Научная статья на тему 'Страхи современных старших дошкольников и их родителей'

Страхи современных старших дошкольников и их родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1895
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные дошкольники / отцы / матери / детские страхи / страхи родителей / трансляция страхов / фобии / modern preschoolers / fathers / mothers / children’s fears / parents’ fears / transmission of fears / phobias.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гудонис Витаутас Пранович, Вачков Игорь Викторович

Cтатья посвящена изучению страхов современных шестилетних детей и их родителей. Несмотря на многочисленные исследования детских страхов, проводившиеся по всему миру, остается недостаточно изученным вопрос – при всей его важности – о типичных страхах современных дошкольников, а также о связи этих страхов со страхами родителей, имевшимися у них в детстве и имеющимися в настоящее время. Прояснение этого вопроса и стало целью исследования. Для выявления детских страхов и собственных страхов родителей использовалась специально разработанная анкета, на вопросы которой отвечали отцы и матери старших дошкольников. Виды детских страхов, названных в анкете, были отобраны исходя из результатов уже имеющихся исследований и на основе пилотажного эксперимента. Выявленные страхи были сгруппированы по предмету и направленности. Наиболее часто встречающимся страхом современных дошкольников оказался страх потери родных, входящий в группу отношенческих. Между мальчиками и девочками значимые различия обнаружены лишь по частоте встречаемости отдельных страхов: боязнь чужих людей (чаще у девочек), боязнь страшных снов и стоматологов (чаще у мальчиков). Совпадение ряда страхов детей и их матерей позволяет высказать предположение о трансляции страхов первым от вторых, что подтверждается результатами опроса матерей во время психологических консультаций. Совпадений страхов детей и их отцов выявлено не было. Обнаружены противоположные тенденции динамики страхов с возрастом у матерей и отцов: у матерей количество страхов увеличивается по сравнению с детством, у отцов – уменьшается. При этом имеются сходные страхи матерей и отцов дошкольников, такие как страхи высоты, потери близких, смерти, змей, собак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fears of Modern Older Preschoolers and their Parents

The article is devoted to the study of modern six-year-old children and their parents’ fears. Despite numerous studies of childhood fears around the world, the question – while important – of the typical fears of today’s preschoolers, as well as the link between these fears and those of parents in their childhood and those of today, remains poorly investigated. Clarification of this issue was the purpose of the study. To identify children’s fears and own fears of parents, a specially designed questionnaire was used. The questions were answered by fathers and mothers of older preschoolers. The types of childhood fears mentioned in the questionnaire were selected based on the results of existing studies and on a trial experiment. The revealed fears were grouped by subject and orientation. The most common fear of modern preschoolers was fear of separation from parents, which is part of the group of relational. Significant differences between boys and girls were found only in the frequency of occurrence of individual fears: fear of strangers (more often among girls), fear of bad dreams and dentists (more often among boys). The coincidence of some fears of children and their mothers allows us to suggest the transferring of fears from the first to the second, which is confirmed by the results of a survey among mothers during psychological consultations. Between the fears of children and their fathers no matches were found. Opposite trends with age fears among mothers and fathers were detected: mothers’ number of fears increases compared to childhood, fathers decreases. At the same time, there are similar fears of preschoolers’ mothers and fathers, such as fears of heights, loss of relatives, death, snakes, and dogs.

Текст научной работы на тему «Страхи современных старших дошкольников и их родителей»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 159.9.072.433 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10050

Гудонис В.П., Вачков И.В.

Страхи современных старших дошкольников и их родителей

Гудонис Витаутас Пранович - кафедра специальной педагогики Шяуляйского университета (Шяуляй, Литва)

Вачков Игорь Викторович - кафедра социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (Москва, Россия)

Статья посвящена изучению страхов современных шестилетних детей и их родителей. Несмотря на многочисленные исследования детских страхов, проводившиеся по всему миру, остается недостаточно изученным вопрос - при всей его важности - о типичных страхах современных дошкольников, а также о связи этих страхов со страхами родителей, имевшимися у них в детстве и имеющимися в настоящее время. Прояснение этого вопроса и стало целью исследования. Для выявления детских страхов и собственных страхов родителей использовалась специально разработанная анкета, на вопросы которой отвечали отцы и матери старших дошкольников. Виды детских страхов, названных в анкете, были отобраны исходя из результатов уже имеющихся исследований и на основе пилотажного эксперимента. Выявленные страхи были сгруппированы по предмету и направленности. Наиболее часто встречающимся страхом современных дошкольников оказался страх потери родных, входящий в группу отношенческих. Между мальчиками и девочками значимые различия обнаружены лишь по частоте встречаемости отдельных страхов: боязнь чужих людей (чаще у девочек), боязнь страшных снов и стоматологов (чаще у мальчиков). Совпадение ряда страхов детей и их матерей позволяет высказать предположение о трансляции страхов первым от вторых, что подтверждается результатами опроса матерей во время психологических консультаций. Совпадений страхов детей и их отцов выявлено не было. Обнаружены противоположные тенденции динамики страхов с возрастом у матерей и отцов: у матерей количество страхов увеличивается по сравнению с детством, у отцов - уменьшается. При этом имеются сходные страхи матерей и отцов дошкольников, такие как страхи высоты, потери близких, смерти, змей, собак.

Ключевые слова: современные дошкольники, отцы, матери, детские страхи, страхи родителей, трансляция страхов, фобии.

Для цитирования: Гудонис В.П., Вачков И.В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей // Современное дошкольное образование. - 2019. - №4(94). - С. 36-45. DOI: 1 0.2441 1/1 997-9657-201 8-1 0050

Материалы статьи получены 23.04.2019.

* Контакты: igorvachkov@mail.ru

UDC 159.9.072.433 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10050 Fears of Modern Older Preschoolers and their Parents Vytautas P. Gudonis, Special pedagogy department, Siauliai University, Siauliai, Lithuania Igor V. Vachkov, Social pedagogy and psychology department, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia The article is devoted to the study of modern six-year-old children and their parents' fears. Despite numerous studies of childhood fears around the world, the question - while important - of the typical fears of today's preschoolers, as well as the link between these fears and those of parents in their childhood and those of today, remains poorly investigated. Clarification of this issue was the purpose of the study. To identify children's fears and own fears of parents, a specially designed questionnaire was used. The questions were answered by fathers and mothers of older preschoolers. The types of childhood fears mentioned in the questionnaire were selected based on the results of existing studies and on a trial experiment. The revealed fears were grouped by subject and orientation. The most common fear of modern preschoolers was fear of separation from parents, which is part of the group of relational. Significant differences between boys and girls were found only in the frequency of occurrence of individual fears: fear of strangers (more often among girls), fear of bad dreams and dentists (more often among boys). The coincidence of some fears of children and their mothers allows us to suggest the transferring of fears from the first to the second, which is confirmed by the results of a survey among mothers during psychological consultations. Between the fears of children and their fathers no matches were found. Opposite trends with age fears among mothers and fathers were detected: mothers' number of fears increases compared to childhood, fathers decreases. At the same time, there are similar fears of preschoolers' mothers and fathers, such as fears of heights, loss of relatives, death, snakes, and dogs. Keywords: modern preschoolers, fathers, mothers, children's fears, parents' fears, transmission of fears, phobias. For citation: Gudonis V.P., Vachkov I.V. (2019). Fears of modern older preschoolers and their parents. Preschool Education Today. 4:1 3, 36-45 (in Russian). DOI: 1 0.2441 1/1 997-9657-201 8-1 0050 Original manuscript received 23.04.2019.

Введение

Страх выступает в качестве эмоции, усиливающей чувство самосохранения, и в этом отношении выполняет позитивную функцию. Однако чрезмерные страхи могут превратиться в фобии. В настоящее время исследователи пытаются выяснить, какие страхи и фобии характерны для жителей разных государств (Злобин, 2016). Причины появления фобий разнообразны, но (как и для большинства страхов) их следует искать в детстве. При этом в появлении многих детских страхов, по мнению ряда исследователей (Вард, 2002; Гудонис, 2009; Клишите, 2006; Марина, 2010; Френкель, 2014), можно искать вину воспитателей (родителей, родственников, педагогов дошкольных образовательных организаций), которые часто излишне эмоционально указывают на скрытые вокруг опасности: «Не при-

ближайся - упадешь», «Не трогай - обожжешься», «Не гладь - укусит» и т.п. Дошкольнику далеко не всегда понятно, что ему угрожает, но он уже расшифровывает сигнал тревоги, исходящий от взрослого, поэтому в качестве регулятора его поведения в подобных ситуациях выступает реакция страха. Психика ребенка дошкольного возраста чувствительна и уязвима. Страхи могут возникнуть из-за испуга, возникшего в определенной ситуации, болезни, конфликтов или неудачи (Захаров, 2007).

Предполагается, что некоторые страхи являются врожденными (например, боязнь незнакомцев, резких звуков, боли) (Гудонис, 2017; Ильин, 2015). Такие страхи дети начинают испытывать примерно с восьмого месяца жизни (Демшина, 2009). Уже годовалые дети могут переживать эмоции страха, возникающие в связи с появившейся способнос-

тью представлять возможные опасности или угрозы. Страх начинают вызывать объекты, связанные с ранее пережитой стрессовой ситуацией: годовалый ребенок запоминает человека или предмет, вызвавшие негативное эмоциональное состояние, а позже их появление провоцирует переживание страха. Еще одной причиной появления страха в этом возрасте являются страхи самих родителей, особенно матерей. Если родители, воспринимаемые ребенком как гаранты его безопасности, сами чего-то боятся и открыто это демонстрируют, почти наверняка те же объекты будут вызывать страх и у ребенка, еще не способного к критической оценке степени их опасности.

Тревога и страх - это естественные человеческие эмоции, но дети страх переживают сильнее взрослых (Гудонис, 2017). При этом спектр детских страхов значительно шире, чем у взрослых. Е. Пундзявичене подчеркивает, что хорошо, если родители понимают свои страхи и не передают их своим детям (Пундзявичене, 2008).

Есть опасность трансформации страха в фобию. Фобии характерны для людей с психопатией, неврозами, психозами, пограничными состояниями. В современной литературе представлено большое количество практических рекомендаций по преодолению страхов и фобий (Демшина, 2009; Кларксон, 2005; Ковпак, 2012, Курпатов, 2013; Мерфи, 2013; Пичугин, 2013; Эльц, 2014; Smith, 2017).

Цель исследования - выявить типичные страхи современных старших дошкольников, с точки зрения их родителей, и сравнить их со страхами самих родителей, имевшимися у них в детстве и присутствующими в настоящее время.

Задачи исследования:

1) определить гендерные особенности страхов дошкольников;

2) выявить страхи родителей, имевшиеся у них в детстве, а также имеющиеся в настоящее время;

2) выявить возможность трансляции страхов от родителей детям.

Выборка исследования

В исследовании приняли участие 142 родителя, имеющих 75 детей дошкольного возраста (из них 8 детей из неполных семей). Образование родителей: основное - у 5 (3,5%), среднее - у 37 (26%), среднее специальное -у 23 (16,2%), высшее - у 77 (54,2%).

Таблица 1. Параметры выборки

n = 75 Дети

M(x) D(x)

девочки (n = 40) 6,2 0,15

мальчики (n = 35) 6,4 0,19

n = 142 Родители

M(x) D(x)

отцы (n = 67) 36,5 1,45

матери (n = 75) 31,5 1,23

Методы и этапы исследования

В исследовании использовалась авторская анкета «Страхи дошкольников», составленная на основе анализа литературы, посвященной страхам детей дошкольного возраста, и заполнявшаяся родителями (Dagene, 2006; Демшина, 2009; Захаров, 2007; Злобин, 2016; Кларксон, 2005; Клишите, 2006; Ковпак, 2012; Пундзявичене, 2008; Slaughter, 2005; Френкель, 2014; Циртвутене, Меслинене, 2012 и др.). Также в список боязней были включены детские страхи, которые были выявлены эмпирически на основе пилотажного исследования (один из авторов статьи двадцать лет работает психологом с детьми дошкольного возраста в учреждении, в котором проводилось данное исследование).

В первой части анкеты респондентам нужно было указать пол и возраст своего ребенка, а также из имеющегося списка из 51 вида страха выбрать те, которые характерны для их ребенка. Существовала возможность вписать те страхи своих детей, которые не были названы в списке. Во второй части анкеты респондентам нужно было указать свой пол, возраст, образование, а также назвать свои собственные страхи, имевшиеся в детстве, и страхи, имеющиеся в настоящее время - при их наличии. Исследование проводилось в два этапа: I этап - анкетирование, II - консультации с психологом о страхах детей и своих страхах родителей, высказавших такое желание. В консультациях приняли участие 111 родителей.

Результаты исследования и их обсуждение

Никаких дополнительных видов страхов, помимо присутствовавших в предложенном списке, респонденты не указали. Из 51 перечисленного вида детских страхов родителями не был отмечен только один вид страха - страх телефонного или дверного звонка. Поэтому

в таблице результатов (см. табл.2) этот вид боязни отсутствует. В перечень детских боязней в анкете не был включен страх перед воспитателями, так как такого страха у испытуемых нет. Если бы такие проблемы возникали, то в первую очередь родители обратились бы к психологу, работающему в дошкольном учреждении. Но таких жалоб в журнале психолога зафиксировано не было. Другим косвенным обстоятельством, объясняющим отсутствие данного страха, является тот факт, что среди детей, принимавших участие в исследовании, не было детей, не желавших посещать данный детский сад.

Существует довольно много типологий страхов (Гудонис, 2017). В традиционной, наиболее распространенной классификации все

страхи делятся на природные и социальные, а также возможно выделение реального и воображаемого, острого и хронического страхов (Захаров, 2007).

В нашем исследовании мы решили классифицировать страхи исходя из полученных при анкетировании результатов. Для выполнения этой процедуры были привлечены три эксперта (два доктора психологических наук и один кандидат наук). Все выявленные виды страхов были разделены экспертами на 9 групп (коэффициент конкордации Кендалла составил 0,75). Названия групп дано нами. В таблице 2 представлены показатели каждого вида страхов, разбитых на группы, начиная от самых количественно наполненных кластеров и кончая самыми малочисленными по видам страхов.

Таблица 2. Страхи дошкольников и частота их проявления

Номер Детские страхи Количество детей, имеющих этот вид страха Девочки % Мальчики % P < 0,05

5 1. Боязнь медицинского шприца 36 17 42,5% 17 48,6% 0,60

« а 2. Боязнь медицинских процедур 27 15 37,5% 12 34,3% 0,78

и щ 3. Боязнь медицинских сестер 7 2 5,0% 5 14,3% 0,18

s * 4. Боязнь больницы 16 7 17,5% 9 25,7% 0,34

X S J S < 5. Боязнь стоматолога 16 5 12,5% 11 31,4% 0,047

6. Боязнь других врачей 11 6 1 5,0% 5 14,3% 0,90

7. Боязнь заразиться 9 6 1 5,0% 3 8,6% 0,43

8. Страх потерять родных 47 25 62,5% 22 62,9% 0,93

щ 9. Страх разлуки с родителями 66 38 95,0% 28 80,0% 0,046

S * 10. Страх потеряться в толпе 44 24 60,0% 20 57,1 % 0,79

щ У 11. Страх, что ее или его украдут 25 13 32,5% 12 34,3% 0,85

<v 3 s 12. Боязнь возможного наказания 22 12 30,0% 10 28,6% 0,92

О * т Ф * & О 5 13. Страх быть отвергнутым сверстниками 40 22 55,0% 18 51,4% 0,73

Q. , 14. Боязнь монстров 41 20 50,0% 21 60,0% 0,38

£ X с « О й = s £ 15. Боязнь ведьм 36 17 42,5% 18 51,4% 0,49

16. Боязнь призраков 28 14 35,0% 14 40,0% 0,66

« £ 17. Боязнь чертей 24 12 30,0% 12 34,3% 0,71

Р S u £ = * 18. Боязнь героев фильмов 17 8 20,0% 9 25,7% 0,54

е8£ 19. Боязнь разных животных 39 19 47,5% 20 57,1 % 0,44

20. Боязнь войны 32 14 35,0% 18 51,4% 0,17

S И 21. Страх перед нападением 38 18 45,0% 20 57,1 % 0,30

22. Боязнь грома, молнии 30 15 37,5% 15 42,9% 0,60

* t 23. Страх перед пожаром 45 25 62,5% 29 82,9% 0,057

я 1 5 Щ 6 < 24. Боязнь огня 28 13 32,5% 15 42,9% 0,33

н а <J к 25. Боязнь шумного оборудования 21 8 20,0% 10 28,6% 0,37

26. Страх быть одному 28 11 27,5% 17 48,6% 0,053

ё 27. Боязнь сна 5 1 2,5% 4 11,4% 0,14

. н U 28. Боязнь темноты 32 14 35,0% 18 51,4% 0,17

i 29. Боязнь страшных снов 10 2 5,0% 8 22,9% 0,025

X У 0 1 30. Страх перед засыпанием 8 4 10,0% 5 14,3% 0,59

31. Боязнь умереть во сне 7 2 5,0% 4 11,4% 0,33

Номер Детские страхи Количество детей, имеющих этот вид страха Девочки % Мальчики % P < 0,05

Социально-персонализирован-ные страхи 32. Боязнь людей с необычной внешностью 20 14 35,0% 6 17,1% 0,086

33. Боязнь чужих людей 17 14 35,0% 4 11,4% 0,017

34. Боязнь цыган 8 5 12,5% 3 8,6% 0,68

35. Боязнь полицейских 8 4 10,0% 4 11,4% 0,88

36. Страх перед взломщиками 39 20 50,0% 19 54,3% 0,73

Врожденные страхи 37. Страх смерти 35 20 50,0% 15 42,9% 0,55

38. Боязнь неожиданных сильных звуков 35 18 45,0% 17 48,6% 0,73

39. Страх высоты 19 9 22,5% 10 28,6% 0,49

40. Боязнь падения 9 6 1 5,0% 3 8,6% 0,43

Транспортные страхи 41. Боязнь поездки в автомобиле 7 3 7,5% 3 8,6% 0,75

42. Боязнь полетов на самолете 7 3 7,5% 3 8,6% 0,75

43. Боязнь пользоваться лифтом 5 3 7,5% 4 11,4% 0,66

44. Боязнь плавания на корабле 1 - 0,0% 1 2,9% 0,28

Физиологические страхи 45. Боязнь травмы 28 14 35,0% 14 40,0% 0,66

46. Боязнь опорожняться 3 3 7,5% - 0,0% 0,10

47. Боязнь купаться 2 1 2,5% 1 2,9% 0,92

48. Боязнь пользоваться ночным горшком 2 1 2,5% 1 2,9% 0,92

Средо- вые страхи 49. Боязнь новой среды 62 30 75,0% 32 91,4% 0,061

50. Боязнь закрытых помещений 19 9 22,5% 10 28,6% 0,49

Следует учесть, что частота встречаемости страхов не коррелирует с количеством видов боязней детей. Так, в завершающей список группе «Средовые страхи» всего два их вида, но боязнь новой среды, по мнению респондентов, имеется у 62 детей (82,7%), и этот страх занимает второе место по частоте встречаемости, уступая только страху разлуки с родителями (88%), поскольку родители являются гарантами их безопасности. Если боязнь новой среды не исчезает до шестилетнего возраста, она может трансформироваться в страх перед школой (Dagene). На третьем месте по частоте встречаемости оказался страх потерять родных (62,7%).

Больше всего видов боязни оказалось в группе, названной нами «Медицинские страхи», их 7. При этом лидирует боязнь медицинского шприца (48%). Однако не эта группа, а группа «Отношенческие страхи» включает самые распространенные среди детей страхи (в среднем эти виды боязней встречаются у 54,2% детей). В эту группу входят страхи, связанные, прежде всего, с отношениями с родителями: боязнь их потерять или потеряться в толпе, уже упоминавшийся страх разлуки с родителями, страх, что ее или его украдут, боязнь наказания. Но сюда же

экспертами был включен страх быть отвергнутым сверстниками. Эта группа полностью относится к классу социальных страхов. К этому же классу, безусловно, относится группа «Социально-персонализированные страхи», которая включает боязни разных типов людей: цыган, полицейских и пр.

Значительную долю в переживаниях старших дошкольников составляют «Фантазийно-персонализированные страхи»: классические детские страхи перед монстрами, ведьмами, призраками и пр. Когда речь идет о боязни различных животных, следует отметить, что такие страхи существуют у примерно одинакового количества девочек и мальчиков (соответственно 47 и 40). Конкретизация п роя влений этого вида страха позволила выявить, что больше всего детей 51 (68%) боятся насекомых: пчел - 20 (26,6%), шершней - 14 (14,6%), мух - 3 (4%), клещей -3 (4%), комаров - 2 (2,5%), жуков - 1 (1,3%). 36 детей (48%) боятся других животных: собак - 8 (10,6%), волков - 7 (9,3%), змей -5 (6,6%), тигров - 2 (2,6%). Как указали родители, их дети боятся: динозавров, горилл, леопардов, лис, львов, медведей, носорогов, жаб, мышей (по одному ребенку).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меньше всего респонденты фиксируют у детей «Транспортные страхи», так, боязнь

плавания на корабле замечена только у одного мальчика. По-видимому, малое количество страхов такого рода связано с недостаточным опытом путешествий и дальних поездок у детей. Больших различий в количестве и разнообразии страхов между девочками и мальчиками не обнаружено. Однако по отдельным страхам, зафиксированным родителями, тендерные различия статистически значимы. Так, оказалось, что чужих людей больше боятся девочки (35%), чем мальчики (11,4%), страшных снов больше боятся мальчики (22,9%), чем девочки (5%). Встречаются различные мнения о страхе боли у разных полов (Robinson, Gagnon, Rilley, Price, 2003). Часть детских страхов - это отражение страхов взрослых (Клишите, 2006). Разговоры родителей, бабушек и дедушек, других родственников, неограниченный просмотр телевизионных программ для взрослых в сознании дошкольника создает предпосылки для возникновения различных «недетских» страхов. В этот возрастной период у старших дошкольников появляется страх смерти (Slaughter, 2005). В нашем исследовании этот вид страха родители отмечают у 9,3% детей. Хотя только у некоторых родителей, как показал дальнейший анализ результатов, существует боязнь войны Таблица 3. Страхи женщин, воспитывающих или судьбы беженца, однако их беспокойство у части детей создало предпосылки для появления новой, не характерной для этого возраста детей боязни войны. Еще один важный результат: большее количество страхов у своих детей фиксируют респонденты, имеющие высшее образование, по сравнению с респондентами с более низким уровнем образования (Х^ = 44,35, р= 0,00004 на уровне значимости 0,01). Иными словами, наличие/отсутствие страхов у детей респондентов с разным уровнем образования статистически значимо различаются. Интересные данные были получены при выявлении страхов самих родителей. По их утверждениям, в детстве ничего не боялись только 18 (8,3%) родителей, среди них: матери - 4 (5,3%), отцы - 14 (20,9%). Часть родителей в анкетах указали, что пережитых в детстве страхов не помнят, поэтому эти ответы были включены в категорию «ничего не боялись». При анализе результатов исследования страхов родителей обнаружено, что в детстве у матерей и отцов было сходное количество страхов. У матерей 11 видов страхов (высоты, змей, темноты, закрытых помещений, собак, крови, воров, червей, иголок, мышей, похорон) возникли в детстве и сохранились до сих пор (см. табл. 3). детей дошкольного возраста

Боялись в детстве Боятся в настоящее время

1. Темноты 17 (22,6%) 1. Высоты 13 (17,3%)

2. Высоты 8 (10,6%) 2. Потерять близких 5 (6,7%)

3. Пауков 5 (6,7%) 3. Змей 4 (5,4%)

4. Змей 5 (6,7%) 4. Пауков 3 (4%)

5. Чудовищ 3 (4%) 5. Темноты 3 (4%)

6. Чтобы ничего не случилось с мамой 2 (2,7%) 6. Болезней 3 (4%)

7. Воров 2 (2,7%) 7. Закрытых помещений 3 (4%)

8. Червяков 1 (1,33%) 8. Потерять работу 2 (2,7%)

9. Ночью спать одной 1 (1,33%) 9. Остаться одной 2 (2,7%)

10. Воды 1 (1,33%) 10. Собак 2 (2,7%)

11. Собак 1 (1,33%) 11. Страх из-за детей 2 (2,7%)

12. Мышей 1 (1,33%) 12. Крови 2 (2,7%)

13. Крови 1 (1,33%) 13. Несчастных случаев 2 (2,6%)

14. Остаться одной 1 (1,33%) 14. Воров 2 (2,7%)

15. Закрытых помещений 1 (1,33%) 15. Червяков 1 (1,33%)

16. Иголок 1 (1,33%) 16. Иголок 1 (1,33%)

17. Стоматологов 1 (1,33%) 17. Мышей 1 (1,33%)

18. Испачкать руки 1 (1,33%) 18. Войны 1 (1,33%)

19. Грома 1 (1,33%) 19. Потерять ребенка 1 (1,33%)

20. Похорон 1 (1,33%) 20. Смотреть в морскую глубь 1 (1,33%)

21. Пришельцев из космоса 1 (1,33%) 21. Пораниться 1 (1,33%)

22.Лягушек 1 (1,33%)

23. Похорон 1 (1,33%)

24. Летать на самолете 1 (1,33%)

25. Смерти 1 (1,33%)

26. Крови 1 (1,33%)

27. Не приспособиться к новым условиям жизни 1 (1,33%)

28. Потерять дом 1 (1,33%)

29. Потери здоровья ребенка 1 (1,33%)

30. Публичного выступления 1 (1,33%)

У части детей обнаруживаются те же страхи, что и у их матерей.

Матери, которые имели страхи в детстве и имеют те же страхи до сих пор, консультировались с психологом, работающим в дошкольном заведении, в котором проводилось исследование. Матери приводили конкретные примеры случаев, когда не смогли совладать со своими эмоциями при виде пауков в квартирах, не смогли скрыть опасения змей в лесу, боязнь собак на улице. Эти эмоции видели их дети дошкольного возраста. Во время консультаций матери констатировали, что после этих случаев их дети стали бояться тех же животных и насекомых, чего боятся и они. Мать, переживающая страх темноты, заметила, что ее ребенок уже давно требует, чтобы во время сна горела настольная лампа. Следовательно, можно предположить, что некоторые страхи у детей возникли под влиянием матерей. Однако количество страхов, имевшихся у матерей в детстве и имеющихся в настоящее время, незначительно отличается: 22 страха - в детстве и 29 -сейчас. То есть у женщин появились новые, отсутствовавшие в детстве страхи. По-видимому, с расширением возможностей путешествовать появилось и больше страхов, связанных с поездками, таких как боязнь летать на самолете, смотреть в морскую глубину и т.п. Можно предположить, что чувство ответственности

Таблица 4. Страхи мужчин, воспитывающих

за малышей обусловило возникновение таких страхов, как боязнь за здоровье детей, страх потерять ребенка, страх за то, чтобы с детьми ничего не случилось (Петрайтене, 2005).

Если сравнить женские страхи со страхами мужчин, то обнаруживается обратная тенденция: число страхов отцов в настоящее время (16) снизилось по сравнению с детством (21) (см. табл. 4). Но указанные различия не являются статистически значимыми.

Респонденты-мужчины сообщают только о пяти видах страха - высоты, собак, змей, иголок, смерти, - которые возникли в детстве и остались до сих пор. Вместе с тем имеются и некоторые общие как для мужчин, так и для женщин страхи: высоты, потери близких, смерти, змей, собак. Совпадений детских и отцовских страхов обнаружено не было.

Итак, проведенное исследование позволило выявить страхи современных дошкольников, фиксируемые их родителями, и страхи самих родителей. При этом обнаружено сходство страхов детей-дошкольников и их матерей.

Большое количество детских страхов, а также частота их проявлений свидетельствуют о необходимости уделить серьезное внимание этой проблеме. По-видимому, детским и семейным психологам следует быть готовыми оказывать психологическую помощь как детям, так и их родителям в преодолении страхов,

детей дошкольного возраста

Боялись в детстве Боятся в настоящее время

1. Темноты 6 (8,9%) 1. Потерять близких 5 (7,5%)

2. Собак 5 (7,5%) 2. Высоты 5 (7,5%)

3. Высоты 3 (4,5%) 3. Болезней 2 (3%)

4. Змей 2 (3%) 4. Смерти 2 (3%)

5. Иголок 1 (1,5%) 5. Змей 1 (1,5%)

6. Смерти 1 (1,5%) 6. Собак 1 (1,5%)

7. Чудовищ 1 (1,5%) 7. Иголок 1 (1,5%)

8. Лягушек 1 (1,5%) 8. Войны 1 (1,5%)

9. Волков 1 (1,5%) 9. Судьбы беженцев 1 (1,5%)

10. Крови 1 (1,5%) 10. Акул 1 (1,5%)

11. Стоматологов 1 (1,5%) 11. Превышать скорость 1 (1,5%)

12. Фантастических зверей 1 (1,5%) 12. Несчастий 1 (1,5%)

13. Пьяных людей 1 (1,5%) 13. Пчел 1 (1,5%)

14. Красного света 1 (1,5%) 14. Змей 1 (1,5%)

15. Петуха 1 (1,5%) 15. Потерять семью 1 (1,5%)

16. Чертей 1 (1,5%) 16. Публичного выступления 1 (1,5%)

17. Больницы 1 (1,5%)

18. Самолетов 1 (1,5%)

19. Насекомых 1 (1,5%)

20. Привидений 1 (1,5%)

21. Людей в масках 1 (1,5%)

чтобы избежать их закрепления. Для достижения этой цели можно использовать методы, уже доказавшие свою эффективность в работе со страхами людей разных возрастов: сказко-терапию (Вачков, 2015; Молицка, 2007, 2009), имаготерапию, поведенческий и когнитивный подходы.

Полученные данные нуждаются в подтверждении, требуются дополнительные исследования на более широкой выборке. Однако уже на основе имеющихся результатов можно сделать следующие (пока еще предварительные) выводы.

Выводы

1. Страхи современных старших дошкольников многообразны и имеют высокую степень встречаемости. Наиболее распространенным является страх разлуки с родителями, что, по-видимому, определяется важностью для детей быть рядом с близкими людьми (прежде всего родителями) как защитниками, обеспечивающими их базовую витальную потребность в безопасности.

2. Боязни из группы «Отношенческие страхи», включающей помимо страхов, определяемых взаимодействием с родными, страх быть отвергнутым сверстниками, встречается более чем у половины детей, то есть чаще других кластеров страхов, что свидетельствует о распространенности среди старших дошкольников прежде всего социальных страхов.

3. По количеству и разнообразию страхов между мальчиками и девочками дошкольного возраста существенных различий нет; вместе с тем по отдельным видам страхов различия значимые, например, по таким как боязнь чужих людей (чаще у девочек), боязнь страшных снов и стоматологов (чаще у мальчиков).

4. Сходство некоторых видов страхов детей и их родителей (в первую очередь - матерей) может выступить подтверждением гипотезы о трансляции родительских страхов детям. Дополнительным аргументом в пользу этого предположения оказывается фиксация «недетских» страхов у дошкольников, таких как боязнь войны.

5. Матери современных дошкольников в настоящее время переживают большее количество страхов, чем в детстве, а отцы, напротив, - меньше. При этом у родителей обнаружены страхи, которых не было в детстве и которые определяются спецификой именно взрослой жизни.

6. У мужчин и женщин (отцов и матерей современных дошкольников) имеются сходные страхи: высоты, потери близких, смерти, змей, собак. n

Информация об авторах

Гудонис Витаутас Пранович, доктор психологических наук, действительный член Академии педагогических и социальных наук России, профессор кафедры специальной педагогики Шяуляйского университета, Шяуляй, Литва, gudonis@su.lt

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ), Москва, Россия, igorvachkov@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7784-7427

Information about authors

Vytautas P. Gudonis, PhD (Social Sciences, Psychology), doctor Habilitus, professor, Special pedagogy department, Siauliai University, Siauliai, Lithuania, gudonis@su.lt

Igor V. Vachkov, PhD (Psychology), doctor Habilitus, professor, Social pedagogy and psychology department, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, igorvachkov@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7784-7427

Литература

1. Битинас Б. Эдукологическое исследование: система и процесс. - Вильнюс: Кронта, 2006. - 316 с.

2. Вард И. Фобия. - М.: Проспект, 2002. -78 с.

3. Вачков И.В. Введение в сказкотера-пию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... - М.: Генезис, 2015. - 288 с.

4. Гудонис В. ^рахи людей: 1193 фобии. - Шяуляй: Шяуляйская книга, 2017. -162 с.

5. Демшина Б. Тревожные расстройства у детей и подростков. - Вильнюс: Издательство Вильнюсского университета, 2009. - 216 c.

6. Дефектологический словарь. В двух томах. Сост. В. Гудонис. - Москва: Российская академия образования, I том - 808 c., II том -798 с. - 2007.

7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2007. - 310 с.

8. ЗлобинН. Империя свободы: ценности и фобии американского общества. - М.: Эксмо, 2016. - 480 с.

9. ИльинЕ.П. Психология страха. - СПб.: Питер, 2015. - 384 с.

10. Кларксон М. Как преодолеть страх. -Вильнюс: Алма литера, 2005. - 218 с.

11. Клишите Р. Детские страхи: большие и маленькие // Здоровье. - 2006. - №1. -C. 66-69.

12. Ковпак Д. Страхи, тревоги, фобии... Как от них избавиться? - М.: Наука и техника,

2012. - 288 с.

13. Краткий словарь фобий / Сост. В. Гудонис. - М.: МПСИ, 2009. - 104 с.

14. Курпатов А. Совершенно секретная таблетка от страха. - М.: Олма Медиа Групп,

2013. - 130 с.

15. Марина ХА. Анатомия страха. Трактат о храбрости. - М.: Астрель, CORPUS, 2010. -384 с.

16. Мерфи Д. Как избавиться от страхов и тревог с помощью подсознания. - М.: Попурри, 2013. - 240 с.

17. Молицка М. Терапевтические сказки (часть 1). - Вильнюс: Вага. Аудиокнига. - 2007.

18. Молицка М. Терапевтические сказки (часть 2). - Вильнюс: Вага. Аудиокнига. - 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Петрайтене Б. Страх перемен // Твой журнал. - 2005. - №4. - C. 18-19.

20. Пичугин В. Мудрость страха. Как понять и преодолеть свой страх? - М.: Феникс, 2013. - 250 с.

21. Пундзявичене Е. Безжалостный страх // Я и психология. - 2008. - №1. - С. 16.

22. Френкель Я. Психология страха. - М.: Профит-Стайл, 2014. - 272 с.

23. Циртвутене Л., Меслинене Г. Играю в чувства: Страх. - Каунас: Центр психологического консультирования, 2012. - 171 с.

24. Эльц В. Как победить страх и начать жить. Трансформация пространства личности. - М.: Армита, 2014. - 160 с.

25. Dagene A. (2006). Fear of school as a social problem. Master's thesis. Vilnius: VPU, 2006. - 156 c.

26. Robinson M. E., Gagnon Ch. M. Rilley J. L., Price D. D. Altering gender role expectations: effects on pain tolerance, pain threshold, and pain ratings // The Journal of Pain. - 2003. - № 4 (5). -pp. 284-288.

27. Slaughter V. Young children's understanding of death // Australian Psychologist. -2005. - № 40. - р. 2-8.

28. Smith F.T. The psychology of fear: how to manage and overcome fear in any situation. Make Profits Easy LLC (September 2, 2017). 114 p.

References

1. Bitinas B. (2006) E^dukologicheskoe issledovanie: sistema i process [Educological study: system and process]. ViTnyus: Publishing Kronta. 316 p.

2. Cirtvutene L., Meslinene G. (2012) Igrayu v chuvstva: Strah [Play in feelings: Fear]. Kaunas: Publishing psychological counseling Center. 171 p.

3. Dagene A. (2006). Fear of school as a social problem. Master's thesis. Vilnius: VPU. 156.

4. Defektologicheskij slovaf . V dvuh tomah (2007) [Speech pathology dictionary. In two volumes]. Sost. V. Gudonis. Moscow: Publishing of Russian education Academy. I tom - 808 p. II tom - 798 p.

5. Demshina B. (2009) Trevozhny^e rasstrojstva u detej i podrostkov [Anhiety disorders in children and adolescents]. ViTnyus: Publishing of Vilnius University. 216 p.

6. ETcz V. (2014) Kak pobedir strah i nachar zhit\ Transformaciya prostranstva lichnosti [How to conquer fear and start living. The transformation of the personality]. Moscow: Publishing Armita. 160 p.

7. FrenkeP Ya. (2014) Psihologiya straha [Psychology of fear]. Moscow: Publishing Profit-Stajl. 272 p.

8. Gudonis V. (2017) Ctrahi lyudej: 1193 fobii [Fears of people: 1193 phobias] Shyaulyaj: Publishing Shyaulyajskaya kniga. 162 p.

9. Ilin E.P. (2015) Psihologiya straha [Psychology of fear]. Saint-Petersburg: Publishing PITER. 384 p.

10. Klarkson M. (2005) Kak preodolet^ strah [How to overcome fear]. ViTnyus: Alma litera. 218 p.

11. Klishite R. (2006) Detskie strahi: bol ^ shie i malen^kie [Children's fears: big and small]. Zdorov^e [Health]. 1. 66-69.

12. Kovpak D. (2012) Strahi, trevogi, fobii... Kak ot nih izbavit^sya? [Fears, anxiety, phobias... How to get rid of them?]. Moscow: Publishing Nauka i tehnika. 288 p.

13. Kratkij slovaf fobij (2009) [Short dictionary of phobias]. Sost. V. Gudonis. Moscow: Publishing of Moscow psychological and social Institute. 104 p.

14. Kurpatov A. (2013) Sovershenno sekretnaya tabletka ot straha [Joyce brothers here top secret cure for fear]. Moscow: Publishing Olma Media Grupp. 130 p.

15. Marina H.A. (2010) Anatomiya straha. Traktat o hrabrosti [Anatomy of fear. Treatise on

courage]. Moscow: Publishing AstreP, CORPUS. 384 p.

16. Merfi D. (2013) Kak izbavit^sya ot strahov i trevog s pomoshhfyu podsoznaniya [How to get rid of fears and anxieties with the help of the subconscious]. Moscow: Publishing Popurri. 240 p.

17. Moliczka M. (2007) Terapevticheskie skazki (chasr 1) [Therapeutic tales (part 1)]. ViTnyus: Publishing Vaga. Audiokniga.

18. Moliczka M. (2009) Terapevticheskie skazki (chasr 2) [Therapeutic tales (part 2)] ViTnyus: Publishing Vaga. Audiokniga.

19. Petrajtene B. (2005) Strah peremen [Fear of change]. Tvoj zhurnal [Your journal]. 4. 18-19.

20. Pichugin V. (2013) Mudrosr straha. Kak ponyar i preodoler svoj strah? [Wisdom of fear. How to understand and overcome your fear?]. Moscow: Publishing Feniks. 250 p.

21. Pundzyavichene E. (2008) Bezzhalostny^j strah [Ruthless fear]. Ya i psihologiya [I and psychology]. 1. 16.

22. Robinson M. E., Gagnon Ch. M. Rilley J. L., Price D. D. (2003) Altering gender role

expectations: effects on pain tolerance, pain threshold, and pain ratings. The Journal of Pain. 4 (5). 284-288.

23. Slaughter V. (2005) Young children's understanding of death. Australian Psychologist. 40. 2-8.

24. Smith F.T. (September 2, 2017). The psychology of fear: how to manage and overcome fear in any situation. Make Profits Easy LLC. 114 p.

25. Vachkov I.V. (2015) Vvedenie v skazkoterapiyu, ili Izbushka, izbushka, povernis^ ko mne peredom... [Introduction to fairy tale therapy, or Hut, hut, turn to me before...]. Moscow: Publishing Genezis. 288 p.

26. Vard I. (2002) Fobiya [A Phobia]. Moscow: Publishing Prospekt. 78 p.

27. Zaharov A.I. (2007) Dnevny^e i nochny^e strahi u detej [Day and night fears in children]. Saint-Petersburg: Publishing Rech\ 310 p.

28. Zlobin N. (2016) Imperiya svobody^: cennosti i fobii amerikanskogo obshhestva [Empire of freedom: values and phobias of American society]. Moscow: Publishing E^ ksmo. 480 p.

*

Читайте все самые актуальные новости дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo preschool

Посещайте страницу журнала «СДО» в Facebook:

https://www.facebook.com/sdojournal

Смотрите видеоканал журнала «СДО» на YouTube: http://www.youtube. com/user/JournalPreschool

Следите за новостями от журнала «СДО» в Instagram: https://www.instagram.com/sdo preschool/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.