Научная статья на тему 'Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / авторский коллектив: Т. Л. Клячко, Н. Л. Титова, А. О. Крыштановский, М. В. Михайлюк, С. Л. Зарецкая, Д. А. Васильев, М. А. Другов. М. : ГУ-ВШЭ, 2002'

Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / авторский коллектив: Т. Л. Клячко, Н. Л. Титова, А. О. Крыштановский, М. В. Михайлюк, С. Л. Зарецкая, Д. А. Васильев, М. А. Другов. М. : ГУ-ВШЭ, 2002 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
124
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая социология
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / авторский коллектив: Т. Л. Клячко, Н. Л. Титова, А. О. Крыштановский, М. В. Михайлюк, С. Л. Зарецкая, Д. А. Васильев, М. А. Другов. М. : ГУ-ВШЭ, 2002»

Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / Авторский коллектив: Т.Л. Клячко, Н.Л. Титова, А.О. Крыштановский, М.В. Михайлюк, С.Л. Зарецкая, Д.А. Васильев, М.А. Другов. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

В серии «Библиотека развития образования», издаваемой Государственным университетом -Высшей школой экономики, вышла новая книга - «Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты», посвященная организационно-финансовым схемам поведения вузов в условиях кризиса бюджетного финансирования.

Работа основана на результатах исследования, проведенного авторским коллективом в Центре образовательной политики ГУ-ВШЭ в 2001 г. Основная идея проекта состояла в исследовании различных способов адаптации вузов к проблемам бюджетного финансирования, ставшим особенно актуальными после кризиса 1998 г. в силу значительного падения платежеспособного спроса населения. В этих условиях сократились возможности семей оплачивать образование детей, что могло привести к резкому уменьшению возможностей вузов по привлечению внебюджетных средств.

Важной и интересной частью работы является глава, посвященная анализу поведения вузов западных стран (Европы, США, Австралии), которые функционируют в условиях сокращения государственной финансовой поддержки. Изучение опыта привлечения этими вузами дополнительных средств и повышения качества образования дает хорошую возможность для формирования предложений по совершенствованию стратегий российских вузов применительно к новым условиям.

Но самую интересную часть предлагаемой читателю книги, безусловно, представляет собой эмпирическое исследование механизмов поведения российских вузов, осуществленное на сформированной в рамках проекта базе данных по всем высшим учебным заведениям России, подведомственным Министерству высшего образования, за 1998-2000 гг. Эта база представляет собой достаточно развернутый перечень показателей деятельности и финансирования вузов за ряд лет. Авторами были разработаны обобщающие характеристики деятельности вуза по следующим направлениям.

• Качество обучения - интенсивность использования вузом различных способов совершенствования учебной деятельности.

• Доходы - финансовое положение, складывающееся из различных внешних источников, а также результатов собственной учебной и научной деятельности.

• Масштабы непрофильной деятельности - интенсивность всех видов деятельности, не относящихся к основной.

• Изменение масштабов деятельности - характеристика степени экстенсивного развития вуза.

Для всех этих характеристик были построены шкалы, позволяющие оценить деятельность каждого вуза как низкую, высокую или среднюю. Затем была разработана типология, позволившая разбить все вузы, вошедшие в базу данных, на группы в зависимости от доминирующей в них адаптационной стратегии. Для каждой группы создан качественный «портрет» входящих в него объектов, представляющий собой описание стратегии адаптации вузов данной группы.

Таким образом были выделены следующие стратегии.

• Максимальное качество - стратегия, направленная на совершенствование основной деятельности вуза.

• Финансовое благополучие - интенсивная стратегия, нацеленная на максимизацию текущих финансовых результатов.

• Диверсификация - стратегия, при которой начинает превалировать непрофильная деятельность вуза.

• Глобализация - стратегия количественного роста основной деятельности.

• Консервативная стратегия - характерная для хорошо зарекомендовавших себя вузов (университетов, технических, педагогических, строительно-архитектурных) крупных и средних промышленных городов.

• Стагнация - характерна для периферийных педагогических и рыночно ориентированных вузов.

• Комбинированные стратегии.

Затем в каждой группе, придерживающейся определенной стратегии адаптации, было исследовано три вуза (проведены глубинные интервью с их руководителями). Собранная информация позволила детально описать каждую стратегию по следующим параметрам: прием в вуз (конкурс, проходной балл, работа с абитуриентами, вступительные экзамены, рост набора), качество обучения, учебные планы и программы курсов, изменение структуры (открытие факультетов и специальностей), формы и методы преподавания, библиотечная база, профессорско-преподавательский состав, материально-техническая база и ее развитие, финансовая поддержка со стороны региональной власти, научная работа, сотрудничество с другими вузами. Такая четкая методологическая схема, а также богатый эмпирический материал позволили авторам показать, что между построенными стратегиями поведения вузов действительно существует значительная разница, хотя некоторые черты могут быть сходными.

Замечательно, что такое сопоставление стратегий не оставлено читателю на самостоятельную работу, а проведено самими исследователями. Помимо систематизации и обобщения полученных результатов, это позволило выявить положительные и отрицательные моменты менеджмента вузов, придерживающихся различных типов адаптации, и сформулировать перспективные направления деятельности учебных заведений. Авторы предложили также прогноз развития ситуации для каждой из стратегий и их возможные последствия.

И хотя для многих выделенных стратегий картина выглядит скорее неутешительной, положительным моментом является попытка разработки перечня успешных направлений адаптационной деятельности вузов по всем изучаемым элементам (развитие вуза, финансы, качество обучения и пр.). Кроме того, предлагаются меры государственной поддержки этих направлений, способствующие успешности этих направлений и в целом функционирования вуза.

Надо отметить, что данная книга представляет собой чуть ли не первую работу, комплексно и разносторонне анализирующую поведение российских вузов в современных условиях. Ее большим достоинством является сочетание как чисто количественных (кластерный анализ), так и качественных (интервью) методов, перевод полученных результатов с языка «сухих цифр» на уровень содержательных выводов и рекомендаций. Крайне важно также, что этот проект фактически заложил основу для долговременного мониторинга экономического состояния российских государственных вузов, стратегий их деятельности и тенденций развития системы высшего образования. Созданная база данных, ежегодно пополняемая, позволит проведение систематических исследований подобного рода в Центре образовательной политики ГУ-ВШЭ. Фактически наиболее важным результатом проекта стала разработка методологии и инструментария для такой работы, в то время как конкретные рекомендации сами авторы считают ограниченными в силу достаточно быстрого изменения как экономической ситуации в стране, так и поведения самих вузов.

Несмотря на ряд недостатков, некоторые из которых отмечены и самими авторами (например, оторванность описания деятельности зарубежных вузов от остальной части работы, формальность описания ситуации в образовательной сфере России, отсутствие заключения, которое подводило бы итоги всей работы), книга представляет несомненный интерес и с точки зрения конкретных результатов и выводов, и с точки зрения новизны исследовательского подхода.

Я.М. Рощина

доц. кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.