Научная статья на тему 'Стратегическое планирование диверсификации предпринимательской деятельности как стратегии развития'

Стратегическое планирование диверсификации предпринимательской деятельности как стратегии развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1576
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STRATEGIC PLANNING / DIVERSIFICATION / ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнева Ольга Вячеславовна, Толстых Татьяна Николаевна

Стратегическое планирование диверсификации предпринимательской деятельности рассмотрено как стратегия развития предпринимательской структуры. Проанализированы стратегии для различных школ стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селезнева Ольга Вячеславовна, Толстых Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING OF DIVERSIFICATION OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY AS DEVELOPMENT STRATEGY

Strategic planning as diversification of entrepreneurship activity is considered as development strategy of entrepreneurship culture. The strategies for different schools of strategic management are analyzed.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование диверсификации предпринимательской деятельности как стратегии развития»

УДК 330.190.2

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

© Ольга Вячеславовна СЕЛЕЗНЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра финансов и банковского дела,

e-mail: ttn58@mail.ru © Татьяна Николаевна ТОЛСТЫХ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и банковского дела, e-mail: ttn58@mail.ru

Стратегическое планирование диверсификации предпринимательской деятельности рассмотрено как стратегия развития предпринимательской структуры. Проанализированы стратегии для различных школ стратегического управления.

Ключевые слова: стратегическое планирование; диверсификация; предпринимательская деятельность.

Успешность стратегий основана на общепризнанных принципах:

- концентрация усилий (планирование подразумевает избежание «узких мест» и концентрацию сил на возможных успешных областях бизнес;

- баланс рисков;

- сотрудничество;

- разработка стратегии.

Разработка стратегии осуществляется согласно процедуре стратегического планирования:

1) формирование общих целей;

2) определение ближайших целей;

3) выбор общей стратегии;

4) определение функциональных целей и стратегий;

5) разработка конкурентоспособного сочетания целей и стратегий;

6) планирование реализации стратегий (планирование и оптимальное комбинирование необходимых ресурсов);

7) контроль и адаптация стратегий.

Стратегические цели и направления, например, функциональных стратегий можно классифицировать следующим образом (табл. 1).

Координация и гармонизация функциональных стратегий представлена в табл. 2.

Если рассматривать обзор школ страте -гий, имеющих предписывающий характер

(как должна формироваться стратегия), то их можно представить следующим образом:

- моделирование на базе осмысления и проработки;

- относительно изолированный процесс формального планирования (школа стратегического планирования);

- выбор стратегических рыночных позиций предпринимательской структуры.

В табл. 3 показаны целевые направления изменений в предпринимательской структуре для такой школы стратегий, как стратегическое планирование.

Структурная направленность школ стратегического управления определяется структурой школ стратегий, состоящих из стратегий предписывающего характера, исследования процесса формирования стратегий и сочетания указанных подходов (табл. 4) [1].

Согласно И. Ансоффа (1965 г.), планирование как школа стратегического направления имеет:

- ключевое слово - формализация;

- девиз - программирование;

- стадия развития предпринимательской структуры - стратегическое планирование;

- основное действующее лицо - плановики;

- руководство (процесс) - чуткое восприятие процесса;

- особенности стратегии - внешняя и внутренняя среда стабильны;

Таблица 1

Функциональные цели и стратегии

Стратегии Стратегические цели Направления стратегии

Маркетинг - рынки - продукты - маркетинг - производительность - действия на рынке - цена - работа с рынком - сбыт

Производство и поставки - производство - производительность - поставки - методы организации производства - методы расположения - инвестирование - поставки - ресурсы - запасы

НИОКР - НИОКР - внутреннее и внешнее развитие - патентная деятельность - лицензирование

Финансирование - доходы - ликвидность - финансирование - доходы - эффективность - ликвидность - риск - безопасность

Персонал - ориентированные на персонал и рабочих - прием на работу и набор - оклады и зарплата - социальная сфера - внешние социальные стратегии

Менеджмент и организация - менеджмент - организация - системы менеджмента - средства менеджмента - методы менеджмента

Информация - организация - организация

Участие, поглощение, сотрудничество - участие - поглощение - сотрудничество - поглощение - участие - сотрудничество - объединение

Координация и гармонизация функциональных стратегий

Таблица 2

Функциональные стратегии

Маркетинг Производство Исследования Фи- Персонал, Организация Кооперация,

(НИОКР) и развитие нансы социальные менеджмента сотрудничество,

вопросы участие,

поглощение

Цели

Вертикальная координация стратегических целей и частных стратегий_____________________________________________

Горизонтальная координация стратегических областей

Подстратегии

Таблица 3

Целевые направления изменений в предпринимательской структуре при стратегическом планировании

Направления изменений

Школа стратегии - изменяются, оставаясь стабильными - постоянно внедряют новшества - практически не изменяются - периодические, но существенные преобразования - постепенное приращение - внесение изменений в стратегию проблематично

Существует несколько эталонных стратегий.

1. Типология стратегий по М. Портеру. Майкл Портер выделил три основные стратегии, имеющие универсальный характер:

1) преимущество в издержках; 2) дифференциация; 3) фокусирование.

М. Портер предложил типологию конкурентных стратегий на основе масштаба рынка и направлении приложения усилий организации: по минимизации издержек или по выпуску уникальной продукции, что позволяет устанавливать более высокие цены. Комбинации этих предпочтений дает возможность выделить четыре типа стратегий (табл. 5):

- лидерства по издержкам;

- дифференциации;

- фокусирования на издержках;

- фокусирования на дифференциации.

2. Типология стратегий по А. Томпсону и А. Стрикленду. Позже А. Томпсон и А. Стрикленд разработали иную модель классификации стратегий конкуренции:

- стратегия лидерства по издержкам;

- стратегия широкой дифференциации;

- стратегия оптимальных издержек;

- сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках;

- сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции.

3. Стратегия стабильности, роста и сокращения предложена Э. Уткиным:

- стратегия стабильности;

- стратегия роста;

- стратегия сокращения.

4. Типология общих стратегий по факторам, влияющим на ее разработку. На ее формирование влияют пять групп факторов:

1) выражение воли руководства;

2) реализация коллектива;

3) рациональное управление;

4) построение конкурентных преимуществ;

5) отношения с окружающей средой.

В табл. 6 представлена структура общих стратегий, а в табл. 7 представлены факторы, влияющие на их разработку.

Таблица 4

Структурная схема направленности школ стратегического управления

Школа стратегии

Стратегии предписывающего характера Исследование процесса формирования стратегий Сочетания подходов

Основанные на стандартизации Основанные на планировании Индивидуальные стратегические решения Коллективные стратегические решения Стратегия как процесс изменения предпринимательской структуры на различных стадиях жизненного цикла Иное

- построение стандартных моделей - выбор из числа имеющихся стандартов - планирование по заданному алгоритму - планирование по результатам анализа - озарение выдающегося менеджера - проникновение в сознание стратега - разработка стратегии шаг за шагом - стратегия как процесс переговоров - стратегию определяет культура - стратегия формируется под внешним воздействием - формирование стратегии как процесса трансформации - формирование стратегии как процесса интеграции

Таблица 5

Схема стратегий по Портеру

Широкий масштаб (охватывает весь рынок) Стратегия лидерства по издержкам Стратегия дифференциации

Узкий масштаб Стратегия фокусирования на издержках Фокусирование на дифференциации

5. Типология стратегий по Н. Треневу основана на специфике роста организации и включает следующие стратегии:

- стратегия слабого роста;

- стратегия ухода;

- стратегия сильного роста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Типология, основанная на компетентном / ресурсном подходе, предложенная К. Прахаладом и Г. Хэмелом (стержневые компетенции):

- обеспечить компании проникновение на рынок и успешно конкурировать на нескольких рынках;

- повысить значимость продукта;

- иметь свойства, которых нет у конкурентов.

7. Типология по В. Мащенко предполагает проведение классификации стратегий по уровню принятия решений (табл. 8).

8. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают следующие стратегические альтернативы:

- ограниченный рост,

- рост,

- сокращение

- сочетание указанных выше альтернатив.

При этом учитывается только одна характеристика предпринимательской деятельности - объем производства (продаж).

9. Питер Ф. Друкер рассматривает следующие стратегии:

- «врываюсь первым и наношу массированный удар»;

- «нападаю быстро и неожиданно»;

- поиск и захват «экономической ниши»;

- изменение экономических характеристик продукта, рынка или отрасли.

10. Типология стратегий по модели И. Ансоффа «продукт-рынок» (табл. 9):

- проникновение на рынок;

- освоение рынка;

- разработка продукта;

- диверсификация - разработка новых продуктов для обслуживания новых рынков.

Согласно И. Ансоффа, диверсификация -это развитие компании с помощью новой продукции и новых рынков.

В условиях, когда современные рынки быстро насыщаются, а жизненный цикл продукта измеряется коротким отрезком времени, диверсификация является неплохой альтернативой. Она может привести к эффекту синергизма и способствовать распределению риска за счет увеличения портфеля продуктов и рынков.

Таблица 6

Структура общих стратегий

Общие стратегии

Стабильности Роста Сокращения

- существующие направления бизнеса - поглощения - разворот

- слияния - отделение

- присоединения - ликвидации

Таблица 7

Факторы, влияющие на формирование общих стратегий

Общие стратегии

Выражение воли руководства Реализации коллектива Рациональное управление Определение конкурентных преимуществ Отношение с окружающей средой

- ценности - стремления - личные качества руководителя - конечные цели - принципы функционирования - ценности - этика - идеология -вера и убеждения - направление - воодушевление - видение - формирование преимуществ - поддержание преимуществ - защита преимуществ - развитие преимуществ - возможности и сильные стороны - угрозы и слабые стороны

Таблица 8

Типология стратегий по уровню принятия решений

Стратегии конкуренции

Глобальные Корпоративные Функциональные

- минимизация издержек - фокусирования - инноваций - быстрого реагирования - связанной диверсификации - несвязанной диверсификации - откачки капитала и ликвидации - изменение курса, рестуктуризации, выживания - быстрого реагирования - наступательные, оборонительные -вертикальной интеграции - отраслевых лидеров -рядовых компаний в отрасли - слабых и кризисных компаний - на различных этапах жизненного цикла

Таблица 9

Матрица И. Ансоффа (компоненты векторного роста)

Продукты

Существующие Новые

Рынки Существующие Стратегия проникновения на рынок (увеличение рыночной доли) Разработка продукта (новые или улучшенные продукты)

Новые Освоение рынка Диверсификация (новые продукты для новых рынков)

11. Стратегии развития бизнеса по Ф. Котлеру. Эти стратегии определяют изменение их масштабов:

- стратегия концентрированного роста: усиление позиции на рынке; развитие рынка; развитие продукта;

- стратегия интегрированного роста: обратная вертикальная интеграция; вперед идущая вертикальная интеграция;

- стратегия диверсифицированного роста: центрированная диверсификация; горизонтальная диверсификация; конгломера-тивная диверсификация;

- стратегия сокращения: ликвидация; сокращение расходов.

В табл. 10 представлена модель структуры стратегий развития бизнеса по Ф. Котлеру.

В рамках настоящего исследования интерес для нас представляет такая стратегия развития, как концентрическая диверсификация - когда предпринимательская структура конкурирует в отрасли, где нет роста или имеется рост с очень низкими темпами; когда добавление новых, но профильных продуктов может существенным образом улучшить реализацию традиционной продукции; когда профильные продукты предлагаются

на рынке по достаточно высоким конкурентным ценам; когда вводимые профильные продукты имеют сезонные колебания спроса, находящиеся в противофазе с колебаниями финансовых пиков и спадов предпринимательской структуры; когда традиционные продукты предпринимательской деятельности находятся в стадии умирания по жизненному циклу; когда предпринимательская структура имеет сильный менеджмент - это обеспечивает стабильность.

Стратегия конгломеративной диверсификации - когда в базовой отрасли предпринимательской структуры происходит ежегодное снижение объемов реализации и прибыли; когда предпринимательская структура имеет капитал и менеджмент для того, чтобы начать конкурировать в новой отрасли; когда у предпринимательской структуры есть возможность скупить непрофильный для нее бизнес; когда существует финансовое взаимодействие между приобретаемой и приобретающей предпринимательскими структурами; когда существующие рынки для продукции предпринимательской структуры являются вполне насыщенными.

Таблица 10

Модель структуры стратегий развития

Стратегии

Концентрированного роста Интегрированного роста Диверсифицированного роста Сокращения

- усиление позиции на рынке - развитие рынка - развитие продукта - обратная вертикальная интеграция - вперед идущая вертикальная интеграция - центрированная диверсификация - горизонтальная диверсификация - конгломеративная диверсификация - ликвидация - сокращение - сокращение расходов

Стратегия горизонтальной диверсификации - когда добавление новых, но в то же время непрофильных продуктов существенно улучшит реализацию традиционной продукции; когда предпринимательская структура конкурирует в высоко конкурентной и (или) неразвивающейся отрасли, в которой достаточная низкая норма прибыли и дохода; когда традиционные каналы дистрибьюции продукции предпринимательской структуры могут быть использованы для продвижения на рынок новой продукции для традиционных потребителей. Когда реализация новой продукции по времени проходит в противо-фазе с уже выпускаемыми предпринимательской структурой продуктами.

Конкретные условия предпринимательской деятельности обусловливают выбор определенной стратегии или их сочетания [2; 3].

Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости применения стратегии диверсификации предпринимательской деятельности в рамках стратегического планирования как наиболее эффективного инструмента формирования, обеспечения и развития конкурентоспособности предпринимательских структур в современных условиях.

Финансово-инвестиционный толковый

словарь диверсификацию трактует как:

а) разнотипность, расширение ассортимента, разностороннее развитие организации;

б) распределение риска путем инвестиций в несколько различных категорий активов: акции, облигации, доходные финансовые документы, драгоценные металлы, ценные бумаги предприятий различных отраслей или взаимные фонды с широким спектром акций в одном портфеле вложений.

В настоящее время можно найти около тридцати определений диверсификации, которые отражают ту или иную специфику

предпринимательской деятельности. Это

вполне объяснимо следующими причинами:

1) сложность и многообразие процессов в экономической сфере;

2) разнонаправленность этих процессов;

3) отсутствие четкой теоретической базы.

В экономической литературе нет единого мнения о сути, формах, методах, целях и задачах диверсификации. Одни понимают под ней распространение предпринимательской деятельности организации на новые сферы: расширение географии деятельности, ассортимента и видов товаров, продуктов и услуг.

Т.В. Радченко утверждает, что «диверсификация производства на практике - это проникновение фирмы в другие отрасли производства в целях обеспечения стабильных условий функционирования, получения экономической выгоды, повышения уровня конкурентоспособности или уменьшения предпринимательского риска».

По мнению А.М. Аронова, диверсификация - такая экономическая категория, которой нельзя дать однозначное определение. Разные люди подразумевают под ней разные процессы, поэтому важным моментом является способность распознать и истолковать эту концепцию применительно к своим обстоятельствам.

Существуют разные трактовки диверсификации. Они отражают их суть в разной степени полноты. Однако в ряде случаев есть путаница, когда несвязанную диверсификацию приравнивают к интеграции. Действительно, между ними есть ряд общих моментов, но есть и существенные отличия, на которые указывает О.А. Лузгина. Диверсификация - это распространение хозяйственной деятельности на новые, несвязанные сферы в целях: уменьшения риска, использования

выгод налогообложения, повышения ликвидности активов, управления потоком доходов, защита против слияний, установление «договорных» цен, обеспечение интересов руководства.

Часть экономистов диверсификацией считают перемещение капитала компании в отрасли, которые не имеют прямой производственной связи или функциональной зависимости с основной сферой деятельности.

С.Ю. Богатырев пишет: «Наиболее целесообразно систематизировать определение диверсификации по четырем направлениям в зависимости от принципов, лежащих в основе: расширение номенклатуры и новые принципы производства, организация нового производства или покупка нового предприятия, использование собственной научно-технической базы и средств или заемное финансирование, расширение многообразия рынков, обслуживаемых фирмой».

Ю.Б. Вершинин утверждает: «В определенный период времени диверсификация становится стимулом к взаимному интересу финансового и промышленного капитала. Именно диверсификация способствует формированию значительных по объему денежных потоков для дальнейшего расширения промышленного производства. Промышленные звенья диверсификационных образований за счет аккумуляции финансовых ресурсов и совершенствования систем управления получают существенный потенциал развития».

К наиболее часто встречающимся в экономической литературе определениям диверсификации, по мнению Н.В. Дьяченко, относятся следующие:

1) изменения, происходящие в компании под воздействием конъюнктуры рынка, конкуренции, изменений экономических отношений;

2) проникновение ранее специализированных компаний в другие отрасли;

3) расширение ассортимента, номенклатуры производимой продукции;

4) распределение выпуска продукции компании между разными целевыми рынками;

5) форма межотраслевой конкуренции;

6) процесс расширения деятельности за рамки основного бизнеса;

7) любое изменение (увеличение, уменьшение) числа видов деятельности;

8) процесс создания новых производств и использования действующих для выпуска новой номенклатуры изделий;

9) процесс поглощения или слияния компаний;

10) процесс превращения компании в группу компаний, занимающихся производством нескольких различных товаров и оперирующих на нескольких различных рынках;

11) одна из форм концентрации капитала;

12) одновременное развитие в компании многих, не связанных друг с другом видов производства;

13) присоединение новых компаний по дальнейшей переработке своей продукции, либо для обеспечения ее сырьем, а также для непосредственного сбыта своих товаров;

14) одна из базовых стратегий развития компании, направленная на организацию производства нового товара на новый рынок;

15) объединение нескольких видов производства в рамках компании;

16) проведение компанией различных видов хозяйственной деятельности;

17) перераспределение ресурсов компании между различными сферами деятельности в целях снижения предпринимательского риска;

18) объединение нескольких видов производства в рамках компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19) ведение компанией различных видов хозяйственной деятельности.

В табл. 11 представлено определение понятия «диверсификация» приведенное различными авторами.

Диверсификация предпринимательской деятельности представляет собой совокупность экономических, управленческих и организационных отношений, возникающих как внутри предприятия, компании, так и взаимодействие с рынком, другими субъектами, в том числе и участием представителей власти (государственное регулирование).

Диверсификация предпринимательской деятельности основана на синергетическом эффекте, эффекте распределения рисков, возможности увеличения масштабов бизнеса. В самом широком смысле диверсификация есть расширение номенклатуры, товаров, услуг, производимых отдельными предприятиями, компаниями. Она связана с организацией новых видов производства, проникновения на новые рынки.

Таблица 11

Определение понятия «диверсификация»

Автор Определение

Т.В . Радченко Проникновение фирмы в другие отрасли производства в целях обеспечения стабильных условий функционирования, получения экономической выгоды, повышения уровня конкурентоспособности или уменьшения предпринимательского риска

О.А. Лузгина Распространение хозяйственной деятельности на новые, несвязанные сферы в целях: уменьшения риска, использования выгод налогообложения, повышения ликвидности активов, управления потоком доходов, защита против слияний, установление «договорных» цен, обеспечение интересов руководства

С.Ю. Богатырев Расширение номенклатуры и организация нового производства или покупка нового предприятия, использование собственной научно-технической базы и средств или заемное финансирование, расширение многообразия рынков, обслуживаемых фирмой

Ю.Б. Вершинин Аккумуляция финансовых ресурсов и совершенствование систем управления.

Гражданский кодекс [4] Разностороннее развитие производственной, коммерческо-торговой и финансовокредитной деятельности предприятия

Н.В. Дьяченко Изменения, происходящие в компании под воздействием конъюнктуры рынка, конкуренции, изменений экономических отношений; проникновение ранее специализированных компаний в другие отрасли; расширение ассортимента, номенклатуры производимой продукции; распределение выпуска продукции компании между разными целевыми рынками; форма межотраслевой конкуренции; процесс расширения деятельности за рамки основного бизнеса; любое изменение (увеличение, уменьшение) числа видов деятельности, процесс превращения компании в группу компаний, занимающихся производством нескольких различных товаров и оперирующих на нескольких различных рынках; одна из форм концентрации капитала; одновременное развитие в компании многих, не связанных друг с другом видов производства; присоединение новых компаний по дальнейшей переработке своей продукции, либо для обеспечения ее сырьем, а также для непосредственного сбыта своих товаров; одна из базовых стратегий развития компании, направленная на организацию производства нового товара на новый рынок; объединение нескольких видов производства в рамках компании; проведение компанией различных видов хозяйственной деятельности; перераспределение ресурсов компании между различными сферами деятельности в целях снижения предпринимательского риска; объединение нескольких видов производства в рамках компании; ведение компанией различных видов хозяйственной деятельности

Диверсификация предпринимательской деятельности в научных кругах и у практиков получила признание как мощное средство, метод и фактор, снижающие риск предпринимательской деятельности бизнес-структур и повышающие их финансовую устойчивость.

Стремление к диверсификации предпринимательскими структурами объясняется предупреждением возможных неудач, снижения клиентуры и прибыли. Как правило, имеется целый комплекс причин, которые освещены такими авторами, как А. М. Аронов, И. Ансофф, Т.В. Радченко и др. Они рассматривают их применительно к промышленным предприятиям и фирмам. Однако нет никаких принципиальных противопо-

казаний для экстраполяции их и к предпринимательским структурам в других отраслях экономики.

1. Толстых М.С., Мерзликина О.В. Научно-теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии и тактики организаций // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 1 (57).

2. Толстых Т.Н., Богомолова Е.В. Проблемы и перспективы развития корпораций в современной России: монография. Тамбов, 2009.

3. Нагамова М. С., Толстых Т. Н. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности электросетевой компании в условиях изменения государственного регулирования: концепция, методика, инструмента-

рий: монография / под общ. ред. Т.Н. Толстых. Там^^ 2°1°. Поступила в редакцию 12.02.2013 г.

4. Гражданский кодекс РФ. М., 2004. Ч. 1. Ст. 2.

UDC 330.190.2

STRATEGIC PLANNING OF DIVERSIFICATION OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY AS DEVELOPMENT STRATEGY

Olga Vyacheslavovna SELEZNYOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Finances and Bank Business Department, e-mail: ttn58@mail.ru

Tatyana Nikolayevna TOLSTYKH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Professor of Finances and Bank Business Department, e-mail: ttn58@mail.ru

Strategic planning as diversification of entrepreneurship activity is considered as development strategy of entrepreneurship culture. The strategies for different schools of strategic management are analyzed.

Key words: strategic planning; diversification; entrepreneurship activity.

УДК 330.190.2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Ольга Вячеславовна СЕЛЕЗНЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра финансов и банковского дела,

e-mail: ttn58@mail.ru

Г осударственное регулирование рассматривается как условие реализации стратегического плана диверсификации предпринимательской деятельности с учетом отраслевой специфики. Предложена концепция диверсификации предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: государственное регулирование; стратегический план; предпринимательская деятельность; концепция диверсификации.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является важнейшим условием реализации стратегии диверсификации предпринимательской

структуры, поскольку деятельность возможна лишь в рамках правового поля, определенного государством, т. е. в рамках государственного регулирования предпринимательской деятельности. Различные отрасли предпринимательства имеют свою специфику деятельности, особенности которой и учитываются при стратегическом планировании.

Под государственным регулированием экономики здесь будем понимать деятельность государства в лице государственных органов на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц. Эта деятельность осуществляется для придания процессам организационного характера, для упорядочения действий экономических субъектов,

обеспечения соблюдения законов отстаивать государственные и общественные интересы [1].

Объектами государственного регулирования экономики являются различные сферы деятельности, отрасли, явления и ситуации, условия социально-экономической жизни государства. Возникают трудности, проблемы, которые не могут быть решены автоматически. Снятие этих проблем необходимо для бесперебойного функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе [2].

В качестве примера рассмотрим влияние государственного регулирования диверсификации предпринимательской деятельности в страховом предпринимательстве.

Страховые предпринимательские структуры выполняют особые функции в жизни страны и граждан, поэтому деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.