Научная статья на тему 'Стратегии формирования территории опережающего развития'

Стратегии формирования территории опережающего развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1109
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукина Татьяна Сергеевна, Патласов Олег Юрьевич

В статье предложена концепция формирования территорий опережающего развития на различных уровнях (муниципальные районы, сельские поселения). Доказано, что такой инновационный подход к муниципальному управлению требует привлечения инструментов регионального маркетинга. Проведен анализ кластерной организации экономики Омского района, Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies in the formation of the territory of priority development

The authors have suggested the concept of forming territories of priority development at different levels (municipal districts, rural settlements). It is proved that such an innovative approach to municipal management requires the use of regional marketing’s instruments. The autors have conducted an analysis of the economy’s clustered organization of the Omsk region.

Текст научной работы на тему «Стратегии формирования территории опережающего развития»

References

1. Molibog T.A., Molibog Ju.A. Kompleksnyj jekonomicheskij analiz finansovo-hozjajstvennoj dejatel'nosti organizacii [Complex economic analysis of financial and economic activity of the organization]. Moscow, Vlados, 2007. 384 p.

2. Gerasimova E.B., Barilenko V.l., Petrusevich T.V. Teorija jekonomicheskogo analiza [Theory of the economic analysis]. Moscow, Infra-M, Forum, 2012. 368 p.

3. Bakanov M.I., Mel'nik M.V., Sheremet A.D. Teorija jekonomicheskogo analiza [Theory of the economic analysis:].Moscow, FiS, 2007. 536 p.

4. Konovalova T.V., Nadirjan S.L., Denisova A.S. Osobennosti funkcio-nal'no-stoimostnogo analiza na avtomobil'nom transporte [Features of the functional and value analysis on the motor transport], Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarst-vennogo tehnologicheskogo universiteta, 2015, no 3. pp. 212 - 219.

5. Konovalova T.V. Finansovo-jekonomicheskij analiz avtotransportnoj dejatel'nosti: Uchebnoe posobie [Financial and economic analysis of motor transport activity]. Kubanskij gos. tehnologicheskij un-t. Krasnodar, 2008.

6. Berdnikova T.B. Analiz i diagnostika fi-nansovo-hozjajstvennoj dejatel'nosti predpri-jatija [Analysis and diagnostics of financial and economic activity of an enterprise]. Moscow, Infra-M, 2011. 224 p.

7. Tolpegina O.A., Tolpegina N.A. Kompleksnyj jekonomiche-skij analiz hozjajstvennoj dejatel'nosti [Complex economic analysis of economical activity]. Moscow, Jurajt, 2013. 672 p.

Коновалова Татьяна Вячеславовна (Россия, г, Краснодар) - кандидат экономических наук, доцент, заведующая, доцент кафедры

«Организации перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического университета. (350072, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2, e-mail: tan_kon@mail. ru).

Надирян София Левоновна (Россия, г. Краснодар) - ассистент кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического

университета. (350072, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2, e-mail:sofi008008@yandex.ru).

Ненастин Сергей Владимирович (Россия, г. Краснодар) - старший преподаватель кафедры «Организации перевозок и дорожного движения» Кубанского государственного технологического университета. (350072, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2, e-mail: sofi008008@yandex.ru).

Konovalova Tatyana Vyacheslavovna (Russian Federation, Krasnodar) - candidate of economic sciences, associate professor, Kuban state technological university. (350072, Krasnodar, Moskovskaya St., 2, e-mail: tan_kon@mail.ru).

Nadiryan Sofia Levonovna (Russian Federation, Krasnodar) - assistant, Kuban state technological university. (350072, Krasnodar, Moskovskaya St., of 2, e-mail:sofi008008@yandex.ru).

Nenastin Sergey Vladimirovich (Russian Federation, Krasnodar) - senior lecturer, Kuban state technological university. (350072, Krasnodar, Moskovskaya St., 2, e-mail: ne_serg@list.ru).

УДК 338.12

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Т.С. Лукина, О.Ю. Патласов Омской гуманитарной академии, Россия, г. Омск.

Аннотация. В статье предложена концепция формирования территорий опережающего развития на различных уровнях (муниципальные районы, сельские поселения). Доказано, что такой инновационный подход к муниципальному управлению требует привлечения инструментов регионального маркетинга. Проведен анализ кластерной организации экономики Омского района, Омской области.

Ключевые слова: территории опережающего развития, зоны территориального развития, особые экономические зоны, маркетинг территорий, маркетинговые стратегии.

Введение

Создание в России территорий развития (ТОР) - новое направление, которое можно сравнить с реперными точками (перехода от стагнации) в акупунктуре экономического

организма регионов РФ. Одна из задач создания ТОР - организовать благоприятные условия и инвестиционный климат в различных отраслях. Законодателем предложено распространить режим ТОРов на

новые проекты в ряде моногородов. Территории опережающего развития (ТОР) -создание специальных территорий «локомотивов» экономики [1].

Гипотеза: парадигма преимущества кластерного развития экономики и создание территорий опережающего развития (ТОР) и зон территориального развития (ЗТР) может быть перенесена на районный уровень субъектов РФ, и требует использования инструментов территориального маркетинга.

Территории опережающего развития. Особые экономические зоны в РФ

Проведем краткий исторический экскурс. Еще в 1991 году был принят закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», вводивший термин «свободные

экономические зоны», в рамках которых иностранные инвесторы получали ряд льгот в виде упрощенной регистрации, пониженного налогообложения, долгосрочной аренды с пониженной оплатой, пониженных таможенных пошлин и безвизового режима. В настоящее время действует закон «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160 - ФЗ, от 09.07.1999 (ред. от 05.05.2014 г), в котором правовой статус свободных экономических зон не прописан. С 1996г. в России начали создаваться теперь уже «особые» экономические зоны (ОЭЗ): первая появилась в Калининградской области, в 1999г. вторую создали в Магаданской области сроком до 31 декабря 2014г. Был разработан законопроект «Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной

магистрали».

Успешными среди 17-ти российских ОЭЗ стали шесть промышленных зон. Проблемные - туристические, что вызвано, неправильной методикой подготовки территории: инвестора «ставили перед фактом» вместо того, чтобы с ним обсуждать и выбирать место для реализации проекта. Не развиваются портовые зоны, что, вызвано нежеланием самих регионов работать над их продвижением. Эволюция ОЭЗ продолжается и в настоящее время: ряд ОЭЗ перешли на региональный уровень, например, в Липецкой области.

В федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013) в 2014 году были внесены изменения дважды 23.06. 2014 и 31.12.2014, вступающие в силу 01.03.2015 и 01.04.2015 года.

Существует в России и другой механизм территориального развития. 3 декабря 2011 г. был принят Федеральный закон Российской

Федерации N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законодатель ввел термин «зона территориального развития» (ЗТР), под которой понимается «часть региона, на которой для ускорения социально-экономического развития создаются благоприятные условия для инвесторов путем предоставления господдержки» [2]. Для управления ЗТР предусматривается создание администрации. На сегодняшний день ЗТР созданы на территории 20 регионов. В рамках расширения опыта создаются территории опережающего развития, где составляющие статуса ТОР, создаваемых в Восточной Сибири (включая Красноярский край и Хакасию) и на Дальнем Востоке: пятилетние налоговые каникулы; льготная ставка страховых взносов; упрощенная процедура подключения к электросетям, прохождения таможни, получения разрешения на строительство. Возведение сопутствующей инфраструктуры будет вестись за счет Фонда развития Дальнего Востока.

Точки роста в Омском регионе

Разумно выявить возможность рассмотрения ТОР в отдельных муниципальных районах регионов РФ. Например, Омский регион включает в свой состав 32 сельских района, 365 сельских муниципалитета. Муниципалитетами районов разработаны концепции развития, учитывая место района в системе регионального развития, расположение и площадь территории, численность населения, развитость инфраструктуры, миграционные процессы, численность экономически активного населения. В каждом сельском районе имеются районообразующие предприятия и запускаются новые производства. Например, в Азовском районе открыли ферму по выращиванию грибов. Фермеры готовы снабжать омичей такой разновидностью грибного деликатеса, как вешенки [3]. Производственная мощность предприятия до 200 килограммов в день. ООО «Сибирский деликатес» впервые предложил рынку свою продукцию в 2000 году. Сначала это было небольшое производство в поселке Москаленки Омской области, на котором работало не более 20 человек на небольшой территории. На сегодняшний день "Сибирский деликатес" -крупный российский холдинг, динамично развивающееся предприятие Сибирского региона, основной деятельностью которого

является производство и реализация быстрозамороженных мясных

полуфабрикатов, колбасных изделий и мясных деликатесов. Организация насчитывает более 2,5 тысяч сотрудников и ежедневно производит более 80 тонн продукции с ассортиментом более 200 наименований. Продукция предприятия представлена в 30 регионах России. Юридический адрес компании и адрес производства остается в Москаленском районе Омской области [4]. Это примеры функционирования бизнеса в сельских территориях, которые существенно влияют на социально-экономическое положение

муниципалитетов, следовательно, может стоять задача перед муниципальным управлением каждого района о выявлении и стимулирование создания бизнес-структур -«точек роста».

Механизмы территориального

развития сельских поселений

Особенностью пригородного Омского района является то, что он расположен за внешними границами областного центра, опоясывая его, что лишает район цельности и компактности. Другой особенностью района является тесная интеграция с областным центром, сопровождаемая маятниковыми миграциями и сосредоточенностью в границах района жилых зон, осваиваемых жителями города Омска. При разработке концепции развития района выявлен, за последние 5 лет, ряд положительных тенденций: увеличение предпринимательской активности; значительную помощь в развитии района оказывали государственные органы власти через ряд инструментов (программы, кредиты, государственные гарантии и пр.). К примеру, в настоящее время действует программа предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства; отлажен механизм возведения объектов за счёт средств государственного и муниципального бюджета. Так, строительство, осуществляемое за счет средств бюджета Омского муниципального района, не завершенное в установленные сроки, отсутствует; отмечается активность в сфере приобретения прав на недвижимость на территории района, возведения объектов ИЖС; реализация федерального закона в сфере энергосбережения способствовало

существенному сокращению объёма энергопотребления в районе; начинают все активнее проявлять себя первичные формы самоорганизации населения. Характерен

пример Новоомского станичного общества по наведению общественного порядка.

Не меньшее значение имеют и негативные тенденции последнего времени. К их числу можно отнести: слабый рост объёма вложений в основной капитал; снижение показателей рентабельности работы сельскохозяйственных организаций;

увеличение доли протяженности

автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.

На основе опроса глав поселений Омского муниципального района можно выделить наиболее востребованные в настоящий момент направления для развития района: развитие инфраструктуры в новых жилых зонах; развитие дорожного фонда; развитие газификации в районе; развитие санаторно-курортной зоны, в том числе возведение новых корпусов и спортивно-развлекательных комплексов; обеспечение степени экономической самостоятельности сельских поселений; развитие новых производств, обеспечивающих занятость населения.

Анализ финансового состояния Омского района свидетельствует о невысокой доле налоговых и неналоговых доходов, низкой степени использования местных налогов в формировании доходной базы муниципального бюджета, недостаточном числе

районообразующих предприятий. Доходная часть бюджета района преимущественно обеспечивается межбюджетными

трансфертами, что в какой то степени сдерживает реальные экономические возможности территории и препятствует развертыванию её потенциала [5].

К сожалению, ряд успешно действующих компаний в районе не являются налогоплательщиками территории на которых осуществляется фактически

производственная деятельность и налоговые поступления происходят в бюджеты других территориальных образований, так же возможна и другая ситуация, когда структурное подразделение НПО «Мостовик» в поселке «Дружино» Омского района, ранее формировавшее максимальное значение бюджета сельского поселения в сравнении с другими 23 поселениями района, теперь подпадает под реорганизационные процедуры вместе с материнской компанией.

В связи с уменьшением годовых бюджетных назначений по доходной части районный бюджет планируется с дефицитом.

Таблица 1 - SWOT-анализ социально-экономического развития Омского района

Возможности

- Выведение части производственных активов с территории городских предприятий в поселения района;

- расширение доли индивидуального жилищного строительства;

- перспективы повышения экономической ценности земель;

- создание в районе транспортно -логистического комплекса: развитие системы складских помещений и сервисных центров

Угрозы

- Люди не рассматривают территорию района как цельное образование, многие работают в городе и не озабочены развитием района;

- превращение района в жилую зону, выведение производственной базы за пределы района;

- несинхронность в развитии поселений района с соседними районами, что может вызвать конфликты интересов жителей смежных территорий;

- передача в собственность лицам под ИЖС участков без учета интересов жителей и требований комплексности застройки территории;

- сворачивание программ государственной поддержки района и входящих в него поселений;

- отсутствие комплексности в размещении объектов (например, районы жилой застройки проектируются вне зависимости от сфер приложения труда);

- отъезд молодёжи;

- нарастание апатии и равнодушия, пьянство и пр.;

- нежелание людей работать на селе;

- опережающий рост тарифов ЖКХ по отношению к динамике доходов населения.

Сильные стороны

- Наличие приграничных территорий с областным центром;

- наличие трасс федерального значения на территории района;

- положительное миграционное сальдо;

- наличие рекреационных зон;

- наличие обширных сельскохозяйственных площадей, используемых в животноводстве и растениеводстве;

- высокий уровень образованности населения;

- сравнительно высокий уровень газификации в районе;

- сравнительно высокая доля автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования;

- наличие сложившейся санаторно-курортной зоны в Красноярско-Чернолученской зоне;

- наличие сырья для производства строительных материалов (глина, лес и пр.);

- наличие плодородных земель;

- наличие большой группы достопримечательностей._

I

-Формирование условий

для создания

агломерации;

-участие в формировании

крупного логистического

комплекса;

-формирование крупного

рекреационно-

туристического кластера;

-формирование

санаторно-курортного

кластера;

- налаживание системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для новых видов бизнеса; -увеличение производства строительных материалов;

- развитие системы переработки продуктов питания.

- Активизация в сфере налаживания межмуниципального сотрудничества;

- повышение доли собственных доходов в структуре муниципального бюджета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совершенствование системы территориального планирования;

- увеличение финансирования муниципальной программы поддержки малого бизнеса, в том числе микропредприятия;

- формирование системы поддержки районообразующих организаций.

Продолжение Таблицы 1

Слабые стороны

- Невысокий уровень урбанизации, большое количество сельских поселений -23;

- высокий уровень безработицы в некоторых населенных пунктах поселений;

- не все площади земельных участков являются объектами налогообложения;

- не высокая степень использования земель сельскохозяйственного назначения;

- недостаточно развитая транспортная инфраструктура;

- доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет всего 8,3 процента; -пространственная земель для строительства;

- размытость специализации района, объединяющей идеи;

- отсутствие социального жилья, что не позволяет закреплять на селе квалифицированные кадры;

- изношенность коммунальных сетей;

- существенные недостатки в системе водоснабжения отдельных территорий;

- отсутствие во многих поселениях градообразующих предприятий, слабость малого бизнеса.

ограниченность дополнительного

производственной отсутствие

- Развитие малого и среднего бизнеса;

- содействие созданию в поселениях районов новых

производственных мощностей;

- совершенствование системы земельного учёта и повышение уровня налоговых поступлений;

- формирование санаторно-курортной зоны;

- расширение сферы жилищного строительства;

- формирование комплексной системы освоения территории.

IV

- Формирование активной социальной и профориентационной политики;

- выработка мер по эффективной организации учёта земельных ресурсов и совершенствование порядка отвода муниципальных участков;

- формирование энергосберегающей политики.

- совершенствование системы водоснабжения населения и разработка сбалансированной экологической политики.

На основании проведённого SWOT-анализа можно выделить базовые стратегические направления развития района, разделённые по четырём базовым направлениям, обеспечивающим:

использование сильных сторон района (I), преодоление слабых сторон (II), реализацию потенциальных возможностей (III) и нейтрализацию потенциальных угроз (IV).

Анализ специализации района свидетельствует, что приоритетными отраслями в развитии Омского района на данный момент являются: растениеводство, животноводство, птицеводство,

перерабатывающая промышленность

(переработка мяса, молока, овощей, семян), санаторно-курортное и рекреационно-туристическое обслуживание.

Базовыми кластерами района должны стать: агропищевой, санаторно-курортный и туристско-рекреационный кластеры, а также развитие вспомогательных секторов.

Для целей долгосрочного

прогнозирования развития экономики района, учитывая дифференциацию развития территорий поселений района, и тенденции экономического развития отдельных территорий выделены признаки одного из видов районирование - экономическое районирование.

Одним из главных доводов в пользу выделения экономических округов является необходимость формирования

сбалансированной региональной политики в отношении поселений, отсутствие которой способствовало изоляции поселений и снижению мотивации к вхождению в кооперированные связи с другими поселениями. Характерной чертой каждого округа должна стать, во-первых, его специализация, во-вторых, наличие вспомогательных производств,

обеспечивающих пропорциональное и диверсифицированное развитие округа на

основе воспроизводства его экономического потенциала, таким образом, сельские поселения могут выступать в качестве инвестиционной площадки развития района.

В научной литературе разрабатываются авторские матрицы для проведения SWOT-анализа, применительно к территориям [6].

В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.06.3013 года №93 «О Стратегии социально-экономического

развития Омской области до 2025 года» приоритетными направлениями Омского района предполагается выделение семи направлений в развитии агропромышленного кластера (два в животноводстве - молочный и мясной, а также пяти в растениеводстве -льняной, крупяной, масличный, зерновой и овощной), по которым должны быть сформированы подкластеры (секторы). С этой целью предполагается увеличение глубины и эффективности переработки сырья, формирование общей логистики, расширение каналов продвижения сельхозпродукции. Возможно вхождение отдельных секторов АПК и в нефтехимический кластер.

Омская область имеет не до конца реализованный лечебный потенциал, позволяющий ей привлекать на свою территорию людей, заинтересованных в улучшении своего здоровья. Основу этого потенциала составляют поселения района -Чернолучинское и Красноярское, где размещены ведущие здравницы

Прииртышья, известные далеко за пределами региона. С целью развития этого кластера необходимо разработать концепцию развития санаторных и лечено-профилактических учреждений Красноярско-Чернолученской зоны, в рамках которой должны быть определены главные приоритеты и обоснованы гарантии для потенциальных инвесторов. Определённая часть

вспомогательных производств кластера может быть размещена в других поселениях муниципального округа.

Анализ производственной специализации муниципальных поселений Омского района позволил выделить 3 уровня кластерной организации. Высший уровень составляют кластеры роста района, представляющие специализацию условных экономических округов. Второй уровень составляют подкластеры в рамках кластеров роста: мясной, молочный, зерновой, овощной, масличный, крупяной. И третий уровень представляют инфраструктурные кластеры, обеспечивающие диверсифицированное

развитие кластеров роста: строительный, деревообрабатывающий.

Кластерный принцип организации экономики района предполагает

воспроизводство внутри каждого кластера (подкластера) максимально возможного перечня технологических звеньев, составляющих относительно завершённую структуру воспроизводственного цикла. Для агропромышленного кластера такими звеньями являются: добывающий сектор, представленный объёмами выращиваемых на соответствующей территории злаков, комбикормовой продукции, а также комплекс перерабатывающих производств. Для санаторно-курортного - развитие

минеральной и сырьевой базы, используемой в лечебно-профилактических целях, а также сети лечебных и оздоровительных учреждений, эффективно использующих осваиваемый ими природный потенциал. Базовыми элементами рекреационно-туристического кластера могут стать уникальные природные и культовые памятники соответствующих территорий, а также обслуживающая их дорожно-транспортная и гостиничная инфраструктура.

Кластерный принцип разделения труда между сельскими поселениями должен упорядочить государственную политику на местном уровне, оптимизировать

распределение бюджетных ресурсов между поселениями с учётом их специализации и скоординировать усилия органов власти муниципального района по формированию кооперационного взаимодействия между муниципальными поселениями и

налаживанию связей с бизнес-сообществами. Предусматривается два уровня

финансирования: через финансирование экономических округов - в соответствии с их кластерной специализацией, и через финансирование инвестиционных проектов на уровне сельских поселений.

При инновационном подходе к муниципальному управлению разумно использовать маркетинговые стратегии, сущность которых раскрывается с позиций его влияния на социально-экономическое развитие сельской местности и целевые установки определяются следующим образом:

- удовлетворение сложившихся потребностей субъектов территории и постепенная переориентация на формирование новых потребностей;

- выявление, развитие и продвижение конкурентных преимуществ территории с

целью повышения инвестиционно - ресурсной привлекательности, развития

инфраструктуры и снижения рисков ведения хозяйственной деятельности, включение в отношения межрайонной и межрегиональной кооперации;

- повышение социальной

привлекательности и имиджа сельской территории через создание условий реализации сложившегося порядка и уклада сельской жизни [7].

Формирование территориального бренда кроме экономических преимуществ от эффекта концентрации, предлагает жителям множество социальных и эмоциональных привилегий. В их число входит возможность делиться информацией, формировать тесные социальные связи и участвовать в разнообразных видах деятельности, которые соответствует их интересам [8].

Заключение

Таким образом: рассматривая точки роста районов Омского региона, могут быть выявлены территории опережающего развития. Для реализации сценария развития территорий необходимо законодательно закрепить статусы ТОР на различных уровнях: региональных, районных. Инновационные подходы к территориальному управлению, создание ТОР и ЗТР требуют подключения инструментов территориального маркетинга.

Библиографический список

1. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации № 473-ФЗ от 29.12.2014.- Российская газета, 2014. - 31 дек. -№ 6571.

2. Федеральный закон Российской Федерации "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 392-ФЗ от 3 декабря 2011 г. - Российская газета, 2011.-9 дек.- № 5654

3. Сайт ГТРК «Омск» 12 канал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: д№-omsk.ru\news\detail.php?ID=160085

4. Сайт ООО «Сибирский деликатес» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sibdel.ru\3.html

5. Сайт Омского муниципального района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: омскийрайон.рф\industry\economy\

6. Соломахин, А.Н. Трахтенберг Б.Е. Определение приоритетных направлений развития муниципальных образований на основе SWOT-анализа. [Электронный ресурс]. MARKETOPEDIA -онлайн энциклопедия маркетинга - Режим доступа: http://marketopedia.ru/227-opredelenie-

prioritenyx-napravlenij-razvitiya-municipalnyx-o b razova nij-na-osn ove-swot-a naliza.html

7. Лукина, Т.С. Разработка маркетинговых стратегий сельских территорий / Т.С. Лукина, О.Ю. Патласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 4 (18). - С. 225-233.

8. Динни, К Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / Под ред. К. Дени; пер. с англ Веры Сечной. - М.: Манн, Иванов и Фербер», 2013 - 336 с.

STRATEGIES IN THE FORMATION OF THE TERRITORY OF PRIORITY DEVELOPMENT

T.S. Luk^, O.Y. Patlasov

Abstract. The authors have suggested the concept of forming territories of priority development at different levels (municipal districts, rural settlements). It is proved that such an innovative approach to municipal management requires the use of regional marketing's instruments. The autors have conducted an analysis of the economy's clustered organization of the Omsk region.

Keywords: territories of priority development, zones of territorial development, especial economic zones, marketing of territories, marketing strategies.

References

1. [Federal Law "On the territories of outrunning social and economic development in the Russian Federation № 473-FZ of the Russian newspaper 29.12.2014. 2014, December 31. № 6571].

2. [Federal Law "On zones of the territorial development in the Russian Federation and on alterations to certain legislative acts of the Russian Federation" N 392-FZ dated December 3, 2011, The Russian newspaper, 2011. 9-dek.- number 5654]

3. Sajt GTRK «Omsk» 12 kanal [The site of GTRK "Omsk", 12th channel] Available at: gtrk-omsk.ru\news\detail.php?ID=160085

4. Sajt OOO «Sibirskij delikates» [Site of JSC "Sibirskiy delikates"]. Available at: www.sibdel.ru\3.html

5. Sajt Omskogo municipal'nogo rajona [Site of the Omsk municipal region]. Available at: omskij-rajon.rf\industry\economy\

6. Solomahin A.N. Trahtenberg B.E. Opre-delenie prioritetnyh napravlenij razvitija municipal'nyh obrazovanij na osnove SWOT-analiza. [Determining priority directions of developing municipal areas on the basis of SWOT analysis]. Available at: http://marketopedia.ru/227-opredelenie-prioritenyx-napravlenij-razvitiya-municipalnyx-obrazovanij-na-osnove-swot-analiza. html

7. Lukina T.S., Patlasov O.Y. Razrabotka marketingovyh strategij sel'skih territorij [Development of the marketing strategy of rural territories]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye is-sledovanija, 2014, no 4 (18). pp. 225-233.

8. Dinni K Brending territorij. Luchshie mirovye praktiki [Branding of territories. The best world practices]. per. s angl Ve-ry Sechnoj. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber», 2013. 336 p.

Лукина Татьяна Сергеевна (Россия, г. Омск) -соискатель Омской гуманитарной академии, депутат Совета Омского муниципального района. (644105, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2 «А», e-mail: lukina33@rambler.ru).

Патласов Олег Юрьевич (Россия, г. Омск) -доктор экономических наук, профессор, проректор по международной деятельности Омской гуманитарной академии; проректор по лицензированию и аккредитации Омского регионального института, профессор ТФ Омского государственного аграрного университета. (644105, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2 «А», e-mail.opatlasov@mail.ru).

Lukina Tatyana Sergeevna (Russian Federation, Omsk) - candidate of Omsk humanitarian academy, the delegate of Council of the Omsk municipal area. (644105, Omsk, st. 4th Chelyuskintsev, 2 "A", e-mail: lukina33@rambler. ru).

Patlasov Oleg Yurievich - doctor of economics, professor, the vice rector for the international activity of Omsk humanitarian academy; vice rector for licensing and accreditation of Omsk regional institute, professor of Omsk state agricultural university). (644105, Omsk, 4th Chelyuskintsev St., 2 "A", e-mail:opatlasov@mail. ru).

УДК 65.01:657.01

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

А.Е. Миллер

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Россия, г. Омск.

Аннотация. В статье исследованы особенности соотношения традиционного и предпринимательского управления затратами в производственно-предпринимательских структурах. Исследованы основные параметры предпринимательского управления. Дана сравнительная характеристика традиционного и предпринимательского управления затратами. Обоснованы принципы формирования предпринимательского управления затратами.

Ключевые слова: предпринимательское управление, затраты, параметры, принципы, предпринимательская структура.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение

Целостное видение проблемы формирования методологии исследования соотношения традиционного и

предпринимательского управления

затратами в условиях инновационной экономики.

С точки зрения экономической теории предпринимательскую деятельность можно рассматривать с одной стороны, как рисковую деятельность с целью получения предпринимательской прибыли, а с другой стороны, как процесс преобразования затрат в результаты. Сущность экономики предпринимательской структуры составляет, во-первых, определение затрат и результатов производства и, во-вторых, их сопоставление, поиск вариантов максимизации результатов и оптимизации затрат.

Таким образом, затраты оказывают прямое и непосредственное влияние на главный показатель деятельности производственно-предпринимательской структуры - прибыль. А управление затратами является важнейшей составляющей системы предпринимательской деятельности. Управление затратами

становится средством достижения

производственно-предпринимательской структурой высокого экономического результата, основой эффективности предпринимательской деятельности.

Безусловно, оно не сводится только к сокращению затрат, а распространяется на все элементы управления ими.

Управление затратами является составляющей не только

предпринимательской деятельности в целом, но и системы управления производственно-предпринимательской структурой. То есть, управление затратами, выступая частью предпринимательской деятельности, её проявлением, еще и фигурирует как один из важных элементов в управлении производственно-предпринимательской структурой. Придерживаясь широко распространенной точки зрения, управление можно представить, как реализацию функций планирования, контроля, координации, организации и стимулирования, которые, в свою очередь, реализуются через этапы разработки, принятия управленческих решений, реализации решений, оценки и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.