Научная статья на тему 'Стилистически релевантные свойства и разновидности гипертекста'

Стилистически релевантные свойства и разновидности гипертекста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
448
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / СТИЛИСТИКА / СТИЛЬ / ФУНКЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ ГИПЕРТЕКСТОВ / HYPERTEXT / STYLISTICS / STYLE / FUNCTION / TYPOLOGY OF HYPERTEXTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тошович Бранко

В статье рассматриваются свойства и разновидности гипертекстов, являющиеся важными для стилистики и стилевой дифференциации языка. Определены релевантные признаки гипертекста и такие недостатки его восприятия, как быстрая дезориентация и когнитивные перегрузки. Отмечается специфика «путешествия» по гипертексту как деперсонализованному, надличностному пространству, отличающемуся своеобразной формой детерриторизации. Гипертекст характеризуется как совокупность первичного текста и бесконечного множества вторичных. Описываются основные функции гипертекста, предлагается модель его структуры, намечаются критерии для выделения типов гипертекста. На основании характера стилистической окраски выделяются стилистически гомогенный и стилистически гетерогенный, а также экспрессивно гомогенный и экспрессивно гетерогенный типы гипертекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stylistically relevant characteristics and variety of hypertext

The article deals with characteristics and variety of hypertexts, that are important for stylistics and style differentiation of language. Relevant signs of the hypertext and such shortcomings of his perception as a fast disorientation and cognitive overloads are defined. Specifics of "travel" according to the hypertext as to the depersonalizovanny, transpersonal space differing in a peculiar form of a deterritorization are noted. The hypertext is characterized as set of primary text and an infinite set of the secondary. The main functions of the hypertext are described, the model of its structure is offered, criteria for allocation of types of the hypertext are outlined. On the basis of nature of stylistic coloring text types are allocated stylistically homogeneous and stylistically heterogeneous, and also in expressive way homogeneous and in expressive way heterogeneous.

Текст научной работы на тему «Стилистически релевантные свойства и разновидности гипертекста»

УДК 808.5

СТИЛИСТИЧЕСКИ РЕЛЕВАНТНЫЕ СВОЙСТВА И РАЗНОВИДНОСТИ

ГИПЕРТЕКСТА

Б. Тошович

В статье рассматриваются свойства и разновидности гипертекстов, являющиеся важными для стилистики и стилевой дифференциации языка. Определены релевантные признаки гипертекста и такие недостатки его восприятия, как быстрая дезориентация и когнитивные перегрузки. Отмечается специфика «путешествия» по гипертексту как деперсонализованному, надличностному пространству, отличающемуся своеобразной формой детерриторизации. Гипертекст характеризуется как совокупность первичного текста и бесконечного множества вторичных. Описываются основные функции гипертекста, предлагается модель его структуры, намечаются критерии для выделения типов гипертекста. На основании характера стилистической окраски выделяются стилистически гомогенный и стилистически гетерогенный, а также экспрессивно гомогенный и экспрессивно гетерогенный типы гипертекста.

Ключевые слова и фразы: гипертекст; стилистика; стиль; функция; типология гипертекстов.

STYLISTICALLY RELEVANT CHARACTERISTICS AND VARIETY OF HYPERTEXT

B. Toshovich

The article deals with characteristics and variety of hypertexts, that are important for stylistics and style differentiation of language. Relevant signs of the hypertext and such shortcomings of his perception as a fast disorientation and cognitive overloads are defined. Specifics of "travel" according to the hypertext as to the depersonalizovanny, transpersonal space differing in a peculiar form of a deterritorization are noted. The hypertext is characterized as set of primary text and an infinite set of the secondary. The main functions of the hypertext are described, the model of its structure is offered, criteria for allocation of types of the hypertext are outlined. On the basis of nature of stylistic coloring text types are allocated stylistically homogeneous and stylistically heterogeneous, and also in expressive way homogeneous and in expressive way heterogeneous. Keywords and phrases: hypertext; stylistics; style; function; typology of hypertexts.

0. В самом узком толковании гипертекст - это объединение ссылкой как минимум двух текстов. В более широком - это (а) текст, нарушающий, прекращающий или останавливающий линейное, последовательное повествование в целях внесения новой, дополнительной информации, а также для игры или создания эффекта, (б) первичный текст, ветвящийся во вторичные тексты, (в) текст с алеаторическим переходом (по выбору пользователя) и имплицитной интертекстуальной связью, (г) текст, путь по которому прокладывает сам читатель, (д) текст с многочисленными внутренними ходами, не подчиняющимися друг другу, (е) текст, который можно дописывать и заканчивать по

собственному усмотрению (в результате чего появляется множество авторов). Гипертекст может превратиться в огромную сеть, какой является World Wide Web (www) - самая известная гипертекстовая система, лежащая в основе интернета. Это своеобразная вселенная, галактика, в которой теоретически все связано друг с другом. Данная система полностью укладывается в развиваемую нами модель корреляционала [Tosovic 2001; Тошович 2011] -мегасферы всевозможных взаимодействий, в которых отсутствуют понятия первичности/вторичности, главного и второстепенного, иерархии, начала и конца, линейности, а существуют равноправные узлы и связи, без фиксированности и неизменяемости маршрутов. В нем нет прямых путей, нет фокусировки направлений в одну точку, а наоборот - возникает взрыв возможностей. Другая совместимая/подобная система -ризома: строение корневой системы, в которой отсутствует стержевой корень и в которой появляется множество побегов [Делёз, Гваттари. URL: http://www.situation.ru/ app/j_art_1023.htm. (дата обращения - 15.12.2014)]. Гипертекст является по сути ризоматическим явлением. В гипертексте понятие центра отсутствуют, текст децентрализуется и становится многоуровневым.

1. Простейшая модель гипертекста выглядит следующим образом: текст1 ^ гиперссылка ^ текст2. Сложная модель предполагает наличие нескольких взаимосвязанных текстов и гиперссылок: текст1 ^ гиперссылкаа ^ текст2 ^ гиперссылка3 ^ текст3 ^ гиперссылкас ^ текстх ^ гиперссылках с многоуровневой структурой: из поверхностной информации одного уровня следует глубинная информация других уровней.

2. Гипертекст отличается нелинейностью (его нельзя читать только слева направо или от начала к концу), дисперсностью, интерактивностью и обратимостью. У него нет одного входа и выхода, а часто существует целый лабиринт (в результате чего возникает и соответствующий лабиринт прочтений и интерпретаций). Его можно читать налево -направо, вверх - вниз, вперед - назад, вглубь, и поэтому гипертекст получает новое измерение. Он отличается гибкостью (можно добавлять новые ссылки и тексты, обновлять документ и изменять его структуру, не меняя содержания), креолизованностью (слиянием разрозненных, неоднородных элементов) и гибридизацией (скрещиванием).

Использование гипертекста - это своеобразная экскурсия без экскурсовода (никто никем не управляет, никто не указывает куда пойти, что, где и когда искать и находить) и компаса (нет ориентации типа севера и юга, запада и востока, из-за чего происходит

дезориентация во времени и в пространстве, пользователь теряется и забывает, с чего он начал).

Кроме недостатка гипертекста, связанного с проблемой навигации и быстрой дезориентации (особенно, если возникает лабиринт), существует и когнитивная перегрузка, суть которой в следующем: «Слишком большой поток информации и постоянное переключение скоростей из-за отвлекающих факторов перегружают вашу систему. Мозг пытается экономить энергию, замедляясь в работе и принятии решений. Иногда предохранитель не срабатывает, и система полностью выходит из строя: вы больше не можете концентрировать внимание и принимать решения. Либо вы теряете самообладание. В любом случае вы отдаляетесь от своей зоны концентрации, где внимание работает наилучшим образом. Нескончаемый цикл перевозбуждения становится причиной рассеянности, неправильных решений и социальной напряженности. В итоге мы не можем сосредоточиться на выполнении работы и разорвать этот круг» [Манн, Фербер. https://plus.google.com/107104048525348436755/posts/VDf3oMRUYMk (дата обращения -15.12.2014)].

Тот, кто попадает в эту систему, совершает гипертекстовые прыжки. При этом он может (а) перемещаться по документу, (б) скроллировать линейный документ (прокручивать, плавно перемещать в одном направлении текст или изображение в какой-либо прямоугольной области экрана), (в) двигаться по дереву иерархической структуры узлов и т. п. Гипертекст дает возможность пользователю (а) переходить по собственному желанию или по заранее заданному (закодированному) пути от одной информации к другой, из одного текста в другой, (б) читать тексты, связанные отсылкой, в любом порядке, (в) формировать свою сюжетную линию.

3. Путешествие по гипертекстам - это свободная навигация, свободное плавание. В нем находится не только пользователь, но и сам текст - он также отправляется в свободное плавание и становится собственностью Сети. Автор «лишается» авторских прав и возможности беречь свой продукт от внешнего вмешательства (изменений, переработок, искажений), сохранять его аутентичность и подлинность (происходит деперсонализация, растворение автора, что некоторые называют смертью автора [Барт 1994: 384-391]). Исчезает традиционное понятие авторства, а возникает джазовый джем-сейшн (В музыке джем-сейшн является совместной, последовательной индивидуальной и общей импровизацией на заданную тему: музыканты играют без особой подготовки и взаимного

соглашения; кроме того, каждый из присутствующих может взять инструмент и выступить). Текст становится надличностным. На переход из одного текстуального пространства в другое не требуется много времени - все происходит мгновенно: нажатием на определенную клавишу или на мышь. Такое постоянное перемещение в пространстве напоминает кочевничество (Речь идет о концепция мира, предложенной Делёзом и Гваттари, суть которой состоит в отказе от идеи жесткой структуры, основанной на бинарных оппозициях, а также от идеи строгого детерминизма [Делёз, Гваттари. URL: http://www.situation.ru/ app/j_art_1023.htm. (дата обращения - 15.12.2014)]). Но это только виртуальное путешествие, путешествие сидя, в кресле за компьютером. Это своеобразная форма детерриториализации (понятие местонахождения является относительным и фактически несущественным, а границы между странами, регионами, материками становятся размытыми и невидимыми). Для навигации по гипертекстам типична неопределенность (в поиске информации открываются самые различные выходы, и пользователь может оказаться где угодно) и непредсказуемость (трудно предвидеть, какая информация всплывет в отрывающемся окне, нет фиксированных, неизменных маршрутов, траектории движения непредсказуемы). Пользователь сам выбирает, как читать текст: горизонтально, вертикально... Он самостоятельно встраивает чужие тексты, и появляются различные смысловые и интерпретационные пути (это укладывается в концепцию открытого текста Умберто Эко [Постмодернизм: Словарь терминов. URL: http://postmodemism.academic.m/87/открытое_ произведение (дата обращения - 15.12.2014)]). Очень важно то, что можно вернуться к предыдущему тексту, что обеспечивают так называемые отложенные статьи (бэктрекинг, история - поиск с возвратом на один шаг или несколько шагов назад, откат назад, возврат клиенту его ключевых слов). В передвижении по гипертексту определенную роль играет пресупозиция. Некоторым авторам гипертекстуальность является высшей формой порядка, для других она порождает настоящий хаос, а для третьих это хаосмос, как выразился Джеймс Джойс. Хаосмос является понятием постмодернистской философии, указывающим на особое состояние среды, не идентифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппозиции хаос, ни в системе отсчета оппозиции смысл - нонсенс, но характеризующееся имманентным и бесконечным потенциалом упорядочивания (смыслопорождения) при отсутствии наличного порядка (семантики) [Хаосмос. URL: http://dic.academic .ru/dic.n sf/history_of_philosophy/ ХАОСМОС (дата обращения - 15.12.2014)]. Термин ввел в 1939 Джеймс Джойс в экспериментальном, словотворческом, мифологическом и комическом романе «Поминки по

Финнегану» (Джойс 2000), написанном в технике «потока сознания» и представляющего собой смешанную цепочку бесконечных каламбуров и неологизмов на различных языках, что делает его малодоступным для понимания. Гипертекстовая сфера - это открытая и децентрализованная система.

Гипертекст гармонично укладывается в философию, литературу и эпоху постмодернизма, ориентированного на плюрализм, фрагментарность, мозаичность, ироничность, преувеличение, преуменьшение, пародию, комизм интертекстуальности, гибридность, игровой элемент, экспериментирование, многовариантность сюжета, устранение предзаданной фабулы, деконструкцию текстовой структуры, децентрализацию, делинеаризацию, пародийное переосмысление традиций, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью, нейтрализацию границ между литературой, наукой и философией, гиперавторство, открытость текста, вовлеченность читателя в творческий процесс (см.: [Бабенко 2013; Бранский 1999; Ильин 2001; ^уашу 1999]). Поэтому можно говорить о многочисленных точках соприкосновения между эпохой постмодернизма и эпохой гипертекста.

4. Гипертекстуальность - это свойство, характеристика сети текстов, возникающих (а) по воле отправителя/автора, (б) по воле автора (отправителя) и пользователя (клиента, реципиента, получателя, читателя, слушателя, зрителя), (в) по воле получателя. Автор дает пользователю возможность прекратить линейное восприятие текста и совершить дигрессию: зайти в другой текст, а потом открыть новый, третий, четвертый и т. д. Это напоминает русскую матрешку, но разница в том, что набор фигур в этом сувенире физически ограничен, а последовательность и направление фиксированы. Число потенциальных вторичных текстов почти бесконечно (это особенно касается энциклопедических и словарных гипертекстов).

5. Основная функция гипертекста состоит в углублении, расширении и объединении информации различных текстов. Некоторые авторы выделяют разнокатегориальные функции, напр., замещение, ссылки, заметки, запросы.

«Гипертекстовая технология - это создание, поддержка, расширение и просмотр текста, который представлен в виде сети. Поддерживающие эту технологию программы базируются на четырех функциях гипертекста. Это замещение, ссылки, заметки и запросы. Они свойственны только данному типу компьютерного текста.

Так, использование первой функции (из числа названных) позволяет заменять при просмотре текста любую часть информации рисунком или другим фрагментом текста. Так, вместо названия раздела можно получить аннотацию или текст, размещенный в нем.

Вторая функция - самая важная. Благодаря ей можно пользоваться связями информационной сети, в образе которой и представлен такой объект, как гипертекст. Именно через эти связи функция позволяет обращаться к связанным на уровне ассоциаций узлам. На практике это выглядит как целенаправленный просмотр на разную глубину и в разных направлениях этого текста. Пролистывать его можно при помощи мышки (в диалоговом режиме), а также при помощи запросов, которые автоматически фильтруют данные.

Функция заметки работает как стандартные заметки на полях, но с помощью целого ассортимента выразительных средств, присущих современных компьютерам - видеофайлов, цветной графики или звукового сопровождения. Данная функция - обратная. То есть какая-либо информация связывается с выделенным фрагментом, а не наоборот.

Последняя функция - запросы - помогает проводить анализ текста с конкретных позиций. Данные, связанные с фрагментом, но являющиеся при этом произвольными по отношению к нему, также могут быть использованы. Процесс поиска может быть связан с ключевыми словами, при сопоставлении с каким-либо образцом или по разделителям. То есть во всех этих случаях необходимые знания фильтруются из гипертекста.

Данная функция вкупе с первой помогает получать срезы исходника, являющиеся функционально-ориентированными. То есть позволяет структурировать гипертекст, исходя из потребностей каждого пользователя» [Гипертекст. Что это такое? URL: http://www.brightweb.ru/interesting/43.html (дата обращения - 10.11.2014)].

6. Гипертекст имеет сложную структуру. Ее образуют следующие элементы:

1) узлы (главная часть, сегмент с информацией, содержание - текст, часть текста, часть экрана, специально выделенные базы данных и т. п.);

2) связи между узлами (однонаправленные, двунаправленные и разнонаправленные, иногда в форме афферентации - обратной связи);

3) межтекстуальный «клей», обеспечивающий переходы, развилки, нелинейное ветвление; такими являются (а) перекрестные ссылки (линки), выделяющиеся цветом (синим) и подчеркиванием или выступающие в форме знака стрелочки:

(б) якори (anchor) - языковые единицы (слова, словосочетания, предложения, фрагменты текста), просвечивающиеся на экране и указывающие на начало и/или конец связи;

4) механизм манипуляции (манипуляторы - мыши, клавиатуры, кнопки) и автоматической поддержки связи внутри одного текста и между различными текстами;

5) механизм хранения информации в форме файловой системы, базы знаний, базы данных двух типов: (а) реляционных баз данных (представляющих собой совокупность взаимосвязанных таблиц с информацией об объектах определенного типа; совокупность отношений, содержащих информацию, которая должна храниться в БД в виде таблиц) и (б) объектно-ориентированных (в которых данные моделируются в виде объектов, их атрибутов, методов и классов);

6) механизм поиска информации (по ключевым словам, по запросам пользователя), установления секретного ключа, проверки аутентичности клиента;

7) механизм фильтрации и индексации (фильтры дают возможность проводить селекцию попаданий, а индексы являются списками подсвеченных слов, связей и узлов);

8) механизм навигации (когерентной - как смыслового единства), элементами которой являются пути (навигационные тропы, туры, трейлы, маршруты), фреймы, меню, закладки (сохранение текущей позиции), отложенные статьи (история, бэктрекинг), сюжетные линии, открывающиеся окна (оконные интерфейсы, оконная система), иконки, кнопки;

9) стандарты, которые бывают разными: а) SGML (Information Processing - Text and Office Systems - Standard Generalized Markup Language) - международный стандарт ISO/IEC 8879:1986 для создания и разметки структурированных документов [SGML. URL: http://www. oasis-open.org/ cover/ general. html (дата обращения: 17.12.2014)], б) HTML (HyperTextMarkupLanguage) - приложение языка SGML[HTML1. URL: http://www.w3.org/ TR/REC-html40/ (дата обращения: 17.12.2014); HTML2. URL: http://www.oasis-open.org/cover/ (дата обращения: 17.12.2014)], в) HyTime (Hypermedia/Time-basedStructuringLanguage) -международный стандарт ISO/IEC 10744:1992 для интегрированной открытой гипермедиа (речь идет о расширении SGML, обеспечивающем системно-независимое представление гиперлинков, информационных адресов, размещение информационных объектов во времени и пространстве [HyTime1. URL:http://www.w3.org/TR/REC-html40/ (дата обращения: 17.12.2014); HyTime2. URL: http://www.oasis-open.org/cover/ (дата обращения: 17.12.2014)], г) XML (Extensible Markup Language) - набор простых условий для применения SGML [XML1. URL: http://www.oasis-open.org/cover/xml.html (дата обращения: 17.12.2014)].

7. Гиперссылки могут быть синтагматическими (устанавливают горизонтальную связь в форме цепочки текстов) и парадигматическими (дают возможность вертикально

передвигаться, создавая вертикальную вереницу). Их комбинацией создается перекрестная структура (такая модель порождает гипертекст, который можно обозначить как гига-текст, мега-текст, супер-текст, гига-мега-текст, супер-гига-текст и т. п.).

Гипертекст предоставляет различные возможности передвижения и прочтения:

(а) линейное передвижение (прочтение текста за текстом по принципу вперед - назад),

(б) синхронное продвижение (прочтение по параллельными линиям), (в) рекурсивное передвижение (постоянный возврат к началу: циклические тексты), (г) продвижение по лабиринту (пересечение текстов).

8. Существует ряд критериев, по которым выделяются типы гипертекстов.

а) В зависимости от того, является ли гипертекст электронным или бумажным, выделяются гипертексты оффлайн и онлайн. К первым относятся связанные ссылками тексты, существующие за рамками интернета (бумажные, типографические гипертексты), а ко вторым тексты, которые могут полноценно функционировать только в Сети (электронные, экранные гипертексты). Для их создания можно использовать программы для разметки текста в формате HTML (HyperText Markup Language) или при помощи натурального языкового кода.

б) По наличию информационных кодов различаются мономедийные гипертексты, состоящие только из языкового материала (текст1 ^ текст2 ^ текст3 ^ текстх), и мультимедийные, являющиеся синтезом гипертекста и мультимедиа в форме гипермедиа (текст ^ графика ^ формула ^ аудиозапись ^ видео ^ чертеж ^ карта ^ движущаяся картина ^ х).

в) По способу навигации проводится разграничение между однонаправленными (с продвижением только вперед и только назад), параллельными (корпусными) и циклическими гипертекстами (с постоянным возвращением к началу).

г) По месту хранения выделятся бумажные и электронные гипертексты (последние хранятся на различных накопителях памяти типа компьютера, ноутбука, планшета, мобильного телефона, смартфона, DVD, CD, USB, сервера, узла связи и т. п.). Предшественниками гипертекста в электронном виде были карточки (в ящике). К предшественникам относятся и такие тексты как печатные издания Библии (имеем в виду пронумерованные книги, главы, стихи, например, Новый Завет состоит из 27 книг-частей, 260 глав, 7942 стиха и 8 тысяч гипертекстовых узлов), Талмуд (обладающий обилием аннотаций и комментариев), сочинения Аристотеля и др.

д) По коду гипертексты могут быть буквенными и бинарными (состоящими из комбинаций нулей и единиц).

е) По функционально-стилевым особенностям существуют литературно-художественные, публицистические, научные, разговорные гипертексты, по функционально-стилевым комплексам - сакральные и военные гипертексты, а по межстилевому характеру -рекламные, эпистолярные и мемуарные гипертексты.

9. На функционально-стилистическом уровне гипертексты получают широкое применение. Каждый функциональный стиль использует их в своих целях и в зависимости от своей природы.

10. Во взаимодействии стилистической окраски и характера текстов, объединяющихся в гипертексты, возникают две основные комбинации:

а) стилистически гомогенный гипертекст объединяет в себе различные тексты одной и той же функционально-стилистической разновидности по схеме: текст1 ^ функциональный стиль1 (ФС1) ^ текст2 ^ ФС1 ^ текст3 ^ ФС1 ^ текстх ^ ФС1; в такой гипертекстовой системе все тексты относятся к одному и тому же ФС;

б) стилистически гетерогенный гипертекст объединяет в себе различные тексты и

11 2

различные функционально-стилистические разновидности по схеме: текст ^ ФС ^ текст ^ ФС2 ^ текст3 ^ ФС3 ^ текстх ^ ФСх; значит эта гипертекстовая система состоит из различных текстов и различных ФС.

Комбинации возникают и на экспрессивном уровне:

а) экспрессивно гомогенный гипертекст объединяет различные тексты с одной и той же экспрессивной окраской (положительной, отрицательной, нейтральной) по схеме: текст1 ^ экспрессия1 ^ текст2 ^ экспрессия1 текст3 ^ экспрессия1 ^ текстх ^ экспрессия1; в такой гипертекстовой системе все тексты обладают одной и той же экспрессивной окраской (например, нейтральной);

б) экспрессивно гетерогенный гипертекст объединяет различные тексты и различные

1 12 2 3

экспрессивные окраски по схеме: текст ^ экспрессия ^ текст ^ экспрессия ^ текст ^ экспрессия3 ^ текстх ^ экспрессиях; эта гипертекстовая система состоит из различных текстов с различной экспрессивной окраской.

11. В заключение можно сказать следующее. Одним из основных приемов сетевой организации текстов является объединение двух или более текстов в один - гипертекст не в линейной последовательности, а в форме переходов, связей между текстами, позволяющих

реципиенту выбирать сведения и/или последовательность чтения. Гипертекст используется для нарушения или прекращения линейного повествования в целях внесения новой, дополнительной информации, а также для стилистических целей (создания эффекта или игры). При этом первичный текст ветвится во вторичные тексты, и появляется возможность алеаторического перехода (по выбору пользователя, который сам себе прокладывает путь). Стилистическое значение гипертекста состоит в его многочисленных внутренних ходах, не подчиняющихся друг другу и предоставляющих возможность дописывать текст и (иногда) заканчивать его по собственному усмотрению. В гипертексте высказывание децентрализуется и становится многоуровневым, что дает возможность переходить с одной информации на другую, с одной стилистической окрашенности на другую, с одного стиля на другой.

Список литературы

Бабенко Н.Г. Язык и поэтика русской прозы в эпоху постмодерна. М.: Книжный дом «Либроком», 2010. 304 c.

Барт Р. Смерть автора // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Книга по требованию, 2013. С. 384-391.

Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность. Москва. № 6. С. 117-124.

ДелёзЖ., Гваттари Ф. Ризома («Тысяча плато», глава первая) // Ж. Делёз, Ф. Гваттари. Капитализм и шизофрения. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm (дата обращения: 15.12.2014)

Джойс Д. Уэйк Финнеганов. Тверь: Kolonna Publications, 2000. 128 с. Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения), Intrada, 2001. 384 с.

Манн, Иванов и Фербер.Когнитивная перезагрузка. URL: https://plus.google.com/ 107104048525348436755/posts/VDf3oMRUYMk(дата обращения: 15.12.2014)

Открытое произведение // Постмодернизм: Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения), Intrada, 2001. URL:http://postmodernism.academic.ru/87/ открытое произведение (дата обращения: 15.12.2014)

Тошович Бранко. Корреляционная грамматика сербского, хорватского и бошняцкого языков: Часть I: Фонетика - Фонология - Просодия. М.: Языки славянской культуры, 2011. 640 с.

Гипертекст. Что это такое? URL: http://www.brightweb.ru/interesting/43.html. (дата обращения: 10.11.2014)

Хаосмос. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/ХАОСМОС. (дата обращения: 15.12.2014)

HTML. URL:http://www.w3.org/TR/REC-html40/(дата обращения: 17.12.2014) HTML. URL: http://www.oasis-open.org/cover/ (дата обращения: 17.12.2014) HyTime. URL: http://www.w3.org/TR/REC-html40/(дата обращения: 17.12.2014) HyTime. URL: http://www.oasis-open.org/cover/(дата обращения: 17.12.2014)

Intermedia. URL: http://www.computer-museum.ru/histsoft/imedia.htm (дата обращения: 04.12.2014)

Jovanov Svetislav. Recnik postmoderne: sa uputstvima za radoznale citaoce. Beograd: Geopoetika, 2011. 182 p.

SGML. URL: http://www.oasis-open.org/cover/general.html (дата обращения: 17.12.2014) Tosovic Branko. Korelaciona sintaksa. Projektional. Graz: Institut für Slawistik der Karl-Franzens-Universität, 2001. 456 p.

XML. URL: http://www.oasis-open.org/cover/xml.html (дата обращения: 17.12.2014)

References

Babenko N.G. YAzyk i poehtika russkoj prozy v ehpokhu postmoderna [The language and poetics of Russian prose in the postmodern era]. M.: Knizhnyj dom «Librokom», 2010. 304 p.

Bart R. Smert' avtora [The Death of the author]. Izbrannye raboty: Semiotika. Poehtika [Selected works: Semiotics. The poetics]. M.: Kniga po trebovaniyu, 2013. Pp. 384-391.

Branskij V. P. Sotsial'naya sinergetika kak postmodernistskaya filosofiya istorii [Social synergetics as a postmodern philosophy of history]. Obshhestvennye nauki i sovremennost'. Moskva. № 6. Pp. 117-124.

Delyoz ZH., Gvattari F. Rizoma («Tysyacha plato», glava pervaya) [Rhizome ("A Thousand plateaus", Chapter one)]. Kapitalizm i shizofreniya [Capitalism and schizophrenia]. Available at: http://www.situation.ru/app/j_art_1023.htm (accessed 15.12.2014)

Dzhojs D. Uehjk Finneganov [Wake Finnegans]. Tver': Kolonna Publications, 2000. 128 p. Il'in I.P. Postmodernizm: Slovar' terminov [Postmodernism: a Glossary of terms]. M.: INION RAN (otdel literaturovedeniya), Intrada, 2001. 384 p.

Mann, Ivanov i Ferber. Kognitivnaya perezagruzka [Cognitive restart]. Available at: https://plus.google.com/107104048525348436755/posts/VDf3oMRUYMk (accessed 15.12.2014)

Otkrytoe proizvedenie [Open work]. Postmodernizm: Slovar' terminov [Postmodernism: a Glossary of terms]. M.: INION RAN (otdel literaturovedeniya), Intrada, 2001. Available at: http://postmodernism.academic.ru/87/otkrytoe_proizvedenie (accessed 15.12.2014)

Toshovich Branko. Korrelyatsionnaya grammatika serbskogo, khorvatskogo i boshnyatskogo yazykov: CHast' I: Fonetika - Fonologiya - Prosodiya [Correlation grammar of the Serbian, Croatian and boshnakova languages: Part I: Phonetics - Phonology - Prosody]. M.: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2011. 640 p.

Gipertekst. CHto ehto takoe? [Hypertext. What is it?] Available at: http://www.brightweb.ru/interesting/43.html. (accessed 10.11.2014)

KHaosmos [Chaosmos]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_ philosophy/KHAOSMOS. (accessed 15.12.2014)

HTML. Available at: http://www.w3.org/TR/REC-html40/ (accessed 17.12.2014) HTML. Available at: http://www.oasis-open.org/cover/ (accessed 17.12.2014) HyTime. Available at: http://www.w3.org/TR/REC-html40/ (accessed 17.12.2014) HyTime. Available at: http://www.oasis-open.org/cover/ (accessed 17.12.2014) Intermedia. Available at: http://www.computer-museum.ru/histsoft/imedia.htm (accessed 04.12.2014)

Jovanov Svetislav. Recnik postmoderne: sa uputstvima za radoznale citaoce. Beograd: Geopoetika, 2011. 182 p.

SGML. Available at: http://www.oasis-open.org/cover/general.html (accessed 17.12.2014) Tosovic Branko. Korelaciona sintaksa. Projektional. Graz: Institut für Slawistik der Karl-Franzens-Universität, 2001. 456 p.

XML. Available at: http://www.oasis-open.org/cover/xml.html (accessed 17.12.2014) СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Тошович Бранко, доктор филологических наук, профессор, профессор Института

славистики Университета им. Карла и Франца в Граце

Институт славистики Университета им. Карла и Франца в Граце

Мерангассе 70, 8010 Грац, Австрия

E-mail: branko.tosovic@uni-graz.at

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT THE AUTHOR:

Tosovic Branko, Doctor of Philology, Full Professor Institut für Slawistik der Karl-Franzens-Universität Graz Merangasse 70, 8010 Graz, Österreich/Austria E-mail: branko.tosovic@uni-graz.at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.