Научная статья на тему 'Стратегии поведения безработной молодежи в жизненном пространстве современной цивилизации'

Стратегии поведения безработной молодежи в жизненном пространстве современной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1021
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / БЕЗРАБОТНЫЙ / БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В ЖИЗНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дугаржапова А. Д.

Новым социальным явлением для российского общества является безработица молодежи. Она несет в себе огромные социально-экономические последствия, отражающиеся на самочувствии молодого поколения, его ценностях, поведении. Ставя и решая проблему молодежной безработицы, исследователи обращают внимание на необходимость ее изучения, поиска механизмов преодоления и выработки стратегий поведения в жизненном пространстве современной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Company restructuring as a factor of competitive recovery

Unemployment of youth is a new social phenomenon for the Russian society. It involves tremendous social and economic consequences influencing on values and behavior of young people. Stating and solving the problem of youth unemployment, the researchers pay attention to the necessity of its study and search for mechanisms of overcoming and development of behavior strategies in the vital space of the modern civilization.

Текст научной работы на тему «Стратегии поведения безработной молодежи в жизненном пространстве современной цивилизации»

А. Д. Дугаржапова

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ В ЖИЗНЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Работа представлена кафедрой философии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.

Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор М. Б. Лига

Новым социальным явлением для российского общества является безработица молодежи. Она несет в себе огромные социально-экономические последствия, отражающиеся на самочувствии молодого поколения, его ценностях, поведении. Ставя и решая проблему молодежной безработицы, исследователи обращают внимание на необходимость ее изучения, поиска механизмов преодоления и выработки стратегий поведения в жизненном пространстве современной цивилизации.

Unemployment of youth is a new social phenomenon for the Russian society. It involves tremendous social and economic consequences influencing on values and behavior of young people. Stating and solving the problem of youth unemployment, the researchers pay attention to the necessity of its study and search for mechanisms of overcoming and development of behavior strategies in the vital space of the modern civilization.

На протяжении всей жизни практически каждый человек попадает в ситуации, субъективно или объективно нарушающие привычный образ жизни, его нормальное социальное функционирование. Вследствие этого меняется восприятие окружающей действительности и переосмысливается положение в обществе. Одним из факторов, влияющих на жизнедеятельность личности, является потеря работы. Особенно остро ситуацию незанятости переживает молодежь в силу возрастных, социально-психологических, профессиональных особенностей.

В последние годы проблема молодежной безработицы стала объектом научного исследования экономистов, социологов, психологов, политологов и специалистов по социальной работе. Этот интерес продиктован, во-первых, тем, что благосостояние любого государства зависит прежде всего от количества молодых работающих граждан; во-вторых, безработная молодежь является нестабильной, потенциально криминогенной группой в обществе; в-третьих, молодые безработные - это социально незащищенные слои населения, требующие оказания им социальной помощи.

4 3

На наш взгляд, в возрастном аспекте молодежная безработица - это вид безработицы, включающий в себя лиц от 16 до 30 лет. Безработица молодежи возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания общеобразовательного заведения (если не удалось сразу поступить в вуз, ссуз или устроиться на работу) и после получения профессионального образования и службы в армии (если нет гарантированного направления на работу или если после службы в армии не удалось поступить куда-либо или устроиться на работу).

Стратегии поведения молодежи, оказавшейся без работы, могут быть разнообразными, но как считают многие ученые, в большинстве случаев эти стратегии носят деструктивный характер. Стратегии поведения безработной молодежи представляют собой совокупность поведенческих и когнитивных попыток справиться с возникшей трудной жизненной ситуацией - незанятостью1.

Отечественный исследователь А. Шва-ков, обращаясь к проблеме молодежной безработицы, под стратегией поведения понимает механизмы адаптации молодежи к новой ситуации; действия, поступки, которые индивид совершает для преодоления возникших проблем и достижения определенных целей. Исходя из такого понимания А. Шваков выделяет несколько стратегий: пассивная рефлексивно-запаздывающая, пассивная умеренно-приспособительная, активная позитивно-карьерная, активная позитивно-инструментальная, активная криминально-карьерная 2.

Представители пассивной рефлексивно-запаздывающей стратегии сохраняют старое ценностное сознание, они включаются в рыночные отношения, хотя в основе этого лежит только экономическая необходи -мость. Адаптация этой группы происходит на уровне приспособления, когда личность, усваивая новые нормы, готова следовать им на уровне публичного социального поведения, не воспринимая их внутренне. Возрастные границы этой группы - 27-29 лет.

Такая стратегия характерна для малых и нестабильных регионов, где возможности профессиональной мобильности ограничены ситуацией на рынке труда. В этой группе доминирует ориентация на функциональное содержание и условия труда.

Трудности молодежи, придерживающейся пассивной рефлексивно-запаздывающей стратегии, заключаются не в социально-психологических особенностях этой группы, а, скорее, в неадекватных условиях реализации потенциала этой группы из-за особенностей регионального рынка туда. В регионах с высокой интенсивностью развития частного сектора эта группа могла бы повысить свою мобильность за счет использования новых форм занятости. Создание традиционных рабочих мест, направленных на интеграцию этой группы молодежи в производство, явно не эффективно, для нее требуются принципиально новые рабочие места как в сфере обслуживания процесса производства, так и в сфере удовлетворения потребностей человека. Основная проблема этой группы заключается в ее профессиональной переподготов -ке вслед за изменениями на рынке труда. Для активизации этой группы необходима помощь в осознании неконкурентоспособности на рынке труда, преодолении стереотипов поиска в узкой сфере приложения собственных профессиональных знаний3.

К представителям пассивной умеренно-приспособительной стратегии относятся молодые люди до 18 лет и старше 25 лет. У молодежи до 18 лет воспроизводятся ценности родительской семьи, у второй группы наблюдается сохранение ценностей, сформированных в условиях административно-командной системы. Жизненная позиция этой группы не адаптирована к новым условиям, мышление носит професси-онально-ориентированный пассивный характер, констатирующий социальные проблемы. В профессиональном плане молодежь этой группы предпочитает государственный сектор экономики, стабильность заработка иногда в ущерб его размеру.

Стратегии поведения безработной молодежи в жизненном пространстве современной цивилизации

Молодые люди часто наследуют семейную профессию, образование в этой группе рассматривается как самоценность.

Сохранение устойчивых стереотипов в сфере труда в сознании молодых людей, предпочитающих пассивную умеренно-приспособительную стратегию, предопределяет сложность самостоятельного решения проблемы безработицы. Трудности, испытываемые этой группой молодежи при трудоустройстве, являются, как правило, не столько следствием внешних объективных условий, сколько результатом личностных проблем, социальной и профессиональной дезадаптации. Помощь молодежи этой группы должна быть направлена на преодоление стереотипного видения проблемы незанятости, на переосмысление и интери-оризацию новых ценностей. Содействие этому процессу извне получило название аксикреакции, что означает «выращивание» у человека или группы новых или переосмысление старых (общепринятых) ценностей. Представители этой группы нуждаются в корректировке поведения и развитии жизненных навыков, которые способствуют повышению их самооценки, коммуникабельности, социальной компетенции. Особенно важно формировать у этой груп-пы навыки принятия решения в кризисной ситуации4.

Представители активной позитивно-карьерной стратегии принимают новые ценности. Молодежь этой группы имеет современное по характеру ценностей сознание. Ее мышление активно, конструктивно, контроль направлен на конкретные проблемы, поэтому она осуществляет регуляцию деятельности, адекватную рыночным условиям. Этот тип обладает двойной адапти-рованностью к изменяющимся условиям (по своим ценностям и социальным позициям), себя осознает как субъект, а общество как объект, используя его для достижения своих целей. В профессиональной деятельности молодые люди направлены на создание собственного предприятия. Данная группа молодежи рассматривает

образование как средство получения доходов и успешной карьеры, а не как самоценность. Эта группа - носитель достижи-тельских стереотипов, поведение ее ориентировано на успех сейчас, без больших гарантий на будущее. Ее возрастная граница -20-25 лет. Эта стратегия поведения характерна для больших и стабильных регионов с высокой интенсивностью развития государственного и частного сектора.

Активная позитивно-инструментальная стратегия направлена на рациональное использование новых возможностей как самоцели. У молодых людей этой группы необходимо формировать рефлексивный подход к осуществлению профессиональной деятельности в условиях неопределенности, к непрерывно меняющимся условиям осуществления профессиональной карьеры. Это должно способствовать реализации профессионального потенциала в новых сферах трудовой деятельности, повышению конкурентоспособности и мобильности.

Активная криминально-карьерная стратегия преследует цели повышения личного благосостояния за счет использования прежде всего возможностей, связанных с дезорганизацией и аномией общества. Возможность получения высокого дохода за -частую связана с полулегальными и даже нелегальными способами деятельности, т. е. приводит молодежь этой группы в криминальные структуры. Возрастные границы этой группы - 17-29 лет5.

Становится очевидным, что каждая из молодежных групп формирует свою стратегию поведения, активизирует адаптационные возможности к современному рынку труда, разрабатывает свои механизмы решения проблемы безработицы. Однако А. Шваков не учитывает психологическое состояние личности молодого безработного, что, несомненно, является значимым при выработке стратегий поведения.

Так, австрийский ученый Л. Пельц-ман, исследуя особенности поведения молодых безработных, считает их эмоцио-

нальное состояние стрессовым и выделяет четыре фазы, каждая из которых имеет свою специфику.

Первая фаза связана с ожиданием безработицы. Она характеризуется неопределенностью и шоком. Наиболее сильным фактором в этом периоде выступает не отсутствие работы, а ожидание того, что это событие скоро произойдет.

Вторая фаза длится 3-4 месяца после неудачных попыток поиска работы. Наступает субъективное облегчение и приспособление к ситуации. Некоторые люди испытывают удовлетворение оттого, что появилось свободное время. Начинаются активные поиски подходящего рабочего места.

Третья фаза наступает обычно по прошествии 6 месяцев безработицы. Она характеризуется утяжелением состояния. Иногда обнаруживаются деструктивные изменения, когда вопрос касается здоровья, материального и социального положения человека. Именно в этот период важно оказать квалифицированную помощь по трудоустройству и психологическому консультированию. Иначе может наступить четвертая фаза, которая характеризуется беспомощ-

ностью и примирением со сложившейся ситуацией. Тяжелое состояние может на -блюдаться даже при отсутствии материальных трудностей. Человек прекращает попытки изменить свое положение и привыкает к бездеятельности. Для молодого человека четвертая фаза очень опасна и может привести к различным формам де-виантного поведения и маргинальному образу жизни6.

Таким образом, соглашаясь с рассмотренными позициями, мы считаем, что стратегии поведения безработной молодежи во многом зависят от внешних социально-экономических условий, но и психологическое состояние личности также является важным. Для эффективного решения проблемы молодежной безработицы и выработки у безработной молодежи конструктивных стратегий поведения необходимо формирование четких трудовых ценностей и реализация рациональной молодежной политики занятости. Без поддержки соответствующих социальных институтов молодое поколение не будет защищено от дальнейшего усиления социальной, профессиональной и психологической дезадаптации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Руденко Г. Г. Специфика положения молодежи на рынке труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vusnet.ru

2 Шваков А. Социальные характеристики безработной молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pmuc.ru

3 Там же.

4 Говорова Н. В. Занятость в эпоху глобализации. ДИЕ РАН № 122 М.: Огни, 2003. С. 23.

5 Шваков А. Указ. соч.

6 Старовойтова Л. И., Золотарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.