Научная статья на тему 'Стратегические направления развития рынка образовательных услуг в России'

Стратегические направления развития рынка образовательных услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1604
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATION SERVICE MARKET / EDUCATIONAL PRODUCT / QUALITY OF EDUCATION / RELEVANCE OF EDUCATION SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Светлана Александровна

Проанализированы специфические черты российского рынка образовательных услуг, обобщены проблемы формирования образовательного продукта, обеспечивающего конкурентоспособность потребителя на рынке труда. Уточнены стратегические ориентиры развития рынка образовательных услуг, обусловленные повышением роли инновационной составляющей экономического развития России и изменениями в нормативно-правовой базе деятельности образовательныхуч- реждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC LINES FOR RUSSIAN EDUCATION SERVICE MARKET DEVELOPMENT

The article analyses the specific features of the Russian education service market, presents a cumulative evaluation of the problem of labour market competitive educational product development, and clarifies the strategic lines for education service market development as determined by an increasingly significant role of innovation in Russia''s economic development and the changes in the body of law regulating the activity of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития рынка образовательных услуг в России»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

4. Izaak S. I., Isaev S.I. Zarubezhnyi opyt vnedreniia informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v obrazovetel’nom protsesse [Integrating information and communication technologies into learning: International practices]. Sbornik statei «Sotsial’no-ekonomicheskie i politicheskie protsessy v sovremennoi Rossii: analiz, prognoz» [A collection of articles «Social, economic and political processes in modern Russia: analysis, forecast"]. Orenburg: Agentstvo Pressa, 2011. pp. 191—195.

5. Kontseptsiia razvitiia sistemy distantsioonogo obucheniia (DO) v MGU im. M.V. Lomonosova [Concept Development of Distance Learning in Lomonosov Moscow State University].

6. Taneeva, E. Sh., Isaev, R.A. Istoricheskie predposylki vozniknoveniia distantsioonogo obucheniia [The Historical background for distance learning] Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of The Association of the Institutes ofTourism and Service]. 2013. № 2 (25).

УДК 338.46:37 DOI 10.12737/2678

I СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА I ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Степанова Светлана Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы», stepanova.smol@mail.ru,

Смоленский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Смоленск, Российская Федерация

Проанализированы специфические черты российского рынка образовательных услуг, обобщены проблемы формирования образовательного продукта, обеспечивающего конкурентоспособность потребителя на рынке труда. Уточнены стратегические ориентиры развития рынка образовательных услуг, обусловленные повышением роли инновационной составляющей экономического развития России и изменениями в нормативно-правовой базе деятельности образовательных учреждений.

Ключевые слова:рынок образовательных услуг, образовательный продукт, качество образования, востребованность образовательных услуг

Реализация положений Болонской декларации, вступление России во Всемирную торговую организацию, принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» поставили образовательные учреждения в условия глобальной конкуренции.

Пятнадцать лет назад (в 1998 г.) в Болонье была принята университетская хартия Magna Charta Universitatum, в ней была заявлена необходимость создания Зоны европейского высшего образования как основы европейского гражданства и обоснование ведущей роли университетов в развитии европейской культуры. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г., приняв на себя обязательства к 2010 г. ввести двухступенчатую систему образования, систему учета изучаемых дисциплин и зачетных единиц, принятую в Европе, провести аккредитацию образовательных учреждений.

Переход на Болонскую систему предопределил необходимость изменения основных

84

правовых актов в сфере образования. Уже упоминавшийся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» направлен на формирование эффективного механизма правового регулирования отношений в сфере образования, обеспечивающего реализацию права на образование, государственные гарантии на получение качественного образования, укрепление защиты интересов личности в области образования. Он заменил два действующих ранее образовательных закона — Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266—1 «Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Как отмечают ведущие эксперты ФГБУ «Федеральный центр образовательного законодательства», позитивным нововведением Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ является формирование понятийного аппарата, содержащего определение та-

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Стратегические направления развития рынка образовательных услуг в России

ких терминов, как «образование», «качество образования», «воспитание», «обучение» и др. Особое правовое регулирование предполагает получение образования некоторыми категориями обучающихся: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа» [5].

Во избежание дифференцированного понимания указанный федеральный закон определяет содержание установленных видов образования: общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение, дополнительное образование. Кроме того, не соответствующий гражданскому законодательству термин «образовательное учреждение» заменен на термин «образовательная организация».

С принятием нового закона усилена роль региональных органов власти в управлении системой образования. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации будут обладать полномочиями по созданию, реорганизации, ликвидации, осуществлению функций и полномочий учредителя образовательных организаций субъекта Российской Федерации, разработке и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических и других особенностей субъекта Российской Федерации.

Анализ основных положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что отношения между потребителями и производителями образовательных услуг будут развиваться в новом качественном формате.

В современных условиях главной задачей организации отношений в сфере образования рассматривается формирование такого образовательного продукта, который обеспечит потребителю социальную конкурентоспособность на протяжении всей его жизни.

Повышение роли инновационной составляющей экономического развития России предопределяет необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, способных творчески использовать полученные теоретические и эмпирические знания.

Сегодня можно констатировать тот факт, что современному образованию свойственны все характерные черты услуги. То есть образование воспринимается не только как социаль-

ный институт, но и как услуга, направленная на удовлетворение конкретных потребностей членов общества.

Образовательной услугой считаются знания, которые предоставляются в процессе обучения. Соответственно, рынок образовательных услуг представляет собой материальные взаимоотношения участников образовательного процесса:

• обучаемых;

• организаций, предоставляющих образовательные услуги;

• физических лиц и организаций, оплачивающих образовательные услуги. Современный рынок образовательных услуг в России сформировался и получил развитие в 90-е гг. XX века. В условиях перехода на рыночные отношения четко определились его сегменты: государственный и негосударственный.

Проведенные в настоящее время маркетинговые исследования свидетельствуют о наличии трех сегментов рынка образовательных услуг [6]: «белого», «серого», «черного». Такое деление позволяет все многообразие образовательных услуг рассматривать с точки зрения соблюдения законодательных норм.

«Белый» сегмент представлен организациями, осуществляющими образовательную деятельность (государственные образовательные учреждения, негосударственные платные школы и образовательные учреждения, платные курсы вождения, бухгалтерского учета, программирования, повышения квалификации, иностранных языков и т. п.).

«Серый» сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных учреждений, частных лиц, не оформляющих документы в соответствии с установленными требованиями (искажение налоговой отчетности, статистических данных, введение дополнительных сборов в денежной и натуральной формах).

«Черный» сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления лицензий, осуществляющими свою деятельность вне рамок выданных лицензий, системой взяток при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов в секторе государственного высшего образования.

Общепризнано, что все без исключения образовательные учреждения намного позже других хозяйствующих субъектов адаптировались к формирующейся в России системе рыночных отношений. Сегодня с полной уверенностью можно сказать о незавершенности процесса

85

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

формирования рынка образовательных услуг. Указанное обстоятельство предопределяет большой удельный вес «черного» и «серого» сегментов рынка.

Анализ ситуации на рынке образовательных услуг свидетельствует о том, что образовательные учреждения еще только начинают осваивать приемы и методы стратегического менеджмента, маркетинговую концепцию формирования образовательного продукта.

Главным недостатком сложившейся системы менеджмента большинства учреждений системы образования является низкая способность адаптации к внешней рыночной образовательной среде.

Существенной специфической чертой рынка образовательных услуг является сильная зависимость от приоритетов государственной политики в области образования. До 1998 года бюджетные ассигнования по статье «Образование» определялись на основании данных о количестве образовательных учреждений, штатных единиц, уровне их материально-технического оснащения и лишь косвенно зависели от числа обучаемых.

В настоящее время основой расчета бюджетных расходов по образовательной отрасли являются нормы расходов на одного воспитанника, учащегося, студента, аспиранта, докторанта. Таким образом, только изменение количества обучаемых предопределяет изменение бюджетного финансирования, и никакие качественные изменения самой системы образовательных учреждений не могут изменить объемы бюджетных средств.

Такой механизм бюджетного обеспечения деятельности образовательных учреждений предопределил развитие конкуренции, основанной на стоимости обучения и росте качества предлагаемых услуг.

По мнению доцента кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета Н.В. Федоровой, конкуренция является действенным фактором развития системы образования, который обусловливает необходимость ее информатизации, внедрения инновационных технологий в практику, разработку новых методов и критериев оценки знаний, преодоления противоречия между государственным и мировым уровнем образования, обеспечения входа отечественной системы образования в мировое просветительское пространство [4].

Определенным стимулом для развития конкуренции стала система аттестации качества

образования, разработанная Министерством образования и науки РФ. Составляемый рейтинг учитывает ключевые показатели деятельности вузов: уровень профессорско-преподавательского состава, информатизации, технического оснащения, аудиторный фонд, объем бюджетных ассигнований на научно-исследовательскую работу, количество защищаемых диссертаций и др.

Множество проблем и трудностей решают и преодолевают сегодня негосударственные образовательные учреждения. Назовем лишь некоторые из них: отсутствие четкой нормативной базы регулирования сферы негосударственного образования, жесткая государственная налоговая политика, высокая стоимость аренды зданий и аудиторного фонда, высокий уровень расходов, связанных с созданием имиджа на рынке образовательных услуг. Следовательно, не стоит ждать в ближайшей перспективе укрепления позиций негосударственных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг.

Суммируя вышеизложенные положения, можно сделать вывод, что российский рынок образовательных услуг претерпевает значительные качественные изменения, главенствующую роль в которых играет Болонский процесс.

Нельзя не согласиться с доктором политических наук, профессором факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Н.С. Григорьевой, что проблемы, с которыми сталкивается сегодня российский рынок образовательных услуг, характерны практически для всех развитых стран, а также развивающихся: «Речь идет, прежде всего, о новой роли знаний как одного из источников экономического развития; изменении методов предо -ставления услуг и схем организации обучения в результате изменений в области информации и связи; росте значения рыночных механизмов в высшем образовании и появлением новых производителей услуг в условиях «образования без границ» [1].

Полемика по проблеме перехода на двухступенчатую систему высшего образования, оценке ее преимуществ и недостатков продолжается и сегодня в академических кругах, в среде работодателей, на страницах периодической печати, авторитетных научных изданий.

Ведущие российские высшие учебные заведения с немалой долей критики отнеслись к переходу на Болонскую систему, поскольку их выпускники и так достаточно востребова-

86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Стратегические направления развития рынка образовательных услуг в России

ны не только на отечественном рынке труда, но и за рубежом.

В то же время, как отмечают специалисты Системы межрегиональных маркетинговых центров, для менее именитых образовательных учреждений, их региональных филиалов, Болонская система становится выгодной. Ее условия предопределят «естественный отбор» высших учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги высокого качества. Как следствие, должен подняться уровень предлагаемых образовательных услуг в регионах [3].

Еще одним убедительным аргументом в пользу новой системы подготовки профессиональных кадров являются положительные примеры использования представившихся возможностей интеграции российской системы образования в мировой процесс. Ряд вузов не только отправляют своих студентов на зарубежные стажировки в рамках программ обмена, но и разрабатывают для студентов совместные программы подготовки, для преподавателей — курсы повышения квалификации. Начали создаваться попечительские советы, членами которых являются как отечественные, так и зарубежные компании. Формируется важная система взаимосвязи потенциальных работодателей и образовательных учреждений, позволяющая учитывать реальные потребности рынка труда.

Пример удачного сочетания российских традиций высшего образования и новой Болонской системы приводит А. Лыков. Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова (МГУП), осуществляющий подготовку кадров для стремительно развивающейся и постоянно обновляющейся медиаотрасли, большое внимание уделяет изучению опыта зарубежных коллег. Международные связи помогают корректировать образовательные программы, предоставлять прикладные знания в инновационных областях медиарынка [2].

Университет активно обменивается студентами с вузами ближнего и дальнего зарубежья, реализует программу двойных дипломов, бесплатных стажировок.

Международное сотрудничество затрагивает и научный процесс. Благодаря зарубежным партнерам — крупным производителям печатного и полиграфического оборудования — на базе лабораторий университета изучаются новейшие методы печати и обработки информации, разрабатываются средства ее защиты.

Благодаря сотрудничеству с иностранными вузами и компаниями, выпускники всегда вос-

требованы как на внутреннем, так и на международном рынке труда [5].

Важное значение для дальнейшего развития рынка образовательных услуг имеет Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р. Цели и задачи государственной программы сформулированы на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Целью государственной программы является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам потребителей образовательных услуг и перспективным задачам развития российского общества и экономики.

Государственная программа направлена на реализацию мероприятий государственной политики по обеспечению функционирования и развития всех уровней сферы образования, в том числе по обеспечению доступности качественного образования, по развитию системы оценки качества образования, по стимулированию реализации федеральной государственной образовательной политики в сфере образования в субъектах РФ.

Программно-целевыми инструментами государственной программы являются Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 61, и Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011—2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 года № 492.

Прогноз развития рынка образовательных услуг РФ до 2020 года содержит четыре системных приоритета:

1) обеспечение доступности дошкольного образования;

2) развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;

3) модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности потребителей образовательных услуг;

4) укрепление единства образовательного пространства России, предполагающего выравнивание образовательных возможно-

87

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

стей граждан России независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов в федеральных округах, проведение единой политики в области содержания образования, распространение передового опыта регионального управления образованием на все регионы России. Государственная программа разделена на три этапа (2013—2015 годы, 2016—2018 годы, 2019—2020 годы) и включает четыре ключевых и одну вспомогательную подпрограммы.

Подпрограмма «Развитие профессионального образования» преследует цель увеличения вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой каждого обучающегося.

Подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» имеет цель создания в системе образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.

Подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» предполагает достижение цели обеспечения надежной и актуальной информацией потребителей образовательных услуг о процессах принятия решений в системе образования.

Подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику» ставит целью создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Вспомогательная подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013— 2020 годы и прочие мероприятия в области образования» направлена на аналитическую, нормативно-правовую и информационную поддержку ключевых мероприятий государственной программы.

Подводя итог анализу содержания государственной программы, отметим, что в результате реализации комплекса различных мероприятий должно существенно повысится качество образовательных услуг. При этом совокупный объем затрат на сферу образования по отношению к ВВП (бюджетные средства, средства семей и организаций) вырастет с 5,4% до 6,5%, повысится эффективность использования бюджетных средств, существенно увеличится доля услуг, оказываемых государством в рамках частно-государственного партнерства.

Рассмотрим также, какие стратегические направления развития рынка образовательных услуг содержатся в Федеральной целевой программе развития образования на 2011— 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 61.

Главной целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, которое должно соответствовать требованиям инновационного социально ориентированного развития России.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) предусмотрено решение задачи модернизации базового образования как института социального развития, приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

ФЦПРО предполагает два этапа: 2011— 2013 годы, 2014—2015 годы. Этапы включают формирование стратегических проектов развития образования, реализацию их конкретных мероприятий, благодаря которым будут созданы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий.

Для решения задачи модернизации общего и дошкольного образования будут проведены следующие мероприятия: достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей.

Для решения задачи приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда планируются: разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов РФ; поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов; распространение во всех субъектах РФ современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях; улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования.

Для решения задачи развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг планируется про-

88 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Стратегические направления развития рынка образовательных услуг в России

ведение следующих мероприятий: обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования; развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов; создание единой информационной системы сферы образования; создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

В целом поэтапное и последовательное решение сформулированных в ФЦПРО задач будет способствовать количественному и качественному изменению сети образовательных учреждений, развитию межвузовской кооперации, повышению академической мобильности студентов и преподавателей.

Исходя из рассмотренных целевых ориентиров ФЦПРО, можно с уверенностью сказать, что рынок образовательных услуг постепенно будет адаптироваться к требованиям рынка труда в отношении качества и содержания образования.

В результате выполнения ФЦПРО ожидается увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте, а также снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование, на 16%.

Подводя итог рассмотренным проблемам и перспективам российского рынка образовательных услуг, остановимся на ключевых направлениях, определяющих стратегию развития образовательной отрасли.

Сложившаяся система предоставления образовательных услуг сегодня не всегда отвечает требованиям, которые предъявляет рынок труда. Поэтому формирование гибкой информационно-коммуникативной образовательной среды является стратегическим направлением развития российского рынка образовательных услуг.

Постепенная адаптация образовательных учреждений к Болонской системе, грамотное

использование ее возможностей позволит решить проблему формирования образовательной услуги, ориентированной на потребителя.

Российский рынок образовательных услуг, где встречаются продавец и покупатель, находится в стадии формирования. Потребитель сегодня не может в полной мере воспользоваться предоставленными правами, а продавец не готов мобильно реагировать на образовательный запрос рынка труда. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р, призваны обеспечить с нормативно-правовой точки зрения развитие отношений в сфере образования на новом качественном уровне.

Таким образом, в ближайшие годы рынок образовательных услуг будет подвержен существенной модернизации. Причем изменения распространятся на все образовательные уровни: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Сфера образования должна предопределить формирование у потребителя образовательных услуг компетенции и свободное владение возможностями углубить приобретенные знания, умения и практические навыки. Этому будет способствовать, в частности, развитие сферы непрерывного образования.

На наш взгляд, рынок образовательных услуг через количественное и качественное изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в конечном итоге сможет адекватно реагировать на запросы рынка труда, обеспечивая потребителям образовательных услуг конкурентоспособность. Учет требований потенциальных работодателей обеспечит дальнейшее развитие региональных сегментов рынка образовательных услуг.

Несмотря на болезненное сокращение сети учреждений высшего образования, будет решена проблема «перепроизводства» специалистов для отдельных отраслей и сфер экономики.

Можно предположить, что в недалеком будущем образование действительно станет локомотивом модернизации страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Григорьева Н. С. Возможности и ограничения Болонского процесса: российская система высшего образования между традицией и современностью [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Госу-

89

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

дарственное управление. Электронный вестник». Выпуск № 5. 19.05.2005. URL: http://e-joumal.spa.msu.ru/ images/File/2005/Grigorjeva.pdf (дата обращения: 15.04.2013).

2. Лыков А. Болонская система: российские вузы на международном образовательном рынке: Грамотное использование всех возможностей новой системы дает положительные результаты [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета «Утро». 29.06.2012. URL: http://utro.ru/articles/2012/06/29/1056052.shtml (дата обращения: 09.04.2013).

3. Обзор российского рынка образовательных услуг [Электронный ресурс] // Информационный портал межрегионального делового сотрудничества «Система межрегиональных маркетинговых центров». URL: http:// marketcenter.ru/content/doc-2-11586.shtml (дата обращения: 06.04.2013).

4. Федорова Н.В. Роль образования в системе факторов формирования конкурентных отношений на рынке труда [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2011/1/Fedorova/ (дата обращения: 10.04.2013).

5. http://lexed.ru — официальный сайт ФГБУ «Федеральный центр образовательного законодательства». Режим доступа свободный (дата обращения: 10.04.2013).

6. http://marketologi.ru — официальный сайт некоммерческого партнерства «Гильдия маркетологов». Режим доступа свободный (дата обращения: 02.04.2013).

STRATEGIC LINES FOR RUSSIAN EDUCATION SERVICE MARKET DEVELOPMENT

Stepanova Svetlana Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor at the Department of Economics and Finance, stepanova.smol@mail.ru,

The Financial University under the Government of the Russian Federation (Smolensk), Russian Federation

The article analyses the specific features of the Russian education service market, presents a cumulative evaluation of the problem of labour market competitive educational product development, and clarifies the strategic lines for education service market development as determined by an increasingly significant role of innovation in Russia’s economic development and the changes in the body of law regulating the activity of educational institutions.

Keywords: education service market, educational product, quality of education, relevance of education service

References:

1. Grigor’eva N.S., Vozmozhnosti i ogranicheniia Bolonskogo protsessa: rossiiskaia sistema vysshego obrazovaniia mezhdu traditsiei i sovremennost’iu [The potential and constraints of the Bologna process: Russian higher education on the crossroads]. Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Gosunarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vesnik», Vypusk № 5 [Electronic Scientific magazine «State Administration. Electronic Bulletin» № 5], 2005. Retrieved on April, 15, 2013 from http://e-joumaLspa.msu.ru/images/File/2005/Grigorjeva.pdf.

2. Lykov A., Bolonskaia sistema: rossiiskie vuzy na mezhdunarodnom obrazovatel’nom rynke: Gramotnoe ispol’zovanie vsekh vozmozhnostei novoi sistemy laet polozhitel’nye rezul’taty [The Bologna process: Russian higher education institutions in the international educational market: the new system put to good use]. Ezhednevnaia elektronnaia gazeta «Utro» 29.06.2012 [«Utro» an electronic daily, June, 29, 2012]. Retrieved on April, 9, 2013 from http://utro. ru/articles/2012/06/29/1056052.shtml.

3. Obzor rossiiskogo rynka obrazovatel’nykh uslug [Russian educational services market: an Overview]. Retrieved on April, 6, 2013 from Interregional Marketing Centers Network portal URL: http://marketcenter.ru/content/doc-2-11586. shtml.

4. Fedorova N. V. Rol’ obrazovaniia v sisteme faktorov formirovaniia konkurentnykh otnoshenii na rynke truda [Education as one of the factors contributing to promoting competitiveness in the labour market]. Retrieved on April, 10, 2013 from Informational portal for the humanities «Knowledge, Understanding. Skill» URL: http://zpu-journal. ru/e-zpu/2011/1/Fedorova/.

5. http://lexed.ru — official website of the Federal State Budgetary Institution «Federal Centre for Educational Legislation» (Accessed on April, 10, 2013).

6. http://marketologi.ru — official website of the «Gil’diia marketologov» non-profit partnership (Accessed on April, 2, 2013).

90 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.