Научная статья на тему 'Стратегические идеи В. В. Путина и Вопросы эффективности государственного управления'

Стратегические идеи В. В. Путина и Вопросы эффективности государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1270
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РФ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PRESIDENT OF RUSSIA / STRATEGIC IDEAS / STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Утенков Геннадий Николаевич

В статье анализируются основные направления государственной политики, отраженной в программных статьях, указах, послании президента РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper analyzes the main directions of the state policy reflected in policy articles, decrees, message of the president of Russia.

Текст научной работы на тему «Стратегические идеи В. В. Путина и Вопросы эффективности государственного управления»

I

Геннадий УТЕНКОВ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.В. ПУТИНА И ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье анализируются основные направления государственной политики, отраженной в программных статьях, указах, послании президента РФ.

This paper analyzes the main directions of the state policy reflected in policy articles, decrees, message of the president of Russia. Ключевые слова:

президент РФ, стратегические идеи, государственное и муниципальное управление, государственная и муниципальная служба; president of Russia, strategic ideas, state and municipal government, state and municipal service.

Первое десятилетие XXI в. в истории России характеризуется масштабными и сложными общественно - политическими процессами. Руководству страны удалось найти реше -ния, чтобы противостоять разрушительному давлению мирового финансового кризиса и придать позитивный импульс социально -экономическому развитию страны, начать системное наступление на коррупцию.

В.В. Путин в послании Федеральному Собранию отметил, что огромный по важности этап восстановления и укрепления страны пройден, а текущая задача — создать богатую и благополучную Россию1. Тем не менее перед государством и обществом посто -янно встают новые проблемы, нередко обостряются, казалось бы, уже решенные. Очевидно, их решение требует системного подхода, стратегического планирования, высокой эффективности государ ственного и муниципального управления, профессионализма и от ветственности государственных и муниципальных служащих.

Анализ существующих проблем и стратегические идеи их реше -ния отражены в программных статьях В.В. Путина. Так, важнейшая стратегическая задача состоит в том, чтобы «обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризисов»2. Однако меха -низмы управления экономическими процессами, позволившие противостоять кризису, оказываются недостаточно эффективными в условия жесткой международной конкуренции. Президент РФ отмечает, что для России непозволительно иметь экономику, кото -рая не гарантирует ни стабильности, ни суверенитета, ни достой ного благосостояния. В современных условиях нужна новая эконо -мика, работающая на современной технологической базе, с конку рентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Поэтому перед органами государственной власти и местного самоуправления, бизнес - сообществом стоит задача «выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы»3.

История мировой экономики знает множество рецептов эффективного развития. Однако еще в 1912 г. выдающийся экономист

УТЕНКОВ

Геннадий

Николаевич —

к.полит.н.,

заведующий

кафедрой

государственного

управления и права

Балаковского

филиала РАНХиГС

[email protected]

1 Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. // http://www.kremlin.ru/transcripts/messages (дата обращения 12.12.2012).

2 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости, 30.01.2012, № 15(3029).

3 Там же.

I

Й. Шумпетер писал, что главной движущей силой, локомотивом экономического развития являются научно - технические инновации, которые определяют эффективность производственных отраслей и рост производительности труда1. Его выводы не потеряли своей актуальности для понимания вектора экономического развития современной России и концеп -туально не противоречат позиции пре зидента РФ. Так, С.Ю. Глазьев считает, что подъем российской экономики воз -можен только при комплексном форми ровании сопряженных кластеров произ водств нового технологического уклада и согласованности макроэкономической политики с приоритетами долгосроч ного технико экономического развития. Долгосрочные ориентиры инновацион -ного развития экономики России с уче -том существующих вызовов и угроз задает Стратегия—20202.

Некоторые разделяют мнение, что раз -витие реального сектора экономики требует комплексного территориально -отраслевого подхода, основанного на теории кластеров3. Во всяком случае, здесь необходимо развитое, эффектив ное государственно -частное партнерство. Президент РФ высоко оценивает имею -щийся в этой области опыт. Например, в 2011 г. в рамках «оценки регулирующего воздействия», которая осуществляется совместно с предпринимательским сооб ществом, еще на предварительной стадии разработки был отклонен фактически каждый второй проект нормативного акта как ухудшающий условия развития эконо -мики России4.

В системе государственного управления одно из важнейших мест отводится мест -ному самоуправлению. Президент РФ оце -нивает его как школу демократии, ответ -ственности граждан, «профессионально -политическое училище», которое форми -рует ключевые компетенции начинающего политика: способность договариваться с

1 См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М. : Прогресс, 1982.

2 См.: Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — М. : Экономика, 2010.

3 См.: Кашбиева Р. Промышленные кластеры в региональной экономике: инновационная состав -ляющая // Проблемы теории и практики управле -ния, 2012, № 9-10, с. 72-79.

4 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ, 06.02.2012, № 20/П(4805).

разными социальными и профессиональ ными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и инте ресы своих избирателей5.

Однако процесс становления местного самоуправления идет с известными трудностями. Перечень вопросов местного значения постоянно расширяется. На уро -вень местного самоуправления периоди чески передается часть государственных полномочий, причем без должного финан -сирования. В настоящее время лишь 2,5% муниципалитетов могут обеспечить свои расходы за счет собственных средств. А собственные доходы составляют около 3% средств, необходимых для исполнения закрепленных полномочий6.

Председатель Всероссийского совета местного самоуправления В. Тимченко в своем докладе на IV съезде ВСМС «О раз -витии местного самоуправления и зада -чах ВСМС» обозначил наиболее острые проблемы развития местного самоуправ ления. Среди них несоответствие доход ных источников местных бюджетов расхо -дным обязательствам муниципалитетов; несовершенство межбюджетных отноше ний; проблемы модернизации ЖКХ; сво -рачивание социальной инфраструктуры на селе и вымирание села; низкий про фессиональный уровень должностных лиц МСУ; избыточный контроль за осуществлением местного самоуправления со стороны контрольно надзорных органов государственной власти7. Это приводит, в частности, к тому, что муниципальные правоотношения нередко подменяются административными отношениями по выполнению делегированных полномо чий вышестоящих органов власти8.

Президент РФ видит решение этой про блемы в том, что муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоя тельными и автономными, иметь доста -точные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зави симость от «подачек сверху», которые

5 Там же.

6 См.: Перспективы развития самоуправления: позиция федеральной власти и опыт территорий // Муниципальная власть, 2012, № 3, с. 6-13.

7 См.: Тимченко В. Современные проблемы и перспективы развития местного самоуправления // Муниципальная власть, 2012, № 4, с. 6-10.

8 См.: Бабичев И. Основные задачи и проблемы местного самоуправления: сегодня и завтра // Муниципальная власть, 2012, № 5, с. 13-39.

І

подавляют самостоятельность и ответ -ственность, порождают иждивенчество. А по сути — лишают смысла само существо -вание муниципального уровня власти1.

Реализация стратегических идей прези -дента РФ естественным образом ложится на государственных и муниципальных служащих, ответственных работников аппаратов государственных институтов. В условиях жесткой конкуренции госу -дарств за идеи, людей и капитал в центре внимания государственного аппарата, считает президент РФ, должно быть соз дание в России лучших, наиболее кон курентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства2. С этой целью структурам государствен-ного управления важно сосредоточиться на основных приоритетах. Среди них определение границы государства, т.е. пределов его вмешательства в эконо мическую жизнь; эффективность дея -тельности государственных институтов, которая должна выражаться в комфорте и удобстве получения госуслуг, в сни жении финансовых и временных затрат для каждого гражданина; развитие кон куренции государственных администра -торов, выявление и широкое внедрение лучших практик госуправления, переход к стандартам госуслуг нового поколения, оценка работы госчиновников по резуль татам. Для качественного решения сложных задач государственного управления необходим адекватный по уровню квали -фикации и опыту работы состав государ -ственных служащих3. В послании прези -дента РФ Федеральному Собранию также сказано, что работа всех звеньев государ -ственного механизма и уровней власти должна ориентироваться на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы4.

В связи с этим необходимо отметить, что оценка деятельности органов власти по результатам представляет собой сбаланси рованную систему показателей и подразу -мевает учет широкого спектра управлен -ческих практик, в которых используется

формализованное обозначение целей, задач.

Здесь важно соблюдать установлен -ную законодательством меру, поскольку механизмы отчетности весьма трудоемки. Их усиление ведет к нарушению баланса между затратами и результатами, который смещается в сторону затрат. Таким обра -зом, нередко акты отчетности не стимули руют результативность работы, а препят ствуют ей5. Также зависимость качества государственного управления, государст венной службы от уровня финансиро вания не всегда очевидна. Ухудшение уровня предоставления государственных услуг при увеличении государственного бюджета вполне возможно6.

В числе общегосударственных, обще -народных проблем президент РФ назы вает «большую коррупцию», которая в силу своей значимости приобретает политический характер. Она стимули -рует коррупцию «низовую», бытовую, придавая этому явлению черты систем ности. Согласно федеральному консти туционному закону «О внесении изме нений в статью 10 Федерального кон -ституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”» на Председателя Правительства РФ, заме стителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров возлага ется обязанность дополнительно пред ставлять сведения о своих расходах7. Для победы над системной коррупцией пре зидент РФ считает необходимым разде лить не только власть и собственность, но и исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция. Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предме -том политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации,

1 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ, 06.02.2012, №20/П(4805).

2 Там же.

3 Там же.

4 Послание Президента Федеральному Соб -

ранию 12 декабря 2012 года // http://www.

kremlin.ru/transcripts/messages (дата обращения

12.12.2012).

5 См.: Калгин А.С. Управление по результатам на региональном уровне: контроль или результа тивность? // Вопросы государственного и муни -ципального управления, 2012, № 3, с. 35—60.

6 Бойн Дж. А. Источники совершенствования государственной службы: критический обзор научной литературы и программа исследований // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012, № 3, с. 94-134.

7 http://www.kremlin.ru/acts/17032 (дата обраще -ния 12.12.2012).

I

кампанейщины и вброса примитивных решений1.

В числе многих проблем, носящих фун -даментальный характер для России с ее многообразием языков, культур, кон -фессий, одной из важнейших является национальный вопрос. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспече -нии межнационального согласия» направ -лен на гармонизацию межнациональных отношений, укрепление единства много -национального народа РФ и обеспечение условий для его полноправного развития. Эти идеи легли в основу Стратегии го -сударственной национальной политики Российской Федерации. Она предлагает комплекс мер, направленных на совер -шенствование работы органов государст венной власти РФ по предупреждению межнациональных конфликтов, создание эффективных механизмов их урегулиро -вания и проведение системного монито -ринга состояния межнациональных отно шений.

Анализ пакета указов президента РФ от 7 мая 2012 г. показывает, что в них уста -навливаются количественные стратеги -ческие цели реализации государственной политики. Обеспечение их достижения выдвигает новые требования к системе государственного управления, монито -рингу, планированию и оценке деятель ности органов государственной власти, их территориальных органов и структурных подразделений, государственных и муни ципальных служащих. Государственному аппарату предстоит в своей деятельности сместить акцент с выполнения текущих

1 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ, 06.02.2012, №20/П (4805).

поручений на реализацию стратегических идей президента РФ2.

Стратегические идеи В.В. Путина, базирующиеся на ценностях и смыслах Конституции РФ, на далекую перспективу принципиального, базового характера для каждого жителя России изложены в его послании Федеральному Собранию3. В российской Конституции фундаменталь ным принципом государственности про возглашается ответственность за Родину перед нынешними и будущими поко лениями. Именно в гражданской ответ ственности, в патриотизме президент РФ видит консолидирующую базу политики государства. Цитируя А.И. Солженицина, В.В. Путин говорит, что патриотизм — чув -ство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усво -ена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно много национальной, где потеряна ответствен -ность общегосударственная.

Таким образом, стратегические идеи В.В. Путина, их реализация направлены на укрепление экономического, науч -ного, культурного потенциала России, ее позиций в глобализирующемся мире. Это потребует от органов государственной власти и местного самоуправления, госу дарственных и муниципальных служащих напряженной работы с ориентацией на конечный результат.

2 См.: Александров А.В., Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Мониторинг внедрения управления по результатам в деятельность органов госу дарственной власти и местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012, № 3, с. 135—146.

3 Послание Президента Федеральному Соб ранию 12 декабря 2012 года // http://www. kremlin.ru/transcripts/messages (дата обращения

12.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.