Научная статья на тему 'Стратегические цели социально-экономического развития Тамбовской области и механизмы их достижения'

Стратегические цели социально-экономического развития Тамбовской области и механизмы их достижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / THE TAMBOV REGION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGIC GOALS / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худеева В. В.

В Тамбовской области осуществляется переход к политике планирования долгосрочного ее развития на основе разработки прогнозно-плановых документов, включающих стратегию, программу комплексного социально-экономического развития региона и прогноз социально-экономического развития на трехлетний период. При этом Стратегия и Программа представляют собой единые, увязанные по содержанию и этапам реализации документы, имеющие сквозную систему оценочных показателей. Такой подход позволяет перейти к индикативному планированию территориального развития. Приоритетные стратегические цели определены с использованием СВОТ-анализа, основанного на выявлении потенциальных возможностей, и анализе ограничений и препятствий в регионе, имеющихся угроз и возможностей внешней среды. Набор стратегий, как направлений действий, позволил нам применить необходимые процедуры стратегического планирования по разработке конкретных проектов, обеспечивающих реализацию стратегических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic goals of social and economic development of the Tambov Region and mechanisms of their achievement

In the Tambov Region transition is made to a policy of planning of its long-term development based on elaboration of the forecast planned documents including the strategy, the program of complex social and economic regional development and the forecast of social and economic development for a three-year period. Thus the Strategy and the Program represent united documents, coordinated in content and realization stages and having transparent system of estimation parameters. This approach allows transition to indicative planning of territorial development. The priority strategic goals are defined using SWOT-analysis based on reveal of potential opportunities, and the analysis of restrictions and obstacles in the region, present threats and environmental opportunities. A set of strategies as action directions has allowed applying the necessary procedures of strategic planning on development of the concrete projects providing realization of the strategic goals.

Текст научной работы на тему «Стратегические цели социально-экономического развития Тамбовской области и механизмы их достижения»

В данном случае некорректно оценивать сложившуюся ситуацию как фактор дальнейшего роста эффективности развития экономики, так как данное обстоятельство связано, прежде всего, с благоприятными условиями внешней среды, а не внутренними факторами. Поэтому состояние экономической системы, характеризуемое как 1 фаза цикла, не сохранило позиции в следующий период. В следующем году происходит перегруппировка удельных весов секторов в рамках сложившейся структуры, и система вновь переходит во 2, а затем в 1 фазу.

Таким образом, анализ структурной динамики экономики Тамбовской области показывает, что при общем росте макроэкономических показателей внутри сложившегося перечня отраслей наблюдаются структурные изменения. Анализ динамики цепных индексов отражает увеличение доли отраслей потребительского сектора за счет отраслей материального сектора. И вероятно, такая тен-

денция будет наблюдаться и в ближайшем будущем.

1. Дедов Л.А. Развитие хозяйственных систем: методы оценки и анализа. Екатеринбург, 1998.

2. Красильников О.Н. Проблемы структурных преобразований в экономике // Экономист. 2001. № 8. С. 52-58.

3. Губанов С.Н. Глубинные проблемы инвестиционных процессов // Экономист. 2001. № 8. С. 22-27.

Поступила в редакцию 14.01.2008 г.

Mukin S.V. Analysis of structural dynamics of economy in the Tambov Region. The paper analyses the structural dynamics of economy in the Tambov Region. The author determines phases of cyclic development of the regional economy based on the accounts and gives the reasons of transition from one phase to another.

Key words: Tambov Region, regional economy, structural dynamics of economy in the Tambov Region, phases of cyclic development of regional economy.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

В.В. Худеева

В Тамбовской области осуществляется переход к политике планирования долгосрочного ее развития на основе разработки прогнозно-плановых документов, включающих стратегию, программу комплексного социально-экономического развития региона и прогноз социально-экономического развития на трехлетний период. При этом Стратегия и Программа представляют собой единые, увязанные по содержанию и этапам реализации документы, имеющие сквозную систему оценочных показателей. Такой подход позволяет перейти к индикативному планированию территориального развития. Приоритетные стратегические цели определены с использованием СВОТ-анализа, основанного на выявлении потенциальных возможностей, и анализе ограничений и препятствий в регионе, имеющихся угроз и возможностей внешней среды. Набор стратегий, как направлений действий, позволил нам применить необходимые процедуры стратегического планирования по разработке конкретных проектов, обеспечивающих реализацию стратегических целей.

Ключевые слова: Тамбовская область, социально-экономическое развитие, стратегические цели, стратегическое планирование.

За 2000-2006 гг. Тамбовская область вышла на устойчивую динамику социальноэкономического развития, опережающую многие среднероссийские показатели.

Прирост валового регионального продукта за 2000-2006 гг. по оценке составил 66,6 % (ВВП по РФ - 58,1 %), промышленности - 47,5 % (по РФ - 47,0 %), валовой

продукции сельского хозяйства - 46,4 % (по России - 29,1 %).

Инвестиции в основной капитал за этот период увеличились в 4,2 раза (по России - в 2,1 раза). Продолжается интенсивный рост строительства жилья, составивший по области 2,2 раза, по РФ - 1,6 раза. За данный период оборот розничной торговли увеличился

в 1,8 раза (по РФ - в 2,1 раза). Реальные денежные доходы населения выросли в 2 раза и реальная заработная плата - в 2,6 раза, что соответствует среднероссийским показателям. Доходы областного бюджета за указанный период выросли в 9,3 раза.

Продолжилась тенденция снижения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, их доля в общей численности населения уменьшилась до 15,1 % (в 2000 г. - 45,9 %).

В регионе отмечается положительная тенденция преобладания инвестиционного спроса над потребительским (за последние семь лет среднегодовой прирост инвестиций опережает прирост потребления: 22,9 и 9,1 % соответственно), т. е. удается привлекать инвестиции для модернизации экономики, а не проедать вновь созданную стоимость.

Важнейшим результатом позитивных перемен, происходящих в Тамбовской области, стала возможность перехода к политике планирования долгосрочного ее развития на основе разработки прогнозно-плановых документов, включающих стратегию, про-

грамму комплексного социально-экономического развития региона и прогноз социально-экономического развития на 3-летний период. При этом Стратегия и Программа представляют собой единые, увязанные по содержанию и этапам реализации документы, имеющие сквозную систему оценочных показателей. Такой подход позволяет перейти к индикативному планированию территориального развития, и уже в текущем году мы смогли довести до всех органов исполнительной власти области целевые параметры развития курируемых ими секторов экономики и социальной сферы.

Стратегия социально-экономического

развития Тамбовской области на период до 2015 г. разработана в рамках проекта TACIS «Расширение возможностей проведения реформ в Российских регионах» на основе применения стандартных технологий Европейского Союза по формированию подобного рода документов.

В рамках Стратегии сформулированы приоритетные направления развития, представленные в виде дерева целей (рис. 1).

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ

Единая ведущая стратегия области как договор общественного согласия - курс на достижение согласия в обществе, баланса интересов трех сил: государства (власть), экономики (бизнес) и сообщества (граждане, общественные, политические и некоммерческие организации)

Социальная цель

Создать условия для устойчивого роста благосостояния и социального развития населения области на основе использования ресурсного потенциала, сохранения и развития (наращивания) культурного потенциала -ключевого звена обеспечения миссии региона

Экономическая цель

Сформировать воспроизводственный потенциал, обеспечивающий устойчивое развитие конкурентоспособности экономики региона, стабильную занятость населения и рост его доходов

Экологическая цель Сформировать условия для поддержания устойчивого равновесия системы расселения, размещения производительных сил и природы области

Институциональная

цель

Создать институциональные условия устойчивого развития области в форме принятия законов и других нормативных правовых актов, формирования необходимых

государственных и рыночных организационных структур

/ \

1. Развитие 2. Обеспечение 3. Экономическое 4. Развитие 5. Эффективное 6. Развитие

человеческих социального развитие и повыше- конкурентоспособ использование государственной и

ресурсов благополучия ние конкуренто- ного сельскохо- ресурсного общественно-

населения и способности региона зяйственного потенциала политической системы

сокращение сектора области в регионе

масштабов

бедности

Рис. 1. Дерево целей стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2015 г.

Приоритетные стратегические цели, способные обеспечивать устойчивое социальноэкономическое развитие региона, определены на основе СВОТ-анализа (стратегического анализа), основанного на выявлении потенциальных возможностей и анализе ограничений и препятствий в регионе имеющихся угроз и возможностей внешней среды.

Набор стратегий как направлений действий позволил нам применить необходимые процедуры стратегического планирования по разработке конкретных проектов, обеспечивающих реализацию стратегических целей.

Особое место в механизме реализации Стратегии занимает применение программно-целевого метода управления, который предполагает реализацию стратегических целей через программы и проекты.

В целом реализация Стратегического плана будет осуществляться в два этапа:

Первый этап - период 2007-2010 гг., предопределен необходимостью решения накопившихся экономических и социальных проблем. На этом этапе будут сконцентрированы ресурсы для поддержки предприятий и направлений, дающих наибольшую отдачу, «точек экономического роста», поиска передовых технологий и инноваций для создания новых производств. Для этого этапа развития области и разработана Программа социально-экономического развития области на период 2007-2010 гг., в которой поставленные задачи оформлены в виде программных мероприятий и проектов.

На втором этапе (2011-2015 гг.) - инновационном - развитие области будет базироваться в основном на фундаменте, заложенном на предыдущем этапе. Инновации будут связаны как с высокотехническими и наукоемкими отраслями, развитием технопарков, так и с традиционными для области производствами. Реализация инновационных проектов активизирует создание новых производств. Этот процесс будет опираться на уже созданные на первом этапе интегрированные структуры, расширяющиеся за счет присоединения новых субъектов к устойчиво функционирующим предприятиям.

Создание инновационной экономики и повышение социально-экономической самостоятельности субъектов Федерации в настоящее время являются одними из важнейших факторов, заставляющих органы управ-

ления изменить приоритеты в определении инструментов реализации стратегических направлений развития регионов.

Если раньше перед нами стояли задачи по созданию общих условий для предпринимательской деятельности в регионе и привлечения инвестиций в региональную экономику, то сегодня наши усилия направлены на активизацию инновационной деятельности, которая обеспечит рост эффективности производства, диверсификацию и совершенствование структуры региональной экономики, повышение конкурентоспособности ее продукции и услуг.

В рамках Программы социальноэкономического развития области на период 2007-2010 гг. приоритетными направлениями для вложения масштабных инвестиций являются:

- высокотехнологичные производства, обеспечивающие глубокую переработку сырья и снижение энергоемкости производства, сочетающие высокую добавленную стоимость и инновации;

- производства, базирующиеся на использовании уникальных местных сырьевых ресурсов и обеспечивающие экологическую безопасность области;

- кластеры, имеющие целью достижение качественно нового уровня конкурентоспособности продукции и региона в целом;

- высокотехнологичные производства, организованные на основе конверсии оборонных предприятий, обеспечивающие потребности реального сектора экономики в высокопроизводительной технике и технологии, а также сложной бытовой технике для нужд населения.

В области созданы условия для реализации высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов, формирующих точки роста экономики, отработаны меры их государственной поддержки, которые, в свою очередь, являются механизмом реализации Программы социально-экономического развития области.

В Тамбовской области используются следующие формы государственной поддержки инвестиций:

- предоставление налоговых льгот, инвестиционных кредитов, государственных гарантий, залогового обеспечения, бюджетных кредитов на возвратной, платной и

срочной основе для реализации перспективных инвестиционных проектов и программ предприятий области;

- субсидирование части процентной ставки по кредитам коммерческих банков;

- участие области в учреждении хозяйственных товариществ и обществ.

Для координации инвестиционной деятельности в области функционирует Экспертный совет по инвестиционной политике при главе администрации области.

На конкурсной основе производится отбор специализированных организаций, оказывающих услуги в сфере финансовоэкономической и инвестиционной политики, разработки и проведения экспертиз инвестиционных проектов, бизнес-планов и программ. На сегодняшний момент на конкурсной основе официально аккредитованы при администрации области 3 организации, оказывающие услуги в данной сфере деятельности.

Кроме того, в настоящий момент разрабатывается закон области «О зонах регулируемого развития», который также предусматривает меры государственной поддержки для участников зон регулируемого развития.

Конкретные формы государственной поддержки и льготы участникам зоны регулируемого развития будут устанавливаться законом области в зависимости от типа создаваемой зоны и специфики осуществления деятельности на территории создаваемой зоны регулируемого развития.

Неоспорим тот факт, что одним из важнейших аспектов региональной инвестиционной политики является развитие эффективной рыночной инфраструктуры, поддерживающей инвестиционные процессы.

Развитие финансовой инфраструктуры региона, на наш взгляд, предполагает, прежде всего, развитие региональных финансовых рынков и связанных с ними форм финансового посредничества как перспективных форм реализации мероприятий программы социально-экономического развития области.

В существующих условиях для экономики области принципиальное значение имеет

формирование и развитие небанковских кредитных организаций, таких как кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования, и других, предоставляющих

на возвратной основе денежные средства субъектам малого предпринимательства, личным подсобным хозяйствам.

В области формируется залоговый фонд Тамбовской области для аккумуляции активов различных форм собственности и обеспечения гарантий зарубежных и внутрироссий-ских кредитов и инвестиций, привлекаемых в экономику региона. Фонд формируется из состава земельных участков фонда перераспределения и невостребованных земельных долей, общей площадью более 400 тыс. га, что позволит привлечь инвестиции в объеме более 30 млрд руб.

В Тамбовской области созданы основные элементы инфраструктуры научнотехнической и инновационной деятельности, способствующие развитию малого и среднего инновационного бизнеса, сопровождению передовых технологий, а также коммерциализации и передаче в реальный сектор экономики области перспективных научных разработок.

К ним относятся:

- ООО «Тамбовский инновационно-технологический центр машиностроения» и ООО «Инновационный центр высоких био- и химических технологий», учредителями которых являются Тамбовский государственный технический университет, научноисследовательские организации и инновационно-активные промышленные предприятия региона;

- Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор Регионального центра управления и культуры, включающий Информационноресурсный центр поддержки малого и среднего бизнеса и областной центр промышленной субконтрактации и партнерства;

- молодежные инновационные исследовательские центры при ведущих университетах области, Центр трансфера технологий и научно-образовательный центр при Тамбовском государственном техническом университете.

Однако существующие элементы инновационной инфраструктуры в регионе действуют пока еще разрозненно и не дают существенного эффекта. Необходимо сформировать инновационную систему, которая будет генерировать новые бизнесы в приоритетных секторах экономики области. Основным элементом системы должны стать университеты.

На региональном уровне, прежде всего, решается задача по наращиванию научного потенциала. Образовательный сектор - ядро научной мысли, центр научно-технических программ и инноваций. Для сближения научной мысли (как источника новых технологий) и предпринимательства (как средства воплощения инноваций) ведется создание системы инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий.

Стратегия социально-экономического

развития Тамбовской области учитывает интересы хозяйствующих субъектов и территорий и охватывает не только традиционно применяемый отраслевой аспект развития, но также и территориальный, включающий создание и развитие кластеров, особых экономических зон, зон регулируемого развития.

Тамбовская область является аграрнопромышленным регионом, обладающим необходимой сырьевой базой, трудовыми ресурсами для развития кластеров как механизма реализации конкурентных преимуществ региона на основе развития точек роста и инноваций.

Из числа агропромышленных наиболее перспективными являются кластеры, основанные на производстве и переработки зерна, сахарной свеклы, подсолнечного масла и рапса, плодов и овощей, а также по производству и переработке мяса.

Основой формирующегося спиртового кластера станут предприятия ОАО «Талвис» и ОАО «Биохим», основная продукция которых будет использоваться в качестве основного сырья для химической, ликероводочной, парфюмерно-косметической, полиграфической и топливно-энергетической промышленности, предприятий сельского хозяйства не только нашей области, но и других регионов. В перспективе возможно объединение спиртового и зернового кластеров в единый кластер по переработке зерна.

«Ядром» зернового кластера станут ООО «Токаревский комбинат хлебопродуктов», входящий в ООО «Тамбовбелстарагро», и его связи с сельхозпредприятиями, банковским сектором, университетами области.

Реализация крупного инвестиционного проекта по созданию зерноперерабатывающего комплекса с дальнейшей переработкой отходов производства (на сегодняшний день

аналогичные технологии используются в Западной Европе) позволит существенно повысить конкурентоспособность региона как на внутреннем, российском, так на внешнем рынках.

В свою очередь, для диверсификации коммерческих рисков сбыта зерна параллельно будет развиваться животноводство на собственной зерновой и кормовой базе. Это даст дополнительный импульс динамике агропромышленного комплекса.

Развитая сеть, состоящая из 252 свекло-сеящих сельскохозяйственных предприятий и пяти сахарных заводов области, а также строительство нового сахарного завода в Мордовском районе составят основу кластера по производству и переработке сахарной свеклы. Вторичные сырьевые ресурсы кластера (меласса) будут использоваться в производствах парфюмерно-косметической, пищевой, химической, фармацевтической промышленности, для производства кормовой продукции для скота и птицы.

Создание кластеров будет способствовать ускоренному развитию животноводства и стимулировать развитие малых форм хозяйствования.

Основными точками роста химического кластера могут стать ОАО «Пигмент» и ФГУП Котовский завод «Пластмасс» и интегрированная структура ОАО «Корпорация «Росхимзащита». Мы ожидаем, что в рамках кластера расширится внутриобластная кооперация ОАО «Корпорация «Росхимзащита» с предприятиями ОАО «Тамбовмаш», ОАО «АРТИ-завод».

На первых этапах формирования кластеров участие региональных органов власти особенно важно и сводится к оценке экономического потенциала региона, выбору наиболее перспективных кластеров, содействию в их формировании. При этом в рамках Программы социально-экономического развития Тамбовской области на 2007-2010 гг. базовым предприятиям, «ядрам кластеров» будет оказываться целенаправленная государственная поддержка. В системе интеграции будут задействованы не только сельскохозяйственные предприятия, но и высшие учебные заведения, научные учреждения, промышленные предприятия, связанные с производством технологического оборудования предприятия малого бизнеса.

В дальнейшем участие региональных властей сократится, и главную роль будут играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств, а действия региональных органов власти будут направлены на поддержку важнейших кластеров, устранению ограничений к развитию инноваций.

Важное место в социально-экономическом развитии области отводится Мичуринску как наукограду Российской Федерации аг-ропродовольственного типа. Перспективной формой реализации стратегических приоритетов инновационного развития города является

Агротехнопарк с особой экономической зоной технико-внедренческого типа как его основным структурным элементом.

Агротехнопарк создается как центр международного сотрудничества в области садоводства и овощеводства в рамках международных программ и соглашений с ведущими научными центрами и высшими учебными заведениями Германии, США, Бельгии, Болгарии, Польши.

Экономика Мичуринска характеризуется уникальным сочетанием технологий сельскохозяйственного комплекса с двойными оборонно-промышленными технологиями и реализует ряд приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Уникальность Мичуринска еще и в том, что он является историческим центром отечественного садоводства. В области разработан комплекс мер по дальнейшему развитию в нашей области потенциала плодоводческой отрасли. Одной из таких мер является создание агропромышленного холдинга «Сады Мичурина» на базе имеющихся плодоводческих хозяйств и перерабатывающих предприятий Мичуринского района, в котором сосредоточена почти половина садов области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание особой экономической зоны в первую очередь повысит инвестиционную привлекательность самого муниципального образования и Тамбовской области, позволит привлечь дополнительных инвесторов для организации промышленного применения научно-исследовательских работ и увеличит вклад в ВРП области. Будут созданы новые рабочие места, новые конкурентоспособные продукты, освоены новые рынки сбыта. Кроме того, создаются предпосылки для раз-

вития малого бизнеса, действующего в интеграционных процессах и «вписанного» в устойчивые экономические связи.

Исходя из насущных проблем развития конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора, выделены приоритетные цели, достижение которых позволит реализовать стратегическую цель устойчивого развития сельских территорий области. На это нацелен проект «Поселения XXI века - Тамбов», включающий сбалансированный комплекс различных отраслевых проектов развития на основе механизма государственно-частного партнерства.

Концепция развития производственного потенциала сельских территорий предусматривает включение «базовых» предприятий в технологические цепочки кластерного типа. В их функции будет входить обеспечение граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, молодняком скота и птицы, кормами, удобрениями, предоставление сервисных услуг (обработка земли, ремонт техники и т. д.), ветеринарное обслуживание, консультирование по вопросам технологий и т. д.

И что самое главное, их создание позволит включить в производственную деятельность на качественно новом уровне крестьянские фермерские и личные подсобные хозяйства, являющиеся источником существования и доходов для подавляющего большинства жителей села.

Общая сумма инвестиций первой очереди проекта «Поселения XXI века - Тамбов» составит порядка 7 млрд. рублей, государственная поддержка из бюджетов всех уровней, по прогнозам, составит около 4 млрд. рублей. Целевые параметры проекта: увеличение годового объема производства сельхозпродукции с ростом к существующему уровню в 2,4 раза, создание около 4,5-5 тыс. новых рабочих мест со средней заработной платой 5-9 тыс. руб. в месяц.

В целях содействия инвестиционному и инновационному развитию области Программой социально-экономического развития на 2007-2010 гг. запланировано создание Агентства регионального развития в форме некоммерческого партнерства органов исполнительной власти области, предприятий, образовательных, научно-исследовательских и консалтинговых организаций. Создание таких Агентств актуально для большинства

субъектов Российской Федерации. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо предусмотреть федеральную поддержку их образования и развития.

Агентство будет осуществлять разработку, сопровождение и мониторинг различных проектов в сфере регионального развития. Кроме того, Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 20062008 гг. предусмотрено внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти, что предполагает передачу части функций Агентству регионального развития, в том числе и по разработке программ социальноэкономического развития региона и отраслей, межрегионального развития, прогнозированию развития территории и т. д., что повысит эффективность их создания и реализации.

Высокие темпы социально-экономического развития области, структурные сдвиги в процессе производства и потребления как материальных факторов, так и социальных услуг, в средне- и долгосрочной перспективе будут во многом зависеть от реализации предложенных стратегических направлений. Бизнес должен быть максимально интегрирован в социально-экономическую среду региона, результаты его деятельности должны формировать новый уровень качест-

ва жизни населения и не противоречить потребностям общества. В то же время деятельность государственных органов, способы и формы и механизмы оказания социальных (образовательных, медицинских и иных) услуг, налоговая и бюджетная политика должны создавать условия для развития бизнеса и повышения эффективности инвестиционной деятельности в регионе.

Поступила в редакцию 12.12.2007 г.

Khudeeva V.V. Strategic goals of social and economic development of the Tambov Region and mechanisms of their achievement. In the Tambov Region transition is made to a policy of planning of its long-term development based on elaboration of the forecast planned documents including the strategy, the program of complex social and economic regional development and the forecast of social and economic development for a three-year period. Thus the Strategy and the Program represent united documents, coordinated in content and realization stages and having transparent system of estimation parameters. This approach allows transition to indicative planning of territorial development. The priority strategic goals are defined using SWOT-analysis based on reveal of potential opportunities, and the analysis of restrictions and obstacles in the region, present threats and environmental opportunities. A set of strategies as action directions has allowed applying the necessary procedures of strategic planning on development of the concrete projects providing realization of the strategic goals.

Key words: the Tambov Region, social and economic development, strategic goals, strategic planning.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А.И. Егоров, М.С. Толстых

Рассмотрены вопросы функционирования территориально-организованных экономических систем в виде особой экономической зоны «Казинка» Липецкой области. Особое внимание уделено вопросам создания необходимой банковско-кредитной инфраструктуры.

Ключевые слова: территориально-организованные экономические системы, банковская инфраструктура.

Если говорить о социально-экономическом развитии Российской Федерации, то итогом проводимых экономических реформ должно явиться создание эффективной рыночной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни людей, а также продуктивное участие Российской Федерации в мировом хозяйстве. Важным инструментом

достижения указанных целей является совершенствование механизмов предпринимательских отношений. Одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.