Научная статья на тему 'Стратегические направления развития региональной отрасли мараловодства'

Стратегические направления развития региональной отрасли мараловодства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРАЛОВОДЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / MARALOVODCHESKOE INDUSTRY / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / SCENARIO PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полтарыхин Андрей, Тарасова Александра

Так как в рыночных условиях особое значение приобретает стратегическое планирование, авторы предлагают стратегию развития регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай и методический подход на основе сценарного планирования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this market environment is particularly important strategic planning. The authors proposed a regional development strategy maralovodstva Altai Krai and Altai Republic and methodical approach based on scenario planning.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития региональной отрасли мараловодства»

865 ученических мест в общеобразовательных учреждениях, 31 фельдшерско-акушерский пункт и (или) офис врачей общей практики, 8 тыс. кв. м плоскостных спортивных учреждений, 800 мест учреждений культурно-досугового типа, протянуть 385 км распределительных газовых сетей, 178,3 км локальных водопроводов. Уровень газификации сельских поселений региона должен возрасти до 67,4%, уровень обеспеченности питьевой водой — до 73,3%.

Все вышеперечисленные меры позволят создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи, повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, повысить инвестиционную привлекательность сельских территорий и стимулировать создание новых рабочих мест, обеспечить условия для улучшения демографической ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://ksh.volganet.ru/folder_3/folder_5/

2. Дугина Т.А. Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве России // Российское предпринимательство. 2014. № 2 (248). С. 78-85.

3. Попова С.А., Рудкова Т.А., Косицына Ф.П. Развитие сельских территорий Волгоградской области на основе государственного регулирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 1. С. 55-57.

4. Попова С., Колпакова Е. Социально-экономическое развитие сельских территорий Волгоградской области // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 1-2. С. 60-61.

deisi79@mail.ru

УДК 338.43

Андрей Полтарыхин,

доктор экономических наук, доцент,

заведующий кафедрой, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Александра Тарасова,

ассистент, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, г. Барнаул

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОМ ОТРАСЛИ

МАРАЛОВОДСТВА

Так как в рыночных условиях особое значение приобретает стратегическое планирование, авторы предлагают стратегию развития регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай и методический подход на основе сценарного планирования. S u m m a r y

In this market environment is particularly important strategic planning. The authors proposed a regional development strategy maralovodstva Altai Krai and Altai Republic and methodical approach based on scenario planning.

Ключевые слова: мараловодческая отрасль, стратегия, стратегическое планирование, сценарное планирование. Keywords: maralovodcheskoe industry, strategy, strategic planning, scenario planning.

Состояние экономики российских регионов подтверждает слабость регионального уровня управления, а острота накопившихся проблем требует принципиально нового подхода к управлению, предусматривающего реализацию совершенно иных принципов, функций, методов и инструментов. В условиях рыночной экономики такой функцией управления выступает стратегическое планирование, позволяющее на основе предвидения изменений принимать гибкие неординарные решения, связанные с социально-экономическим развитием региона.

При разработке региональных стратегий развития отрасли, на наш взгляд, в методологическом аспекте следует опираться на то, что отрасль представляет собой компактное множество взаимосвязанных ресурсов, компактное множество рутин и компактное множество контрактов, что является результатом различных теорий стратегического управления.

В последние годы среди отраслей сельского хозяйства критическая ситуация сложилась в отрасли мараловодства, где предприятия не только не в состоянии обеспечить устойчивое развитие своего хозяйства, но и едва покрывают текущие финансовые потребности. Либерализация экономики, деструктивные процессы, происходящие на рынках юго-восточной Азии, отрицательно сказались на параметрах пантового рынка, что привело к значительному падению цен на пантовую продукцию. Особенно сильное падение цены произошло во время кризиса 1996-1997 гг., когда средняя цена снизилась в среднем на 250 долл. за 1 кг (рис. 1).

1991 1992 199В 1994 1995 199Б 1997 1998 1999 2000 2001 2004 2006 2010 2012

Рис. 1. Средняя цена консервированных пантов маралов в хозяйствах Алтайского края и Республики Алтай, долл./кг

Производство пантов сырых на одно животное с 1991 по 2013 гг. в Республике Алтай уменьшилось на 11,7%, а пантов консервированных — на 21,5%. При этом специалисты отрасли отмечают ухудшение таких показателей, как выход молодняка, который в последние годы составляет 32 теленка на 100 маралух, что в 2 раза ниже возможного. Высокими остаются потери животных от болезней. В 1995 г., например, в Республике Алтай падеж маралов составил 1500 голов, а пятнистых оленей — 600 голов.

Мараловодческая отрасль является одной из основных сфер занятости жителей сельских территорий Республики Алтай. Помимо большой социальной роли, которую играет мараловодство, оно обеспечи-

Стратегические направления развития региональной отрасли мараловодства

вает занятость и сохраняет культурную среду малочисленных народов (алтайцы, тувинцы и др.), а также способствует освоению и созданию инфраструктуры в горных приграничных территориях, богатых рекреационным потенциалом. Мараловодческие хозяйства оказывают действенную поддержку органам местного самоуправления: выделяют транспорт для проведения различных мероприятий, ремонтируют школы, содействуют в мероприятиях по тушению лесных пожаров и т.д.

Интерес, который проявляет Правительство Республики Алтай к мараловодству, неслучаен. Начиная с 1992 г., выручка от реализации пантовой продукции является одним из основных источников поступления средств в республиканскую экономику, включая бюджеты разных уровней. Так, еще в 1992 г. для предприятий мараловодства был утвержден налог в размере 20% от суммы реализации пантовой продукции, который впоследствии был снижен до 40 долл./кг, а затем до 10% от суммы реализации. В период кризиса 1997-1998 гг. он был отменен, но до сих пор в некоторых районах применяется практика, когда мараловодческие хозяйства на добровольных началах отчисляют средства на социально-экономическое развитие своих районов [2]. В 2005 г. пантовой продукции было реализовано на сумму порядка 10 млн долл. — это 30% выручки от продажи всех сельскохозяйственных товаров в республике. До 58% экспортного внешнеторгового оборота Республики Алтай приходится именно на реализацию пантов.

Мараловодческая отрасль имеет ряд проблем: давление международных конкурентов; увеличение объемов поставляемых пантов другими странами, такими как Канада, Новая Зеландия и др.; неразвитость отечественной индустрии здоровья; растущие цены на все факторы производства (электроэнергия, материалы и др.); ежегодное уменьшение закупочных цен на сырье пантов; отсутствие договоренности отечественных производителей пантов. Однако, пока нет реальных сдвигов в экономической политике мараловодческих хозяйств, говорить о неэффективности отрасли еще преждевременно [2].

Рис. 2. Скорректированная методика стратегического планирования региональной отрасли

Данная статья показывает, что на сегодняшний день, для того чтобы удержать свои позиции на рынке и успешно работать на нем стратегическое развитие выступает первоначальной задачей для мараловодческой отрасли.

Для дальнейшего развития мараловодства, как и любой другой отрасли, в качестве обязательного этапа должно предусматриваться определение возможных сценариев изменения внешнего окружения. Мы считаем, что одним из основных инструментов стратегического планирования, позволяющим решить проблему выбора конкретных альтернатив в региональном мараловодстве, является сценарное планирование. Оно дает возможность выстроить защиту региональной отрасли от основных угроз внешней среды.

В работах многих исследователей [3, 4, 5] подробно описаны процедуры разработки сценариев, однако не предлагается способа внедрения полученных сценариев в систему формирования стратегии региональной отрасли. Поэтому нами предложены следующие этапы стратегического планирования применительно к региональной отрасли (рис. 2).

По нашему мнению, сценарный подход позволяет системно решать проблему регионального развития с учетом предупреждения зарождающихся проблем и изменений.

Органы управления стратегическим развитием мараловодства Алтайского края

Рис. 3. Стратегическое развитие регионального мараловодства Алтайского края

*Дополнено автором

Органы управления стратегическим развитием мараловодства Республики Алтай

Администрация Республики Алтай Министерство сельского хозяйства Республики Алтай Всероссийский НИИ Пантового оленеводства

Союз оленеводов Сибири

Методы Стратегическое планирование Сценарный подход* Проектный подход Приоритетные направления Расширение рынков сбыта мараловодческой продукции Модернизация консервирования и переработки пантов (новые методы) Кооперация со смежной отраслью Мероприятия по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Инструменты Составление сценарных прогнозов* Маркетинговая политика Источники финансирования Федеральный бюджет Краевой бюд жет Республиканский бюджет Собственные и привлеченные средства Государственные гарантии

Рис. 4. Стратегическое развитие регионального мараловодства Республики Алтай

*Дополнено автором

Оптимальные пропорции в структуре АПК положительно скажутся как на воспроизводственных процессах, так и на благосостоянии населения региона. Управление стратегическим развитием регионального мараловодства Алтайского края и Республики Алтай должно осуществляться совместными усилиями представителей мараловодческих хозяйств и органов государственной власти (рис. 3, 4).

Особенность предлагаемых систем развития регионального мараловодства заключается в том, что, наряду с применением административных и экономических методов, возможно, будет использоваться сценарный подход в реализации стратегии развития мараловодства Алтайского края и Республики Алтай.

В настоящее время все большее число российских отраслевых организаций используют сценарное планирование при выборе долгосрочной стратегии развития, в результате чего заметно снижается уровень неопределенности.

Таким образом, решение проблем в региональном мараловодстве требует разработки основных направлений развития, которые включают следующие задачи:

> корригировать ориентацию мараловодов в сторону внутреннего рынка (так как на экспорт целесообразно направлять только крупные панты, которые оцениваются высоко, а мелкие панты целесообразно реализовывать на внутреннем рынке);

> разработать безотходную переработку пантов в регионе (поскольку сегодня Республика Алтай продает продукты пантового мараловодства в виде сырья на сумму примерно 10 млн долл., то, наладив производство препаратов, только на внутреннем рынке можно получить минимум 4 млрд руб.);

> развивать маркетинговую политику мараловодческой отрасли;

> создать такие институты, которые обеспечивали бы долговре-менность, эффективность пантового рынка.

Реализация этих направлений приведет к созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, достижению финансовой устойчивости АПК и внешнеэкономическому регулированию, развитию туристической отрасли, улучшению демографических показателей на территориях региона, а также развитию социальной и инженерной

Институциональные особенности формирования организационно-экономического механизма развития сельского хозяйства региона

инфраструктуры региона, что имеет важнейшее стратегическое значение не только для Республики Алтай, но и для России в целом.

Проведенное исследование показало, что региональное стратегическое планирование в настоящее время является необходимым условием повышения эффективности государственного управления регионом. Несмотря на проработанность целого ряда вопросов, связанных с теорией и практикой стратегического регионального управления, за пределами научного рассмотрения остается еще много проблем, решение которых будет способствовать устойчивому развитию региона, а также повышению эффективности региональных рынков.

Необходимо поддержать эту отрасль, за счет которой во многом сохранились другие отрасли сельскохозяйственного произ-

водства, такие как овцеводство, молочное и мясное скотоводство и ряд других.

Повышение роли мараловодческой отрасли обуславливает решение проблем не только в одной из отраслей сельского хозяйства, но и решение других немаловажных проблем: развитие связи и туристической отрасли, дорожно-транспортной инфраструктуры, улучшение демографических показателей на сельских территориях, развитие строительной индустрии и др. Это приведет к развитию приоритетных подотраслей, достижению финансовой устойчивости АПК и внешнеэкономическому регулированию, созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, а также развитию социальной и инженерной инфраструктуры сел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров С.Н., Попов А.П. Нужно ли объединение в пантовом оленеводстве? // ЭКО. 2007. № 8. С. 106-118.

2. Попов А.П., Тарасова А.Ю. Роль инноваций в развитии отрасли пантового оленеводства республики Алтай // Материалы I Междунар. практ. конфер. «Аграрно-экономическая наука о проблемах инновационного развития агропромышленного производства» (28-29 июня 2007 г.). Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ Ч. II. 384 с.

3. Bourgeois L.J. Strategic management from concept to implemention. University of Virginia, Darden Graduate School of business, 1998.

4. Mercer D. Scenarios made easy // Long Range Planning. 1995. Vol. 28. № 4. Р. 81-86.

5. Schoemaker Paul J.H. Multiple Scenario Development: its conceptual and behavioral foundation // Strategic Management Journal. 1993. Vol. 14. № 3. P. 193-213.

alexa_tarasova@mail.ru

УДК 338.43

Сергей Иванов,

соискатель,

Денис Паршуков,

кандидат экономических наук,

Дмитрий Ходос,

доктор экономических наук, доцент,

заведующий кафедрой, Красноярский государственный аграрный университет

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА

Рассматриваются особенности институциональной среды сельского хозяйства региона. Дано понятие организационно-экономического механизма развития сельского хозяйства и определено его место в модели формирования институциональной среды. S u m m a r y

The article discusses features of the institutional environment of agriculture in the region. Given the concept of organizational-economic mechanism of development of agriculture and to determine its place in the model of formation institutional environment.

Ключевые слова: институциональная среда, организационно-экономический механизм, сельское хозяйство региона. Keywords: institutional environment, organizational-economic mechanism, agriculture in the region.

Нестабильность международной обстановки и рост внешнеполитических рисков актуализируют вопросы обеспечения национальной безопасности России. Особое место занимают проблемы, связанные с самообеспеченностью государства стратегически важными товарами и услугами, среди которых одно из приоритетных мест принадлежит продовольственной безопасности страны. Необходимость кардинальных и политически мотивированных шагов в данном направлении признается на всех уровнях власти. Указ Президента РФ № 560 от 6 августа 2014 г. «О применение отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» только упрочил мнение специалистов в необходимости скорейшего формирования механизмов устойчивого развития сельскохозяйственного производства, способных дать результат в краткосрочной перспективе.

Эффективность реализации данной задачи зависит от итогов функционирования региональных аграрных комплексов каждого субъекта РФ. Региональные АПК имеют свои отличительные черты в контексте природно-климатических, территориальных, финансовых, материально-производственных и национальных условий развития регионов. Данное многообразие отличительных признаков определяет необходимость изучения и учета вопросов, связанных с институциональной средой сельского хозяйства и ее особенностями в разрезе формирования организационно-экономического механизма развития отрасли в региональном аспекте.

Обобщая авторские исследования [1, 3, 4], под организационно-экономическим механизмом развития сельского хозяйства будем понимать совокупность экономических (ценообразование, налогообложение, страхование, финансирование и т.д.) и административно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.