Научная статья на тему 'Стратегии инновационного развития: сценарий для России'

Стратегии инновационного развития: сценарий для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии инновационного развития: сценарий для России»

46

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

поведения и пагубные последствия коррупции. Ведь согласимся, что повлиять на внутренний мир человека гораздо легче в молодом возрасте, чем пытаться перевоспитывать методом принуждения и страха уголовного преследования1.

Как показывает международный опыт, полностью «освободиться» от коррупции не удалось ни одному государству, но оптимизировать коррупцию до такого уровня, при котором она не будет представлять угрозы национальной безопасности государства, нужно и необходимо. И результат такой борьбы во многом будет зависеть от реальной политики государственной власти, сформировавшейся по итогам президентских выборов 2012 года, и в значительной мере от того, в какой степени она сможет сыграть роль символа российской национальной идентичности.

Е.Н. КОМАРОВА

НИУ Высшая школа экономики

СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: СЦЕНАРИЙ ДЛЯ РОССИИ

Мир не стоит на месте, практически непрерывно в разных сферах деятельности общества происходят «апдейты», да еще с такой невероятной скоростью, что мы должны каждый день прилагать массу усилий, чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе всего и вся. За последние десятилетия одной из важнейших задач реформирования и социально — экономического развития российского общества стало разработка и продвижение инновационных технологий в процессы производства, образования и оказания услуг.

Проблемы перехода на инновационный путь развития экономики России решаются уже давно, однако каких-либо существенных сдвигов в реализации ставившихся задач так и не произошло. Высокотехнологичные отрасли в настоящее время являются основной движущей силой экономического роста и позитивной динамики прочих показателей социально-экономического развития, а наука прочно заняла лидирующее положение в структуре производительных сил наиболее развитых стран. Например, расходы на НИОКР в 2011 г. в России около 1% ВВП (23,1 млрд.), против 1,4% ВВП (153,7 млрд.) в Китае, 2,7% ВВП (382,6 млрд.) в США и 3,3% ВВП в Японии (144,1 млрд.)2.

Рассмотрим ограничения возможностей технологической модернизации российской промышленности:

1) недостаточная инвестиционная привлекательность отечественной экономики для размещения высокотехнологического предпринимательства;

1 См.: Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М., 2009. С. 60.

2 Мировые расходы на НИОКР // URL: http://www.vesti.ru/

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

47

2) недопустимость существенного ослабления сектора исследований и разработок с позиций обеспечения требуемого потенциала развития базовых высоких технологий;

3) социальные и политические проблемы, связанные с сокращением импорта исследований и разработок.

К благоприятным факторам технологической модернизации промышленности на основе импортных технологий относятся:

1) рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию высокотехнологических секторов промышленности;

2) высокий образовательный потенциал российской экономики;

3) нереализованный потенциал развития внутреннего рынка и рынков традиционного присутствия российских компаний высокотехнологичных секторов;

4) исторический опыт успешного использования (адаптации) зарубежных технологий для развития отечественной промышленности1;

5) либеральная таможенно-тарифная, налоговая и экономическая политика в области стимулирования импорта высоких технологий.

Процесс внедрения и развития высоких технологий в России связан с серьезными трудностями. Наиболее существенные из них связаны с освоением переносимых в Россию передовых технологий и правильным выбором технологий для российских условий.

Также необходимо отметить отсутствие в России мощных высокотехнологичных системообразующих компаний-отраслей. Только их финансовый, технологический, инфраструктурный и организационный потенциалы способны обеспечить реализацию масштабных наукоемких проектов на основе финансовых потоков.

Среди основных стратегий развития, разработки и производства наукоемкой продукции можно выделить следующие:

1) Стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и перенесение нововведение в национальную экономику. Она осуществлялась, например, Японией в послевоенный период, когда США, Англия, Франция, Россия закупали лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом, с последующим создание собственного потенциала, обеспечивающего в дальнейшем весь инновационный цикл- от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны на мировом рынке. В итоге, экспорт Японских технологий превысил их импорт, а страна наряду с некоторыми другими обладает передовой фундаментальной наукой.

В настоящее время данная стратегия неосуществима в России, посколь-

1 Программный доклад министр образования и науки РФ Андрея Фурсенко на заседании Правительства 15 декабря 2005 г. // URL: http://www.strf.ru/

Г л

Не приведет ли введение подобной таможенной политики к насыщению рынка инноваций в России и падению востребованности российских инноваций на внутреннем рынке?

V_________________)

48

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

ку приобретение лицензий требует значительных финансовых затрат и может привести к полной зависимости от высокоразвитых стран, а также потере национальной безопасности.

2) Стратегия «заимствования» состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используя часть из утрачиваемого собственного научнотехнологического потенциала, осваивают производство продукции, производившейся ранее в развитых странах с последующим наращиванием собственного научно-технического инженерно-технического сопровождения производства. Далее становится возможным проводить свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сочетая государственную и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в Китае в ряде стран Юго-Восточной Азии. Классический пример - создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники в республике Корея1.

На сегодняшний день в России наблюдается доминирование заимствования готовых технологий и аналогичных ему типов инновационного поведения, что характеризует российскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных

нововведений и новых технологий. Могут быть приемлемы элементы стратегии «заимствования», например, организация совместных предприятий для производства конкурентоспособной продукции и ее сбыта на внутреннем и внешнем рынках. Такие предприятия могут поддерживать производственный потенциал, обеспечить занятость и развивать собственные инновационные проекты.

3) Стратегия «наращивания» придерживаются США, Англия, Германия, Франция. Она заключается в том, что с использованием собственного научно-технического потенциала, привлечением зарубежных ученых, интегрированием фундаментальной и прикладной науки постоянно создаются новый продукт, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере, т.е происходит наращивание инноваций.

В России стратегию «наращивания» можно осуществлять по прорывным направлениям: авиация, атомная энергетика, производство некоторых видов машиностроительной продукции. В условиях, ограниченных финансовых ресурсов она должна опираться на ограниченный круг высокоэффективных инновационных проектов, реализующих накопленные заделы (приоритетные научно-технические направления и критические технологии, срок внедрения которых 2-5 лет). Для этого необходимы госзаказы, выдаваемые на конкурсной основе и при гарантированном государственном

1 Белобородова М.А Инновационная модель экономического развития и особенности ее инвестиционного обеспечения в развитых странах // Проблемы современной экономики. 2009. № 1.

Российская инновационная система носит имитационный характер.

т_,

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

49

финансировании, а также долевое участие частных инвесторов.

На сегодняшний день существует множество способов воздействия государства на развитие высоких технологий и стимулирование производства наукоемкой продукции. Россия имеет свои национальные особенности, как в научной сфере, так и в экономике, и безумное копирование зарубежного опыта может не только не помочь в развитии, но и привести к необратимым изменениям, которые окончательно избавят российскую экономику от научных исследований и разработок. Иными словами, Россия должна выбрать стратегию, которая опиралась бы на имеющийся интеллектуальный потенциал и научно-технические ресурсы.

Таким образом, необходимо отметить следующие принципиально важные направления, при правильном воздействии на которые со стороны государства, возможен рост наукоемких отраслей экономики России:

преодоление невосприимчивости экономикой инноваций и новых технологий, путем улучшения экономического климата для предприятий, выпускающих продукцию высоких технологий (защита государством авторских прав, создание свободных экономических зон, предоставление налоговых льгот)1;

— наличие необходимых кадров рабочих и специалистов;

— обязательность постоянного совершенствования технологий (размещение заказов на «прорывные» фундаментальные исследования в научных государственных и частных организациях, а также их финансирование со стороны государства);

— отказ от финансирования науки по «остаточному принципу» и переход к стабильному финансированию науки на уровне не ниже 4% затратной части ВВП;

— обязательное участие государства в венчурном бизнесе. Как показывает практика, наиболее эффективными для поддержки компаний на раннем этапе развития оказываются следующие виды венчурных программ: государственные прямые инвестиции; льготы предоставляемые инвесторам малого и среднего предпринимательства; поддержка некоторых расходов фондов ранних стадий, таких как расходы на экспертизу или текущие расходы, что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций. Программы, предлагающие долговременное финансирование или гарантии кредита, хоть и могут быть отчасти полезны начинающим компаниям, но не особо им подходят, в силу того, что большинство начинающих компаний располагают ограниченным капиталом и им трудно обслуживать долги;

— разработка эффективного механизма таможенно-тарифной регулирования способствующей ускоренной модернизации высокотехнологичных отраслей российской промышленности:

1. Стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины

1 Комков Н.И., Иващенко Н.П.Институциональные проблемы освоения инноваций // http://institutiones.com/innovations.html

50

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

переработки и предназначения товаров. Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России. Многоплановость и специ-

фика влияния таможенно-тарифного регулирования на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного и обоснованного подхода к определению уровня ставок таможенных пошлин. Решение этой проблемы может осуществляться путем активного привлечения к процессу формирования таможенного тарифа участников внешнеэкономической деятельности и заинтересованных лиц, занимающихся исследованиями в области внешнеторгового регулирования.

В рамках данного направления необходимо снижение или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования, комплектующих, готовых изделий производственного назначения, способствующих повышению технического и технологического уровня отечественного производства и не имеющих аналогов в РФ.

2. Установление процедур упрощенного оформления импорта высокотехнологичного оборудования, материалов, сырья и комплектующих для производственных нужд.

Данное направление предусматривает:

— переход на систему электронного декларирования, исключающую необходимость подачи таможенных документов на бумажных носителях. Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2010 года № 279-ФЗ, Россия присоединилась к Киотской конвенции от 17.05.73, в соответствии с которой законодательство должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям предоставления документов на бумажном носителе1. Данный принцип был реализован в п.1 ст.204 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», где говорится, что декларация на товары подается в электронной форме [6]2. Установленный порядок начнет действовать с

1 января 2014 года. В настоящее время таможенными органами ежедневно оформляется свыше 53 % электронных деклараций, в том числе около 51,5% — с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».

Для дальнейшей успешной реализации данной процедуры необходимо наладить систему межведомственного обмена информацией между контр-

1 Стандарт 7.4 Генерального приложения Киотской конвенции от 18 мая 1973 года «Применение информационных технологий» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Версия от 23 апреля 2012 г.

2 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

Г \

Как обеспечить конкурентоспособность российских высокотехнологических отраслей для их успешного выхода на мировой рынок?

V________________J

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

51

олирующими органами РФ, а также интегрировать информационные системы стран-участниц Таможенного союза;

— внедрение системы предварительного информирования, позволяющей декларантам отправлять сведения о товарах еще до их фактического ввоза на территорию страны. Эта процедура направлена на упрощение работы инспектора таможни, позволяет осуществлять предварительную проверку условий поставки, а также сокращает время оформления груза и делает процесс более транспарентным.

Так, по Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом», с июня 2012 года для лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, наступает обязанность предварительно информировать таможенные органы о товарах и транспортных средствах, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного со-юза1. При этом имеют право подать соответствующую информацию уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица.

3. Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифного регулирования необходимо улучшить качество таможенного администрирования за счет осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками и широкого распространения переноса осуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе метода минимальной достаточности2. Для этого требуется:

— повысить качество предоставления услуг и сократить издержки участников внешней торговли. Здесь успех будет измеряться временем проведения таможенных процедур, необходимых для выпуска товаров при оформлении в месте декларирования.

— разработать методику сопоставления данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию с нарушениями установленных правил;

1 Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899. О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Версия от 23 апреля 2012 г.

2 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов // URL: http://www.economy.gov.ru/

J L

Одним из направлений развития инновационной сферы является разработка эффективного механизма таможенно-тарифного регулирования, способствующего ускоренной модернизации высокотехнологичных отраслей российской промышленности и укрепляющего конкурентные позиции российских компаний на внешних рынках.

и_______________________________________________г

52

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

— упростить технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.

— упростить систему учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий;

— упростить систему таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительное таможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.

Таким образом, таможенно-тарифная политика призвана стать инструментом реализации приоритетов как внешнеэкономической, так и социально-экономической политики - способствовать ускоренной модернизации высокотехнологичных отраслей российской промышленности и укреплять конкурентные позиции российских компаний на внешних рынках.

Успешное осуществление предложенных мер является непременным условием интеграции России в мировое инновационное пространство.

А.А. БЕНДЕРСКАЯ

Тверской государственный университет

РОССИЯ - ДИКТАТУРА ИЛИ ДЕМОКРАТИЯ?

За последние десятилетия под напором организованного сопротивления народов пали или зашатались многие диктаторские режимы как внутреннего, так и внешнего происхождения. Часто кажущиеся глубоко укоренившимися и непоколебимыми, такие диктатуры оказались неспособными противостоять согласованному политическому, экономическому и социальному неповиновению людей.

Многие страны в настоящее время находятся в состоянии быстрых экономических, политических и социальных изменений. Хотя за последние десять лет число «свободных» стран увеличилось, остается высокая вероятность того, что многие страны перед лицом таких быстрых фундаментальных изменений двинутся в противоположном направлении и испытают

новые формы диктатуры. Военные группировки, честолюбивые личности, избранные деятели, а также догматические партии постоянно пытаются навязать свою волю. Государственные перевороты останутся привычными. Основные права человека и политические права останутся недоступными для огромного числа народов.

К сожалению, прошлое остается с нами. Проблема диктатуры является глубокой проблемой. Народы многих стран испытывали десятилетия или

Россия еще не «доросла» до демократии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.