Научная статья на тему 'Стратегии решения подростками интеллектуальных задач спортивной деятельности с учетом сложности упражнения'

Стратегии решения подростками интеллектуальных задач спортивной деятельности с учетом сложности упражнения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СТРАТЕГИЯ РЕШЕНИЯ / СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СЛОЖНОСТЬ / INTELLECTUAL CHALLENGE / PERFORMANCE CRITERIA / STRATEGY OF SOLUTION / MEANS OF SPORTS TRAINING / AGGREGATION CRITERIA / INTELLECTUAL COMPLEXITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Г. А., Леванова Е. А.

В статье рассмотрены стратегии решения интеллектуальных задач подростками-спортсменами. Эффективность подготовки спортивного резерва обусловлена в числе факторов адекватностью подбора средств, обеспечивающих воспитание у подростков интеллектуальных способностей, актуальных для спортивной деятельности. Способность подростка-спортсмена к дифференциации критериев качества рассматриваемого средства как физического и ментального упражнения в структурных компонентах деятельности с выделением ключевых критериев пролонгированного характера, ситуационно-значимых критериев и менее значимых, интериоризации данных требований, включения их в структуру рефлексивного анализа обеспечивают эффективное сознательное управление качеством спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Г. А., Леванова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies to address adolescent intellectual tasks of sports activities given the complexity of the exercise and requirements for noise immunity

Strategies to address adolescent intellectual tasks of sports activities are considered in the article. The effectiveness of training of sports reserve due to the number of factors the goodness of fit means to ensure the education of the adolescent intellectual abilities relevant to the sporting activity. The ability of a teenage-sportsman to the differentiation of quality criteria consider tools as physical and mental exercises in the structural components of activity with the release of the key criteria of the prolonged nature, situation-relevant criteria and less important, interiorization of these requirements, incorporating them into the structure of the reflective analysis provides an effective conscious management of quality sports activity.

Текст научной работы на тему «Стратегии решения подростками интеллектуальных задач спортивной деятельности с учетом сложности упражнения»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

СТРАТЕГИИ РЕШЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ СЛОЖНОСТИ УПРАЖНЕНИЯ

Г.А. КУЗЬМЕНКО, Е.А. ЛЕВАНОВА, Московский педагогический государственный университет

Аннотация

В статье рассмотрены стратегии решения интеллектуальных задач подростками-спортсменами.

Эффективность подготовки спортивного резерва обусловлена в числе факторов адекватностью подбора средств, обеспечивающих воспитание у подростков интеллектуальных способностей, актуальных для спортивной деятельности. Способность подростка-спортсмена к дифференциации критериев качества рассматриваемого средства как физического и ментального упражнения в структурных компонентах деятельности с выделением ключевых критериев пролонгированного характера, ситуационно-значимых критериев и менее значимых, интериоризации данных требований, включения их в структуру рефлексивного анализа обеспечивают эффективное сознательное управление качеством спортивной деятельности.

Ключевые слова: интеллектуальная задача; критерии эффективности; стратегия решения;

средства спортивной подготовки; комплексирование критериев; интеллектуальная сложность.

Abstract

Strategies to address adolescent intellectual tasks of sports activities are considered in the article. The effectiveness of training of sports reserve due to the number of factors the goodness of fit means to ensure the education of the adolescent intellectual abilities relevant to the sporting activity. The ability of a teenage-sportsman to the differentiation of quality criteria consider tools as physical and mental exercises in the structural components of activity with the release of the key criteria of the prolonged nature, situation-relevant criteria and less important, interiorization of these requirements, incorporating them into the structure of the reflective analysis provides an effective conscious management of quality sports activity.

Keywords: intellectual challenge; performance criteria; strategy of solution; means of sports training; aggregation criteria; intellectual complexity.

Введение

Современный этап развития детско-юношеского спорта инициирует преобразование его сущности: от резерва спорта высших достижений до максимального спортивного результата «здесь и сейчас». При этом критерии качества деятельности встраиваются в технологию спортивного отбора, оценивающего не только уровень функциональной, физической, технической, тактической готовности к соревнованию, но и отражают психологическую и интеллектуальную готовность юного спортсмена к максимальной реализации индивидуально возможных результатов. Понятийная диада «нагрузка -

организм» отдает первенство физической и функциональной подготовке; категориальная связка «спортивная деятельность - личность» определяет первостепенность психического, психологического, интеллектуального аспекта самореализации в деятельности личности. При этом предмет исследования определяет контекст рассмотрения ключевой категории «подросток-спортсмен». Если понятийные ключи «организм» и «личность» в диаде занимают второе место, - очевидна доминанта социальных требований как социального заказа и критериев качества деятельности (а не инициации самой личности), где контекстом педагогического

взаимодействия выступает работа с «исполнителем», а не с «деятелем».

Существенной научной проблемой является проектирование развивающих нагрузок, адекватных комплексным спортивным способностям и возможностям интеллектуальной сферы подростка-спортсмена. К категориальным признакам ментального ресурса С.А. Хазо-ва относит «...представленность в ментальном опыте на основе концептуализации собственных возможностей; устойчивость как относительная стабильность во времени; связь с успешностью и эффективностью жизнедеятельности и достижением индивидуальных целей; принципиальная возможность осознания в процессе рефлексии...» [1, с. 13]. Психологическая «оболочка» применяемых тренером педагогических средств, реализуемая достаточно часто в авторитарном стиле, противоречит актуальным для данного возраста психическим новообразованиям, когда подросток-спортсмен в возрасте от 10 (11) до 14 (15) лет рассматривается как: находящийся в периоде возрастного и психологического развития, в котором ведущим направлением деятельности является интимно-личностное общение в учебной и различных видах спортивной деятельности; переживающий чувство «взрослости», возникновение представлений о себе «не как о ребенке»; осваивающий нормы и отношения между людьми в контекстах общесоциальных требований и требований спортивной деятельности; характеризующийся осознанным пониманием значимости роли семьи, спортивного коллектива детско-юношеской спортивной школы, ближайшего окружения, сверстников в удовлетворении социально-познавательных, достиженческих потребностей в сфере спорта, потребностей самоутвердиться, занять достойное место в спортивном коллективе на основе эффективного проявления интеллектуально опосредованного комплекса спортивных способностей к успешной самореализации в спортивной деятельности.

Важность психологической готовности подростка-спортсмена к деятельности неоспорима и отражается в оцениваемых тренером параметрах: обучаемости юного спортсмена, акмеологической направленности его личности, устойчивости к сбивающим факторам, психологической компетентности, уровне социальной зрелости и социальной ответственности, в развитии интеллектуальных способностей как условии эффективного управления движением и деятельностью в целом, интеллектуальной работоспособности и других факторах. Отправными положениями к разработке критериев интеллектуальной активности юного спортсмена выступают: определение критериев теории функциональных систем П.К. Анохина [2, с. 248], в которой «функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения» и соотнесение их с компонентами функциональной системы способностей В.П. Шадрикова [3, с. 56]. При этом наиболее сложным является процесс согласования, дифференциации, иерархии требований в системе построения личной стратегии решения интеллектуальной проблемы самим подростком на основе определения доминирующих и сопутствующих критериев качества деятельности.

Цель исследования: изучить стратегии решения подростками-спортсменами интеллектуальных задач, обладающих высокой степенью трудности, выявить наиболее эффективные стратегии и охарактеризовать процесс развития интеллектуальной сложности нагрузки в средствах интеллектуальной подготовки.

Методика исследования

В исследовании принимали участие 72 подростка-спортсмена - представители циклических и ациклических (ситуационных) видов спорта. Исследование стратегий решения интеллектуальных задач осуществлялось в процессе выполнения теста на проявление помехоустойчивости (универсальный психодиагностический комплекс УПДК-МК, длительность упражнения - до 5 минут) и последующего рефлексивного самоанализа процессуальных характеристик деятельности и личности; семантического анализа высказываний подростков-спортсменов; методов описательной статистики; определения статистической зависимости (г - коэффициент корреляции Пирсона).

Организация и результаты исследования

Отбор теста на помехоустойчивость основывался на его процессуальном сходстве с поведенческой активностью подростка в спортивной деятельности: интеллектуальной сложностью самого теста, требующей перманентного проявления интеллекта, возможностью проследить вербальное и невербальное поведение, динамику мотивации и регулятивной активности при сохранении качества и темпа исполнения. На рисунке 1 изображены стратегии решения интеллектуальных (ментальных) задач с большим объемом критериев качества в тесте на помехоустойчивость. По параметрам «качество - время исполнения» нами были выделены 3 подгруппы: с высокой, средней и низкой степенью результативности.

Внутри подгруппы с высокой результативностью мы отметили наличие двух основных тенденций определения ведущих критериев и выбора стратегии решения интеллектуальной задачи с применением: двух критериев сходной направленности на действие из ближайшей перспективы (подгруппа А); двух критериев различной смысловой направленности, перманентном доминировании одного из них и периодическом вовлечении в процесс самоконтроля второго критерия (подгруппа Б), (рис. 1, табл. 1).

Важность анализа количества требований, присваиваемых юным спортсменом (критериев), определяет диапазон его интеллектуальных способностей к сознательному оперированию данными качественными категориями, к перманентному отслеживанию их проявлений в структуре собственной деятельности как к демонстрации умения отбирать наиболее эффективную стратегию решения интеллектуальной задачи (табл. 1).

Варианты формулирования установки тренера при двух интеллектуальных критериях: «выполнить быстро и точно, но точность важнее» - иерархию критериев произвел сам тренер; «воспроизвести заданный темп

Информационное обеспечение физической культуры и спорта

I

Ф т-

5

I

Оф^

V-

Ч "п га

ш "

Ф т

а га ф *

н О

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Критерии самоконтроля качества исполнения деятельности

1 1 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8 I 9 I 10 I Спортсмены-подростки сосредотачивают внимание на:

у & л ж А?

«

<

& // &

#

Высоко

результативные А

^ _ Со средней

результативностью

Высоко

результативные Б

С низкой

результативностью

Рис. 1. Стратегии решения спортсменами-подростками интеллектуальных (ментальных) задач с большим объемом критериев качества в тесте на помехоустойчивость

Таблица 1

Результативность исполнения подростками (п = 72) теста на помехоустойчивость с учетом избранного объема критериев качества

Количество подростков, избравших различный объем критериев качества Объем избранных критериев качества из 10, Хср. ± а Объем осознанно контролируемых критериев качества Результативность С, с) Взаимосвязь объема избранных критериев качества и результативности деятельности (г - коэффициент Пирсона) Р

внутри подгрупп в выборке

11 3,91 ± 0,32 2 180,9 ± 3,4 - высокая (А) 0,73 0,64 < 0,05

12 4,42 ± 0,38 2 187,1 ± 2,1 - высокая (Б) 0,71

21 5,10 ± 0,26 4 234,2 ± 5,7 - средняя 0,54

28 6,75 ± 0,21 5 285,5 ± 6,0 - низкая 0,24

и ритмическую структуру движения» - инициатива иерархии или равнозначности критериев отдается юному спортсмену. При множественных критериях (и отсутствии опыта их дифференциации по степени актуальности во временной структуре деятельности и др. параметрам) возрастает интеллектуальная нагрузка, юный спортсмен переживает состояние неопределенности, замешательства, когнитивного диссонанса. В качестве примера приведем обобщающую установку тренера в начале тренировки: «Контролировать сохранение связи в действиях (выполнять «слитно», «непрерывно»); сохранять структуру движения (качественное выполнение каждого элемента основы техники); следовать модельной двигательной программе («воспроизвести технику, представленную в опосредованном (видеосъемка) и не посредственном показе (показ техники исполнения

спортсменом-лидером)»); своевременно выявлять и корректировать возникающие ошибки» [4, с. 461] - ответная реакция юного спортсмена: «Как? Когда? Где?» Увеличение количества сознательно контролируемых факторов приводит к потере эффективности деятельности.

Реализация содержания интеллектуальной подготовки спортсмена-подростка в средствах интеллектуального воспитания осуществляется:

• в хронологическом аспекте (постепенное преемственное усложнение заданий от проявления когнитивных функций - к реализации действий в когнитивных стилях - к специфическим интеллектуальным способностям спортсмена в условиях противодействия среды и необходимого вовлечения качеств направленности личности, волевых, регулятивных способностей и др.) (рис. 2);

Рис. 2. Общая логика усложнения структуры средства интеллектуального воспитания подростка-спортсмена с тенденцией перехода от позиции «Частные требования к действию» к позиции «Комплексные требования к виду спортивной деятельности»

• в деятельностно-ситуационном аспекте, когда изменяющиеся условия деятельности трактуют обновляющуюся систему требований и подросток вынужден адаптироваться к ситуации, не снижая эффективности деятельности.

Усложнение структуры средства интеллектуального воспитания подростка-спортсмена происходит на фоне привлечения новых ситуационно-значимых для спортивной деятельности факторов, которые объединяясь, эффективно и экономично иерархизируясь, создают прецедент для перехода, встраивания содержания действия в деятельность. Средства воспитания интеллектуальных способностей всегда актуализируют сферу сознания (и управляются ею) с индивидуально оптимальным (допустимым) количеством осознаваемых, сознательно контролируемых требований (параметров) деятельности. Средства воспитания интеллектуальных способностей всегда отличаются определенной степенью интеллектуальной трудности, сопряженной с содержанием интеллектуальной задачи деятельности (пример актуализации дифференцировочной способности: «воспроизведение усилий, темпа, ритма по заданному образцу»).

Процесс эффективного развития интеллектуальной сложности средства обусловлен реализацией представленных ниже положений:

1) Расширение спектра индивидуального опыта подростка в решении интеллектуальных задач на сочетание заданных компонентов с учетом профессиограммы избранного вида спорта и наличия в структуре деятельности эффективных способов реализации подобных действий при аналогичной степени сложности.

2) Опора на темпы автоматизации эффективных действий - на способность подростка к обучению -к переводу на подсознательный уровень отработанных способов согласования требований, факторов интеллектуальной активности при актуализации долговременной, двигательной памяти, создании целостного образа действия (движения). Автоматизация способов действий осуществляется: при доминировании ведущего фактора (быстро и точно, но точность важнее); при равнозначности требований к факторам [важно быстро, маневренно, точно... , быстро и адекватно воспринимать изменяющуюся ситуацию и принимать решение; перманентно следить за внешними объектами (параметрами движений) и осуществлять своевременную коррекцию].

Переход на подсознательный уровень управления движением отражается в применении подростками ряда субъективных оценочных суждений в контекстах: «само собой разумеется»; «на этом не фиксировал внимание»; «выполнил "на опыте"», «за этим не надо следить», «и так понятно» и др. В условиях демонстрации подростками аналитического мышления (46% выборки) представлены - категоризация и систематизация критериев; в условиях синтетического мышления (54% выборки) -фиксация образа действия и систематизация критериев.

3) Преемственное развитие требований к детализированному освоению особенностей вновь возникающих условий и перестройке движения с тенденцией перехода от позиции «частные требования к действию» к позиции

«комплексные требования к виду спортивной деятельности».

4) Формирование способности к преобразованию структуры действия и деятельности на основе ситуационных требований [выход на модельные характеристики в изменяющихся условиях (текущей успешности в реализации программы)].

5) Формирование умения комплексировать этапные требования к осуществлению действий - «собирать воедино» (объединять требования к различным фазам двигательного действия, этапам деятельности) - сфор-мированность индивидуально адекватной системы требований к деятельности на фоне проявления долговременной памяти, произвольного сквозного контроля, концентрации и устойчивости внимания; внутреннего локуса контроля.

6) Формирование умения комплексировать разноуровневые требования («точно» и «ответственно» - операциональный и социальный контекст) и др.

7) Воспитание рефлексивной культуры подростка в спортивной деятельности как условие интериоризации ее требований в систему индивидуальной самооценки на фоне развития рефлексии «на себя» (адекватная самооценка, не разрушающая психологическую защиту личности), «на другого» (как способа познания себя через «другого»), «на деятельность».

Освоение комплексных средств интеллектуального воспитания опирается на развитие преемственных требований к детализированному освоению особенностей вновь возникающих внешних (изменение соревновательной ситуации) и внутренних условий (переживаемые психоэмоциональные состояния) спортивной деятельности - когда формируется, отбирается наиболее целесообразная (управляющая) стратегия деятельности.

Выводы

1. Исследуя применяемые спортсменами-подростками стратегии решения интеллектуальной задачи на фоне помеховлияний, мы выявили следующие особенности:

- чем более дифференцирована по степени индивидуальной значимости и оптимально ограничена шкала критериев, применяемых при решении интеллектуальных задач, тем меньше время их решения;

- наиболее высокие показатели скорости решения интеллектуальной задачи наблюдаются при количестве выборов 2-х критериев, снижаются при количестве 4-х критериев, и существенное снижение наблюдается при 6 критериях и более;

- сознательное управление качеством деятельности позволяет наиболее эффективно применять 2 критерия: наиболее короткое время выполнения задания при одновременном применении 2-х критериев сходной направленности, отражающих очередное действие из ближайшей перспективы (рис. 1; табл. 1, 1-я строка); в условиях применения 2-х критериев различной смысловой направленности, перманентном доминировании одного из них и периодическом вовлечении в процесс самоконтроля второго критерия - время выполнения упражнения увеличивается на 3,4% (рис. 1; табл. 1,

2-я строка); при одновременном применении 4-х критериев время выполнения увеличивается на 22,7% (рис. 1; табл. 1, 3-я строка); при одновременном применении 6 критериев - на 37,4% (рис. 1; табл. 1, 4-я строка);

- чем меньшее количество избранных критериев самооценки (выборов) и большая их дифференциация - определение наиболее существенных, важных и ситуационно значимых - тем меньше время выполнения задания (г = 0,64, P < 0,05) при заданном качестве.

2. Стратегии решения интеллектуальной задачи концептуально отражаются в структуре средства интеллектуального воспитания подростка-спортсмена, которое должно обладать определенной интеллектуальной сложностью, где одним из факторов выступает количество перманентных критериев, удерживаемых в поле сознания подростком при эффективной реализации деятельности.

Литература

1. Хазова, С.А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: автореф. дис. ... доктора психол. наук [Текст] / С.А. Хазова. - Кострома: Ин-т психологии РАН, 2014. - 55 с.

2. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медици-на,1968. - 546 с.

3. Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: АспектПресс, 2007. -284 с. ISBN 978-5-7567-0466-2.

4. Кузьменко, Г.А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки [Текст] / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2013. - 532 с. ISBN 978-5-7042-2393-1.

References

1. Khazova, S.A. Mental resources in subject during different age periods: avtoref. diss. ... Doctora Psihol. Nauk [Text] / C.A. Khazova. - Kostroma: In-t Psikhologii RAN, 2014. - 55 p.

2. Anokhin, P.K. Biology and neyrophyziology of conditioned reflex [Text] / P.K. Anokhin. - M.: Medicina, 1968. - 546 p.

3. Shadrikov, V.D. Mental development of human [Text] / V.D. Shadrikov. - M.: AspektPress, 2007. - 284 p.

4. Kuz'menko, G.A. Development of intellectual abilities in teenagers under conditions of sports activities: theoretical, methodological and organizational background [Text] / G.A Kuzmenko. - M.: Prometei, 2013. - 532 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.