Научная статья на тему 'Стратегии и тактики развертывания мультимодальной интеракции в педагогическом дискурсе'

Стратегии и тактики развертывания мультимодальной интеракции в педагогическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
324
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Клёкина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии и тактики развертывания мультимодальной интеракции в педагогическом дискурсе»

© Клёкина Е.А., 2012

УДК 811.112. 2’23 ББК 81.432.4

СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ИНТЕРАКЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Е.А. Клёкина

Профессиональная деятельность педагога является объектом исследования целого комплекса гуманитарных наук, каждая из которых описывает данное явление в соответствии со своими целями, задачами и методами, а также с учетом своего понятийнокатегориального аппарата.

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения характера и особенностей интерактивного поведения учителя как «фокусной личности» в рамках педагогического дискурса. Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных исследованию способов и моделей коммуникативной организации институционального взаимодействия (В.И. Карасик, Л.П. Крысин, М.Л.Макаров, Ю.Н. Яковлева), мультимодальная специфика интеракции участников педагогического дискурса, которая эксплицируется в стратегическом потенциале и интенциональном содержании вербального и невербального поведения коммуникантов, оставалась вне зоны интереса исследователей. В связи с этим можно говорить о недостаточной разработанности в отечественной лингвистике проблемы интерактивного характера педагогического дискурса как одного из институциональных типов дискурса, а также о недостаточном раскрытии объема понятия «мультимодальная интеракция».

Объектом настоящего исследования является мультимодальная интеракция как неотъемлемое условие функционирования педагогического дискурса.

Предметом данного исследования выступают речевые стратегии и тактики, ис-

пользуемые учителем для решения фактических задач, возникающих перед ним в ходе развертывания мультимодальной педагогической интеракции.

Целью данного диссертационного исследования является комплексная оценка эффективности и определение лингвопрагматического потенциала стратегий и тактик, используемых учителем в ходе школьного урока.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- уточнить понятийно-категориальный аппарат исследования и раскрыть содержание основных понятий, использованных в работе: педагогический дискурс, мультимодальная интеракция, «фокусная личность» (Fokusperson), «фактическая дидактика» (De-facto-Didaktik), условная релевантность (konditionelle Relevanz), «ориентация на реципиента» (recipient design);

-установить конститутивные параметры и структурно-содержательное своеобразие педагогического дискурса как вида институционального общения;

- охарактеризовать преимущества использования видеоанализа в качестве метода исследования мультимодальной интеракции в педагогическом дискурсе;

- описать конкретные стратегии и тактики учителя на основе имеющегося эмпирического материала;

- выявить шансы и риски используемых учителем стратегий и тактик, их лингвопрагматический потенциал, интенцио-нальное содержание и структурную упорядоченность.

Материалом настоящего исследования послужил фрагмент видеозаписи урока немецкого языка с учениками седьмого класса специальной языковой гимназии им. К.Г. Зальц-манна (Вальтерсхаузен, Германия) общим объемом около 13 000 знаков на немецком языке.

Многоплановость поставленных в настоящем исследовании задач обусловила применение соответствующих методов, основными из которых стали гипотетико-дедуктивный метод, дискурс-анализ и видеоанализ. В зависимости от конкретного этапа исследования применялись методы анализа научной литературы, традиционные методы наблюдения и описания, методы семантической и прагматической интерпретации, метод сопоставительного анализа, а также элементы количественного и статического анализа.

Теоретической базой исследования послужили работы Н.Д. Арутюновой, Й. Бер-гманна, Г.П. Грайса, А. Депперманна, А.А. Кибрика, Е.В. Падучевой, Г.Г. Почепцо-ва, А. Шефлена, Р. Шмитта, Э. Щеглова в области теории дискурса, прагмалингвистики, теории речевых актов, конверсационного анализа, видеоанализа и контекст-анализа. За основу берется концепция мультимодальной интрекции, разработанная доктором Р. Шмиттом (2007, 2009).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Урок представляет собой интерактивную модель институционального взаимодействия, которая характеризуется сложной коммуникативно-прагматической организацией и непредсказуемостью сценариев развития.

2. Выбор стратегий и тактик, используемых учителем в целях передачи и контроля знаний, должен осуществляться с ориентацией на уровень каждого конкретного ученика (recipient design), поскольку генерализация реципиента противоречит принципам взаимодействия между участниками педагогического дискурса и препятствует приобретению учениками как участниками данного дискурса соответствующих ключевых компетенций.

3. Видеоанализ является наиболее эффективным методом исследования интеракции как комплексного мультимодального процесса в любых релевантных коммуникативных ситуациях, в которых необходимо полу-

чить адекватную оценку профессионального поведения человека как участника соответствующего дискурса.

Научная новизна настоящего исследования заключается в предпринятой попытке комплексно подойти к изучению мультимодальной специфики интеракции в рамках педагогического дискурса с применением метода видеоанализа. В результате проведенного исследования была разработана классификация релевантных стратегий и тактик, используемых учителем для решения фактических задач, которые возникают в ходе школьного урока как мультимодального интерактивного процесса, не получившая должного освещения в лингвистических исследованиях педагогического дискурса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в общую теорию дискурса, а также открывает возможности для дальнейшего изучения и категоризации мультимодальных аспектов интеракции в институциональном дискурсе.

Практическая ценность данной работы определяется возможностью применения полученных результатов при разработке общих и специальных курсов по прагматике речевого общения, теории речевого воздействия, стилистике и риторике, а также методике преподавания иностранных языков.

Основные положения и результаты исследования были апробированы на заседании научно-исследовательской группы по теме «Мультимодальный анализ интеракции» в Институте немецкого языка (Мангейм, 21 января 2012 г.).

Цели, задачи и материал исследования определили его композиционную структуру: настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка научной литературы.

Первая глава настоящей работы посвящена описанию базовых понятий и категорий исследования («педагогический дискурс», «мультимодальность», «интеракция», «стратегии и тактики», «фокусная личность», «фактическая дидактика», «условная релевантность») и рассмотрению их различных интерпретаций. Особое внимание при этом уделяется разграничению понятий «виды» и

154

Е.А. Клёкина. Стратегии и тактики развертывания мультимодальной интеракции

«уровни» модальности, а также описанию релевантных мультимодальных аспектов интеракции в педагогическом дискурсе. Также в первой главе анализируется корреляция между целями обучения, вербальными и невербальными стратегиями и тактиками учителя, и дискурсом как интерактивным процессом, в ходе которого у учеников происходит формирование ключевых компетенций.

Во второй главе настоящей работы обосновывается адекватность выбора видеоанализа в качестве ключевого метода исследования, демонстрируются преимущества данного метода по сравнению с традиционным методом конверсационного анализа, а также подтверждается высокая степень достоверности результатов, полученных в ходе анализа видеоматериала.

Третья глава исследования представляет собой непосредственный анализ эмпирического материала по принципу последовательного рассмотрения десяти мини-ситуаций мультимодальной интеракции, характеризующихся минимальным контрастом исходных параметров и конституентов. В этой главе рассматривается стратегический потенциал действий учителя как «фокусной личности», а также разрабатывается классификация релевантных стратегий и тактик, сопровождающаяся оценкой возможных шансов и рисков

их применения и предложением целесообразных альтернативных вариантов.

В заключении формулируются основные выводы исследования, проведенного в реферируемой диссертации.

В частности, подчеркивается, что педагогический дискурс является, по сути, мультимодальным интерактивным образованием, которому присуща непредсказуемость сценариев развития. Проанализированный эмпирический материал подтверждают мысль о том, что школьный урок представляет собой специфический вид мультимодальной интеракции, обусловленный ситуацией учебной деятельности, протекающий в определенных пространственно-временных пределах и продуцированный коммуникантами с учетом типового сценария взаимодействия.

По результатам исследования мультимодальной интеракции в педагогическом дискурсе разработана классификация релевантных стратегий учителя как «фокусной личности», а также представлена специфика их тактической репрезентации.

Кроме того, в заключение намечаются перспективы дальнейшей разработки рассматриваемой темы.

В приложении приводится транскрипт фрагмента видеозаписи школьного урока, выступившего в качестве эмпирического материала.

STRATEGIES AND TACTICS FOR DEVELOPING MULTIMODAL INTERACTION

IN THE PEDAGOGIC DISCOURSE

Ye.A. Klekina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.