Научная статья на тему 'Стратегии выхода на рынок труда студентов вуза'

Стратегии выхода на рынок труда студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / рынок труда / студент / вуз / трудоустройство / strategy / labor market / student / university / employment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Прохорова Мария Петровна

В статье представлены результаты изучения стратегий выхода студентов вуза на рынок труда. Дано описание типов стратегий выхода на рынок труда в зависимости от активности студента, широты его интересов и уровня профессиональных притязаний. Указано распределение студентов по курсам в соответствии с выбранной стратегий выхода на рынок труда. Сделаны выводы о необходимости развития программ дополнительного образования, формирования гибких учебных планов и сотрудничества вузов с работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Ольга Александровна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF EXITING THE LABOR MARKET OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the results of a study of the exit strategies of university students on the labor market. A description is given of the types of strategies for entering the labor market depending on the activity of the student, the breadth of his interests and the level of professional claims. The distribution of students by courses is indicated in accordance with the chosen strategies for entering the labor market. Conclusions about the need for the development of additional education programs, the formation of flexible curricula and cooperation of universities with employers.

Текст научной работы на тему «Стратегии выхода на рынок труда студентов вуза»

Makeeva Anastasia Vladimirovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor State Educational Institution of Higher Professional Education Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Smirnova Zhanna Venediktovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia APPLICATION OF VARIOUS FORMS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL SPACE Abstract.

Information and communication technologies are one of the most important factors that have a great influence on the quality of education. The article reveals the forms of information and communication technologies that are used in modern higher education institutions in the digital educational environment. The tasks of ICT application in education are indicated. There are several aspects of the use of various educational ICT tools, including: motivational, informative, educational and methodical.

Key words: information and communication technologies, digital educational space, learning process, electronic courses.

УДК 364

СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА РЫНОК ТРУДА СТУДЕНТОВ ВУЗА Минеева Ольга Александровна, к.п.н., доцент

(e-mail: mineevaolga@gmail.com) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: masha.proh@mail.ru)

В статье представлены результаты изучения стратегий выхода студентов вуза на рынок труда. Дано описание типов стратегий выхода на рынок труда в зависимости от активности студента, широты его интересов и уровня профессиональных притязаний. Указано распределение студентов по курсам в соответствии с выбранной стратегий выхода на рынок труда. Сделаны выводы о необходимости развития программ дополнительного образования, формирования гибких учебных планов и сотрудничества вузов с работодателями.

Ключевые слова: стратегия, рынок труда, студент, вуз, трудоустройство.

Введение

В современных условиях тенденция раннего выхода студентов, обучающихся в вузе, на рынок труда, усиливается [2, 5, 12, 17]. Для образовательных учреждений это становится фактором. Который необходимо учитывать при организации образовательного процесса, поскольку он влияет на интенсивность обучения, платежеспособность обучающихся, востребо-

ванность тех или иных форм получения основных и дополнительных образовательных услуг [1, 10, 19]. В связи с этим интерес представляет изучение стратегий выхода студентов вуза на рынок труда.

Методика исследования

Описанное исследование проведено посредством опроса студентов, обучающихся на 2-4 курсах бакалавриата и 1-2 курсах магистратуры Мининского университета. Общая численность опрошенных составила 52 человека. Целью работы являлось определение стратегий выхода на рынок труда студентов университета, которая позволит разработать способы оказания помощи обучающимся при трудоустройстве.

Результаты и обсуждение

Изучением вопросов выхода на рынок труда занимались Антропова Н.М., Апокин А.Ю., Юдкевич М.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.М. и др. [2, 13]. Для перечисленных исследователей интерес представляли вопросы трудоустройства студентов вузов, связанные с началом трудовой деятельности, мотивацией этого процесса, характером и масштабами трудоустройства, проблемами совмещения учебы и работы, используемыми стратегиями поиска работы, влиянием трудоустройства обучающихся на успеваемость [4, 6, 20, 21].

Для достижения поставленной нами цели были опрошены студенты очной формы Мининского университета, обучающиеся по направлениям подготовки 38.03.02 Менеджмент и 44.03.02 Профессиональное обучение. Респондентам, которые имели или имеют работу, предлагалось выбрать тип стратегии выхода на рынок труда в соответствии с классификацией таких стратегий, предложенной А.А. Борисовой. Этот автор выделяет активно-целевой, активно-внецелевой и пассивно-целевой типы стратегии выхода на рынок труда в зависимости от интенсивности отслеживания ситуации на рынке труда, широты интересов студента, его активности при выборе вариантов трудоустройства. Согласно её исследованию, первый активно-целевой тип стратегии выбирает 37% студентов, ко второму ак-тивно-внецелевому типу склоняются 25 %, и пассивно-целевую выбирают 35% [2].

При проведении опроса респондентам было предложено описание типов стратегии выхода на рынок труда:

1. Активно-целевая стратегия предполагает удовлетворенность студента выбором профессии, проявлением интереса к возможностям трудоустройства и построения карьеры по выбранному направлению подготовки, этих студентов отличает активное целеполагание, отслеживание конъюнктуры рынка, часто участие в студенческом самоуправлении и различных вузовских мероприятиях, высокие карьерные притязания.

2. Активно-внецелевая стратегия характеризуется высокой активностью студента в различных областях, которая не имеет четкой связи с получаемыми профессиональным образованием, студенты рассматривают возможность смены профессии, наблюдается частая смена интересов, ини-

циативность, средняя успеваемость, ориентация на разнообразные возможности, предлагаемые рынком труда.

3. Пассивно-целевая стратегия характерна для студентов, имеющих установку на развитие в выбранной профессии, они не ориентированы на раннее начало трудовой деятельности и профессиональные перемещения, конъюнктуру рынка труда не отслеживают, наблюдается отсутствие амбициозных профессиональных целей.

В результате проведенного опроса было выяснено, что средний возраст обучения до начала трудовой деятельности составляет 2,9 года, т.е. большинство опрошенных, имеющих опыт трудовой деятельности, начали её приблизительно с третьего года обучения. Постоянную работу при этом имеют 28 % студентов, 41% работает временно по договору, 21 % имеют периодические подработки без оформления трудовых отношений, 10 % имели опыт работы, но не работают в настоящее время.

Распределение студентов в соответствии с выбираемыми стратегиями выхода на рынок труда (в %%) представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Стратегии выхода на рынок труда студентов вуза

Анализируя полученные данные, можно утверждать, что в целом наиболее часто студентами выбирается активно-нецелевая стратегия выхода на рынок труда, т.е. студенты ищут разнообразные возможности для трудоустройства, готовы сменить профессию, и проявляют активность в поиске внешних возможностей. Доля студентов, выбирающих активно-целевую стратегию, увеличивается от 2 к 4 году обучения, достигая пика в конце обучения по программам бакалавриата. Также характерно, что в начале обучения на 2 и 3 курсах большинство студентов выбирают активно-нецелевую стратегию (45% и 52% соответственно), что связано с поиском возможности сменить профессиональное поле деятельности. Доля студентов, выбирающих пассивно-целевую стратегию, относительно стабильна и составляет в среднем 26 %.

Выводы и заключение

Таким образом, можно констатировать, что большая доля студентов имеет работу и совмещает её с учебой, либо имели опыт трудовой деятельности. Наличие тенденции к увеличению доли работающих студентов приводит к необходимости внедрения гибких образовательных программ и более широкому распространению дистанционных образовательных технологий, позволяющих совмещать учебу и работу. У студентов, обучающихся на 2 и 3 курсах, существует потребность в поиске возможностей для профессиональной самореализации, что обуславливает их интерес к дополнительному образованию. Кроме того, для вузов становится все более актуальным сетевое сотрудничество с работодателями, которое позволит закрепить студентов в выбранной профессии.

Список литературы

1. Антропова Н.М. Исследование проблемы занятости студенческой молодежи в сфере социально-трудовых отношений // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3.

2. Апокин А. Ю., Юдкевич М. М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. 2008. Т. 6. С. 98-110.

3. Борисова А. А. Стратегии трудоустройства студентов вузов // Известия ИГЭА. 2012. №4. С.96-100.

4. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 3-5.

5. Демидов Р. С. Оценка качества подготовки выпускников вуза с позиций полноты их трудоустройства // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. №11. С.9-15.

6. Картавых М.А., Прохорова И.В. Организация непрерывных практик обучающихся: учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.

7. Макаркин Н.П., Томилин О.Б. Развитие университета с новые управленческие подходы // Интеграция образования. 2005. №4. С.7-12

8. Миляева Л.Г., Борисова О.В. Где востребованы молодые специалисты? // Служба занятости. 2007. №1. С.58-62

9. Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 8.

10. Прохорова М.П., Григорян Н.М., Емелина Е.М. Трудоустройство и переход на рынок труда выпускников вузов // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 156-158.

11. Россия в Европейском пространстве высшего образования. Под редакцией: Артамоновой Ю.Д., Демчука А. Л., Караваевой Е.В., Муравьевой А. А. М.: Издательство Московского университета, 2015. 64 с.

12. Рощин С. Ю. От учебы к работе: трудности перехода // Отечественные записки. 2006. № 30 (3). С. 134-151.

13. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. №2. С. 152-179.

14. Сеселкин А.И. Багин В.В.. Кондяков В.А. Модели построения открытой системы дополнительного профессионального образования в вузе // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина».

2013. № 2. С. 127-135.

15. Сликишина И.В. Реинжиниринг бизнес-процессов в вузе при внедрении основ дистанционного обучения. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. Новокузнецк. 2013 No 5(27). С. 8-10.

16. Фламгольц Э. Управление стратегическими изменениями: от теории к практике / пер. с англ. Н.Г. Яцюк. М.: Эксмо, 2012. 320 с.

17. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. No 2. С. 159-191.

18. Холмогорова Е.А. Развитие системы открытого образования на основе информационных технологий // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. С.133-139.

19. Шинкаренко Е.А. Взаимодействие вузов и бизнеса в трудоустройстве студентов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.

2014. №2. С.156-162

20. Янбарисова Д. М. Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? // Вопросы образования. 2014. № 1. C. 213-237.

21. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Mineeva Olga Alexandrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

STRATEGIES OF EXITING THE LABOR MARKET OF UNIVERSITY

STUDENTS

Abstract. The article presents the results of a study of the exit strategies of university students on the labor market. A description is given of the types of strategies for entering the labor market depending on the activity of the student, the breadth of his interests and the level of professional claims. The distribution of students by courses is indicated in accordance with the chosen strategies for entering the labor market. Conclusions about the need for the development of additional education programs, the formation of flexible curricula and cooperation of universities with employers. Key words: strategy, labor market, student, university, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.