Научная статья на тему 'Стратегии повышения здоровья студенческой молодежи в современной России'

Стратегии повышения здоровья студенческой молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
202
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES WILL / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / SPIRITUAL CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горяинова Н.С.

В данной статье актуализируется проблема укрепления здоровья российской студенческой молодежи и анализируются различные технологии, направленные на поддержание физического и духовного самочувствия студентов, среди которых особо пристальное внимание уделяется физкультурно-спортивным.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горяинова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is updated health promotion Russian college students and analyzed the various technologies aimed at maintaining the physical and spiritual well-being of students, including special attention is paid to physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Стратегии повышения здоровья студенческой молодежи в современной России»

Н. С. Горяинова

СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

В данной статье актуализируется проблема укрепления здоровья российской студенческой молодежи и анализируются различные технологии, направленные на поддержание физического и духовного самочувствия студентов, среди которых особо пристальное внимание уделяется физкультурно-спортивным.

Ключевые слова

Молодежь, студенческая молодежь, физическая культура и спорт, здоровье, здо-ровьесберегающие технологии, высшее учебное заведение, духовный кризис.

N. S. Goryainova

STRATEGIES FOR IMPROVING THE HEALTH OF STUDENTS

IN MODERN RUSSIA

Annotation

In this article is updated health promotion Russian college students and analyzed the various technologies aimed at maintaining the physical and spiritual well-being of students, including special attention is paid to physical culture and sports.

Keywords

Youth, students, physical culture and sports, health, technologies will, higher education institution, spiritual crisis.

2015 № 1 (49) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Значительные изменения в социальной реальности современной России вызвали повышенное внимание к социальной роли молодежи и ее ценностям, жизненным стратегиям, мировоззренческим установкам, стилевым привычкам. Социальная значимость молодежи как актора социальных изменений и активного субъекта социальных отношений повышается во всем мире, но в России повышенное внимание к данной социальной группе сочетается с многочисленными проблемами в области становления ее субъектности как в профессиональном плане, так и в личностном. Речь идет, прежде всего, о значительных сложностях в области реализации молодежью ее жизненных стратегий в образовательной и профессиональной сфере, которые формируются в результате ограничений социальной мобильности, вызванных значительным социальным расслоением в российском обществе.

У многих молодых россиян формируется ощущение отсутствия жизненных перспектив и их улучшения в создавшейся ситуации неравенства доступа к ключевым ресурсам, определяющим важные этапы жизненного пути — качественному образованию и эффективному трудоустройству. В этих условиях формируются повышенные риски снижения социального самочувствия молодежи, а поскольку от уровня ее здоровья и жизненного тонуса зависит будущее общества, крайне актуальной становится проблема безопасности молодежи как в духовном, так и физическом плане.

Молодежь по праву выступает ключевым ресурсом воспроизводства общества в самых различных составляющих данного процесса: демографическом, культурном, духовном, экономическом и т. д. Следовательно, ее нельзя рассматривать иначе как основой безопасности общества, которая неминуемо погибнет, если молодежь сама станет

источником небезопасного функционирования социума. Безопасность, как известно, представляет собой комплексное явление, охватывающее «важнейшие сферы жизни государства и общества, связанные между собой отношениями взаимовлияния и взаиморазвития», что обуславливает, по мнению А. В. Верещагиной и С. И. Самыгина, применение такого термина, как «социальная безопасность», с помощью которого следует изучать проблемы безопасности личности, общества и государства [1, с. 116].

С этой точки зрения безопасность молодежи можно рассматривать как способ жизнедеятельности молодежи, обеспечивающий устойчивое развитие ее духовного и физического потенциала, возможности ее жизненной самореализации как основы сохранения и воспроизводства общества. Безусловно, для любого общества основным ресурсом самовоспроизводства выступает молодежь, и в этом отношении внушают серьезные опасения за будущее России показатели снижения доли молодых россиян в структуре населения российского государства, которые фиксируются с 2004 г., и эта тенденция, как пишут социологи, обещает быть долговременной, в результате чего к 2021 г. численность молодежи в возрасте 14-30 лет в составе населения России может сократиться на 13 млн человек по сравнению с 2008 г. [2, с. 11].

Лишь 15,7 % российской молодежи, по данным ИС РАН, регулярно занимаются спортом [2, с. 202-203], что говорит о кризисе культуры самосохра-нительного поведения в молодежной среде современной России. Об этом свидетельствуют также показатели роста наркотизации и алкоголизации молодежи, данные о высоком уровне суицидов среди молодежи, что говорит в целом о снижении социального здоровья российской молодежи и глубокой эрозии всей социализационной системы

российского общества, не способной к воспитанию духовно и физически здоровой личности.

Мы склонны признать правомерной точку зрения, что в современной России рост разнообразных социальных рисков, связанных с дегуманизацией общества, распространением в нем агрессии, жестокости, нетерпимости, является отражением духовного кризиса общества [3, с. 13-16], и опасность данной ситуации заключается, прежде всего, в том, что духовно нездоровое общество воспроизводит столь же неблагополучное в духовном отношении молодое поколение.

Жизнь студенческой молодежи как части российской молодежи в целом подвержена тем же рискам дегуманизации, ухудшения социального самочувствия и физического здоровья. Вообще, как пишет Г. А. Ивахненко, во всех страх современного мира в отношении здоровья студенты выделяются в категорию повышенного риска по той причине, что сложно найти баланс между необходимостью оптимизации деятельности вуза с целью сохранения здоровья студентов и параллельной интенсификацией учебного процесса с целью повышения качества профессиональной подготовки и высокого уровня готовности к профессиональной деятельности [4].

Ею также отмечается, что, если проблема здоровья детей и подростков, условий его формирования и нарушения достаточно основательно проработана в отечественной социологии, то здоровье студенческой молодежи не столь активно изучается российскими учеными, хотя ряд серьезных работ в этом направлении все же имеется, и в частности активно данное предметное пространство осваивает Н. Х. Гафиатулина [5].

Таким образом, совершенно ясно, что важность и недостаточная изученность проблемы здоровья студенческой молодежи предполагает необходимость глубокой ее теоретической концептуа-

лизации и поиска путей повышения ценности здоровья в молодежкой студенческой среде современной России как основы формирования ее здоро-вьесберегающих стратегий.

В данной статье мы стремимся выявить потенциал физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий в повышении здоровья российской студенческой молодежи, хотя эти технологии выступают лишь одним из структурных элементов системы здоровьесбе-регающих технологий, в которую ученые включают также медико-гигиенические, экологические, образовательные, организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные, лечебно-оздоровительные, социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии, а также технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности [6, с. 75].

Физкультурно-оздоровительные и спортивные технологии, конечно же, относятся к важнейшим из здоровьесбе-регающих технологий, применяемых с целью укрепления здоровья студентов в высших учебных заведениях. Именно учебные заведения в силу своих организационных возможностей, по словам И. Н. Трофимовой, обладают значительным потенциалом привлечения молодежи к занятиям спортом, что и обусловливает ситуацию, при которой основную долю молодежи, занимающейся спортом, составляет учащаяся молодежь [6]. В связи с этим учебное заведение, по мнению указанного автора, по определению является средой формирования целостного представления о здоровом образе жизни, но в современной России этот физкультурно-спортивный потенциал учебных заведений используется не полностью по ряду причин организационного, методического, инфраструктурного, кадрового характера.

Важнейшая роль физической культуры и спорта в формировании социального самочувствия и здоровья, в

повышении жизненного тонуса и формировании культуры самосохранитель-ного поведения признается всеми, в том числе органами государственной и региональной власти, показателем деятельности которой в том числе выступает состояние физической культуры и спорта [7]. В социальной организации и социальной регуляции государство играет определяющую роль [8], поэтому на государственном уровне должно присутствовать четкое понимание роли физической культуры и спорта во всестороннем развитии личности студента, которая, по мнению Г. А. Ивахненко, проявляется по трем ключевым направлениям: во-первых, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья студентов, эффективное приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков; во-вторых, приобщая студентов к систематическим зачатиям спортом, физическими упражнениями, к активному участию в спортивной жизни вуза; в-третьих, содействуя развитию социальной активности, духовного мира студента, его нравственных и этических качеств [4].

Хорошо известно, что физическая культура и спорт способны значительно изменить жизнь человека, наполнив ее активностью, высоким жизненным тонусом, значимыми целями и стремлением к достижению спортивных высот. Речь идет не только и не столько о профессиональном спорте, который зачастую оказывает диаметрально противоположное воздействие на человека, особенно в современную эпоху коммерциализации и дегуманизации спорта высших достижений, сколько о массовом спорте, ориентирующем на духовное и телесное совершенствование и поддержание высокого жизненного тонуса, хорошего самочувствия и здоровья. Именно массовый спорт выступает значимым агентом социализации молодежи, поскольку спортивные занятия формируют определенный стиль жизни с прису-

щими спорту ценностями здорового образа жизни, стремлением к преодолению трудностей и формированию силы воли.

Занятия спортом несовместимы с такими стилевыми привычками, как курение, употребление спиртного, наркотиков и других приносящих вред здоровью препаратов и веществ. В спорте человек учится быть дисциплинированным, сильным, целеустремленным, коммуникативным (особенно, если речь идет о командных видах спорта), волевым, собранным, организованным, ответственным. В связи с этим возникает масса вопросов к тем, кто сегодня несет ответственность за разрушение в России системы спортивного физического и воспитания молодежи, которая в советском обществе была обязательным и важнейшим элементом воспитания и обучения молодежи и ее эффективной социализации в целом.

Только в спорте человек может постараться преодолеть предельные возможности своей телесности [9] и выйти на более высокий уровень физического и духовного совершенствования. Насколько актуально это звучит сегодня, можно судить по крайне негативным показателям духовного и физического развития российской молодежи, физическое и психическое здоровье которой снижается стремительными темпами, о чем говорят данные об уровне смертности среди молодых россиян, в том числе от ДТП и самоубийств, алкогольных отравлений, наркотиков и других предотвратимых причин [10], что позволяет сделать вывод не только о низкой ценности здоровья в молодежной среде российского общества, но и о низкой ценности жизни среди российской молодежи, в значительном количестве гибнущей от стилевых привычек, предотвратимых причин. С учетом того что спорт формирует стремление к активной, здоровой, наполненной спортивными удовольствиями и эмоциями

жизни, недооценивать его потенциал, в том числе в процессе организации учебного процесса в высших учебных заведениях, недопустимо.

Парадоксально, что низкая ценность жизни в России (страна занимает верхние строчки в мировых рейтингах по ДТП, абортам, смертности от предотвратимых причин и т. д.) сочетается с высокой мечтой о здоровье у россиян, которые, как показали результаты исследования Института социологии РАН, поставили ее в тройку важнейших мечтаний (33 %) [11]. На региональном уровне ситуация очень похожая [12], что заставляет задуматься о специфике отношения к здоровью в России, которое характеризуется противоречивым сочетанием стремления к здоровью и отсутствием желания что-либо делать в этом направлении, поскольку, как показывают результаты социологических опросов, основная масса россиян спортом не занимаются вообще, а среди тех, кто им занимается, представлены в основном люди с высшим образованием в возрасте от 18-35 лет [13].

Физическая культура и спорт как важные технологии из числа здоро-вьесберегающих позволяют студентам более эффективно интегрироваться в образовательное пространство вуза и впоследствии — в социальное пространство общества, занять в нем желаемые позиции, так как, как уже было обозначено выше, спорт формирует такие качества личности, как целеустремленность, стремление к победе, достижение поставленной цели, дисциплинированность, ответственность, коммуникабельность.

Эти качества необходимы человеку для успешной жизненной самореализации как в профессиональной, так и семейной сфере, что обусловливает необходимость комплексного подхода к развитию студенчества, в котором здо-ровьесберегающим технологиям и в частности физической культуре и спор-

ту будет отведено значимое место. Чтобы это стало реальностью, необходимо изменить отношение к физической культуре и спорту на уровне всего российского общества, которое из общества с высокой спортивной культурой превратилось в общество, крайне низко оценивающее ценность спорта в развитии личности, и способствовало этому, конечно же, разрушение спортивной инфраструктуры и спортивного воспитания в годы постсоветских преобразований.

Имеющиеся на данный момент в российском обществе спортивные сооружения отличаются как малочисленностью, так и низким качеством. Их неудовлетворительное состояние по техническим и санитарно-гигиеническим показателям не способствует росту желающих среди молодежи вступить в ряды спортивной молодежи. Об этом говорят эмпирические данные, в которых фиксируется недовольство россиян состоянием спортивной инфраструктуры в стране в целом и в регионе их проживания в частности для развития детского и юношеского спорта [14].

Итак, в России спорт перестал быть базовой ценностью, то есть он не носит больше, как в советский период, характер всеобщей ценности, когда со спортом ассоциировался стиль жизни, и с ним человек шагал по жизни, реализуя себя в самых различных областях социальной жизни. Сегодня само общество провоцирует молодежь относиться к спорту как малозначимой стороне жизни в погоне за успехом, прежде всего материальным, что отражается на снижении ценности спортивной подготовки и спортивного воспитания в дошкольных, школьных и других учебных заведениях, в которых социализирующая сущность спорта забыта, искоренена, и в результате, покидая школьную скамью, молодежь приходит в вузы с массой приобретенных заболеваний и без готовности к восстановлению здоровья

посредством физкультурных и спортивных занятий, воспринимая этот вид учебной деятельности как малозначимый, поскольку ранее не была сформирована установка на высокую ценность здоровья и спорта как механизма его поддержания.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что спорт необходимо вернуть в систему воспитания молодежи, сделав его важнейшим элементом социализации молодых поколений россиян в семье, школе, чтобы спортивное воспитание студентов в вузе стало логическим продолжением начатого на предшествующих этапах социализации приобщения к физической культуре и спорту как основе формирования духовно и физически здоровой личности.

Библиографический список

1. Самыгин, С. И., Верещагина, А. В. Семья и социальная безопасность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 2. — С. 116.

2. Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. — 2-е изд., доп. и исправл. — М. : Институт социологии РАН, 2010.

3. Верещагина, А. В., Самыгин, С. И. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2011. — № 1 (2). — С. 13-16.

4. Ивахненко, Г. А. Здоровьесбере-гающие технологии в российских вузах [Электронный ресурс] // Вестник Института социологии. — 2012. — № 6. — Режим доступа :

isras.ru/files/File/Vestnik_2013_6/Ivachne nko.pdf.

5. Гафиатулина, Н. Х. Интегра-тивная модель социального здоровья студенческой молодежи: теоретико-методологическое обоснование исследования [Электронный ресурс] // Инже-

нерный Вестник Дона. — 2014. — № 1.

— Режим доступа : http://ivdon.ru/ ша§а-zine/archive/n1y2014 ; Гафиатулина, Н. Х. Социальное здоровье студенческой молодежи в гендерном измерении // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. — 2014. — Вып. 1 (17) ; Гафиатулина, Н. Х. Социальное здоровье студенческой молодежи как индикатор социокультурной интеграции // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 11.

6. Трофимова, И. Н. Молодежь группы риска и спорт // Социологическая наука и социальная практика. — 2013. — № 2.

7. Якубов, Ю. Д. Критерии эффективности региональной физкультурно-спортивной политики // Власть. — 2014.

— № 4.

8. Бандурин, А. П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное. — М. : Социально-гуманитарные знания, 2005. — С. 219.

9. Барабанова, В. Б. Человек в контексте современного спорта // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 2.

10. Социальный портрет молодежи Российской Федерации // Аналитический доклад. — М., 2011. — С. 8.

11. О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. — М. : ИС РАН, 2012. — С. 12.

12. Волков, Ю. Г., Барбашин, М. Ю., Барков Ф. А., Верещагина А. В., Посухо-ва О. Ю., Сериков А. В., Черноус В. В. О чём мечтают россияне и жители Ростовской области: сравнительный анализ // Россия реформирующаяся. Вып. 11 / отв. ред. М. К. Горшков. — М. : Новый хронограф, 2012. — С. 337-367.

13. Спорт в жизни россиян // Доминанты. — 23.06.2011. — № 25. — С. 26, 27.

14. Кирсанов, В. Е. Спорт как институт социализации молодежи // Власть. — 2008. — № 10. — С. 89.

Bibliographic list

1. Samygin, S. I. Vereshchagin, V. A. Family and social security // GU-human, socio-economic and social Sciences. — 2014. — № 2. — P. 116.

2. Gorshkov, M. K., sheregi, F. E. Youth of Russia: a sociological portrait. — 2-e ed. — M. : Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 2010.

3. Vereshchagin, V. A., Samygin, S. I. Spiritual security of Russia as basis of Russian statehood // Humanitarian, socioeconomic and social Sciences. — 2011. — № 1 (2). — P. 13-16.

4. Ivakhnenko, A. G. Zdorovenniy offering technologies in Russian universities [Electronic resource] // Bulletin of Institute of sociology. — 2012. — № 6. — Mode of access : http://www.vestnik.isras.ru/files/File/ Vestnik_2013_6/Ivachnenko.pdf.

5. Gatiatulina, N. H. Integrative model of social health of students: theoretical and methodological justification of the research [Electronic resource] // Run engineering journal of Don. — 2014. — № 1. — Mode of access : http://ivdon.ru/ maga-zine/archive/n1y2014 ; Gatiatulina, N. H. Social health of students in the gender dimension // Perm University Herald. Ser. Philosophy. Psychology. Sociology. — 2014. — Vol. 1 (17) ; Gatiatulina, N. H. Social health of the student of youth as an indicator of socio-

cultural integration // Socially-humanitarian knowledge. — 2013. — № 11.

6. Trofimova, I. N. Youth at risk and sport // Sociological science and social practice. — 2013. — № 2.

7. Yakubov, Y. D. Criteria of efficiency of regional sports policy // Power. — 2014. — № 4.

8. Bandurin, A. P. Social regulation: a rational and an irrational. — M. : Socio-humanitarian knowledge, 2005. — P. 219.

9. Barabanov, V. B. People in the context of modern sport // Fung-fundamental research. — 2009. — № 2.

10. Social portrait of youth in Russian Federation // Analytical report. — M., 2011. — P. 8.

11. Dream of the Russians (again thinking of sociologists). Analytical report. — M. : IP ran, 2012. — P. 12.

12. Volkov, Yu. G., Barbashin, M. Yu, F. A. Barkov, A. V. Vereshchagin, Posokhova O. Yu., A. Serikov, V., Chernous V. V. Dream of Russians and the inhabitants of Rostov region: a comparative analysis // Russian reforming. Vol. 11 / ed. by M. K. Gorshkov. — M. : New chronograph, 2012. — P. 337-367.

13. Activities in the life of Russians // Dominant. — 23.06.2011. — № 25. — P. 26, 27.

14. Kirsanov, V. E. Sport as in stitut socialization of the youth // Power. — 2008. — № 10. — P. 89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.