I
Геннадий УТЕНКОВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.В. ПУТИНА И ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье анализируются основные направления государственной политики, отраженной в программных статьях, указах, послании президента РФ.
This paper analyzes the main directions of the state policy reflected in policy articles, decrees, message of the president of Russia. Ключевые слова:
президент РФ, стратегические идеи, государственное и муниципальное управление, государственная и муниципальная служба; president of Russia, strategic ideas, state and municipal government, state and municipal service.
Первое десятилетие XXI в. в истории России характеризуется масштабными и сложными общественно - политическими процессами. Руководству страны удалось найти реше -ния, чтобы противостоять разрушительному давлению мирового финансового кризиса и придать позитивный импульс социально -экономическому развитию страны, начать системное наступление на коррупцию.
В.В. Путин в послании Федеральному Собранию отметил, что огромный по важности этап восстановления и укрепления страны пройден, а текущая задача — создать богатую и благополучную Россию1. Тем не менее перед государством и обществом посто -янно встают новые проблемы, нередко обостряются, казалось бы, уже решенные. Очевидно, их решение требует системного подхода, стратегического планирования, высокой эффективности государ ственного и муниципального управления, профессионализма и от ветственности государственных и муниципальных служащих.
Анализ существующих проблем и стратегические идеи их реше -ния отражены в программных статьях В.В. Путина. Так, важнейшая стратегическая задача состоит в том, чтобы «обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризисов»2. Однако меха -низмы управления экономическими процессами, позволившие противостоять кризису, оказываются недостаточно эффективными в условия жесткой международной конкуренции. Президент РФ отмечает, что для России непозволительно иметь экономику, кото -рая не гарантирует ни стабильности, ни суверенитета, ни достой ного благосостояния. В современных условиях нужна новая эконо -мика, работающая на современной технологической базе, с конку рентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Поэтому перед органами государственной власти и местного самоуправления, бизнес - сообществом стоит задача «выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы»3.
История мировой экономики знает множество рецептов эффективного развития. Однако еще в 1912 г. выдающийся экономист
УТЕНКОВ
Геннадий
Николаевич —
к.полит.н.,
заведующий
кафедрой
государственного
управления и права
Балаковского
филиала РАНХиГС
1 Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. // http://www.kremlin.ru/transcripts/messages (дата обращения 12.12.2012).
2 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости, 30.01.2012, № 15(3029).
3 Там же.
I
Й. Шумпетер писал, что главной движущей силой, локомотивом экономического развития являются научно - технические инновации, которые определяют эффективность производственных отраслей и рост производительности труда1. Его выводы не потеряли своей актуальности для понимания вектора экономического развития современной России и концеп -туально не противоречат позиции пре зидента РФ. Так, С.Ю. Глазьев считает, что подъем российской экономики воз -можен только при комплексном форми ровании сопряженных кластеров произ водств нового технологического уклада и согласованности макроэкономической политики с приоритетами долгосроч ного технико экономического развития. Долгосрочные ориентиры инновацион -ного развития экономики России с уче -том существующих вызовов и угроз задает Стратегия—20202.
Некоторые разделяют мнение, что раз -витие реального сектора экономики требует комплексного территориально -отраслевого подхода, основанного на теории кластеров3. Во всяком случае, здесь необходимо развитое, эффектив ное государственно -частное партнерство. Президент РФ высоко оценивает имею -щийся в этой области опыт. Например, в 2011 г. в рамках «оценки регулирующего воздействия», которая осуществляется совместно с предпринимательским сооб ществом, еще на предварительной стадии разработки был отклонен фактически каждый второй проект нормативного акта как ухудшающий условия развития эконо -мики России4.
В системе государственного управления одно из важнейших мест отводится мест -ному самоуправлению. Президент РФ оце -нивает его как школу демократии, ответ -ственности граждан, «профессионально -политическое училище», которое форми -рует ключевые компетенции начинающего политика: способность договариваться с
1 См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М. : Прогресс, 1982.
2 См.: Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. — М. : Экономика, 2010.
3 См.: Кашбиева Р. Промышленные кластеры в региональной экономике: инновационная состав -ляющая // Проблемы теории и практики управле -ния, 2012, № 9-10, с. 72-79.
4 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ, 06.02.2012, № 20/П(4805).
разными социальными и профессиональ ными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и инте ресы своих избирателей5.
Однако процесс становления местного самоуправления идет с известными трудностями. Перечень вопросов местного значения постоянно расширяется. На уро -вень местного самоуправления периоди чески передается часть государственных полномочий, причем без должного финан -сирования. В настоящее время лишь 2,5% муниципалитетов могут обеспечить свои расходы за счет собственных средств. А собственные доходы составляют около 3% средств, необходимых для исполнения закрепленных полномочий6.
Председатель Всероссийского совета местного самоуправления В. Тимченко в своем докладе на IV съезде ВСМС «О раз -витии местного самоуправления и зада -чах ВСМС» обозначил наиболее острые проблемы развития местного самоуправ ления. Среди них несоответствие доход ных источников местных бюджетов расхо -дным обязательствам муниципалитетов; несовершенство межбюджетных отноше ний; проблемы модернизации ЖКХ; сво -рачивание социальной инфраструктуры на селе и вымирание села; низкий про фессиональный уровень должностных лиц МСУ; избыточный контроль за осуществлением местного самоуправления со стороны контрольно надзорных органов государственной власти7. Это приводит, в частности, к тому, что муниципальные правоотношения нередко подменяются административными отношениями по выполнению делегированных полномо чий вышестоящих органов власти8.
Президент РФ видит решение этой про блемы в том, что муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоя тельными и автономными, иметь доста -точные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зави симость от «подачек сверху», которые
5 Там же.
6 См.: Перспективы развития самоуправления: позиция федеральной власти и опыт территорий // Муниципальная власть, 2012, № 3, с. 6-13.
7 См.: Тимченко В. Современные проблемы и перспективы развития местного самоуправления // Муниципальная власть, 2012, № 4, с. 6-10.
8 См.: Бабичев И. Основные задачи и проблемы местного самоуправления: сегодня и завтра // Муниципальная власть, 2012, № 5, с. 13-39.
І
подавляют самостоятельность и ответ -ственность, порождают иждивенчество. А по сути — лишают смысла само существо -вание муниципального уровня власти1.
Реализация стратегических идей прези -дента РФ естественным образом ложится на государственных и муниципальных служащих, ответственных работников аппаратов государственных институтов. В условиях жесткой конкуренции госу -дарств за идеи, людей и капитал в центре внимания государственного аппарата, считает президент РФ, должно быть соз дание в России лучших, наиболее кон курентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства2. С этой целью структурам государствен-ного управления важно сосредоточиться на основных приоритетах. Среди них определение границы государства, т.е. пределов его вмешательства в эконо мическую жизнь; эффективность дея -тельности государственных институтов, которая должна выражаться в комфорте и удобстве получения госуслуг, в сни жении финансовых и временных затрат для каждого гражданина; развитие кон куренции государственных администра -торов, выявление и широкое внедрение лучших практик госуправления, переход к стандартам госуслуг нового поколения, оценка работы госчиновников по резуль татам. Для качественного решения сложных задач государственного управления необходим адекватный по уровню квали -фикации и опыту работы состав государ -ственных служащих3. В послании прези -дента РФ Федеральному Собранию также сказано, что работа всех звеньев государ -ственного механизма и уровней власти должна ориентироваться на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы4.
В связи с этим необходимо отметить, что оценка деятельности органов власти по результатам представляет собой сбаланси рованную систему показателей и подразу -мевает учет широкого спектра управлен -ческих практик, в которых используется
формализованное обозначение целей, задач.
Здесь важно соблюдать установлен -ную законодательством меру, поскольку механизмы отчетности весьма трудоемки. Их усиление ведет к нарушению баланса между затратами и результатами, который смещается в сторону затрат. Таким обра -зом, нередко акты отчетности не стимули руют результативность работы, а препят ствуют ей5. Также зависимость качества государственного управления, государст венной службы от уровня финансиро вания не всегда очевидна. Ухудшение уровня предоставления государственных услуг при увеличении государственного бюджета вполне возможно6.
В числе общегосударственных, обще -народных проблем президент РФ назы вает «большую коррупцию», которая в силу своей значимости приобретает политический характер. Она стимули -рует коррупцию «низовую», бытовую, придавая этому явлению черты систем ности. Согласно федеральному консти туционному закону «О внесении изме нений в статью 10 Федерального кон -ституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”» на Председателя Правительства РФ, заме стителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров возлага ется обязанность дополнительно пред ставлять сведения о своих расходах7. Для победы над системной коррупцией пре зидент РФ считает необходимым разде лить не только власть и собственность, но и исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция. Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предме -том политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации,
1 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ, 06.02.2012, №20/П(4805).
2 Там же.
3 Там же.
4 Послание Президента Федеральному Соб -
ранию 12 декабря 2012 года // http://www.
kremlin.ru/transcripts/messages (дата обращения
12.12.2012).
5 См.: Калгин А.С. Управление по результатам на региональном уровне: контроль или результа тивность? // Вопросы государственного и муни -ципального управления, 2012, № 3, с. 35—60.
6 Бойн Дж. А. Источники совершенствования государственной службы: критический обзор научной литературы и программа исследований // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012, № 3, с. 94-134.
7 http://www.kremlin.ru/acts/17032 (дата обраще -ния 12.12.2012).
I
кампанейщины и вброса примитивных решений1.
В числе многих проблем, носящих фун -даментальный характер для России с ее многообразием языков, культур, кон -фессий, одной из важнейших является национальный вопрос. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспече -нии межнационального согласия» направ -лен на гармонизацию межнациональных отношений, укрепление единства много -национального народа РФ и обеспечение условий для его полноправного развития. Эти идеи легли в основу Стратегии го -сударственной национальной политики Российской Федерации. Она предлагает комплекс мер, направленных на совер -шенствование работы органов государст венной власти РФ по предупреждению межнациональных конфликтов, создание эффективных механизмов их урегулиро -вания и проведение системного монито -ринга состояния межнациональных отно шений.
Анализ пакета указов президента РФ от 7 мая 2012 г. показывает, что в них уста -навливаются количественные стратеги -ческие цели реализации государственной политики. Обеспечение их достижения выдвигает новые требования к системе государственного управления, монито -рингу, планированию и оценке деятель ности органов государственной власти, их территориальных органов и структурных подразделений, государственных и муни ципальных служащих. Государственному аппарату предстоит в своей деятельности сместить акцент с выполнения текущих
1 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ, 06.02.2012, №20/П (4805).
поручений на реализацию стратегических идей президента РФ2.
Стратегические идеи В.В. Путина, базирующиеся на ценностях и смыслах Конституции РФ, на далекую перспективу принципиального, базового характера для каждого жителя России изложены в его послании Федеральному Собранию3. В российской Конституции фундаменталь ным принципом государственности про возглашается ответственность за Родину перед нынешними и будущими поко лениями. Именно в гражданской ответ ственности, в патриотизме президент РФ видит консолидирующую базу политики государства. Цитируя А.И. Солженицина, В.В. Путин говорит, что патриотизм — чув -ство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усво -ена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно много национальной, где потеряна ответствен -ность общегосударственная.
Таким образом, стратегические идеи В.В. Путина, их реализация направлены на укрепление экономического, науч -ного, культурного потенциала России, ее позиций в глобализирующемся мире. Это потребует от органов государственной власти и местного самоуправления, госу дарственных и муниципальных служащих напряженной работы с ориентацией на конечный результат.
2 См.: Александров А.В., Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Мониторинг внедрения управления по результатам в деятельность органов госу дарственной власти и местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012, № 3, с. 135—146.
3 Послание Президента Федеральному Соб ранию 12 декабря 2012 года // http://www. kremlin.ru/transcripts/messages (дата обращения
12.12.2012).