Научная статья на тему 'Стратегические аспекты влияния динамичных условий внешней среды на проведение оценки финансового состояния корпорации'

Стратегические аспекты влияния динамичных условий внешней среды на проведение оценки финансового состояния корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАЦіЯ / ОЦіНКА ФіНАНСОВОГО СТАНУ / ЗОВНіШНє СЕРЕДОВИЩЕ / АСПЕКТИ ВПЛИВУ ДИНАМіЧНИХ УМОВ / КОРПОРАЦИЯ / ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / A CORPORATION / EVALUATION OF THE FINANCIAL CONDITION / THE EXTERNAL ENVIRONMENT / ASPECTS OF THE INFLUENCE OF DYNAMIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кужелев Михаил Александрович, Меженская Всеслава Владимировна

В статье рассмотрены особенности оценки финансового состояния корпорации в условиях динамической внешней среды, предложены основные подходы к созданию системы стратегического управления, которая позволит повысить ее функционирование в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Aspects of Dynamic Conditions of Environment Influence on Assessment of Enterprise Financial State

Тhe article reviews the features of estimation of the financial state of corporation are considered in the conditions of dynamic environment, the basic going is offered near creation of the system of strategic management, that will allow to promote her functioning in a long-term period.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты влияния динамичных условий внешней среды на проведение оценки финансового состояния корпорации»

ЕКОНОМІКА МЕНЕДЖМЕНТ і МАРКЕТИНГ

стратегические аспекты влияния динамичных условий ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОРПОРАЦИИ

КУЖЕЛЕВ М. А.

кандидат экономических наук МЕЖЕНСКАЯ В. В.

кандидат экономических наук Донецк

Теория и практика свидетельствуют о том, что ни один из показателей развития и функционирования корпорации нельзя рассматривать в статике в силу постоянного воздействия меняющегося рыночного окружения, что обусловливает необходимость реалистичного прогнозирования и оценки деятельности корпорации в динамике.

В долгосрочной перспективе с целью сохранения и преумножения конкурентных преимуществ корпорации следует применять динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов принятия и осуществления решений с использованием моделей стратегического управления.

Кроме того, разработка комплекса мероприятий по диагностике финансового состояния имеет большое значение и в системе антикризисного менеджмента для предупреждения потенциально возможного банкротства корпорации.

Следует отметить, что в современной экономической литературе этой проблематике посвящено ряд публикаций и работ отечественных и зарубежных ученых, однако до сих пор отсутствуют четко систематизированные методологические и концептуальные основы, поскольку существующие подходы не предлагают модели, которые бы удовлетворили интересы всех заинтересованных лиц. Недостаточная разработанность вопросов комплексной диагностики финансового состояния корпорации определила необходимость проведения исследования в данном направлении.

Вопросы диагностики финансового состояния корпорации рассмотрены в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых-экономистов, как Э. Альтман, Т. Таффлер, В. Бивер, ван Хорн, Н. Дмитриева, Я. Вишняков, А. Колосов, А. Стоянов, И. Бланк и др.

Целью данной статьи является разработка методов и моделей диагностики финансового состояния корпорации с целью формирования стратегии ее функционирования в условиях динамической внешней среды.

Для того, чтобы корпорация могла в полной мере воспользоваться всеми благами технологии стратегического управления, в ней должна быть внедрена система стратегического управления, под которой подразумевается комплекс из таких взаимосвязанных составля-

ющих: адекватная структура, которая в значительной степени определяет жизнеспособность и эффективность функционирования системы стратегического управления, методология стратегического управления, под которой подразумевается совокупность обобщенных принципов стратегического управления, на которых система управления строится, а также набор практических инструментов (рис. 1) [1].

Таким образом, стратегическое управление предполагает наличие целей и ресурсов для их достижения. Мерой степени достижения цели являются определенные критерии. Так как нет правильного ответа, есть только лучшие пути, то в качестве критериев предлагаем использовать систему оценки согласно сбалансированной системе показателей (ССП).

Отметим, что необходимо учитывать ряд аспектов применения ССП:

+ ССП характеризует имеющуюся стратегию только четко определенного корпорации;

+ ССП отражает систему управления конкретного корпорации и протекающие в нем процессы.

Применение ССП одной корпоративной структуры в системе управления другой без соответствующей корректировки и адаптации несет серьезные сбои в процесс стратегического управления, которые найдут свое проявление в спаде результативности процессов и снижении общей жизнеспособности корпорации.

Разработка и внедрение ССП считается полноценным проектом, включающим последовательность трех основных этапов. Первый этап характеризуется разработкой всех необходимых структурных характеристик ССП: стратегических карт, моделей множества целей и т. п. На следующем этапе ССП внедряется в действующую систему стратегического управления корпорации. Проводится корректировка подсистем стратегического управления, к которым относятся планирование, контроллинг, принятие решений, система мотивации и пр.

На третьем этапе проводится апробация разработанной системы, после которой начинает ССП функционировать, то есть запускается процесс эксплуатации системы.

На каждом этапе реализации проекта могут возникнуть достаточно серьезные проблемы, и необходимо уметь их идентифицировать и разрешать.

Согласно ССП при формировании стратегии корпорации необходимо уделять внимание каждой из ее четырех составляющих [2]:

+ финансовой составляющей,

+ клиентской составляющей,

+ внутренней составляющей,

+ составляющей обучения и развития.

Рис. 1. Представление УБМ в терминах ББС

Составляющие стратегии определяют, что представляет собой корпорация, куда она движется и какие цели преследуют её собственники. Поэтому формирование стратегии должно осуществляться на самом верхнем уровне управления корпорацией, то есть уровне, определяющим требования к компании в целом - уровне Совета директоров, отражающего ожидания собственников.

При этом низлежащие уровни управления (менеджмент компании) должны предоставлять комплекс своих требований и ограничений для повышения уровня адекватности и актуальности разрабатываемой стратегии. Однако окончательно сформированный вектор развития корпорации в виде ее стратегии является результатом координирующей роли собственников, поскольку именно они берут на себя риск утраты инвестиционных вложений.

Для формулирования генеральной цели корпорации как экономической системы основополагающим является наличие у органов управления стратегического видения (миссии), то есть представления о том, чем корпорация является в настоящем, какой она должна стать в будущем, к чему нужно стремиться, какую пользу она должна приносить социуму.

Стратегическое видение - это идеальное представление, желаемый образ корпорации, комплексное осмысление событий и стратегической ситуации будущего [3, 4].

При принятии стратегических решений широко используется моделирование проблемных ситуаций. С точки зрения системного анализа концептуальное моделирование является структуризацией предметной области, для которой разрабатывается система. Ее цель - выявление перечня и иерархии предметов, объектов, факторов и явлений, полный набор которых позволяет реализовать поставленные перед системой цели и задачи.

Реализация стратегии предопределяет наличие системы, используемой для управления корпорацией, то есть системы стратегического управления. Успешное внедрение стратегии требует соответствия ей структуры, организации и рычагов управления корпорацией. Различные стратегии и рыночные условия могут требовать от корпорации структурных изменений, смены систем контроля, переформирования планов по ресурсам и различным функциональным областям.

Множество проблем, возникающих на этапе реализации стратегии, обусловлены тем, что мера разнообразия рыночной среды значительно выше степени разнообразия откликов корпорации. К тому же процесс разработки стратегии требует определенного (иногда значительного) времени, в течение которого могут произойти такие изменения в окружающей экономической среде, что стратегические планы могут в определенной степени устареть еще до начала их реализации.

ЕКОНОМІКА МЕНЕДЖМЕНТ і МАРКЕТИНГ

ЕКОНОМІКА МЕНЕДЖМЕНТ і МАРКЕТИНГ

Стратегическое управление должно представлять из себя непрерывный процесс. После внедрения стратегии необходимо проводить ее постоянное отслеживание и производить в определенные периоды оценку их реализации и соответствующую корректировку. Важным условием этого процесса является определение множества критериев, определяющих оптимальность выбранной стратегии с позиции стратегического анализа. К ним, прежде всего, относятся осуществимость стратегии, т. е. степень сложности и объем затрачиваемых усилий для применения на практике данной стратегии, а также допустимость стратегии, характеризуемая тем, в какой мере результаты внедрения выбранной стратегической альтернативы определяют выполнимость миссии экономической системы и достижение ее целей.

На современном этапе развития экономики для принятия стратегических управленческих решений традиционные финансовые показатели, основанные на данных бухгалтерской и финансовой отчетности, утратили актуальность вследствие ретроспективного характера этих показателей. Об этом свидетельствует огромное количество критических публикаций в экономической литературе, в частности Р. Каплана, Д. Нортона, Дж. Кристиансен [2, 5, 6]. Помимо указанного недостатка традиционные финансовые показатели не в силе полностью выполнить основную задачу корпоративного управления, а именно - всестороннее удовлетворение интересов акционеров.

На протяжении 70 - 90-х годов ряд ученых пытались решить возникшую проблему [2, 6 - 8]. Результаты проведенных Р. Капланом и Д. Нортоном исследований привели к созданию концепции сбалансированной системы показателей (ССП) - BSC (Balanced Scorecard), которая состоит из четырех составляющих: финансовой, клиентской, внутрихозяйственной, а также составляющей обучения и развития; и помимо монетарных показателей включает нефинансовые.

Отметим, что использование ССП - это процесс не разработки стратегии, а ее реализации, предполагающий наличие на предприятии уже четко сформулированной стратегии, так как показатели ССП определяются именно стратегией корпорации, то есть для успешной реализации стратегии необходимы три компонента [2]:

Желаемые результаты = Описание стратегии +

+ Управление стратегией

Другими словами, можно управлять (третий компонент) только тем, что поддается оценке (второй компонент), а оценить возможно только то, что можно описать (первый компонент).

Исходя из логики представленного равенства, рассмотрим каждую из четырех составляющих BSC, которые составят структуру модели системы стратегического управления эффективностью корпорации в корпоративной сфере.

Внутреннюю составляющую представим через процесс управления производственным потенциалом корпорации, который базируется на определении оптимальной области маневрирования, наделяющей произ-

водственный план адаптивными свойствами. Область маневрирования представляет собой потенциал, которым располагает система при корректировке плана производства. Так как основу ВВП составляет промышленность, а в промышленном секторе затраты на материальные ресурсы составляют более 50% в структуре затрат на производство продукции, то широту области маневрирования будем определять именно по данному виду ресурсов [9].

Клиентская составляющая характеризует потребительскую ценность, поэтому в качестве показателя примем степень удовлетворения спроса, тогда для эффективного управления введем в модель адаптивные ожидания.

Аспект обучения и развития характеризует нематериальные активы компании, так как современное корпоративное управление немыслимо без интенсивного и последовательного внедрения соответствующих инновационных технологий. Одним из основных нефинансовых элементов, необходимых для поддержания создания стоимости является организационный капитал.

В качестве инструментария разработки и реализации модели выбрано имитационное моделирование, которое обеспечивает обоснование разрабатываемых стратегий на основе выбора критериального параметра, направленного на достижение целей корпорации при достигнутом уровне его развития, потенциале и т. п.

На основе построенной динамической имитационной подмодели можно получить расчетный показатель согласно заданному критерию оптимальности. Нефинансовым показателем, отражающим эффективность реализации стратегии управления, а именно процесс поддержания создания стоимости, в данном случае является уровень организационного капитала (рис. 2).

Система сбалансированных показателей представляет финансовую составляющую как конечную цель для предприятий, которые добиваются максимально возможной прибыли. С позиции максимизации прибыли возможно две стратегии: увеличение продаж или сокращение расходов. Динамизм и непредсказуемость современного внешнего экономического окружения отечественных предприятий повышает риск возникновения потерь вследствие резких скачков спроса, поэтому вторая стратегия (минимизация издержек) является более оправданной. ССП предполагает наличие причинно-следственных связей между используемыми показателями, что и продемонстрировано выше во взаимосвязи финансовой и внутренней составляющих применяемой методики.

выводы

Практика реализации управленческих решений, связанных с диагностикой финансового состояния корпорации, сталкивается с решением сложных многомерных задач выбора, предполагающих построение пространства отношений, функций и механизмов выбора, которые реализуют на множестве альтернатив принципы классической рациональности и экстремальности.

Заработная плата одного сотрудника

I

\

Производительность

труда

Добровольное

увольнение

©

Сокращение

персонала

Ухудшение морального климата корпорации

\

Величина

/

организационного капитала

Рис. 2. Взаимосвязи переменных подмодели реализации стратегии управления с учетом корпоративных интересов

+

+

Неопределенность факторов внешней среды и динамичность рынков Украины обусловливают внимание отечественных специалистов к системе финансового управления в целях ее совершенствования, а вся деятельность корпорации должна быть ориентирована на достижение целевых показателей, заданных стратегией, для чего важно использовать современные принципы планирования и управления.

Финансовую диагностику и оценку финансового состояния можно рассматривать как единый процесс, реализация которого позволяет принимать эффективные управленческие решения. Как следствие, с помощью финансовой диагностики можно не только отслеживать состояние объекта на каждом временном промежутке, но и идентифицировать его финансовой состояние для осуществления дальнейшего управление им. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Beer S. The heart of enterprise I S. Beer.- John Wiley & Sons Ltd.- 1990.- 5B4 p.

2. Kaplan R. S. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action I R. S. Kaplan, D. P. Norton.- Boston (M., USA): Harvard Graduate School Press.- 199б.- 5б1 p.

3. Меженская В. В. Стратегическое управление предприятием в условиях рыночной трансформации II Тези доповідей. ХІ Всеукраїнська науково-методична конференція «Проблеми економічної кібернетики». 2 - 4 жовтня 200б р. м. Алушта, смт. Партеніт.- Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд.».- 200б.- 303 с.

4. Большой коммерческий словарь I Под. ред. Т. Ф. Рябовой.- М., 199б.

5. Feurer R. Aligning Strategies, Processes, and it: A Case Study I R. Feurer,

K. Chaharbaghi, M. Weber, J. Wargin II IS Management.- 2000.-17(1).- p. 1 - 12.

6. Christyansen J. K. Competence strategies in organizing product development I J. K. Christyansen II Creativity and Innovation Management.- 2005.- p. 3B4 - 392.

7. Алле М. Условия эффективности в экономике I М. Алле. [пер с франц. Л. Б. Азимова, А. В. Белянина, И. А. Егорова, Н. М. Калмыковой].- М.: Научно-издательский центр «Наука для общества».- 1998.- 304 с.

8. Рогоза М. Є. Управління промисловими підприємствами: соціально-економічні чинники та особливості організації: [монографія] I М. Є. Рогоза.- Полтава, РВЦ ПУСКУ, 2005.- 2B1 с.

9. Управленческий учет I Под. ред. В. Палия и Р. Ван-дер Вила.- М.: ИНФРА-М, 1997.- 480 с.

ЕКОНОМІКА менеджмент і маркетинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.