Научная статья на тему 'Стоимость проживания на территории как показатель ее деловой активности'

Стоимость проживания на территории как показатель ее деловой активности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРОДУКТА / PRICE OF TERRITORIAL PRODUCT / СТОИМОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / РЕГИОН / REGION / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / TERRITORY MARKETING / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ / INTEGRAL CRITERION / COST OF LIVING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Козырев Виталий Викторович

В статье представлен способ оценки цены территориального продукта на основе статистических показателей социально-экономического развития регионов Российской Федерации. При исследовании регионов Северо-Западного федерального округа установлено, что территории с высокой стоимостью и экономической эффективностью ведения предпринимательской деятельности характеризуются высокой стоимостью проживания резидентов и нерезидентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cost of Living in a Territory as an Indicator of Its Business Activity

The article presents a method for estimating the price of a territorial product on the basis of statistical indicators of social and economic development of Russian regions. In the course of the study of the North-West Federal District it was found that areas of a high value and economic efficiency of doing business were characterized by high cost of living for residents and non-residents.

Текст научной работы на тему «Стоимость проживания на территории как показатель ее деловой активности»

Козырев Виталий Викторович

канд. биол. наук, аспирант,

Институт экономики Карельского научного центра РАН, генеральный директор ООО «Талисман», г. Петрозаводск vitlen@onego.ru

стоимость проживания на территории как показатель

ее деловой активности

_Аннотация

В статье представлен способ оценки цены территориального продукта на основе статистических показателей социально-экономического развития регионов Российской Федерации. При исследовании регионов СевероЗападного федерального округа установлено, что территории с высокой стоимостью и экономической эффективностью ведения предпринимательской деятельности характеризуются высокой стоимостью проживания резидентов и нерезидентов.

Ключевые слова: цена территориального продукта, стоимость проживания, предпринимательская деятельность, социально-экономическое развитие, регион, маркетинг территории, интегральный критерий

Экономические преобразования, осуществляемые в России, объективно требуют внесения изменений в методологию и практику регионального управления, разработку новых способов регионального управления. В условиях многоукладной экономики изменяются цели и задачи, методы и инструментарий осуществления регионального управления.

Усиление конкурентоспособности России наряду с созданием условий для притока инвестиций в экономику неотделимо от процесса оказания населению качественных публичных услуг Это возможно при использова-

нии в региональном управлении принципов территориального маркетинга.

Мониторинг социально-экономического развития территории

Целевые функции маркетинга территории заключаются в создании ее привлекательности для потенциальных клиентов, формировании престижа и имиджа территории в целом, создании благоприятных и привлекательных условий жизнедеятельности и повышения деловой активности на территории и т.д. Оценка действий территориальных органов власти в данном процессе может характеризоваться

с помощью мониторинга социально-экономического развития территориального образования, В настоящее время в рамках государственного управления мониторинг социально-экономических процессов в России объективно оказался встроенным в систему управления как метод установления контура обратной связи в целях обеспечения функций экономической, экологической и иной безопасности развития общества, В систему мониторинга включаются статистическая и иная отчетность, сбор и анализ социально-экономической информации, проведение дополнительных информационно-аналитических обследований(опросы населения и т.п.) и оценка (диагностика) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем, Для осуществления контроля с целью координации системы управления применяются системный и норматив-ныйподходы,

Нормативный подход рассматривает выполнение государственных функций и задач, поставленных в управленческих документах и выполняемых органами власти, их подразделениями и ведомствами,

Системный подход рассматривает изменение структуры для обеспечения оптимальных результатов функционирования системы, возможность использование различных методов воздействия на значения экономических показателей в зависимости от выбранного сценария,

К примеру, основные параметры для расчета интегрального критерия развития территории (ИКРТ) принимаются по данным официальной статистики и сведений полученных от министерств и ведомств, Основная цель расчета ИКРТ состоит в определении измене-

ний в экономической и социальной среде территории, в оценке тенденций и качественной характеристике сложившейся ситуации, ИКРТ рассчитывается по трем группам показателей, к которым относятся:

- демографические показатели;

- показатели оценки динамики качества жизни;

- показатели оценки динамики экономических показателей приоритетных направлений хозяйственной жизни республики,

Цена территориального продукта

В рамках маркетинга управление факторами, оказывающими влияние на субъект (организацию, территорию), осуществляется через использование определенного комплекса инструментов, Комплекс элементов маркетинга применительно к территории будет представлять собой совокупность управляемых параметров, манипулируя которыми можно наилучшим образом удовлетворить потребности человека и экономических субъектов

усиление конкурентоспособности России наряду с созданием условий для притока инвестиций в экономику неотделимо от процесса оказания населению качественных публичных услуг

региональная экономика

в общественных услугах и ресурсах территории.

Одним из компонентов комплекса территориального маркетинга является цена территориального продукта. Она формируется из затрат потенциальных клиентов территории, в том числе и ее жителей, которые несут расходы на удовлетворение своих потребностей при потреблении территориального продукта. В их состав войдут (1; 3]:

- для резидентов территории - стоимость жизни, уровень доходов и социальных льгот, стоимость конкретных товаров и услуг на территории;

- для туристов и посетителей территории - стоимость путевок, величина суточных расходов и др.;

- для корпоративных потребителей (на предынвестиционном и инвестиционном этапах) - транспортные расходы, питание и проживание групп экспертов и руководителей компа-

.. .цена территориального продукта формируется из затрат потенциальных

клиентов территории, в том числе и ее жителей, которые несут расходы на удовлетворение своих потребностей при потреблении территориального продукта

нии, время и усилия, нужные для получения необходимой информации, стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования, подготовка площадки, строительство, цены на недвижимость и т.д.

Стоимость проживания и степень деловой активности на территории

Исходя из определения цены регионального продукта, автором предложен вариант определения зависимости стоимости проживания и степени деловой активности на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации (СЗФО РФ). Методом ранжирования двух групп показателей, применяющихся при мониторинге социально-экономического развития регионов (2], определены ранги, на основе которых были определены места регионов СЗФО РФ. Первая группа исследованных показателей характеризует стоимость проживания на территории. К данным показателям относятся:

1) индекс потребительских цен;

2) величина прожиточного минимума;

3) стоимость фиксированного объема потребительских товаров и услуг;

4) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации;

5) среднедушевые денежные доходы;

6) среднедушевые денежные расходы;

7) средний размер начисленных пенсий;

8) численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;

9) удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату услуг

Ко второй группе показателей, отражающих стоимость и экономическую

Рис,

0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4.5 5 5,5 6 6,5 7 7.5 8 8.5 9 9.5 10 Степень предпринимательской деятельности, ранг

Распределение регионов СЗФО РФ по группам показателей, 2008 г,

эффективность ведения предпринимательской деятельности на территории, были отнесены:

1) валовой региональный продукт на душу населения;

2) индексы тарифов на грузоперевозки;

3) индексы цен производителей в строительстве;

4) инвестиции в основной капитал;

5) сальдированный финансовый результат деятельности организаций,

Результаты исследования Северо-Западного федерального округа

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в основе зависимости между стоимостью проживания в регионе и степенью предпринимательской активности лежит закон нормального распределения (см. рис. выше):

СП = 0,8902 х СПД + 1,2037 при I?2 = 0,7655,

где

СП - стоимость проживания в регионе, СПД - степень предпринимательской деятельности в регионе, Как следует из графика (см. рис. выше), к регионам с высоким уровнем проживания и предпринимательской активности относятся г, Санкт-Петербург, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и Республика Коми,

Республика Карелия, например, характеризуется как регион со средней стоимостью проживания на ее территории, Так, размер пенсий, заработная плата работников и величина прожиточного минимума в Карелии выше по сравнению с южными регионами - Псковской, Новгородской, Калининградской областями,

региональная эко

В то же время на территории Карелии наблюдалась низкая степень ведения предпринимательской деятельности, Показатели «величина валового регионального продукта на душу населения» и «инвестиции в основной капитал» по сравнению с другими территориями СЗФО РФ незначительны, Это свидетельствует о низких показателях валового регионального продукта в республике и слабой инвестиционной привлекательности Карелии, Инвестиции в экономику Карелии составили в 2008 году 22,7 млрд руб, При этом инвестиции в экономику г, Санкт-Петербурга были почти в 16 раз больше, Наихудшие показатели инвестиционной привлекательности наблюдались в Псковской области (16,4 млрд руб,),

Вывод

Использование показателей социально-экономического развития регионов дает представление о существующих тенденциях их развития, определяет их

место в рейтинге сопредельных территорий, Регионы СЗФО РФ с высокой стоимостью и экономической эффективностью ведения предпринимательской деятельности характеризуются высокой стоимостью проживания для их резидентов и нерезидентов, Результаты мониторинга процессов развития регионов свидетельствуют о деятельности территориальных органов власти в области привлечения инвестиций и оказания населению социальных услуг, формирования имиджа и репутации регионов, а, следовательно, о степени использования в региональном управлении инновационных форм и методов управления,

Литература

1, Панкрухин А,П, Маркетинг территорий, - М,: Изд-во РАГС, 2002, - 328 с,

2, Регионы России, Социально-экономические показатели, 2009: Стат, сб, / Росстат, -

Vitaly V. Kozyrev

Cand. of Biol. Sci., Postgraduate Student, Institute of Economics, Karelian Research Center of RAS; General Director, Talisman LLC, Petrozavodsk

The Cost of Living in a Territory as an Indicator of Its Business Activity

_Abstract

The article presents a method for estimating the price of a territorial product on the basis of statistical indicators of social and economic development of Russian regions. In the course of the study of the North-West Federal District it was found that areas of a high value and economic efficiency of doing business were characterized by high cost of living for residents and non-residents.

Keywords: price of territorial product, cost of living, entrepreneurial activity, social and economic development, region, territory marketing, integral criterion

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.