Научная статья на тему 'Стратегии самоутверждения дошкольника в семье'

Стратегии самоутверждения дошкольника в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
997
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АГРЕССИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МАНИПУЛЯЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОГО Я / SELF-AFFIRMATION / PRESCHOOL AGE / AGGRESSION / SELFIMPORTANCE OF MANIPULATION / FORMATION OF THE SELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Юлия Александровна

В статье представлена проблема исследования феномена самоутверждения. Ставится задача выделения стратегий самоутверждения дошкольников в семье. Рассматривается период дошкольного детства как начальный период формирования потребности в самоутверждении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR PRESCHOOLER SELF-AFFIRMATION IN THE FAMILY

The article presents the problem of the self-assertion phenomenon research. The task to distinguish strategies of preschool children self-affirmation in the family is put. The period of the pre-school childhood as the initial period of the formation of needs in the self-assertion is considered.

Текст научной работы на тему «Стратегии самоутверждения дошкольника в семье»

СТРАТЕГИИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Ю. А. ИВАНОВА

В статье представлена проблема исследования феномена самоутверждения. Ставится задача выделения стратегий самоутверждения дошкольников в семье. Рассматривается период дошкольного детства как начальный период формирования потребности в самоутверждении.

Ключевые слова: самоутверждение, дошкольный возраст, агрессия, самостоятельность, манипуляция, становления собственного Я.

Проведенный анализ теоретических источников показал, что в психолого-педагогической и философской литературе существуют разные подходы к пониманию сущности, содержания, форм проявления, динамики и уровней развития феномена самоутверждения личности в социальной среде. В исследованиях отечественных авторов основное внимание уделялось раскрытию условий, детерминирующих процесс самоутверждения личности (Ю. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), динамическим особенностям самоутверждающей деятельности человека (Ю. В. Ган, Ф. И. Дании и др.), формам и видам процесса самоутверждения (В. Н. Авраменко, Е. Л. Ильин, Л. А. Петровская,

A. Ф. Прихожан и др.), основным критериям успешности самоутверждения (Н. П. Аникеева,

B. Д. Евстратов, и мн. др).

Отечественные авторы рассматривают самоутверждение, прежде всего, как атрибутивную потребность личности (С. Л. Березин, 1973;

В. П. Каширин, 1979), удовлетворение которой обеспечивает ей активность в системе социальных связей (Н. Ф. Цыбра, 1989), способствует жизненному успеху, утверждению ее достоинства, самоценности (Ю. В. Ган, 1997) и укрепляет ее социальный статус в обществе (С. Б. Каверин, 1991;

Н. П. Ищенко, 1985).

Внимание зарубежных исследователей, анализирующих проблему самоутверждения, направлено, прежде всего, на выявление причин данного явления. Приверженцы глубинной психологии (А. Адлер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.) и гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) истоки самоутверждающей жизнедеятельности личности видели внутри самой личности как потребности, существующей независимо

от социальной среды, а бихевиористы (А. Бандура, Б. Скиннер, Э. Торндайк и др.), наоборот, причины самоутверждения усматривали в социальной среде и обстоятельствах, в которых существует человек. Механистический разрыв социума и человека, проводимый сторонниками названных научных течений, не дает полного понимания истинных побудителей самоутверждающего поведения личности.

В данной статье мы коснемся стратегий самоутверждения личности в целом и отдельно представим свой взгляд на формирование стратегий самоутверждения в дошкольном возрасте.

Согласно Р. Альберти и М. Эммонсу [4], существует три основных стратегии самоутверждения личности: 1) неуверенное поведение, для которого характерна ориентация личности на конформность; 2) ассертивное поведение, основанное на уверенности и независимости личности; 3) агрессивный стиль поведения как пренебрежительное отношение к другим людям, стремление навязывать собственное мнение и т. д. Наряду с этой точкой зрения, существует мнение [4], что потенциально человек обладает разными стратегиями -неуверенной, конструктивной и доминантной, и лишь акцентуация одной из них (на фоне снижения двух других) может рассматриваться в качестве критерия отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения - самоотрицанию, конструктивному самоутверждению или доминированию.

Теперь коснемся тех стратегий самоутверждения, которые преобладают в дошкольном детстве. Дошкольное детство - период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Осознание себя в дошкольном возрасте, происходящее в рамках позиции «Я и общество», фиксируется в осо-

бой форме развития самости - в самоутверждении «Я сам».

К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» настойчиво подчеркивал склонность детей самоутверждаться: «Ребенку важнее всего быть о себе высокого мнения. Недаром он с утра до вечера жаждет похвал, одобрений и так любит тщеславиться своими превосходными качествами. Для него невыносимо сознание, что он не способен к тем действиям, которые у него на глазах совершают другие» [6]. Именно в дошкольном возрасте, являющемся важнейшим этапом в развитии личности растущего человека, его самости и самостоятельности, начинает активизироваться потребность и объективная необходимость в соответствующей самореализации, проявленной в такой простейшей форме, как самоутверждение «Я сам», содержание и характеристики которого изменяются в разные периоды дошкольного детства, обусловливаемые, в частности, постепенным, но активным развитием отношений, в которые вступает ребенок и которые являются определяющими в развертывании позиции в его социальном созревании, самореализации.

И. Ю. Запорожец пишет: «При исследовании процесса формирования отношений детей дошкольного возраста важно более активно учитывать, в частности, особенности социального развития ребенка, его самости на дистанции 3-6 лет как поэтапного вычленения им своего Я в группе сверстников. В последнем, как представляется, можно четко фиксировать смену трех позиций, условно называемых нами подражательная, конкурентная, самооценочная» [2]. Далее «На этапе же дошкольного детства можно выделить три составляющие его позиции в формировании самоутверждения как начальной формы самореализации. Это позиции Я ребенка в 3-4 года (младший дошкольный возраст), 4-5 лет (средний дошкольный возраст) и 5-6 лет (старший дошкольный возраст), естественно, с соответствующими подвижками...» [2].

Целью нашей работы является выделение стратегий самоутверждения ребенка в семье, т. е. в отношениях «ребенок-взрослый», которые в общем виде делятся на два типа: конструктивные и деструктивные. В рамках первого типа стратегий мы выделяем недеструктивную агрессию, потребность в автономии (стремление к самостоятельности) и становление собственного Я. В рамках второго типа стратегий мы отмечаем враждебность (деструктивная агрессия) и манипуляцию.

Опишем каждую из стратегий более подробно. Первая форма конструктивной стратегии самоутверждения - это недеструктивная агрессия,

т. е. настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Существует несколько моделей поведения, с помощью которых можно охарактеризовать детскую агрессию. Непосредственные исследования поведения здоровых детей и их родителей (матерей, в первую очередь) показали, что агрессивность проявляется в различных формах у любого ребенка, даже очень маленького [1]. Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Исследования позволяют предположить, что недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде удовлетворению желаний и достижения цели [1]. Эти механизмы наличествуют и функционируют, хотя и достаточно примитивно, с самого момента рождения. Принципиально недеструктивная, невраждебная форма агрессивного поведения обнаруживается у детей уже с первых месяцев жизни. Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации, а также совершенствовать свой опыт. Этот тип агрессии является важной мотивировкой для развития познания и способности положиться на себя. Он побуждает к необходимой конкуренции, которая не является изначально враждебной и деструктивной. Такое поведение служит для защиты потребностей, собственности, прав и тесно связано с удовлетворением личностных желаний, достижением цели так же, как и со способностью к адаптации. Безусловно, проявления этого типа агрессии естественны для здоровой адаптации к среде.

Недеструктивная агрессивность необходима для здорового эмоционального развития. Познавательная активность младенца, настойчивость его усилий, особенно когда он старается во что бы то ни стало удержать то, что привлекло его внимание, определяется нами как тип недеструктивного поведения в исследовательской деятельности ребенка. Этот тип активности обнаруживается с первых месяцев жизни. Когда ребенок бодрствует, когда он находится в состоянии эмоционального и физического комфорта, он, как правило, увлечен исследованием окружающей его среды. Данная стратегия самоутверждения позволяет ребенку познать окружающий мир, отстоять свое право на принятие решения, что одевать сегодня и какой мультфильм смотреть.

Теперь перейдем к описанию второй формы конструктивной стратегии самоутверждения ре-

бенка в семье - потребности в автономии (стремление к самостоятельности). Исследования показывают, что уже с первых дней жизни, в периоды бодрствования, ребенок начинает интересоваться непосредственным окружением [5]. Сначала это зрительное исследование, младенец рассматривает сам себя. Позже к зрительному изучению добавляется физическое, т. е. активное овладение собственным телом, исследование и контроль среды, в которой младенец оказался после рождения. Любая мать ребенка вынуждена часто вмешиваться в его действия, поскольку его исследовательская активность оказывается небезопасной как для него самого, так и для окружающих предметов. Здесь родительское вмешательство необходимо для защиты и благополучия ребенка, а также его социализации. Родители начинают сталкиваться с реакцией раздражения и гнева при попытках вмешаться в исследовательскую активность ребенка. Чем чаще происходят подобные вмешательства, тем выше уровень раздражения и гнева. А частое вмешательство, противоположное потребности к исследованию и самостоятельности в первые годы жизни, вызывает чувство чрезмерного неудовольствия, результатом которого оказывается враждебность к тому, кто слишком часто вмешивается. И тут следует напомнить о степени вмешательства: чрезмерная фрустрация потребности в самостоятельности может существенно ограничить потребность учиться, узнавать новое и повлиять на развитие интеллекта. Таким образом, родителям очень важно создать для ребенка такую среду, которая позволила бы ему действовать самостоятельно.

Родители должны сознавать, что развитие самостоятельности у ребенка требует большого напряжения внутренних сил. В это время ребенок особенно нуждается в руководстве процессом развития, так как неудачный опыт развития самостоятельности часто становится источником повышенной враждебности, неуверенности, низкой самооценки. Специальная организация домашнего пространства, создание безопасной атмосферы дома позволят избежать ненужной фрустрации потребностей ребенка в исследовании окружающих предметов, установления строгих ограничений, бессмысленных конфликтов. Всегда следует помнить, что ребенок нуждается в руководстве, внимании к нему и в то же время самостоятельности, нуждается в возможности действовать независимо, по своему усмотрению. Рано или поздно родителям удается найти ту меру самостоятельности ребенка, которая позволяет ему самоутверждаться, свободно исследовать окружающий мир,

учиться и приобретать навыки без ущерба для его безопасности.

И, наконец, третьей формой конструктивной стратегии самоутверждения является становление собственного Я. Примерно в возрасте шести недель ребенок начинает демонстрировать возросшее осознание собственного Я, у него формируется еще неясное, но заметное со стороны представление о его окружении. Создается впечатление, что в этот период ребенок ощущает себя и мать как бы объединенными общей эмоциональной оболочкой. Это эмоциональное единение, заполняющее большую часть периода бодрствования ребенка, дает уникальный опыт дифференциации Я. Одним из главных постулатов школы психоанализа, опирающейся на психологические особенности развития индивидуума, является постулат о том, что наше Я вступает в отношения с Я других людей, узнавая себя в сопоставлении с ними, а именно в форме Объект - Я. Это положение в особенности справедливо применительно к обсуждаемой фазе развития. Рассматриваемая фаза Объект - Я охватывает период до шести недель. Содержащийся в этом понятии смысл состоит в том, что ребенок в этой фазе развития ощущает мать частью себя, а себя - частью матери, особенно в моменты, когда она о нем заботится, кормит или когда он испытывает потребность в ней. Эта фаза достигает максимума в период между пятью - шестью месяцами жизни, после чего постепенно переходит в другие фазы развития родства. Как правило, в этой фазе отношения Объект - Я недифференцированы, ребенок не отделяет свое Я от матери. Но когда он сыт и его ничто не беспокоит, он смотрит по сторонам, разглядывает свою кроватку, тянется к игрушкам, т. е. не испытывает потребности в другом Я. Между шестью и семью месяцами жизни ребенок начинает осознавать границы своего Я, отделять себя от матери или осуществляющего уход лица. В середине первого года жизни ребенка развивается новый этап возрастной дифференциации, происходит интенсификация как физиологических, так и психологических процессов. Параллельно усиливаются и основные агрессивные проявления в поведении ребенка. Эти проявления агрессивности не носят разрушительного характера, это манифест самоутверждения и возрастающей сенсо-моторной активности. Мы наблюдаем рост подвижности ребенка, способности исследовать пространство вокруг себя, расширение способов восприятия и совершенствование мыслительных функций. Максимум осознания самостоятельности достигается, когда ребенок начинает понимать, что он и мать - это разные люди. Наступает второй

основной этап сепарации-индивидуации. Растущие когнитивные (мыслительные) способности помогают малышу различать людей по степени своей привязанности к ним. Так, с матерью его связывают эмоциональные узы, более крепкие, чем младенческая слитность, представляющие собой глубокую эмоциональную привязанность, уже сформированную ребенком к матери, а матерью - к ребенку [1].

Кроме вышеописанных стратегий самоутверждения, существуют деструктивные формы ее проявления такие как, враждебность (деструктивная агрессия) и манипуляция.

Первой формой выражения деструктивной стратегии самоутверждения является враждебность по отношению к членам своей семьи. Она проявляется в злобном и враждебном поведении, связанном с потребностью самоутвердиться, но может быть вызвана и переживанием интенсивного дистресса и боли. Причем агрессивные черты в поведении детей мы наблюдали с первых дней жизни. Даже у новорожденных детей наблюдаются реакции ярости. Конечно, в первые месяцы жизни младенец, у которого возникает реакция ярости, не осознает своих желаний что-нибудь разрушить или навредить кому-либо. Насколько известно, в первые месяцы жизни младенец не способен к сознательному осуществлению подобных намерений. Способность иметь такое желание не возникает ранее середины первого года жизни. К концу же первого года жизни, наблюдая реакции ярости у детей, без труда можно заметить, что ребенок испытывает чувство враждебности, и нередко оно сопровождается желанием причинить вред. Такая мысль возникает, например, когда вы видите, как ребенок гневно швыряет игрушку, если его против воли усаживают в коляску.

Таким образом, деструктивная враждебность, как и другие формы агрессивности, вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерного дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля. Мы полагаем, что в этом и состоит суть враждебного поведения и проявлений ненависти и ярости.

Вторая форма проявления деструктивного типа самоутверждения - манипуляция родителями. Что такое манипуляция? В общепринятом смысле - это действия - сознательные и целенаправленные - по управлению другим человеком с целью получения собственной выгоды. Многие родители отмечают, что их ребенок добивается «своего»,

используя весь арсенал, так называемого манипу-лятивного поведения. Это и бесконечная истерика, и крик, и нытье (упорное и настойчивое), и уговоры, и угрозы, и лесть. Но все-таки к большинству детей термин «ребенок-манипулятор» не совсем подходит, так как дети (особенно маленькие) не планируют целенаправленные действия по управлению взрослыми. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что дошкольный возраст представляет собой сензитивный период для развития манипулятивной установки и поведения [3].

В статье О. В. Козачек «Психологические манипуляции современных дошкольников: примеры, причины, способы профилактики» представлены результаты исследования мнений педагогов ДОУ г. Волгограда и Волгоградской области о современном состоянии проблемы манипулятивного поведения детей дошкольного возраста. Большая часть педагогов ДОУ (90 %) встречались в своей практике с манипуляциями, когда в роли манипулятора выступали дети-дошкольники. Воспитатели привели примеры детских хитростей и уловок: использование болезни (33 % высказываний), ложь, неправда, вымышленные рассказы детей о себе (12 %), хитрости (11 %), истерики, капризы, кидание вещей, крики, физическая агрессия по отношению ко взрослому (9 %), использование силы, авторитета (8 %), использование знаний о желаниях другого человека (7 %), использование любви (5 %), угрозы, шантаж (4 %), использование обиды, формирование чувства вины у других (3 %), неискренние обещания (3 %), лесть, комплименты (3 %), перекладывание своей вины на другого (2 %). Описаны и причины такого поведения, так педагоги чаще всего говорят о стремлении детей получить личную выгоду (31 %), о неготовности ребенка справиться с ситуацией другим способом (4 %), о копировании чужого (чаще родительского) поведения (5 %). Также причиной манипулятивно-го поведения детей респонденты называют неудовлетворение важных детских потребностей. Ребенок манипулирует потому, что лишен поддержки и внимания взрослых (18 %), возможности выбора, проявления самостоятельности и самоутверждения (8 %), важных для него материальных вещей (4 %) [3].

Приведенные выше данные свидетельствуют о проявлении манипулятивного поведения дошкольниками как деструктивной стратегии самоутверждения. В нашем исследовании основой для выделения параметров манипулятивного поведения дошкольников стала типология детей манипуляторов, предложенная Э. Шостром. Контент-

анализ предложенных автором характеристик позволил выявить три наиболее ярких манипулятив-ных портрета: пассивный тип, активный тип, соревнующийся тип.

Пассивный тип характеризуется тем, что ребенок кажется медлительным, слабым, беспомощным. Он постоянно недомогает, готов пролежать целый день в постели, лишь бы его не заставляли делать работу, за которую он не хочет браться в силу разных обстоятельств (не может, не хочет, боится, что-то не получится). Выполняя нелюбимое задание, ребенок делает все неохотно или некачественно для того, чтобы его освободили от этого задания. Часто забывает выполнить только те задания, которые ему и не хотелось выполнять. Родители не обременяют ребенка «лишней» работой, так как им его жалко, и он этим пользуется. Чтобы добиться своего, ребенок использует слезы, свою слабость. Никогда не проявляет высокой активности.

Активный тип - в зависимости от ситуации ребенок может быть активным или медлительным (когда ему это выгодно). Когда мама просит его выполнить нелюбимое задание (убрать комнату, помочь по дому и т. д.), он все время оказывается занятым. Чтобы добиться своего, он может проявлять упрямство и другие раздражающие методы (дуется, ворчит, злится, топает ногами), и родитель уступает ему. Часто, когда его ругают за неисполнение задания, он притворяется, что не слышал его. И, наконец, соревнующийся тип проявляется в том, что ребенок физически развит, активен. Чтобы обеспечить себе внимание и заботу со стороны родителей, использует слезы или любой недуг. Ребенок всегда хочет быть лучше других детей и пытается претворить это стремле-

ние в жизнь, но с одним условием - чтобы его оценили и поощрили. Если родители этого не замечают, он долго переживает.

Литература

1. Генри П. Агрессия наших детей / ред кол.: П. С. Гуревич [и др.] М., 1997.

2. Запорожец И. Ю. Самоутверждение в дошкольном возрасте как начальная форма самореализации растущего человека // Мир психологии. 2011. № 3.

С. 231-240.

3. Козачек О. В., Сибирцева О. Э. Почему ребенок манипулирует взрослыми? Психологический анализ зависимости манипулятивного поведения дошкольников от родительского отношения // Психология. Пермь. 2005. № 6. С. 1, 5-6.

4. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М., 2007.

5. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 2001.

6. Чуковский К. И. От двух до пяти: книга для родителей. М.,1990.

* * *

STRATEGIES FOR PRESCHOOLER

SELF-AFFIRMATION IN THE FAMILY

Yu. A. Ivanova

The article presents the problem of the self-assertion phenomenon research. The task to distinguish strategies of preschool children self-affirmation in the family is put. The period of the pre-school childhood as the initial period of the formation of needs in the self-assertion is considered.

Key words: self-affirmation, preschool age, aggression, selfimportance of manipulation, formation of the self.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.