Перед собравшимися с докладами выступили П.А. Пожигайло, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, президент Фонда «Политика», доктор исторических наук Никонов В.А., ученый секретарь Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, кандидат исторических наук Могилевский К.И., председатель комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Мокрый В.С., директор Института проб-
лем глобализации, член правления ВЭО России, доктор экономических наук Делягин М.Г. и многие другие представители сообщества ученых.
* * *
Предлагаем вниманию читателей доклад П.А. Пожигайло. Другие выступления, вызвавшие наибольший интерес у участников конференции, читайте в следующих номерах нашего журнала.
Столыпинская программа преобразования России
П.А. Пожигайло
статс-секретарь - заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, президент Фонда изучения наследия П.А. Столыпина, вице-президент Вольного экономического общества России, кандидат исторических наук
Фонд изучения наследия П.А. Столыпина за 5 лет своей работы опубликовал значительный массив документов, позволяющих объективно судить о направленности и содержании столыпинских преобразований1.
Россия начала ХХ века очень отличается от современной России и политически, и экономически, и ментально. Однако анализ столыпинской программы показывает, что реформатор по большому счету имел дело с теми же проблемами государственного строительства, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Основными из них являются проблемы формирования гражданского общества и правового государства, вопросы функций государства и взаимоотношений ветвей власти, проблемы местного самоуправления и эффективного распределения
полномочий и, наконец, вопросы реорганизации структуры земельной собственности. Великая историческая заслуга П.А. Столыпина состоит в том, что он осознал эти проблемы и предложил системный подход к их решению.
Хотелось бы обозначить общие контуры столыпинской программы, ее идеологию. Столыпинская программа, не будучи формально статуированной, представляет собой совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, нередко коренные, изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая часть осталась нереализованной.
1 Эти документы включают и авторские рукописи Столыпина, и тексты законопроектов, подготовленных Министерством внутренних дел (которое Столыпин возглавлял, будучи премьером), и тексты деловых бумаг Правительства Российской империи, Правительствующего Сената, и личные резолюции и рескрипты Николая II, а также личную переписку (например письма жене) и относящиеся к той исторической эпохе документы, которые в той или иной мере, прямо или косвенно могут служить подтверждением объемного замысла реформ. Одни из них остались только проектами, другие дошли до Государственной Думы, в том числе претерпев разного рода изменения, сохранив или не сохранив ключевое содержание. Судьба у всех документов была разной, но они собраны, в большинстве своем опубликованы и позволяют судить о деятельности Столыпина так сказать «многомерно». Эти документы объединяет и то, что все они были в «зоне» внимания Столыпина, обобщены, осмыслены и включены в единый замысел.
Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина -некоторые достались ему «по наследству». Однако именно П.А. Столыпин объединил проекты в цельную систему, в их основе лежало целостное представление реформатора о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе. Таким образом, мы можем говорить о том, что у Столыпина была самостоятельная концепция преобразований.
П.А. Столыпин прекрасно осознавал масштабность переживаемой Россией в начале XX века трансформации и давал ей адекватные определения: «эпоха перемен», «период перестройки», «великий исторический перелом», «время переустройства всех государственных законодательных устоев» и т. д.
В рамках переходного периода Столыпин предлагал решить две взаимосвязанные проблемы. Первая (так называемая отрицательная задача) состояла в оперативном прекращении революции. Вторая (так называемая положительная задача) сводилась к проведению системных реформ, позволявших в конечном счете создать динамично развивающуюся Россию. Как известно, с отрицательной задачей Столыпин справился и фактически обеспечил России 12-летнюю паузу между революцией 1905 года и революциями 1917 года.
В решении положительной задачи П.А. Столыпин считал важнейшим фактором российский исторический опыт формирования и функционирования государственности, социо-культурные традиции русского народа.
Красной нитью через все сохранившиеся столыпинские тексты проходит мысль о необходимости идти «своим, русским, национальным путем» как при разработке исходного замысла преобразований, так и во всей технологической «цепочке» их реализации.
Руководящая идея Столыпина состояла в том, что реформы в своей совокупности должны непременно способствовать укреплению государственного единства и целостности России. При этом такое укрепление
должно осуществляться на основе «исторического ядра» государственности - русского народа и православия.
Реформатор подчеркивал, что выделение им этого «ядра» ни в коей мере не означает ущемление и тем более автоматическое поглощение других многочисленных этносов и конфессий. В понимании Столыпина речь шла о сохранении и упрочении «русского ствола», выполнявшего «цементирующую роль» в многовековой истории России.
Столыпин обращал внимание не только на необходимость внутренней политической стабильности в стране, но и на упрочение международного престижа России. Являясь противником силовых методов разрешения внешнеполитических конфликтов, особенно в условиях сохранявшейся внутренней кризисной ситуации, он прекрасно осознавал возможность втягивания страны в войну и понимал важность обладания мощным оборонным потенциалом. Внутриполитическая стабилизация и благоприятная международная обстановка должны были стать, по мысли Столыпина, необходимым условием эффективности трансформационных процессов на протяжении всего переходного периода.
Ведущим «маховиком» трансформации Столыпин считал исполнительную ветвь власти в лице сильного правительства, назначаемого монархом и действующего под его личным контролем. Правительству следовало взять на себя всю тяжесть ответственности за судьбы страны и создать стройный и эффективный центральный и региональный аппарат управления.
В условиях переходного периода огромное значение приобретала проблема сотрудничества исполнительной и представительной ветвей власти. Столыпин неоднократно подчеркивал, что Дума является важнейшим фактором «воссоздания государственных устоев порядка», что обеим ветвям власти важно найти «тот язык, который был бы одинаково нам понятен». Таким «языком», по его мнению, должно было стать сходное понимание правительством и «молодым народным представительством» общенациональных и общегосударственных
задач. «Правительство, - подчеркивал Столыпин, - готово в этом направлении приложить величайшие усилия: его труд, добрая воля, накопленный опыт предоставляется в распоряжение Государственной Думы».
Один из важнейших элементов столыпинской программы - реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности. В этом плане ключевое значение имел Указ от 5 октября 1906 года «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который непосредственным образом касался миллионов крестьян. Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе перехода от сословного общества к гражданскому.
В проекте «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции» Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых, личность, получив права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалась в духе правопорядка и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с ее ответственностью перед законом.
Консолидирующую политическую и социальную функцию выполнял комплекс законопроектов конфессионального характера. Считая правильным первенствующее положение православной церкви, Столыпин вместе с тем настаивал на юридической защите прав и чувств представителей других конфессий. Также ему принадлежит важная роль в практической реализации положений Манифеста от 17 октября о свободе совести. Предоставление старообрядцам и сектантам права открыто исповедовать свою веру, а также гражданских прав имело огромное значение для вовлечения в единый модернизационный процесс боль-
шого числа активных граждан. Принципиально важный шаг был сделан Столыпиным в снятии разного рода национальных ограничений, что прежде всего касалось еврейского населения. Столыпин понимал, что от предоставления значительной части населения возможности передвигаться и работать «России будет не ущерб, а благо».
Получая гражданские права и свободы, «становящаяся личность» непосредственно приобщалась к процессу выработки и принятия решений на всех уровнях. Реализация столыпинских проектов о правах и свободах граждан, безусловно, способствовала формированию в России нового типа личности - свободной, творчески активной, целеустремленной в выборе жизненной позиции и профессиональной ориентации. Именно такая личность и обеспечила динамизм экономического роста в стране, создала основу социальной мобильности и политической стабильности.
Одной из важнейших составляющих столыпинской программы реформ была задача обеспечения социального партнерства между различными слоями населения. Столыпин предлагал законодательно закрепить право рабочих на экономические стачки, считая естественным их стремление к самоорганизации и борьбе за улучшение своего материального положения. Реформа рабочего законодательства мыслилась Столыпиным в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны, планировалось постепенное ограничение административного вмешательства в отношения рабочих и предпринимателей, предоставление тем и другим необходимой свободы действий, а с другой - оказание реальной материальной помощи рабочим путем страхования, а также организации врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин.
Гибким и дифференцированным был подход к социальным гарантиям рабочих. До Столыпина оказание денежных пособий рабочим, здоровью которых на предприятии был нанесен ущерб, всецело входило в область частной инициативы промышленников. Когда Столыпин возглавил правительство, то в России впервые была разработа-
на и внедрена система социального страхования, нашедшая отражение в десяти законопроектах. Страховое законодательство явилось одним из тех элементов столыпинской модели модернизации, который был воплощен уже после смерти премьера. Тем не менее в этом законодательстве выпукло и ярко отражен характер реформ, их направленность на расширение прав личности и вместе с тем на приобретение этой личностью еще и обязанностей, обусловленных нахождением в обществе. Рабочий должен был платить страховые взносы, но в то же время был уверен, что в случае болезни или несчастного случая он или его семья не останутся вовсе без средств к существованию. Также характерно для столыпинских реформ особое внимание государства к инициированным им процессам. Обоснованно не доверяя промышленникам и не наблюдая правового сознания у рабочих, правительство бралось контролировать каждый их шаг в страховом деле.
Столыпин хорошо сознавал тесную зависимость экономического и политического развития страны от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Еще работая в Гродно, он наставлял местных помещиков-«зубров»: «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не поведет его к анархии». Возглавив правительство, Столыпин планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включающую начальное, среднее и высшее образование. При этом подчеркивалась мысль о необходимости именно «законченного круга знаний» на каждой ступени образовательного цикла.
В проекте «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» говорилось: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный круг обучения в правильно организованной школе». Были разработаны типовые образцы школьных сетей (начальных и высших начальных училищ), составлены
необходимые инструкции, планировалось повышение заработной платы учителям. Окончательного законодательного решения по проекту вынесено не было. Между тем его реализация привела бы к постепенной ликвидации безграмотности населения.
Правительство Столыпина прилагало массу организационных усилий к тому, чтобы «становящаяся личность» была грамотной. От этого без преувеличения зависел успех реформ. За 1907-1911 годы ассигнования на начальную школу возросли в 4 раза - с 9 миллионов до 35,9 миллиона рублей. Законом от 22 июня 1909 года был образован специальный школьный строительный фонд, из которого отпускался льготный кредит на строительство школ.
Вместе с тем поощрялась частная инициатива. Были подготовлены «Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения», согласно которым частные общества, товарищества и лица могли утверждать низшие, средние и высшие учебные заведения, классы и курсы.
В контексте общего стратегического замысла модернизации и увеличения доступности образования разрабатывался пакет проектов в области подготовки учительских кадров. Правительство ассигновало значительные средства на переподготовку учителей средней школы, организацию для них ознакомительных поездок за границу. Рост расходов на образование шел опережающими темпами. За 13 лет государственные затраты на образование выросли более чем в 4 раза, в то время как прочие расходы - только в 2 раза (рис. 1).
С целью преодоления недостатков в подготовке преподавателей высшей квалификации правительство разработало ряд проектов, направленных, с одной стороны, на подготовку профессоров в России и за рубежом, а с другой - на улучшение их материального положения. Следует особо подчеркнуть, что Столыпин придавал принципиально важное значение развитию отечественной науки и культуры. К сожалению, в отечественной историографии эта сторона его деятельности практически не затрагивается.
3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 ООО 500 О
094
У
./
У 1460
У ~—'
У
У 30 143
□ Расходы на образование
■ Прочие расходы
1900 1913 годы
Рис. 1. Рост расходов на образование, млн р.
Прекрасно осознавая, что декларирование прав и свобод личности само по себе важно, но явно недостаточно, Столыпин считал необходимым реализовать всеобъемлющую судебную реформу. Огромное значение имела реформа местного суда, поскольку ее целью было обеспечить действительное равенство перед законом всех граждан независимо от сословной принадлежности. Этот аспект, а также принцип независимости суда от администрации и единые правила устройства судебной части создавали необходимые предпосылки для перехода к правовым основаниям функционирования государства.
На демократизацию и гуманизацию судебной системы, укрепление в сознании населения мысли о «святости и нерушимости закона» была направлена целая серия столыпинских проектов, в частности «О введении состязательного начала в обряд предания суду», «О введении защиты на предварительном следствии», «Об условном досрочном освобождении» и «Об условном осуждении». Одновременно с гуманизацией судопроизводства в отношении рядовых подданных правительство Столыпина разработало ряд проектов, совершенствовавших систему гражданской и уголовной ответственности должностных лиц.
Реагируя на «преступную деятельность революционных организаций», направленную на «ниспровержение существующего
государственного строя и основ общественности», П.А. Столыпин предложил ввести систему исключительно упрощенного судопроизводства. Законопроект «Об учреждении военно-полевых судов», принятый по 87 статье Основных законов, намертво прикрепил к Столыпину ярлык «обер-веша-теля». Решение не было простым, однако «во время народных волнений и бедствий, когда враги общественности и государства посягают на самые основы общежития и когда преступная деятельность злоумышленников приобрела угрожающие размеры», Столыпин не видел иного выхода. Наряду с законопроектом о военно-полевых судах был предложен принципиально важный «Проект исключительного положения», призванный в известной мере ограничить возможности государственного произвола.
С целью повышения эффективности репрессивного аппарата государства Столыпиным был предложен проект реформирования силовых ведомств. Был подготовлен проект «Устава полицейского», в котором четко прописывались права и обязанности полиции, структура и компетенция ее органов. Также в целях повышения эффективности полиции были предприняты меры к организации централизованного уголовного розыска.
Столыпин выступал последовательным и решительным сторонником укрепления военно-стратегической мощи России. Помимо того, что сильная, укомплектованная по по-
нятным принципам армия была необходима государству для защиты внешних границ, она являлась и мощнейшим социальным фактором.
Важным структурным компонентом столыпинских реформ являлись преобразования в области управления, которые должны были обеспечить усиление исполнительной вертикали власти. В ряду планируемых мер принципиально важное значение приобретала реформа местного управления. Стратегическая задача Столыпина заключалась в том, чтобы максимально устранить имевшие место противоречия, порождавшие земскую оппозицию правительству, и направить усилия на решение задач общегосударственного и регионального масштабов. Предложенные им реформы были направлены на четкое разделение функций местных землевладельцев (независимо от сословной принадлежности) и представителей государства. Государство усиливало свое присутствие на низовом уровне вплоть до уезда и его составной части - участка. Вместе с тем многие управленческие функции и соответствующие им источники дохода передавались в фактически вновь создаваемую мелкую земскую единицу - мечту российского либерала. Подчеркнем, что старт местной реформы никогда не увязывался Столыпиным с окончательным успокоением деревни. Смысл предпринимаемых усилий был в их комплексности. Только четко разграничивая полномочия, настаивая на соблюдении законности и обеспечивая населению возможность апелляции к праву, можно было обеспечить движение к правовому государству.
Столыпинским правительством был разработан ряд законопроектов, направленных на стимулирование экономического роста. В частности, был открыт широкий доступ крупному частному капиталу к разработке угольных и нефтяных месторождений, добыче золота и платины, освоению новых территорий в Сибири, Приморье, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье. Планировалось дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры: строительство железных дорог (например второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога и т. д.),
шоссейных и грунтовых дорог, морских портов и торговых гаваней, развитие средств телефонного и телеграфного сообщения и т. д. В соответствии с потребностями экономики правительство Столыпина изменило устаревшую нормативную базу деятельности промышленных и финансовых структур. Была предложена явочная система учреждения акционерных промышленных обществ и банков. Правительство выработало проект устройства и открытия заведений фабричнозаводской и ремесленной промышленности, который, упростив эту процедуру, централи-зовывал и унифицировал порядок открытия промышленных предприятий.
Ряд проектов был направлен на совершенствование кредитно-финансовой системы, упорядочение налогов и сборов, совершенствование таможенных тарифов, предоставление тех или иных прав и льгот российским и иностранным промышленникам и предпринимателям, что способствовало экономическому росту, деловой активности среднего класса.
Учитывая назревшую потребность реформирования архаичной налоговой системы, правительство разработало проект введения в России прогрессивного налога, который, с одной стороны, должен был изменить приоритеты налогообложения с целью «достижения возможной равномерности обложения и возможного освобождения широких масс неимущего населения от дополнительного налогового бремени», а с другой - стимулировать население активнее вкладывать средства в различные сферы экономики. Динамичный рост государственного бюджета на протяжении пяти лет пребывания Столыпина у власти позволял использовать его не только собственно на государственные нужды (содержание центрального и местного аппаратов, армии и флота, образование, реализация реформ и т. д.), но и передавать часть средств земским и городским управам на социальную сферу, дальнейшее развитие образования и культуры. На диаграмме, представленной на рисунке 2, видно, что с 1904 по 1913 год доходная часть государственного бюджета Российской империи не только выросла в 1,4 раза, но и начиная с 1910 года сам бюджет стал бездефицитным.
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
Г''-
со
-------------
Я см
-ем-
о-М
ю 00 ю ^ см см
ю
о
_£0_
см
#■
ю
Гйй.
□ Доходы ■ Расходы
1904 1907 1910 1913
Рис. 2. Государственный бюджет России в 1904-1913 годах, млн р.
Судьбоносное значение для России имела предложенная Столыпиным аграрная реформа. Реформатор отдавал себе отчет в том, что если не освободить многомиллионное крестьянство от традиционных общинных пут, если не предоставить ему законное право выхода из общины, то говорить о предоставлении личности гражданских и политических свобод вообще бессмыслен-
но. Соотношение городского и сельского населения в России в 1908-1914 годах наглядно показывает, что в ту пору земледельческий класс составлял 85 процентов от всего населения страны (рис. 3). Оттого, насколько частное крестьянское хозяйство станет рационально организованным и конкурентоспособным, зависел динамичный рост экономики России в целом.
Городское
население
15%
население
85%
Рис. 3. Соотношение городского и сельского населения в России в 1908-1914 годах
Указ от 9 ноября 1906 года ликвидировал насильственное прикрепление к общине и уничтожил закрепощение личности, несовместимое с «понятием о свободе человека и человеческого труда». Но чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, подчеркивал Столыпин, следует дать
возможность «укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность». Считая чувство личной собственности природным свойством человека, Столыпин настаивал на том, чтобы в России сформировался мощный класс крестьян-собственников, который в аграрно-крестьянс-
кой стране станет, с одной стороны, основным источником формирования среднего класса, а с другой - прочным фундаментом гражданского общества и правового государства.
Помимо указа от 9 ноября 1906 года, правительством Столыпина был разработан пакет документов, направленных на создание благоприятных условий для превращения крестьянина в личного собственника. Так, в распоряжение крестьян передавались казенные, удельные, кабинетские земли. Правительство
наметило меры по совершенствованию системы кредитования крестьян-собственников посредством рационализации деятельности Крестьянского поземельного банка и приступило к мобилизации крестьянских общественных капиталов, которые планировалось обратить на нужды развития мелкого сельскохозяйственного кредита. Инфраструктурному обеспечению этой задачи была подчинена деятельность земских касс мелкого кредита и учреждений кредитной кооперации (рисунки 4 и 5).
Рис. 4. Земские кассы мелкого кредита в 1908-1914 годах (общее количество, единиц)
Рис. 5. Учреждения кредитной кооперации в России в 1906-1914 годах (общее количество, единиц)
В целом ряде землеустроительных проектов, и особенно базовом из них - проекте «Наказ землеустроительным комиссиям», намечалась программа первоочередных мер правительства по содействию крестьянам в улучшении условий землевладения и порядка землепользования. Ставилась задача создать на малозаселенных землях эффективное частное крестьянское землев-
ладение, что позволило бы постепенно изменить общинный менталитет крестьянского сознания, способствовало сознательному выбору между традиционными и новыми системами земледелия и хозяйствования.
Осуществляя переселенческую политику, правительство Столыпина преследовало и задачу геостратегического характера. Ее суть состояла в том, чтобы на окраинах империи
из переселенцев создать надежный «русский оплот», что позволило бы воспрепятствовать проникновению на Дальний Восток мигрантов из сопредельных азиатских стран. Динамика численности населения Российской империи за 1897-1914 годы свидетельствует о
том, что к 1913 году население империи выросло примерно на одну треть и составило 174 миллиона человек. Примерно такими же темпами росло и население европейской части империи. В то же время население Сибири выросло в 1,7 раза (табл.).
Таблица
Численность постоянного населения Российской империи в 1897 и 1909-1914 годах (по данным ЦСК МВД по состоянию на январь, тыс. чел.)
Регионы Годы
1897 1909 1910 1911 1912 1913 1914
Европейская Россия 94 244,1 116 505,5 118 690,6 120 558,0 122 550,7 125 683,8 128 864,3
Польша 9 456,1 11 671,8 12 129,2 12 467,3 12 776,1 11 960,5 12 247,6
Кавказ 9 354,8 11 392,4 11 735,1 12 037,2 12 288,1 12 512,8 12 921,7
Сибирь 5 784,4 7 878,5 8 220,1 8 719,2 9 577,9 9 788,4 10 000,7
Средняя Азия 7 747,2 9 631,3 9 973,4 10 107,3 10 727,0 10957,4 11 103,5
Финляндия 2 555,5 3 015,7 3 030,4 3 084,4 3 140,1 3 196,7 3 241,0
Итого по империи 129 142,1 160 095,2 163 778,8 167 003,4 171 059,9 174 009,6 178 378,8
Без Финляндии 126 586,6 157 079,5 160 748,4 163 919,0 167 919,8 170 902,9 175 137,8
Большое значение придавалось финансовой поддержке всего переселенческого дела. В целом ряде проектов были разработаны условия отпуска средств на общеполезные надобности переселенцев, выдачу льготных ссуд на сельскохозяйственные улучшения, а также на льготные ссуды и пособия при землеустройстве. Вводился дифференцированный подход к предоставлению ссуд в зависимости от труднодоступности местности и общегосударственных планов заселения пригодных к переселению земель.
Рациональное и конкурентоспособное частное крестьянское хозяйство становилось базой товарно-рыночного производства сельскохозяйственной продукции, что стимулировало динамичный рост экономики России в целом.
В заключение отметим, что Столыпин, являясь рационально мыслящим политиком, вынужден был учитывать «коридор возможностей», который ему предоставила российская действительность. Как реальный политик он не мог не учитывать расстановку социальных и политических сил, накал партийной борьбы в обществе. Вместе с тем он не мог игнорировать наличие материальных ресурсов, а также возможностей адаптации общества к системным преобразованиям.
Столыпин оставил потомкам богатое наследие. Он предложил российскому обществу структурированную национальную идеологию, базовыми компонентами которой являлись законность и правовой порядок, раскрепощение личности, единое и неделимое государство, сильная и исполнительная власть, частная собственности и свободный труд, патриотизм и внешнеполитический авторитет великой державы. Вместе с тем он предложил обществу и технологии реализации своей программы системных реформ.
Реализация столыпинских реформ позволила России в канун Первой мировой войны выйти на пятое место в мире по темпам экономического роста, создать благоприятный инвестиционный и налоговый климат, повысить социальный статус значительной части россиян, укрепить обороноспособность страны, упрочить ее позиции на международной арене.
Нетрудно заметить, что проблемы, обсуждаемые сегодня, так же актуальны, как и во времена Столыпина. Ряд столыпинских идей может быть востребован и в наши дни. Сумеют ли современное общество и современная политическая элита творчески распорядиться богатым наследием П.А. Столыпина - вот в чем проблема.