Научная статья на тему 'Страховая медицина как форма социальной защиты населения'

Страховая медицина как форма социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улыбина Л.К., Черненко Э.М.

Самым масштабным изменением современной системы здравоохранения стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С правовой точки зрения произошёл переход от административного регулирования финансирования здравоохранения к регулированию нормами гражданского права. С точки зрения экономики и социального обеспечения российская система здравоохранения перестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины. Во всем мире система медицинского страхования признана наиболее оптимальной формой организации оказания медицинской помощи. Социально-экономическое значение добровольного медицинского страхования заключается в том, что оно дополняет гарантии, предоставляемые в рамках социального обеспечения и социального страхования, до максимально возможных в современных условиях стандартов. Это касается в первую очередь проведения дорогостоящих видов лечения и диагностики; применения наиболее современных медицинских технологий; обеспечения комфортных условий лечения; осуществление тех видов лечения, которые включены в сферу «медицинской помощи по жизненным показаниям».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страховая медицина как форма социальной защиты населения»

страховая медицина

как форма социальной защиты

населения

л. к. улыбина,

кандидат экономических наук, профессор Кубанский государственный аграрный университет

э.м. чЕРнЕнКО, старший преподаватель Института экономики и управления в медицине и социальной сфере (г. Краснодар)

Разработка приоритетного национального проекта «Здоровье» стала важным шагом на пути к повышению эффективности системы здравоохранения и улучшению состояния здоровья населения РФ. Основными задачами реализации проекта являются обновление материально-технической базы ЛПУ, повышение квалификации медицинских сестер и врачей. Данные мероприятия позволят медицинским учреждениям участвовать в добровольном медицинском страховании (ДМС).

Согласно Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» основная цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине — это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.

Самым масштабным изменением современной системы здравоохранения стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С правовой точки зрения произошел переход от административного регулирования финансирования здравоохранения к регулированию нормами гражданского права. С точки зрения экономики и социального обеспечения российская система здравоохранения перестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины. Принципиальное различие между государственной и страховой медициной заключается в том, что при государственной системе организации медицинской помощи здравоохране-

ние полностью финансируется из государственного бюджета. При страховом принципе финансирования средства на здравоохранение формируются за счет обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также взносов предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Существует и третья система организации медицинской помощи — это частная медицина, в которой весь объем медицинской помощи оплачивается самим пациентом. Государственная медицина зачастую не обеспечивает необходимого качества медицинской помощи вследствие недостаточного бюджетного финансирования и неэффективного распределения имеющихся средств. Частная медицина доступна не всем. Поэтому в мире система медицинского страхования признана наиболее оптимальной формой организации оказания медицинской помощи.

Социально-экономическое значение ДМС заключается в том, что оно дополняет гарантии, предоставляемые в рамках социального обеспечения и социального страхования, до максимально возможных в современных условиях стандартов. Это касается в первую очередь проведения дорогостоящих видов лечения и диагностики; применения наиболее современных медицинских технологий; обеспечения комфортных условий лечения; осуществления тех видов лечения, которые включены в сферу «медицинской помощи по жизненным показаниям».

Участие в программах ДМС не регламентируется государством и реализует потребности и возможности каждого отдельного гражданина или профессионального коллектива. С экономической точки зрения ДМС представляет собой механизм

- 17

компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая.

По общемировым стандартам, медицинское страхование (МС) покрывает две группы рисков, возникающих в связи с заболеванием:

1) затраты на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации и уходу;

2) потерю трудового дохода, вызванного невозможностью осуществления профессиональной деятельности, как во время заболевания, так и после него при наступлении инвалидности. Согласно законодательству в РФ выделены

следующие источники финансирования здравоохранения:

• средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов местных Советов народных депутатов;

• средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

• личные средства граждан;

• безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

• доходы от ценных бумаг;

• кредиты банков и других кредиторов;

• иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

За 2006 г. уровень финансовой обеспеченности населения субъектов РФ средствами ОМС, поступившими в виде налогов и страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), представлен в табл. 1.

В доходы ТФОМС в 2006 г. поступило налоговых платежей на сумму 105,5 млрд руб., в том числе единого социального налога на сумму 99,35 млрд руб. За указанный период в среднем по Российской Федерации исполнение доходной части бюджетов ТФОМС по поступлению налоговых платежей составило 103,5 %.

В доходы бюджетов ТФОМС в целом по Российской Федерации поступило средств на обязательное медицинское страхование на сумму 113,2 млрд руб., в том числе страховых взносов на ОМС неработающего населения на сумму 112,6 млрд руб., недоимок и пеней прошлых лет — 0,6 млрд руб. При этом сумма средств на ОМС неработающего населения в размере на одного неработающего жителя составляет 1 350,4 руб., в том числе по страховым взносам на ОМС неработающего населения — 1 342,8 руб. Средний

18 -

а у

з

£

О О

в

а

я &

3 ©

:=

О *

и := Ё и и о

04 в

о £

о £

а 1С

о :=

О

0 и

1 =

= -а

Е

Щ

о £

т

о £

ю о

се О

& и

о

И 3

и

I

о

о 5

Й я Я И

се о

е ^

Н О

ЕЛ ^

5

О

В

Я

К

я

и о ^ К

и

х

£ I

о О

К н

д

« о

м §

О О

и ^

ю х

3 I

о &

н о

й "

^ ^

° в

^ се

о н

о о Ч

РР

в ¡)ю

&

§ 2

о се

Я Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ч ° 5? ю

& Я « £

ю &

I

Я &

§ 2

о се

Я Й

Ч °

5? ю

& Я

« £

ю &

I

Я о

я в

5 2

ЕС |

Ч н

5? о

6 ю о се т Л

ю ^

& я

X

се н

ч -

н & (5 о О

5 5 к ^

Й я

® Ее

Я се

о х

Я

Э се & ~

о

о . X 5

Е-

5

*

Ю ^

& Я

5 Я

я

се

6

о

^ Ч

5 ©

(Х ^

ю « ^ Я

О й «

к

о о о Рч

о чо

СЛ

сч «л

СЛ СЛ Г--

чо

СЛ

сч

■ч ■ч ■ч

«л «л

о сч о

Г"",

о" гл чо

Г--

сч

оо г-''

Г--

сч

СЛ

я

се &

©

« к

&

м

о «

я

я

X

ч

се &

о

э

•е «

X

Я =

се т

(3 &

и х

о

О

о «

Я я

X

&

М

о «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Я х

4

се &

£

•е «

к м

о

X ч о

X

К &

И

показатель обеспеченности средствами ОМС по Российской Федерации в 2006 г. составил 1 809,8 руб. на одного застрахованного человека в год. Коэффициент вариации показателей налоговых поступлений в расчете на одного работающего гражданина по субъектам Российской Федерации равен 5,1. Одновременно отмечаются значительные колебания показателей финансового обеспечения средствами на обязательное медицинское страхование неработающих граждан из бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, средний показатель по РФ равен 1 350,4 руб. на одного неработающего гражданина, в Краснодарском крае этот показатель составил 1 223,6 руб., что на 6,3 % меньше, чем в среднем по стране.

Определенный интерес в анализе показателей финансового обеспечения населения субъектов Российской Федерации средствами ОМС представляют данные о доле участия ФФОМС в финансировании территориальных программ ОМС за счет субсидий и субвенций, направляемых в бюджеты ТФОМС (табл. 2).

Эти данные являются наглядной иллюстрацией правильности принятого решения о перераспределении поступлений единого социального налога в частях, зачисляемых в ФОМС и ТФОМС, так как это обеспечивает большую возможность ФОМС по выравниванию условий финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС.

В Краснодарском крае 48,9 % приходится на налоговые поступления — это на 7,1 % меньше, чем по РФ в целом, из них 15 % зачисляются в ФОМС и 33,9 % в ТФОМС. Страховые взносы на ОМС неработающего населения составляют 51,1 %, что на 7,1 % больше, чем по России. Динамика обеспеченности населения России средствами ОМС за 1999, 2001, 2004, 2006 гг. представлена в табл. 3.

В 2006 г. доходы системы обязательного медицинского страхования в расчете на 1 жителя, застрахованного по ОМС, составили в среднем по России 1 809,8 руб. Рост данного показателя по сравнению с 2004 г. составил 128,5 %. При этом в части единого социального налога на одного работающего наблюдается сокращение на 11,5 %, а страховые взносы на неработающее население увеличились на 63,7 %.

Осуществление процессов модернизации здравоохранения потребует дополнительных финансовых ресурсов. Это, в первую очередь, связано с тем, что структурные преобразования должны осуществляться только при существенном укреплении материально-технической и кадровой базы здравоохранения. Дополнительные средства необходимы для формирования в массовом масштабе института врача общей практики — это переобучение врачей участковой службы, оснащение ОВП необходимыми материальными ресурсами и пр.

Во-вторых, экономические стимулы к реструктуризации системы здравоохранения могут

Таблица 2

Доля поступлений налогов и страховых взносов в ТФОМС (с учетом субвенций и дотаций ФОМС)

Субъект Российской Федерации Доля поступлений налогов и страховых взносов в ТФОМС (%)

Налоговые поступления Страховые взносы на ОМС неработающего населения

ФОМС ТФОМС

Российская Федерация — всего 15,0 41,0 44,0

Центральный федеральный округ 10,7 49,9 39,4

Северо-Западный федеральный округ 12,7 46,0 41,3

Южный федеральный округ 21,6 27,3 51,1

Краснодарский край 15,0 33,9 51,1

Приволжский федеральный округ 14,7 35,6 49,7

Уральский федеральный округ 8,5 48,7 42,8

Сибирский федеральный округ 20,9 35,7 43,4

Дальневосточный федеральный округ 22,0 37,1 40,9

Таблица 3

Динамика обеспеченности населения Российской Федерации средствами ОМС

Показатель 1999 г. 2001 г. 2004 г. 2006 г.

Доход системы ОМС в расчете на 1го застрахованного жителя 329,2 641,0 1408,8 1 809,8

Единый социальный налог в расчете на 1го работающего 498,5 1 064,7 2 042,2 1 808,8

Страховые взносы в расчете на 1го неработающего 131,4 253,8 820,0 1 342,8

быть запущены только при реальной возможности реализации договорных отношений между всеми субъектами ОМС, прежде всего между страховщиками и медицинскими организациями.

Чтобы сделать договорные отношения реальным фактором стимулирования структурных сдвигов, необходимо обеспечить возмещение страховщиками всех расходов по оказанию медицинской помощи и переход на «полный тариф». Для ускорения процесса реструктуризации здравоохранения особенно важно обеспечить концентрацию подавляющей части бюджетных средств в территориальных фондах ОМС в виде взносов на ОМС неработающего населения.

Результаты исполнения

При складывающемся новом разделении полномочий различных уровней исполнительной власти в отношении оказания различных видов медицинской помощи переход на страховой принцип финансирования даст возможность преодолеть «искусственные перегородки» между отдельными видами медицинской помощи. Экономия, возникающая в одном секторе здравоохранения, будет свободно перемещаться в другой. Принцип «деньги следуют за пациентом» станет доминирующим.

При осуществлении всех намеченных преобразований в систему здравоохранения ожидается привлечение дополнительных финансовых источников. За счет совмещения средств ОМС и ДМС

Таблица 4

и региональных целевых программ

Объемы и источники финансирования, млн руб.

Наименование программы из них:

План Факт федеральный бюджет краевой бюджет

1 2 3 4 5

1. «Комплексные меры противодействия незаконному потребле- 5,525 5,518 5,518

нию и обороту наркотических средств на 2004 — 2006 годы»

2. «Дети Кубани» на 2006-2008 годы 23,830 23,818 23,818

3. «Сельское здравоохранение» на 2006 г. 133,000 131,168 131,168

4. «Социальная поддержка и реабилитационная помощь инвали- 1,200 1,165 1,165

дам в Краснодарском крае на 2006 — 2008годы»

5. «Развитие материально-технической базы государственного 8,611 8,609 8,609

учреждения здравоохранения «Клинический госпиталь для вете-

ранов войн» департамента здравоохранения Краснодарского края» на 2004 - 2006 гг.

6. «Детские сердца» на 2004 — 2006 гг. 0,255 0,255 0,255

7. «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального харак- 320,969 320,770 109,554 211,216

тера» на 2006 г.

7.1. «Сахарный диабет» 93,507 93,331 14,687 78,644

7.2. «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Краснодарском 73,830 73,828 61,015 12,813

крае»

7.3. «Вакцинопрофилактика» 63,601 63,582 30,721 32,861

7.4. «Неотложные меры по совершенствованию специализирован- 80,022 80,022 0,122 79,900

ной онкологической помощи населению Краснодарского края»

7.5. «Анти-ВИЧ/СПИД» 45,009 45,007 18,009 26,998

8. «Развитие материально технической базы лечебно-профилакти- 460,872 443,383 300,872

ческих учреждений Краснодарского края» на 2006 год

9. «Врачебные кадры для сельского здравоохранения» на 2006 — 2008 гг. 14,663 14,663 14,663

10. «Неотложные меры по капитальному ремонту и оснащению 70,000 69,973 69,973

государственного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С. В. Очаповского» депар-

тамента здравоохранения Краснодарского края» на 2006 — 2008 гг.

11. «Обеспечение готовности государственных инфекционных 70,000 69,955 69,955

больниц к возможной чрезвычайной эпидемиологической ситуации» на 2006 — 2010 гг.

12. «Дети России» 3,169 3,169 3,169

13. «Повышение безопасности дорожного движения 5,000 4,727 4,727

в 2006 — 2012 годах»

в размере более 18 млрд руб. в 2006 г., введения стоимости страхового года в систему обязательного медицинского страхования в размере более 1,5 млрд руб.

Концентрация средств в фондах ОМС позволит реализовать подушевой принцип распределения средств по отдельным административным территориям. Это даст определенную экономию в медицинских организациях, возникающую от сокращения излишних мощностей, то есть устранит действующую практику искусственного поддержания этих мощностей из-за опасений потери финансирования.

Перечисленные направления и формы реструктуризации могут быть осуществлены только при условии преодоления узкокорпоративных интересов руководителей учреждений и медицинских работников, а также сложившихся стереотипов потребления населением медицинских услуг.

В настоящее время в крае доля доходов от внебюджетной и иной приносящей доход предпринимательской деятельности составляет 5 % от общего объема финансирования здравоохранения (или 634 млн руб.). Поэтапное увеличение до 25 % доходов от платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования в ближайшие 5 лет позволит решить часть проблем по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения края и уменьшит в этом плане нагрузку на бюджет. При этом аккредитованными на выполнение платных медицинских услуг и медицинских услуг по добровольному медицинскому страхованию будут те учреждения здравоохранения, в которых внутриучрежденческие потоки больных, получающих бесплатную медицинскую помощь в рамках государственных гарантий и платные медицинские услуги, а также услуги по добровольному медицинскому страхованию, будут разведены.

Ряд медицинских организаций (государственных и негосударственных) выполняет медицинские услуги европейского уровня качества, цены на которые значительно ниже, чем у европейских производителей. Это и высокотехнологичные кар-

диохирургические операции для взрослых и детей с применением искусственного кровообращения, стентирование сосудов сердца, лечение нарушений сердечного ритма, выполняемые в Центре грудной хирургии, и хирургическая коррекция остроты зрения в Краснодарском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова, и стоматологические услуги по протезированию металлокерамикой и современному лечению кариеса.

Помимо оказания медицинских услуг гражданам в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, мероприятия по предупреждению болезней осуществляются по программно-целевому принципу, результаты реализации целевых программ в Краснодарском крае представлены в табл. 4.

В 2006 г. были реализованы 13 целевых программ, 2 из них федеральные, на общую сумму 1 452,943 млн руб., средств федерального бюджета на их реализацию было выделено в размере 242,004 млн руб., краевого бюджета — 1 210,939 млн руб. Полное финансирование получили такие программы, как: «Детские сердца»; «Неотложные меры по совершенствованию специализированной онкологической помощи населению Краснодарского края»; «Врачебные кадры для сельского здравоохранения»; «Дети России». По остальным программам недофинансирование составило от 0,1 до 5,5 %.

Развитие ДМС позволит покрыть эти 5 % и участвовать в реализации новых социально значимых целевых программ по здравоохранению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 № 1499-1. (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1; Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 01.07.1994 № 9-ФЗ с последующими изм. и доп.)

2. www. prostrahovanie. ru

3. www. foms. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.