Научная статья на тему 'Стратегические аспекты управления предприятиями пищевой промышленности в условиях изменения потребительских интересов'

Стратегические аспекты управления предприятиями пищевой промышленности в условиях изменения потребительских интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРИНЦИП СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ПРИНЦИП КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / STRATEGIC MANAGEMENT / THE FOOD-PROCESSING INDUSTRY / THE PRINCIPLE OF SPECIALIZATION / THE PRINCIPLE OF THE KEY COMPETENCE / INNOVATION / CONSUMER PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калюжный Александр Николаевич

Исследованы различные системы принципов, в рамках которых современные ученые-экономисты предлагают разрабатывать и реализовывать стратегическое управление предприятиями пищевой промышленности. Детальный анализ современных представлений об эффективной системе принципов деятельности промышленного предприятия позволил выделить четыре принципа. Проведен анализ производства продукции пищевой промышленности как в Российской Федерации, так и в Астраханской области, выявлены факторы, влияющие на развитие пищевой промышленности. По результатам исследования сформирована стратегия предприятия пищевого производства с учетом изменений потребительских предпочтений. Библиогр. 2. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The various systems of principles within which modern economists suggest to develop and realize strategic management of the food-processing industry enterprises are examined. The detailed analysis of modern representations about effective system of principles of the activity of the industrial enterprise defined four principles. The analysis of production of the food-processing industry both in the Russian Federation and in the Astrakhan region is made, and also the factors influencing the development of the food-processing industry are revealed. By the results of the conducted research the strategy of the enterprise of food manufacture taking into account changes of consumer preferences is generated.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты управления предприятиями пищевой промышленности в условиях изменения потребительских интересов»

ББК 65.305.735-211

А. Н. Калюжный

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Введение

Современная продовольственная политика направлена на интенсификацию производства и повышение эффективности использования ресурсов с целью надежного обеспечения населения страны продовольствием. Общепризнанной проблемой современной экономической реальности является низкая эффективность деятельности отечественных предприятий пищевой промышленности, корни которой кроются в устаревших подходах к управлению, низком уровне инвестиций в капитал, игнорировании инноваций во всех сферах деятельности промышленных предприятий. Все это обусловило актуальность выбранной темы исследования.

Продукция предприятий пищевой промышленности во многом определяет продовольственную безопасность страны, а объемы ее потребления служат индикатором финансового состояния широких слоёв населения.

Исследования показывают, что темпы роста объемов производства пищевой продукции в России к 2008 г. значительно замедлились. В 2009 г., по отношению к 2008 г., объемы выпуска пищевых продуктов уменьшились на 0,8 процентных пункта (по Российской Федерации (РФ) -99,5 %, по Южному федеральному округу (ЮФО) - 103,9 %, по Астраханской области -100,8 %). Снижение индексов обрабатывающих производств по полному кругу организаций -производителей характерно для РФ, ЮФО и Астраханской области (РФ - 84 %, ЮФО - 89,8 %, Астраханская область - 82,3 %). Значительным фактором, повлиявшим на темпы роста пищевой промышленности, явился мировой кризис, оказавший воздействие на все отрасли экономики.

Вместе с тем эксперты выделяют еще ряд факторов, оказывающих влияние на развитие пищевой промышленности:

— недостаток сырья (молока и мяса);

— низкий уровень использования производственного потенциала;

— снижение текущих и капитальных вложений вследствие нехватки собственных средств финансирования;

— жёсткая конкуренция;

— повышение требований к качеству и потребительским свойствам продукции;

— зависимость конечной продукции от качества и количества поставляемого сырья.

Цифры, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что для Астраханской области,

как и в целом для РФ, характерна тенденция к росту объемов производства молочной и мясной продукции и к снижению объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий.

Производство важнейших видов продукции пищевой промышленности в РФ и Астраханской области

Вид продукции 2005 2006 2007 2008 2009

РФ АО РФ АО РФ АО РФ АО РФ АО

Мясо, включая субпродукты 1 категории, тыс. т 1 856,6 1,49 2 185 0,64 2 561,2 0,57 2 899 0,37 3 380,2 0,79

Колбасные изделия, тыс. т 2 014,3 2,02 2 198,3 2,26 2 410,9 2,8 2 454,5 2,7 2 237,6 2,50

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т 9 732,6 7,48 10 020 9,73 10 514,6 10,27 10 322,7 12,5 10 855,1 14,4

Сыр и брынза, тыс. т 378,3 0,18 421 0,16 436,6 0,14 429,8 0,14 442,5 0,13

Мука, тыс. т 9 357 47,9 9 464 34,1 9 454 22,6 9 506 29,3 9 414,7 69,7

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 7 966,6 77,6 7 815,3 78,1 7 758,9 83,3 7 483,3 78,6 7 212,7 70,7

По данным Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области.

Вместе с тем в настоящее время большинство предприятий молочной, мясоперерабатывающей, овощеперерабатывающей и хлебной промышленности Астраханской области, пользуясь благоприятными рыночными условиями, ставят перед собой задачи по перераспределению акцентов стратегического управления с учетом отраслевых особенностей. Следует отметить, что в части развития пищевой промышленности существенное значение при формировании эффективной стратегической политики имеет фактор глобализации рынка пищевых продуктов ежедневного спроса и изменение приоритетов потребителей при их выборе. Так, общепризнанным изменением потребительского интереса является изменение структуры питания в сторону его оздоровления, что выражается в росте доли потребления свежих продуктов при удобстве их использования и справедливой стоимости.

Кроме того, значимыми факторами при корректировке стратегии развития также будут являться и демографические: старение населения, снижение числа членов в семье (становится меньше семей с четырьмя-пятью членами и растет число семей, состоящих из двух человек), увеличение среднего возраста женщин, рожающих первого ребенка, а также женщин, для которых главное - работа и свободное время. Кроме того, наблюдается рост потребления еды вне дома. И в этой связи становится необходимым умение российских предприятий пищевой промышленности адекватно и своевременно реагировать на изменения во внешней среде. В противном случае открытость рынка продуктов питания приведет к усилению влияния зарубежных компаний, следствием чего могут быть нарушение экономической стабильности и финансовой устойчивости отечественных предприятий, снижение эффективности их производственной и коммерческой деятельности, а также кризисные проявления в целом в отрасли.

Изучение поведения предприятий, лидирующих на отечественном рынке продовольствия, показало, что первым шагом на пути формирования желаемой стратегической политики является определение её принципов, которые позволяют менеджменту предприятия не только выстраивать торгово-промышленной политику, но и давать возможность отслеживать ее реализацию, вовремя выявлять возможные угрозы для предприятия и корректировать её в соответствии с текущей ситуацией [1]. Таким условиям, на наш взгляд, будут удовлетворять следующие принципы:

1. Принцип специализации деятельности предприятия. Мировые успешные бизнес-организации сумели максимально сузить количество видов деятельности (продукции, услуг) своего предприятия, тем самым сконцентрировав различного рода ресурсы на реализации и совершенствовании уникальных в своем роде проектов.

Как отмечают исследователи компании inFOLIO Research Group [1], основные игроки рынка продуктов питания уже сегодня выстраивают стратегическую политику в соответствии с требованиями глобализующегося рынка и предлагают населению широкий ассортимент и альтернативную ценовую политику в каждой из категорий. В связи с этим, по мере насыщения рынка и удовлетворения потребительского спроса, конкуренция между производителями продуктов питания будет возрастать. В этой ситуации выиграют те компании, которые активно инвестировали средства в инновации продукции, начиная от повышения её качества и, заканчивая упаковкой и способами её подачи.

2. Принцип ключевой компетенции при постоянной ориентации на меняющиеся запросы клиента. В данном случае речь идет о необходимости постоянного, непрерывного анализа торговой и промышленной составляющих, происходящего на стыке производственных возможностей и маркетинга. Материалом для подобного анализа могут стать ответы на вопросы: Что предприятие делает лучше остальных? Что дает его деятельность клиентам и кто эти клиенты? Сколько сотрудников являются носителями уникальных знаний и умений, являющихся ключевыми для производства? Насколько трудно конкурентам скопировать ключевую концепцию? Каким образом доступнее доносить товар до потребителей?

3. Принцип целенаправленности производства на ключевых клиентов. Этот принцип вытекает из предыдущих. Концентрация на небольшой нише предлагаемых товаров и услуг может позволить предприятию максимально изучить своих потенциальных клиентов и, таким образом, предложить им действительно необходимый для них товар. Так, в отношении предприятий пищевой промышленности данный принцип в современных условиях может означать выявление новых целевых групп потребителей, изучение их потребностей, образа жизни, предпочтений, платежеспособности и требований к продуктам питания.

Таким образом, грамотная маркетинговая составляющая стратегии предприятия пищевой промышленности уменьшает риски при реализации произведенной продукции и, соответственно, минимизирует потребляемые предприятием ресурсы.

4. Принцип инноваций. Общепризнан тот факт, что расходы на инновации позволяют совершать технологический отрыв от конкурентов. Согласно подсчетам Мс&шеу [2], успехи в завоевании новых рынков прямо пропорциональны доле расходов компании на исследовательские работы. Кто больше инвестирует в исследования, тот будет успешнее в освоении рынков сбыта. Для предприятий пищевой промышленности учет изменений потребительских предпочтений может означать разработку продуктов питания, содержащих полезные для здоровья компоненты, а также видов упаковок, позволяющих максимально сохранять полезность продукции, и т. п. Ниже представлен пример составляющих, которые позволяют эффективно реформировать стратегическую политику пищевого предприятия в условиях изменения потребительских интересов (рис.).

Формирование стратегии предприятия пищевого производства в условиях изменения потребительских интересов

В широком смысле изменение пищевых пристрастий потребителей можно рассматривать как вариант трансформации внешней среды предприятий пищевой промышленности. И в данном случае вполне применимы инструменты видоизменения стратегии при выявлении соответствующих перемен в макроокружении предприятия, а также его ближнем окружении.

Следует также отметить, что немаловажным, а часто сдерживающим фактором формирования адекватной стратегии в заданных условиях являются возможности поставщиков: сырья, упаковки, технических и технологических комплектующих, различных видов энергии, логистических услуг и т. п.

Важно оценивать как валовые возможности существующих и потенциальных поставщиков, так и соответствие предлагаемой ими продукции тем требованиям, которые выдвигаются в процессе изменения потребительских пристрастий. В условиях перенасыщения рынка и повышения требований конечных потребителей к качеству продуктов питания, которые основаны на широких возможностях выбора продукции, существенным является показатель экологической чистоты сырья и упаковки, уникальность созданного бренда.

Значимым элементом видоизменения стратегической политики предприятия являются также критерии её успешности. В качестве таких критериев, на наш взгляд, могут выступать:

— изменение структуры активов предприятия пищевой промышленности;

— изменение прибыли по отношению к предшествующим периодам и по отношению к изменению валового дохода отрасли;

— удельный вес, занимаемый в отрасли, его динамика;

— изменение физического веса 1 рубля продукции (рационально предположить, что уменьшение физического веса 1 рубля произведенной продукции может свидетельствовать об инфляционных процессах, однако в большей степени - об увеличении удельного веса добавленной стоимости в конечном продукте, что, безусловно, будет являться показателем роста эффективности).

Таким образом, изменение пищевых интересов потребителей открывает дополнительные возможности предприятиям пищевой промышленности, позволяя создавать новые рынки реализуемой ими продукции. Однако при развитии предприятий пищевой промышленности в указанном направлении существуют объективные пределы возможностей, обусловленные прежде всего недостаточной сырьевой базой и отсутствием в настоящее время у предприятий уникальных технологий производств, отвечающих современным требованиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ищенко М. Исследование компании «inFOLIO Research Group» / http://www.sostav.ru/news /2010/01/28/11.

2. Сумленный С. Успех под грифом «секретно» // Эксперт. - 2007. - № 44 (585). - С. 50-59.

Статья поступила в редакцию 2.11.2010, в окончательном варианте - 10.11.2010

STRATEGIC ASPECTS OF MANAGEMENT OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES IN CONDITIONS OF COMSUMER PREFERENCES’ CHANGE

A. N. Kaluzhny

The various systems of principles within which modem economists suggest to develop and realize strategic management of the food-processing industry enterprises are examined. The detailed analysis of modern representations about effective system of principles of the activity of the industrial enterprise defined four principles. The analysis of production of the food-processing industry both in the Russian Federation and in the Astrakhan region is made, and also the factors influencing the development of the food-processing industry are revealed. By the results of the conducted research the strategy of the enterprise of food manufacture taking into account changes of consumer preferences is generated.

Key words: strategic management, the food-processing industry, the principle of specialization, the principle of the key competence, innovation, consumer preferences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.