Научная статья на тему 'Стратегическое управление инновационным развитием мезоэкономической системы'

Стратегическое управление инновационным развитием мезоэкономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЗОСИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ / INNOVATIVE PROCESS / REGIONAL SYSTEM / STRATEGY / MANAGEMENT / INCENTIVES / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чаленко В. И.

Понятие «регион» является многозначным и многоплановым. Каждый из имеющихся подходов акцентирует внимание на конкретной цели управления регионом, в то время как должны быть реализованы все они в совокупности в целях результативного и целенаправленного развития мезосистемы. В связи с этим необходим целостный, комплексный подход как к рассмотрению дефиниции «регион», так и к определению целей и задач управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic management innovation development of mezoeconomic system

The concept of «region» is multiplevalued and multidimensional. Each of the existing approaches focuses on specific aims for the management of region, they all they must be implemented in conjunction with a view to develop productive and purposeful mezosystem. Therefore, both a holistic, integrated approach to the consideration of the definition of region and the defin-ing goals and objects of management is required.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление инновационным развитием мезоэкономической системы»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ЧАЛЕНКО В.И.,

кандидат экономических наук, докторант, Кубанский государственный университет, e-mail: chalenkov@bk.ru

Понятие «регион» является многозначным и многоплановым. Каждый из имеющихся подходов акцентирует внимание на конкретной цели управления регионом, в то время как должны быть реализованы все они в совокупности в целях результативного и целенаправленного развития мезосистемы. В связи с этим необходим целостный, комплексный подход как к рассмотрению дефиниции «регион», так и к определению целей и задач управления.

Ключевые слова: инновационный процесс; мезосистема; стратегия; управление; принципы.

The concept of «region» is multiplevalued and multidimensional. Each of the existing approaches focuses on specific aims for the management of region, they all they must be implemented in conjunction with a view to develop productive and purposeful mezosystem. Therefore, both a holistic, integrated approach to the consideration of the definition of region and the defin-ing goals and objects of management is required.

Keywords: innovative process; regional system; strategy; management; incentives; principles.

Коды классификатора JEL: O31, R58.

Начало XXI в. ознаменовалось сменой парадигмы экономического развития. Сущность новой парадигмы четко и образно была сформулирована А. Гранбергом: «наше ключевое слово - регион, наше мировоззрение - мир регионов, наши главные идеи - устойчивое развитие, регионализм и интеграция» [2, с. 34]. В работах зарубежных и российских ученых имеется много дефиниций категории «регион», которые значительно отличаются друг от друга. В результате анализа представленных в литературе мнений ученых о понимании сущности региона, выделим следующие подходы.

1. Регион - «территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое окружение, социоэкономи-ческую, политическую и культурную среды, а также пространственную структуру, отличную от других регионов и территориальных единиц, таких, как город или нация» [12, с. 17].

2. Регион как «сложный территориально-экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребности в связи с внешней средой» [3, 5], т.е. обособленное административно-территориальное образование в границах страны, обладающее собственной государственностью и относительной самостоятельностью в проведении социально-экономической политики (регион - квазигосударство).

3. Регион как относительно самостоятельная подсистема социально-экономической системы страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса [4, 6, 9].

4. Регион как социум, т.е. общность людей, проживающая на определенной территории, характеризующаяся специфическими особенностями жизнедеятельности. Данный подход включает не только экономические, но и культурные, политические и другие аспекты региональной общности людей.

5. Регион как особый субъект экономической деятельности в едином экономическом пространстве страны, наделенный соответствующими правами и обязанностями (регион - квазикорпорация).

6. Регион как социально-экономическая система с определенной структурой и функциями, включающая различные взаимодействующие элементы (отрасли, инфраструктуру и т.п.) выступает как сравнительно обособленная подсистема национальной экономики.

7. Регион как территориально локализованная система рынков [7].

Итак, понятие «регион» является многозначным и многоплановым, имеет довольно много толкований, и ни одно из них не может быть признано универсальным. Совершенно был прав А. Гранберг, говоря о том, что регион - понятие типологическое. В этом контексте возможны различные типологии регионов на основе многообразных признаков, выбор которых зависит от характера научно-исследовательской задачи. Вместе с тем каждый из вышепри-

© В.И. Чаленко, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

веденных подходов акцентирует внимание на конкретной цели управления регионом, в то время как должны быть реализованы все они в совокупности в целях результативного и целенаправленного развития мезосистемы. В связи с этим необходим целостный, комплексный подход как к рассмотрению дефиниции «регион», так и к определению целей и задач управления.

Поскольку экономика России - это полирегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр-регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий, поэтому на первый план в региональной парадигме сегодня выходят не процессы размещения, а процессы взаимодействия (горизонтального - регионов одного уровня и вертикального - регионов различных уровней иерархии).

Значение становления регионов как взаимодействующих экономических субъектов важно по целому ряду причин. Необходим механизм, во-первых, позволяющий, учитывать своеобразие российских регионов при осуществлении реформ, в котором регионы выступают субъектами права и экономики, имеют компетенции и властные полномочия для решения вопросов региональной жизни; во-вторых, гарантирующий стабильность проводимых реформ. Бесспорно, в настоящее время субъекты РФ не являются полностью самостоятельными и независимыми от центра субъектами хозяйствования. Значительная часть вопросов разграничения собственности и полномочий решена формально и содержит противоречия. Помимо этого, не каждое региональное образование может быть объявлено экономическим субъектом. Существующее административно-территориальное деление в нашей стране обусловлено историческими причинами и носит скорее политический, чем экономический характер, в связи с этим не каждый субъект РФ реально может быть экономическим субъектом. Имеет место значительная дифференциация уровня экономического развития регионов. Если при административно-командной системе управления собственный потенциал регионов не имел принципиального значения, то в рыночных условиях выделение субъектов Федерации без учета их экономических возможностей не позволяет им выполнять конституционные обязанности по отношению к их населению. Сегодня большая часть субъектов РФ является глубоко дотационными, а другие, более богатые регионы субсидируют бедные регионы, что не может не усиливать сепаратистские настроения и ослаблять государство.

В современных условиях как для стран Запада, так и для России характерна связь между уровнем развития региона и его стремлением к самостоятельности, в частности, в области принятия таких значимых решений, как привлечение инвестиций, стимулирование инновационной активности, осуществление внешнеэкономической деятельности. Так, например, в США наиболее экономически развитые штаты (Калифорния, Техас, Нью-Йорк) являются частично независимыми и проактивными1. Власти отдельных штатов США и земель Германии обладают высокой степенью автономности и располагают значительными финансовыми ресурсами. Ряду провинций Италии (Пьемонт, Лигурия, Ломбардия, Эмилия-Романо) и Испании (Каталония, Галисия, Кантабрия) также предоставлена возможность децентрализованного принятия решений. Значительной автономией наделены регионы таких традиционно централизованных стран, как Франция (Лангедок-Русейон), Япония (Кансай). Муниципалитеты Пекина и др. крупных китайских городов самостоятельно планируют организацию новых зон экономического развития, технопарков [7]. В России регионы с высоким потенциалом экономического развития также стремятся к формированию самостоятельной региональной политики.

Резюмируя сказанное, отметим: регион с точки зрения административного деления и экономическое понятие региона как экономического субъекта не совпадают. Регион как экономический субъект должен обладать не только территориальной общностью, но и возможностями осуществления хозяйственной деятельности: имуществом, полномочиями. Указанные условия сегодня задаются «сверху», должны же быть результатом согласования интересов центра и регионов. Помимо этого, приближение административного региона к статусу экономического субъекта зависит и от его активности, овладения механизмами самоуправления, творческой инициативы властей и субъектов хозяйствования региона, поиска адекватных названному статусу способов взаимодействия с центром и другими регионами. Здесь возникает различие в понимании регионального деления с точки зрения центральной власти и со стороны территорий. С точки зрения федерального центра регионы должны быть самостоятельными единицами со сплошной территорией, интересы экономической целесообразности требуют наличия общности внутри территорий и возможности самостоятельной деятельности. Мезоинициативы «снизу» обусловлены движением к самоуправлению и самостоятельности территорий, активностью региональных элит, и зачастую не корреспондируются с экономической целесообразностью. На практике формирование региональной системы в России происходит как результат столкновения интересов государства и инициатив региональных элит.

Итак, в новой региональной парадигме источники и возможности регионального развития обусловливаются не только и не столько тем, что находится внутри региона, сколько взаимодействием субъектов хозяйствования разного уровня (взаимодействием как по горизонтали, так и по вертикали). По существу речь идет о необходимости формирования методологического инструментария, анализирующего экономические процессы мезосистем, включающие взаимодействие систем одного уровня и межуровневое взаимодействие, а также его проявление в регионе. Регион представляет собой мезоэкономическую систему, характеризующуюся взаимопереплетением макро-, мезо- и микроэкономических процессов.

Наличие различных подходов к определению категории «регион» детерминирует и различные цели регионального управления. Регион как объект управления представляет собой социально-экономическую систему со своей структурой, населением, производственно-хозяйственным комплексом, рыночным механизмом и уровнем развития, которая функционирует в определенном экономическом пространстве, во внешней среде и, в то же время, нацелена на решение внутренних проблем, связанных с использованием территориальных ресурсов для решения различных социально-экономических задач на основе самообеспечения [3]. Исходя из этого, общей целью управления регио-

1 Не случайно экономическая теория федерализма родилась именно там.

ном является обеспечение поступательного его развития на основе повышения качества жизни населения. Конкретизация целей развития на мезоуровне в зависимости от внешних и внутренних факторов, с учетом периода принятия управленческих решений осуществляется в процессе разработки соответствующей региональной политики. Как отмечалось нами выше, управление регионом осуществляется в соответствующем экономическом пространстве. Категория «экономическое пространство», так же как и «регион», имеет многозначный смысл. Под экономическим пространством нами понимается относительно обособленная сфера хозяйствования, образованная совокупностью физических и юридических лиц, непрерывно взаимодействующих в границах определенной географической и государственной территории, и вступающих в экономические отношения по поводу распределения факторов и результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Реализуясь в экономико-инновационном пространстве, современное управление регионом должно базироваться на определенных принципах, отвечающих современным условиям хозяйствования:

Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в региональной хозяйственной системе, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки этого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем ее достижению. Он позволяет любую систему расчленить на множество подсистем. Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию указанного объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.

Принцип непрерывности предполагает необходимость разработки прогнозов, планов различного временного аспекта, и их увязку между собой.

Принцип целеполагания и приоритетности требует, чтобы на каждом временном этапе были определены цели, а в качестве приоритетов социально-экономического развития - выделялись отрасли экономики и социальноэкономические проблемы, от развития и решения которых зависит инновационное развитие экономики региона в целом. Названный принцип позволяет сосредоточить ресурсы на основных направлениях развития экономики и решения региональных проблем. Для достижения наибольшей результативности представляется целесообразным упорядочение тех стратегических ориентиров, которые обеспечат повышение конкурентоспособности предприятий региона на внешнем и внутреннем рынках.

Принцип комплексности детерминирует перечень целевых ориентиров, которые должны быть достигнуты в результате взаимодействия региональных органов и хозяйствующих субъектов, занимающихся инновационной деятельностью. Реализация указанного принципа требует четкости и согласованности управленческих решений, которые принимаются на разных уровнях власти. На региональном уровне стимулирование инновационной деятельности осуществляется посредством создания благоприятных условий для привлечения инвестиционных и трудовых ресурсов, необходимых для осуществления инновационных проектов. Стимулирующие меры, ориентированные на активизацию инновационной деятельности, должны быть согласованы с общей стратегией развития хозяйственной системы России, что обеспечит комплексность в ходе воплощения в жизнь целевых ориентиров. В то же время при осуществлении государственной политики регионального развития, а также при реализации управляющего воздействия интересов всех субъектов, участвующих в осуществлении социально-экономических процессов в регионе, должен обеспечиваться реальный учет региональных интересов.

Принцип разграничения полномочий (принцип субсидиарности) означает необходимость четкого разграничения прав и обязанностей по исполнительной вертикали с делегированием полномочий на тот территориальный уровень, где они могут исполняться наиболее эффективно. Согласно данному принципу, федеральным властям должны быть делегированы те политические, экономические и др. функции, которые не могут с той же эффективностью выполняться региональными органами власти и управления [1].

Принцип научности обусловливает необходимость применения научных методов при оценке особенностей функционирования субъектов инновационной деятельности в обработке полученной информации, анализе исследуемых тенденций развития и составлении сценарного прогноза на средне- и долгосрочную перспективу. Названный принцип предполагает использование современных методов управления на разных уровнях управления, что будет способствовать реализации намеченных целевых ориентиров.

Принцип оптимальности реализуется при формировании различных подходов к достижению целевых ориентиров и выработке альтернативных решений по их воплощению в жизнь. Реализация данного принципа должна базироваться не только на количественных оценках затрачиваемых ресурсов, но и на системном и комплексном подходе к их использованию. Принцип оптимальности позволяет при альтернативных направлениях повышения эффективности инновационной деятельности в регионе принимать наиболее рациональные решения, позволяющие достигать целевые ориентиры.

Принцип синергизма реализуется при условии активного взаимодействия субъектов инновационной деятельности, и является неотъемлемой частью комплекса мер управленческой направленности. Учет названного принципа обеспечит рациональное использование имеющихся ограниченных ресурсов (производственных, финансовых, трудовых) и позволит оценить уровень системности эффектов, получаемых в результате инновационной деятельности.

Принцип инвариантности к изменению роли субъекта отражает факт неоднозначного распределения функциональных ролей между субъектами инновационной деятельности. При моделировании системы управления инновационной деятельностью в регионе возникает необходимость определения перспективных направлений сотрудничества, что определяется, с одной стороны, возможностью экономических субъектов играть различные роли, решать

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

определенные задачи с разной эффективностью, а с другой стороны - многообразием данных задач и динамизмом изменений внешней среды, в которой происходит воплощение в жизнь инновационных проектов [11].

■/ Принцип открытости означает открытый характер региональной системы управления при значительной вариативности внешних условий. Иными словами, возможность расширяться посредством включения новых субъектов, создания и использования новых технологий, инструментов, позволяющих осуществлять эффективное управление инновационным процессом мезоэкономической системы.

Принцип адаптивности или принцип необходимого разнообразия Эшби, согласно которому система управления инновационным развитием должна обеспечивать возможность адаптации к меняющимся условиям, способствовать снижению рисков (финансового, делового, техногенного, социального, информационного и т.д.). Следует отметить, что при формировании системы управления инновационным процессом в регионе вопрос учета закона Эшби встает достаточно остро, поскольку сложность взаимодействия субъектов инновационной деятельности в значительной степени превосходит сложность взаимодействия, возникающего между бизнес-структурами. Сегодня фактически единственным параметром взаимодействия в бизнес-сообществе являются денежные потоки, что явно недостаточно для оценки целесообразности и результативности взаимодействия субъектов инновационной деятельности.2

Принцип измеримости и обратной связи позволит обеспечить общность критериальной базы управления посредством установления общих правил параметризации управления инновационным развитием для оценки его эффективности. Указанный принцип предполагает, что управление интеграционным взаимодействием субъектов инновационной деятельности в регионе должно осуществляться с учетом динамичных изменений внешней среды посредством анализа данных, поступающих от объектов управления, и последующим внесением корректив в соответствии с результатами мониторинга.

Все приведенные выше принципы регионального управления инновационной деятельностью должны соответствовать принципам развития региона - целеполагающим правилам, императивам региональной политики, общим требованиям, определяющим социально-экономический прогресс на мезоуровне при помощи норм, правил, рекомендаций по организации и воплощению в жизнь регионального управления и инновационной деятельности [8]. В зарубежной и российской практике основными принципами регионального развития принято считать следующие принципы: рационального размещения, эффективности регионального развития, комплексности, сбалансированности и пропорциональности, комплементарности, самостоятельности и самодостаточности, социальный, экологический, самобытности. В последнее время в литературе выделяются такие принципы, как институциональный, обеспечения единого информационного пространства региона [6]. На наш взгляд, данный перечень следует дополнить принципами инновационно-ориентированного развития и информационной открытости, которые означают признание ведущей роли инноваций в трансформации региональной хозяйственной системы, значения информационного обмена в повышении эффективности ее функционирования (табл. 1).

Таблица 1

Соответствие принципов регионального управления и развития

Принципы управления Принципы регионального развития

Системности Принцип всестороннего развития

Непрерывности Принцип комплементарности

Целеполагания и приоритетности Принцип согласования, экологический, социальный принцип, принцип пропорциональности и инновационно-ориентированного развития

Комплексности Принцип комплексности регионального развития

Разграничения полномочий Принцип самостоятельности и самодостаточности регионального развития

Научности Принцип сбалансированности и пропорциональности регионального развития

Оптимальности Принцип эффективности регионального развития, социальный принцип

Инвариантности Принцип рационального размещения

Синергизма Принцип комплементарности и инновационно-ориентированного развития

Открытости Принцип комплементарности и информационной открытости

Адаптивности Институциональный принцип

Измеримости и обратной связи Принцип эффективности регионального развития

Ключевыми характеристиками процесса управления инновационной деятельностью мезоэкономической системы являются системность и комплексность, т.к. любое регулирование предполагает достижение заданного конечного состояния управляемых подсистем как основополагающей задачи управления, сопряженного с повышением результативности функционирования названной системы.

2 В инновационной деятельности необходимо учитывать множество других факторов (приращение интеллектуальной собственности, социальную значимость, культурные, правовые особенности и др.) [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аболин О.Ю. Всемирный и европейский федерализм. Вероятные перспективы // Политические исследования. 1994. № 5.

2. Гранберг А.Г. Региональная экономика. М., 2000.

3. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой / Под ред. Г.В. Гутмана. М., 2002.

4. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. Л., 1989.

5. Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология. 1994. № 2-3.

6. Золотухина А.В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов. М., 2010.

7. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М., 2003.

8. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30.12.2008. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ. М., 2009.

9. НекрасовН.Н. Региональная экономика. М., 1975.

10. Отоцкий П.Л., Десятов И.В., Кузнецов Е.П., Серегин С.Н., Шишов В.В. Анализ механизмов снижения рисков инновационной деятельности на базе кибернетического управления национальной, региональной или крупной корпоративной системой // Исследовано в России. Электронный журнал. 2006. 011/060201.

11. Формирование регионального модуля национальной инновационной системы / Под ред. Л.Г. Матвеевой, Т.В. Федосовой. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФН, 2009.

12. Markusen A. Regions: Economic and Politics of Territory. Rodman and Littlefield Publishes. N.Y., 1987.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.