Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной активности в регионе в условиях кризиса'

Стимулирование инновационной активности в регионе в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
833
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕГИОН / КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / INNOVATIVE ACTIVITY / REGION / CLASSIFICATION OF FACTORS / STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Роман Сергеевич

Рассматриваются современные проблемы повышения инновационной активности субъектов экономической деятельности в регионах. Приводится разработанная общесистемная классификация факторов инновационной активности и обосновывается их влияние на перспективы повышения инновационной деятельности в региональной экономике в условиях мирового экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of increase of innovative activity of economic activity subjects in regions are considered. A developed classification of factors of innovative activity is given and their influence on prospects of innovative activity increase in regional economy in the conditions of the recession is proved.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной активности в регионе в условиях кризиса»

Р. С. Петров

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНЕ

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Рассматриваются современные проблемы повышения инновационной активности субъектов экономической деятельности в регионах. Приводится разработанная общесистемная классификация факторов инновационной активности и обосновывается их влияние на перспективы повышения инновационной деятельности в региональной экономике в условиях мирового экономического кризиса.

Ключевые слова: инновационная активность; регион; классификация факторов; стимулирование.

В последние годы многие российские регионы связывают перспективы развития своей экономики с инновациями, использованием новых технологий, производством продукции, способной конкурировать на внутренних и мировых рынках. Стало очевидным, что динамика развития региона зависит от его способности создавать благоприятные условия для возникновения, распространения и использования инноваций, активизации научной, образовательной и инновационной деятельности. В течение последних лет в России идет интенсивное институциональное строительство, направленное на стимулирование инновационной активности, но его результаты пока нельзя назвать удовлетворительными. В последние годы стала ясна необходимость глубокого переосмысления самой роли институтов в этих процессах. Выяснилось, что институты не только влияют на поведение экономических агентов. Они создают ограничения или стимулы для инновационной деятельности, а также и сам повод или возможность для неё. Практика показывает, что наибольшей конкурентоспособности достигают регионы, в которых кроме институтов в инновационной сфере действуют также интересы, ожидания, намерения, культурные и другие факторы, влияющие на инновационную активность хозяйствующих субъектов.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., показал, что в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, снижения цен на энергоносители необходимость создания условий для активизации инновационной деятельности и устранения препятствий на пути инновационного развития только усилилась. Рост инновационной активности и структурные сдвиги в экономике позволили бы уменьшить зависимость социально-экономического развития страны от доходов, получаемых от экспорта сырьевых ресурсов. Инновационная активность является предпосылкой повышения конкурентоспособности регионов, предприятий и выпускаемой ими продукции, повышения уровня благосостояния населения.

Для разработки эффективных механизмов стимулирования инноваций обратимся к содержанию понятия «инновационная активность». Анализ показывает, что понимание термина «инновационная активность» в экономической литературе неоднозначно. Большинство исследователей отождествляют инновационную активность с инновационной деятельностью [1], хотя они имеют разное сущностное значение, поскольку деятельность - это занятие, труд, совокупность действий, в то время как активность предполагает деятельное участие, деятельное состояние. Некоторые авторы инновационную активность рассматривают как интенсивность осуществления экономическими субъектами

деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот [2]. Другие - как комплексную характеристику инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность [3].

На наш взгляд, инновационную активность любой социально-экономической системы, в том числе и региональной, следует понимать как комплексную характеристику ее инновационной деятельности, состоящую в способности к мобилизации инновационного, интеллектуального, ресурсного и другого потенциала, включающую степень интенсивности и энергичности деятельности осуществляемых действий по разработке, внедрению и распространению инноваций.

Следует отметить, что на сегодняшний день достаточно редко встречаются попытки выполнить классификацию факторов активизации инновационной деятельности. Отдельные попытки систематизировать факторы инновационной активности предпринимались разными исследователями и в разное время. Так, например, некоторые ученые различают следующие группы факторов [3]:

- инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;

- денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;

- стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;

- поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.

В последние годы многие исследователи предлагают дополнить приведенную совокупность целым рядом факторов инновационной активности, например отраслевого характера. Действие фактора «отраслевая принадлежность предприятия» проявляется вследствие структурных сдвигов в промышленном производстве, происходящих под действием научно-технического прогресса. Этот фактор предлагается учесть посредст-

вом грамотного прогнозирования направлений научнотехнического прогресса и его последствий для анализируемой отрасли.

Несмотря на отдельные попытки некоторых ученых классифицировать и упорядочить факторы инновационной активности, до настоящего времени не существует единого систематизированного представления подобной совокупности факторов. Это приводит к отсутствию эффективной государственной стратегии инновационного развития в России и, как следствие, - к отсутствию действенных механизмов активизации инновационной деятельности. Единая система факторов

инновационной активности позволит разработать эффективные механизмы управления инновационной деятельностью, сформировать новые взаимосвязи между институтами, эффективно использовать имеющиеся ресурсы государства в целом или его регионов в частности.

Исследование факторов, оказывающих наибольшее влияние на инновационную активность, позволило разработать их общесистемную классификацию, обладающую свойством универсальности и применимости для любых регионов, вне зависимости от их специализации, размера, территориального расположения и т.п. (рис. 1).

Факторы ншшшщиоштои активности

Рис. 1. Факторы инновационной активности

Задача построения общесистемной классификации факторов инновационной активности в регионе решалась посредством выявления и изучения основных системообразующих элементов и их функциональных зависимостей. Был выбран системный признак (основание) классификации. В основу построения классификации был положен признак «связь с потребностями системы». Учитывая, что регион представляет собой мезоуровень системы государственного управления, инновационная активность на его территории находится под влиянием большой совокупности факторов макро-, мезо- и микроуровня (рис. 1). Каждый из выделенных блоков факторов был затем последовательно декомпозирован путем введения других системных признаков, в результате чего получилась развернутая многопризнаковая и многоуровневая системная классификация факторов инновационной активности в регионе, которая может быть использована для решения таких сложных задач, как задача формирования новой модели управления инновационной активностью и конкурентоспособностью региона. Построение такой системы управления чрезвычайно актуально для российских регионов, проблема конкурентоспособности которых (как внешней, так и внутренней) становится всё более актуальной в условиях возрастающей нестабильности, угроз и вызовов внешней среды.

Уровень развития выделенных факторов определяет перспективы повышения инновационной активности в региональной экономике. Рассмотрим на примере Томской области, насколько продуктивными являются действия региональной власти в направлении повышения инновационной активности путем воздействия на отдельные группы факторов.

Особенность сложившейся ситуации в Томской области состоит в способности региональной власти дос-

таточно четко определять стратегические приоритеты, совершенствовать бизнес-климат, содействовать региональному бизнесу в создании устойчивых конкурентных преимуществ, что является залогом успеха на пути повышения инновационной активности и региональной конкурентоспособности. Разработанная в Томской области стратегия развития до 2020 г. включает следующие основные инновационные ориентиры.

Томская область - один из наиболее динамично развивающихся регионов России со средним уровнем доходов на душу населения 20-40 тыс. руб. в месяц (816 тыс. долл. в год). На юге области, включая г. Томск, г. Северск и Томский район, планируется сформировать мегаполис - «Центр знаний и инноваций», основу экономики которого составит развитый научнообразовательный комплекс, высокотехнологичные и быстрорастущие компании, обеспечивающие производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, финансовый сектор и фирмы, оказывающие услуги для бизнеса.

Север области сохранит за собой статус ресурсной базы - «Источника сырья», где будет развиваться добыча нефти, газа, лесных ресурсов, руд и других полезных ископаемых. При этом близлежащие к мегаполису районы, имеющие необходимый доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре, будут «Производственными площадками», на которых планируется сформировать высокопроизводительные производственные мощности, обеспечивающие переработку добываемых в области сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов.

Мировой финансовый кризис может существенно повлиять на отдельные параметры этого стратегического плана, в основном в сторону снижения ряда соци-

ально-экономических показателей, но общий стратегический курс от этого не изменится.

Ориентация Томской области на инновационную модель развития экономики и переходу от сырьевой

направленности к экономике, основанной на знаниях, подтверждается динамикой роста количества инновационно-активных предприятий на территории области (таблица) [4-6].

Уровень инновационной активности организаций Томской области

Год Число обследованных организаций Число организаций, занимавшихся инновационной деятельностью Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций, %

2004 207 30 14,5

2005 189 32 17,1

2006 250 39 15,6

2007 273 35 14,9

Трудности становления в регионах экономики инновационного типа обусловливают необходимость государственного регулирования инновационных процессов, что, в первую очередь, вызвано их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Как было указано выше, инновации влияют на структуру общественного производства, институциональные экономические механизмы, социальную стабильность, окружающую среду, интенсивность международного технического сотрудничества, и, что самое главное, на конкурентоспособность региональной и национальной экономики. Очевидно, что государство должно регулировать инновационные процессы, т. к. в настоящее время именно они определяют перспективы развития регионов.

Главным источником роста инновационной активности в настоящее время, на наш взгляд, может служить активизация внутреннего спроса на инновационную продукцию и услуги. Спрос на инновации проявляет себя на технологическом рынке. Современный технологический рынок представляет собой весьма сложную экономическую структуру, которая действует не только в национальных рамках, но и на глобальном уровне. Предметом купли-продажи являются здесь не только товары в явном виде, но и патенты на различные технологические новшества, лицензии и т.д. Но, сколько бы сложным ни становился технологический рынок, он остается чутким индикатором спроса на инновационную продукцию и ее предложения, сигнализируя о динамике этого рынка, обеспечивая обратную связь между производителем и потребителем.

Востребованность инноваций в России остается на низком уровне. Спрос на них невелик, особенно в условиях кризиса. Известно, что отсутствие или недостаток спроса в условиях рыночной экономики является одной из главных причин спада производства. Слабое развитие инновационной деятельности также обычно связывают с действием этого фактора, в данном случае свидетельствующего, что рыночные механизмы у нас пока не заработали в полной мере, ибо в России потенциальный спрос на инновационную продукцию огромный.

Эффект развитой рыночной экономики состоит в том, что она позволяет выявлять, аккумулировать и незамедлительно внедрять интеллектуальные достижения, если они приносят прибыль. Но если ее механизмы не работают, тогда происходит то, что мы наблюдаем в России: сворачивается научно-техническая сфера, стареет производственное оборудование, все более снижается сама возможность производства конкурентоспособной продукции.

Вместе с тем в стране имеются инновационноактивные предприятия, руководство которых в числе причин, препятствующих развитию инновационной деятельности, называет не низкий спрос сам по себе, а совсем другие факторы. Главными они считают недостаток средств у предприятий и у государства, выделяемых на эти цели, высокую стоимость нововведений, иногда упоминают низкий инновационный потенциал предприятия.

Невосприимчивость предприятий к нововведениям и низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию, а также недостаточность правового обеспечения инновационного процесса большинством менеджеров были отнесены к незначительным или несущественным причинам.

Так видится проблема самими предприятиями. Но ведь финансовых средств у них недостаточно для развития потому, что невелик спрос на их продукцию. Таким образом, востребованность производством, государством, обществом есть та атмосфера, в которой только и может существовать активно функционирующее инновационное предприятие.

Инновационная активность есть суть внутреннего состояния экономической системы, которой можно управлять, целенаправленно используя возможности и потенциал человеческого капитала. Стимулирование инновационной активности должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла разработки, освоения и производства наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования, трансфер и коммерческое использование инноваций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малый экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2000. С. 23.

2. ТрифиловаА.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.

3. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.:

ИНФРА-М, 1999. С. 328.

4. Технологические инновации Томской области: Стат. сб. Томск, 2006. 62 с.

5. Индикаторы инновационной деятельности: 2007: Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 400 с.

6. Сведения об инновационной деятельности организаций Томской области за 2007 г.: Стат. бюл. Томск, 2008. 62 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 2 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.