Научная статья на тему 'Стиль работы руководителя – залог эффективности деятельности муниципалитета'

Стиль работы руководителя – залог эффективности деятельности муниципалитета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1073
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / ЧЕРТЫ СТИЛЯ / СТРУКТУРА СТИЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТИЛЯ / ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Царев А. И.

В статье автор доказывает необходимость возвращения в научный оборот и практику управления понятия «стиль руководителя», показывает зависимость эффективности деятельности органов местного самоуправления от стиля руководителя, предлагает пути его совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стиль работы руководителя – залог эффективности деятельности муниципалитета»

УДК 35.08

Царев А.И., к.ф.н., доц. (СКАГС)

СТИЛЬ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ -ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛИТЕТА

В статье автор доказывает необходимость возвращения в научный оборот и практику управления понятия «стиль руководителя», показывает зависимость эффективности деятельности органов местного самоуправления от стиля руководителя, предлагает пути его совершенствования.

Ключевые слова: Стиль руководителя; черты стиля, структура стиля, эффективность стиля; формирование стиля; совершенствование стиля.

Проблема выработки эффективного стиля деятельности современного руководителя в системе государственного и муниципального управления является одной из сложных и актуальных задач теории управления.

Особую актуальность приобретает вопрос об исследовании стиля руководителей муниципальных образований, так как местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти и большинство населения России здесь имеет право самостоятельно решать местные проблемы.

Стиль с его характерными чертами и особенностями можно рассматривать как мощный институт социального управления, способствующий достижению гармонии и взаимопонимания в обществе.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления

- результат многих слагаемых, среди которых к числу важнейших относится стиль управления, стиль руководителя. Несмотря на то, что выработка эффективного стиля является одной из сложных и актуальных задач теории и практики управления, в последние десятилетия ни научное сообщество, административно-политическая элита страны этому вопросу не уделяют должного внимания.

В трудах современных исследователей Веснина В.Р., Велкова И.Г., Игнатова В.Г., Литвинова И.П., Омарова А.М., Резника С.Д., Пономарева Л.И., Усманова Б.Ф., Гастева А.К. и другие проблемы стиля руководителей муниципальных образований в прямой постановке почти не рассматривались, хотя в работах российских ученых есть ценные материалы о личностных качествах муниципальных служащих.

Сегодня есть необходимость в теоретическом осмыслении самого понятия «стиль деятельности муниципального руководителя»,

выявлении его характерных черт и особенностей, путей овладения стилем для квалифицированного выполнения задач, стоящих перед органами управления подобного типа.

В этом контексте мы хотели большее внимание уделить путям повышения эффективности стиля деятельности руководителя муниципального образования, показать его роль и значение в успешном становлении института местного самоуправления. Ведь именно в системе муниципальных отношений, как мы уже отметили, решаются вопросы удовлетворения нужд большинства населения России.

Стиль деятельности выступает как интегральный показатель. Здесь вырабатываются новые формы и методы управления всеми социально-экономическими сферами современной жизни. Само реформирование политической и экономической системы во многом зависит от умелого применения стиля руководителей, повышения его эффективности на всех участках иерархии органов местного самоуправления. Выступая активным началом системы муниципального управления он определяет ее сущностную природу и придает ей дееспособный характер.

Обращаясь к макроуровневому аспекту управленческой деятельности, отметим, что здесь просматривается достаточно ограниченное число стилевых концепций и соответствующих типов. В 30-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным. В научной литературе раскрываются и другие (дополнительные) стили управления. К ним относятся патернализм, оппортунизм и фасадизм.

В стиле руководителя проявляются его личные качества, преломленные в определенной мере через призму особенностей и потребностей возглавляемого им коллектива. Существенное воздействие на становление стиля оказывают интеллект и общая культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, особенности характера и темперамент, присущие ему нравственные ценности, способность вести за собой коллектив и вместе с тем учиться у него, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам. Тем самым личные качества руководителя сказываются - непосредственно или опосредованно - на степени удовлетворенности трудом и мотивации поведения подчиненных, характере их межличностных отношений.

Существует мнение, что стиль руководства является достоянием или, лучше сказать, принадлежностью всякого аппарата управления. Но, видимо, понятие стиля уместно применять прежде всего в приложении к личности руководителя. Нередко употребляемое выражение,

что стиль работы аппарата управления есть, по существу, не что иное, как признание общесистемной значимости стиля руководителя. Доказательством служит хотя бы тот очевидный феномен, что с приходом нового руководителя происходит соответствующая трансформация и стиля работы учреждения, проявляющаяся в особенностях действий работников аппарата.

Таким образом, стиль руководства выражается в том, какими способами руководитель побуждает людей к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль создает и воспроизводит в системе управления особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений.

Крайне важным в этом контексте является выявление путей повышения эффективности стиля деятельности муниципального руководителя. Технологии этого процесса целесообразно рассматривать в рамках общих позиций эффективности государственного и муниципального управления, его критериев и процедур.

Критерий в общепризнанном смысле означает признак, на основе которого оценивается основной результат проделанного. Критерии эффективности представляют собой грани, стороны управленческой системы, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Они логично включают в себя не только результаты общественного (совокупного) производства, но и социальные последствия потребления соответствующих продуктов (материальных и духовных), необходимых для нормальной жизнедеятельности людей.

Повседневное соотнесение получаемых результатов государственного и муниципального управления с критериями его общей социальной эффективности позволяет видеть смысл и значение результативного стиля руководства.

В качестве важного критерия социальной эффективности государственного управления следует назвать стиль функционирования всей государственно-управляющей системы и других организационных структур. От того, какие и как используются формы, методы, средства и ресурсы для достижения поставленных целей, напрямую зависят результаты их практической реализации.

Уместно подчеркнуть, что стиль работы - это далеко не только личное дело руководителя, поскольку он, так или иначе, сказывается на всех сторонах деятельности системы. Стиль представляет собой социальное явление, ибо, во-первых, в нем отражаются мировоззрение и

убеждения руководителя, и, во-вторых, он во многом предопределяет конечные результаты функционирования системы.

Следует отметить объективный характер стиля, который всегда исходит от форм исторического развития, учета реальных условий экономического и политического положения страны.

Если говорить о руководителях муниципальных образований, их индивидуальных качествах и чертах поведения, то можно отметить, что, несмотря на общую кризисную ситуацию в стране чиновники не в полной мере понимают свою ответственность перед людьми. Президент Медведев Д.А. в своем Послании прямо обратился к этой проблеме и сказал: «Вопрос повышения ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы давно назрел»1.

Черты эффективного руководителя во многом зависят от субъективных и объективных факторов решаемых задач, степени развития коммуникации, технического и иного состояния территориальных образований, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов. Научная мысль и практика предлагает немало критериев социальной эффективности государственного и муниципального управления и процедур их применения. Однако малоразработанным здесь являются пути повышения эффективности стиля деятельности руководителя муниципального образования.

В широком смысле слова стиль охватывает все сферы деятельности властных структур. Стиль руководства лидера целесообразно рассматривать через его черты. Их нельзя противопоставлять друг другу, они взаимосвязаны и дают эффект, когда реализуются последовательно и целеустремленно.

Основываясь на теоретических разработках и практическом опыте, можно выделить следующие определяющие черты стиля работы руководителя муниципального образования;

- деловитость, основанная на компетентности и профессионализме;

- грамотное планирование;

- обеспечение постоянного контроля за исполнением принятых решений;

- умелый подбор кадров;

- критическое отношение к достигнутому;

- опора на прогрессивные традиции, преемственность и новаторство;

- демократизм, гласность, опора на здравый смысл;

- научный подход;

- коллегиальность в сочетании с персональной ответственностью;

- личное обаяние и авторитет;

- гуманизм в поступках;

- самокритичность;

- внимание и доверие к людям и др.

Все эти черты взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Современный руководитель местной администрации в результате муниципальной реформы оказался в условиях отличающихся от дореформенных, Муниципальная власть выведена из структуры государственной власти, произошло разграничение и перераспределение предметов ведения и полномочий между органами государственного управления и местного самоуправления. Муниципальные образования стали работать не на основе сметы, а на основе бюджета. Местная власть теперь больше озабочена «добыванием» денег не в коридорах власти, а ростом налогооблагаемой массы, на основе развития предприятий и организаций, местного бизнеса.

Изменения условий функционирования органов местного самоуправления объективно требуют эволюционных изменений в стиле работы руководителей местных органов власти: на первый план выступают открытость, предприимчивость, креативность, инновационность, умение сформировать команду и организовать ее работу, (не только фиксировать недостатки, а выявлять причины их возникновения, привлекать структуры гражданского общества не только к выявлению проблем, но и к устранению выявленных причин).

Послание Президента Медведева Д.А. Федеральному Собранию РФ и глобальный финансовый кризис актуализируют ряд положений, характеризующих черты стиля в современной ситуации. Это прежде всего усиление ответственности руководителей, усиление научной обоснованности новых планов и программ, приверженность демократическим ценностям Конституции, борьба с бюрократизмом чиновников, дальнейшее развитие самоуправления, борьба с коррупцией, повышение требований к государственным и муниципальным служащим и многое другое.

Каждая из этих вышеозначенных черт в свою очередь имеет содержательный аспект, технологию использования, способ применения. Это целая прикладная наука, дающая возможность муниципальному служащему с учетом объективных факторов и субъективных условий решать поставленные задачи грамотно и профессионально.

Это как бы идеальный набор средств, к которому должны стремиться управленцы. Стиль руководителя проявляется на всех этапах управленческой деятельности, от выявления проблемы, принятия ре-

шения о ее разрешении, организации его выполнения, контроля выполнения, анализа результатов и социальных последствий. Вполне понятно, что в рамках журнальной статьи невозможно раскрыть все черты стиля эффективной деятельности руководителей муниципального образования. Поэтому мы бы хотели в данной статье охарактеризовать лишь ряд важных компонентов стиля, таких как ответственность, планирование, контроль, умелый подбор кадров, умелое применение критики и др.

Ответственность как черта стиля - это сложное и многоуровневое понятие, которое может определяться как реакция руководителя на социальный контроль и самоконтроль за его деятельностью и поведением. В этом плане мера ответственности обусловлена уровнем занимаемых должностей, прав, обязанностей, морально-политических ориентиров.

Вместе с тем ответственность за экономические и социальные последствия принимаемых решений - это и результирующая профессиональных, деловых и личностных качеств руководителя, черта стиля его деятельности, фактор эффективности управленческого труда.

К сожалению, сегодня вопросы ответственности не имеют достаточной нормативно-правовой базы ни на одном уровне власти, из чего следует, что размытость механизма применения мер ответственности, отсутствие санкций и правовой базы приводит к самоуспокоенности народных избранников всех уровней. Не случайно СМИ никогда не сообщают о применении дисциплинарных взысканий, зато регулярно публикуют материалы о возбуждении уголовных дел в отношении глав администраций.

Стиль руководителя, его поведение предполагают критическое отношение к достигнутому. Критически анализируя приобретенный опыт, можно сказать, что следующей важной чертой стиля является умело налаженный контроль и проверка исполнения принимаемых решений.

Профессор Акопов Л.В. в своей монографии «Контроль в управлении государством» отмечает, что государственное и муниципальное управление является организованным процессом руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни1.

В нынешних условиях функция контроля приобретает все в большей мере социальный характер, становится инструментом обще-

1 См.: Акопов Л.В. Контроль в управлении государством. Ростов н/Д. 2002. С. 276.

ственного мнения, теряет многие карательные черты, обусловливается нормами права, законами.

Учитывая, что в последние годы к управлению приходят новые люди, их надо учить технологии контроля, используя практический опыт предшественников, который у кого-то вызывает сомнения, кто-то его отбросил совсем.

Особое значение приобретает забота о повышении его эффективности. Процессы демократизации и становления гражданского общества предполагают гласные организационные формы, нормы и правила контроля, которые бы отвечали данным историческим условиям и обеспечивали выполнение поставленных задач.

Конечно, добиться эффективности контроля можно лишь в том случае, когда управленческое решение адекватно учитывает интересы людей, на которых направлено, когда оно конкретно поддается контролю. Образно говоря, контроль и проверка исполнения являются одним из китов теории управления, и служат повышению эффективности стиля деятельности.

Важнейшей чертой стиля является умелый подбор управленческих кадров. В настоящее время этому вопросу все властные структуры уделяют самое серьезно внимание. В количественном плане кадровый корпус муниципальной службы в основном сформировался. По данным Федеральной службы государственной статистики на начало

2007 года численность персонала государственной власти и местного самоуправления достигла 1577 тыс. чел. в том числе муниципальных служащих - 507181 человек.

Характеризуя современную кадровую ситуацию в системе государственного управления и местного самоуправления, Президент РФ ДА. Медведев на совещании 23 июля 2008 года отметил, что государство слабо занимается вопросами кадровой работы.

Одним из препятствий развития является низкий уровень кадровой ротации. Как результат, нет «скамейки запасных», а решения о назначении на ведущие должности нередко принимаются по знакомству, по принципу личной преданности.

Президент страны поставил задачу: «пересмотреть подходы к нашей кадровой политике. В качестве инструмента для этого он назвал «формирование общероссийского резерва управленческих кадров»1.

Установка Президента РФ успешно реализуется в Ростовской области. В 2008 году только в СКАГС повысили квалификацию более 1600 муниципальных служащих.

Больше внимания в работе муниципальных органов требует критический анализ содержания и результатов собственной деятельности.

Искусство критики, как черты стиля, состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до человека, что именно ему нужно развить и исправить в себе, а с другой, - сохранить и даже повысить его мотивацию.

Полезно знать позиции и советы, которые в основном касаются содержания критики. Грамотный руководитель назовет недостатки, сделает анализ причин недостатков, определит их виновников персонально (исходя из их функций) и предложит продуманные пути преодоления недостатков и их причин с учетом материальных и организационных мер. Следуя этим советам, можно добиться более результативной критики.

Заключая данный сюжет, повторимся и дополним, что основными чертами стиля эффективной работы являются также научный подход к делу, что обеспечивается опытом научного анализа ситуации. Не случайно в Ростовской области к руководству муниципальными образованиями приходят люди имеющие опыт руководства и исследовательской деятельности. Среди них можно назвать Чернышева М.А. (Ростов-на-Дону) и Бевзюка В.Н. (Азовский район) - доктора наук; Пономаренко С.А. (Шахты) кандидат экономических наук; Волкова В.П. (Тарасовский район) кандидат сельскохозяйственных наук и ряд других глав муниципальных образований.

Научный подход к руководству городом-миллионником, позволил М.А. Чернышеву вести работу с заглядом на перспективу. В Ростове разработана и принята муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы. Промышленное производство в Ростове-на-Дону демонстрирует устойчивый рост. Сегодня на территории города более 200 крупных и средних предприятий. Практически весь прошлый год стабильно работали предприятия машиностроительного комплекса. Не случайно за 2008 год М.А. Чернышеву было присуждено 2-е место в номинации «Лучший глава муниципального образования».

В данном случае реальность управленческих воздействий городской администрации Ростова-на-Дону предполагает выработку эффективного стиля, в котором в совокупности задействованы все его определяющие черты. Это, прежде всего, научно обоснованное планирование, совершенствование практики принятия и реализации управленческих решений, продуманная система контроля, регламент администрации. В начале каждого текущего года подводятся итоги сделанного и ставятся новые задачи. Возьмем, к примеру, совещание в городской администрации, которое состоялось в начале 2007 года. Оно подвело

итоги социально-экономического развития Ростова и поставило задачи на 2008 год. Подобная работа проведена и в конце 2008 года. Мэр города Ростова Михаил Чернышев заявил, что в 2009 году на первый план выходит задача минимизации последствий мирового финансового кризиса1.

В регламенте городской администрации отведен специальный раздел «Организация работы с кадрами». Здесь дают и все исходные предпосылки для понимания главенствующей роли кадров как черты стиля.

Подчеркнута важность индивидуальной работы с кадрами, с приоритетным использованием резерва на выдвижение, а также конкурсов на замещение вакантных должностей согласно областному закону «О муниципальной службе в Ростовской области» и Положению об их проведении. Регламент оговорил все процедуры подбора и расстановки кадров, выявления их деловых и личностных качеств.

От стиля руководителя зависит не только экономическая эффективность деятельности, но и социально-психологический климат в коллективе и в местном сообществе.

Обратимся к конкретной ситуации. В области из года в год растет количество обмена земельными участками, их продажей, дарением и т.п. Каждый из этих случаев сопровождается оформлением многих бумаг, на что затрачивается несколько месяцев. Естественно народ ропщет: «куда смотрит власть». Мэр города Шахты С.А. Пономаренко, будучи человеком ответственным и не равнодушным, решил коренным образом изменить ситуацию. Вместе со своей командой, собрал под одной крышей представителей всех причастных к этой процедуре федеральных региональных и местных органов, обеспечил компьютерной техникой и связью, создал комфортные условия для граждан, то есть создал многофункциональный центр и теперь люди не затрачивая ни лишнего времени, ни нервов, получают свою документацию. Ныне такие центры созданы в Ростове, Новочеркасске, Таганроге, Сальске и других муниципальных образованиях. В этом примере и проявились такие черты стиля шахтинского мэра как творчество и неравнодуш-ность к людским проблемам.

Можно привести другие примеры владения эффективным стилем деятельности. Муниципальное образование «Город Гуково» (мэр -Шубин В.В.) имеет хорошие показатели роста экономической активности за прошлые годы. В городе начата реализация инновационного проекта «Процессная модель управления социальными и деловыми инициативами городского развития», проведено выездное заседание

Общероссийского совета муниципальной службы. В 2008 году проведен конкурс «Ярмарка инициатив», в рамках которого было подано 77 заявок; 21 инициатива признана победителем и получила продвижение в виде реализации. Этот опыт нашел продолжение на уровне Общероссийского совета муниципальной службы. Издан сборник «Инновационные технологии в деятельности органов местного самоуправления», который также размещен на городском сайте.

Современный стиль деятельности этого муниципального образования отмечен в областной администрации. По итогам мониторинга социально-информационных технологий, проводимого администрацией Ростовской области, администрация г. Г уково заняла седьмое место из 55 территорий области. Для того, чтобы работа в данном направлении велась более эффективно, в администрации города с 2009 года действует отдел инвестиционной политики и реализации инициатив общегородского развития. Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» муниципальное образование «Г ород Г уково» делает плодотворные шаги и достигает поставленных целей.

Грамотным стилем управленческой деятельности характеризуется местное самоуправление Тацинского района (глава района - Черкасов Н.В.). Отметим тезисно основные усилия администрации в рамках инновационных технологий. Здесь организована служба «одного окна» для предпринимателей. Контролирующие организации района ежеквартально проводят обучающие семинары для представителей малого и среднего бизнеса. В административных территориях организовано обучение общественных инспекторов, осуществляющих контроль за соблюдением общественного порядка, санитарно-гигиенических норм на предприятиях общественного питания.

Для района характерна плодотворная работа по духовному воспитанию трудящихся. Работает собственное «Тацинское телевидение», образцовым является деятельность Тацинского музея боевой и трудовой славы. Вся страна знает легендарный Тацинский рейд бадановцев в декабре 1942 года, положивший начало победы в Сталинградской битве и навеки прославивший Тацинскую землю. Регулярно проводятся мероприятия, посвященные историко-культурному наследию малой Родины тацинцев.

Заключая сюжет о путях совершенствования стиля деятельности муниципальных образований, еще раз подчеркнем, что на каждом этапе общественного развития многие из названных технологий и процедур все более совершенствуются. По существу стиль руководителя

можно рассматривать как систему способов мышления, поведения, действия. Однако это не раз и навсегда принятые формы и методы деятельности. Они диалектически развиваются, постоянно наполняются новым содержанием, требуют дальнейшего изучения.

Довольно сложным и малоизученным является здесь вопрос об овладении чертами эффективного стиля. В методической литературе называют такие направления:

- стажировка у опытных муниципальных руководителей;

- проведение научно-практических и теоретических конференций;

- изучение теоретических и политических проблем в системе семинаров, «круглых столов», курсов подготовки и переподготовки кадров;

- выработка навыков анализа передовых, эффективных форм и методов работы, раскрытие их соответствия целям государства;

- усиление внимания вопросам, раскрывающим сущность стиля работы средствами печати, радио и телевидения.

Применительно к нашей проблематике, приведенные примеры показывают грамотное использование всей совокупности черт стиля, умелого применения технологий процедур в практической деятельности. Анализ сделанного позволяет видеть основные пути повышения эффективности стиля деятельности руководителя муниципального образования. Среди них:

- научно обоснованная стратегия, воплощенная в практику с конкретными целями и оптимальными путями достижения поставленных задач;

- умение строить свою работу планомерно, добиваясь сочетания перспективно-проблемного, текущего и оперативного планирования деятельности, связи его с планами экономического, социального и культурного развития;

- реализация социальной политики и повышение ответственности кадров как важнейшей черты стиля работы руководителя, критерий оценки реализации курса на коренные социальные обновления в обществе;

- регулярная подготовка резерва кадров на все номенклатурные посты муниципального образования;

- умение обеспечить комплексный подход и деловитость во всех направлениям работы;

- курс на конкретные результаты как критерий социальной эффективности руководителя муниципального образования;

- выработка эффективного стиля, в котором в совокупности задействованы все его определяющие черты;

- повышение уровня организаторской работы муниципальных образований, ответственности и исполнительской дисциплины долж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ностных лиц, совершенствование системы контроля фактической реализации принимаемых решений;

- воспитание деловых, политических, морально-этических и патриотических качеств руководящих кадров муниципальных образований.

Таким образом, мы можем отметить, что знания и учет всех факторов и условий, влияющих на выработку эффективного стиля деятельности, являются необходимыми составляющими для научного понимания и практического овладения современным стилем работы. Те пути, которые мы предложили для повышения эффективности стиля деятельности руководителя муниципального образования, на наш взгляд, вполне приемлемы в настоящих условиях и могут принести ощутимую пользу при решении стоящих задач.

УДК 352

Губачев Н.Н. к.ф.н., доц. МГУ дизайна и технологии, ГубачевМ.Н. к.ф.н., Уфимский государственный нефтяной технический университет.

ВОПРОСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

В статье сделана попытка охарактеризовать предпринимаемые на федеральном и региональном уровне меры, ориентированные на оздоровление экономики и повышение долгосрочной конкурентоспособности российской промышленности в процессе реализации антикризисной политики.

Ключевые словосочетания: финансовый кризис, антикризисные меры, антикризисное управление, зарубежный опыт, преодоление кризисных явлений.

Впервые резкий и глубокий спад промышленного производства в России после продолжительного роста последних лет был официально зарегистрирован в ноябре 2008 г.

Объемы производства снизились по сравнению с октябрем 2008 г. практически по всем видам деятельности обрабатывающих производств. По сравнению с августом 2008 г. объем промышленного производства снизился на 7%, обрабатывающих производств - на 13%.

Существенную роль сыграло снижение экспорта, Так, в ноябре

2008 г. по отношению к сентябрю экспорт грузовых автомобилей составил 79,2%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - 73,6%.

Финансовый кризис застал российскую промышленность в фазе активного технологического перевооружения. В частности, октябре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.