Научная статья на тему 'Стратегическое планирование на мезоуровне: генезис, принципы, проблемы и методы'

Стратегическое планирование на мезоуровне: генезис, принципы, проблемы и методы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2024
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОН / ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / STRATEGIC PLANNING / REGION / PROBLEMS OF STRATEGIC PLANNING / PRINCIPLES / METHODS OF STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабина О. И.

Своевременное принятие правильных решений при изменении экономической ситуации и выработка рациональных вариантов экономической политики являются одними из главных условий эффективного управления регионом. Эффективное управление, в свою очередь, невозможно представить без стратегического планирования. Зарубежными и отечественными исследователями достаточно полно сформулированы теоретикометодологические основы стратегического планирования. Однако анализ наиболее популярных работ по стратегическому планированию показал отсутствие единой теоретической и практической базы применения данного метода для решения задач региона. Данная научная работа выполнена на базе информации, полученной из монографий, материалов международных и российских научных конференций, информационных справочных источников, научных публикаций в текущей и периодической печати, нормативно-правовых актов Российской Федерации. К основным методам, применяемым в данной работе, следует отнести метод системного анализа, обобщение и классификацию, теорию и методы принятия решений, метод сравнительного анализа. Дополнено и уточнено понятие «стратегическое планирование региона», расширен перечень существующих принципов стратегического планирования. Исследованы современные проблемы организации и проведения регионального стратегического планирования. Проанализированы основные методы планирования на мезоуровне с выявлением их преимуществ и недостатков. На основе проведенного анализа можно отметить, что при планировании деятельности таких сложных систем, как региональные, необходимо не только наличие эффективных методов и моделей принятия решений, но и использование современных информационных технологий. От этого во многом зависит качество принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабина О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Timely adoption of correct decisions at change of an economic situation and development of rational options of economic policy is one of the main conditions of effective regional management. Effective management, in turn, can not be presented without strategic planning. Foreign and domestic researchers have fully formulated theoretical and methodological bases of strategic planning. However the analysis of the most popular works on strategic planning has shown lack of uniform theoretical and practical application base of this method for the problems solution of the region. This scientific work is performed on the basis of information obtained from monographs of materials of the international and Russian scientific conferences, information help sources, scientific publications in current and periodicals, normative legal acts of the Russian Federation. It is necessary to carry to the main methods applied to this work: method of the system analysis, generalization and classification, theory and methods of decision-making, method of the comparative analysis. In the article the concept “strategic planning of the region” is added and specified, the list of the existing principles of strategic planning is expanded. Modern problems of the organization and carrying out regional strategic planning are investigated. The main methods of planning at the mesolevel with detection of their advantages and shortcomings are analyzed. On the basis of the carried-out analysis it is possible to note that when planning activity of such difficult systems as regional, not only existence of effective methods and models of decisionmaking, but also use of modern information technologies is necessary. Quality of adoption of administrative decisions in many respects depends on it.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование на мезоуровне: генезис, принципы, проблемы и методы»

УДК 327

Сибирский журнал науки и технологий. 2017. Т. 18, № 4. С. 958-967

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА МЕЗОУРОВНЕ: ГЕНЕЗИС, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ

О. И. Бабина

Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнес-процессов и экономики Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79/10 E-mail: babina62@yandex.ru

Своевременное принятие правильных решений при изменении экономической ситуации и выработка рациональных вариантов экономической политики являются одними из главных условий эффективного управления регионом. Эффективное управление, в свою очередь, невозможно представить без стратегического планирования. Зарубежными и отечественными исследователями достаточно полно сформулированы теоретико-методологические основы стратегического планирования. Однако анализ наиболее популярных работ по стратегическому планированию показал отсутствие единой теоретической и практической базы применения данного метода для решения задач региона. Данная научная работа выполнена на базе информации, полученной из монографий, материалов международных и российских научных конференций, информационных справочных источников, научных публикаций в текущей и периодической печати, нормативно-правовых актов Российской Федерации. К основным методам, применяемым в данной работе, следует отнести метод системного анализа, обобщение и классификацию, теорию и методы принятия решений, метод сравнительного анализа. Дополнено и уточнено понятие «стратегическое планирование региона», расширен перечень существующих принципов стратегического планирования. Исследованы современные проблемы организации и проведения регионального стратегического планирования. Проанализированы основные методы планирования на мезо-уровне с выявлением их преимуществ и недостатков. На основе проведенного анализа можно отметить, что при планировании деятельности таких сложных систем, как региональные, необходимо не только наличие эффективных методов и моделей принятия решений, но и использование современных информационных технологий. От этого во многом зависит качество принятия управленческих решений.

Ключевые слова: стратегическое планирование, регион, проблемы стратегического планирования, принципы, методы стратегического планирования.

Siberian Journal of Science and Technology. 2017, Vol. 18, No. 4, P. 958-967 STRATEGIC PLANNING AT THE MESOLEVEL: GENESIS, PRINCIPLES, PROBLEMS AND METHODS

O. I. Babina

Siberian Federal University, Institute of Business Management and Economy 79/10, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: babina62@yandex.ru

Timely adoption of correct decisions at change of an economic situation and development of rational options of economic policy is one of the main conditions of effective regional management. Effective management, in turn, can not be presented without strategic planning. Foreign and domestic researchers have fully formulated theoretical and methodological bases of strategic planning. However the analysis of the most popular works on strategic planning has shown lack of uniform theoretical and practical application base of this method for the problems solution of the region. This scientific work is performed on the basis of information obtained from monographs of materials of the international and Russian scientific conferences, information help sources, scientific publications in current and periodicals, normative legal acts of the Russian Federation. It is necessary to carry to the main methods applied to this work: method of the system analysis, generalization and classification, theory and methods of decision-making, method of the comparative analysis. In the article the concept "strategic planning of the region " is added and specified, the list of the existing principles of strategic planning is expanded. Modern problems of the organization and carrying out regional strategic planning are investigated. The main methods of planning at the mesolevel with detection of their advantages and shortcomings are analyzed. On the basis of the carried-out analysis it is possible to note that when planning activity of such difficult systems as regional, not only existence of effective methods and models of decision-making, but also use of modern information technologies is necessary. Quality of adoption of administrative decisions in many respects depends on it.

Keywords: strategic planning; region; problems of strategic planning; principles; methods of strategic planning.

Введение. Современная экономическая ситуация в большинстве стран характеризуется высоким уровнем динамики, нестабильностью и неопределенностью развития внешних условий. Конкуренция постоянно усиливается и требует от региона быстрого реагирования на изменения микро- и макросреды. Своевременное принятие правильных решений при изменении экономической ситуации и выработка рациональных вариантов экономической политики являются одними из главных условий эффективного управления регионом. Эффективное управление, в свою очередь, невозможно представить без стратегического планирования.

Зарубежными и отечественными исследователями достаточно полно сформулированы теоретико-методологические основы стратегического планирования. Однако анализ наиболее популярных работ по стратегическому планированию показал отсутствие единой теоретической и практической базы применения данного метода для решения задач региона. Это обусловило выбор темы и актуальность настоящего исследования.

Стратегическое планирование на мезоуровне: генезис. В современных условиях рынка, характеризующихся ростом конкуренции, возрастает роль рационального управления социально-экономической деятельностью региона. Одним из факторов успеха работы в таких условиях является осуществление эффективной организации процессов регионального стратегического планирования. Стратегическое планирование является необходимым элементом обеспечения эффективного развития региона, поскольку оно позволяет заблаговременно учесть факторы и обстоятельства, оказывающие влияние на социально-экономические показатели, и обеспечить подходящие условия для развития.

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существует множество определений понятия «стратегическое планирование региона», раскрывающих его сущность. Однако анализ научной литературы показал отсутствие единого мнения по содержанию данного понятия, что объясняется его комплексностью и многоаспектностью. В Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием профессиональных союзов и объединений работодателей, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому и территориальному планированию, а также мониторингу реализации документов государственного стратегического планирования, направленную на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности [1].

С точки зрения государства, стратегическое планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных федеральной политикой целей по основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации (регионы, муниципалитеты, отрасли) на долгосроч-

ную перспективу и формирование механизма по их реализации [2]. К. Нареп и В. Ри-Сойвер определяют стратегическое планирование как процесс, который позволяет повысить эффективность деятельности государственного аппарата. Более того, стратегическое планирование выступает своего рода гарантией демократических ценностей [3]. Л. М. Эдвардс приводит следующее определение: «Стратегическое планирование представляет собой общепризнанный и поощряемый процесс в деятельности органов государственной власти» [4]. По мнению Б. Даллаго стратегическое планирование можно определить как деятельность государственного управления, цель которой -привести по истечении определенного времени к желаемому состоянию национальную экономику в целом [5].

С точки зрения А. М. Белянова, В. А. Бирюкова, В. Н. Черковеца стратегическое планирование - это процесс определения целей и приоритетов, а также значений экономических показателей по наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (региона) на длительную перспективу или средний срок с одновременным формированием основ механизма их реализации [6].

В общем виде стратегическое планирование можно определить как процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды развития, разработки стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития, расчета потребностей в ресурсах и инвестициях, составления бюджета региона, разработки целевых комплексных программ и расчета качества жизни населения для обеспечения эффективного функционирования региона [7].

В то же время стратегическое планирование можно определить как процесс разработки стратегического плана с помощью постановки целей, выявления критериев управления, мониторинга проблем и изучения среды развития с последующей разработкой стратегических идей и выделения конкурентных преимуществ и базовых стратегий развития. В процессе стратегического планирования составляется прогноз социально-экономического развития, разрабатываются комплексные целевые программы для расчета качества жизни всего населения, чтобы максимально эффективно обеспечить функционирование того или иного региона [8]. По мнению Д. С. Львова, А. Г. Гран-берга, А. П. Егоршина [7] стратегическое планирование региона - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды, определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.

В работе [9] указано, что стратегическое планирование есть процесс определения целей и приоритетов, а также значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (региона) на длительную перспективу или на средний срок с одновременным формированием основ механизма их реализации.

Как и управление, стратегическое планирование региона - это вид управленческой деятельности, направленный на достижение поставленных целей

управления в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающий диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии [7]. Кроме того, В. Г. Поляков считает, что стратегическое планирование социально-экономического развития региона -это новая, формирующаяся классика управленческой деятельности. Она означает, что каждый регион будет искать свой вариант реализации стратегического планирования, свой путь к социально-экономическому процветанию, исходя из конкретной экономической, социальной, культурной и управленческой ситуации [10].

С точки зрения А. Г. Степанова, стратегическое планирование комплексного социально-экономического развития региона представляет вид управленческой деятельности, состоящий в разработке таких целей развития на стратегическую перспективу и определении механизмов их достижения, реализация которых призвана обеспечить его эффективное функционирование в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды с целью достижения сбалансированности национальных интересов и интересов местного сообщества [11]. Е. В. Чмышенко полагает, что стратегическое региональное планирование представляет вид управленческой деятельности, направленный на формирование таких целей развития региона и механизмов их достижения, реализация которых призвана обеспечить удовлетворение потребностей целевых сегментов региона [12].

Стратегическое планирование одновременно выступает как практическая деятельность, связанная с разработкой стратегических решений по развитию отдельных сфер и объектов прогнозирования, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе. Результатом этой деятельности является стратегический план [13].

В научной литературе также отмечается, что в понимании стратегического планирования необходимо избежать двух крайностей: с одной стороны, понимания стратегического планирования как обычного долгосрочного планирования (т. е. все особенности которого связаны исключительно с большим временным сроком), а с другой стороны, сведения стратегического планирования к набору нечетких, лишь качественно охарактеризованных направлений социально-экономического развития без указания каких-либо конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей [14].

А. С. Ларионова определяет сущность стратегического планирования следующим образом: «Стратегическое планирование - это процесс объективного обоснования системы наиболее приоритетных целей развития экономического субъекта (домохозяйства, организации, государства в целом) и методов их наиболее эффективного достижения» [15]. П. В. Магда-нов под стратегическим планированием понимает «систему знаний, относящихся к процессам определения будущего и планирования развития какого-либо экономического субъекта и к процессам разработки и контроля выполнения мероприятий по развитию данного субъекта» [16].

Проанализировав основные определения понятия «стратегическое планирование региона», можно сделать вывод о том, что легальная дефиниция стратегического планирования в настоящее время не выработана окончательно. Таким образом, как представителями науки, так и законодателями, действующими на основании научных разработок, в настоящее время предлагается множество интерпретаций стратегического планирования. При этом все они в чем-то схожи. Однако заметим, что в данных определениях отсутствует направленность на новые функциональные возможности, которые появились в современных программных продуктах за последнее десятилетие. Это обстоятельство позволяет дать авторскую трактовку понятия «стратегическое планирование региона», основанную на анализе существующих подходов к сущности и содержанию стратегического планирования с учетом новых трендов: стратегическое планирование региона - это процесс управленческой деятельности социально-экономического развития региона, позволяющий исследовать его внутренние процессы путём проведения серии компьютерных экспериментов с помощью метода имитационного моделирования и выбирать из совокупности допустимых решений оптимальный вариант дальнейшего развития региона. Уточнение содержания понятия «стратегическое планирование региона» способствует более правильному пониманию его сущности в современных условиях.

Стратегическое планирование на мезоуровне: принципы. Процесс планирования базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать при его осуществлении. Основные и дополнительные авторские принципы регионального стратегического планирования систематизированы и представлены в табл. 1. Расширение перечня существующих в научной литературе принципов развивает теоретическую и формирует методическую основы в данной области. Под данными дополнительными принципами следует понимать основные теоретико-методологические положения, которыми следует руководствоваться в процессе стратегического планирования на региональном уровне, используя технологию имитационного моделирования.

Стратегическое планирование на мезоуровне: проблемы. Далее рассмотрим основные проблемы организации и проведения стратегического планирования, встречающиеся при планировании социально-экономического развития региона. Анализ литературы [8; 10-13; 22-26] показал, что их можно систематизировать в виде семи наиболее распространенных групп проблем (табл. 2): 1) обусловленные недостаточным уровнем методического обеспечения; 2) связанные с неучетом макроэкономических показателей в плановой деятельности и агрегированностью других показателей; 3) связанные с разрозненностью планов на разных уровнях власти; 4) связанные с проведением стратегического планирования на безальтернативной основе; 5) связанные с отсутствием стратегических представлений по отношению к будущему состоянию и развитию региона; 6) связанные с формальным подходом к стратегическому планированию; 7) проблемы планирования, связанные с кадрами.

Таблица 1

Принципы регионального стратегического планирования

Существующие п ринципы стратегического планирования на мезоуровне

№ п/п Автор Принципы

1 И. Ансофф [17] Системности, комплексности, оптимальности, адаптивности, ограниченности ресурсов, целесообразности, баланса интересов, эффективности, легитимности (законности), профессионализма

2 В. Е. Селиверстов [18] Системности, социальной доминантности, партнерства, научности, объективности и доказательности, институционализации, повышения конкурентоспособности, открытости и информационной доступности, инновационности

3 О. О. Смирнова [19] Непрерывности

4 С. Ю. Зеленцова, В. Е. Кирьянчук, А. Э. Крупко [20] Альтернативности, многовариантности, программности, сопоставимости показателей прогнозирования, комбинированности (многоуровневости)

5 З. В. Разилов [21] Существенности, сбалансированности, адекватности

Дополнительные принципы стратегического планирования на мезоуровне, сформулированные автором

№ п/п Название принципа Описание

1 Наличие исходных данных Наличие достаточного количества исходных данных для осуществления процесса стратегического планирования региона

2 Учёт случайных факторов Возможность учёта случайных факторов, воздействующих на процессы социально-экономического развития региона

3 Сравнение альтернатив Необходимость сравнения различных альтернативных стратегий на стадии регионального стратегического планирования

4 Разнообразие планов Разработка разных видов планов регионального развития с помощью технологии имитационного моделирования

5 Гибкость корректировки Возможность гибкой корректировки показателей и координации планово-экономической деятельности посредством технологии имитационного моделирования

6 Точность показателей Определение с достаточной степенью подробности всех планируемых показателей

1. Первую группу формируют проблемы, связанные с методическим обеспечением. Анализ проблемных ситуаций показал, что узкими местами системы стратегического территориального управления являются методические аспекты процессов планирования. Е. В. Чмышенко считает, что отсутствие методического аппарата разработки стратегических региональных планов приводит к нагромождению в планах различных теоретических посылок, абстрактному формулированию целей, задач и индикаторов, громоздкому описанию методов исследования и анализа ситуации, высокой степени формализации, заключающейся в расчете большого количества коэффициентов и показателей, как правило, не связанных между собой [12]. Для обеспечения высокого качества стратегических, программных и прогнозных документов следует обеспечить процесс стратегического планирования необходимой методической базой по всему кругу планирования [23]. Кроме того, в настоящее время методическое обеспечение процессов регионального стратегического планирования представлено методическими указаниями и инструкциями расчета плановых показателей, и, как правило, они не содержат методических рекомендаций по разработке планов, а только указывают правила их оформления, что вызывает определенные трудности в их применении на практике. Кроме того, при стратегическом планировании региона используются устаревшие методики, разработанные в конце 80-х - начале 90-х гг., при этом современные методики, адаптированные к условиям российского рынка, учитывающие современные условия регионального развития России, практически не используются.

2. Вторую группу представляют проблемы, связанные с неучетом макроэкономических показателей в плановой деятельности и агрегированностью других.

В условиях перехода к рыночной экономике резко снизилось качество плановой региональной деятельности. Это связано с рядом факторов, прежде всего, с неучётом многих социально-экономических показателей и их агрегированностью, а также с использованием в стратегических документах слишком общих целевых показателей, которые не позволяют в полной мере осуществлять мониторинг их достижения. И. Е. Рисин считает, что в большинстве регионов необходимый для реализации стратегий механизм управления в лучшем случае определяется в агрегированном формате, исключающем развернутую характеристику его основных составляющих - форм и инструментов управления, тем более впервые вводимых в практику [24]. Это связано прежде всего с тем, что разработчики стратегий стали осторожнее подходить к установлению целевых индикаторов, чтобы повысить вероятность их достижения. Это приводит к тому, что количество целевых индикаторов в стратегических документах уменьшается, и снижаются их целевые значения показателей развития. П. В. Магда-нов, В. Ю. Падей видят решение этих задач в целесообразности создании постоянно действующей группы специалистов, имеющей свободный доступ к самым разным информационным источникам. Аналитическая работа должна быть поставлена на системную основу, ее результатами должны пользоваться не только органы власти, но и коммерческие структуры [25].

3. Проблемы, связанные с разрозненностью планов на разных уровнях власти. Одной из главных проблем в региональном стратегическом планировании является отсутствие органической связи между стратегическим планированием на разных уровнях управления социально-экономическим развитием территорий (федеральным центром и субъектом Федерации, субъектом Федерации и муниципальным образованием) [12]. Зачастую считается, что стратегический план является совокупностью принимаемых независимо друг от друга решений, поэтому общий стратегический план остается совокупностью планов, подготовленных автономно каждым входящим в него муниципальным образованием. И хотя управление регионом формально осуществляется сверху-вниз, стратегическое планирование происходит снизу-вверх путем составления и обобщения разрозненных планов разных муниципальных образований. Кроме того, причиной низкой оперативности подготовки общего стратегического плана развития региона является отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации от одного субъекта управления к другому, необходимость долгих процедур итерационного согласования стратегических планов, недостаток и недостоверность информации. П. В. Магданов, В. Ю. Падей полагают, что для обеспечения результативности стратегии развития региона следует организовать процесс стратегического планирования в муниципальных образованиях. Документально оформленная стратегия развития муниципального образования должна стать составной частью стратегии социально-экономического развития субъекта РФ [25].

4. Проблемы, связанные с проведением стратегического планирования на безальтернативной основе.

По мнению Е. В. Чмышенко, самым редким элементом в региональных стратегических планах является выбор конкретных стратегических альтернатив. Так, например, исследования, проведенные И. А. Николаевым и О. С. Точилкиной, показывают, что при анализе стратегий соотношение необходимых элементов, таких как анализ внешней среды и выбор конкретных стратегических альтернатив, есть у восьми регионов из 64, что составляет 13 % от количества обследуемых регионов [12]. В практике управления регионом спланировать всё многообразие принятия решения невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут служить два фактора: несоизмеримость затрат на стратегическое планирование с результатами, получаемыми после выполнения плана; отсутствие достаточной, объективной и достоверной информации для разработки плана. Однако осуществление стратегического планирования на безальтернативной основе наносит больший вред социально-экономическому развитию региона. Возможность рассмотрения множества вариантов позволяет оценить альтернативные пути развития региона и выбрать оптимальные для достижения поставленных целей.

5. Проблемы, связанные с отсутствием стратегических представлений по отношению к будущему состоянию и развитию региона.

Одной из самых важных проблем является отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов

глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России. Вследствие этого разработанная стратегия оказывается невостребованной, так как теряется ее ведущая роль из-за неприменения стратегического мышления в процессе стратегического регионального планирования. Без стратегического видения сложно определить цели и задачи, отобрать альтернативы развития, сформировать портфель проектов. Кроме того, это приводит к тому, что сложно сформулировать дальнейшие перспективы будущего и соответствующие ему стратегические инициативы. Видение будущего и стратегические инициативы очень важны и для региональных органов власти, поскольку принимаемые решения должны иметь общее направление, соответствовать сути стратегии развития и быть взаимно согласованными. Видение будущего как раз и выступает критерием соответствия и общей направленности предпринимаемых региональными властями действий.

6. Шестая группа связана с формальным подходом к стратегическому планированию. Российская практика показывает, что нередко регионы формально подходят к разработке стратегических планов своего развития, в связи с этим имеются значительные отклонения фактических показателей от запланированных. Кроме того, практика современных российских стратегических планов и программ развития региона показывает, что процесс стратегического планирования осуществляется формально. По мнению Б. Рай-зберга, стратегическое государственное планирование сводится к формальной разработке периодически обновляемой среднесрочной программы социально-экономического развития, принятию недофинансируемых и не выходящих на конечные индикаторы федеральных целевых программ [26]. На наш взгляд, для того чтобы этого избежать, необходимо постоянно сравнивать план с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать процедуры регионального стратегического планирования.

7. Седьмая группа проблем связана с кадрами. Наличие квалифицированных специалистов отдела стратегического планирования является одним из важнейших в плановой деятельности региона. Эффективность плановой деятельности определяется в том числе и личными качествами плановиков, их интуицией, новаторством, изобретательностью, опытом, способностью к творчеству. В настоящее же время региональное стратегическое планирование довольно часто осуществляется специалистами, которые не используют в своей профессиональной деятельности современные инструменты планирования. Вопрос неквалифицированности кадров актуален, но решаем посредством непрерывного повышения квалификации специалистов отдела планирования. Проблемы планирования деятельности предприятия существуют и на уровне высшего руководства региона. Существенным недостатком такого подхода является низкая вовлеченность высшего руководства в анализ существующего состояния, проблем и перспектив социально-экономического развития региона, а также в сам процесс планирования.

Проведенное исследование показало, что региональное стратегическое планирование в настоящее время является необходимым условием повышения эффективности государственного управления регионом, а названные проблемы существенно снижают эффективность и результативность процесса стратегического планирования, нарушают связи между документами, а также препятствуют их согласованию различными участниками взаимодействия. Кроме того, обзор документов стратегического планирования в России показал, что в системе регионального стратегического планирования существуют серьезные недостатки, связанные с организацией привлечения внешних экспертов и общественных обсуждений, мониторинга и контроля. В результате сохраняется высокий риск того, что разработанные документы стратегического планирования имеют формальный характер.

Проведенный выше анализ и полученные на его основе выводы позволяют выделить главную проблему регионального стратегического планирования в современных условиях развития экономики: отсутствие эффективной системы стратегического планирования региона, которая должна базироваться на обновленном методическом, информационном и организационном обеспечении, использовать современ-

ные инструменты планирования, основанные на соответствующих математических методах. Кроме того, обозначенная проблема указывает реальную потребность в создании соответствующих моделей, позволяющих исследовать комплексное социально-экономическое развитие региона и выработать стратегии управления им.

Стратегическое планирование на мезоуровне: методы. Методы стратегического планирования основываются на решениях об утверждении планов. Планы являются результатами управленческих решений, которые принимаются на основе плановых альтернатив. Принятие управленческого решения осуществляется по ряду критериев, использование которых позволяет оценить альтернативы с точки зрения достижения целей.

В настоящее время существует более 200 методов планирования, из которых в основном находят практическое применение не более 10-20 методов. В отечественной теории и практике существуют следующие методы стратегического планирования на мезоуровне [27-29]: метод Дельфи, Форсайт, нормативный, SWOT-анализ, РБ8Т-анализ, сценарный метод, метод экстраполяции и имитационный. Основные преимущества и недостатки данных методов стратегического планирования региона представлены в табл. 3.

Таблица 2

Современные проблемы регионального стратегического планирования и пути решения

№ п/п Проблемы Пути решения

1 Недостаточный уровень методического обеспечения Разработка методических рекомендаций по составлению плана Унификация методического подхода к стратегическому планированию региона

2 Неучёт макроэкономических показателей и агрегированность других показателей Учёт в стратегическом планировании макроэкономических показателей Предоставление показателей социально-экономического развития в развернутом виде

3 Разрозненность планов на разных уровнях власти Сравнение плана с фактическими данными Организация стратегического планирования на всех уровнях власти

4 Проведение планирования на безальтернативной основе Применение новых инструментов в планировании, в частности, метода имитационного моделирования Учёт случайных факторов в стратегическом планировании

5 Отсутствие стратегических представлений по отношению к будущему состоянию и развитию Учет в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики

6 Формальный подход к стратегическому планированию Совершенствование процедур планирования Повышение роли планирования для региона Мотивация заинтересованности в планировании

7 Кадры Профессиональная подготовка и переподготовка плановиков Привлечение внешних консультантов и руководство региона Привлечение специалистов высшей квалификации к планированию

Таблица 3

Методы стратегического планирования региона

Методы планирования Преимущества Недостатки

Метод Дельфи Анонимность оценок экспертов, их аргументации и критики Обеспечивает статистическую обработку оценок участников опроса Групповое принятие решения Не подходит для проведения большого количества вычислений и сравнения различных альтернативных стратегий Успех метода зависит от квалификации экспертов

Окончание табл. 3

Методы планирования Преимущества Недостатки

Форсайт Групповое обсуждение предполагаемых изменений в будущем и совместное принятие решения Оценивает риски Значительные финансовые и временные затраты на проведение исследования Невозможно использовать, если показатели не имеют определенную стабильность во времени и формируют базовые условия развития региона Невозможность наблюдать за развитием региона или отдельных его муниципальных образований в течение определённого периода, в том числе с изменением скорости протекания процессов

Нормативный метод В плановых расчетах предполагает использование абсолютных и относительных норм и нормативов Актуален при разработке плана налоговых и других выплат, расчете плановых показателей по труду и заработной плате, обосновании инвестиционных проектов Не подходит для проведения большого количества вычислений и сравнения различных альтернативных стратегий Не позволяет проводить дополнительные исследования планов и стратегий, разработанных с помощью стандартных методов планирования

БШОТ-анализ Имеет широкое применение на уровне территорий, отраслей и народного хозяйства в целом Простота, доступность и наглядность метода Невозможность учёта случайных факторов при планировании Невозможность наблюдать за развитием региона или отдельных его муниципальных образований в течение определённого периода, в том числе с изменением скорости протекания процессов

РЕБТ-анализ Детальный анализ внешней среды при исследовании Учёт внешних факторов воздействия на исследуемую систему Подходит только для анализа долгосрочных целей Не позволяет проводить дополнительные исследования планов и стратегий, разработанных с помощью стандартных методов планирования Не подходит для проведения большого количества вычислений и сравнения различных альтернативных стратегий

Сценарный метод Перебирает все возможности, достижимые из конкретного исходного состояния Наглядность метода Разработка сценария доступна одновременно большой группе людей Невозможность учёта случайных факторов при стратегическом планировании региона Не позволяет проводить дополнительные исследования планов и стратегий, разработанных с помощью стандартных методов планирования

Метод экстраполяции Используется при стабильном и предсказуемом изменении показателей в перспективе Широкое применение за счёт простоты, возможности осуществления на основе о небольшого объема информации Невозможность наблюдать за развитием региона или отдельных его муниципальных образований в течение определённого периода, в том числе с изменением скорости протекания процессов Не подходит для проведения большого количества вычислений и сравнения различных альтернативных стратегий

Имитационный метод Сравнение различных альтернативных стратегий на уровне стратегического планирования региона Возможность получения оценки изменчивости выходных результатов модели Возможность исследования сложных сценариев поведения системы Изучение новых ситуаций в регионе либо оценка его функционирования в новых условиях Возможность учёта случайных факторов, воздействующих на процессы стратегического планирования региона Подходит для проведения дополнительных исследований планов и стратегий, разработанных с помощью стандартных методов планирования Решение задачи с помощью имитационного моделирования требует оценить большое количество возможных альтернативных решений Существует опасность неадекватности установленной связи между некоторыми параметрами модели и реальной ситуации. В реальных условиях выявленная связь может не повторяться или носить другой характер Невозможность описания протекающих в системе процессов регионального стратегического планирования в аналитической форме Требует наличия достаточного количества исходных данных для моделирования Разработка модели требует значительных денежных, временных затрат и квалифицированного персонала

Таким образом, анализ только наиболее распространенных методов стратегического планирования региона позволил выявить широкий спектр преимуществ и недостатков их применения. Это еще раз подтверждает, что проблема выбора и тем более комбинирования техник проведения регионального стратегического планирования еще долго будет оставаться одной из центральных проблем исследования этой технологии. Из табл. 3 видно, что в современных экономических условиях, применяя перечисленные выше методы регионального стратегического планирования, трудно получить практически ценные результаты по следующим причинам: в большинстве своем методы не учитывают случайных факторов при стратегическом планировании; не позволяют наблюдать за деятельностью региона или отдельных его муниципальных образований в течение определённого периода (в том числе, с изменением скорости протекания процессов); не подходят для проведения большого количества вычислений; не позволяют проводить дополнительные исследования планов и стратегий, разработанных с помощью стандартных методов стратегического планирования. Из табл. 3 также видно, что метод имитационного моделирования в решении задач стратегического планирования имеет существенные преимущества перед другими методами. К основным преимуществам данного метода можно отнести возможность сравнения различных альтернативных стратегий при планировании, а также возможность проведения дополнительных исследований планов и стратегий, разработанных с помощью стандартных методов планирования региона. Кроме того, по сравнению с другими методами, метод имитационного моделирования точнее определяет и реагирует на непредсказуемые изменения внешней и внутренней среды, что существенно уменьшает ошибку прогнозирования с помощью данного метода. Что касается недостатков метода, то в качестве основного можно отнести значительные денежные и временные затраты на разработку качественной имитационной модели. Таким образом, несмотря на вышеуказанные недостатки метода, следует заметить, что основным методом прогнозирования регионального развития в современных условиях должен стать метод имитационного моделирования, так как он в большей мере подходит реальным условиям функционирования региона и с помощью него можно достичь более точные результаты при стратегическом планировании.

Заключение. В современных рыночных условиях, характеризующихся высоким уровнем динамики, плохой предсказуемостью, нестабильностью и неопределенностью развития внешних условий, возрастает роль рационального управления социально-экономическим развитием региона. Основной фактор успеха работы в таких условиях - использование стратегического планирования на мезоуровне. Стратегическое планирование является необходимым элементом обеспечения эффективного развития региона, поскольку оно позволяет заблаговременно учесть факторы и обстоятельства, оказывающие влияние на социально-экономические показатели, и обеспечить необходимые условия для развития.

На основе проведенного анализа также следует отметить, что при стратегическом планировании таких сложных систем, как регион, необходимо не только наличие эффективных методов и моделей принятия решений, но и использование современных информационных технологий. От этого во многом зависит качество принятия управленческих решений.

Библиографические ссылки

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: http:// base.garant.ru/70684666/#ixzz4 YicJ97yG (дата обращения: 14.02.2017).

2. Смирнова О. О. Основы стратегического планирования Российской Федерации : монография. М. : Наука, 2013. 302 с.

3. Narep K., Rea-Soiver V. Strategic planning process on central and local level: performance plans as the element of the strategic planning in the public administration in Estoni [Электронный ресурс]. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/ NISPAcee/UNP AN007841.pdf (дата обращения: 14.02.2017).

4. Edwards L. M. Strategic Planning in Local Government: Is the Promise of Performance a Reality? Public Management and Policy Dissertations. 2012. Р. 2.

5. Даллаго Б. Есть ли будущее у макроэкономического планирования в Восточной Европе // Российский экономический журнал. 1992. № 4. С. 84-95.

6. Белянова А. М., Бирюков В. А., Черковец В. Н. Стратегическое планирование в условиях современной экономики России : материалы науч. семинара по проблемам стратегического планирования // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2016. № 3. С. 141-158.

7. Пахомов А. Управление стратегическим планированием // АПК: экономика, управление. 2005. № 6. С. 33-37.

8. Данилина В. С., Осташков А. В. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки : электр. сб. ст. по материалам XXVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. 2015. № 9 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(28).pdf (дата обращения: 14.05.2017).

9. Петрова И. В., Пинчук В. О. К отдельным вопросам организации системы управления стратегическим планированием на региональном уровне // Российские регионы в фокусе перемен : сб. докладов XI Междунар. конф. : в 2 т. 2017. С. 160-164.

10. Поляков В. Г. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона. Проблемы методологии и практический опят регионального стратегического планирования // Российское предпринимательство. 2010. № 11-2. С. 131-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Степанов А. Г. Макроэкономическое планирование и прогнозирование экономики региона в системе

государственного управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 4. С. 59-64.

12. Чмышенко Е. В. Стратегическое планирование как фактор регионального развития // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 1 (107). С. 77-82.

13. Анимица Е. Г. Стратегическое планирование развития территории: сущность, основные принципы, проблемы [Электронный ресурс] // Известия УрГЭУ. 2005. № 12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ strategicheskoe-planirovanie-razvitiya-territorii-suschnost-osnovnye-printsipy-problemy (дата обращения: 14.02.2017).

14. Бамбаева Н. Я., Борзова А. С. Методика разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития территории // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 7(34). С. 20-24.

15. Ларионова А. С. История и инструментарий стратегического планирования в России [Электронный ресурс] // УЭкС. 2011. № 34. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/istoriya-i-instrumentariy-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossii (дата обращения: 15.04.2017).

16. Магданов П. В. Процесс стратегического планирования в корпорации // Вестник ПГУ. Сер. «Экономика». 2012. № 1. С. 43-49.

17. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание : монография: пер. с англ. СПб., 2009. 343 с.

18. Селиверстов В. Е. Региональное стратегическое планирование: методология, практика, инструменты, институты : дис. ... д-ра экон. наук. Новосибирск, 2011. 425 с.

19. Смирнова О. О. Концептуальные основы формирования системы стратегического планирования регионального развития Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2012. 50 с.

20. Зеленцова С. Ю., Кирьянчук В. Е., Крупко А. Э. Многомерное адаптивно-имитационное моделирование в системе прогнозирования социально-экономического развития // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Экономика и управление». 2006. № 1. С. 148-154.

21. Разилов З. В. Стратегическое планирование социально-экономического развития территорий : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Краснодар, 2009. 166 с.

22. Магданов П. В. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона // Стратегии бизнеса. 2014. № 2. С. 108-114.

23. Бекетов Н. В. Проблемы стратегического планирования региональным развитием [Электронный ресурс] // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 35. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ problemy-strategicheskogo-planirovaniya-regionalnym-razvitiem (дата обращения: 16.02.2017).

24. Рисин И. Е. Стратегическое планирование регионального развития: современная практика, направления совершенствования : монография. М. : РУСАЙНС, 2016. 86 с.

25. Магданов П. В., Падей В. Ю. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона // Наука и искусство управления :

Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 3. С. 67.

26. Райзберг Б. Проблемы государственного стратегического планирования в современной России // Общество и экономика. 2008. № 1. С. 104-114.

27. Селиванов А. И., Трошин Д. В. О методологических основаниях реализации Закона РФ от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/o-metodologicheskih-osnovaniyah-realizatsii-zakona-ot-28-06-2014-172-fz-o-strategicheskom-planirovanii-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 27.02.2017).

28. Искендеров А. Р. Методические подходы к стратегическому планированию // Международный журнал. 2009. № 2. С. 49-53.

29. Жаров В. С., Иванова М. В. Проблемы управления социально-экономическим развитием регионов Арктики [Электронный ресурс] // Вестник МГТУ. 2015. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-upravleniya-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-regionov-arktiki (дата обращения: 28.02.2017).

References

1. RF Federal Law "About strategic planning in the Russian Federation" (with changes and additions) of 28 June 2014, № 172-FZ (In Russ.). Available at: http://base.garant.ru/70684666/#ixzz4YicJ97yG (accessed: 14.02.2017).

2. Smirnova O. O. Osnovy strategicheskogo planirovaniya Rossiyskoy Federatsii: monografya. [Bases of strategic planning of the Russian Federation]. Moscow, Nauka Publ, 2013, 302 p.

3. Narep K., Rea-Soiver V. [Strategic planning process on central and local level: performance plans as the element of the strategic planning in the public administration in Estonii]. Available at: http://unpan1.un.org/ intradoc/groups/public/documents/NISPAcee/UNPAN00 7841.pdf (accessed: 14.02.2017).

4. Edwards L. M. Strategic Planning in Local Government: Is the Promise of Performance a Reality? Public Management and Policy Dissertations. 2012, p. 2.

5. Dallago B. [Whether macroeconomic planning has a future in Eastern Europe]. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. 1992, No. 4, P. 84-95 (In Russ.).

6. Belyanov A. M., Kushlin V. A., Cherkovets V. N. [Strategic planning in the conditions of modern economy of Russia (materials of a scientific seminar on problems of strategic planning)]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 2016, No. 3, P. 141-158 (In Russ.).

7. Pakhomov A. [Management of strategic planning]. APK: Ekonomika, upravlenie. 2005, No. 6, P. 33-37 (In Russ.).

8. Danilina V. S., Ostashkov A. V. [Problems of strategic planning of social and economic development of the region]. Molodezhnyy nauchnyy forum: Obshchestvennye i ekonomicheskie nauki: elektr. sb. st. po materialam XXVIII stud. mezhdunar. zaochnoy nauch.-prakt. konf [Materials XXVIII student international

scientific and practical conference "Youth scientific forum: Social and economic sciences"]. Moscow, MCNO Publ., 2015, No. 9 (28) (In Russ.). Available at: https:// nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(28).pdf (accessed: 14.04.2017).

9. Petrova I. V., Pinchuk V. O. [To single questions of the organization of a control system strategic planning at the regional level]. Rossiyskie regiony v fokuse peremen Sbornik dokladov XI Mezhdunarodnoy konf. [Materials of the XI Intern. Conference "Russian regions in focus of changes"]. 2017, P. 160-164 (In Russ.).

10. Poljakov V. G. [Strategic planning of social and economic development of the region. Problems of methodology and practical honey agarics of regional strategic planning]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2010, No. 11-2, P. 131-135 (In Russ.).

11. Stepanov A. G. [Macroeconomic planning and forecasting of economy of the region in the system of public administration]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2006, No. 4, P. 59-64 (In Russ.).

12. Chmyshenko E. V. [Strategic planning as factor of regional development]. Vestnik Orenburgskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2010, No. 1 (107), P. 77-82 (In Russ.).

13. Animica E. G. [Strategic planning of development of the territory: entity, basic principles, problems]. Izvestiya UrGEU. 2005, No. 12 (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-razvitiya-territorii-suschnost-osnovnye-printsipy-problemy (accessed: 14.02.2017).

14. Bambaeva N. Ja., Borzova A. S. [Technique of development and implementation of the strategic plan of social and economic development of the territory]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2006, No. 7(34), P. 20-24 (In Russ.).

15. Larionova A. S. [History and tools of strategic planning in Russia]. UEkS. 2011, No. 34 (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-instrumentariy-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossii (accessed: 15.04.2017).

16. Magdanov P. V. [Process of strategic planning in corporation]. Vestnik PGU. Seriya: Ekonomika. 2012, No. 1, P. 43-49 (In Russ.).

17. Ansoff I. Strategicheskiy menedzhment. Klassi-cheskoe izdanie. Monografiya (perevod s angliyskogo). [Strategic management. Classical edition]. St. Petersburg, 2009, 343 P.

18. Seliverstov V. E. Regional'noe strategicheskoe planirovanie: metodologiya, praktika, instrumenty, instituty. Diss. doktora ekonom. nauk. [Regional strategic planning: methodology, practice, tools, institutes. Dr. econ. sci. diss.]. Novosibirsk, 2011, P. 425.

19. Smirnova O. O. Kontseptual'nye osnovy formirovaniya sistemy strategicheskogo planirovaniya regional'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Dis. Dokt. ekonom. [Conceptual bases of formation of system of strategic planning of regional development of the Russian Federation. Dr. econ. sci. diss]. Moscow, 2012, P. 50.

20. Zelencova S. Ju., Kir'janchuk V. E., Krupko A. Je. [Multidimensional adaptive and imitating modeling in the system of forecasting of social and economic development]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2006, No. 1, P. 148-154 (In Russ.).

21. Razilov Z. V. Strategicheskoe planirovanie sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya territoriy. Diss. kand. ekonom. nauk [Strategic planning of social and economic development of territories. Dr. econ. sci. diss.]. Krasnodar, 2009, P. 166.

22. Magdanov P. V. [Problems of strategic planning of social and economic development of the region]. Strategii biznesa. 2014, No. 2, P. 108-114 (In Russ.).

23. Beketov N. V. [Problems of strategic planning by regional development]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2008, No. 35 (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-strategicheskogo-planirovaniya-regionalnym-razvitiem (accessed: 16.02.2017).

24. Risin I. E. Strategicheskoe planirovanie regional'-nogo razvitiya: sovremennaya praktika, napravleniya sovershenstvovaniya: monografiya [Strategic planning of regional development: modern practice, directions of improvement]. Moscow, RUSAJNS Publ., 2016, P. 86.

25. Magdanov P. V., Padej V. Ju. [Problems of strategic planning of social and economic development of the region]. Nauka i iskusstvo upravleniya. Vestnik Instituta ekonomiki, upravleniya i prava Rossiyskogo gosudarstven-nogo gumanitarnogo universiteta. 2013, No. 3, P. 67-76 (In Russ.).

26. Rajzberg B. [Problems of the state strategic planning in modern Russia]. Obshchestvo i ekonomika. 2008, No. 1, P. 104-114 (In Russ.).

27. Selivanov A. I., Troshin D. V. [About the methodological bases of implementation of the Law from 28. 06. 2014 No. 172-FZ "About strategic planning in the Russian Federation"]. Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2015, No. 3 (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/ n/o-metodologicheskikh-osnovaniyakh-realizatsii-zakona-ot-28-06-2014-172-fz-o-strategicheskom-planirovanii-v-rossiyskoy-federatsii (accessed: 27.02.2017).

28. Iskenderov A. R. [Methodical approaches to strategic planning]. Mezhdunarodnyy zhurnal. 2009, No. 2, P. 49-53 (In Russ.).

29. Zharov V. S., Ivanova M. V. [Problems of management of social and economic development of regions of the Arctic]. VestnikMGTU. 2015, No. 3 (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7problemy-upravleniya-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem-regionov-arktiki (accessed: 28.02.2017).

© Бабина О. И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.