Научная статья на тему 'Стратегии развития банковского рынка (на примере оао АКБ «Росбанк»)'

Стратегии развития банковского рынка (на примере оао АКБ «Росбанк») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслов Константин Владимирович

This state is devoted to banking sector development in Russia. The main tend in banking sector development is the increased competition in virtually all areas of banking. The main idea of this text is describing of actual problems and stratagies in banking sector development. I hope this state will give the reader a batter idea of patterns of banking sector as well as of the conditions and major factors that affects to banking sratagy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития банковского рынка (на примере оао АКБ «Росбанк»)»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 4. С. 44-46. © К.В. Маслов, 2007

УДК 336.719

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЫНКА (на примере ОАО АКБ «РОСБАНК»)

К.В. Маслов

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

This state is devoted to banking sector development in Russia. The main tend in banking sector development is the increased competition in virtually all areas of banking. The main idea of this text is describing of actual problems and stratagies in banking sector development. I hope this state will give the reader a batter idea of patterns of banking sector as well as of the conditions and major factors that affects to banking sratagy.

Важным этапом стратегического управления любой организации, в том числе и банковской, является анализ ее внешней и внутренней среды. Это позволяет выявить основные проблемы и рыночные тенденции, на основе которых можно сформировать стратегию организации, адекватную рыночной конъюнктуре.

При проведении исследования рынка банковской сферы были выявлены следующие проблемы.

1) Проблема капитализации банков.

Собственные средства банков, составившие к началу 2007 г. 1,24 трлн рублей, увеличились на 31 % и достигли 5,7 % от ВВП. Тем не менее именно недостаточная капитализация банковской системы является самой большой проблемой и остается одним из важных ограничительных факторов. Банкам не хватает накапливаемой прибыли, чтобы соответствовать темпам роста активов. Темпы роста кредитов значительно превышают динамику объемов депозитов. Это обстоятельство все острее ставит перед банками задачу поиска новых значимых источников капитала.

2500

632

432

235 224 216 199

(U

ю

0)

ю

О

■fr

ц

>

ю

о

о

Û_

I

254

81

43

(U

ID

CL

0)

ю

о

33

■fr

30 27 25

20

С

ц

>

ю

о

о

Û_

I

- банки, контролируемые государством

- частные банки

Крупнейшие банки по активам по состоянию на 1 января 2007 г. (млрд руб.)

Крупнейшие банки по собственному капиталу по состоянию на 1 января 2007 г. (млрд руб.)

Источник: Агентство РБК. Банк России.

Как видно из графиков, сегодня в банковском секторе наиболее прочные позиции занимают кредитные организации, контролируемые государством. Частные банки в настоящее время значительно уступают им, в том числе и по объему активно-пассивных операций.

2) Проблема сокращения банковской маржи в сфере корпоративного кредитования и депозитов.

Постоянно обостряется ценовая конкуренция, уже приведшая к сильному снижению процентных ставок по корпоративным кредитам при сохранении довольно высоких ставок по вкладам частных лиц и рыночным заимствованиям.

Сегодня работа с депозитами носит вторичный характер. Это самый дорогой вид пассивов. Гораздо дешевле занимать на внешнем рынке, выпуская облигации, используя различные схемы структурного финансирования. Деньги физических лиц, с точки зрения процентов, обслуживания и рисков, самые тяжелые деньги. Во-первых, здесь самая высокая процентная ставка, во-вторых, большие затраты на поддержание сети, в-третьих, это фактически деньги до востребования. В любой момент люди могут забрать деньги из банка, который создает некую подушку ликвидности, с помощью которой можно хорошо диверсифицировать свои источники пассивов. Депозитный бизнес выполняет, скорее, социальную функцию.

3) Проблемы, связанные со вступлением в 2007 г. во ВТО.

На российский банковский рынок войдут более конкурентоспособные западные кредитные организации. Финансовый потенциал иностранных банков в десятки и даже сотни раз больше, чем потенциал российских банков. Стоит заметить, что российские банки обладают знанием специфики российского бизнеса, длительными связями, давними личностными контактами. При определенной поддержке государства у российских банков есть возможность нормально конкурировать с иностранными коллегами.

На основе выявленных проблем мною были сформулированы следующие стратегии развития для ОАО АКБ «РОСБАНК»:

1) Стратегия увеличения капитализации банка, уровня достаточности собственных средств:

• с помощью вывода акций банка на публичный рынок в текущей перспективе,

• поглощение других банков.

В конце 2003 г. основной акционер банка -группа «Интеррос» - приобрел группу банков «Сибирское общество взаимного кредита», обладавшую второй по размеру региональной се-

тью, уступавшей лишь Сберегательному банку РФ, с целью последующего объединения с ОАО АКБ «РОСБАНК». В конце 2005 г. ОАО АКБ «РОСБАНК» выкупил у группы «Интеррос» акции банков «Сибирское общество взаимного кредита», став по отношению к ним материнской компанией. Имеет смысл продолжать стратегию по расширению и оптимизации географии сети, концентрируясь на присутствии в наиболее крупных финансовых и промышленных центрах России.

2) Смещение акцентов в пользу развития обеспеченного кредитования, т. е. автокредитования и ипотеки, где уровень банковских рисков значительно ниже.

Люди начинают с потребительского кредитования в магазинах, потом берут более сложные кредиты, например автокредиты, и в итоге приходят к ипотеке. В России эти фазы как бы спрессованы: два года бурного кредитования в магазинах, сейчас в фазу острой конкуренции входит автокредитование, и через год-полтора такая же ситуация сложится с ипотекой.

В настоящее время ОАО АКБ «РОСБАНК» делает акцент не на потребительском кредитовании в магазинах, а на автокредитовании. Торговая сеть, с которой банк намерен заключить договор, указывает, какая должна быть процентная ставка по кредиту и сколько процентов из обратившихся гарантированно получат кредит. В случае нарушения этих условий торговая сеть требует от банка серьезные штрафы. Такие ограничения многократно увеличивают риски возникновения просроченных кредитов. ОАО АКБ «РОСБАНК» в 2006 г. решил не участвовать в тендерах, которые проводили крупные торговые сети, и сосредоточился на автокредитовании. В результате больше половины выданных кредитов - автокредиты, а ОАО АКБ «РОСБАНК» имеет долю в 17 % рынка и первое место по России.

В ближайшей перспективе ожидается бурное развитие ипотечного кредитования. Нынешняя ситуация в России, когда 95 % жилья покупается за наличные, долго существовать не может. Ведь наличность трудно скопить. Для сравнения: на американском и европейском рынке более 70-95 % жилья покупается в кредит, по ипотеке.

3) Стратегия роста нерезидентского капитала в российских банках (допускается 100%-ое иностранное участие в капитале).

Пути развития через филиалы в России у западных банков нет и, по всей видимости, не будет, поэтому, если они заинтересованы в работе здесь, им надо искать плацдармы и выхо-

дить на рынок через покупку местных банков. Доля нерезидентов в совокупном уставном капитале российских банков к 1 января 2007 г. достигла 15 %. Сейчас в РФ действует 148 банков с иностранным капиталом, из них 13 с долей от 50 до 100 %, и 50 кредитных учреждений со 100%-ым участием. Западным инвесторам принадлежит 11,5 % активов и 12,6 % банковского капитала в России. При этом на иностранные банки приходится до 40 % всех кредитных услуг, оказываемых в нашей стране.

ОАО АКБ «РОСБАНК» планирует продажу 51 % акций французской кредитной организации Societe Generale к 2008 г.

Российские банки становятся все более привлекательным товаром для иностранных инвесторов. Это хорошо для потребителей и не очень выгодно существующим игрокам банковской сферы.

4) Стратегия диверсификации бизнеса, создание унифицированного продуктового ряда.

Актуален отход ОАО АКБ «РОСБАНК» от своего традиционно развивающегося банковского бизнеса - корпоративного кредитования и смещение акцентов в пользу розничного кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса. Это стратегия выбрана банком в целях реализации политики риск-менеджмента (для диверсификации банковских рисков) и в целях повышения конкурентоспособности ОАО АКБ «РОСБАНК» путем предложения клиентам банка универсального пакета банковских услуг.

В заключение необходимо подчеркнуть важность осуществления организациями, в том числе и банковскими, стратегического управления: постоянного мониторинга внешней и внутренней среды организации с целью разработки и корректировки стратегии адекватно рыночным тенденциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.