Научная статья на тему 'Стратегическое управление инновационной деятельностью компании как основа эффективного управления'

Стратегическое управление инновационной деятельностью компании как основа эффективного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1248
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / INNOVATION / STRATEGY / MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT / EFFICIENCY / STRATEGIC ANALYSIS / STRATEGIC REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чаплюк В.З., Абуева М.М.-С.

Становление и развитие инновационной экономики государства осуществляется за счет компаний, использующих в хозяйственной деятельности передовые технологии и рациональную организацию инновационного производства. Возрастание роли инновационной деятельности требует от компаний новых подходов к организации и методам стратегического управления, умения вырабатывать и эффективно реализовывать инновационные стратегии. Во всем мире именно стратегическое управление инновационной деятельностью признано самым эффективным фактором успешного функционирования компании в конкурентной среде. Предложена система стратегического управления инновационной деятельностью компании, которая проходит несколько этапов разработки и реализации. Особую роль в данной системе играет стратегическая отчетность, отражающая ключевые показатели эффективности инновационной деятельности компании. Использование данных отчетности в системе стратегического управления позволяет получить информацию о наиболее важных и значимых показателях инновационной деятельности, что увеличивает скорость оперативного реагирования менеджеров на изменения внешней и внутренней среды компании. При этом повышается гибкость производственной деятельности компании, акцент управления смещается с контроля прошлого на анализ и прогнозирование будущего. Система стратегического управления инновационной деятельностью компании выступает «несущей конструкцией» прогнозирования будущих кризисных ситуаций и антикризисного управления хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чаплюк В.З., Абуева М.М.-С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPANY INNOVATIVE ACTIVITY’S STRATEGIC MANAGEMENT AS A BASE FOR EFFICIENT ADMINISTRATION

Formation and development of innovative economy of the sate is carried out by means of companies which use advanced technologies and rational organization of innovative production in their economical activity. Growing role of innovative activity requires new approaches to organization and methods of strategic management, skills to develop and realize innovative strategies efficiently. Around the world exactly strategic management of innovative activity was voted as the most efficient factor of successful functioning of a company in competitive environment. The article offers a system of strategic management of innovative activity, which is carried out by several stages of development and realization. The key role of this system is played by strategic reporting, showing the main indices of innovative activity’s efficiency. The use of reporting data in the system of strategic management allows getting information about the most important and significant indices of innovative activity, and it speeds up operative response of managers for changes in external and internal environment of a company. It also improves a flexibility of a company ’s manufacturing activity; the management stress transits from the control of past events to the analysis and forecasting future actions. The system of strategic management of innovative activity is a “basic structure” of forecasting of future crisis situations and anti-crisis economical subjects’ management.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление инновационной деятельностью компании как основа эффективного управления»

В.З. Чаплюк, доктор экон. наук, профессор, М.М.-С. Абуева, аспирант, кафедра «Бухгалтерский учет, аудит и статистика»,

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия, milashka.m.a@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМПАНИИ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Становление и развитие инновационной экономики государства осуществляется за счет компаний, использующих в хозяйственной деятельности передовые технологии и рациональную организацию инновационного производства. Возрастание роли инновационной деятельности требует от компаний новых подходов к организации и методам стратегического управления, умения вырабатывать и эффективно реализовывать инновационные стратегии. Во всем мире именно стратегическое управление инновационной деятельностью признано самым эффективным фактором успешного функционирования компании в конкурентной среде. Предложена система стратегического управления инновационной деятельностью компании, которая проходит несколько этапов разработки и реализации. Особую роль в данной системе играет стратегическая отчетность, отражающая ключевые показатели эффективности инновационной деятельности компании. Использование данных отчетности в системе стратегического управления позволяет получить информацию о наиболее важных и значимых показателях инновационной деятельности, что увеличивает скорость оперативного реагирования менеджеров на изменения внешней и внутренней среды компании. При этом повышается гибкость производственной деятельности компании, акцент управления смещается с контроля прошлого на анализ и прогнозирование будущего. Система стратегического управления инновационной деятельностью компании выступает «несущей конструкцией» прогнозирования будущих кризисных ситуаций и антикризисного управления хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: инновации, стратегия, управление, инновационная деятельность, стратегическое управление, эффективность, стратегический анализ, стратегическая отчетность.

В условиях кризиса и экономической неопределенности масштабы бизнеса хозяйствующих субъектов значительно сужаются. Для активизации деятельности необходимо производство новой, более качественной, продукции, что обуславливает выбор инновационного пути развития.

При этом компании, реализуя инновационный сценарий развития, сталкиваются с проблемами организации инноваций и управления ими, так как к внедрению, ор-

ганизации и управлению технологическими новшествами требуется иной подход. Практика показывает, что традиционные схемы, применяемые в управлении и организации деятельности компаний, в условиях инновационной экономики недостаточны.

Оперативное управление не может в полной мере, в силу существенных трудовых и временных затрат, способствовать внедрению инноваций в деятельность компаний, соответственно, требуется переход

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

к стратегическому управлению инновацион- По мнению П. Дойля и Ф. Штерна,

ной деятельностью. В этой связи проблемы стратегия фирмы подразумевает определе-

совершенствования управления инноваци- ние следующих направлений деятельности:

онной деятельностью компании являются в какие конкретные товары и рынки целесо-

актуальными и оказывают непосредственное влияние на ее экономический рост и конкурентоспособность.

Выбор эффективной стратегии управления внедрением инновационных проектов, несомненно, способствует успеху инновационной деятельности. На практике же реализация компанией даже хорошо продуманной стратегии может не иметь запланированного успеха. Принятая инновационная стратегия полностью зависит от факторов внешней среды компании.1

При определении методических основ реализации эффективной стратегии управления инновационной деятельностью компании целесообразно рассмотреть существующие подходы к изучению данной проблематики, представленные известными теоретиками в области стратегического управления.

В концептуальной модели стратегического управления И. Ансофф выделяет 5 принципов, подходов, которые необходимо учитывать при разработке стратегии управления: реакция на изменения окружающей среды; реагирование на изменения внешней среды; комплексность компетенций предприятия; взаимосвязь между стратегией и организационной культурой предприятия; роль лидерства2.

В концепции стратегического управления Артура А. Томпсона-мл. и А.Дж. Стрикленда предлагается учитывать следующие пять основных задач: формирование стратегического ви-

Практика показывает, что традиционные схемы, применяемые в управлении и организации деятельности компаний, в условиях инновационной экономики недостаточны. Выбор эффективной стратегии управления внедрением инновационных проектов, несомненно, способствует успеху инновационной деятельности.

Основные требования к формулируемым целям инновационной деятельности - конкретность, измеримость и практическая реализуемость.

образно будет вкладывать свои ресурсы и усилия, а также как это будет сделано4.

На основе рассмотренных выше концепций авторами предложена схема управления инновационной деятельностью компании, включающая шесть последовательных этапов разработки системы стратегического управления (рисунок). Представленные этапы стратегического управления включают детализацию инновационной стратегии компании в рамках краткосрочного и среднесрочного периодов через формирование необходимых оценочных расчетов внедренных или находящихся на стадии внедрения инновационных проектов.

Далее более подробно рассмотрим содержание каждого этапа системы стратегического управления инновационной деятельностью.

1-й этап. Целеполагание. На первом этапе устанавливаются цели развития и функционирования компании, ориентированные на инновационную деятельность. Параллельно с формулированием целей проводятся выбор проекта и структурирование ключевых задач в области инновационной деятельности. Основные требования к формулируемым целям инновационной деятельности - конкретность, измеримость и прак-— тическая реализуемость. 2-й этап. Стратегический анализ. На втором этапе проводится стратегический анализ, включающий анализ внешней среды, анализ внутренней среды

дения будущего компании; постановка це- и оценку состояния инновационного потен-лей; разработка стратегии; реализация стра- циала компании.

тегии; оценка результатов и корректировка В современных условиях степень обе-

стратегического видения3.

спеченности устойчивости и эффективности

Система стратегического управления инновационной деятельностью компании

инновационного развития компании целесообразно оценивать по результатам анализа макроэкономической среды в динамике и выявлять факторы, влияющие на ее изменение. Выявленные в ходе анализа изменяющиеся факторы позволяют сделать вывод об экономически целесообразных направлениях развития страны, а также предопределяют основные направления развития инновационной стратегии компании.

На этапе стратегического анализа внутренней среды компании проводится оценка состояния инновационного потенциала всех функциональных подразделений компании, участвующих в осуществлении инновационной деятельности. Данные о состоянии инновационного потенциала компании позволяют судить об эффективности управления инновационной деятельностью.5

3-й этап. Разработка инновационной стратегии. На третьем этапе системы стратегического управления инновационной деятельностью компании наступает очередь стратегической ориентации. Формулируется предпочтительная инновационная стратегия развития с учетом результатов анализа внешней и внутренней среды.

4-й этап. Реализация инновационной стратегии. Реализация инновационной стратегии осуществляется методом отбора, оценки и реализации наиболее эффективных инновационных проектов.

На основе принятой и утвержденной инновационной стратегии компании формируется план мероприятий по ее реализации, что включает следующий комплекс действий:

1. Проводится первоначальный отбор инновационных проектов.

№ 11(74) ДЕКАБРЬ 2016

т

2. Формируется перечень текущих инновационных проектов с подтвержденными объемами финансирования, источниками финансирования, сроками исполнения, ответственными лицами, необходимыми инфраструктурными и кадровыми условиями их реализации и численной оценкой ожидаемых результатов.

3. Оценивается эффективность инновационного проекта.

4. Проводится оценка риска инновационного проекта.6

5-й этап. Стратегическая отчетность. По результатам оценки результатов 4-го этапа стратегического управления составляется стратегическая отчетность компании. Стратегическая отчетность является логическим завершением стратегического управления инновационной деятельностью компании.

В системе стратегического управления инновационной деятельностью компании накапливается большой объем информации. Для принятия управленческих решений важно иметь только необходимую информацию, чтобы не затеряться в огромном массиве данных. При этом необходимо учитывать, что состав и формы отчетности индивидуальны и зависят от особенностей деятельности организации. Поэтому при постановке стратегического управления инновационной деятельностью в компании необходимо определить состав и разработать формы стратегической отчетности.

6-й этап. Мониторинг и контроль реализации инновационной стратегии. Мониторинг инновационной деятельности является важным механизмом стратегии, обеспечивающим обратную связь и позволяющим оперативно реагировать на изменения состояния внешних и внутренних факторов.

Мониторинг и контроль осуществляются ежеквартально и ежегодно. Ответственность за организацию мониторинга и контроля инновационной деятельности возлагается на исполнительные органы компании.

Для осуществления контрольной функции за исполнением инновационной стратегии компании и текущего плана ее реализации исполнительные органы предусматривают проведение регулярных контрольных мероприятий, в ходе которых проверяются

реализация инновационных проектов, эффективность расходования выделенных средств, принимается решение о продолжении или приостановке принятых инновационных проектов и инициировании новых.

Таким образом, в организации стратегического управления инновационной деятельностью компании главная роль отводится разработке и реализации инновационной стратегии, на основе которой формируется стратегическая отчетность, отражающая ключевые показатели эффективности инновационной деятельности компании. Стратегическое управление предполагает всесторонний анализ и моделирование ситуаций. На основе результатов анализа осуществляются гибкое регулирование проекта и своевременные производственные изменения, отвечающие состоянию внешней и внутренней среды, что в совокупности позволяет компании выжить и достигнуть своей цели в долгосрочной перспективе. При этом инновационный менеджмент, осуществляемый в компании, позволяет четко обозначить задачи и цели, а также принципы, этапы, методы и способы формирования и реализации инновационной стратегии развития компании.

По мнению авторов, применение разработанной модели стратегического управления инновационной деятельностью позволит активизировать реализацию технологических новшеств в продукции компании и более эффективно осуществлять процесс управления ее инновационной деятельностью.

Литература

1. Чаплюк В.З. Инновационные процессы в российской экономике // Бизнес в законе. 2015. № 1. С. 34-41.

2. Ансофф И. Стратегический менеджмент / пер. с англ.; под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2011. 344 с.

3. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд. М.: Вильямс, 2007. 928 с.

4. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг, менеджмент и стратегии. 4-е изд. СПб.: Питер, 2007. 544 с.: ил. (Серия «Классический зарубежный учебник».)

5. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Учет, анализ и стратегическое управление инновационной

деятельностью. М.: Финансы и статистика, 2014. 216 с.

6. Абуева М.М.-С. Оценка уровня риска инновационной деятельности предприятия //

Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Новая наука: от идеи к результату». Сургут, 2016. С. 129— 131.

COMPANY INNOVATIVE ACTIVITY'S STRATEGIC MANAGEMENT AS A BASE FOR EFFICIENT ADMINISTRATION

V.Z. Chaplyuk, Doctor of Economics, Professor, M.M-S. Abuyeva, postgraduate, The department «Accounting, auditing and statistics», Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, milashka.m.a@mail.ru, 89166181487@mail.ru

Formation and development of innovative economy of the sate is carried out by means of companies which use advanced technologies and rational organization of innovative production in their economical activity. Growing role of innovative activity requires new approaches to organization and methods of strategic management, skills to develop and realize innovative strategies efficiently. Around the world exactly strategic management of innovative activity was voted as the most efficient factor of successful functioning of a company in competitive environment.

The article offers a system of strategic management of innovative activity, which is carried out by several stages of development and realization. The key role of this system is played by strategic reporting, showing the main indices of innovative activity's efficiency.

The use of reporting data in the system of strategic management allows getting information about the most important and significant indices of innovative activity, and it speeds up operative response of managers for changes in external and internal environment of a company. It also improves a flexibility of a company's manufacturing activity; the management stress transits from the control ofpast events to the analysis and forecasting future actions. The system of strategic management of innovative activity is a "basic structure" of forecasting of future crisis situations and anti-crisis economical subjects' management.

Key words: innovation, strategy, management, innovation, strategic management, efficiency, strategic analysis, strategic reporting.

References

1. Chapliuk VZ. Innovatsionnye protsessy v rossi-iskoi ekonomike [Innovative processes in Russian economy]. Biznes v zakone - Business law, 2015, no.

1. pp. 34-41.

2. Ansoff I. Strategicheskii menedzhment [Strategic management]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 344 p.

3. Tompson-ml. Artur A., Striklend A.Dzh. Strategicheskii menedzhment: kontseptsii i situatsii dlia analiza [Strategic management: concepts and situations for analysis]. Moscow, Vil'iams Publ., 2007. 928 p.

4. Doil' P., Shtern F. Marketing, menedzhment i strategii [Marketing, management and strategy]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 544 p.

5. Ilysheva N.N., Krylov S.I. Uchet, analiz i strate-gicheskoe upravlenie innovatsionnoi deiatel'nost'iu [Accounting, analysis, and strategic management of innovative activity]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2014. 216 p.

6. Abueva M.M.-S. Otsenka urovnia riska innovatsionnoi deiatel'nosti predpriiatiia [Risk assessment of innovative activity of the enterprise]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Novaia nauka: ot idei k rezul'tatu» [Proceedings of the International scientific-practical conference "New science: from idea to result"]. Surgut, 2016, pp. 129-131.

Ó2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.