© Клёкина Е.А., 2012
УДК 811.112. 2’23 ББК 81.432.4
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНОЙ ИНТЕРАКЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Е.А. Клёкина
Профессиональная деятельность педагога является объектом исследования целого комплекса гуманитарных наук, каждая из которых описывает данное явление в соответствии со своими целями, задачами и методами, а также с учетом своего понятийнокатегориального аппарата.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения характера и особенностей интерактивного поведения учителя как «фокусной личности» в рамках педагогического дискурса. Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных исследованию способов и моделей коммуникативной организации институционального взаимодействия (В.И. Карасик, Л.П. Крысин, М.Л.Макаров, Ю.Н. Яковлева), мультимодальная специфика интеракции участников педагогического дискурса, которая эксплицируется в стратегическом потенциале и интенциональном содержании вербального и невербального поведения коммуникантов, оставалась вне зоны интереса исследователей. В связи с этим можно говорить о недостаточной разработанности в отечественной лингвистике проблемы интерактивного характера педагогического дискурса как одного из институциональных типов дискурса, а также о недостаточном раскрытии объема понятия «мультимодальная интеракция».
Объектом настоящего исследования является мультимодальная интеракция как неотъемлемое условие функционирования педагогического дискурса.
Предметом данного исследования выступают речевые стратегии и тактики, ис-
пользуемые учителем для решения фактических задач, возникающих перед ним в ходе развертывания мультимодальной педагогической интеракции.
Целью данного диссертационного исследования является комплексная оценка эффективности и определение лингвопрагматического потенциала стратегий и тактик, используемых учителем в ходе школьного урока.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- уточнить понятийно-категориальный аппарат исследования и раскрыть содержание основных понятий, использованных в работе: педагогический дискурс, мультимодальная интеракция, «фокусная личность» (Fokusperson), «фактическая дидактика» (De-facto-Didaktik), условная релевантность (konditionelle Relevanz), «ориентация на реципиента» (recipient design);
-установить конститутивные параметры и структурно-содержательное своеобразие педагогического дискурса как вида институционального общения;
- охарактеризовать преимущества использования видеоанализа в качестве метода исследования мультимодальной интеракции в педагогическом дискурсе;
- описать конкретные стратегии и тактики учителя на основе имеющегося эмпирического материала;
- выявить шансы и риски используемых учителем стратегий и тактик, их лингвопрагматический потенциал, интенцио-нальное содержание и структурную упорядоченность.
Материалом настоящего исследования послужил фрагмент видеозаписи урока немецкого языка с учениками седьмого класса специальной языковой гимназии им. К.Г. Зальц-манна (Вальтерсхаузен, Германия) общим объемом около 13 000 знаков на немецком языке.
Многоплановость поставленных в настоящем исследовании задач обусловила применение соответствующих методов, основными из которых стали гипотетико-дедуктивный метод, дискурс-анализ и видеоанализ. В зависимости от конкретного этапа исследования применялись методы анализа научной литературы, традиционные методы наблюдения и описания, методы семантической и прагматической интерпретации, метод сопоставительного анализа, а также элементы количественного и статического анализа.
Теоретической базой исследования послужили работы Н.Д. Арутюновой, Й. Бер-гманна, Г.П. Грайса, А. Депперманна, А.А. Кибрика, Е.В. Падучевой, Г.Г. Почепцо-ва, А. Шефлена, Р. Шмитта, Э. Щеглова в области теории дискурса, прагмалингвистики, теории речевых актов, конверсационного анализа, видеоанализа и контекст-анализа. За основу берется концепция мультимодальной интрекции, разработанная доктором Р. Шмиттом (2007, 2009).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Урок представляет собой интерактивную модель институционального взаимодействия, которая характеризуется сложной коммуникативно-прагматической организацией и непредсказуемостью сценариев развития.
2. Выбор стратегий и тактик, используемых учителем в целях передачи и контроля знаний, должен осуществляться с ориентацией на уровень каждого конкретного ученика (recipient design), поскольку генерализация реципиента противоречит принципам взаимодействия между участниками педагогического дискурса и препятствует приобретению учениками как участниками данного дискурса соответствующих ключевых компетенций.
3. Видеоанализ является наиболее эффективным методом исследования интеракции как комплексного мультимодального процесса в любых релевантных коммуникативных ситуациях, в которых необходимо полу-
чить адекватную оценку профессионального поведения человека как участника соответствующего дискурса.
Научная новизна настоящего исследования заключается в предпринятой попытке комплексно подойти к изучению мультимодальной специфики интеракции в рамках педагогического дискурса с применением метода видеоанализа. В результате проведенного исследования была разработана классификация релевантных стратегий и тактик, используемых учителем для решения фактических задач, которые возникают в ходе школьного урока как мультимодального интерактивного процесса, не получившая должного освещения в лингвистических исследованиях педагогического дискурса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в общую теорию дискурса, а также открывает возможности для дальнейшего изучения и категоризации мультимодальных аспектов интеракции в институциональном дискурсе.
Практическая ценность данной работы определяется возможностью применения полученных результатов при разработке общих и специальных курсов по прагматике речевого общения, теории речевого воздействия, стилистике и риторике, а также методике преподавания иностранных языков.
Основные положения и результаты исследования были апробированы на заседании научно-исследовательской группы по теме «Мультимодальный анализ интеракции» в Институте немецкого языка (Мангейм, 21 января 2012 г.).
Цели, задачи и материал исследования определили его композиционную структуру: настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка научной литературы.
Первая глава настоящей работы посвящена описанию базовых понятий и категорий исследования («педагогический дискурс», «мультимодальность», «интеракция», «стратегии и тактики», «фокусная личность», «фактическая дидактика», «условная релевантность») и рассмотрению их различных интерпретаций. Особое внимание при этом уделяется разграничению понятий «виды» и
154
Е.А. Клёкина. Стратегии и тактики развертывания мультимодальной интеракции
«уровни» модальности, а также описанию релевантных мультимодальных аспектов интеракции в педагогическом дискурсе. Также в первой главе анализируется корреляция между целями обучения, вербальными и невербальными стратегиями и тактиками учителя, и дискурсом как интерактивным процессом, в ходе которого у учеников происходит формирование ключевых компетенций.
Во второй главе настоящей работы обосновывается адекватность выбора видеоанализа в качестве ключевого метода исследования, демонстрируются преимущества данного метода по сравнению с традиционным методом конверсационного анализа, а также подтверждается высокая степень достоверности результатов, полученных в ходе анализа видеоматериала.
Третья глава исследования представляет собой непосредственный анализ эмпирического материала по принципу последовательного рассмотрения десяти мини-ситуаций мультимодальной интеракции, характеризующихся минимальным контрастом исходных параметров и конституентов. В этой главе рассматривается стратегический потенциал действий учителя как «фокусной личности», а также разрабатывается классификация релевантных стратегий и тактик, сопровождающаяся оценкой возможных шансов и рисков
их применения и предложением целесообразных альтернативных вариантов.
В заключении формулируются основные выводы исследования, проведенного в реферируемой диссертации.
В частности, подчеркивается, что педагогический дискурс является, по сути, мультимодальным интерактивным образованием, которому присуща непредсказуемость сценариев развития. Проанализированный эмпирический материал подтверждают мысль о том, что школьный урок представляет собой специфический вид мультимодальной интеракции, обусловленный ситуацией учебной деятельности, протекающий в определенных пространственно-временных пределах и продуцированный коммуникантами с учетом типового сценария взаимодействия.
По результатам исследования мультимодальной интеракции в педагогическом дискурсе разработана классификация релевантных стратегий учителя как «фокусной личности», а также представлена специфика их тактической репрезентации.
Кроме того, в заключение намечаются перспективы дальнейшей разработки рассматриваемой темы.
В приложении приводится транскрипт фрагмента видеозаписи школьного урока, выступившего в качестве эмпирического материала.
STRATEGIES AND TACTICS FOR DEVELOPING MULTIMODAL INTERACTION
IN THE PEDAGOGIC DISCOURSE
Ye.A. Klekina