Научная статья на тему 'Стратегические направления институциональных преобразований в сельском хозяйстве Дагестана'

Стратегические направления институциональных преобразований в сельском хозяйстве Дагестана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Аджиева К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления институциональных преобразований в сельском хозяйстве Дагестана»

Аджиева К .И.

Стратегические направления институциональных преобразований

в сельском хозяйстве Дагестана.

Одним из основных условий развития сельского хозяйства республики, как отмечалось выше, является дальнейшее углубление аграрной реформы, совершенствование рыночных отношений и механизма рынка. Для Дагестана особенно актуально продолжение институциональных преобразований, формирование современных предпринимательских структур, совершенствование организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, преодоление монополизма и развитие свободной конкуренции во всех структурах и звеньях сельского хозяйства.

В настоящее время в результате радикальных преобразований в сельском хозяйстве республики сложились самые разнообразные формы хозяйствования. В 2007г. в республике было зарегистрировано 1565 сельскохозяйственных предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, 43,6 тыс. крестьянских фермерских хозяйств, 420 малых предприятий, 395,2 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения. Таким образом, многоуклад-ность в сельском хозяйстве Дагестана стала реальностью.

В сельском хозяйстве республики, как и во всей России, все еще продолжается активный процесс институциональных преобразований, формирования и становления новых организационно-правовых форм хозяйствования. Число предприятий и организаций росло с 1999г. по 2004г. высокими темпами. Однако с 2005г. началось снижение числа предприятий и организаций в сельском хозяйстве и на начало 2008г. в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, по данным ТО Росстата по РД, числится 4293 хозяйств. Резкое уменьшение числа хозяйствующих субъектов по отраслям, объясняется ликвидацией объектов базы Статрегистра согласно данным Управления ФНС по снятию объектов с учета, а также ликвидацией объектов без каких либо данных регистрации.

В сельском хозяйстве республики, наряду с увеличением и столь же резким сокращением общего числа предприятий и организаций, происходят радикальные изменения в организационно-правовых формах хозяйствования. Появились новые организационно-правовые формы хозяйствования, существенно изменилась структура и динамика количества сельхозпредприятий и других субъектов сельскохозяйственного производства.

Для продолжения реформы и выработки стратегии структурных преобразований важно объективно оценить эффективность различных форм хозяйствования. В республике совершенно очевидна тенденция резкого снижения эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий. За 14 лет (1993-2007 гг.) их доля в валовой продукции снизилась на 27,0% (с 37,6% в 1992г. до 10,6% в 2007г.), при этом доля хозяйств населения в производстве сельскохозяйственной продукции за это же время выросла с 62,4% до 77,4%. Наблюдается также тенденция увеличения доли в производстве сельхозпродукции крестьянских (фермерских) хозяйств. Такая же тенденция наблюдается в динамике производства продукции в натуральном выражении.

Вышесказанное подводит к выводу, что в производстве сельскохозяйственной продукции действующие сейчас предприятия теряют свое значение, крестьянские (фермерские) хозяйства пока недостаточно активно проявляют свою жизнеспособность, а доминирующее положение прочно занимают хозяйства населения. Сельскохозяйственные предприятия, занимая 91,4% площади сельхозугодий, произвели в 2007г. лишь 10,6% валовой продукции сельского хозяйства республики, хозяйства населения, используя 5,1% земли, выдают 77,4% продукции, а КФХ, имея примерно столько же земли (5,6%), получили только 12,0% продукции.

Действующие в сельском хозяйстве предприятия и организации, созданные на базе бывших колхозов и совхозов, переживают сейчас глубокий кризис. В большинстве из них хозяйственные сооружения, здания, техника, оборудование и иное имущество разворовано или разрушено, а оставшееся - физически и морально устарело. Выбытие по всем видам сельхозтехники за 1992-2002 гг. составило в среднем более 6% в год и в целом парк техники сельхозпредприятий численно сократился более чем на половину. За это же время поголовье скота в сельхозпредприятиях сократилось на 70,8%.

Развал многих колхозов и совхозов, резкое снижение эффективности деятельности сельхозпредприятий нанесли реальный и непоправимый ущерб сельскому хозяйству и в целом экономике республики.

Из сказанного выше вытекает, что необходимо принять неотложные и радикальные меры по дальнейшему реформированию и реструктуризации сельскохозяйственных предприятий. В первоочередном порядке необходимо:

• провести на общественных и государственных сельхозпредприятиях полную инвентаризацию и оценку всех основных фондов (имущества, сельхозтехники, скота и т.п.);

• осуществить инвентаризацию и оценку состояния закрепленной за предприятиями земли;

• провести анализ нынешнего состояния и динамики показателей производственной и финансово-экономической деятельности предприятий;

• на основании проведенных объективных оценок определить экономический потенциал каждого предприятия;

• осуществлять жесткий контроль за эффективным использованием по назначению всей закрепленной земельной площади;

• привести организационно-правовую форму предприятий в соответствие с Гражданским кодексом и другими законами РФ;

• кардинально улучшить систему управления сельхозпредприятиями, привести ее в соответствие с их организационно-правовой формой;

• перестроить внутрихозяйственный механизм управления предприятиями, используя при этом отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного рынка, хозрасчета, арендного подряда и других действенных форм экономического механизма управления подразделениями;

• восстановить разорванные связи с перерабатывающими предприятиями, усилить вертикальную и горизонтальную интеграцию, проводить активную по-

литику по объединению структур сельского хозяйства, смежных подотраслей и инфраструктуры в крупные агрофирмы, формированию современных высокоэффективных территориально-производственных комплексов.

Исследования к.э.н. Шарипова Ш.И. убедительно показали, что наибольшую отдачу от земли и в целом высокую эффективность производства достигают лишь крупные хозяйства индустриального типа.

Проведенная им группировка предприятий по размерам используемой площади и размерам выручки показывает, что группа сельхозпредприятий с объемом реализации продукции до 300 тыс. рублей, используя свыше 22% сельхозугодий, дают лишь 2% валовой продукции сельского хозяйства республики, а крупные сельхозпредприятия с выручкой от реализации продукции более 2000 тыс. рублей (в Дагестане всего 59) занимая всего 4,5% сельхозугодий, дают более 58% всей выручки от реализации продукции.

Вышесказанное подводит к выводу, что развитие сельского хозяйства по пути интенсификации, повышения эффективности сельскохозяйственного производства возможно лишь при формировании современных крупных сельхозпредприятий индустриального типа. Создание таких сельхозпредприятий следует осуществлять, прежде всего, по пути интеграции и объединения различных хозяйств сельхозтоваропроизводителей в крупные агрохолдинги, агрофирмы и другие типы объединений.

Самой перспективной формой интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей со смежными предприятиями агропромышленного комплекса (перерабатывающими сельскохозяйственное сырье, транспортными, торгово-посредническими и др.) является создание агропромышленных холдингов. Как показывает мировой и отечественный опыт, эффективно функционирующие аг-рохолдинги формируются из акционерных обществ путем взаимного владения пакетами акций и передачи контрольного пакета акций основному (материнскому) акционерному обществу. По способу внутренней организации агрохол-динг является объединением вертикального типа.

В структуру агрохолдинга кроме основной (материнской) компании могут быть включены дочерние и зависимые акционерные общества, филиалы и представительства, торговые, финансовые и страховые организации, банки и другие хозяйственные структуры.

Представляется совершенно бесспорным, что эффективные и перспективные агрохолдинги могут формироваться путем интегрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих их торговых, финансово-банковских и других структур вокруг коньячных, винодельческих, мясо- и мо-локоперерабатывающих, консервных и других крупных пищевых предприятий республики. В российских регионах такие агрохолдинги уже получили широкое распространение, накоплен положительный опыт их формирования и эффективного функционирования. Например, Черкизовский мясокомбинат является основной компанией агрохолдинга и объединяет в одну фирму несколько свиноводческих и птицеводческих сельхозпредприятий, а также ряд хозяйств по откорму скота. Компания «Ваш финансовый попечитель» создает на землях

Рузского района Подмосковья многопрофильный сельскохозяйственный комплекс.

Одним из важнейших направлений интеграции и кооперирования в сельском хозяйстве является дальнейшее развитие договорных рыночных отношений между предприятиями и организациями агропромышленного комплекса республики. Обновлять и укреплять хозяйственные связи между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями Дагестана необходимо на основе договоров, соответствующих условиям рынка. На договорной основе сельхозпредприятия поставляют продукцию Буйнакскому, Маджалисскому и Хасавюртовскому консервным заводам. Успешно развивается интеграция между Хасавюртовским консервным заводом «Консервщик» и сельхозпредприятиями Хасавюртовского, Казбековского и Кизилюртовского районов. Такой положительный опыт нужно и дальше распространять на других предприятиях АПК.

Характерным явлением проходящих институциональных преобразований в аграрном секторе экономики республики является радикальное изменение роли и значения хозяйств населения в сельскохозяйственном производстве. Личные подсобные хозяйства (приусадебное землепользование) уже стали по существу основной организационной формой производства сельскохозяйственной продукции в Дагестане. По состоянию на 2007г. земельные участки имеют 451,9 тыс. семей Дагестана, из которых 395,2 тыс. семей используют их для личного подсобного хозяйства. Именно благодаря масштабному развитию личных подсобных хозяйств населения, как уже отмечалось выше, падение сельскохозяйственного производства республики в годы кризиса было не столь глубоким, как в России в целом.

Однако, не смотря на то, что личные подсобные хозяйства обеспечивают потребности семьи, насыщают рынок продуктами сельского хозяйства, производят львиную долю товарной сельхозпродукции, являясь основным источником доходов сельских семей, в условиях рыночных отношений они не могут выступать перспективной моделью для нашего сельского хозяйства. Тяжелый ручной труд и примитивные приемы производства, применяемые ЛПХ, должны быть заменены эффективными формами производства с применением современных технологий, чтобы можно было производить конкурентоспособную продукцию.

Общеизвестны такие недостатки личных подсобных хозяйств, как высокие затраты на производство сельхозпродукции, ограниченная товарность, слабая агротехника и механизация, низкая производительность труда. Для решения этих проблем необходимо структурирование и организация деятельности хозяйств населения, в связи с чем представляется стратегически верным и перспективным принять концепцию постепенного укрупнения хозяйств населения в следующие организационно правовые формы: союзы крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственные кооперативы, товарищества с отраслевой специализацией, акционерные общества, частные агрофирмы.

При сложившемся агротехническом потенциале при любых структурных преобразованиях личные подсобные хозяйства останутся основными произво-

дителями сельхозпродукции. Поэтому крайне важно предпринять энергичные меры по дальнейшему повышению уровня технологии и технической оснащенности, а также государственной поддержки хозяйств населения.

Наряду с указанными мерами, необходимо принять закон о личном подсобном хозяйстве в Республике Дагестан, в котором определить статус, права, обязанности, ответственность, а также льготы, меры государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Весьма позитивной тенденцией нынешних преобразований на селе является широкое распространение новой современной формы хозяйствования - кре-стьянско-фермерских хозяйств (КФХ). На 1 января 2008г. их число составило 43609 единиц и увеличилось по сравнению с 1993г. в 10,6 раза и по сравнению с 1995г. - в 3,6 раза.

Следует также отметить, что существенно увеличиваются и размеры КФХ. Общая площадь земельных участков, выделенных КФХ, к 2008г. достигла 189,7 тыс. га и увеличилась по сравнению с 1993г. в 15,4 раза и против 2005г. в 3,0 раза. При этом средний размер земельного участка одного КФХ к 2008г. составил 4,3 га, то есть заметно вырос за последние годы. Однако отдача от использования земли в КФХ всё еще ниже, чем в хозяйствах населения.

Тем не менее, оценивая в целом, совершенно очевидно, что КФХ пока еще не проявляют себя в Дагестане как эффективная форма хозяйствования и имеют большие резервы для улучшения работы. Об этом свидетельствует опыт работы многих успешно работающих КФХ. Такие примерные хозяйства имеются в каждом районе республики. К ним можно отнести КФХ «Нива» Кизлярского района, «Сабанчи-Тюз» Кумторкалинского района, «Майданское» и «Эдельвейс» Гергебильского района, «Исток» Каякентского района, «Цикламен» Хунзахско-го района и многие другие. Перечисленные КФХ последние годы добиваются устойчивых урожаев в растениеводстве и высокой продуктивности в животноводстве, показывают, что и в создавшихся условиях можно получать доходы и обеспечить рентабельность хозяйственной деятельности.

Однако подавляющее большинство КФХ сталкиваются со многими нерешенными проблемами, которые тормозят развитие фермерского движения, такими как: ограниченный размер земельных участков, что не позволяет эффективно использовать современную технику и агротехнологии; слабая материально-техническая база; недостаток накопленного капитала - финансовых возможностей для формирования оборотных средств на своевременное выполнение сезонных работ, приобретение семян, горючего, удобрений, химикатов, оплаты услуг механизаторов.

Облегчить финансовое положение КФХ можно несколькими путями. Прежде всего, представляется необходимым предусматривать государственную финансовую поддержку КФХ путём: выделения им из федерального и республиканского бюджетов безвозмездных субсидий и возвратных льготных кредитов; создания республиканского целевого фонда финансовой поддержки фермеров за счет бюджетных средств и средств возврата ранее выданных кредитов; предоставления КФХ более широкого доступа к банковским кредитам, с компенсацией процентов по кредитам.

Одним из важных направлений институциональных преобразований, происходящих в сельском хозяйстве республики, является формирование и функционирование малых предприятий. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в сельском хозяйстве республики малое предпринимательство не получает развитие, хотя в этом есть острая необходимость, и для этого имеются объективные условия. Однако малое предпринимательство в сельском хозяйстве не развивается, а идет на убыль.

Если в 1995-1996 гг. число зарегистрированных малых предприятий доходило до 13,6 тыс. единиц, то в 2007г. в сельском хозяйстве функционировало всего 420 малых предприятий.

Неразвитость малого предпринимательства негативно отражается на сельскохозяйственном производстве, сдерживает его прогрессивное развитие.

Основными причинами, тормозящими развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве, являются: недостаток подготовленных кадров предпринимателей, высокая степень риска и ненадежность всей системы хозяйственного оборота, неразвитость страхования в аграрной сфере.

Решением проблемы может быть как возрождение прежней системы потребительской кооперации (заготовительных, производственных, торгово-сбытовых и других структур), так формирование мелких предприятий в сельскохозяйственном производстве путем объединения или укрупнения самих хозяйств населения.

Для развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве вполне могут быть применены все те меры, которые были предложены выше для повышения эффективности КФХ.

Дальнейшее реформирование сельского хозяйства, углубление институциональных преобразований должны создать объективные условия для: формирования современного аграрного рынка в Дагестане, закрепления многоук-ладности, расширения предпринимательской деятельности и развития эффективных организационно-правовых форм хозяйствования в сельском хозяйстве. Оно, в конечном счете, станет одним из важных факторов достижения стратегических целей долгосрочного устойчивого развития сельского хозяйства Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.