Научная статья на тему 'Стиль классицизм в украшенном оружии (на примере творчества И. Лялина)'

Стиль классицизм в украшенном оружии (на примере творчества И. Лялина) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
423
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАШЕННОЕ ОРУЖИЕ / DECORATED ARMS / СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ / SMALL ARMS / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ARTS AND CRAFTS / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ARTWORK / СТИЛЬ КЛАССИЦИЗМ / CLASSICISM STYLE / И. ЛЯЛИН / I. LYALYIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бахметова Анна Владимировна

Данная статья посвящена анализу творчества крупнейшего мастера-оружейника XVIII начала XIX в. Ивана Лялина, который был одним из зачинателей новых стилевых тенденций в тульском украшенном стрелковом оружии, соответствовавших духу своего времени и эстетике стиля классицизм. Дело в том, что все образцы украшенного оружия не случайно были выработаны фантазией и искусством мастеров-оружейников. В своих формах и отделке они отражают развитие технологии и историю сменявших друг друга стилей. Увлечение античностью отражается в оружии конца XVIII столетия в элементах декора, заимствованного из наследия Римской империи, в их числе арматуры, состоящие из оружия, напоминающего древнеримское (ликторские фасции, дротики, стрелы в колчанах), гирлянды из листьев и цветов роз, венки, вазы, головы амуров, изображения геральдических животных и т.д. Иван Лялин известен также и своим оригинальным цветовым решением декора он использовал сочетание белой кости и позолоченной бронзы, иногда с черным рисунком, либо золоченой кости и дорогих сортов дерева для того, чтобы придать изделиям праздничный, парадный вид. В своей деятельности мастер использовал новые материалы и технологии, создавал оригинальные технические решения конструкций оружия. Его последователи и единомышленники продолжали развивать творческие принципы мастера, что привело к созданию «школы Ивана Лялина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бахметова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICISM STYLE IN GUNS’ DECORATIONS (ON THE EXAMPLE OF I. LYALYIN)

The article examines and analyses the works of the most famous gunsmith of the XVIII early XIX centuries, Ivan Lyalyin, who was one of the founders of the new style tendencies in decorating small arms of Tula meeting the spirit of those times and the aesthetics of classicism style. All samples of decorated arms were created by imagination and professional skills of gunsmiths not by chance. They reflected the development of the technologies and the history of styles which followed each other. The arms of the late XVIII century show the great interest to the antiquity, what is reflected in the decor elements borrowed from the Roman Empire heritage, including accessories and fittings reminding the ancient Roman ones (lictor’s fasces, javelins, arrows in quivers), garlands made of leaves and roses, vases, wreaths, Amour’s heads, heraldic images of animals and so on. Ivan Lyalyin is also famous for his original colour decor solutions. He used combinations of white bone and golden-plated bronze, sometimes adding black patterns or gilded bone and expensive types of wood to make his works look festive and posh. Lyalyin used new materials and technologies, created original technical solutions in designing arms. His followers and like-minded gunsmiths kept on developing his creative principles and styles, what brought to the creation of «the School of Ivan Lyalyin».

Текст научной работы на тему «Стиль классицизм в украшенном оружии (на примере творчества И. Лялина)»

УДК: 7.035...92

БАХМЕТОВА Анна Владимировна, аспирант факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова

СТИЛЬ КЛАССИЦИЗМ В УКРАШЕННОМ ОРУЖИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И. ЛЯЛИНА)

Данная статья посвящена анализу творчества крупнейшего мастера-оружейника XVIII - начала XIX в. Ивана Лялина, который был одним из зачинателей новых стилевых тенденций в тульском украшенном стрелковом оружии, соответствовавших духу своего времени и эстетике стиля классицизм. Дело в том, что все образцы украшенного оружия не случайно были выработаны фантазией и искусством мастеров-оружейников. В своих формах и отделке они отражают развитие технологии и историю сменявших друг друга стилей. Увлечение античностью отражается в оружии конца XVIII столетия в элементах декора, заимствованного из наследия Римской империи, в их числе арматуры, состоящие из оружия, напоминающего древнеримское (ликторские фасции, дротики, стрелы в колчанах), гирлянды из листьев и цветов роз, венки, вазы, головы амуров, изображения геральдических животных и т.д. Иван Лялин известен также и своим оригинальным цветовым решением декора - он использовал сочетание белой кости и позолоченной бронзы, иногда с черным рисунком, либо золоченой кости и дорогих сортов дерева для того, чтобы придать изделиям праздничный, парадный вид. В своей деятельности мастер использовал новые материалы и технологии, создавал оригинальные технические решения конструкций оружия. Его последователи и единомышленники продолжали развивать творческие принципы мастера, что привело к созданию «школы Ивана Лялина».

Ключевые слова: украшенное оружие; стрелковое оружие; декоративно-прикладное искусство; технология; художественное оформление; стиль классицизм; И. Лялин.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.024-028

BAHMETOVA Anna Vladimirovna, Postgraduate student, Faculty of Arts, Lomonosov Moscow State University.

CLASSICISM STYLE IN GUNS' DECORATIONS (ON THE EXAMPLE OF I.

LYALYIN)

The article examines and analyses the works of the most famous gunsmith of the XVIII - early XIX centuries, Ivan Lyalyin, who was one of the founders of the new style tendencies in decorating small arms of Tula meeting the spirit of those times and the aesthetics of classicism style. All samples of decorated arms were created by imagination and professional skills of gunsmiths not by chance. They reflected the development of the technologies and the history of styles which followed each other. The arms of the late XVIII century show the great interest to the antiquity, what is reflected in the décor elements borrowed from the Roman Empire heritage, including accessories and fittings reminding the ancient Roman ones (lictor's fasces, javelins, arrows in quivers), garlands made of leaves and roses, vases, wreaths, Amour's heads, heraldic images of animals and so on. Ivan Lyalyin is also famous for his original colour décor solutions. He used combinations of white bone and golden-plated bronze, sometimes adding black patterns or gilded bone and expensive types of wood to make his works look festive and posh.

Lyalyin used new materials and technologies, created original technical solutions in designing arms. His followers and like-minded gunsmiths kept on developing his creative principles and styles, what brought to the creation of «the School of Ivan Lyalyin».

Key words: decorated arms; small arms; arts and crafts; technology; artwork; Classicism style; I. Lyalyin.

В последней четверти XVIII столетия в художественном стиле начинает преобладать классицизм, а для отделки украшенного оружия становится характерным сочетание воронения с позолотой и насечка золотом и серебром. Эти перемены объясняются тем, что пышный двор императрицы Екатерины II требовал еще более, в сравнении с предыдущими годами, роскошного оружия, которое соответствовало бы великолепным интерьерам дворцов, богатым платьям дворян, торжественной атмосфере одного из любимых развлечений света того времени -охоты. Тульские оружейники охотно откликнулись на этот запрос, создав элегантные и торжественные предметы стрелкового оружия. Это, в свою очередь, было отмечено императрицей, которая высоко отзывалась об их искусстве: «Испытанием доказано, что империя наша во многих благополучно и славно оконченных войнах защищалась оружием дела сего завода, не знав недостатка ни в числе мастеровых и работников, ни в искусстве их, от времени далее возрастающем» [2, с. 4].

Крупнейший мастер-оружейник конца XVIII - начала XIX в. Иван Лялин был новатором, реформатором, зачинателем новых стилевых тенденций, которые соответствовали духу нового времени. Мастера не удовлетворяли привычные способы отделки оружия, и он обратился к новым материалам и техникам, стремясь внести нечто новое в оформление изделий.

Иван Лялин принадлежал к сословию тульских оружейников. В царской России мастера-оружейники были «прикреплены» к заводам, однако тульские мастера обладали большей свободой в сравнении с прочими. Тульские мастера были организованы в особое сословие и имели достаточные возможности к развитию самостоятельного производства. Это способствовало расслоению сословия на неимущих ремесленников и богачей-предпринимателей.

Производство художественного оружия в России, и в частности в Туле, велось в индивидуальном порядке силами высококвалифицированных мастеров. Оно не требовало большого

числа узкоквалифицированных рабочих, не допускало сколько-нибудь значительного разделения труда. Хорошая продукция выпускалась только мастером-художником и в сравнительно небольшом количестве.

Поскольку производство охотничьего и бытового оружия преимущественно носило частновладельческий характер, его развитие сопровождалось острой конкуренцией. Мастера держали в секрете приемы и методы обработки изделий. Все это сдерживало технический прогресс.

Некоторые из мастеров, имевшие свои мастерские, набирали к себе подростков для обучения оружейному делу. Но эти ученики больше использовались как подсобная рабочая сила. Тонкости мастерства познать им не удавалось. Мастерство, особенно секреты художественного оформления оружия, передавалось по наследству - от отца к сыну, от старшего брата к младшему и т.д. Создавались многие династии потомственных оружейников - Гольтяковых, Лялиных, Пастуховых и т.д. [1, с. 26].

Тем не менее, оригинальные художественные решения одного мастера со временем становились общим достоянием. Многие тульские мастера пошли «по стопам» И. Лялина - так возник феномен, который в литературе получил название «школы И. Лялина», о чем речь пойдет ниже.

Итак, в чем же заключалось своеобразие творческого метода И. Лялина?

Украшенное оружие работы И. Лялина трудно не опознать: мастер был верен своему методу, использовал полюбившиеся ему материалы (сталь, кость, латунь) и техники отделки -ковку, литье, резьбу, гравировку, золочение, воронение. Излюбленным его материалом для отделки лож, скрепляющих металлические части ружей и пистолетов, была слоновая кость.

Здесь необходимо отметить, что в качестве основного материала для лож у тульских мастеров выступала древесина, обычно кавказского, персидского и грецкого ореха. Шомпола к ружьям также делали из дерева. У Лялина же ложи и шомпола выполнены из слоновой кости, которая придает изделиям торжественный вид, сразу обращая на себя внимание. Нежный цвет слоновой кости подчеркивают бронзовые и латунные накладки, покрытые позолотой, ажурный рисунок гравировки.

К примеру, данное охотничье кремневое казнозарядное ружье конца XVIII в. (рис. 1) имеет ложу, выполненную из слоновой кости, его металлические части отделаны позолотой и воронением. Оно отличается большей оригинальностью оформления и необычной в техническом отношении конструкцией: благодаря ряду технических решений, ружье обладает повышенной скорострельностью [5, с. 144].

Ш

Рисунок 1. Ружье охотничье кремневое казнозарядное. Кон. XVIII в. И. Лялин.

Figure 1. Hunting shotgun flintlock canaseraga. Con. XVIII V. I. Lyalin.

Курки выполнены в виде драконьих голов. Бронзовая накладка, покрытая позолотой, на навершии шомпола отделана розами, венками, листьями, резными кистями, типичными для классицизма.

Необходимо отметить, что И. Лялин занимался не только вопросами отделки данного ружья, но и его конструкцией. Иными словами, Иван Лялин изобрел казнозарядное двуствольное кремневое ружье, а также оригинальный способ его отделки. Вообще, оружие охотничьего и произвольного образцов эволюционировало гораздо успешнее военного и указывало на возможности совершенствования последнего [4, с. 108].

Рисунок2. Ружье охотничье кремневое казнозарядное. Кон. XVIII в. И. Лялин. Фрагмент.

Figure 2. Hunting shotgun flintlock canaseraga. Con. XVIII V. I. Lyalin. Fragment.

Античные колчаны, пучки стрел и гирлянды цветов, обвитые лентами, привлекательные мягкие изгибы форм, бронзовые накладки, покрытые позолотой и великолепно прочеканенные, изображения колонн, амуров, ваз, картушей - данные элементы оформления характерны для неприкладного и прикладного искусства того времени: живописи, скульптуры, оформления мебели и предметов быта, а также художественного оружия.

На замке мы видим изображение различных фигур, например, стилизованные фигуры в шлемах, изображение орла, изображение Фемиды, а также гербы, монограмму императрицы Екатерины II (рис. 2). Достаточно часто образ правосудия ассоциировался с русской императрицей. К примеру, на картине Д.Г. Левицкого «Портрет Екатерины II - законодательницы в храме богини Правосудия» (1783), вдохновленного строками из оды Г. Державина («Виденье я узрел чудесно: / Сошла со облаков жена, / Сошла и жрицей очутилась / Или богиней предо мной. / Одежда белая струилась / На ней серебряной волной. / Градская на главе корона / Сиял при персях пояс злат... / Простертой на алтарь рукою / На жертвенном она жару / Сжигая маки благовонны / Служила вышню божеству»), императрица представлена в образе жрицы греческой богини Фемиды. Богиня Правосудия с весами в руке символизирует справедливость. Любопытно, как этот же мотив нашел свое отражение и в оформлении художественного оружия.

Данное ружье позволяет оценить высочайшее мастерство тульских златокузнецов. Все детали оформления выполнены с величайшей точностью, тщанием и удивительным вкусом. Старинное художественное стрелковое оружие несет на себе отпечаток стиля эпохи. Оно подчиняется господствующему в момент своего производства «генеральному стилю», будь то классицизм, барокко, рококо и пр. Это можно обнаружить, анализируя оружие, прежде всего его форму, декор, орнамент, мотивы сюжетов, и сравнивая его с другими изделиями.

Данный кремневый пистолет (сталь, золото, бронза, слоновая кость; ковка, резьба, чеканка, инкрустация, таушировка, золочение) также приписывают авторству И. Лялина (рис. 3), однако это неустановленный факт. Рукоять из слоновой кости украшена гравировкой. Курок сделан в виде головы орла с небольшой короной. Сочетание бежевой кости и позолоченных накладок придает изделию праздничный, парадный вид. Художественное оружие авторства Лялина и других тульских мастеров данного времени соответствовало стилю эпохи - классицизму. Однако не все изделия данного времени были выполнены с использованием слоновой кости, в большинстве своем тульские мастера предпочитали выделывать ложи ружей и рукояти пистолетов из дерева.

Рисунок 3. Пистолет кремневый. Ок. 1790 г. Предписывается авторству И. Лялина. Figure 3. The gun flint. OK. 1790 Prescribed authorship I. Lalin.

В 1801 г. мастерами «школы Ивана Лялина» был создан охотничий гарнитур, состоящий из ружья, винтовки, тромблона и пары пистолетов с кремневыми замками (рис. 4). В этом гарнитуре воплотились художественные принципы, зачинателем которых был И. Лялин Начиная от причудливо оформленных курков и рукоятей пистолетов и заканчивая замками, украшенными гравировкой, позолотой и серебрением, - все демонстрирует характерный стиль «лялиновской школы» (рис. 5).

Рисунок 4. Охотничий гарнитур (ружье, винтовка, тромблон, пистолеты). 1801 г. Школа И. Лялина.

Figure 4. Hunting headsets (shotgun, rifle, tromblon, pistols). 1801 School I. Lalin.

Рисунок 5. Охотничий гарнитур (ружье, винтовка, тромблон, пистолеты). 1801 г. Школа И. Лялина. Фрагменты.

Figure 5. Hunting headsets (shotgun, rifle, tromblon, pistols). 1801 School I. Lalin. Fragments.

Подводя итоги, можно сказать, что на конец XVIII столетия пришлось время подъема тульского оружейного искусства, которое происходило на фоне общего расцвета искусства в России, включая архитектуру, живопись, различные виды декоративно-прикладного искусства. Этот период пришелся на время доминирования такого художественного стиля, как классицизм, с его своеобразным осмыслением античного наследия. В художественном оружии этот стиль проявился ярко, соответствуя «золотой эпохе» времени царствования императрицы Екатерины II.

Новый орнаментальный стиль стал преобладающим в художественной жизни, и в творчестве оружей ников он проявлялся так же ярко, как и в других видах искусства [3, с. 156].

Для художественного оружия этого периода характерны следующие формально-композиционные особенности:

• обилие декоративных элементов, вообще характерных для классицизма, в их числе: арматуры, состоящих из оружия, напоминающего древнеримское (ликторские фасции, дротики, стрелы в колчанах), гирлянды из листьев и цветов роз, венки, вазы, головы амуров, изображения орлов (например, курки в виде голов орлов), львов (рукояти пистолетов в виде голов львов), других геральдических животных, а также сцены из античности;

• цветовое решение декора - сочетание белой кости и позолоченной бронзы, иногда с черным рисунком, либо золоченой кости и дорогих сортов дерева (школа И. Лялина);

• более строгое и выдержанное, в сравнении с предыдущей эпохой, использование декора: теперь он не занимает всю доступную поверхность, оставляя свободные плоскости, что позволяет, во-первых, подчеркнуть богатство использованных для отделки материалов, в част-

ности дерева, а во-вторых, создает характерное для классицизма чередование акцентов и пауз, обеспечивая иной, в сравнении с рококо, характер художественной образности;

• использование таких техник отделки, как таушировка золотом и серебром по вороненому (оксидированному) фону, «алмазной грани»;

• дальнейшее развитие граверного искусства, что позволяло создавать тончай шие гравированные рисунки на прикладах и рукоятях.

Значителен вклад И. Лялина в развитие тульского оружейного искусства и становление в этой области искусства стиля классицизм. Новые технологии открывали перед туляками новые художественные возможности. Сказ о Левше Н.С. Лескова - дань уважения оружейникам, которые были настолько искусны в своем мастерстве, что могли даже подковать «аглицкую стальную блоху».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1.Богомазов Д.Н. Художественное мастерство тульских оружейников. -Тула: Приокское книжное издательство, 1967. - 112 с.

2.Зыбин С.А. История Тульского Императора Петра Великого оружейного завода. Т. I. - М., 1912.

3.Каталог выставки «Старинное оружие из собрания Государственного Эрмитажа». Общ. науч. ред. М.Б. Пиотровский. Государственный Эрмитаж. - СПб., 2011.

4.Маркевич В.Е. Ручное огнестрельное оружие / Под общ. ред. Н.Л. Волковского. - СПб.: Полигон, 2005. - 496 с.

5.Шедевры тульских оружейников / сост. Берман В. - М.: Планета, 1981. - 144 с.

REFERENCES

1. Bogomazov D.N. The artistry of Tula gunsmiths. [Hudozhestvennoe masterstvo tul'skih oruzhejni-kov]. Tula: Oka publishing house, 1967. 112 p. (in Russ.).

2. Zybin S.A. The History of the Tula Emperor Peter the Great arms factory. [Istorija Tul'skogo Impe-ratora Petra Velikogo oruzhejnogo zavoda]. T. I. Moscow, 1912. (in Russ.).

3. Catalogue of the exhibition «Ancient weapons from the collection of the State Hermitage». [Katalog vystavki «Starinnoe oruzhie iz sobranija Gosudarstvennogo Jermitazha»]. General academic editors: M.B. Piotrovsky. The State Hermitage Museum, St. Petersburg, 2011. (in Russ.).

4. Markevich V.E. Firearms. [Ruchnoe ognestrel'noe oruzhie]. Under the General editorship of N.L. Volkovskiy. St. Petersburg: «Polygon», 2005. 496 p.

5. Masterpieces of Tula gunsmiths. [Shedevry tul'skih oruzhejnikov]. Compiled By Berman V. Moscow: «Planet». 1981. 144 p. (in Russ.).

Информация об авторе Information about the author

Бахметова Анна Владимировна, аспирант фа- Bahmetova Anna Vladimirovna, Postgraduate

культета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова, student, Faculty of Arts, Lomonosov Moscow

Москва,Россия State University, Moscow city, Russia

[email protected] [email protected]

Получена: 05.05.2015 Received: 05.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.