Научная статья на тему 'Стратегический управленческий учет в строительных организациях: метод Мак-Кинзи'

Стратегический управленческий учет в строительных организациях: метод Мак-Кинзи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегический управленческий учет / метод Мак-Кинзи / строительная организация / матрица / стратегия / strategic management accounting / McKinsey method / construction organization / matrix / strategy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э. Ш. Закалиева

В статье рассматриваются теоретические аспекты стратегического управленческого учета, позволяющие раскрыть его суть. Исследуется один из методов стратегического управленческого учета, методика портфельного анализа – метод МакКинзи. В работе выявлено, что важной категорией, рассматриваемой в стратегическом управленческом учете, служит конкурентоспособность строительной организации. Предложен экран бизнеса строительной организации, детализирующий потенциальные стратегии на рынке строительных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING IN CONSTRUCTION ORGANIZATIONS: THE MAC-KINZY METHOD

The article discusses the theoretical aspects of strategic management accounting, which allow to reveal its essence. One of the methods of strategic management accounting is investigated; the method of portfolio analysis is the McKinsey method. The work revealed that an important category considered in strategic management accounting is the competitiveness of a construction organization. A business screen for a construction organization detailing potential strategies in the construction services market has been proposed.

Текст научной работы на тему «Стратегический управленческий учет в строительных организациях: метод Мак-Кинзи»

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: МЕТОД МАК-КИНЗИ

Э.Ш. Закалиева, магистрант

Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

(Россия, г. Волгоград)

Б01: 10.24411/2500-1000-2018-10112

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты стратегического управленческого учета, позволяющие раскрыть его суть. Исследуется один из методов стратегического управленческого учета, методика портфельного анализа - метод Мак-Кинзи. В работе выявлено, что важной категорией, рассматриваемой в стратегическом управленческом учете, служит конкурентоспособность строительной организации. Предложен экран бизнеса строительной организации, детализирующий потенциальные стратегии на рынке строительных услуг.

Ключевые слова: стратегический управленческий учет, метод Мак-Кинзи, строительная организация, матрица, стратегия

В процессе перехода российской экономики от четвертого технологического уклада к пятому, который характеризуется как уклад информационных и коммуникационных технологий, происходит постепенная трансформация. В результате функционирование экономических субъектов подвергается изменениям, появляются новые подходы к одной из предметных областей деятельности организации -стратегической.

В условиях современного турбулентного состояния экономической среды использование исторической информации приводит к неэффективности управления. Это связано с тем фактом, что информация формируется традиционным бухгалтерским учетом, который отражает свершившиеся факты хозяйственной жизни в соответствии с принятой учетной политикой экономического субъекта и не позволяет оценивать потенциальные возможности развития бизнеса [1].

Достижение результативного управления строительным бизнесом может быть действенным при наличии правильно сформированной стратегии управления. Весомая роль в стратегических вопросах развития строительного производства отводится информации. Информационное обеспечение управления экономического

субъекта происходит на базе интегрированной информации управленческого учета, в том числе и стратегического управленческого учета.

Законодательство и нормативно-методическая документация Российской Федерации не содержат требований относительно содержания и методик стратегического управленческого учета.

Вахрушина М.А. стратегический управленческий учет формулирует как прогнозно-аналитическую систему организации, устанавливающую соответствие финансовых и нефинансовых целей организации ее корпоративной стратегии, способствующую выявлению конкурентных преимуществ организации на различных стадиях ее жизненного цикла [2]. В формате стратегического управленческого учета формируется учетно-информационное обеспечение для высшего менеджмента. Для стратегического управленческого учета наиболее важной информацией является информация, получаемая в результате мониторинга внутренней и внешней среды экономического субъекта.

Цель стратегического управленческого учета заключается в информационном обеспечении стратегических решений, тогда как с помощью методов аналитического обеспечения стратегического управлен-

ческого учета идентифицируются ключевые факторы внешней и внутренней среды экономического субъекта.

Одной из важнейших категорий, требующей рассмотрения в процессе стратегического управленческого учета, является конкурентоспособность строительной организации. При этом конкурентоспособность характеризуется как способность эффективно распоряжаться ресурсным потенциалом и использовать рыночные возможности в условиях конкуренции.

Платформой повышения конкурентоспособности экономического субъекта служит аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития экономики, отрасли, рынка и активности конкурентов. Для этих целей в странах с развитой рыночной экономикой используются методики и приемы портфельного анализа.

Одной из распространенных методик портфельного анализа является методика Мак-Кинзи (Матрица экрана General Elec-

tric) [3], позволяющая сделать выбор рыночной стратегии на базе сопоставления привлекательности рынка с практическими возможностями самого экономического субъекта.

Данный вид анализа состоит из матрицы, консолидирующей в себе внутренний анализ сильных сторон экономического субъекта с анализом внешней среды для описания конкурентной ситуации различных стратегических организационных единиц и для направления размещения ресурсов между стратегическими организационными единицами [4]. Методика Мак-Кинзи сфокусирована на построении двухмерной матрицы, названной экраном бизнеса, на котором отмечены наиболее типичные стратегии.

Опираясь на данную методику, рассмотрим экран бизнеса строительной организации, где уточнены эвентуальные

стратегии на рынке строительных услуг (рис).

15

Щ Высокая з

а л

5 10

о я

л

п

<D

н

S Средняя

«

и

К

£ 5

Низкая 1

Поиск вариантов создания интегрированных структур Наращивание производственных мощностей Агрессивный рост (сохранять лидерство, увеличивая долю рынка)

Концентрация усилий на определенном сегменте рынка Стратегия низких издержек строительного производства Сохранение доли рынка

Прекращение деятельности на данном рынке Управление финансовыми результатами Низкая активность на данном рынке с возмож-ностью перепрофилиро- вания на другие виды строительных работ

Низкая 5 Средняя 10 Высокая 15

Конкурентоспособность организации Рис. 1. «Экран» бизнеса строительной организации [5]

На строительном рынке требуется проводить сегментацию рынка. Выбор сегментов рынка будет зависеть от выбора объектов строительства и характера вы-

полняемых на них работ, поэтому следует рассмотреть следующие секторы рынка:

- сектор жилищного строительства и реконструкции объектов жилого назначе-

ния. Данный сектор является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка недвижимости и несет особую социальную нагрузку;

- сектор промышленного строительства и реконструкции объектов производственного назначения. В этом секторе наблюдается тенденция в потребности объектов высокого уровня, отвечающих требованиям институциональных инвесторов;

- сектор строительства и ремонта коммерческой недвижимости (офисных площадей). Строительство коммерческой недвижимости представляет собой наиболее быстрорастущий сегмент строительного рынка. С ростом числа коммерческих организаций увеличивается потребность в обеспечении компаний офисными помещениями, переговорными и выставочными площадками для полноценного взаимодействия с контрагентами и клиентами;

- сектор строительства и ремонта административно-общественных зданий. Востребованность в данном секторе в настоящее время падает.

Основной задачей сканирования и ана-

лучшего варианта реагирования на ее изменения. Внешняя среда предлагает строительному бизнесу стратегические возможности или подвергает экономический субъект стратегическим угрозам.

Количество аналитических признаков, используемых в организациях строительной отрасли для целей стратегического управленческого учета как правило намного больше, чем у аналогичных по масштабу производственных или торговых организаций. Стратегический управленческий учет ведется по направлениям деятельности, проектам, видам расходов и доходов, договорам, участкам (вплоть до отдельного корпуса) и их руководителям, и т. д. с применением тактических

и стратегических способов и приемов оценки.

Достижение эффективного управления строительным производством может быть действенным при наличии правильно сформированной стратегии управления, основанной на системе стратегического учета и анализа, совершенствовании учет-но-аналитической системы.

лиза внешней бизнез-среды является поиск

Библиографический список

1. Макарова Н.Н., Чиков Д.В. Функциональные особенности управленческого учета в системе стратегического контроллинга // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики: материалы II междунар. науч.-практ. конф. Новополоцк: Полоцкий государственный университет. 2015. С. 121-124.

2. ВахрушинаМ.А. Управленческий учет для менеджеров: учебник. М.: Кнорус, 2018. -320 с.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 464 с.

4. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. 541 с.

5. Симионов Р. Ю. Комплексный управленческий анализ деятельности строительного предприятия: дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2010. 407 с.

6. Макарова Н.Н. Мониторинг внешней среды в условиях турбулентности как элемент механизма системы обеспечения экономической безопасности // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 5. С. 380-383.

STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING IN CONSTRUCTION ORGANIZATIONS: THE MAC-KINZY METHOD

E.Sh. Zakalieva, graduate student

Volgograd cooperative institute (branch) of the Russian university of cooperation (Russia, Volgograd)

Abstract. The article discusses the theoretical aspects of strategic management accounting, which allow to reveal its essence. One of the methods of strategic management accounting is investigated; the method of portfolio analysis is the McKinsey method. The work revealed that an important category considered in strategic management accounting is the competitiveness of a construction organization. A business screen for a construction organization detailing potential strategies in the construction services market has been proposed.

Keywords: strategic management accounting, McKinsey method, construction organization, matrix, strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.