Научная статья на тему 'Стратегии совладающего поведения как фактор преодоления эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов'

Стратегии совладающего поведения как фактор преодоления эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1090
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: АССЕРТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВСТУПЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ / ПОИСК СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИЗБЕГАНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / COPING STRATEGIES / ASSERTIVE ACTIONS / INITIATE SOCIAL CONTACT / SEARCH FOR SOCIAL SUPPORT / IMPULSIVE ACTIONS / AVOIDANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варыханова Клара Викторовна, Линчук Тамара Павловна, Чупина Екатерина Александровна

Рассмотрены основные подходы в психологической литературе к изучению эмоционального выгорания и совладающего поведения. Представлены результаты эмпирического исследования стратегий совладающего поведения как фактора преодоления эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов. Показано, что конструктивные стратегии совладающего поведения способствуют преодолению эмоционального выгорания, а пассивные копинг-стратегии, напротив, усиливают процесс его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Варыханова Клара Викторовна, Линчук Тамара Павловна, Чупина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING STRATEGIES AS A FACTOR TO OVERCOME EMOTIONAL BURNOUT AMONG LAW ENFORCEMENT OFFICIALS

The article examines psychological literature for basic approaches to the study of emotional burnout and coping behavior. It provides the results of an empirical study of coping strategies as a factor to overcome the emotional burnout among law enforcement officials. It is shown that constructive coping strategies contribute to overcoming the emotional burnout, whereas passive coping strategies aggravate its formation.

Текст научной работы на тему «Стратегии совладающего поведения как фактор преодоления эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов»

УДК 351.74/.76:159.9

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Л п О

К.В.Варыханова1, Т.П.Линчук2, Е.А.Чупина3

Иркутский государственный университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены основные подходы в психологической литературе к изучению эмоционального выгорания и совладающего поведения. Представлены результаты эмпирического исследования стратегий совладающего поведения как фактора преодоления эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов. Показано, что конструктивные стратегии совладающего поведения способствуют преодолению эмоционального выгорания, а пассивные копинг-стратегии, напротив, усиливают процесс его формирования. Табл. 2. Ил. 1. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания; стратегии совладающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт; поиск социальной поддержки; импульсивные действия; избегание.

COPING STRATEGIES AS A FACTOR TO OVERCOME EMOTIONAL BURNOUT AMONG LAW ENFORCEMENT OFFICIALS

K.V. Varykhanova, T.P. Linchuk, E.A. Chupina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article examines psychological literature for basic approaches to the study of emotional burnout and coping behavior. It provides the results of an empirical study of coping strategies as a factor to overcome the emotional burnout among law enforcement officials. It is shown that constructive coping strategies contribute to overcoming the emotional burnout, whereas passive coping strategies aggravate its formation. 1 figure. 2 tables. 9 sources.

Key words: emotional burnout syndrome; coping strategies; assertive actions; initiate social contact; search for social support; impulsive actions; avoidance.

На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов растут требования, предъявляемые к профессионализму, в том числе в правоохранительной сфере. Условия, в которых протекает деятельность сотрудников органов внутренних дел, по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В экстремальных условиях возникает реальная угроза физической и психической безопасности сотрудников, полноценно не подготовленных к профессиональным действиям.

Вместе с тем полноценная психологическая подготовка к экстремальным условиям профессиональной деятельности, определяемая как профессиональная экстремально-психологическая подготовка, имеет свои особенности и требует от сотрудников правоохранительных органов не только особого отношения

к усвоению профессиональных знаний, умений, навыков, формированию специфических профессионально важных качеств, но и перестройки их бытийного существования. Такая перестройка накладывает специфический отпечаток на всю их жизнедеятельность, мироощущение, мировоззрение, взаимоотношение и т.п. На этом фоне повышается риск формирования эмоционального выгорания. Данный синдром возникает под влиянием множества внешних и внутренних стресс-факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, утрата веры в собственные силы и др. [3, 8].

Впервые феномен психического выгорания появился не как исследовательский конструкт, а как социальная проблема. Наблюдение за большим количеством работников показало, что они испытывают постоянное эмоциональное истощение, потерю мотива-

1Варыханова Клара Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89148946933, e-mail: varklar@mail.ru

Varykhanova Klara, Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89148946933, e-mail: varklar@mail.ru

2Линчук Тамара Павловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89148760466, e-mail: lin-tam@mail.ru

Linchuk Tamara, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89148760466, e-mail: lin-tam@mail.ru

3Чупина Екатерина Александровна, студентка, тел.: 89500894503, e-mail: chupina.ekaterina2011 @yandex.ru Chupina Ekaterina, Student, tel: 89500894503, e-mail: chupina.ekaterina2011 @yandex.ru

ции и работоспособности. Для обозначения данного феномена Г. Фрейденбергер ввел специальный термин «burnout» - выгорание [5].

В отечественной психологии первые упоминания об этом феномене можно найти в работах Б.Г. Ананьева, который употреблял аналогичный понятию «выгорание» термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек» и связанного с межличностными отношениями. Однако данный феномен был только зафиксирован, но не подтвержден эмпирическими разработками. В дальнейшем интерес к его исследованию снова возрос благодаря работам, посвященным изучению стресса [6].

Одним из принятых определений можно считать определение, предложенное А.А. Рукавишниковым, в соответствии с которым синдром эмоционального выгорания - это негативное психологическое явление, проявляемое через психоэмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии. Подходы к изучению эмоционального выгорания представлены также в научных трудах Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, В.В. Бойко, Г.А. Макаровой и др. Авторы выделяют перечень симптомов эмоционального выгорания, а именно: усталость, утомление, истощение, психосоматическое недомогание, негативное отношение к работе, негативную Я-концепцию, злоупотребление алкоголем, табаком и т.д. По мнению Г.А. Макаровой, синдром эмоционального выгорания является одним из аспектов профессиональной деформации личности и представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения [5].

В.Е. Орел считает, что причины синдрома эмоционального выгорания могут быть подразделены на две группы:

1) Субъективные (индивидуальные), связанные с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему невозможности ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию» и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.

2) Объективные (ситуационные), напрямую связанные со служебными обязанностями, к примеру: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д. [6].

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. В.В. Бойко выделяет три последовательно развивающиеся его фазы: 1) напряжения, включающего переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, ощущение «загнанности в клетку», тревогу и депрессию; 2) резистенции, то есть неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей; 3) истощения -эмоционального дефицита, эмоциональной отстранённости, деперсонализации, психосоматических и психовегетативных нарушений [1].

Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой установлено, что одним из факторов синдрома выгорания является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей «коммуникативных» профессий влияют ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала, монотонность работы, высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы, неудовлетворенность социальным статусом [3].

В стрессовой ситуации преодолевающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Совладающее поведение (копинг) направлено на устранение ситуации психологической угрозы, то есть на поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям. Психологическая значимость копинга заключается в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое действие ситуации.

Следует отметить, что в психологической литературе понятия «совладающее поведение» и «копинг-поведение» чаще всего рассматриваются как синонимы.

Копинг-стратегии классифицируются по различным основаниям, но, несмотря на многообразие вариантов поведения, они могут быть объединены в два глобальных стиля реагирования:

1) Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

2) Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желание забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе [4, 9].

Проблемно-ориентированный является конструк-

тивным вариантом разрешения проблемы, а субъективно-ориентированный - неконструктивным способом, при котором формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Совладающее поведение, особенно эмоционально-ориентированное, по своим целям и механизмам имеет много общего с психологическими защитами. Однако по сравнению с ними преодолевающее поведение более осознано и в меньшей степени основано на искажении чувств или действительности.

Основной целью нашего исследования явилось изучение стратегий совладающего поведения как фактора преодоления эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов.

Исследование проводилось на базе одного из отделов Министерства внутренних дел России по Иркутской области. Всего в исследовании приняли участие 44 человека, в том числе 9 мужчин и 35 женщин.

При проведении исследования нами были использованы следующие методики:

1. Опросник «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Методика позволяет выделить следующие 3 фазы его развития: напряжение, рези-стенцию, истощение.

2. Опросник «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова. Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания. Включает три шкалы: психоэмоциональное истощение, личностное отдаление и профессиональную мотивацию.

3. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла (адаптированный Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой). Опросник содержит девять моделей преодолевающего поведения: ас-сертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипуля-тивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.

Результаты, полученные при помощи опросника В.В. Бойко, представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что у 20 испытуемых - сотрудников правоохранительных органов - не выявлено ни одной фазы сформированности диагностируемых при помощи данной методики симптомов эмоционального

выгорания: им не свойственно тревожное напряжение, острое переживание психотравмирующих обстоятельств, поскольку способны конструктивно действовать; они удовлетворены избранной профессией, занимаемой должностью, испытывают интерес к человеку -объекту своей профессиональной деятельности; у них адекватное эмоциональное реагирование в негативных и сложных профессиональных ситуациях.

У 10 испытуемых сформировалось, а у 14 - находится на складывающейся фазе тревожное напряжение, в меньшей степени представлены сформирован-ность или формирование фаз резистенции и эмоционального истощения.

Полученные данные свидетельствуют в первую очередь о тревожном напряжении сотрудников правоохранительных органов, что, по нашему мнению, можно объяснить спецификой данного вида деятельности: высокой эмоциональной напряженностью, многочасовой работой, имеющей трудноизмеримое содержание; интенсивным восприятием, переработкой и интерпретацией получаемой информации и принятием решения, необходимостью следовать жесткому расписанию, наличием бюрократических моментов. Нельзя исключать и несоответствие между этическими принципами, принципами личности и требованиями работы, когда, например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности, и т.п. Все эти факторы порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги.

Резистенция и эмоциональное истощение также связаны со спецификой работы испытуемых - наличием сложного контингента (преступники, нарушители общественного порядка, так называемые «трудные подростки», то есть лица с девиантным или делин-квентным поведением), с которым имеют дело сотрудники правоохранительных органов. Им постоянно приходится испытывать воздействие негативной информации и эмоций, что приводит к привычке подавлять свои эмоции, к эмоциональной холодности в обычной жизни.

Данные выводы подтверждаются результатами, полученными по методике «Определение психического «выгорания»» А.А. Рукавишникова (табл. 2).

Таблица 1

Распределение показателей сформированности фаз эмоционального выгорания

Фаза эмоционального выгорания Степень сформированности Тревожное напряжение Резистенция Истощение

Количество испытуемых

Сформировавшаяся фаза 10 7 6

Складывающаяся фаза 14 12 8

Несформированная фаза 20 25 30

Таблица 2

Распределение показателей психического выгорания

Шкала Уровень выгорания Психоэмоциональное истощение Личностное отдаление Профессиональная мотивация

Количество испытуемых

Высокий 7 6 10

Средний 14 17 13

Низкий 23 21 21

Почти половина испытуемых нашей выборки имеет низкие показатели по шкалам «психоэмоциональное истощение» и «личностное отдаление», что свидетельствует об их хорошей работоспособности, эмоциональной устойчивости и активности, непринужденном общении с окружающими.

Высокий и средний уровни психоэмоционального истощения имеет 21 испытуемый. Можно предположить, что для этих сотрудников характерны в большей (для имеющих высокий уровень) или меньшей степени (средний уровень) ощущение исчерпанности эмоциональных, физических и энергетических ресурсов, утомляемость, раздражительность.

Высокий уровень личностного отдаления выявлен у 6 испытуемых. Можно предположить, что данные сотрудники ограничивают количество контактов с окружающими, для них характерно повышение раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения. Меньшее проявление негативных чувств по отношению к окружающим характерно для 17 испытуемых, имеющих средний уровень личностного отдаления.

Что же касается уровня профессиональной мотивации, то следует отметить, что полученные данные согласуются с результатами исследований, представленных в психологической литературе: высокий уровень эмоционального выгорания тесно связан с высоким уровнем профессиональной мотивации, и наоборот: низкий уровень профессиональной деформации, в том числе эмоционального выгорания, коррелирует с невысоким уровнем профессиональной мотивации. Более всего риску возникновения эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования, для которых образцом «настоящего» профессионала является совершенный человек, относящийся к работе как жизненному предназначению, сверхзадаче [7].

Следующий этап данного исследования был посвящен выявлению копинг-стратегий, которые предпочитают испытуемые данной выборки в стрессовых ситуациях. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла позволил выявить следующее (рисунок).

30 25 20 15 10 5 0

24

24

21

23

24

ofr'

tC-

24

¿к

0 0 0 0 0 0

у

с/

,сг

Высокая степень выраженности

Средняя степень выраженности

Распределение показателей стратегий преодолевающего поведения в стрессовых ситуациях

Примечание: 0-30 - количество испытуемых; АД - ассертивные действия; ВСК - вступление в социальный контакт; ПСП - поиск социальной поддержки; ОД - осторожные действия; ИД - импульсивные действия; Из. - избегание; МД - ма-нипулятивные действия; АсД - асоциальные действия; АД - агрессивные действия.

По данным, представленным на рисунке, видно, что активная стратегия в виде ассертивных действий (уверенные действия) выражена в высокой степени у 17 сотрудников, в средней степени - у 20 респондентов. Это свидетельствует о том, что данные сотрудники умеют выражать свои мысли и чувства в социально-приемлемой форме, готовы принять ответственность за свои действия на себя, стремятся разрешать проблемы конструктивно, добиваясь их решения.

Необходимо отметить, что данная стратегия - самая эффективная: ее наличие у человека также указывает на высокий уровень эмоционально-личностной зрелости, целостности личности, наличия устойчивой системы ценностей.

Приблизительно одинаково разделились показатели такой стратегии, как просоциальная. Модель вступления в социальный контакт более выражена у 20 испытуемых, в средней степени - у 21 испытуемого.

Поиск социальной поддержки предпочитают 19 сотрудников, и у 24 эта модель выражена в средней степени. Данные показатели свидетельствуют о том, что испытуемые в стрессовых ситуациях прибегают к помощи близкого окружения: родных, друзей, знакомых. Преодоление стресса осуществляется путем возвращения эмоционального равновесия за счет социальной поддержки, ориентировки на опыт других людей, укрепления уверенности за счет поддержания тесных взаимосвязей с другими людьми, поиск в общении личностных ресурсов для преодоления стресса.

В целом, данная стратегия является достаточно конструктивной, но нужно отметить, что только в том случае, когда поиск социальной поддержки не является снятием с себя ответственности за принятие решений. Это зависит от личностных особенностей человека.

Неконструктивная, пассивная стратегия в виде осторожных действий выражена у 16 респондентов, в виде избегания - у 15 испытуемых. Для этих сотрудников наиболее характерно значительное психоэмоциональное напряжение в ситуации стресса, повышение неуверенности в себе, снижение самооценки, чувство растерянности, в результате чего они предпочитают избегать стрессовых ситуаций, ощущая недостаточную способность справиться с ней за счет внутренних ресурсов.

Импульсивные действия выражены у 11 человек, для них характерны внезапные эмоциональные вспышки, осознание последствий которых приходит лишь после совершения действий. В средней степени импульсивные действия выражены у 23 респондентов, у 10 - на низком уровне.

Непрямая стратегия, выражающаяся в модели манипулятивных действий (защитное поведение), в

высокой степени проявляется у 14 сотрудников полиции, в средней степени - у 24 испытуемых. Защита от тревоги, неуверенности у данной группы людей проявляется в том, что они мобилизуют силы не на самостоятельное решение проблем, а на то, чтобы другие решили их проблемы. При этом они могут успешно воздействовать на других людей, умеют убеждать, манипулировать. Естественно, что при такой стратегии испытуемые оказываются зависимы от другого человека и если они не смогут на него воздействовать, то возникает угроза, что ситуация не будет преодолена. Данную стратегию также нельзя отнести к конструктивным.

Асоциальная стратегия, в виде асоциальных и агрессивных действий, у сотрудников правоохранительных органов не выявлена.

Таким образом, анализ результатов изучения поведенческих стратегий по преодолению стресса показывает, что для данных сотрудников характерны различные стратегии (модели) совладающего поведения. Известно, что на выбор стратегий совладающего поведения влияет характер стрессовых ситуаций, в зависимости от которой, например, избегание может быть конструктивной стратегией или, наоборот, неэффективной, не разрешающей ситуацию. Однако анализ стрессовых ситуаций, в которых проявляется та или иная стратегия совладающего поведения, не входит в круг задач данного исследования, также как и анализ личностных качеств сотрудников, способствующих либо препятствующих развитию симптомов эмоционального выгорания.

Проведенный корреляционный анализ показал наличие важных взаимосвязей между исследованными показателями, которые подтверждают наше предположение о взаимосвязи совладающего поведения и уровня эмоционального выгорания (при р > 0,01):

1) чем выше показатель эмоционального выгорания, тем выше потребность в осторожных действиях (избегание), а также в манипулятивных действиях;

2) чем выше эмоциональное выгорание, тем выше психоэмоциональное напряжение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) при увеличении эмоционального выгорания возрастает уровень импульсивности, снижается потребность в поиске социальной поддержки.

Обратную связь эмоциональное выгорание имеет с активными и просоциальными стратегиями, проявляющимися в ассертивных действиях и в поиске социальной поддержки.

Таким образом, выявленная структура взаимосвязей подтверждает предположение о том, что конструктивные стратегии и модели совладающего поведения являются средством преодоления эмоционального выгорания у сотрудников правоохранительных органов, а использование пассивных стратегий, напротив, усиливает процесс его формирования.

Библиографический список

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в про- сферах профессиональной деятельности, связанных с экс-фессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. тремальными ситуациями // Вестник Иркутского Региональ-

2. Варыханова К.В., Михалева И.М., Сергеева И.А. Особен- ного Отделения Академии Наук Высшей школы России. ности копинг-поведения сотрудников, работающих в разных Научный и общественно-информационный журнал № 1(16) /

2010. Изд. Иркутское региональное отделение ООО «Академия наук высшей школы России».

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2009. 335 с.

4. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 318 с.

5. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30.

6. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.:

Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 330 с.

7. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3.

8. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: монография. М., 2003. 153 с.

9. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева [и др.]. М.: ИП РАН, 2008.

УДК 377.031.4:93

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ ПОВЫШЕННОГО ТИПА

О.А.Горощенова1, А.С.Горощенов2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Данная работа вводит в научный оборот историю развития и существования Восточно-Сибирского политехникума повышенного типа. Из архивных данных восстановлена летопись и условия, в которых приходилось работать и учиться преподавателям и студентам политехникума (1920-1930). Отмечено, что после прихода к власти большевиков и установления нового политического строя, в этот непродолжительный, однако крайне нестабильный период учебному заведению не раз приходилось менять своё название и структуру. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: история; наука; техника; техническое образование; образование в Сибири; Восточно -Сибирский политехникум, Иркутский политехнический практический институт (ИРПОЛПРИН).

EAST-SIBERIAN ADVANCED POLYTECHNIC SCHOOL O.A. Goroshchenova, A.S. Goroshchenov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

This paper introduces the history of development and operation of the East Siberian advanced polytechnic school into scientific use. The archival data allowed to reconstruct the record and describe the conditions that teachers and students of this institution had to deal with in 1920-1930. It is noted that during that rather short but very unstable period after the Bolsheviks had come to power and established a new political order, the institution several times had to change its name and structure. 7 sources.

Key words: history; science; engineering; technical education; education in Siberia; East-Siberian polytechnic school; Irkutsk polytechnic practical institute.

В связи с активным развитием промышленности в регионе, усилением роли профессионально-технических учебных заведений, возрождением статуса профессии инженера, закономерно возник интерес к истории профессионально-технического образования в Восточной Сибири. И если многие учебные заведения профессионального направления были достаточно хорошо изучены, то история ВосточноСибирского политехникума оказалась незаслуженно забытой. В научной литературе Восточно-Сибирский политехникум упоминается лишь четыре раза: в книге Кудрявцева Ф.А., Вендриха Г.А. «Иркутск: очерки по истории города» [3]; в «Иркутской летописи 1661-1940 гг.» Колмакова Ю.П. [2]; в «Летописи города Иркутска за 1902-1924 гг.» Романова Н.С. [4]; в монографии Го-

рощеновой О.А. «От навигацкой школы к техническому университету» Ч.1. (1754-1917) [1]. Сведения о Восточно-Сибирском политехникуме носят весьма эпизодический характер и связаны в основном с некоторыми событиями и упоминанием преподавателей.

Основной задачей данной статьи является попытка воссоздания «из небытия» истории одного из крупнейших технических учебных заведений прошлого -Восточно-Сибирского политехникума повышенного типа (1920-1930) и введение её в научный оборот. Из архивных данных (ГАИО, ГАНИИО) была воссоздана летопись учебного заведения и условия, в которых приходилось работать и учиться преподавателям и студентам.

В целом, история создания и существования Во-

1Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор музея истории, тел.: 89148727644, e-mail: goroshionov@mail.ru

Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Director of the Museum of History, tel.: 89148727644, e-mail: goroshionov@mail.ru

2Горощенов Анатолий Сергеевич, студент, тел.: 89148727641, e-mail: goroshionov@yandex.ru Goroshchenov Anatoly, Student, tel.: 89148727641; e-mail: goroshionov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.