Научная статья на тему 'Стратегическое планирование деятельности промышленных предприятий'

Стратегическое планирование деятельности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ENTERPRISE / STRATEGIC PLANNING / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Очайкин К.Д.

В условиях роста народонаселения и его возрастающих потребности, развития науки и техники, всеобщего расширенного производства, повышения цен на сырье и топливо, усиления конкуренции между товаропроизводителями, а также ужесточения требований по охране окружающей перед любым предприятием возникает проблема выработки такой стратегии развития, которая позволила бы поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Таким образом, на сегодняшний день руководители предприятий вынуждены задумываться о стратегическом планировании деятельности своей фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

In terms of population growth and the increasing needs of science and technology, general expansion of production, higher prices for raw materials and fuel, increased competition between producers, as well as more stringent requirements for environmental before any problem arises now developing such a strategy development, which would allow maintain a competitive edge in the foreseeable future. Thus, to date, business leaders are forced to think about the strategic planning of the firm.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование деятельности промышленных предприятий»

2. Лебедев Н.А., Рагулина Ю.В. Отдельные направления эволюции инновационных процессов промышленности макрорегионов / Н.А. Лебедев, Ю.В. Рагулина // Глобальный научный потенциал. - 2014. - № 9 (42). - С.70-73.

3. Урзов В.А. Теоретико-методический подход к оценке эффективности инновационных проектов / В.А. Урзов // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2014. - №6 (18).

4. Теплова Т.В. Инвестиции / Т.В. Теплова // Учебник для бакалавров. М.: Юрайт. - 2013.

5. Мальцева С.В., Жарова А.К. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под. ред. С.В.Мальцевой // Юрайт, 2014.

6. Лебедев Н.А. К вопросу минимизации инновационных рисков предпринимательских структур / Н.А.Лебедев // Труды Современной гуманитарной академии. - 2010. - № 2.

7. Урзов В.А. Оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики / В.А. Урзов // Научные труды ВЭО. - 2011. - Т. 150. - С. 200-209.

УДК 338.2

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Очайкин К.Д., аспирант кафедры экономики и организации производства Казанского энергетического университета

В условиях роста народонаселения и его возрастающих потребности, развития науки и техники, всеобщего расширенного производства, повышения цен на сырье и топливо, усиления конкуренции между товаропроизводителями, а также ужесточения требований по охране окружающей перед любым предприятием возникает проблема выработки такой стратегии развития, которая позволила бы поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективе. Таким образом, на сегодняшний день руководители предприятий вынуждены задумываться о стратегическом планировании деятельности своей фирмы.

Ключевые слова: предприятие, стратегическое планирование, промышленность.

STRATEGIC PLANNING OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Ochaykin K., the post-graduate student, Business administration chair, Energy University of Kazan

In terms of population growth and the increasing needs of science and technology, general expansion of production, higher prices for raw materials and fuel, increased competition between producers, as well as more stringent requirements for environmental before any problem arises now developing such a strategy development, which would allow maintain a competitive edge in the foreseeable future. Thus, to date, business leaders are forced to think about the strategic planning of the firm.

Keywords: enterprise, strategic planning, industry.

Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [2].

Реализация стратегии осуществляется через стратегическое планирование. Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger(1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегиче-скому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического планирования.

Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».

По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением»,

Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации».

Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического планирования или же на его отличия от «обычного» планирования.

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирова-ние является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

Основными принципами стратегического планирования на всех его стадиях являются:

- охват всех сфер деятельности предприятия;

- согласованность с ресурсными возможностями;

- взаимосвязь краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного направле-ний развития;

- учет внутриорганизационных приоритетов в целях и задачах;

- практичность и реализуемость направлений.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов [3]:

- определение миссии и целей организации;

- анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании смеющейся внешней и внутренней информации;

- выбор стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка, контроль выполнения и корректировка.

Определение миссии и целей организации. Целевая функция

начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования.

16 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6(II) 2014 |

Миссия - это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия.

Цель - это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели включается в следующем:

- четкая ориентация на определенный интервал времени;

- конкретность и измеримость;

- непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

- адресность и контролируемость.

С точки зрения автора, среди целей предприятия можно выделить следую-щие:

- рыночные цели, характеризующие объем продаж в натуральном и стои-мостном выражении, число клиентов, доля рынка;

- производственные цели, включающие в себя решение непосредственно производственных задач для достижения рыночных целей;

- организационные цели, включающие в себя решение структурно управленческих и кадровых проблем;

- финансовые цели, увязывающие в стоимостном выражении весь процесс стратегического планирования.

Предложенная классификация отличается простотой понятийного аппарата и обеспечивает связность целей, так как последние логически вытекают друг из друга.

Процесс постановки целей предполагает прохождение четырех

фаз:

- выявление и анализ тенденций, наблюдающихся во внешней среде предприятия;

- постановка целей для предприятия в целом;

- построение иерархии целей;

- определение индивидуальных целей для всех внутренних подразделений предприятия.

Исследование внешней среды является одной из основополагающих стадий стратегического планирования, и оно заключается в том, чтобы при принятии стратегических решений ответить на следующие ключевые вопросы: где конкурировать; как конкурировать; с кем конкурировать. Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и, конечно же, покупателей, поставщиков, конкурентов.[4]

При анализе внутренней среды главной задачей является, как определение способности предприятия противостоять внешним угрозам, так и готовность внутренней среды к реализации стратегии. Внутренняя среда анализируется последующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы ит.п.; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследованияи разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.[3]

Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической аль-тернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ (матрица BCG, МсКтэеу и др.).

Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия выбирается с учетом:

- конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйство-вания;

- перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

- в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур,

которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

- цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

- руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в видецелевых установок;

- в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает своизадачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

- соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

- соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

- приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью

системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля [1]:

- из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.

- в каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

Функции высшего руководства в процессе реализации стратегии:

- углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы;

- принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов;

- решения по поводу организационной структуры;

- проведение необходимых изменений на фирме;

- пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения.

Литература:

1. Ансофф И. Стратегическое управление /Сокр. пер. с англ. Под ред. Евенко Л.И. - М: Экономика, 2008.

2. Завалько Н.А. Интеграционные процессы в цепочке наука, высшее профессиональное образование, производство, как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста // Вестник ТГУ, 2011. - № 345.

3. Рагулина, Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики [Текст] / Ю.В. Рагулина // Научное обозрение. - 2011. -№5. - С. 486-491.

4. Рагулина Ю.В. Инструменты повышения конкурентоспособности промышленности России. М., Вестник университета, №9, 2008.

ТКЛШРОШ" ВШШБББ Ш КШБТЛ | №6(11) 2014 | 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.