Научная статья на тему 'Страхи: определение, виды, причины'

Страхи: определение, виды, причины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60835
3897
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Страхи: определение, виды, причины»

Современные направления: социологические аспекты

международных конфликтов; роль конфликта в семейно-брачных отношениях; конфликты и преступность в обществе, и многие другие.

В философии также рассматривалась проблема конфликта, а именно антагонистические и неантагонистические противоречия и формы их разрешения - конфликтные действия. Причины конфликтов отождествлялись с отклонениями от «нормального хода развития», с пережитками прошлого.

В настоящее время актуальны следующие направления: моральный конфликт в современном обществе; художественный конфликт как эстетическая категория; разработка философской концепции социального конфликта и многое другое.

Рассматривая психологию конфликта с точки зрения маргинального статуса в рамках вышеназванных наук следует отметить на наш взгляд основные положения ее существования и развития в 21 веке: изучение специфики российского общества в объективном и {субъективном смысле;

интеграция различных отраслей знаний о конфликте в единое целое; необходимость осмысления и понимания личности в субъектном измерении конфликта любой категории и любого уровня сложности;

необходимость выявления общих и частных законов предупреждения, реагирования и регуляции действий по разрешению конфликта;

классификация противоречий, призывающих личность к вхождению в конфликт и многое другое.

СТРАХИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ Г.А. Дорофеева

ТРТУ, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, тел/факс (8634)312-016, E-mail: env@fib.tsure.ru

Процесс социализации личности тернист и многогранен. Одним из затруднений, стоящих на пути благополучного вхождения человека в социум, являются страхи, которые могут быть причиной, источником эмоциональных нарушений развития личности. Психологи школ, дошкольных и внешкольных учебных заведений, психологических центров сталкиваются с решением проблем клиентов в той или иной мере зависящих от наличия у клиента разного рода страхов (фобий). Для начинающего психолога или психолога, сталкивающегося с проблемами «страхов» впервые важно знать - что же такое «страх»? Отличается ли чем-либо страх от фобии? Какие существуют виды страхов? Какие виды классификаций страхов бывают? Каковы причины страхов? И многое другое. Ответам на некоторые из этих вопросов посвящена эта статья, начинающая серию работ по данной проблематике в рамках темы «Экология семьи».

1. Определение «страха» и его виды.

Определение, как известно, это объяснение, которое призвано раскрыть содержание, смысл чего-либо. Поскольку «страх» можно отнести к понятиям иррационального плана, то дать четкое, однозначное определение его, на наш взгляд, представляется затруднительным. Что подтверждает проведенный нами анализ разнообразной научной, справочной и др. литературы. Так, например, выдающийся русский философ Н.А. Бердяев пишет: «Страх лежит в основе жизни этого мира. Существовал terror antiquus, древний страх. Если говорить, по-русски нужно сказать - ужас. К сожалению, по-русски нет слова, соответствующего немецкому Angst и французскому angoisse... Организм (человека - прим. Д.Г.А.) в значительной степени построен для защиты. Борьба за существование, которой полна жизнь, предполагает страх... Нужно различать страх животный, связанный с низшими состояниями жизни, и страх духовный, связанный с высшими состояниями. Психологически страх есть всегда страх перед страданием.». Далее Николай Александрович говорит о том, что «страх есть результат разорванности, раздельности, отчужденности, покинутости» - в его понимании это отдаленность человека от Бога. С точки зрения восприятия человека как социального существа можно утверждать, что страх испытывается человеком, которому не на кого положиться в момент опасности (т.е. он ощущает себя отделенным от других, покинутым и т.п.).

«Страх правит миром. Власть по природе своей пользуется страхом. Человеческое общество было построено на страхе. И потому оно было построено на лжи, ибо страх порождает ложь. Есть боязнь, что правда уменьшит страх и помешает управлять людьми. Чистая правда могла бы привести к падению царств и цивилизаций. Поэтому и христианство приспособилось к страху. Периодически управление страхом приводит к тоталитарному строю и к террору. Во всякий авторитет входит элемент страха. И противоположна страху свобода. Истина о свободе скрывалась из страха.»1.

Таким образом, можно сказать, что страх — это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

Рассмотрение данного понятия через призму словарной литературы дает нам следующую картину. В.И. Даль: «Страхъ - страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души отъ испуга, отъ грозящаго или воображаемого бедствия...Предмет рождающий страхъ...Гроза, угроза или острастка, покорство устрашонного, послушание; осознание ответственности...Много, безъ числа, несметно, пропасть и т.п.»2

С.И. Ожегов: «Страх - 1. Очень сильный испуг, сильная боязнь. 2. События, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса. В просторечии «страх» обозначает «очень, чрезвычайно»3. В «Словаре русского языка» С. Ожегова написано, что опасаться — значит бояться, т. е. испытывать беспокойство, страх. Опасение — это беспокойство, чувство тревоги, предчувствие опасности. Наконец, опасливый — это человек осторожный,

1 Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. - М., 1986.

2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т 1-4 - М.,1994.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред.Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус.яз., 1987.- 797с.

действующий с опаской («как бы чего не вышло»). Отсюда опасение и боязнь — это скорее синонимы, отражающие чаще тревогу, чем страх.

Советский энциклопедический словарь трактует страх так: «Страх -отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С. Кьеркегором, различившим эмпирический страх - боязнь перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх - тоску, специфическую для человека. В некоторых философских теориях страх рассматривался как причина возникновения религиозных верований (Лукреций, Д. Юм, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.)»4.

Словарь психологических терминов дает следующее определение: «Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. Диапазон оттенков страха: опасение, боязнь, испуг, ужас»5.

Итак, анализ вышеуказанной литературы позволяет выделить ряд дихотомий в определении страха - «биологический - социальный», «эмпирический - метафизический»; а также увидеть различные степени проявления состояния страха. Важным, с психологической точки зрения, является тот факт, что страх у человека может возникать при предвосхищении события (а не только в момент протекания события, как это происходит у животных). Однозначным же является только то, что страх -это эмоциональное состояние живого существа.

Следует остановиться на рассмотрении термина «фобия». Фобии -это навязчивые страхи (разновидность навязчивых состояний). Людей, подверженных фобиям, постоянно мучает неослабевающая тревога. Известны сотни различных видов фобий: например, клаустрофобия (страх замкнутых пространств), агорафобия (страх открытых пространств), нозофобия (страх заболеть каким-либо заболеванием), лиссофобия (страх сойти с ума), мизофобия (страх загрязнения), танатофобия (навязчивый страх смерти и пр., которые подразделяются на 3 категории: к

специфическим фобиям относится не переносимость каких-либо насекомых, или полетов на самолете, и т.д; боле сложный вид, сопровождающийся паническим страхом, который овладевает человеком без всякой на то причины; наиболее неприятной считается социофобия (страх перед человеческим обществом, перед социальными или профессиональными проблемами), она может вызвать приступ паники, сопровождаемый сильным сердцебиением, одышкой, потовыделением. Началом систематического изучения фобий принято считать 1871 г., когда К.Ф.Вестфаль описал агорафобию, указав, что фобии всплывают в сознании человека помимо его воли и не могут быть произвольно изгнаны из сознания.

Проанализировав понятия «страха», «фобии», рассмотрим, каких же видов они бывают.

В середине ХХ века Дж. Вольпе изучил большое количество различных социальных страхов. Некоторые из них встречались довольно часто ^о1ре, 1958).

Это: - страх критики; - страх быть отвергнутым; - страх оказаться в центре внимания; - страх показаться неполноценным; - страх начальства; -

4 Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1632с.

5 Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

страх новых ситуаций; - страх предъявлять претензии; - страх не суметь отказать в требовании; - страх сказать "нет".

Если в случае классических фобий мы довольно часто можем встретить выраженные монофобии, т.е. боязнь чего-то одного и определенного, то применительно к социальным страхам эти случаи довольно редки. Большинство социальных страхов имеют комплексный характер, то есть человек редко боится только начальства. Чаще всего вместе с этим он боится и критики, и предъявлять требования, и оказаться в центре внимания. Социальные страхи легко распространяются на смежные социальные ситуации и схожие социальные объекты, что в конечном счете приводит к повышенной личностной тревожности и невротизации.

Одним из первых в России (в 1927 году) предпринял попытку дифференцировать разные виды страха психолог и психиатр Н. Е. Осипов (2000). Он писал, что при восприятии реальной опасности у человека появляется страх, при восприятии таинственного, фантастического — жуть, а при восприятии комбинации того и другого — боязнь. Ужас испытывается при наличии всяких моментов опасности одновременно. Эта классификация опирается лишь на внешние причины появления страха, но не раскрывает психофизиологические различия разных видов страха. Поэтому остается вопрос: не являются ли разные словесные обозначения страха просто синонимами?

Международная классификация психических заболеваний (МКБ -10) следующим образом классифицирует патологические формы страха (см. таблицу 1).

Таблица №1.

Классификация страхов по МКБ - 10.

Тревожно-фобические расстройства F40.00. Агорафобия без панического расстройства F40.01. Агорафобия с паническим расстройством F40.1. Социальная фобия

F40.2. Специфические (изолированные) фобии

F41. Другие тревожные расстройства

F41.0. Паническое расстройство

Р41.1. Генерализованное тревожное расстройство

F41.2. Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F42. Обсессивно-копмульсивное расстройство

Внесение в МКБ-10 социальных страхов (Б 40.1) в качестве отдельной категории предполагает возможность сделать некоторые комментарии.

Во-первых, МКБ-10 существенно отступает от медицинской картины болезни в пользу психологической (Вильсон, 2000).

Во-вторых, косвенно указывается и на более широкий социальнопсихологический и социальный контекст возникновения дезадаптивных страхов.

И в третьих, содержит намек на то, что механизм возникновения классических фобий может быть схожим с механизмом возникновения социальных страхов. Следует отметить, что особая роль среди социальных страхов отводится двум достаточно близким формам, имеющим свою специфику, — страху ответственности и страху экзаменов. Первый из них опасен своим продолжительным действием, второй, хотя и является кратким, порой достигает значительной силы.

Схожую картину мы находим в классификаторе психических

расстройств Американской психологической ассоциации (DSM-ГV). Начиная с 1980 года, помимо классической агорафобии и специфических монофобий в поле зрения психотерапевтов попадает социальная фобия - страх публичного присутствия в ситуациях, в которых ожидается оценка со стороны других людей. Психологи, так или иначе, имели дело с субклиническими формами страхов при застенчивости, неуверенности в себе, скованности и стеснительности.

Страх темноты, бессонницы, воды, высоты, бедности, насилия, ограбления, войны или увольнения, страх за родных и близких, страх смерти

- простое перечисление различных форм страха может занять несколько страниц и свидетельствует лишь о том, что так или иначе проблема определения причин и терапия страха всегда была актуальной психологической и психотерапевтической задачей.

Одной из современных отечественных классификаций видов страхов является классификация страхов по Ю.В. Щербатых.

1.«Природные» страхи: атмосферные явления, астрономические явления, вулканы и землетрясения. животные.

2. «Социальные» страхи: страх ответственности, страх перед

экзаменами и др.

3.Страхи, которые мы создаем сам: страх несуществующих явлений, страх темноты, «внутренние» страхи (страхи собственных мыслей и поступков), страх будущего.

4.Классификация страха по силе: от легкой тревоги до ужаса.

5.Страхи понятные и неосознанные.

6.Страх смерти.

7.Детские страхи: страх одиночества, посторонних людей,

конкретной угрозы извне, сказочных образов, врачей, резких звуков, «социально заимствованные» страхи и др.

Остановлюсь подробнее на категории детские страхи. Самые распространенные детские страхи: боязнь одиночества и замкнутого

пространства. Они же, кстати, являются и самыми опасными. Потому что здесь источником страхов становится то, что ребенку ближе и роднее всего: родители и дом.

Часто эти страхи возникают оттого, что родители грозят ребенку тем, что отдадут его чужим, либо оставят одного или лишат своей любви. И ребенок верит, что его отдадут, выгонят из дома и так далее. Некоторые родители наказывают за непослушание или проступок ребенка тем, что ставят его в угол, либо запирают в комнате или других замкнутых пространствах. Это и есть наказание одиночеством и нелюбовью -уникальное средство сделать ребенка забитым и невротиком.

Особенно часто страхи одиночества возникают и в семьях, где родители излишне беспокойны или излишне требовательны, либо к разным детям в одной и той же семье предъявляют противоположные требования.

В школьном возрасте появляются новые причины для страхов. Для учеников начальных классов типичен страх плохой оценки и одновременно -боязнь родительского наказания. Может появиться страх перед директором, учителем, самой школой. Вообще же семейные отношения в это время принимают для ребенка особое значение. Потому что в разновозрастной школьной среде на него обрушивается масса новых впечатлений, знаний, как в общении, так и в учении. И потому что теперь между ним и родителями выстраиваются новые отношения, связанные с учебой в школе.

В старших классах конкретные страхи часто сменяются общим состоянием повышенного беспокойства, тревожностью. Оно выражается в повышенной мнительности, в напряженном ожидании опасности. Предмет страха здесь может меняться часто и неожиданно не только для

родителей, но и для самих подростков. Подростки боятся - то заболеть тяжело, даже умереть, то оказаться униженным, то остаться на всю жизнь низкорослым, толстым, худым - короче говоря, некрасивым.

Причем все вышеуказанные страхи на время становятся глобальными. И поэтому именно в подростковом возрасте так нередки у подростков проявления симптомов легкой депрессии и даже попытки самоубийства. Впрочем, даже если родители ведут себя неправильно, у большинства подростков со временем они отходят на второй, третий планы.

Таким образом, мы охарактеризовали понятие «страх» и перечислили некоторые классификации видов страхов. Далее мы рассмотрим причины, которые порождают чувство страха.

2. Причины страхов

Фобии возникли задолго до того, как появились лифты, самолеты и другие замкнутые средства передвижения. Древнегреческое слово «рЬоЬо8» (страх) - родоначальник современного термина «фобия», на что уже указывалось выше. Генетическая память на уровне хромосом и генов сохранила и перенесла через века страхи наших предков. Время и цивилизация изменяли эти страхи, добавляли к ним новые.

Н.А. Бердяев в работе «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» писал: «Неисчислимое количество насилий и жестокостей в человеческой жизни есть порождение страха. Террор есть страх не только тех, на кого он направлен, но и тех, кто его практикует. Известно, что одержимый манией преследования не только испытывает страх, но и начинает преследовать других и ввергать в состояние страха. Самые страшные люди - это люди, одержимые страхом. Страх действует разрушительно».

Состояние страха является довольно типичным для человека, особенно в экстремальных видах деятельности и при наличии неблагоприятных условий и незнакомой обстановки. Во многих случаях механизм появления страха у человека является условнорефлекторным, в результате испытанной ранее боли или какой-либо неприятной ситуации. Возможно и инстинктивное проявление страха. Обобщая многочисленные описания фобий, можно определить их как интенсивный навязчивый страх с четкой фабулой, которая вызывается определенным стимулом, возникающим при сохранении критического отношения человека к своему состоянию. По мнению психиатров, фобии чаще всего встречаются у астенических и шизоидных личностей, хотя при определенных условиях они возможны и у психически уравновешенных людей.

В человеческий мозг «зашито» огромное количество древних программ. Поскольку одним из условий выживания наших древних предков (по мнению современной науки) было наличие у них хорошей реакции, врожденное чувство опасности помогало им быстро распознавать те места и явления, которые представляют особую угрозу для жизни, моментально оценить риск и принять решение: убежать или сражаться.

Российские психологи считают, что фобии проявляются чаще у людей определенного типа личности и темперамента. Обычно сангвиники не становятся жертвами невротических страхов. Редко они проявляются и у флегматиков. А вот холерики и меланхолики наиболее уязвимы - одни в силу излишней возбудимости и подвижности психики, другие за счет слабости нервных процессов.

В зависимости от позиций авторов отмечаются различные причины, вызывающие страх. Джон Уотсон называл несколько «страшных» стимулов: внезапные громкие звуки, внезапная потеря опоры, толчки и удары в момент засыпания. Прочие стимулы, запускающие реакции

страха, с его точки зрения, являются комбинацией уже названных. Дж. Боулби (Boulby,1973) отмечает, что причиной страха может быть как присутствие чего-либо угрожающего, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность (например, матери для ребенка). Дж. Грэй (Gray, 1971) считает, страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время. В рамках социально-когнитивной теории А. Бандуры (2000) было показано, что многие новые образцы поведения и эмоциональные реакции могут возникать в результате подражания (обучения на моделях). Человеку достаточно видеть, чего боятся окружающие его люди (в первую очередь - родители), чтобы начать бояться того же самого. Многие авторы отмечают, что страх вызывается объектом (предметом, человеком, явлением природы), но бывают и беспредметные страхи, т. е, не связанные ни с чем конкретным.

Дж. Боулби выделил две группы причин страха: «природные стимулы» и «их производные». Он полагает, что врожденные детерминанты страха связаны с ситуациями, которые действительно имеют высокую вероятность опасности. Производные стимулы больше подвержены влиянию культуры и контекста ситуации, чем природные стимулы. Дж. Боулби считает одиночество наиболее глубокой и важной причиной страха. Он связывает это с тем, что как в детстве, так и в старости вероятность опасности при болезни или одиночестве значительно возрастает. Кроме того, такие природные стимулы страха, как незнакомость и внезапные изменения стимуляции, значительно сильнее пугают на фоне одиночества. Природные стимулы страха: высота, боль, одиночество, незнакомость, внезапное

приближение, внезапное изменение стимула; Производные стимулы страха: незнакомые предметы, темнота, боязнь животных, незнакомые люди.

К. Изард подразделяет причины страха на внешние (внешние процессы и события) и внутренние (влечения и гомеостатические процессы, т. е. потребности, и когнитивные процессы, т.е. представление человеком опасности при воспоминании или предвидении).

Во внешних причинах он выделяет культурные детерминанты страха, являющиеся, как показано С. Речменом (Rachman, 1974), результатом исключительно научения (например, сигнал воздущной тревоги). С этой точкой зрения не согласен Дж. Боулби, который полагает, что многие культурные детерминанты страха при ближайшем рассмотрении могут оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Например, боязнь воров или привидений может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии — рационализацией страха грома и т. д. Многие страхи связаны с боязнью боли: ситуации, которые вызывают боль (угроза боли), могут вызывать страх независимо от наличного ощущения боли. Речмен возражает против концепции травматического обусловливания страха, которая импонирует многим ученым (среди отечественных ученых большое место связи боли и различных видов страха уделяет В. С. Дерябин). Он отмечает тот факт, что многие люди боятся змей, однако никогда не имели с ними контакта, тем более болезненного.

Е. А. Калинин (1970) в качестве детерминант страха у гимнастов отмечает недолеченную травму, недостаточный опыт выступления в ответственных соревнованиях, длительный перерыв в выступлениях.

А. С. Зобов (1983) все опасности, вызывающие страх, разделил на три группы:

1) реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности; 2) мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию; 3) престижные,

угрожающие поколебать авторитет личности в группе.

Очевидно, что в каждой стране и регионе проживания могут иметься свои специфические страхи. Вот, например, чего боялись россияне в конце XX века по данным НИИ социального анализа и статистики: 32 % боятся, что их родные и близкие могут серьезно заболеть; собственным здоровьем озабочены 25 %; преступностью — 20 %; возможной бедностью — 19%; боятся произвола властей 18%; ухудшения экологической обстановки — 14 %; наступления старости и физической боли — 13 %; начала

крупномасштабной войны —11%; развязывания межнациональных конфликтов — 9%; одиночества — 8%; массовых репрессий типа сталинских

— 7%; гибели человечества — б %; гнева Божьего — 3 %; собственной смерти — 2 % (Аргументы и факты. —2000.- №8 (1009).-С. 24).

Таким образом, функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, может побуждать искать пути ее избегания либо ввергать в состояние депрессии или другие неблагоприятные для человеческой психики состояния.

Изученная литература дает понимание того, что на сегодняшний день ученым не удалось раскрыть до конца причины появления и развития фобий. Однако, определить насущный страх (или группу страхов) клиента и справиться с ним современная психология, психотерапия и т.п. науки могут помочь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольпе Д. На пути к созданию научной психотерапии // Эволюция психотерапии. Т.2. Москва: НФ "Класс", 1998, с.255-272.

2. Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер-Прес,1999

3. Щербатых Ю.В. Психология страха.- М., 1999.

СОСТОЯНИЕ «БАРЬЕРА» ОБЩЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО

ДИАГНОСТИКИ

Т.В. Эксакусто

ТРТУ, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, тел/факс (8634)312-016, E-mail: env@fib.tsure.ru

На сегодняшний день существует большое количество исследований, в которых с разных позиций описывается и изучается явление затрудненного общения (Брудный А.А., 1989; Байлфусс К., 1988; Бодалев А.А., Ковалев Г.А., 1992; Гришина Н.В., 1990; Залюбовская Е.В., 1984; Куницина В.Н., 1991; Лабунская В.А., 1997; Парыгин Б.Д., 1973; Рояк А.А., 1988; Цуканова Е.В., 1985; и другие). При изучении затрудненного общения преобладают работы, направленные на поиск некоторого устойчивого набора качеств личности и ее умений, обеспечивающих оптимальное или затрудненное общение. В то же самое время в отечественной психологии недостаточно представлены работы, в которых рассматриваются характеристики личности не как потенциального или универсального субъекта затрудненного общения, а как субъекта, переживающего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.