Научная статья на тему 'Стратегические направления развития информационного общества в контексте национальной безопасности России'

Стратегические направления развития информационного общества в контексте национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
217
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СМИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / INFORMATION SOCIETY / ELECTRONIC GOVERNMENT / MASS MEDIA / INFORMATION WARFARE / REPUBLIC OF DAGESTAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомедова Муслимат Алхилаевна

В статье анализируются особенности формирования информационного общества. Определяется роль электронного правительства в установлении взаимоотношений между властью и обществом в Республике Дагестан. Уделяется особое внимание разработке эффективной государственной информационной политики в условиях информационной войны. Особое внимание уделяется анализу экстремистских веб-ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC AREAS OF INFORMATION SOCIETY DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

The article deals with the features of information society development. The author considers the role of electronic government in building relationships between authorities and society in the Republic of Dagestan. Special attention is paid to the development of effective information state policy in the conditions of informational warfare. Some extremist web resources are also reviewed.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития информационного общества в контексте национальной безопасности России»

УДК 323.2 Магомедова Муслимат Алхилаевна

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Magomedova Muslimat Alkhilayevna

PhD (Philosophy), Senior Research Associate, Regional Centre of Ethnic Political Researches, Dagestan Research Centre, Russian Academy of Sciences

STRATEGIC AREAS OF INFORMATION SOCIETY DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

Аннотация:

В статье анализируются особенности формирования информационного общества. Определяется роль электронного правительства в установлении взаимоотношений между властью и обществом в Республике Дагестан. Уделяется особое внимание разработке эффективной государственной информационной политики в условиях информационной войны. Особое внимание уделяется анализу экстремистских веб-ресурсов.

Ключевые слова:

информационное общество, электронное правительство, СМИ, информационная война, Республика Дагестан.

Summary:

The article deals with the features of information society development. The author considers the role of electronic government in building relationships between authorities and society in the Republic of Dagestan. Special attention is paid to the development of effective information state policy in the conditions of informational warfare. Some extremist web resources are also reviewed.

Keywords:

information society, electronic government, mass media, information warfare, Republic of Dagestan.

В новом тысячелетии мир вступил в стадию развития, которую все чаще называют информационной. В современном обществе информация пронизывает все виды деятельности человека - от научно-исследовательской до повседневной бытовой. До сих пор, несмотря на распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Существует целый ряд определений, которые выдвигают на передний план те или иные реальные черты и тенденции современного общества. Одно из самых распространенных определений информационного общества такое: информационным называется общество, в котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов.

Понятие «информационное общество» наиболее систематизировано в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Так, информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти [1].

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

В эпоху всеобщей информатизации и построения информационного общества единая информационная среда (пространство) становится одним из важнейших признаков и обязательным условием и характеристикой самого информационного общества.

Вопросы формирования информационного пространства, проблемы и перспективы информационного общества множатся в поле развития нового миропорядка. Уже с конца XX в. по настоящее время этому посвящен ряд исследований как зарубежных (М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Г. Шиллер), так и отечественных (В.А. Писачкин, И.Е. Поверинов, И.Н. Панарин, И.С. Мелюхин) специалистов [2].

Внедрение информационных технологий в практику государственного управления способствует качественному изменению отношений между властью и обществом. Как синоним государственной власти сегодня стали употреблять термин «электронное государство». Одним из основных направлений формирования электронного государства является реализация на практике концепции электронного правительства. Действительно, внедрение информационных технологий в практику государственного управления способствует качественному изменению отношений

ПОЛИТОЛОГИЯ

между властью и обществом. Основными направлениями деятельности «электронных правительств» являются ввод в действие программ, с помощью которых осуществляются сбор налогов, обработка ежегодных бюджетных платежей; объединение в один портал различных ведомств; предоставление в электронном виде ключевых правительственных услуг [3].

Россия от Советского Союза унаследовала высокую степень информационной закрытости и традиционное неуважение государством права своих граждан на доступ к информации. С этим связано скептическое отношение населения к достоверности сведений, получаемых через официальные каналы государственных органов.

Одной из задач электронного правительства является возврат доверия граждан к власти. В таких регионах Северного Кавказа, как Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, это недоверие наиболее явно проявляется. Главным итогом своей работы во главе Республики Дагестан Рамазан Гаджимурадович Абдула-типов считает то, что доверие дагестанцев к власти удалось вернуть более чем на 50 % [4]. Под руководством главы республики разработаны десять приоритетных проектов программ развития Республики Дагестан. Среди них и «Развитие электронного правительства Республики Дагестан до 2017 года», которая утверждена 12 сентября 2013 г.

В последнее время возрастает научный интерес к деятельности СМИ, способствующей регулированию межэтнических отношений в России. Исследования влияния СМИ на межэтнические отношения отражены в работах отечественных и зарубежных ученых. Влияние информационно-коммуникативных структур на межнациональные отношения в Российской Федерации, роль средств массовой информации в реализации национальной политики исследуются в научных трудах Р.Г. Абдулатипова, И.М. Дзялошинского, О.И. Лепилкиной, Н.П. Усовой, В.А. Тишкова и т. д. [5].

В научных трудах зарубежных ученых Д. Белла, Ю. Хабермаса, С. Хантигтона, Э. Тоф-флера анализируется влияние процесса развития информационного общества на состояние массового сознания, этнические и религиозные отношения [6]. Исследования показывают, что на региональном уровне ведущую роль в информационном воздействии играют федеральные электронные СМИ, местные периодические издания и интернет-ресурсы (сайты, блоги, социальные сети). В этом плане представляет интерес современная газетная периодика СКФО.

В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества утверждена «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года».

В целях укрепления единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности народов, населяющих республику, гармонизации национальных и межнациональных отношений, формирования положительного имиджа Республики Дагестан на всероссийских и международных уровнях принята государственная программа Республики Дагестан «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» на 2013-2015 годы [7].

Одной из задач Программы является совершенствование информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Республики Дагестан.

В целях оптимизации работы органа исполнительной власти Республики Дагестан со средствами массовой информации разработано «Типовое положение о взаимодействии органа исполнительной власти Республики Дагестан со средствами массовой информации» [8].

Нами был проведен мониторинг деятельности республиканских СМИ за 2013 г. по актуальным направлениям вышеуказанной программы. В целях укрепления дружбы и позитивного имиджа Республики Дагестан республиканские СМИ развивают двустороннее информационное сотрудничество с редакциями федеральных и региональных СМИ.

В настоящее время Республика Дагестан становится объектом пристального внимания со стороны многих зарубежных государств. По сути дела, идет тотальная информационная война за сферу влияния на Кавказе. Разработка эффективной государственной информационной политики в условиях угрозы реализации иностранными государствами концепции информационно-психологической войны является в настоящее время первоочередной задачей для органов государственной власти Российской Федерации. В последние десятилетия в связи с развитием сети Интернет и веб-технологий наблюдается рост количества электронных ресурсов экстремистского характера. Исследование информационного пространства и анализ экстремистских веб-ресурсов особенно актуальны в контексте противодействия экстремизму в Северо-Кавказском федеральном округе, особенно в Республике Дагестан. Выявление данных аспектов позволит расширить представления об используемых методах и способах воздействия на молодежь, основную целевую группу пополнения сторонников радикального ислама.

В связи с этим СМИ республики должны более обстоятельно оценить сложившуюся ситуацию и адекватно реагировать на нее. От качества работы средств массовой информации и степени доверия населения к ним во многом зависят политическая стабильность в обществе, социально-психологическое состояние населения, его отношение к происходящим событиям.

Ссылки:

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 [Электронный ресурс]. URL: www.tyumen-city.ru/ekonomika/informatizacya/zakonodatelystvo/federalynie-normativnie-pravovie-akt (дата обращения: 15.01.2014).

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика. Общество, культура. М., 2000 ; Уэбстер Ф. Теория информационного общества. М., 2004 ; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980 ; Мелюхин И.С. Информационное общество. М., 1999 ; Писачкин В.А., Поверинов И.Е. Информационное пространство социума: структура, трансформация и региональная специфика. Саранск, 2005 ; Панарин И.Н. Технология информационной войны. М., 2003.

3. Денисова Ж.А. Глобализация и информационное неравенство в России // Глобализация и социальные изменения в современной России : тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса. М., 2006. Т. 5. С. 62-63.

4. Речь главы Дагестана Рамазана Абдулатипова на первом заседании Общественной палаты Республики Дагестан IV созыва [Электронный ресурс]. URL: http: rdpress.ru (дата обращения: 24.07.2013.).

5. Абдулатипов Р.Г. Российская нация и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005 ; Дзя-лошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001 ; Лепилкина О.И. Проблема адекватного отражения в прессе СКФО этнического многообразия общества // Роль региональных политиков в становлении современной российской государственности. Региональная научно-практическая конференция. Махачкала, 2012. С. 137-140 ; Усова Н.П. Средства массовой информации как механизм регулирования межнациональных отношений : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004 ; Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002.

6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000 ; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999 ; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001.

7. Государственная программа Республики Дагестан «Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» на 2013-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: www.minnaz.ru (дата обращения: 11.04.2014).

8. Типовое положение о взаимодействии органа исполнительной власти Республики Дагестан со средствами массовой информации [Электронный ресурс]. URL: www.rudocs.exdat.cjm (дата обращения: 3.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.