soviet Union republics considering its principle activities.

Keywords:

regional security, post-Soviet space, Collective Security Treaty Organization, terrorism and extremism, peacekeeping, anti-drug policy.

Интеграционные процессы в современных международных отношениях играют все большую роль. Особенно они характерны для регионов, которые представлены молодыми, нестабильными государствами и имеют большое стратегическое значение для мировых игроков.

Одним из наиболее актуальных примеров в этом отношении является так называемое постсоветское пространство, государства которого вовлечены в деятельность различного рода организаций. В их числе находится сравнительно молодая региональная структура - Организация Договора о Коллективной безопасности (ОДКБ). Однако в отношении деятельности и стратегии данной организации до сих пор не существует консенсуса даже среди государств, входящих в ее состав, не говоря о других зарубежных акторах.

Целью данной статьи является изучение и выявление основных тенденций в оценке деятельности и стратегии ОДКБ в административных и научных кругах государств-участников Организации. Объектами исследования выступают представители администрации, исследователи и журналисты, представляющие пять государств-участников ОДКБ - Республика Армения (РА), Республика Беларусь, Республика Казахстан (РК), Республика Киргизия, Республика Таджикистан (РТ). Позиция Российской Федерации (РФ) достойна отдельного изучения по причине особой роли, которую она занимает в ОДКБ и в данной статье не отражена.

Официальная позиция Армении определяет ОДКБ одной из основных составляющих системы обеспечения ее безопасности. В рамках Организации РА, во-первых, получает реализацию принципа коллективной обороны, что принципиально ввиду наличия Нагорно-Карабахского конфликта. Во-вторых, получает содействие государств-членов ОДКБ в решении находящихся на повестках международных организаций и имеющих большое значение для РА вопросов. В-третьих, имеет льготные условия в вопросе военно-технических поставок государствам-участникам [1].

Для Армении Нагорно-Карабахский конфликт является основным и в то же время наиболее проблемным пунктом сотрудничества в рамках ОДКБ. По словам Министра обороны РА С.М. Оганяна: «Коль уж Армения в состоянии принимать активное участие в проводимых в рамках ОДКБ различных учениях... мы вправе рассчитывать в случае экстренной необходимости на наших союзников по ОДКБ, у которых есть такие возможности» [2, с. 21].

Участие Армении в ОДКБ еще раз подтверждает ее приверженность принципу комплементаризма, который неоднократно выступает предметом для критики со стороны некоторых государств и, тем не менее, позволяет Армении углублять качество безопасности, а не усугублять. Так, по мнению Г.А. Даниелян, сотрудничество с ОДКБ - для реальной безопасности, а «Большая Европа» - для общего развития [3, с. 155-156]. Кроме того, членство в ОДКБ, обогащаемое партнерством с Организацией Североатлантического Договора (НАТО), соответствует интересам безопасности РА и обеспечивает важнейший геополитический ресурс, который предоставляет Армении некоторые преимущества в сравнении с Грузией и Азербайджаном [4, с. 52].

По словам заместителя Директора Института Кавказа С.М. Минасяна, со всей ответственностью можно заявлять о том, что именно фактор ОДКБ и углубление военно-политического сотрудничества России с Арменией являются важнейшими сдерживающими факторами, препятствующими возобновлению боевых

действий в зоне Карабахского конфликта, а также способствуют сохранению региональной стабильности и безопасности на Южном Кавказе [5, с. 91].

Беларусь представляет собой государство европейского фланга ОДКБ. Интересы, побуждающие Беларусь участвовать в организации, имеют следующий вид: экономические, политические и военные. Первоочередное значение имеет сотрудничество с Россией, в лице которой белорусская администрация видит наиболее выгодного союзника, где экономическая составляющая имеет приоритетное значение, а военная второстепенное.

Россия - наиболее выгодный союзник Минска в силу исторической и ментальной близости, а также определенной лояльности российской администрации к «авторитарному белорусскому режиму», учитывая отсутствие альтернативы подобного сотрудничества, например, на Западе. Таким образом, кооперация в ОДКБ позволяет белорусскому государству проводить свою политику, опираясь на поддержку целого альянса во главе с Россией.

Однако отношения Беларусь - ОДКБ прямо зависят от отношений РФ - Беларусь, в которых последняя неоднократно пользуется механизмом шантажа, примером чего является широко известная «молочная война» 2009 г. Белорусские исследователи определяют эту форму взаимодействия не как шантаж, а как особую многомерную форму обеспечения международной безопасности, где тесно связаны геополитическая, геоэкономическая и антинаркотическая безопасность [6].

Антинаркотическая направленность сотрудничества в рамках ОДКБ, в частности инициативы по признанию международным сообществом афганского наркопроизводства в качестве угрозы международному миру и безопасности, позволяет Белорусской администрации заявить о себе на международной арене и повысить свой статус.

По мнению президента Н. Назарбаева, ОДКБ является стержнем военной безопасности всего СНГ, даже при том, что не все государства в ней участвуют [7]. Наиболее важными для сотрудничества Казахстана с ОДКБ являются вопросы военной безопасности, особенно в связи с проблемой этнического сепаратизма в соседнем Китае, связанной с межэтническими конфликтами в Синьцзян-Уйгурском Автономном Округе.

Это предопределяет активное участие Казахстана в создании и функционировании военных механизмов ОДКБ: Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) ОДКБ, а также в сравнительно новой отрасли ОДКБ - миротворчестве. РК обладает необходимой материальной базой и практическим опытом участия в миротворческих операциях в рамках ООН, а также тесного сотрудничества с НАТО.

Экономическая составляющая также побуждает Казахстан к участию в ОДКБ, так как высокие темпы его развития напрямую зависят от ближайших рынков сбыта - соседних государств. Взаимодействие с ОДКБ помимо прочего позволяет РК добиться значительных материальных выгод: возможность получения бесплатного военного образования, льготные поставки некоторых видов вооружения, амуниции, технических средств обеспечения Вооруженных Сил.

Деятельность организации по борьбе с наркоторговлей высоко оценивается Казахстаном, для которого основная проблема в этом отношении заключается в использовании территории государств региона для транзита афганских наркотиков [8, с. 388]. Кроме прочего, участие в ОДКБ позволяет Казахстану повысить свой международный статус.

Согласно недавно принятой Концепции национальной безопасности Республики Киргизия, ее жизненно важной задачей является построение эффективной системы региональной безопасности, что делает многовекторную внешнюю политику основной целью. Так, последовательная политика Киргизии в рамках ОДКБ соответствует ее нынешним интересам, будучи выгодной, ввиду следующих причин: во-первых, дает Киргизии автоматическую поддержку России; во-вторых, ОДКБ выступает непосредственным щитом для государства, которое, к слову, имеет мало шансов в одиночку осуществить отпор от внешних угроз; в-третьих, заручившись поддержкой ОДКБ, Киргизия сможет и дальше играть свою многовекторную игру с зарубежными игроками, США в частности.

Киргизская Республика, в силу географической близости к Афганистану, является одним из основных объектов для регионального наркотранзита. Ввиду этого антинаркотическая деятельность ОДКБ также актуальна для Киргизии, которая посредством участия в ней получает поддержку материального характера.

Однако позитивная киргизская оценка деятельности ОДКБ сильно зависит от отношений Москва -Бишкек. Так, Э. Усубалиев критикует нынешнюю позицию РФ, призывая к пересмотру традиционной модели «Киргизия должна России» на противоположную [9, с. 50-64].

Ориентация на международное сотрудничество в сфере безопасности, а также развитие системы коллективной безопасности отражено в нормативных документах Республики Таджикистан. С целью обеспечения безопасности РТ участвует в таких группировках, как ОДКБ. Активно участвуя в ее жизнедеятельности, Таджикистан поддерживает основные законопроекты организации.

Миротворческий потенциал ОДКБ также имеет для Таджикистана определенную ценность. В условиях внутригосударственной нестабильности региона, наличие миротворческих полномочий у собственной, изначально лояльной организации имеет вполне логичный смысл. Современные реалии, которые непрестанно напоминают о том, с какой легкостью некоторые международные акторы пренебрегают международными нормами для достижения собственной цели, служат ярким примером альтернативного вмешательства во внутренние дела государства.

Борьба с наркоторговлей, которая также признана Таджикистаном одной из угроз безопасности, является еще одним пунктом выгодного взаимодействия Душанбе - ОДКБ.

Анализ оценки деятельности ОДКБ государствами, входящими в ее состав, выявил следующие закономерности.

Во-первых, государства-участники ОДКБ, имея одной из основных целей обеспечение собственной безопасности, выбирают региональные организации в качестве основных площадок взаимодействия. При этом они следуют своим сиюминутным выгодам и сотрудничают с теми организациями и, прежде всего, теми государствами, их инициирующими, которые являются наиболее выгодными партнерами на определенном этапе.

ОДКБ на данный момент в списке этих региональных группировок является наиболее выгодным и перспективным форумом для ее членов. Обусловлено это прежде всего тем, что государства региона на данном этапе не видят наилучшей перспективы сотрудничества, нежели в рамках ОДКБ. Кроме того, их частично устраивает и доминирующая роль РФ, которая в силах нести на себе роль связующего звена для дружественных постсоветских республик, готова выступать инвестором, инициатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В условиях заинтересованности международных игроков в данном регионе, а также при отсутствии более выгодной альтернативы, государства будут поддерживать сложившийся порядок, что выгодно как для России, так и для других членов ОДКБ.

Во-вторых, не смотря на высокую степень заинтересованности государств-членов ОДКБ в деятельности организации, их участие в жизни структуры является неравномерным. Кроме того, существует географический перевес, предопределяет ориентацию ОДКБ на решение вопросов, прежде всего, в Центральной Азии, и некую удаленность от европейских дел. Несмотря на то, что причины подобного перевеса объективны и связаны с тем, что именно Центральноазиатский регион является наиболее взрывоопасным, перенос деятельности организации в Центральную Азию и уход от Европейского направления будет губительным для структуры, так как образующийся вакуум незамедлительно заполнится другой структурой, цели и средства которой могут нести угрозу для стабильности всех государств постсоветского пространства.

В-третьих, заинтересованность различных государств во влиянии в регионе объясняет их вмешательство во внутренние дела его субъектов, с целью переориентировать их внешние линии на сотрудничество с нетрадиционными центрами силы, что является прямой угрозой для государств региона. В связи с этим в интересах государств ОДКБ поддерживать сложившийся порядок, который обеспечивает взаимозависимость всех государств-участников структуры и не допустить возможные перекосы в их внешнеполитической линии.

Ссылки:

1. Военная доктрина республики Армения. URL: http://www.mil.am/ (дата обращения: 14.09.2012) ; Организация договора о коллективной безопасности. URL: http://www.mfa.am/ru (дата обращения: 14.09.2012).

2. Оганян С.М. Приветственное слово участникам международной конференции «ОДКБ и Южный Кавказ: перспективы мира и безопасности в регионе» // Приложение к военно-научному журналу «Айкакан банак». Ереван, 2011. 1-2 (17-18).

3. Даниелян Г.А. Российско-армянские отношения и их роль в обеспечении безопасности на Кавказе: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2010.

4. Тер-Матевосян В.А. Нагорно-Карабахский конфликт в контексте трансформационных особенностей приоритетов региональной безопасности государств Южного Кавказа // Приложение к военно-научному журналу «Айкакан банак». Ереван, 2011. 1-2 (17-18).

5. Минасян С.М. ОДКБ и Южный Кавказ: актуальные проблемы стабильности и региональной безопасности // Приложение к военно-научному журналу «Айкакан банак». Ереван, 2011. 1-2 (17-18).

6. Царик Ю. Геополитика Беларуси и потенциал ОДКБ. 2011 ; Афганская наркоугроза в центре новой повестки ОДКБ. 2011. URL: www.bgr.by (дата обращения: 14.09.2012).

7. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего // Известия. 2011, 25 октября.

8. Центральная Азия сегодня: вызовы и угрозы / под ред. Сыроежкина К.Л. Алматы, 2011.

9. Усубалиев Э. Кыргызско-российские отношения - к вопросу об ответственности в международных отношениях // Кыргызстан-Таджикистан: курс на укрепление партнерства в контексте региональных связей / под ред. Н. Керим. Бишкек, 2010.

References (transliterated):

1. Voennaya doktrina respubliki Armeniya. URL: http://www.mil.am/ (date of access: 14.09.2012) ; Organizatsiya dogovora o kollektivnoy bezopasnosti. URL: http://www.mfa.am/ru (date of access: 14.09.2012).

2. Oganyan S.M. Privetstvennoe slovo uchastnikam mezhdunarodnoy konferentsii «ODKB i Yuzhniy Kavkaz: perspektivy mira i bezopasnosti v regione» // Prilozhenie k voenno-nauchnomu zhurnalu «Aykakan banak». Erevan, 2011. 1-2 (17-18).

3. Danielyan G.A. Rossiysko-armyanskie otnosheniya i ikh rol' v obespechenii bezopasnosti na Kavkaze: dis. ... kand. polit. nauk. SPb., 2010.

4. Ter-Matevosyan V.A. Nagorno-Karabakhskiy konflikt v kontekste transformatsionnykh osobennostey prioritetov region-al'noy bezopasnosti gosudarstv Yuzhnogo Kavkaza // Prilozhenie k voenno-nauchnomu zhurnalu «Aykakan banak». Erevan, 2011. 1-2 (17-18).

5. Minasyan S.M. ODKB i Yuzhniy Kavkaz: aktual'nie problemy stabil'nosti i regional'noy bezopasnosti // Prilozhenie k voen-no-nauchnomu zhurnalu «Aykakan banak». Erevan, 2011. 1-2 (17-18).

6. Tsarik Y. Geopolitika Belarusi i potentsial ODKB. 2011 ; Afganskaya narkougroza v tsentre novoy povestki ODKB. 2011. URL: www.bgr.by (date of access: 14.09.2012).

7. Nazarbaev N.A. Evraziyskiy soyuz: ot idei k istorii budushchego // Izvestiya. 2011, 25 oktyabrya.

8. Tsentral'naya Aziya segodnya: vyzovy i ugrozy / ed. by Syroezhkin K.L. Almaty, 2011.

9. Usubaliev E. Kyrgyzsko-rossiyskie otnosheniya - k voprosu ob otvetstvennosti v mezhdunarodnykh otnosheniyakh // Kyr-gyzstan-Tadzhikistan: kurs na ukreplenie partnerstva v kontekste regional'nykh svyazey / ed. by N. Kerim. Bishkek, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.