ВЕСТНИКРМЛТ'з* 2011
и уровню обслуживания, непонимание кандидатами сущности бизнеса гостеприимства и неумение быть доброжелательными, расту щая конкуренция, демографическая ситу ация в стране и многое другое.
Неотъемлемой составной частью индустрии гостеприимства является система питания, где занята почти 1/4 персонала, относящегося к гостиничной отрасли. По прогнозам Федерации рестораторов и отельеров, прирост индустрии питания только за ближайшие два года составит 20-30 %. Отрасли потребуется не менее 10 тыс. квалифицированных менеджеров и специалистов ресторанного дела.
Постепенно образуется разрыв между числом специалистов и реальной потребностью в них. Проблема заключается еще и в том, что средний возраст значительной части персонала (32 %), занятого в гостиничной отрасли Москвы, составляет 40-49 лет. Более 50 % работников находятся в возрасте 40-59 лет. Отсюда следует, что в ближайшие 5-7 лет 30-50 % ныне трудоспособного персонала достигнет пенсионного возраста. Таким образом, актуальным остается вопрос омоложения отрасли.
Руководитель, который не способен показать подчиненным, как надо выполнять работу, в итоге не пользуется авто-
ритетом, не может правильно организовать и проконтролировать трудовой процесс, расставить приоритеты, не может быть руководителем. Руководитель ресторанной службы отеля должен иметь опыт работы в службе обслуживания в номерах, в баре, в ресторане высокой кухни, в банкетной службе.
Российская международная академия туризма ведет подготовку специалистов по всем направлениям гостиничного и ресторанного бизнеса, причем многие студенты уже на 2-3 курсе начинают работать официантами, барменами, на ресепшн и т. д. Это даст основания ожидать, что по окончании вуза они смогут приступить к работе с минимальной потребностью в доу чивании на производстве.
Мы стараемся привить нашим студентам навыки в сфере гостеприимства, знание английского (и дру гих языков), у ме-ние обучать и развивать подчиненных, коммуникативные навыки. Кроме того, умение составлять бюджет, сокращать расходы не в у щерб качеству , правильно определять складской запас и т. д.
Именно для этого РМАТ обучает студентов по программам УАТЕЬ (Франция), 8еггатас1гот (Италия) и по другим международным программам со стажировкой за ру бежом.
Л. В. КУРИЛО
ТУРИСТИ КА
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УДК 338.48-53:379.822
Выявлены проблемы экскурсионно-познавательного туризма в Московской области Определены тенденции кришеного периода российского туризма. Перечислены стратегии развития туристской отрасли.
Ключевые слова', турчім, туристские услуги, стратегия развития, экскурсионно-познавательный туризм, музейное дело, квалифицированные кадры.
Sghtseangtourism problems of the Moscow Region arere/ealed. Tendencies of thecrisisperiodin Russian tourism are identified. Tourism de/el opment strategies are listed.
Key words tourism, tourist services, development strategy, sightseeing tourism, museum business, qualified personnel.
Первый шок после кризиса прошел. На нескольких крупных туристских форумах, прошедших в России в 2009-2010 гг., участники озвучили статистические данные, обменялись опытом работы в новых бизнес-условиях, обсудили стратегии в будущем. Все согласны в одном: кризис дает российскому туризму шанс выйти на новый качественный уровень. Но эта возможность будет упущена, если рыночные условия останутся прежними.
В Московской области туристский потенциал сильно недоиспользован, в то время как регионов с культурно-позна-вательным потенциалом предостаточно. Уникальные природные и культурные ресурсы часто пропадают впусту ю.
Специалисты консалтинговой практики «Туризм и гостеприимство» компании Strategy Partners провели исследование и выявили следу ющие тенденции кризисного периода российского туризма:
• повышение интереса россиян к внутренним маршрутам;
• увеличение количества отпусков за счет дробления: интерес к культурно-
познавательным, экологическим, СПА и другим турам;
• смещение от организованного к самостоятельному туризму;
• снижение комиссионного вознаграждения туроператоров;
• вертикальная интеграция капиталов туристских предприятий (модель: технологическая цепочка обслуживания) для повышения устойчивости на рынке;
• изменение модели прибыли на туристском рынке;
• увеличение электронных продаж.
Исследование экскурсионно-познава-
тельного туризма в Московской области выявило следулощие проблемы:
• Низкий уровень бюджетных расходов на продвижение регионов Московской области.
• Транспортная труд но доступность некоторых региональных туристских центров и низкий сервис.
• Недостаток гостиничной и развлекательной материальной базы.
• Высокая стоимость транспортных услу г и услуг размещения.
ВЕСТНИКРМЛТ’з* 2011 I■■НННННВ
♦ Дефицит квалифицированных кадров в сфере туризма и гостеприимства.
♦ Несовершенство российского законодательства. не способствующего привлечению в туризм частных инвестиций.
♦ Как результат: отсутствие предпринимательской среды, необходимой для развития туристской отрасли.
♦ Кризис менеджерских способностей региональных управленцев — причина нехватки финансирования туристских проектов.
Все эти проблемы были, конечно, и до кризиса, но он особо остро их обозначил, поставив туристскую отрасль на грань выживания. Сейчас есть шанс новых идей и стратегий.
□ I. Развитие имиджа и инвестиционной привлекательности регионов Московской области. Бренд - не только внешняя атрибутика. это реальная оценка собственных возможностей и сравнительный анализ территорий конку рентов. Правильная позиция: «нам нужен сильный бренд, чтобы все к нам поехали» - будет эффективнее работать при четко и коротко сформулированных нескольких основных приоритетах. А их нужно определить, например: развитие региона как ту ристского центра; закрепление за главой региона имиджа новатора в вопросах организации спортивно-оздоровительных мероприятий: акцент на выставочную деятельность с целью привлечения спонсоров и бизнес-ту ристов.
□ 2.Движение навстречу государственных органов и туристского бизнеса. Правительством рассматривается широкий спектр мер по господдержке отечественной туриндустрии. Принципиально важным отправным пунктом в комплексном развитии отечественной туриндустрии
стало утверждение Правительством России (распоряжение от 19 июля 2010 г. № 1230-р) Концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2010-2016 годы)». Положительные изменения в сфере туризма происходят и в Московской области. Но шаг навстречу должен сделать и сам бизнес. Особенно в вопросах ценовой политики на транспортные и гостиничные услуги.
□ 3.Продажа полного турпакета на сайтах. Мировые лидеры интернет-тор-говли в туризме предлагают клиентам полный набор услуг, позволяя решить все проблемы на одном сайте. Сайты же российских компаний - пока только поиск и бронирование гостиниц и проездных билетов.
□ 4. Стремление не только найти, но и сохранить доходы и клиента. Нынешний кризис насту пил еще в 2008 г., когда резко упали потоки туристов и экскурсантов. Ситуация заставила вновь обратить внимание на ценовую политику отечественных туристских предприятий, невыгодно отличающулося от зару бежных предложений. Если ситуацию не изменить, если не взгляну ть на предлагаемый внутренний продукт и услуги реально, если не включить свежие, новые идеи (возможно, с анимацией во всем) и квалифицированный, энергичный персонал, то ту рист просто выберет более интересные и более дешевые направления.
□ 5. Подготовка квалифицированных кадров в соответствии с требованиями современного рынка. Ту ристский рынок продолжает испытывать острый дефицит в квалифицированных кадрах. По данным РСТ, возрастная структура работников.
ТУРИСТИКЛ
занятых в гостиничном секторе Москвы и Московской области, такова: 19 % - до 29 лет. 22 % - между 29 и 39 годами. 59 % персонала - старше 39 лет. Еще сложнее ситуация в музейной деятельности и экскурсионном бизнесе. Катастрофически не хватает гидов, сопровождающих групп (турлидеров), инструкторов, тураниматоров. И это в то время, когда клиент обратил свое внимание на внутренние направления!
Российская международная академия туризма - старейшее высшее учебное заведение страны, более 40 лет осу ществ-ляющее профессиональную подготовку туристских кадров, предлагает программы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации туристско-экскурсионных кадров, в которых прекрасно сочетаются традиционное классическое образование и инновационные подходы современности.
□ 6. Внедрение новых технологий в обслуживание туристов и экскурсантов. Реконструкция материально-технической, сервисной, экскурсионной и анимационной базы туризма в Московской области затрагивает в основном наиболее притягательные историко-культурные центры. На многих территориях Московской области туризм рассматривают в качестве прибыльной отрасли регионального хозяйства. Однако общий спад экономического развития и кризисное состояние местной социокульту рной сферы не дают возможности внедрения масштабных и амбициозных проектов, хотя на некоторых туристских территориях туристско-рекреационная инфрастру кту ра неуклонно продолжала обновляться.
Привлекательность многих подмосковных территорий становится очевидной по мере повышения ценности таких разно-
видностей туризма, как провинциальный (деревенский), активный, оздоровительный, конный, экстремальный, но особенно - культу рно-познавательный, экскурсионный, событийный.
Во многих подмосковных городах органы власти и местные предприниматели стремятся найти культурно-рекреационные ресурсы, способные привлечь как отечественных, так и зару бежных туристов. Исследования показали, что часто новые туристские программы включают широкий спектр услуг проживания, питания. экскурсионного обслуживания, развлечений.
Проявляют высоку ю активность в адаптации к изменившимся условиям и музейные работники Московской области.
Освоение современных принципов музейной деятельности ведется сразу по многим направлениям: отрабатываются новые виды сервиса, обновляются различные виды экскурсионного обслуживания, расширяются услуги, связанные с продажей в музеях товаров ку льту рного назначения. Нередко трансформирулотся содержательные ориентиры деятельности музеев за счет освоения новых целей и тем экспозиционной работы, раскрытия разных точек зрения на одно и то же историческое явление, на деятельность известных писателей, художников, поэтов. Трансформируя содержательную сущность своей деятельности, работники музеев сталкиваются с трудностью синтеза прошлых и современных духовных ценностей.
В новых у словиях музеи пересматривают формы своей деятельности, чтобы приблизить их к познавательным потребностям людей, удовлетворяя досуговые запросы Например, многие музеи, откликаясь на интерес посетителей к прошлому7, а также к загадочным случаям из
ВЕСТНИКРМЛТ'з* 2011
жизни исторических персонажей, нередко проводят экскурсии в одежде былых времен, привлекают в событийные программы профессиональных актеров, каскадеров. фольклорные ансамбли, команды аниматоров.
С особой остротой идеи полноты, жизненности и достоверности встают перед крупными музейными комплексами дворянско-усадебного типа на заповедных территориях. В последние 10-15 лет проблемы интеграции этих музейных комплексов в современную жизнь активно обсуждаются теоретиками культуры и специалистами му зейного дела. В советский период доминировала концепция. что усадебные музейно-исторические комплексы должны оставаться неприкосновенными, в том виде, в каком они пребывали на момент смерти их хозяев. Основными видами деятельности были экскурсионная работа, культурное просвещение, научная деятельность и охрана памятников культуры и искусства. Подлинность внутренних покоев, функциональная адекватность вещей и предметов, связанных с хозяевами усадеб, во многих музеях достигалась действительно поразительная.
Но эту подлинность невозможно сохранить по отношению к тому', что оставалось за стенами музейных комнат: природе, культурному ландшафту. Если интерьер жилых комнат можно оживлять образами хозяев, известных фигур в отечественной культуре (здесь важна опора на уникальные личные вещи, книги, творчество), то это труднее делать с функциональными усадебными пространствами — помещением, где жила прислуга, хозяйственными постройками и др. Эти функциональные помещения в музейном пространстве выглядят слишком безжизненно, стерильно. Туристы
же олицетворяют собой совершенно иную эпоху, иные разнообразные потребности. Как совместить в музейном пространстве эти разные пласты исторической практики?
Во второй половине 90-х годов XX в. среди специалистов стала обсуждаться проблема восстановления музейно-усадебного комплекса как живого организма с целым рядом культурно-просветительных, сервисных, практических фу нкций. Поскольку самих хозяев в усадьбу возвратить невозможно, следует оживить деятельность музейного комплекса другими способами. Например, можно предметно продемонстрировать, каким образом на данной территории развивались хозяйственные занятия. Поэтому в конюшне должны быть живые лошади, в са-ду - ульи с пчелами и др. Или показывать посетителям в действии ремесленные и промысловые занятия, су ществовавшие когда-то в окрестностях.
Кроме того, музеи-усадьбы должны обрести больше прав в своей культурно-просветительской, воспитательной деятельности (особенно по отношению к подрастающим поколениям), а также расширить сервисные функции усадеб-музеев. в частности, иметь возможность осу ществлять прямые связи с туристскими агентствами в городах России и зарубежных странах. Культурно-производственные туристские направления работы станут, естественно, дополнительными по отношению к основному' виду музейной деятельности.
Конечно, подобные новшества в деятельности музейных комплексов должны проектироваться и внедряться осторожно, с тем чтобы не повредить сохранность культурного наследия конкретных усадеб. Здесь опасно увлечься массовым спросом и превратить музейную террито-
туристкл
рию в развлекательный комплекс, зарабатывающий деньги. Поэтом\’ в оживлении деятельности музеев усадебного типа должно превалировать чувство меры.
Ядро музейной территории - основная экспозиция, состоящая из подлинных предметов и вещей - должна сохраняться в наибольшей приближенности к прошлому, без неоправданных вторжений современных реалий. Но на некотором территориальном отдалении могут вводиться элементы живой практики, которые были характерны и для прошлой жизни. За пределами усадебного комплекса, там, где осуществляется повседневное обслуживание посетителей, должны быть расположены многочисленные сервисные центры современного типа (точки питания, гостиницы и т. д.). Именно здесь уместно стилизованное обращение к старине, к художественным образам прошлой культуры и развлекательные виды отдыха.
В сложившейся культурно-туристской инфраструктуре Московской области восстанавливается музейное обслуживание туристских потоков, что влечет за собой рост доли сервисных элементов в работе музеев. В этом случае музейная
деятельность органично встраивается в обновленну ю туристскую индустрию, выступая ее важным звеном. Например, в сезоне 2010 г. особый всплеск спроса был вызван ночными музейными программами.
Важная задача в развитии отечественных музеев - новые направления работы, а также дополнительные виды деятельности. Инновационные прорывы работники музеев чаще всего связывают со следующими направлениями:
• Преодоление ограниченности привычных видов экспозиционной работы, возрождение идеи «живого музея»; в этом случае основная экспозиция (документы, мемориальные предметы и др.) дополняются конкретными формами живой активности (например, художественным творчеством, музыкой), воссоздающими реалии ушедшей эпохи.
• Комплексные подходы к восстановлению исторических форм общественной жизни с той мерой полноты и целостности, которую позволяют сделать современные реалии.
• Умножение сервисных аспектов работы музея.