Научная статья на тему 'Стратегическое развитие России и задачи контрольно-счетных органов российской Федерации'

Стратегическое развитие России и задачи контрольно-счетных органов российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степашин Сергей Вадимович

Статья посвящена актуальным вопросам развития российской экономики в связи с завершением периода экономической стабилизации и переходом к стратегии инновационного развития, основанной, в том числе, на развитии проектного управления результатами. Дана оценка рисков, вызванных как проблемами международной финансовой системы, так и снижением доходности, нехваткой свободных средств в банковской сфере, инфляцией, дефицитом трудовых ресурсов и др. Отмечается, что в рамках начатых структурных экономических преобразований и стратегии развития России до 2020 года выдвигаются новые требования к управлению в самом широком смысле этого слова. Государственный аудит является важной составной частью управления ресурсами и проектами и должен внести свой весомый вклад в создание эффективной системы такого управления. Автор доказывает необходимость качественно новых подходов к деятельности контрольно-счетных органов всех уровней, действующих в качестве внешних аудиторов стратегически значимых программ и проектов. Предлагается система контроля, действующая на принципах управления по конечному результату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic development of Russia and problems of control and counting bodies of the Russian Federation

The article is devoted to pressing questions of development of the Russian economy in connection with end of the period of economic stabilization and transition to the strategy of innovative development based, including, on development of design management by results. The estimation of the risks caused both problems of the international financial system, and by decrease in profitableness, shortage of available assets in bank sphere, inflation, deficiency of a manpower is given, etc. It is marked, that within the framework of the started structural economic transformations and strategy of development of Russia till 2020 are put forward new requirements to management in the widest sense of this word. The state audit is the important component of resource management and projects and should bring in the powerful contribution to creation of effective system of such management. The author proves necessity of qualitatively new approaches to activity of control and counting bodies of all levels working as external auditors of strategically significant programs and projects. The monitoring system working on principles of management on an end result is offered.

Текст научной работы на тему «Стратегическое развитие России и задачи контрольно-счетных органов российской Федерации»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Степашин C.B.

Статья посвящена актуальным вопросам развития российской экономики в связи с завершением периода экономической стабилизации и переходом к стратегии инновационного развития, основанной, в том числе, на развитии проектного управления результатами. Дана оценка рисков, вызванных как проблемами международной финансовой системы, так и снижением доходности, нехваткой свободных средств в банковской сфере, инфляцией, дефицитом трудовых ресурсов и др.

Отмечается, что в рамках начатых структурных экономических преобразований и стратегии развития России до 2020 года выдвигаются новые требования к управлению в самом широком смысле этого слова. Государственный аудит является важной составной частью управления ресурсами и проектами и должен внести свой весомый вклад в создание эффективной системы такого управления.

Автор доказывает необходимость качественно новых подходов к деятельности контрольно-счетных органов всех уровней, действующих в качестве внешних аудиторов стратегически значимых программ и проектов. Предлагается система контроля, действующая на принципах управления по конечному результату.

Успехи антикризисных мер и восстановительного роста российской экономики сформировали предпосылки для перехода к стратегии инвестиционного развития при все еще доминирующих принципах и архитектуре макроэкономической стабилизации. Российская экономика стабильно и в целом успешно развивается. В 2007 году прирост ВВП был самым высоким за последние несколько лет и составил 8,1%, что позволило России выйти на седьмое место в мире по объемам экономики с учетом паритета покупательной способности, обогнав такие высокоразвитые страны, как Франция, Италия и Бразилия.

При этом экономический рост базируется не только на притоке нефтедолларов, но и на внутренних источниках развития. В значительной мере он происходит за счет динамичного развития металлургии и машиностроения, где готовится к реализации много новых инвестиционных проектов. Наметились позитивные структурные сдвиги. Производство машин и оборудования за год увеличилось на 19,3%, тогда как в добывающих отраслях прирост составил всего 1,9%.

Быстрый рост наблюдался в инновационных сферах. Количество абонентов сотовой связи на конец 2007 года превысило число жителей России. Число пользователей Интернета составило 35 миллионов человек, а к концу нынешнего года должно дойти до 40 миллионов.

Существенно активизировался инвестиционный процесс, прирост капиталовложений составил в год 24%, что близко к ситуации инвестиционного «бума». Беспрецедентно увеличились иностранные инвестиции, которые за прошедший год составили 82,3 млрд. долларов. Это свидетельствует о хорошей динамике и возросшей инвестиционной привлекательности российской экономики, что стало воз-

можным благодаря укреплению стабильности и целенаправленной стратегии развития, проводимой руководством страны.

Вместе с тем имеются нерешенные проблемы, риски, серьезные вызовы как внутреннего, так и, особенно, глобального порядка.

С одной стороны, высшее политическое руководство ставит задачи по переходу от стратегии управления ресурсами к стратегии проектного управления результатами. В этих целях формируется трехлетний бюджет, диверсифицируются нефтегазовые доходы, инвестируются значительные ресурсы в капитализацию институтов развития и частно-государственное партнерство.

С другой стороны, нормы бюджетного стратегирования остались прежними, соответствующими целям макроэкономической стабильности, при том, что изменение ситуации на мировых финансовых рынках однозначно ответило на вопрос о рисках, вызванных проблемами мировой финансовой системы. Резервное положение американского доллара который уже год под большим вопросом. Начавшийся с середины прошлого года мировой кризис ликвидности отчасти затронул и российскую финансо-во-банковскую систему.

Денежные власти достаточно успешно решают эту проблему предоставлением «коротких денег» банкам, ЦБ озвучил планы более активного предоставления банковской системе средств через механизмы рефинансирования, которые ранее у нас практически не работали.

В стране создана мощная финансовая «подушка безопасности». Это профицитный бюджет, международные (золотовалютные) резервы, составляющие 502 млрд. долларов.

Деятельность Банка России по управлению международными резервами представляет собой область неоцененного риска, а любой ущерб, нанесенный Банку России в этой области, влечет за собой существенные негативные последствия для национальных интересов и экономики России.

Выполнение Банком России функций по эффективному управлению резервами не является объектом регулярного внешнего независимого контроля. Мы убеждены, что осуществление операций с международными резервами на внешнем и внутреннем рынках требует постоянного внимания в отношении возможных рисков, а также систематического контроля со стороны, в том числе, Счетной палаты России. Для нас это является на сегодня новой и недостаточно отработанной сферой аудита, которая потребует не только разработки новых методик, но и привлечения к этой работе специалистов, обладающих необходимой квалификацией и опытом.

Сегодня существуют также непосредственные риски, связанные со снижением доходности, нехваткой свободных средств, в некоторых случаях возникает угроза банкротства отдельных предприятий и банков. Эта проблема актуальна и на уровне регионов, особенно там, где есть градообразующие предприятия, производства, обеспечивающие значительную часть доходов субъекта Федерации или муниципального образования. На такие объекты следует обращать особое внимание при планировании и проведении контрольных мероприятий.

Проблемы ликвидности могут обостряться и из-за чрезмерной зависимости российского крупного бизнеса от внешних заимствований. Суммарный долг государства, корпораций и банков превысил 430 млрд. долларов и достиг 33% ВВП. Это еще не критично, но и уже немало. При этом на законодательном уровне не выработана стратегия управления совокупным долгом государства и система управления рисками.

Следует также учитывать, что основные активы банков и рынки сбыта многих крупных корпоративных заемщиков - рублевые, и обслуживание валютного долга в случае прекращения дальнейшего укрепления рубля станет дороже. Правда, пока мы видим обратное - рубль продолжает укрепляться на фоне падения доллара на мировых финансовых рынках. Для финансовых властей это повод подумать о том, как на это адекватно реагировать - такая ситуация стимулирует импорт и снижает экспортную конкурентоспособность российских производителей. Достаточно сказать, что импорт только за прошлый год вырос более чем на треть.

Не менее существенны и риски внутренние, наиболее очевидным из которых является инфляция, которая в течение 8 лет снижалась, а в прошлом году резко ускорилась и составила почти 12%. Она затрудняет инвестиционный процесс, делая кредиты более дорогими для бизнеса, и, безусловно, самым отрицательным образом сказывается на уровне и качестве жизни населения.

И хотя инфляция в немалой степени была связана с внешним фактором - ростом мировых цен на продовольствие, просчеты в денежно-кредитной политике тоже нельзя сбрасывать со счетов. За два месяца и первые 10 дней марта 2008 г. инфляция составила уже 3,9%, практически 4%, то есть почти половину «целевого» ориентира Минфина на год.

Нельзя не отметить, что показатели инфляции, равно как и ряд других бюджетообразующих макроэкономических показателей, систематически занижаются Правительством РФ при принятии федерального бюджета. За период с 2000 года уровень инфляции, заложенный в расчеты при принятии бюджета, не был превышен лишь однажды, в 2003 году. В результате фактические доходы федерального бюджета значительно превышают плановые, что дает правительству определенную свободу в распоряжении бюджетными ресурсами и зачастую позволяет перераспределять их, руководствуясь субъективными критериями.

Недостатки в прогнозировании основных бюджетообразующих показателей на федеральном уровне также сказываются на формировании доходной части и исполнении региональных бюджетов.

Вместе с тем, несмотря на инфляцию, в стране достаточно быстро растет уровень жизни. Начиная с 2000 года, реальные доходы населения увеличиваются в среднем на 10% в год. Однако разрыв в уровне доходов граждан не только не сокращается, но продолжает расти, достигнув критического уровня. Разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных увеличился, по данным Росстата, с 13,9 раза в 2000 году до 15,3 в 2006 году. А по экспертным оценкам Центрального экономико-математического института РАН, он значительно больше и составляет около 30 раз. В Москве, даже по официальным данным Мосгорстата, в 2006 году этот показатель составлял 41 раз.

За 8 лет стабильного развития количество отечественных долларовых миллиардеров выросло с нескольких человек до сотни с лишним. По их числу Россия твердо вышла на второе место в мире после США, что не соответствует масштабам экономики и уровню развития нашей страны.

Этот перекос - очень серьезная потенциальная угроза, требующая повышенного внимания. Государство должно выработать грамотную и эффективную политику доходов с тем, чтобы предотвратить риски, которыми чревата консервация глубокого имущественного и социального неравенства.

Еще одним серьезным ограничителем развития выступает дефицит трудовых ресурсов нужного качества и квалификации. Эта проблема не может быть в полном объеме решена лишь за счет увеличения притока мигрантов, который также несет определенные риски. Тем более там, где требуется квалифицированная рабочая сила. А она становится все более востребованной в условиях активного промышленного роста.

Потребуется серьезная переориентация системы образования на подготовку кадров высококвалифицированных рабочих. Необходимо подумать и о более тонких механизмах и методах корректировки мотивации вступающих в трудоспособный возраст молодых людей, для которых работа на производстве стала чем-то противоположным понятию успеха и престижа.

Это только малая часть проблем. Можно говорить об угрозах износа инфраструктуры, что является фактором объективным, создающим прямые угрозы безопасности и препятствующим повышению конкурентоспособности и производительности труда, что также влияет на инфляцию, определенных рисках, связанных с рыночным реформированием электроэнергетики и ЖКХ, демографических и многих других неблагоприятных аспектах нашей сегодняшней ситуации.

Суммируя все это, можно так сформулировать принципиальный внутренний вызов для сегодняшней России. Задачи восстановительного подъема экономики на сегодня в основном решены. Но остальной мир все это время не стоял на месте, с 1990 года даже развивающиеся невысокими темпами ведущие экономики выросли не менее чем на 60%. Этот разрыв и есть глобальный вызов. Его ликвидация - одна из важнейших политико-экономических задач, стоящих перед Россией в рамках долгосрочной стратегии развития, решение которой позволит нам занять достойное место в современном мире.

Для этого в ближайшие годы предстоит решить ряд долгосрочных масштабных проблем, о которых мы слишком долго забывали: модернизировать инфраструктуру, обеспечить конкурентоспособность российской экономики, преодолеть последствия негативной демографической динамики и социальной деградации, обеспечить сбалансированное развитие регионов.

Сегодняшнее руководство страны глубоко осознает масштаб этой задачи и делает принципиальные практические выводы.

Правительство начало проводить активную политику в области структурных экономических преобразований, формировать институты развития, наделяя их значительными полномочиями и средствами, консолидировать критически важные активы в реальном секторе экономики путем формирования государственных корпораций. Большое внимание уделяется вопросам социального развития, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов.

Впервые за последние 20 лет поставлена задача всеобщей модернизации экономики страны, обновления ее производственных активов, которое позволит в разы повысить производительность труда. Представляется, что это и есть главный критерий успешности инновационной политики, которую должно сформулировать и реализовать государство.

В рамках инновационных стратегий особое внимание должно быть уделено вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, которая до сих пор не воспринималась как инвестиционный ресурс. На деле же речь идет о возможности появления в несырьевом секторе экономики потенциально очень мощных финансовых активов, имеющих важное макроэкономическое и институциональное зна-

чение для страны в целом. И эти активы нужно уметь не только правильно учесть, но и грамотно оценить с учетом всех рисков.

Инновационный прорыв предполагает, прежде всего, инвестиции в человека, качество его жизни, образование, овладение новыми профессиональными навыками. Проведенные Счетной палатой России контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в рамках приоритетного национального проекта «Образование» показали, что предстоит еще очень много работы по развитию национальной системы образования, внедрению в нее современных знаний и технологий как основы инновационной модели роста.

Масштаб стоящих перед страной задач выдвигает новые требования к управлению в самом широком смысле. Следует отметить, что, по мнению международных экспертов, Россия прозевала поворот от функционального управления ресурсами к проектному управлению развитием - прозевала в середине 90-х гг. При этом разрыв в уровне и технологиях стратегирования нарастает год от года. Материалы Счетной палаты России подтверждают вывод Президента о крайней неэффективности сложившейся системы управления развитием. Рост финансовых и экономических возможностей неуклонно сопровождается снижением эффективности их использования, что особенно наглядно отражается на региональном уровне. Я уже приводил примеры использования Инвестиционного фонда в прошлом году всего на 12%, развития курорта Сочи, подготовки к Олимпиаде, сессии АТЭС во Владивостоке, куда в ближайшее время для оценки этой работы выедет большая группа инспекторов Счетной палаты.

Мировой опыт свидетельствует, что сегодня основные риски, влияющие на эффективность управления, в первую очередь связаны с инерционностью и недостоверностью данных системы наблюдения. Если учесть, что у нас, к примеру, данные о валовых региональных продуктах поступают более чем с годовым интервалом, а интервалы бюджетной и статистической отчетности позволяют идентифицировать социально-экономическое процессы с циклом не менее 2-4 лет, то высшее политическое руководство может оказаться в роли статиста динамичных экономических и политических процессов и угроз.

К сожалению, остаются слабыми представления руководителей о проектном управлении, управленческом учете, системе сбалансированных показателей, бюджетировании, ориентированном на результат (БОР).

Сотни показателей БОР, 73 индикатора успешности деятельности губернаторов, 150 показателей в проекте Концепции обеспечения безопасности, множество показателей приоритетных национальных проектов и сотни других индикаторов в рамках многочисленных стратегий способны потопить любое начинание.

Государственный аудит является важной составной частью управления ресурсами и проектами и должен внести свой весомый вклад в создание эффективной системы такого управления. Вот почему следует говорить о необходимости качественно новых подходов к деятельности контрольно-счетных органов всех уровней, действующих в качестве внешних аудиторов стратегически значимых программ и проектов. Должна работать система контроля, действующая на принципах управления по конечному результату. Исходя из этого, мы должны учитывать экономичность предлагаемых решений, отдачу каждой единицы потраченных ресурсов и вклад в решение основных задач, отражающих стратегию социально-экономического развития.

Институт внешнего финансового контроля в России организован сравнительно недавно, и его формирование нельзя считать полностью завершенным. Надеюсь, что вновь избранный состав Государственной Думы, и, безусловно, Совет Федерации, наконец лик-

видируют недостатки и пробелы в законодательстве, препятствующие созданию и структурированию полноценной единой системы финансового контроля в России.

Новой проблемой является проведение государственного аудита в госкорпорациях, работающих вне рамок Бюджетного кодекса. Безусловно, бюджетные средства, передаваемые в управление этим институтам, в целях более быстрого и эффективного их освоения в критически важных секторах экономики и инфраструктуры должны быть объектом постоянного внимания со стороны внешнего государственного аудита. По нашему мнению, действующее законодательство не создает прямых препятствий для осуществления контроля, в том числе в вопросах расчетов госкорпораций с подрядными организациями, соблюдения ими конкурсной и договорной дисциплины.

Вместе с тем, в России еще предстоит создать отсутствующую на сегодня четкую, не допускающую неоднозначного толкования нормативную правовую базу, регламентирующую процедуру внешнего контроля за деятельностью госкорпораций. Необходимо также прописать в законодательстве формы ответственности руководства госкорпораций за результаты своей деятельности, в том числе финансово-хозяйственной. Наконец, целесообразно определить правовой статус госкорпорации в гражданском законодательстве, а не в отдельном для каждой корпорации нормативном правовом акте, как это практикуется в настоящее время.

Уже сегодня Счетная палата России активно подключилась к контролю за использованием средств на подготовку к Олимпиаде корпорацией «Олимпстрой». Полагаю, что в той части, где используются средства бюджетов Краснодарского края и города Сочи, к этой работе должны активнее подключаться региональные и местные контрольно-счетные органы.

Одной из системных угроз не только реализации масштабных планов развития России, но и самим основам ее национальной безопасности остается коррупция. И В.В. Путин, определивший ее как главную проблему России, и Д.А.Медведев, который на Красноярском экономическом форуме подчеркнул, что мы должны дать самый настоящий бой этой тяжелой болезни, безусловно, реально оценивают ситуацию.

Контрольно-счетные органы вносят реальный вклад в борьбу прежде всего своей профилактической работой, выявляя коррупциогенные моменты в бюджетно-финансовом и налоговом законодательстве и внося предложения по его совершенствованию. Счетная палата в этом плане очень активно работает с Генпрокуратурой, МВД, ФСБ, Контрольным управлением Президента.

Во многом благодаря усилиям Счетной палаты были закрыты так называемые «внутренние оффшоры», позволявшие крупным компаниям недоплачивать огромные суммы налогов в бюджет.

Мы уже не один год выступаем с предложением о снижении и упрощении порядка взимания НДС, о необходимости чего в последнее время говорили в своих выступлениях первые лица государства. Это освободит добросовестных экспортеров от излишних налоговых проверок и будет стимулировать российские высокотехнологичные производства. Если принимать это решение, то сейчас, при благоприятнейшей экономической ситуации, которая сложилась в том числе и на рынке нефтедолларов.

Тем не менее, в налоговом и таможенном законодательстве сохраняются серьезные недостатки, позволяющие компаниям уменьшать платежи в бюджет. Поэтому контрольно-счетные органы всех уровней должны активно внедрять в практику своей работы аудит эффективности налогового законодательства и налоговой системы стра-

ны, научиться оценивать качество налогового администрирования, да и в целом нашего законодательства.

У Счетной палаты есть институт системного анализа, есть высшая школа аудита в МГУ, экспертный центр, экспертное сообщество. Мы готовы проводить профессиональную экспертизу всех законов на предмет их и коррупционности, и эффективности с точки зрения бюджетных ресурсов.

Счетная палата выступает за совершенствование законодательства о банкротстве. По сути дела, речь идет не столько о банкротстве, сколько о противодействии рейдерству. Предполагается, что пакет антирейдерских законов будет в обозримой перспективе (мы надеемся, что в этом году) принят Госдумой и подписан Президентом России.

Не меньшее значение имеет контрольно-ревизионная работа, в ходе которой зачастую выявляются факты коррупции. Сейчас в стране появилась политическая воля к привлечению высокопоставленных коррупционеров к ответственности. В 2007 году на основании контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, были возбуждены уголовные дела и отстранены от исполнения служебных обязанностей губернатор Амурской области и мэр Владивостока. Несколько сот чиновников разного уровня были наказаны или освобождены от занимаемой должности. Проверки Фонда обязательного медицинского страхования выявили, что Фонд размещал заказы среди «дружественных» фармацевтических фирм без конкурса. В результате против руководителей Фонда возбуждены уголовные дела, они отстранены от исполнения обязанностей и находятся под следствием.

Всего по материалам проверок Счетной палаты России в 2007 году было возбуждено 40 уголовных дел, региональных контрольно-счетных органов - 129 уголовных дел.

Позитивное значение имеет и все более широкое распространение новых методов - аудита эффективности и стратегического аудита, а также расширение масштабов экспертно-аналитической работы. Место различных незначительных контор типа «рога и копыта» в качестве объектов проверки занимают по-настоящему масштабные проекты, критически значимые с точки зрения решения стратегических задач развития страны. В 2007 году Счетной палатой был проведен 21 аудит эффективности, что в 1,4 раза больше, чем в предыдущем году. Впервые осуществлено 18 контрольных мероприятий с использованием методики стратегического аудита.

Такая тенденция наблюдается и на субфедеральном уровне. Так, из более 7 тысяч проведенных контрольно-счетными органами субъектов России в 2007 году контрольных мероприятий в среднем каждое десятое было проведено с использованием аудита эффективности, что позволило выявить более 13 млрд. рублей неэффективно использованных государственных средств. Данная работа показала, что в ходе формирования и исполнения региональных бюджетов имеются немалые резервы совершенствования бюджетного процесса и бюджетных процедур, укрепления государственной финансовой дисциплины.

Есть хорошие примеры совместной работы Счетной палаты России с региональными палатами по проведению аудита эффективности. В 2007 году нами совместно с контрольно-счетными органами Магаданской и Ростовской областей проведен аудит эффективности использования водных биоресурсов, а также государственных средств на развитие рыбной отрасли. В ходе аудита были выявлены нарушения законодательства почти на полмиллиарада рублей. Работа показала, что неэффективное использование водных биоресурсов в значительной степени связано с многократным изменением структуры управления рыбной отраслью, а также отсутствием необходи-

мых условий, в том числе экономических, для конкурентоспособности отечественной продукции рыболовства и для надлежащего сохранения и воспроизводства запасов.

Активизируется экспертно-аналитическая составляющая деятельности и на региональном уровне. Контрольно-счетные органы регионов все чаще не ограничиваются отдельными контрольно-ревизионными мероприятиями, а проводят глубокий системный анализ особо острых проблем социально-экономического развития регионов.

В 2007 году контрольно-счетными органами субъектов Федерации проведено 3760 экспертно-аналитических мероприятий, что почти на 14% больше, чем в 2006 году.

Отдельные экспертно-аналитические мероприятия проводятся контрольно-счетными органами субъектов Федерации совместно со Счетной палатой России. Такое сотрудничество незаменимо при осуществлении контроля за реализацией многих важнейших государственных задач, в том числе и в сфере инвестиционной деятельности, учитывая, что крупнейшие государственные инвестиционные проекты и федеральные целевые программы, как правило, реализуются на принципах софинансиро-вания из региональных бюджетов.

Яркий пример такого сотрудничества - мониторинг хода реализации приоритетных национальных проектов. Этот мониторинг, начиная с 2006 года, Счетная палата вместе с Контрольным управлением Президента проводит при активном участии региональных контрольно-счетных органов и соответствующих структур Контрольного управления Президента России.

При его проведении внимание уделяется не только вопросам законности и целевого характера использования средств, выделенных на реализацию национальных проектов, но и достигнутым при этом результатам, вопросам эффективности использования средств. В 2007 году в мониторинге приняло участие более 80 контрольно-счетных органов, проведено 567 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При этом мы обращали внимание не только на то, дошли ли бюджетные средства до бюджетополучателей, но и насколько эффективно они были израсходованы.

В результате проведения мониторинга, который охватил большую часть российских регионов, новый импульс получило взаимодействие контрольных органов России. Можно без преувеличения сказать, что его проведение позволило создать основы единой и достаточно эффективно работающей системы сквозного контроля за реализацией стратегически значимых задач социально-экономического развития страны на всех уровнях бюджетной системы.

Сегодня важно более активно добиваться, чтобы результаты нашей работы шире использовались при формировании бюджетов, принятии управленческих решений, разработке стратегических планов социально-экономического развития.

Выходит на качественно новый уровень работа Счетной палаты по контролю за бюджетным процессом. Заключение по отчету правительства об исполнении федерального бюджета на 2007 год впервые будет подготовлено в 2008 году, а не с лагом в два года, как практиковалось ранее. Это позволит актуализировать оценку исполнения бюджета и с ее учетом предлагать корректировки в бюджет текущего года и предложения в бюджет следующего.

Необходимо также научиться более эффективно применять достижения современных информационно-телекоммуникационных технологий, создавать на этой базе принципиально новый инструментарий контроля. Использование таких технологий поможет сделать контрольную работу более слаженной, скоординированной и резуль-

тативной, позволит более оперативно выявлять и пресекать возможные нарушения, совместными усилиями обеспечивать руководство страны достоверной информацией.

В целях дальнейшего совершенствования контрольной деятельности нам следует обеспечить системный подход к ее организации с использованием всего арсенала предоставленных контролирующим органам средств, с широким внедрением новых форм и методов работы. Одновременно необходимо наладить надлежащее информационное взаимодействие, всесторонне развивать сотрудничество государственных контрольных органов, объединить наши усилия в деле создания в России по-настоящему современной и эффективной системы государственного контроля. Назрело время создания единой системы координации деятельности всех контрольных органов. И для этого сейчас есть все возможности, все условия. Создание общими усилиями такой системы позволит контрольно-счетным органам России внести весомый вклад в решение долгосрочной стратегической задачи модернизации страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведев Д.А. Национальные проекты - от стабилизации - к развитию // Коммерсант. 2007. 25 января.

2. Приоритетные национальные проекты - идеология прорыва в будущее. М.: Европа, 2007.

3. Степашин C.B. Конституционный аудит. М.: Наука, 2006.

4. Степашин C.B. Жажда инвестиций. Новые знания в развитых странах обеспечивают свыше 75 процентов прироста ВВП // Российская газета. 2008. 30 января.

5. Степашин C.B. Модернизация: рывок России по плану Путина // Российская газета. 2007. 2 ноября.

6. Степашин C.B. Прогресс возьмут под контроль // Российская бизнес газета. 2007. 27 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.