Научная статья на тему 'Стратегические игры вокруг Каспия'

Стратегические игры вокруг Каспия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
288
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЙСКОГО МОРЯ / "КОНТРАКТ ВЕКА" / РАЗДЕЛ КАСПИЯ / КАСПИЙСКАЯ НЕФТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рустемова-демиржи Саадат

В статье рассматривается борьба вокруг правового статуса Каспия, связанная с конфликтами интересов в вопросах раздела, разработки и транспортировки энергоресурсов, а также анализируется геополитическая стратегия ведущих мировых держав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические игры вокруг Каспия»

Саадат РУСТЕМОВА-ДЕМИРЖИ

Кандидат политических наук, сотрудник кафедры международных отношений Университета Чанкыры Каратекин (Анкара, Турция).

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВОКРУГ КАСПИЯ

Резюме

В статье рассматривается борьба вокруг правового статуса Каспия, связанная с конфликтами интересов в вопросах раздела, раз-

работки и транспортировки энергоресурсов, а также анализируется геополитическая стратегия ведущих мировых держав.

В в е д е н и е

Проблема правового статуса Каспия возникла с распадом Советского Союза, когда на арене появились сразу пять акторов, стремящихся обозначить свои позиции в геополитической игре. Проблема эта актуальна до сих пор, хотя именно в ее решении лежит ключ к разделу и использованию энергетических и биологических ресурсов Каспийского моря. С подключением к борьбе вокруг Каспия основных мировых центров силы проблема его статуса приобрела международный характер, за ее развитием с интересом наблюдает все мировое сообщество. И дело не только в запасах энергоресурсов Каспия, но и прежде всего в его геостратегическом положении, что для имперских сил особенно важно. Неурегулированность правового статуса обостряет многие вопросы, связанные с использованием и разработкой ресурсов, и потенциально ведет к глобальному кризису, чреватому как межэтническими конфликтами, так и столкновениями между государствами, конкурирующими за ведущие позиции на Каспии.

Международно-правовой статус Каспийского моря

Геополитическая ситуация, резко изменившаяся после распада Советского Союза, актуализировала вопрос о принадлежности Каспийского моря, а в этой связи и проблему определения его международно-правового статуса. Все суверенные постсоветские прикаспийские государства, за исключением России, сразу же заявили, что не признают юридическую силу советско-иранской договорной базы (1921—1940 гг.) относительно Каспия: определявшийся ею статус водоема входил в резкое противоречие с их национальными интересами, ущемлял их законные права по владению соответствующими частями акватории и недр1.

Предысторию вопроса о статусе Каспия нужно искать в Рештском договоре 1729 года между Россией и Ираном о демаркации и передаче некоторых территорий в ведение России для обеспечения свободы торговли и судоходства по Каспийскому морю и рекам Аракс и Кура. Позднее по заключенным между Российской империей и Ираном Гюлис-танскому договору 1813 года и дополнившему его Туркманчайскому договору 1828 года России предоставлялось на вечные времена исключительное право иметь военный флот на Каспийском море. Персия сохраняла право только на торговое судоходство. Это означало полную передачу Каспийского моря под юрисдикцию России. В 1941 году Советский Союз отказался от монополии на Каспии, результатом чего стало подписание договоров между Советским Союзом и Ираном, объявлявших Каспийское море общим внутренним бассейном двух стран, которым эти два государства — и только они — могли пользоваться в равной степени2. Помимо предоставления этим государствам права на свободное судоходство и рыболовство в пределах до 10-мильной зоны, никаких иных упоминаний о разделе вод Каспия в договоре не было. Существовала лишь принятая в 1935 году неформальная разграничительная линия Гасан-Кули (Туркменистан) — Астарачай (Азербайджан). Несмотря на неформальный характер этой линии, обе стороны придерживались ее и на воде, и в воздухе, она стала соблюдаемой обеими странами нормой3. Установленный договорами статус Каспийского моря как внутреннего водоема получил затем признание в мировом сообществе, а также в доктрине международного права4.

Первый кризис вокруг статуса Каспия произошел в 1994 году, когда между Азербайджаном и 12 западными крупными нефтяными компаниями был подписан «Контракт века» на совместную разработку трех нефтяных месторождений — Азери, Чираг, Гюнеш-ли в секторе Каспийского моря. Россия резко возражала против этого, объявив, что контракт не может иметь юридической силы, поскольку Каспий не является открытым морем и, следовательно, на него не могут распространяться нормы международного морского права. Россия первой подняла вопрос о статусе Каспийского моря, обратившись к Генеральной Ассамблее ООН. С этого времени статус Каспия стал еще более спорным. Эта нечеткость, в принципе, устраивала Россию, которая надеялась, опираясь на его прежний статус как внутреннего водоема, ограничить доступ сюда западных компаний, а также иметь постоянный контроль над разработкой и распределением нефти при помощи российских фирм5. Азербайджан был против такой постановки вопроса, так как, по мнению

1 См.: Мамедов Р. Современный международно-правовой статус Каспийского моря: Политика. Дипломатия и право [www.lawHbrary.ru/author.php?author...%D0], 13 июля 2012.

2 См.: Бутаев А. Каспий: море или озеро? 2. Статус Каспия [http://caspiy.net/knigi/kaspij-more-ili-ozero/ 24-kaspij-more-ili-ozero-2-status-kaspiya-.html].

3 См.: Габиева 3. Правовой статус Каспия // Обозреватель, 2004, № 8 (175). С. 100—109.

4 См.: Бутаев А. Указ. соч.

5 См.: Kona G.G. Kafkasya Cografyasmda Yajanan Geli§meler: Bölgesel ve Global Aktörlerin Bölgeye Etkisi [www.turksam.org], 26.11.2007.

Баку, с распадом Советского Союза все договоры, заключенные от имени Союза, теряют правовую силу. Однако, учитывая, что Советский Союз заключал договоры от имени всех своих членов, это утверждение выглядит не вполне корректно. Распад Советского Союза не означает, что договоры, заключенные от его имени, утратили силу. Так, Россия, как правопреемница СССР, сохраняет место постоянного члена Совета Безопасности ООН, а страны, получившие на сегодняшний день суверенитет, обязуются и далее выполнять международные договоры, заключенные от имени СССР. В 1995 году ООН подтвердила эту позицию России, и ни у одной из стран не осталось юридических оснований, чтобы уклоняться от соблюдения подписанных ранее советско-иранских договоров. Жесткая позиция России, настаивавшей на следовании договору о статусе Каспия как пространства общего пользования и на недопустимости его пересмотра в одностороннем порядке, вынудила прикаспийские страны искать новые пути для раздела Каспия и установления границ.

В основном выдвигаются два варианта статуса Каспия: моря и приграничного озера. Ни один из них на сегодняшний день не смог набрать достаточно голосов, чтобы утвердиться в качестве окончательного. Если за Каспием будет закреплен статуса моря, на него будет распространяться Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. В этом варианте каждая из прикаспийских стран будет иметь право на 12-мильную зону континентального шельфа и 200-мильную экономическую зону. Так как максимальная ширина моря не превышает 200 миль, границы экономической зоны предлагается проводить на основе серединной линии. Это предоставит возможность и другим государствам, не имеющим выхода в море, пользоваться в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, а также возможность проводить научно-исследовательские работы. Это также даст прикаспийским странам свободу привлекать для разработки своих ресурсов компании государств, не имеющих отношения к Каспийскому региону6. В таком варианте можно разделить акваторию Каспия на пять национальных секторов, как и предлагает Азербайджан. Но та же Конвенция ООН в качестве основополагающего признака моря определяет характер его сообщения с Мировым океаном. Следовательно, Каспий в силу его географического положения не может быть признан морем. Если же он получит статус озера, то к нему будет неприменима Конвенция ООН по морскому праву, который также не исключает раздела Каспия на отдельные национальные сектора. Тогда раздел акватории должен будет осуществляться по принципу серединной линии. Это обеспечит прибрежным странам больший суверенитет над своими участками акватории, так как озера относятся к внутренним водам и считаются суверенными территориями отдельных государств, следовательно, на них будет распространяться принцип невмешательства во внутренние дела. Но, несмотря на длительные переговоры, прикаспийские государства все еще не пришли к общему мнению. Только до 2004 года комиссия по вопросам Каспия провела 15 заседаний, которые не дали никаких результатов. Проблема Каспия уже давно вышла за рамки обсуждения его статуса, и заинтересованные акторы перешли к другому наиболее важному вопросу — о разделе дна, добыче и использовании энерго- и биоресурсов.

Раздел Каспия

После распада Советского Союза прикаспийские страны, получившие суверенитет, стали предъявлять права на отдельные части Каспия. Иран, со своей стороны, занял осо-

6 См.: Бутаев A.M. Каспий: море или озеро? [www.bname.ru/analysis/caspiy.net], 28 июня 2012.

бую позицию, выступив за признание Каспия озером: в противном случае на его долю приходились участки с минимальными ресурсами. Добиваясь присвоения Каспию статуса озера, Иран предлагает такое его разделение, при котором Ирану достаются 20% акватории, включая территорию в границах, заданных линией Араз — Алов — Шарк, где сосредоточены самые большие ресурсы7. Против такого деления моря активно выступает не только Азербайджан, но и Казахстан с Россией. Азербайджан обосновывает свою позицию тем, что при заключении договоров 1921 и 1940 годов между СССР и Ираном последнему отводилось лишь 13% акватории. Россия и Казахстан также возражают против подхода Ирана, так как с присвоением Каспию статуса озера этим двум государствам достается почти половина Каспия.

Азербайджан в свою очередь предлагает делить Каспий на национальные секторы, стремясь как можно быстрее утвердить суверенитет над своим сектором. Его поддерживает Казахстан, который тоже хочет определить свои границы, чтобы начать добычу нефти на месторождении Кашаган. При таком делении Казахстану достается 29,6%, Азербайджану 19,5%, Туркменистану 18,4%, России 18,7%, Ирану 13,8% акватории. Но такой раздел ущемляет интересы многих прикаспийских стран, которые лишаются общих границ друг с другом. Россия теряет границы с Туркменистаном и Ираном, Туркменистан — с Россией, Иран — с Казахстаном и Россией, Казахстан — с Ираном; только Азербайджан сохраняет общие границы со всеми прикаспийскими государствами8.

Другой вариант раздела, также исходящий из статуса Каспия как моря, выдвинул Туркменистан. Он считает, что каждая из прибрежных стран имеет право на 12-мильные территориальные воды (зону континентального шельфа) и на 35-мильную исключительную экономическую зону. Остальная часть акватории, по мнению Туркменистана, должна находиться под совместным управлением. Таким образом, каждая из стран выдвигает свои варианты статуса Каспия и его раздела, но ни один из них не получил поддержки всех государств.

Каспийская нефть

Согласно геологическим исследованиям, Каспий является третьим основным нефтегазоносным бассейном в мире. Точных данных на сегодня нет, имеются лишь анализы западных и российских экспертов, чьи выводы не совпадают друг с другом. Западные эксперты считают, что реальные запасы нефти намного превышают российские оценки. По мнению Госдепартамента США, Каспийский регион может стать важным игроком на нефтяном рынке. Раздел каспийской нефти зависит от того, какой статус получит водоем. Если будет принят «озерный» вариант, то в выигрыше окажутся Азербайджан и Казахстан, на чью долю придется основная часть каспийской нефти. Если же решат исходить из варианта закрытого моря, то каждое прибрежное государство получит в свое распоряжение 10 миль суверенной зоны и права на разработку там месторождений. При этом варианте все прикаспийские государства должны получить равные доли в прикаспийской нефти, хотя исследования показывают неравномерность распределения запасов по различным секторам Каспия. Так, по представленным российскими экспертами данным, запасы нефти в российском секторе Каспия превышают их запасы в азербайджанском секторе на 100 млн т.

7 См.: Gokfe M. Sovyet sonrasi Donemde Hazar Qevresinde Ya§anan Rekabet [www.sosyalarastirmalar.com/cilt1/ sayi3/sayi3_pdf/gokce_mustafa.pdf], 17.07.2012.

8 См.: Бутаев A.M. Каспий море или озеро, 28 июня 2012 года.

Интересы мировых держав

США

С распадом Советского Союза прежде периферийный Кавказско-Каспийский регион превратился в зону повышенного внимания мировых держав. Так, США открыто объявили Каспийский регион зоной своих интересов, что объясняется не только его запасами энергетических ресурсов, но и важным геополитическим расположением. Каспийский регион приобрел статус функционального региона — одновременно энергетической кладовой, транспортного коридора и зоны нестабильности, требующей продуманной политики безопасности. Соответственно, интерес США к Каспию определяется в трех измерениях: энергетические запасы, демократия и безопасность9. Межэтнические конфликты и наркотрафик, являющиеся основными проблемами региона, представляются для США отличным поводом для размещения своих сил на его территории. После операций по борьбе с терроризмом и насаждению демократии в Афганистане и Ираке Каспийский регион стал следующей целью энергетической политики США — в чисто стратегическом отношении Каспий для них не так важен, как Кавказ и Центральная Азия. В планах США установить контроль над каспийскими ресурсами, используя Афганистан в качестве транспортного моста. Америка стремится занять позиции прежде всего в южной части Каспийского региона, чтобы через Афганистан и Пакистан вывести на мировой рынок туркменский газ. Эти стратегии оправдывают все военно-политические операции как в Афганистане, так и в ближайшем будущем в Пакистане, а в дальнейшем, по всей вероятности, в Центральной Азии и на Кавказе. Не менее важной зоной для Соединенных Штатов представляется сам Кавказ, где они делают основную ставку на Грузию. Другой выигрышной ставкой США в энергетической борьбе стали трубопроводные проекты Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Супса, которые осуществляются вне зоны контроля России.

Европейский союз

Для Европейского союза, в котором потребление нефти растет с каждым днем, каспийская нефть представляет особый интерес. Ввиду этого ЕС, как и США, пытается укрепить здесь свои позиции, продвигая образовательные, научные, экономические и культурные проекты, а также распространяя в этих зонах европейские ценности (защита прав человека, либеральная демократия и т.д.). Для ЕС одинаково важны как проникновение в стратегически важные зоны, так и контроль над энергоресурсами Каспия.

Китай

Китай, как основной потребитель центральноазиатского газа, также активно внедряется в Центральную Азию и на Кавказ. Каспий для Китая помимо экономических аспектов очень важен и в плане безопасности. В условиях непрекращающегося конфликта в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китаю крайне важно иметь партнеров в этих зонах, чтобы тем самым иметь возможность контролировать ситуацию на внешних границах территории уйгурских сепаратистов. Шанхайская организация сотрудничества, членом которой является Китай, выступает основным прикрытием для указанной политики безопасности и укрепления границ.

9 Cm.: Cohen A. Advancing American Interest in Central Asia [http://www.heritage.org], 17 January 2007.

Каспийская зона является также незаменимой кладовой для быстрорастущей экономики Китая. Для транспортировки туркменского и узбекского газа Китай планирует проложить трубопроводы через территорию Казахстана. Китай уже утвердился в регионе, став основным экономическим и торговым партнером Казахстана, особенно с открытием линии железной дороги Алматы — Урумчи — Пекин. Сегодня Китай является основным конкурентом США в этой зоне.

Иран

После распада Советского Союза Ирану предсказывали важную роль как в Центральной Азии, так и на Кавказе. Однако, не нуждаясь в каспийских ресурсах, Иран пока ведет одностороннюю политику, никак не способствуя разрешению острых вопросов вокруг Каспия. Ссылаясь на экологические проблемы, он пытается воспрепятствовать энергетическому проекту Азербайджана и Туркменистана, планирующих проложить Транскаспийский трубопровод для экспорта газа в Европу. Иран решительно противостоит азербайджанской идее раздела Каспия на национальные секторы, что объясняется опасениями усиления Азербайджана благодаря каспийским энергоресурсам. Кроме того, Иран, на территории которого живет более 20 млн этнических азербайджанцев, опасается возможной поддержки Азербайджаном своих соотечественников. Все это в комплексе предопределяет особые позиции Ирана в отношении статуса и раздела ресурсов Каспия.

В м е с т о з а к л ю ч е н и я

По нашему мнению, географические особенности Каспия позволяют считать приемлемым решением придание ему статуса пограничного озера. Его физико-географические особенности указывают на статус озера, что научно подтверждено многими ведущими учеными. Определение статуса Каспия даст возможность прибрежным государствам прийти к консенсусу относительно разработки его ресурсов. Этого можно достичь лишь при эффективном сотрудничестве между странами Каспийского региона и полной согласованности в определении правил и ограничений в использовании и транспортировке энерго- и биоресурсов. Поэтому переговоры между прикаспийскими странами должны стать основой партнерства и согласованного решения всех спорных вопросов. Только такой подход будет гарантировать, что интересы ни одной из сторон не будут ущемлены, а защита экологии Каспия станет общей заботой всех прибрежных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.